Шкалы
склонности к отклоняющемуся поведению
|
подростки
|
|
склонные
|
несклонные
|
1. Шкала
установки на социальную желательность
|
53,7
|
60,59
|
2. Шкала
склонности к преодолению норм и правил
|
56,25
|
44,03
|
3. Шкала
склонности к аддиктивному поведению
|
51,95
|
42,31
|
4. Шкала
склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
|
53,15
|
42,10
|
5. Шкала
склонности к агрессии и насилию
|
41,95
|
38,84
|
6. Шкала
волевого контроля эмоциональных реакций
|
52,55
|
45,82
|
7. Шкала
склонности к деликвентному поведению
|
48,76
|
40,59
|
Как видно из таблицы 2.3 подростки, склонные и не склонные к
девиантному поведению, различаются по соотношению шкал склонности к отклоняющемуся
поведению. Так, все подростки давали при заполнении опросника
социально-желательные ответы. Однако, подростки, не склонные к девиантному
поведению, проявили тенденцию демонстрировать строгое соблюдение даже
малозначительных социальных норм, стремились показать себя в лучшем свете
(60,59 ср. балл). У подростков, склонных к девиантному поведению, выражена
предрасположенность к преодолению каких-либо норм и правил (56,25 ср. балл),
выявлена склонность к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов
поведения. Они стремятся противопоставлять собственные нормы и ценности
групповым, ищут трудности, которые можно было бы преодолеть. В то время, как у
подростков, не склонных к девиантному поведению преобладают конформные
установки (44,03 ср. балл), склонность следовать стереотипам и общепринятым
нормам поведения. Подростки, склонные к девиантному поведению, более
предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического
состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных
проблем (51,95 ср. балл), чем обычные подростки (42,31 ср. балл).
Примечание: 1 - шкала установки на социальную желательность;
2 - шкала склонности к преодолению норм и правил; 3 - шкала склонности к
аддиктивному поведению; 4 - шкала склонности к самоповреждающему и
саморазрушающему поведению; 5 - шкала склонности к агрессии и насилию; 6 -
шкала волевого контроля эмоциональных реакций; 7 - шкала склонности к
деликвентному поведению.
Рисунок 2.3 - Соотношение шкал склонности к отклоняющемуся
поведению у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению
Подростки, склонные к девиантному поведению, так же более склонны
к риску, у них более выражена потребность в острых ощущениях (53,15 ср. балл),
чем у обычных подростков (42,1 ср. балл) (рисунок 2.3).
Подростки, склонные к девиантному поведению, проявляют большую
слабость волевого контроля эмоциональной сферы (52,55 ср. балл), чем обычные
подростки (45,82 ср. балл). Это свидетельствует о склонности реализовывать
негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о
несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.
В тоже время, у всех подростков, независимо от склонности к
девиантному поведению, не выражены агрессивные тенденции, т.е. для них
нетипична агрессия как способ выхода из фрустрирующей ситуации (41,95 ср. балл
и 38,84 ср. балл соответственно), а также - деликтивное поведение, т.е. для них
не типично вступать в конфликт общепринятым образом жизни и правовыми нормами
(48,76 ср. балл и 40,59 ср. балл соответственно).
С помощью U-критерий Манна-Уитни, который
предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо
признака, количественно измеренного, были выявлены статистически значимые
различия у подростков, склонных и несклонных к девиантному поведению
(Приложение 4, табл. П.4.1). Были выявлены значимые различия между двумя
группами подростков по таким шкалам, как "установка на социальную
желательность" (U=365,5, при
р=0,007), "склонность к преодолению норм и правил" (U=222,0, при р=0,001), "склонность к аддиктивному
поведению" (U=217,0, при р=0,001), "склонность к
самоповреждающему и саморазрушающему поведению" (U=220,5, при р=0,001), "волевой контроль эмоциональных
реакций" (U=420,0, при р=0,037), "склонности к
деликвентному поведению" (U=247,5, при
р=0,001). Это свидетельствует о том, что подростки, склонные к девиантному
поведению, хотя и дают социально-желательные ответы, однако, не стремятся
показать себя в лучшем свете. Они проявляют склонность к отрицанию общепринятых
норм и ценностей, образцов поведения и стремятся противопоставлять собственные
нормы и ценности групповым. Они также более предрасположены к уходу от
реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к
иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Подростки,
склонные к девиантному поведению, так же более склонны к риску, у них более
выражена потребность в острых ощущениях, они склонны реализовывать негативные
эмоции непосредственно в поведении, без задержки, у них не сформирован волевой
контроль своих потребностей и чувственных влечений.
