обладают: установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан.
Для назначения пенсии граждане подают заявление и необходимые для назначения пенсии документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором это заявление рассматривается в течение 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
Пенсионный фонд рассматривает заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости). Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
За исключением:
Случаи установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет.
А также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), в следующих случаях:
трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией;
трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №173 ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.
Размер трудовой пенсии по старости = СЧ + НЧ, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости - бессрочно.
Как сообщает Правительство Пенсионного фонда России, с 1 января 2015 года в нашей стране планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан. Соответственно изменится и порядок расчета размеров пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Новый порядок разработан Правительством РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года №2524-р.
На размер пенсии в первую очередь будет влиять:
размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (речь идет о "серой" заработной плате), в формировании пенсионного капитала будет участвовать только та минимальная сумма, которую официально показал работодатель;
длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, причем за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией, т.е. чем позже человек обратится за назначением пенсии, тем существеннее она будет повышена.
В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые "нестраховые периоды" присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.
Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий - по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Основания (условия) для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца меняться не будут.
На пенсии по государственному пенсионному страхованию, социальные пенсии новый порядок не распространяется, для данных пенсий ничего не меняется.
Приведем формулы для расчета размера страховой пенсии по старости. Размер страховой пенсии определяется на основании статьи 15 закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" по формуле:
СП = ИПК * СПК, где
СП - размер страховой пенсии;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия. На 2015 год размер СПК уже установлен и равен 64 руб.10 коп.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) пенсионера состоит из суммы двух его ИПК - одного за периоды, имевшие место до 01.01.2015, второго за период с 01.01.2015. Далее эта сумма двух ИПК умножается на коэфициент повышения, размер которого зависит от того, обратился ли человек за назначением своей пенсии своевременно или позднее даты возникновения права на нее.
ИПК за периоды до 01.01.2015 определяется по формуле (упрощенный вид):
ИПК = П/СПК + НП, где
П - размер пенсии, исчисленный по состоянию на 31.12.2014 года;
НП - сумма коэффициентов, начисленных за нестраховые периоды (уход за ребенком, служба по призыву и т.п.), т.е. аналог нынешних сумм возмещения за нестраховые периоды. Эти коэффициенты начисляются только при условии, если нестраховые периоды не учтены уже при исчислении размера пенсии.
ИПК за периоды с 01.01.2015 определяется по формуле (упрощенный вид):
ИПК = ИПКн +НП, где
ИПКн - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год и зависящих от суммы ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Например, ИПК гражданина за 2015 год равен отношению суммы страховых взносов, которые будут начислены и уплачены за этого гражданина за 2015 год, к нормативному размеру страховых взносов, установленному на 2015 год;
НП - сумма коэффициентов, начисленных за нестраховые периоды (уход за ребенком, служба по призыву и т.п.), т.е. аналог нынешних сумм возмещения за нестраховые периоды.
Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет применяться к тем, кому только предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее.
Пенсии граждан, уже получающих трудовые пенсии (включая тех, кому назначат пенсию до 1 января 2015 года), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.
Приходить в Пенсионный фонд за перерасчетом по новой формуле не нужно, все необходимые процедуры будут сделаны автоматически, в беззаявительном порядке.
Следовательно, можно определить, что трудовая пенсия по старости - это выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет.
2.2 Круг лиц, имеющий право на трудовую пенсию по старости
Ст.3 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплен основной круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
Право на трудовую пенсию имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право на пенсию возникает при соблюдении ими условий, дающих право на такую пенсию. Как правило, это наличие страхового стажа требуемой продолжительности и достижение определенного возраста. Однако следует обратить внимание, что имеется существенное отличие в круге лиц между гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства. У последних двух категорий лиц право на пенсию, как правило, возникает при наличии дополнительного условия, а именно постоянного проживания на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами и заключенных Российской Федерацией на принципах пропорциональности.
Ст.4 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено несколько принципиально важных положений.
Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией, т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства.
Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия. Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер. Так, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливается одна пенсия по их выбору.
Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий.
ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В ст.3 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий (инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны и другие перечисленные в данной статье категории).
Помимо наличия Российского гражданства или факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, а также статуса застрахованного лица для возникновения права на трудовую пенсию согласно ст.3 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необходимо отвечать другим предусмотренным указанным законом.
Для трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца эти условия определены соответственно статьями 7-9, 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Следует отметить, что трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения пенсионного возраста, установленного ст.7 Федерального закона от ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом для возникновения права на пенсионное обеспечение по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста либо независимо от возраста требуется иметь страховой стаж продолжительностью более 5 лет.
Помимо Списков № 1 и № 2 основных профессий с вредными и тяжелыми условиями труда, в нашей стране имеют силу ещё более 20 различных списков и перечней производств, работ, профессий и должностей, а также определённых категорий работников, численность которых в целом в 2001 г. составляла более 5 млн. человек.
ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему пенсионному законодательству, то есть до 01.01.2001. Установление досрочной трудовой пенсии по старости обусловлено особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также региональными признаками. Соответствующие возрастные и стажевые требования установлены в ст.27, 27.1, 28 и 28.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности предусматривает ст.8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Трудовая пенсия по инвалидности, как и трудовая пенсия по старости, основана на страховых принципах. Поэтому она назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа. Вместе с тем в соответствии с п.3 ст.8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения права на трудовую пенсию по инвалидности продолжительность указанного стажа значения не имеет. Достаточно и одного дня такого стажа, подтвержденного в установленном порядке.
Согласно положениям ст.8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для назначения трудовой пенсии по инвалидности не имеет юридического значения причина инвалидности. Установление трудовой пенсии по инвалидности производится также независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2002 года № 166-ФЗ.
Следует отметить, что с 1 января 2010 года наличие в ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" условий, при котором пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию возможно только при наступлении инвалидности, повлекшей ограничение способности к трудовой деятельности, отменено, и трудовая пенсия по инвалидности теперь назначается при наличии одной из трех групп инвалидности независимо от степени ограничение способности к трудовой деятельности.
Таким образом, право на трудовую пенсию по инвалидности приобретают только граждане, имеющие инвалидность одной из трех групп, установленную учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Трудовая пенсия по инвалидности назначается при наличии у застрахованного лица страхового стажа независимо от его продолжительности.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли ли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
При определении права семьи на пенсию по случаю потери кормильца необходимо отметить следующее: в юридическом составе, влекущем возникновение правоотношения в связи с назначением этой пенсии, выделяются юридические факты, относящиеся соответственно к самому кормильцу и к членам его семьи. Поэтому право семьи на пенсию по случаю потери кормильца является производным от права на пенсию самого кормильца.
Под потерей кормильца понимается смерть или безвестное отсутствие кормильца, что подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемым органом загса, или устанавливается судом.
Рассмотрим круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, он указан в подпунктах 2, 8, 9 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ:
дети, братья, сёстры, внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет; а также дети, братья, сёстры и внуки умершего кормильца, обучающееся на очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет; дети, братья, сёстры, внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сёстры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничения способности к трудовой деятельности. Пенсия назначается, если названные лица находились на иждивении умершего.
дедушка и бабушка умершего, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Указанные лица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при условии, если они находились на иждивении умершего.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца. Главное, чтобы у кормильца был факт работы, указанный в статье 10 Закона. При полном отсутствии страхового стажа у умершего кормильца трудовая пенсия нетрудоспособным членам семьи не может быть назначена (п.11 ст.9 Закона) .
Заключение
В России существует два вида пенсий <#"center">Список литературы
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст.445.
2.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года / Электронный ресурс: <http://www.pfrf.ru/organization_appointment_payme/8571.html> (дата обращения 25.11.2014).
.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014)"О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. / Электронный ресурс: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156911/> (25.11.2014).
.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 02.04.2014)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года / Электронный ресурс: <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161275/> (дата обращения 25.11.2014).
.Гусева Т.С. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за непредоставление денежных выплат по системе социального обеспечения / Т.С. Гусева // Социальное и пенсионное право. - 2010. - №4. - С.17-19.
.Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пенсиях / Т.С. Гусева // Российский юридический журнал. - 2010. - №6. - С.146-151.
.Зорькин В.Д. Защита социальных прав и преодоление несправедливости: проблемы конституционного правосудия // Социальные права и практика Конституционного Суда РФ. - СПб, 2007.
.Игольникова, В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №6. - С.7-9.
.Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. - М., 2010.
.Корчагин Ю.А. Современная пенсионная система России - Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
.Лушников А.М. Лушникова М.В. Тарусина Н.Н. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения: учебное пособие - М., 2010.
.Маслов С.С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.12.00.05. - Трудовое право; Право социального обеспечения. - М., 2007. - 37 с.
.Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред.Е. Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2013. - 580 с.
.Организация работы органов социального обеспечения: учебник / под ред.В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2013. - 192 с.
.Пенсионный Фонд РФ. Официальный сайт. / Электронный ресурс: http://www.pfrf.ru/job_pensia/ (дата обращения 25.11.2014).
.Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2010. - 416 с.
.Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Т.К. Миронова. - М.: Кнорус, 2013. - 312 с.
.Стремоухов, А.В. Правовое понимание пенсионного обеспечения / А.В. Стремоухов // Социальное и пенсионное право. - 2013. - №3. - С.15-18.
.Худяков А.И. Пенсионное право. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2011.640 с.
.Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. - 2013. - №1. - С.5-10.
.Ширант, А.А. Ответственность в праве социального обеспечения: онтологический аспект правового содержания / А.А. Ширант // Социальное и пенсионное право. - 2011. - №2. - С.11-13.