.
К важнейшим социальным правам относятся:
право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд;
право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах государства;
право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на отдых и досуг, на образование, на социальную и медицинскую помощь.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг (ст. 39). В конституционной норме употреблена формулировка - «каждому гарантируется социальное обеспечение». Ее содержание означает, что право на социальное обеспечение не может ограничиваться, например, по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам дискриминационного характера, запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Раскрываются различные подходы к пониманию права граждан на социальное обеспечение. Рассматривает социальное обеспечение, обращаясь к анализу соотношения понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».
На основе анализа международных норм, закрепляющих право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, выделены признаки рассматриваемого понятия. Право на социальное обеспечение - это комплекс прав и свобод, состоящий из права на получение денежных выплат, а также получение государственных социальных услуг. Оно возникает в случае утраты заработка, болезни, наступления старости, нетрудоспособности и в иных, установленных федеральным законом случаях. Субъектами права на социальное обеспечение являются не только граждане Российской Федерации, но и каждый человек, постоянно или временно проживающий на территории Российской Федерации. Данное право финансируется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет фондов социального страхования, в том числе негосударственных. Выявленные признаки позволили сформулировать понятие: конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение - это закрепленный в Конституции Российской Федерации и гарантированный каждому комплекс прав и свобод, включающий в себя право на получение благ как в материальном, так и в натуральном выражении в случае утраты или снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности и в других установленных федеральным законом случаях.
Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ.
Конституционные принципы права человека и гражданина на социальное обеспечение - это право на обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью,
Глава 2. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение
Оптимальным способом совершенствования законодательства о социальном обеспечении является его кодификация. Необходимость именно кодификации, а не иных способов систематизации, объясняется содержательным и технико-юридическим состоянием отраслевых правовых нормативных актов, свидетельствующим о бесперспективности их упорядочения в предметом, хронологическом и ином порядке вне концептуального пересмотра самой их системы.
Исследование различных форм и видов кодификации позволило обосновать целесообразность единой отраслевой кодификации законодательства о социальном обеспечении в форме федерального кодекса социального обеспечения, позволяющая совместить оптимальную централизацию правового регулирования с правовой определенностью и прямым действием отраслевых норм. Кодификация в форме основ законодательства о социальном обеспечении менее желательна, главным образом, ввиду слишком высокого уровня нормативных обобщений, присущего этой форме, не позволяющего с достаточной полнотой урегулировать данную область общественных отношений. В отличие от предлагаемой в науке поэтапной кодификации, обосновываются преимущества единой отраслевой кодификации, в результате которой значительно возрастает шанс принять логически целостный кодекс.
Рассмотрим законодательство Российской Федерации в сфере социального обеспечения. Рассматривая законодательство о социальном обеспечении, автор приходит к выводу, что формирование столь многоаспектного института не может происходить одновременно и форсировано. Частые изменения и дополнения, вносимые в законы, осложняют правоприменительную практику и не позволяют гражданам в полной мере реализовать свои права. В таких условиях важно видеть перспективу развития законодательства о социальном обеспечении.
Автором предлагается пересмотреть части 1 и 2 Конституции Российской Федерации: закрепить на конституционном уровне право каждого на социальное обеспечение, а также гарантии данного права в виде взаимосвязи размера назначаемых пенсий с установленным законом размером прожиточного минимума.
Рассматривая вопросы о правах человека и гражданина, прежде всего обращают внимание на статью 2 Конституции Российской Федерации, так как Конституция РФ - единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
«В Конституции заключена определенная социальная программа, которая должна быть отражена в законодательстве - трудовом, гражданском, праве социального обеспечения и пр.».
В указанной статье Конституции говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». То есть права и свободы человека являются единственной высшей ценностью; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Обладателями этих прав и свобод являются: каждый человек (то есть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин Российской Федерации, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует государство - Российская Федерация.
Конституция РФ 1993 года впервые ограничила роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод.
Действующее сегодня нормативные акты противоречивы и не обладают необходимым механизмом реализации, что не позволяет государству в полной мере гарантировать конституционные социальные права граждан.
Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите. В то же время в современных условиях можно говорить об отсутствии достаточных организационных и финансовых гарантий реализации закрепленных законами прав всеми гражданами в полном объеме.
