Христианские мотивы в прозе XIX века
Христианские
мотивы в прозе XIX века
То, что
справедливо и несправедливо,— не дано судить людям.
Л. Толстой
Обладая чутким
сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и
оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного
общества Но многие из этих обиженных стояли в стороне от освободи тельной
борьбы и искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в
романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и его творчестве в целом.
Добролюбов отмечал, что в произведении даны два типа ге роев: «кроткие и
ожесточенные». Кроткие не протестуют, смиренно принимают любые удары судьбы,
стараясь противопоставить злодейству и мукам всепрощение и понимание. Это Наташ
Ихменева, ее родители, рассказчик — писатель Иван Петрович.
Ожесточенные,
наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют
против несправедливости существующей в мире. Но их протест трагичен, ибо он
приводит к гибели, как это происходит с Нелли. Автор полностью н стороне
смирившихся, отдающих свою жертвенную любовь всепрощение заблудшим. Вся
сюжетная линия Ихменевых оь рашена в лирические, местами
сентиментально-примирительны тона. Достоевский рассказывает, как дочь
мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя
Валковского — Алешу и не получив родительского благословение уходит из дома к
нему. И за это ее проклинает отец, однако ветреный и легкомысленный Алеша
вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию отца женится на
нез
Униженная и
оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается в родительский дом, и
отец прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и
оскорблен оте Наташи — Николай Сергеевич; этого доброго, доверчивого человека,
который приютил в своем доме Алешу и навел пор, док в разоренном княжеском
имении, Валковский обвиняет мошенничестве. Князь безжалостно изгоняет Ихменева,
как только тот становится не нужен. Страдания Ихменева усугубляются конфликтом
с дочерью. Для Николая Сергеевича ух< дочери из дома — позор. Не меньше
страдает и мать Наташ вынужденная терпеть не только потерю дочери, но и гнев
мужа. Страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изображает в романе как
самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних
привязанностях, поступается собственным достоинством.
Достоевский
высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу
характера. Однако жизнь не приносит ей счастья, Наташа признается своему другу,
писателю Ивану Петровичу: «Я ужасно любила его прощать, Ваня, знаешь, что когда
он оставлял меня одну, я хожу, бывало, по комнате, мучаюся, плачу, а сама
иногда подумываю: чем виноватее он передо мой, тем ведь лучше... да! И знаешь,
мне всегда представлялось, что он как будто такой маленький мальчик; я сижу, а
он положил ко мне на колени голову, заснул, а я его тихонько по голове глажу,
ласкаю...» Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя.
Но непосредственный виновник ее страданий — Алеша. Он оторвал ее от семьи,
опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу
по настоянию отца и женится на обладательнице миллионного приданого Кате. Есть
все основания осудить его, но Достоевский этого не делает.
В соответствии
с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик,
Иван Петрович, смотрит на молодого князя влюбленными глазами Наташи. Он не
видит эгоизма героя, а любуется, даже восхищается Алешей. Он склонен все
объяснить детскостью князя. Автор заставляет свою обесчещенную, обманутую
героиню призывать к жалости и прощению Алеши. «Не вини его, Ваня,— перебила
Наташа...— его судить нельзя как всех других... его и воспитали не так. Разве
он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский
совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это
ослабляет социальную остроту романа. Как моралист автор не осуждает Алешу, а
проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее Наташу.
В кодекс
гуманизма писателя входило и такое понятие, как страдание. Достоевский убежден,
что страданием человек очищается. В романе «Униженные и оскорбленные» автор
показал Ихменева, который отказался от борьбы, проповедуя гордое смирение. «О!
Пусть мы унижены, пусть мы оскорблены, но мы опять вместе, и пусть, пусть
теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!»
Достоевский
придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило
страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не выхода в
борьбе. Поэтому призывом идти «рука в руку Ихменев обращается к прощенной
дочери. Это любимой мыслью писателя о всепрощении заканчивается IV глава
романа. Говоря о романе «Униженные и оскорбленные», критик Добролюбов
откровенно высказывал свою неприязнь к героям, спс собным к жертвенной любви.
Сам же
Достоевский не считал и поведение, в частности Ивана Петровича, проявлением
слабость Автор видел в его поступках (самоотречении во имя любимой признак силы
духа, умение человека подняться над собственны: эгоизмом и совершить
благородный поступок — устроить счастье ближнего своего. Поэтому искренне видел
идеальное в поступка Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя.
«Униженные и оскорбленные» — своеобразное произведена заставляющее задуматься о
мире и своем месте в нем, оцени! собственные поступки и помыслы, определить
свою концепцию относительно авторской точки зрения. Актуальность же это! романа
для нашего поколения бесспорна. И в этом главная за< луга и тайна мастерства
Достоевского.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/