Вывод: Результаты
методики по определению склонности к отклоняющемуся поведению показали, что все
исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся
поведению, причем средний балл (коэффициент степени склонности к отклоняющемуся
поведению) у девочек немного выше, чем у мальчиков. Это свидетельствует о
конформных установках испытуемых, склонности следовать стереотипам и общепринятым
нормам поведения; о невыраженности склонности к аддиктивному поведению, либо о
хорошем социальном контроле поведенческих реакций; об отсутствии готовности к
реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации
тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих
реакциях; о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как
средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из
фрустрирующей ситуации; о жестком самоконтроле любых поведенческих
эмоциональных реакций, чувственных влечений; о невыражености склонности к
аддиктиыному поведению.
2.3
Профилактика и коррекция аддиктивного поведения у подростков в раннем юношеском
возрасте
По данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией
сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно
уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих
наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5-8% от
населения этих стран. Вместе с тем, по данным Всемирной Организации
Здравоохранения, если 7% населения страны употребляет наркотики, то страна
находится на грани кризиса.
По данным исследования Института общественного мнения каждый
девятый подросток находится в окружении постоянных потребителей наркотиков.
Примерно столько же (11,6%) входят в среду, где потребление практикуется
"от случая к случаю". Таким образом, почти каждый четвертый (23%)
опрошенный входит в среду более или менее активного наркопотребления
По данным Министерства внутренних дел, 70 % от всех
потребителей наркотиков - подростки и лица молодого возраста. Социологические
исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и
наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от
14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек.
Употребляли наркотические и токсикоманические вещества, хотя бы один раз в
жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45%
мальчиков и 18% девочек.
Так же можно привести в пример результаты анкетирования
учеников одной из школ г. Рязани. Анкетирование проводилось в марте 2014 года
результаты которого мы можем увидеть в диаграммах (Приложение 2):
На вопрос: "Куришь ли ты?" 86% обучающихся ответили
"нет", что указывает на то, что большинство учащихся неподвержены
пагубному влиянию вредной привычки - курению. Регулярно употребляют табачные
изделия 6% учащихся.
Куришь ли ты?
На вопрос: "Употребляешь ли ты пиво, вино или другие спиртные
напитки?" 94% обучающихся ответили "нет". Данный показатель
указывает на то, что большинство учащихся неподвержены алкогольной зависимости.
Регулярно алкоголь учащиеся не употребляют - 0%.23% учащихся 10 классов иногда
употребляют пиво, вино или другие спиртные напитки в других местах. Опрос
показал негативную тенденцию употребления спиртных напитков дома (20% учащиеся
11 класса), что указывает на недостаточный контроль со стороны родителей. 13%
учащихся 11 класса употребляют спиртные напитки на вечеринках и дискотеках.
Употребляешь ли ты пиво, вино или другие спиртные напитки?
Если да, то где ты чаще выпиваешь?
На вопрос: "Пробовал ли ты или употребляешь сейчас
наркотические или психотропные вещества?" 100 % обучающихся 7, 8, 9, 11
классов ответили "нет", что указывает на то, что учащиеся
неподвержены наркотической зависимости. 96% обучающихся 10 классов пробовали
наркотические или психотропные вещества. Регулярно подвержены наркотическому
влиянию 0% учащихся.
На вопрос: "Ты допускаешь, что будешь принимать какие-нибудь
наркотики, когда станешь старше?" 100 % обучающихся 7-11 классов ответили
"нет", что указывает на осознанность учащихся пагубного влияния
наркотиков.
Пробовал ли ты или употребляешь сейчас наркотические или
психотропные вещества?
Ты допускаешь, что будешь принимать какие-нибудь наркотики, когда
станешь старше?
На вопрос: "Ты допускаешь, что будешь употреблять алкоголь
(включая пиво), когда станешь старше?" 60 % обучающихся 7, 8, 9, 11
классов ответили "нет".
Ты допускаешь, что будешь употреблять алкоголь (включая пиво),
когда станешь старше?
Будут ли твои дети здоровы, если ты куришь?
