Изучение становления и развития первобытного общества
Введение
Изучение становления и развития первобытного общества, а также осуществление власти в тот период, имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную и властную природу любого общества, в том числе современного государства, их особенности и черты, дает возможность проанализировать прогрессивность и эффективность жизни общества и государства в целом.
Тема данной курсовой работы на сегодняшний день остается достаточно актуальной, так как изучение организации первобытного общества, осуществление власти в нем, дает основание для анализа ошибок прошлого или наоборот его бесценного опыта.
В современном понимании государство в первобытном обществе не существовало, однако, целенаправленно и прогрессивно преобразовалось именно в него. Анализ такого преобразования дает четкое уяснение функций и методов такого прогресса, что позволяет с позиции прошлого оценить современную политическую обстановку в обществе.
Анализ первобытнообщинного строя позволяет яснее определить основные направления деятельности на пути к становлению государства, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Соответственно, чтобы понять современную власть, государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления власти, государства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.
Изучение процесса становления первобытного общества, организации власти в нем, в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения позволяет не только раскрыть природу этих феноменов, определить причины и условия их существования, но и выявить роль, а также основные функции, получить представление об исторических границах их существования.
1. Первобытное общество
.1 Общая характеристика первобытного общества
первобытный власть общество иерархический
Первобытное общество - это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.
Первые письменные хроники появились свыше 5000 лет назад, однако есть сведения о существовании первой человеческой расы в Африке около 2,5 млн. лет назад¹.
Эволюция первобытных людей происходила на фоне ледниковых эпох. Около 15 000 лет назад² ледянки начали таять, климат стал более благоприятным. Земля стала плодоносить, покрылась растительностью, деревьями и травами, появились различные представители флоры и фауны, а в общинах первобытных людей стали складываться различные жизненные уклады.
Государство не существовало всегда, оно образовывалось постепенно, с момента становления социализации человечества.
Ученые и политологи сошлись во мнении, что экономической основой первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Иными словами, все орудия труда, пища, одежда, принадлежали всем, а точнее обобщенной группе людей. Формы социальной организации в тот период, такого человеческого общежития были различны, как то родовая община, племя, человеческое стадо и др.
Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо дать характеристику социальной власти и нормам, существовавших в первобытном обществе.
Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.
Для первобытнообщинного строя характерен коллективный характер труда, который обуславливается рядом причин:
в период первобытности основным объектом охоты являлись крупные животные - мамонты, буйволы, носороги и прочие.
орудия труда (охоты) были настолько примитивны, что делали индивидуальную охоту, на подобного рода животных, невозможной. Имея в руках дубину, вряд ли можно отправится на охоту, например, на буйвола. В такой ситуации единственным выходом становится загонная охота, в которой участвуют несколько человек. Каждый участник загонной охоты выполняет свою функциональную задачу, и потому, результаты такой охоты делились поровну.
Для первобытнообщинного строя характерно и разделение труда, по полу и возрасту, мужчины - войны и охотники, женщины и дети - собиратели плодов и ягод.
Член каждой половозрастной группы играл определенную социальную роль, то есть выполнял в общественной жизни определенную функцию, выполнение которой ожидало от него общество. Взрослый мужчина должен был охотиться и поступать с добычей определенным образом, а отнюдь не по своему усмотрению. Каждый ребенок, по достижении определенного возраста, проходил обряд инициации (посвящения во взрослые, связанного с довольно жестокими испытаниями), после чего сразу же получал статус взрослого, получая все соответствующие права и обязанности.
В первобытном обществе власть исходила от всех взрослых членов рода (старейшины, военные вожди, жрецы), которые назначались собранием членов рода.
Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить и пользоваться оружием (копья, палки, камни).
Таким образом, общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм.
Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:
наличие примитивных орудий труда, в связи с чем, человек без помощи всего рода был неспособен выжить и обеспечить себе пропитание, одежду и жилище. Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде, не знавшем даже помощи домашних животных. Хозяйство родового строя было добывающим (т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли). Потребности росли с каждым днем, община разрасталась, и потребляли ровно столько сколько добывали, не было излишков и запасов, в связи с чем, по экономическим признакам все были равны. Для последующих стадий общественного развития характерно уже производящее хозяйство. Например, для аграрного общества - это земледелие, скотоводство и ремесло, а для индустриального - это в первую очередь промышленность.
Все предметы добычи делились на всех членов общины, в зависимости от приложенных им усилий.
экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.
Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:
) базировалась на родовых (семейных) отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по кровному родству, а также общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве самостоятельной единицы, обладающей общим имуществом, орудием труда и его результатом. Роды образовывали более крупные объединения, такие как фратрии, племена, союзы племен. Род играл решающую роль в становлении первобытного общества, власть в основном распространялась только в рамках рода, выражая его волю;
) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии;
) опиралась на авторитет, уважение, традиции и обычаи членов рода;
) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
Исходя из вышеперечисленного, напрашивается вывод, что власть в первобытном обществе в первоначальном своем виде не давала никаких преимуществ и основывалась только на авторитете. Позднее, она стала видоизменятся, и приобретать новые черты.
1.2 Структура первобытного общества
Первобытнообщинный строй состоит из нескольких этапов своего развития.
Каменный век большинство народов пережили примерно 30 тысяч лет назад¹. В то время люди присваивали себе готовые продукты природы, которые добывались с помощью примитивных орудий труда (палка, камень, заточка и др.). Общественное устройство этого периода характеризуется как стадное общество, а точнее человеческое стадо.
Именно в данном периоде начинают формироваться навыки коллективного труда и коллективного потребления добытых продуктов и мяса.
Отдельные группы жили, по-видимому, изолированно, связи между ними были случайными. Брачные отношения в стаде первоначально были беспорядочными². Постепенно половые отношения в стаде приобретали отграниченный характер, устанавливались определенные запреты на брачные отношения (между братьями-сестрами, матерьми-детьми, отцами-детьми и др. кровными близкими родственниками).
С течением времени развивается животноводство, сельскохозяйственная деятельность, усовершенствуются орудия труда (появляется копте, топор, подобие ножа, лук и наконечники стрел).
Постепенно человеческое племя накапливает определенный опыт во всех сферах деятельности (охоте, рыбной ловле, животноводстве, сельском хозяйстве), который совершенствует навыки любой сферы деятельности и делает ее наиболее эффективной (накопленные с опытом приемы помогают поймать определенное животное, рыбу, сохранить культуры овощей и фруктов).
Меняются и производственные отношения, появляются зачатки коллективного труда, общественная собственность.
Также на данном периоде появляются зачатки брачных отношений между разными членами стада. На этом этапе стадо уже преобразуется в род (родовая община).
Наиболее устойчивой формой являлась родовая община (род), которая представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности ведения совместного хозяйства.
Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл труд. Род сыграл решающее значение в социальном развитии первобытных людей. Он выступал подлинным общественным объединением, объединенный единой целью производства и потребления продуктов жизнедеятельности.
Появилась общая собственность рода на землю, орудия труда, предметов добычи. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
В первоначальном виде в родоплеменной организации власть принадлежала всему роду и осуществлялась в интересах всех его членов. Наиболее значимые вопросы жизнедеятельности общества, разрешение существенных споров, распределение обязанностей, военные стратегии, религиозные церемонии и т.п. разрешались на общем собрании (совете) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.
Для непосредственного управления собрание выбирало «лучшего среди равных», то есть наиболее опытного и умного главу рода (старейшину, волхва, вождя). Вождь (глава рода) не имел никаких преимуществ перед другими членами рода, трудился наравне с другими, не отличался материальными ресурсами, однако, обладал непреклонным авторитетом и уважением.
Рассмотренные выше формы организации власти в родовой общине дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, своеобразная первобытная демократия.
Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Обычаи представляли из себя, непререкаемые запреты (табу), рассказы (мифы), проецирующие поведение в той и иной ситуации, а также магические знаки, обряды и ритуалы. Соблюдение обычаев было обязательным для каждого члена рода. Обычаи были неприкосновенны и священны, поэтому не поддавались пересмотру и осуждению.
Обычаи сыграли важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение каждого члена рода так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Они были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).
Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий.
Таким образом, характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом:
они исходили от рода и выражали его волю и интересы;
исполнялись в силу привычки на добровольных началах, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;
органов, карающих за неисполнение обычаев не существовало, однако вместо них было всеобщее осуждение собратьев по роду;
не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.
Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих норм.
На основании вышеизложенного, можно определить следующие, характерные для родовой общины признаки:
. преобладание коллективного характера труда;
. коллективная собственность на орудие труда, получаемый продукт, угодья, и др.;
. равнообеспечивающий принцип распределения продуктов потребления;
. половозрастное разделение труда;
. принцип коллективизма в решении общинных вопросов;
. отсутствие неравенства, за исключением статусного, связанного с ролью того или иного члена общины в поддержании ее жизнедеятельности;
. Эзотерическое представление о мире, основанное на первобытных формах религиозного сознания и связанных с ним практик (анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия и колдовство).