Возникает проблема: правовые акты декларативно предоставляют гражданам социальные права, но указанные права в реальной жизни не гарантированы ни организационными, ни финансовыми, ни управленческими ресурсами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия, закрепленные за ними федеральными законами, а также регулируют отношения по социальному обеспечению, непосредственно не урегулированные федеральными законами. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов.
Право граждан на социальное обеспечение нашло свое отражение не только в Конституции РФ, но и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
На территории России в данный момент действует более тысячи нормативных правовых актов, затрагивающих в той или иной степени вопросы реализации права гражданина на социальное обеспечение.
Высшей юридической силой по отношению ко всем другим правовым актам обладает Конституция. Как Основной закон государства, она служит нормативной базой для всего текущего законодательства России, закрепляет политическую и экономическую системы государства, а также провозглашает социальную направленность последнего.
Важное место в дальнейшем проведении реформирования системы социальной защиты населения в настоящее время отводится Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
.2 Органы, обеспечивающие реализацию и защиту конституционного права на социальное обеспечение
Рассмотрены законодательные, исполнительные и судебные органы, реализующие государственные функции по признанию, соблюдению и защите права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение.
Раскрывается проблема незавершенности правового разграничения полномочий органов государственной власти различного уровня в сфере социального обеспечения, дублирование сходных функций различными структурами, отсутствие завершенной и управляемой по вертикали государственной системы социального обеспечения.
Проведенный в данной работе анализ развития российского законодательства, конкретизирующего конституционные нормы об основных социальных правах человека и гражданина, позволяет сделать вывод об изменении роли государства в реализации права на социальное обеспечение - переходе от предоставления безвозмездной социальной помощи к реализации государственных социальных программ, финансируемых за счет обязательных взносов граждан в государственные фонды, и поощрению негосударственных институтов социальной поддержки граждан. В этих условиях требуется усиление государственного контроля и надзора за деятельностью государственных органов, государственных и негосударственных учреждений, на которые возложена обязанность по реализации конституционного права на социальное обеспечение. Кроме этого, рассматривается вопрос о правовом статусе государственных внебюджетных фондов. Обосновывается утверждение о том, что внебюджетные фонды, выполняющие функции государственной власти по реализации права граждан на социальное обеспечение должны быть организованы как самостоятельные федеральные органы исполнительной власти, что позволит исключить возможность нецелевого использования государственных средств.
В качестве основных задач, стоящих перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации выступают: повышение эффективности социального обслуживания населения, формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы, расширение спектра и повышение качества предоставляемых социальных услуг, улучшение положения семьи, женщин и детей, развитие сферы детского отдыха и оздоровления, укрепление системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей, развитие учреждений для их социальной реабилитации. При этом важной задачей, по мнению автора, является не столько принятие новых законов, определяющих круг полномочий субъектов Федерации в социальной сфере, сколько анализ эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и контроль за исполнением ими своих функций.
Российская Федерация взяла на себя обязательства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека, в том числе и в социальной сфере.
Государство создает финансовую базу и организационные структуры для реализации гражданами конституционного права на социальное обеспечение.
В отношениях по социальному обеспечению обязательно участвует орган исполнительной власти, без которого отношения по социальному обеспечению населения возникнуть не могут, так как только эти органы выражают исполнительную власть государства в этой сфере (такие отношения не могут возникнуть между гражданами или общественными объединениями).
Социальное обеспечение является одним из направлений социальной политики государства.
Формирование государственной политики в области социального обеспечения осуществляют законодательные органы государственной власти, и, прежде всего, Федеральное Собрание Российской Федерации - Совет Федерации и Государственная Дума.
Защита социальных и экономических прав находится преимущественно не в правовой, а в экономической сфере. Для обеспечения и защиты этой категории прав необходима, прежде всего, государственная политика, направленная на развитие реальной экономики, повышение уровня жизни населения.
Важную роль в области обеспечения социальных прав граждан играет деятельность Президента Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации утвержден целый ряд программ долгосрочного характера, в том числе и президентский, рассчитанных на создание режима социальной защищенности граждан. Была разработана и представлена на утверждение Президенту РФ федеральная концепция по обеспечению и защите прав и свобод человека.