На вопрос: "Ты убеждал своего знакомого бросить курить,
распивать спиртные напитки?" 46 % обучающихся 7, 8, 9, 11 классов ответили
"да", 26% ответили "нет" и "все равно", что
указывает на безразличное отношение учащихся на поведение и здоровье окружения.
Ты убеждал своего знакомого бросить курить, распивать спиртные
напитки?
Этап, который особенно ярко проявляет себя в наши дни, характерен
бурной динамикой, стремительным ростом эпидемических показателей. В обществе
резко нарастает состояние тревоги, этому способствуют средства массовой
информации, которые из конъюнктурных соображений усиливают ощущение страха и
неуверенности.
Этноцентризм, деление мира на "Мы" и "Они",
подозрительное отношение к чужакам, тем более к тем, кто уже априори определен,
как опасный для общества человек - кроется в самой нашей природе. В сознании
большинства людей интуитивно формируется норма: никогда и ни при каких
обстоятельствах не связываться с детьми из трудных семей. Можно предположить,
что резко негативное отношение к наркотикам, алкоголю, чувство страха выполняют
защитную функцию, роль барьера на пути распространения. Тем не менее, это не
изменяет ситуацию радикально, эпидемия набирает силу.
Все ранее сказанное свидетельствует, что для подростков и юношей
необходимы специальные занятия, направленные на удовлетворение познавательной
потребности и способствующие самоанализу. Для этого желательно применять
элементы психотренинга, вырабатывая необходимые навыки. Если этого не делать,
то большинство подростков и юношей, в силу своей неопытности, составят
потенциальную группу риска. Те личностные потребности, которые подросток не
может реализовать в нормальном состоянии сознания, будут активно искаться в
других состояниях и нестандартных социальных группах, т.е. возможно приобщение
к наркотикам, алкоголю и сектантству. Чтобы этого не случилось, необходима
соответствующая профилактика. Она включает в себя:
диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных
веществ (чем больше личностных потребностей не реализовано, тем больше
вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их
удовлетворения, т.е. чем больше нерешенных личностных задач - тем больше
вероятность приобщения к наркотикам, и наоборот);
выбор психокоррекционно-образовательного метода, позволяющего
подростку естественным способом реализовать себя;
проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода,
особенно в неблагополучных районах.
Стоит отметить, подростков интересуют не "застывшие"
знания в виде законов и правил, а живое, динамическое, находящееся в пределах
досягаемости знание о реальной жизни. Это именно та недостающая составляющая
знаний и умений, которая востребуется подростками. По своей сути психология
предназначена для копирования различных навыков методом переструктурализации
внутреннего опыта и управления им. То новое, что можно использовать в
преподавании и психокоррекции как методе профилактики аддиктивного поведения, -
это сам подход в подаче психологических знаний. Преподавание следует
рассматривать не как насаждение "незыблемых" психологических знаний,
а как психотерапевтический процесс в модели процессуальной психологии. Эта
модель предполагает отношение к проблемам человека как к недостатку психических
навыков разрешить ее. И вся терапия сводится к развитию необходимых навыков
путем обучения управлению своими психическими процессами для создания нового
поведения.
Мозг имеет многоуровневую организацию, как и несколько уровней
обработки информации. С психологической точки зрения можно говорить о пяти
основных уровнях.
Базовым (поверхностным) является наше внешнее окружение, внешние
сдерживающие факторы.
Мы взаимодействуем с внешним окружением своим поведением.
Наше поведение направляется сформировавшимися в мозге моделью мира
и стратегиями действий.
Наши способности организуются посредством систем убеждений.
Сами убеждения организуются через идентичность "Я -
образ".
Идентичность, или "Я - образ", осуществляется через
осознание своего предназначения в этом мире, через его духовное понимание.
Когда подросток испытывает какое-либо затруднение, то следует
определить, приходит ли данное затруднение из внешнего мира (1), или причина в
том, что конкретный человек не обладает выработанным типом поведения (2), или
он не разработал подходящей стратегии действий (3), или у него отсутствует
система убеждений (4), или он не самоидентифицировал себя (5), или не имеет
особенных мировоззренческих установок, адекватных "Я - образу" (6).
Таким образом, мы можем говорить о градации значимости (важности)
рассуждений человека в зависимости от того, на каком логическом уровне он ведет
разговор.