На поздних стадиях существования родового строя все чаще происходит отпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований - братств (фратрий) и племен.
Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытнообщинного строя. Тем не менее, племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое особое имя, язык или диалект, общие религиозные и бытовые обряды.
Организация власти в племени основывалась на началах родоплеменной демократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени. Избирался военный вождь племени по тому же принципу что и в родовой общине.
Органы племени содействовали расширению связей между родами и фратриями родов, урегулированию межродовых конфликтов и отношений с другими племенами. В ведении органов родовой общины продолжали оставаться основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения. Но по мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам.
Также для сохранения и процветания рода было необходимо установить рождаемость физически здоровых людей, способных охотится, защищать род, и др.
Таким образом, был необходим некий механизм снятия неприемлемых в человеческом обществе биологических механизмов регулирования половых отношений. Таким институтом являлась дуальная родоплеменная организация, когда два экзогамных рода (коллектива родственников по материнской линии) составляли одно эндогамное племя.
Экзогамность заключалась в том, что внутри рода браки были строжайше запрещены (табуированы). Супругов брали не из своего рода, а из другого, входившего в это же племя и только из него. Род был экзогамен (от греч. exo - «вне», и gamos - брак) а племя эндогамно (от греч. endon - внутри). При этом данный брак не был парным. Для эпохи первобытности характерен брак групповой со свойственными ему полигамией (многоженство) и полиандрией (многомужество).
Итак, в лице общины и родоплеменной организации наблюдается четкие отграниченные социальные институты, поведение членов племен регулируется уже не только инстинктами, но и определенными социальными нормами и правилами.
Важнейшей ступенью социального человеческого развития явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад¹. В этот период появляются совершенные орудия труда, совершенствуется скотоводство и земледелие.
Люди стали производить больше чем потреблять, появились излишки, а в последствие запасы продуктов, и как следствие появилось неравенство (у кого больше запасов).
Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от природных явлений, что привело к значительному приросту населения. Также появился обмен товарами, появились зачатки оказания услуг, человек стал использовать в промышленной деятельности не только животных, но и человеческий труд (например, в обмен на часть произведенного продукта), появляются зачатки рабства.
Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.
Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом».
В период присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного продукта, а с появлением скотоводства и земледелия обмен становится необходимым для выживания. У некоторых членов общества, имеющих излишки, появляется право «торговаться» на их продажу (обмен), в связи с чем они еще больше увеличивают свой запас и становятся экономически независимыми от других членов племени.
Появляются люди, которые занимаются обменом продуктов между общинами. Это приводит к новому разделению общественного труда - появлению купцов, которые не участвуют в процессе производства, а занимаются только обменом товаров потребления.
Появляется частная собственность, и в связи с ее появлением и материальное отличие членов общества.
Постепенный переход от парного брака к моногамному, приводит к экономической самостоятельности семьи. Она становится социальной формой материальной обособленности, вся частная собственность сосредотачивается в рамках одной семьи и передается по наследству.
Возникновение частной собственности вызвало расслоение на богатых и бедных.
На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что возникла необходимость регулирования экономических отношений, неравенства, появилась необходимость защиты частной собственности.
Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в ораны военной демократии, для ведения войны с соседними племенами, для защиты своей территории и населения. В этот момент зарождается навязывание воли сильных и богатых членов племени на всех соплеменников.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
2. Система организации власти
.1 Общая характеристика власти
Власть определяется как возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их воле. Власть и господство встречается в жизни каждого человека довольно часто. Так власть имеет место быть в любой сфере деятельности человека, будь то авторитет родителей в семье, властные полномочия вышестоящего сотрудника на работе или блюстителей порядка.
Власть присуща всем этапам развития человечества, однако обретает свои черты уже после становления родовых общин. Власть, как бы олицетворяет объективные потребности общества, защищает и в то же время принуждает соблюдение интересов заядлого большинства членов общества.
В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Одни склоняются к тому, что власть - это средство достичь блага, другие - что власть - способ подчинить других, осуществить свою волю вопреки их желанию.