Важную роль в деле защиты прав и свобод личности играют органы государственной исполнительной власти. Именно на Правительство Российской Федерации возлагается ответственность за проведение социально-экономической политики в стране, которая напрямую влияет на ситуацию с правами и свободами.
Основой управления социальным развитием и проводниками государственной политики в области социального обеспечения являются органы исполнительной власти - Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а в субъектах Федерации - специально созданные структуры (министерства, управления, главные управления).
Полномочиям Правительства РФ в социальной сфере направлены на: обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, развитие социального обеспечения и благотворительности; принятие мер по реализации трудовых прав граждан; разработку программ сокращения и ликвидации безработицы и обеспечение реализации этих программ; обеспечение проведения единой государственной миграционной политики; содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принятие мер по реализации молодежной политики.
2.3 Механизм реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение
В данной работе содержится анализ института социального страхования, как гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение.
Как уже было отмечено, социальное обеспечение предполагает непосредственную помощь государства и прямое обеспечение нуждающимся, которые сами не могут обеспечить себе достойный уровень жизни. В то же время максимум государственных усилий должны быть направлены на создание условий, при которых гражданское общество и его отдельные члены смогли бы обеспечить себя всем необходимым, путем создания эффективных и действенных механизмов перераспределения материальных благ.
Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение в социальном обеспечении населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.
Помимо совершенствования действующих социальных программ необходимо развитие дополнительных государственных проектов, основанных на добровольном социальном страховании. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Конституции Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В целях реализации данной нормы требуется введение механизмов стимулирования работодателей и застрахованных лиц к участию в добровольном социальном страховании, в том числе установление налоговых льгот организациям, имеющим корпоративные пенсионные системы.
Создание благоприятного правового поля для развития добровольного социального страхования, благотворительности и дополнительных негосударственных форм социального обеспечения позволит дополнить усилия государства по созданию достойного уровня жизни лиц, нуждающихся в социальном обеспечении.
Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ он является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Для этой цели Президент Российской Федерации располагает специальными конституционными средствами: выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам правотворческую деятельность, которая заключается в издании указов, направленных на защиту как прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп (ст. 90), вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, в частности, нарушающих права и свободы (ч. 2 ст. 85) и т.д. Кроме того, существуют специальные правозащитные структуры, к числу которых относится Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Он является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества. Особое значение в конституционном механизме защиты прав человека и гражданина имеют органы законодательной власти Федерации и ее субъектов.
Задачей Уполномоченного по правам человека в РФ является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации должность Уполномоченного по правам человека может учреждаться и в субъекте Российской Федерации. Кроме того, в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Для выполнения возложенных на него обязанностей Уполномоченному предоставляется ряд прав, в том числе право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти необходимые сведения и материалы, беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными органами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц и др. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано также учредить должность Уполномоченного по правам ребёнка.
Основное место в национальном механизме защиты прав человека принадлежит судебной системе. Статья 46 Конституции РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Деятельность судебной системы направлена на защиту любых нарушений прав и свобод со стороны, как государственных органов, так и частных лиц. При этом основная нагрузка по обеспечению и защите прав и свобод человека лежит на судах общей юрисдикции.
Важную роль в судебной системе играет и Конституционный Суд Российской Федерации, который наделен функцией конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны. Рассмотрению конституционного механизма защиты прав и свобод человека посвящены труды многих ученых юристов. К примеру, интересен подход М.В. Мархгейма к определению конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, под которой понимается "целостная конституционно обусловленная упорядоченная совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств и нарушений, а также на достижение в стране состояния их реальной защищенности". Однако следует отметить, что до сих пор нет единого научного или законодательного определения механизма государственно-правовой защиты прав человека и гражданина. По словарю русского языка С.И. Ожегова, слово "механизм" обозначает систему, внутреннее устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности, процесса.
Таким образом, основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового аспекта.
Заключение
Проведенное исследование конституционного права граждан на социальное обеспечение в системе комплекса прав человека и гражданина, позволило сделать следующие выводы и предложения по совершенствованию законодательной базы в области реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.
В современном обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации и находят свое подтверждение в социальной политике.
Конституционные социальные права - это совокупность конституционных прав человека, гарантирующих ему достойную жизнь и социальную защищенность, обеспечивающих оказание ему государством поддержки и помощи в трудной жизненной ситуации.