Например:
"Я кое-что слышал о наркотиках" - 1-й уровень;
"Видел, как принимают наркотики" - 2-й уровень;
"Знаю, как и зачем потребляют наркотики" - 3-й уровень;
"Уверен и убежден, что в некоторых ситуациях наркотики
помогают в жизни" - 4-й уровень;
"Наркотики помогают жить. Вон, на Востоке их всю жизнь
потребляют - и ничего!" - 5-й уровень;
"Наркотики изменяют сознание и дают возможность доступа в
иные миры, к иным реальностям" - 6-й уровень.
Чем глубже человек рассуждает о каком-либо явлении или поведении,
тем большую значимость оно для него имеет, соответственно, он склонен
реализовать его. Приведенные в качестве примера уровни рассуждений могут
являться и диагностическим средством.
Все это - важные различия, полезные для любого, кто работает в
области обучения, общения или совершенствования.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы по теме: "Алкоголизм,
наркомания, сектантство в подростковом и раннем юношеском возрасте", можно
сказать следующее: изучая данную тему, мы дали определение понятию
"аддиктивноее поведение", выявили причины аддиктивного поведения,
охарактеризовали современные формы аддиктивного поведения (алкоголизм,
наркомания, сектантство), провели анкетирование и наблюдение среди подростков.
Какие выводы можно сделать? Итак, всякое поведение, которое
вызывает неодобрение общественного мнения, называется аддиктивным. В широком
смысле аддиктивный человек - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся
от нормы. Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение
преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей и нравственной
деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы
общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство,
насилие и т.п.
Размытость нынешних, внедряемых свыше современными
реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения аддикции
чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить
на вопрос: в чем и от чего происходит отклонение.
В самой острой форме аддиктивность ведет к преступности, как
посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную
безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности под влияние
алкоголизма и наркомании представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и
безопасности общества и личности.
Социальное влияние и давление преступного мира на общество,
распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части
населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая
деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для
воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и
жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую,
самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это
значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с
состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между
аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание
моральных норм лежит в основе многих преступлений.
Разрушительные масштабы аддиктивности приводят общество к
состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память,
девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение,
ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти
сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения
производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе
ситуация с аддиктивным поведением подростков в юношеском возрасте еще более
усложнится.
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране,
где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит
девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и
реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить
модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой
социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами
нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система
социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы
масштабы аддиктивного поведения будут возрастать, а значит и расширять
причинную базу преступности.
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих
характер и масштабы аддикций, требует разработки в кратчайшие сроки системы
мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны
быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории
людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни
подростков, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их
ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.
Профилактика социальных отклонений может быть эффективной,
если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его
заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению,
ограничению и профилактики аддикции в поведении разных групп населения возможна
только на основе специально организованных социальных,
социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные
на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму
систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся
условиям.
Список
используемой литературы
1. Авдеев,
В.В. Психология решений проблемных ситуаций / В.В. Авдеев. - М.: Феликс, 1992.
- 178 с.
2. Аграшенков,
А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты / А. Аграшенков. -
М.: Вече АСТ, 1997. - 473 с.
. Бабосов,
Е.М. Основы конфликтологии / Е.М. Бабосов. - Минск: Право и экономика, 1997. -
392 с.
. Вершинин,
М.С. Конфликтология: Конспект лекций / М.С. Вершинин. - СПб.: Изд-во Михайлова
В.А., 2001. - 64 с.
. Гилинский,
Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.
Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. - СПб.: Медицинская
пресса, 2001. - 198 с.
. Гоголева,
А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - М.: НПО
"МОДЭК", 2003. - 240 с.
. Горьковская,
И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков / И.А. Горьковская //
Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. - 1994. - № 3.
- С.24-28.
. Залыгина,
Н.А. Аддиктивное поведение молодежи и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина,
Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - Минск: Пропилеи, 2004. - 195 с.
. Здравомыслов,
А. Социология конфликта / А. Здравомыслов. - М. Аспект Прогресс, 1996. - 261 с.
. Зеркин,
Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций / Д.П. Зеркин. - Ростов-н/Д:
"Феникс", 1998. - 480 с.
. Ильин,
Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
. Колесов,
Д.В. Эволюция и природа наркотизма / Д.В. Колесов. - М.: МОДЭК, 2000. - 400 с.
