Женские образы в прозе XIX века
Женские
образы в прозе XIX века
Благородная
гордость вот ответ ее свету.
Ф. М.
Достоевский
Федор
Михайлович Достоевский — писатель особого склада. Он не примыкал ни к
либералам, ни к демократам, а вел в литературе свою тему, воплощая в образах
обиженных и оскорбленных, поломанных судьбах людей идею всепрощения. Его герои
не живут, а выживают, мучаются и ищут выхода из невыносимых условий, страждут
справедливости и покоя, но так и не обретают их... Прослеживается интересная
тенденция в изображении женских характеров писателем.
В его романах
присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие — Наташа
Ихменева, Сонечка Мармеладова — и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую
и враждебную им обстановку: Нелли, Катерина Ивановна. А позже — Настасья
Филипповна. Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли
его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно,
на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого. Автор
проповедует христианское смирение. Ему больше по душе кротость и великодушие
Наташи и Сони. Порой Федор Михайлович грешит против здравого смысла, описывая
самоотречение Наташи, но в любви, вероятно, и не бывает умничанья, а все на
эмоциях.
Наташа не хочет
рассуждать, она живет чувствами, видя все недостатки возлюбленного, пытается
обратить их в достоинства. «Вот говорили,— перебила она (Наташа),— да и ты,
впрочем, говорил, что он без характера и... и умом недалек, как ребенок. Ну, а
я этого-то в нем и любила больше всего... веришь ли этому?» Поражаешься
всепрощающей любви русской женщины. Она способна в своем чувстве совершенно
забыть себя, все бросить к ногам любимого. И чем он ничтожнее, тем сильнее и
неодолимее эта страсть. «—Я хочу... я должна... ну я вас просто спрошу: очень
вы любите Алешу? — Да, очень. — А если так... если вы очень любите Алешу...
то... вы должны любить и его счастье... составлю ли я его счастье? Имею ли я
право так говорить, потому что я его у вас отнимаю. Если вам кажется и мы решим
теперь, что с вами он будет счастливее, то... то...» Это почти фантастический
диалог — две женщины решают судьбу слабохарактерного возлюбленного, жертвуя ему
свои драгоценные души.
Ф. М. Достоевский
сумел увидеть главную черту русского женского характера и раскрыть ее в своем
творчестве. А бунтарки — чаще всего безмерные гордячки, в порыве оскорбленного
чувства идут против здравого смысла, кладут на алтарь страсти не только
собственную жизнь, но, что еще страшнее,— благополучие своих детей. Такова мать
Нелли из романа «Униженные и оскорбленные», Катерина Ивановна из «Преступления
и наказания». Это еще «пограничные» характеры от христианского смирения к
открытому бунтарству. Изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Катерины
Ивановны и Сони Мармеладовой, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о
поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное
смирение и с другой — непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Эти два
ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романов: вся линия
Ихменевых — Сонечки Мармеладовой окрашена в лирические, местами в
сентиментально-примирительные тона; в описании истории Нелли, злодеяний князя
Валковского, злоключений Катерины Ивановны преобладают обличительные интонации.
Все типы
представил писатель в своих повестях и романах, но сам остался на стороне
кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому
гибнут его «бунтарки» Нелли и Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка
Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись
Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на
Руси: мужчина — деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина.
Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально
видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве. Проходят
десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера,
запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений.
Приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/