Конституционное право на социальное обеспечение имеет важное значение для развития личности, общества, государства.
Конституционные принципы права человека на социальное обеспечение представляют собой право на обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом.
Реализацию и защиту конституционного права на социальное обеспечение обеспечивают следующие органы: законодательные, исполнительные и судебные, органы, реализующие государственные функции по признанию, соблюдению и защите права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение.
Механизм реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение характеризуется создание благоприятного правового поля для развития добровольного социального страхования, благотворительности и дополнительных негосударственных форм социального обеспечения позволит дополнить усилия государства по созданию достойного уровня жизни лиц, нуждающихся в социальном обеспечении.
Основные проблемные вопросы государственного управления земельным фондом, обозначенные во введении, и предложения по их разрешению приведены ниже:
. Вследствие того, что действующее законодательство не раскрывает понятия «социальное обеспечение», хотя однозначное понимание этого понятия важно для нормотворческой и правоприменительной деятельности, так как от этого зависят точность его употребления в нормативных правовых актах, их правильное понимание и применение, то представляется возможным дополнить часть 1 статьи 39 Конституции РФ следующим содержанием: «Социальное обеспечение - это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг».
2. Специфика конституционных социальных прав граждан Российской Федерации заключается в том, что посредством социальных прав достигается достойный уровень жизни тех, кто самостоятельно в силу различных причин не может приблизиться к нему; реализация социальных прав невозможна без эффективного государственного регулирования; социальные права являются гарантией реализации основных прав каждого человека. Учитывая сущность и содержание конституционного права на социальное обеспечение, нуждающегося в первоочередной защите и наделении конституционными и законодательными гарантиями, со стороны государства, предлагается внести изменения в части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, изложить их в следующей редакции:
«1. Каждый имеет право на социальное обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом.
2. Государственные пенсии, социальные пособия устанавливаются законом. Размер пенсии в совокупности с иными видами социального обеспечения не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума».
. Законодательство о социальном обеспечении - одна из наиболее сложных и нестабильных отраслей российского законодательства. Основная причина этого - в бессистемном развитии отраслевого нормативного массива, отсутствии единого кодифицированного акта.
Оптимальным способом совершенствования законодательства о социальном обеспечении является его кодификация. Необходимость именно кодификации, а не иных способов систематизации, объясняется содержательным и технико-юридическим состоянием отраслевых правовых нормативных актов, свидетельствующим о бесперспективности их упорядочения в предметом, хронологическом и ином порядке вне концептуального пересмотра самой их системы. Исследование различных форм и видов кодификации позволило обосновать целесообразность единой отраслевой кодификации законодательства о социальном обеспечении в форме федерального кодекса социального обеспечения, позволяющей совместить оптимальную централизацию правового регулирования с правовой определенностью и прямым действием отраслевых норм.
Множественность нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения, сложность языка, которым они изложены, не способствуют пониманию и принятию их содержания гражданами, тем более что среди них немало граждан с ограниченными возможностями.
Таким образом, разработка правовых положений по совершенствованию сложного многогранного процесса реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение является важной и необходимой задачей деятельности государства.
конституционный право социальный пенсия
Библиографический список
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014, в "Собрании законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691.Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014, в "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851.
. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.
. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 238-239, 20.12.2001.
5. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563, "Российская газета", N 234, 02.12.1995. Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
6. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"// В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, N 50, ст. 4872, "Российская газета", N 243, 19.12.1995. Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"// "Российская газета", N 166, 04.09.2009,
9. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", N 27, 07.02.2014.
10. Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 № 535 (ред. от 04.09.2012) «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 3029.
КНИГИ
. Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. 2013. № 11. С. 17-24.
. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте. Размышления к юбилею Конституционного Суда // журнал конституционного правосудия. 2012. N 4. С. 1 - 7.// Статья: Конституционный Суд России в историческом контексте. Размышления к юбилею Конституционного Суда (Зорькин В.Д.) ("Журнал конституционного правосудия", 2012, N 4).
. Орлова Е.Е. Механизм финансирования реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение в сфере занятости населения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2014. - № C49. - С. 84-90.
. Федорова М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. 2007. - № 3. - С. 523-534.