. Комарова,
И.А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт / И.А. Комарова //
Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. Материалы конференции. - М.:
МГППУ, 2011. - C.120-123.
. Кон,
И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение,
1989. - 252 с.
. Короленко,
Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития /
Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1.
- С.8-15.
. Крайг,
Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
. Краткий
психологический словарь; под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,
1985.
. Кулаков,
С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С.А.
Кулаков. - М.: Фолиум, 2001.
. Курек,
Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными
веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек. - СПб.: Алетейя, 2001. - 226
с.
. Кушнир,
Н.Я. Социально-психологические детерминанты табакокурения как вида аддиктивного
поведения / Н.Я. Кушнир, В.А. Хриптович // Сац. - пед. работа. - 2005. - № 7.
. Леонова,
Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте //
Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. - Новосибирск: НМИ, 1998. - 39 с.
. Менделевич,
В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. -
448 с.
. Муньягисеньи,
Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного
поведения у подростков / Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и
образование. - 2001. - № 4. - С.12-23.
. Наследов,
А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А.Д.
Наследов. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
. Обозов,
Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев: Изд-во
"Лыбидь", 1990. - 192 с.
. Плесюк,
Л.П. Особенности организации профилактики аддикции среди детей и подростков /
Л.П. Плесюк // Сац. - педагагичная работа. - 2005. - №5-6.
. Практическая
психодиагностика. Методики и тесты; ред. - сост.д.Я. Райгородский. - М.:
Бахрах, 2000. - 672 с.
. Профилактика
аддиктивного поведения школьников // С.Ф. Савченко, О.Г. Ивановская, Л.Я.
Гадасина и др. - М.: Изд-во Каро, 2006. - 283 с.
. Сизанов,
А.Н. Жизнь без табака / А.Н. Сизанов, Н.Н. Поплавский, В.А. Хриптович. - Минск:
Харвест, 2004. - 527 с.
. Социальная
психология; под ред.А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Академия, 2001. - 600 с.
. Фетискин,
Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /
Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии,
2002. - 490 с.
. Финькевич,
Л.В. Конфликтология. Учебно-методическое пособие / Л.В. Финькевич. - Минск:
БГПУ, 2001. - 16 с.
. Хриптович
В.А. Психологические особенности школьников с табачной аддикцией: автореф. дис.
… канд. психол. наук: 19.00.07/В.А. Хриптович; Белорус. гос. пед. ун-т им.М.
Танка. - Минск, 2009. - 24 с.
. Шабалина,
В.В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / В.В. Шабалина
// Психология подростка. - М., 1998.
Приложение
Приложение 1.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся
поведению (СОП) (А.Н. Орел)
Инструкция: "Перед вами имеется ряд
утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера,
привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по
отношению к вам.
· Если верно, то на бланке
ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под
обозначением "да" поставьте крестик или галочку.
· Если оно неверно, то
поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением "нет".
· Если вы затрудняетесь
ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше
соответствует вашему мнению.
Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника.
Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете
нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий
момент. Здесь не может быть "плохих" или "хороших", "правильных"
или "неправильных" ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна
ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно
и серьезно. Небрежность, а также стремление "улучшить" или
"ухудшить" ответы приводят к недостоверным результатам. В случае
затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто
проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника".
Текст опросника
Мужской вариант
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен
сделать сегодня.
. Я охотно записался бы добровольцем для участия в
каких-либо боевых действиях.
. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает
"маменькиным сынком" и ничего не может добиться в жизни.
. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за
нее хорошо платили.
. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что
просто не могу усидеть на месте.
. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы
быть летчиком-истребителем.
. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила
и законы.
. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и
путешествиями.
. Я всегда говорю только правду.
. Если человек в меру и без вредных последствий
употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.
. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к
ругательствам.
. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько
он хочет.
. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени,
то я обычно сохраняю спокойствие.
. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к
определенному сроку.
. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не
там, где положено.
. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если
испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
. Я иногда не слушаюсь родителей.
. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать
между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал
бы дегустатором вин.
. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица:
"Семь раз отмерь, один раз отрежь".
. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали
одурманивающие токсические вещества.
. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это
невыгодно.
. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц:
"Если нельзя, но очень хочется, то можно".
. Бывало, что я случайно попадал в драку после
употребления спиртных напитков.
. Мне редко удается заставить себя продолжать работу
после ряда обидных неудач.
. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов,
то бы обязательно в них поучаствовал.
. Бывает, что иногда я говорю неправду.
. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
. Если бы я родился в давние времена, то стал бы
благородным разбойником.
. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и
дракой.
. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые
высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
. Одежда должна с первого взгляда выделять человека
среди других в толпе.
. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это
плохое кино.
. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и
переживаниям - это нормально.
. Иногда я скучаю на уроках.
. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я
обязательно потребую от него извинений.
. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему
все, что я о нем думаю.
. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться
от обычных маршрутов.
. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных
зверей.
. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать
только очень быстро.
. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы
преступник ушел от преследования.
. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда
слышу неприличную шутку.
. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые
могут смутить окружающих.
. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю
резко.
. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о
любовных историях.
. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить
некоторые правила и запреты.
. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают
и веселятся.
. Меня раздражает, когда девушки курят.
. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в
меру и в хорошей компании выпьешь.
. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я
понимал, что сейчас не время и не место.
. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
. Мне легко заставить других людей бояться меня, и
иногда ради забавы я это делаю.
. Я смог бы своей рукой казнить преступника,
справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться
в жизни.
. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не
подходить.
. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов
первым начать драку.
. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что
хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака
сильно преувеличивают.
. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
. Когда человек в пылу спора прибегает к
"сильным" выражениям - это нормально.
. Я часто не могу сдержать свои чувства.
. Бывало, что я опаздывал на уроки.
. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над
другом.
. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из
главных мест.
. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не
согласен со мной.
. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее
задание.
. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного
настроения.
. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что
преступник остался безнаказанным.
. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых
некоторые свои поступки.
. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу
кулаком.
. Только неожиданные обстоятельства и чувство
опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее
вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью, и не
повлечет наказания.
. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет
прыгнуть вниз.
. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное
отвращение.
. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого
употребления спиртных напитков.
. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
. Временами я не могу справиться с желанием причинить
боль другим людям
. Я мог бы после небольших предварительных объяснений
управлять вертолетом.
Женский вариант
1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или
даже опережать ее.
. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать
сегодня.
. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием
пошла служить в армию.
. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
. Чтобы добиться своего девушка иногда может и подраться.
. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее
хорошо платили.
. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не
могу усидеть на месте.
. Я иногда люблю немного посплетничать.
. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают
людей старшего поколения.
. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и
законы.
. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и
путешествиями, даже если она и опасна для жизни.
. Я всегда говорю только правду.
. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет
возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.
. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.
. Я с удовольствием смотрю боевики.
. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где
он хочет.
. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я
обычно сохраняю спокойствие.
. Мне часто бывает трудно сделать работу к точно
определенному сроку.
. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где
положено.
. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если
чего-нибудь сильно захочешь.
. Бывало, что я не слушалась родителей.
. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.
. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься каратэ или
похожим видом спорта.
. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.
. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица:
"Семь раз отмерь, один раз отрежь".
. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.
. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали
одурманивающие токсические вещества.
. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
. Бывает, что мне так и хочется мысленно выругаться.
. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: "Если
нельзя, но очень хочется, то можно".
. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после
употребления спиртных напитков.
. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо
занятие после обидной неудачи.
. Многие запреты в области секса старомодны и их можно
отбросить.
. Бывает, что иногда я говорю неправду.
. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
. Если бы я родилась в давние времена, то стал бы благородной
разбойницей.
. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
. Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали
беспокойство по поводу того, что я немного выпила.
. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди
других в толпе.
. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое
кино.
. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и
переживаниям - это нормально.
. Бывает, что я скучаю на уроках
. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно
потребую от него извинений.
. Если человек раздражает меня, то готова высказать ему все,
что я о нем думаю.
. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от
обычных маршрутов.
. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на
автомобиле и мотоцикле.
. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы
преступник ушел от преследования.
. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной
анекдот.
. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение
окружающих.
. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
. Мне нравится слушать или читать о кровавых преступлениях
или о катастрофах.
. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые
правила и запреты.
. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и
веселятся.
. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.
. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в
хорошей компании выпьешь.
. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я
понимала, что сейчас не время и не место.
. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
. Некоторые люди побаиваются меня.
. Я бы хотела присутствовать при казни преступника,
справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремится в жизни.
. Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала бы в
автомобильных гонках.
. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первой
начать драку.
. Я могу вспомнить случай, когда я настолько разозлилась, что
хватала первую попавшуюся под руки вещь и ломала ее.
. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.
. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно
преувеличивают.
. Счастливы те, кто умирают молодыми.
. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам - это
допустимо.
. Я часто не могу сдержать свои чувства.
. Бывало, что я опаздывала на уроки.
. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не
согласен со мной.
. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее
задание.
. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного
настроения.
. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник
остался безнаказанным.
. Бывает, что мне приходится скрывать о взрослых некоторые
свои поступки.
. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их
обманывали.
. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
. Только неожиданные и опасные обстоятельства позволяют мне
по--настоящему проявить себя.
. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если
бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
. Когда я стою на мосту, то меня так и тянет прыгнуть вниз.
. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника
моих неприятностей.
. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого
употребления спиртных напитков.
. Я бы с удовольствием покатилась на горных лыжах с крутого
склона.
. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже
приятно.
. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с
вышки.
. Мне иногда не хочется жить.
. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной
и уметь постоять за себя.
. По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у
окружающих страх.
. Я люблю смотреть выступления боксеров.
. Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно
оскорбил меня.
. Я считаю, что уступить в споре - это значит показать себя
со слабой стороны.
. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.
. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать
мужчиной а не женщиной.
. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.
. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.
Ключ к тесту
Мужской вариант
1. Шкала установки на социально-желательные
ответы:
2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33
(нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
2. Шкала склонности к преодолению норм и
правил:
1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53
(да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93
(нет).
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22
(да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да),
60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95
(нет).
4. Шкала склонности к самоповреждающему и
саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24
(нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да),
73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).
5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15
(нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да),
48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет),
77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).
6. Шкала волевого контроля эмоциональных
реакций: 7 (да),19 (да),20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57
(да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).
7. Шкала склонности к деликвентному
поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да),
44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67
(да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).
Женский вариант
1. Шкала установки на социально-желательные
ответы
(нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32
(да),33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет)
2. Шкала склонности к нарушению норм и правил
(да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да),
44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да),86 (нет), 88
(да), 91 (да), 93 (нет)
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
(да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да),
35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74
(да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет)
4. Шкала склонности к самоповреждающему и
саморазрушающему поведению
(да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39
(да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да),76 (да), 90 (да), 91
(да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да)
5. Шкала склонности к агрессии и насилию 3 (да), 5 (да), 15 (нет),
16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51
(да), 65 (да),66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да),101
(да), 102 (да), 103 (да), 104 (да)
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
(да),19 (да),20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57
(да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да)
7. Шкала склонности к делинквентному поведению
(да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35
(да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да),
79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да)
8. Шкала принятия женской социальной роли
(нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41
(нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет),93
(да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да), 108 (да)
Примечание. Пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются
маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника
входят одновременно в несколько шкал.
Далее производится подсчет первичных ("сырых")
баллов и их перевод в стандартные Т-баллы.
Приложение 2.
Тест содержит 11 вопросов.
Опросник для анкетирования
. Куришь ли ты?
а) нет
б) один раз
в) иногда
г) регулярно
. Если да, то где обычно ты куришь?
а) дома
б) в школе
в) в компании
г) в других местах
. Употребляешь ли ты пиво, вино или другие спиртные напитки?
а) нет
б) один раз
в) иногда
г) регулярно
. Если да, то где ты чаще выпиваешь?
а) дома
б) на вечеринках
в) на дискотеках
г) в других местах
. Пробовал ли ты или употребляешь сейчас наркотические или
психотропные вещества?
а) нет
б) один раз
в) иногда
г) регулярно
. Если да, то где чаще всего это делаешь?
а) дома
б) на вечеринках
в) на дискотеках
г) в других местах
. Ты допускаешь, что будешь употреблять алкоголь (включая
пиво), когда станешь старше?
а) да
б) нет
. Ты допускаешь, что будешь принимать какие-нибудь наркотики,
когда станешь старше?
а) да
б) нет
. Знаешь ли ты о последствиях употребления ПАВ?
а) да
б) нет
. Будут ли твои дети здоровы, если ты куришь?
б) нет
в) не задумывался
. Ты убеждал своего знакомого бросить курить, распивать
спиртные напитки?
а) да
б) нет
в) все равно