Люди подразделяются на тех, кто может и желает управлять людьми и тех, кто способен подчиниться. Так в любом коллективе есть лидер (наставник), который ведет всех за собой. В трудовом коллективе лидерские позиции как правило занимает человек с вышестоящей должностью, которая не всегда соответствует его психологическим и лидерским качествам.
В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью.
Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном¹.
Наиболее адекватное выражение власти, отражается в политической сфере. Большинство авторов-политологов придерживаются мнения, что истинной властью, является власть политическая.
Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть - государственную.
Основной отличительной чертой власти, и в частности государственной, является то, что она распространяется на всех членов общества.
Государство является носителем такой власти, которая осуществляется через различные институты управления (ветви власти), как то законодательная, исполнительная и судебная.
Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно отличать государственную и политическую власть.
Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть - это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Государство выполняет не только политические задачи, но и социальные, такие как рождаемость, законность, государственный язык, образование и др.
Власть и политику часто отожествляют. Власть является стартом для политики, вся политика базируется на власти, является средством ее осуществления. В политических структурах и на сегодняшний день происходит борьба за власть, будто главенство партии или назначение на ту или иную должность, или избрание чиновника, в том числе путем референдума.
Как правило, власть не является самоцелью, а лишь способствует достижению наивысших целей (осуществление порядка в обществе, получение преимуществ, материальная выгода и др.).
Для осуществления власти формируются определенные структуры власти - полиция, правительство, президент, и т.п., как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях.
Каждый новый правитель (президент, губернатор, мер) формирует собственную политику управления, для достижения не только своих, но и общественных целей. Он активно пропагандирует ее в своей предвыборной компании. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть - причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.
Власть не может существовать сама по себе, у нее обязательно должен быть субъект (кто управляет властью) и объект (на кого такая власть распространяется). Как уже излагалось выше, власть возникает в любых отношениях между людьми, сама власть не имеет никакого смыла если нет носителя власти и нет лиц (лица) подчиняющихся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа «власть денег», «власть вещей», «власть идей», «власть над природой» - это не более, чем метафоры, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.
Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий.
В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: Президент решил, Правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди.
Иногда происходят в ситуации, в которых объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.
В качестве субъекта власти могут выступать отдельные личности (президент, Губернатор, Мер, генеральный директор организации, отец, мать и др.), так и объединения людей (партии, организации, сообщества, религиозные организации). Для перспективного и удачного властвования, субъекты власти должны обладать такими качествами, как ответственность, профессионализм, компетентность, готовность действовать в непредвиденных ситуациях, желание властвовать, авторитетность и влиятельность.
К сожалению, в России основная причина стремления к власти сводится преимущественно к обладанию какими-либо привилегиями, материальными ресурсами, получение личной выгоды.
Исходя из изученного материала, можно обозначить основные субъекты политической власти, к которым относятся:
. социальные общности (народ, нации, социальные слои и группы). Такие общности оказывают опосредованное влияние. Например, при голосовании, митинге, обращении, жалобе и др.
В последнее время довольно часто по всему миру встречаются случаи, когда социальные общности пытаются овладеть властью, обратить внимание на себя, на свои задачи и потребности. Тому пример фактически разразившееся гражданская война в Украине 2014 г., которая продолжается и по сей день, различные митинги во Франции по поводу уменьшения налоговых сборов и множество других способов высказать свое несогласие с действиями власти, цели которой порой очень туманны.
. Государство.
. Политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные - опосредованное. Так, при существующей в России демократии, правящей партией на сегодняшний день остается партия «Единая Россия», которая осуществляет различные политические функции, пользуясь свои авторитетом и большинством.
. Правящие элиты, бюрократия, лобби, (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется.
. Индивидуальное и групповое лидерство. Характерно в большинстве своем для различных общностей, в том числе религиозных, где лидером является как само объединение (церковь), так и его правитель (пастор, священник).
. Личная власть. Такая власть характерна для небольших объединений и общностей, например в семье, во взаимоотношениях с приятелями др.
. отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, то есть при участии в референдуме индивид рассматривается в роли такого субъекта власти, как народ (часть целого).
. Толпа. Она может завоевать власть силой, в условиях гражданской войны, кризиса, отсутствия приемлемой политической системы и силы. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.
От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической обстановке в стране.
Основной функцией власти является координирование взаимоотношений внутри того сообщества, в котором она осуществляется. Например, политическая власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления.
Власть призвана контролировать отношения внутри коллектива, в котором она осуществляется, разрешать конфликты и урегулировать споры.
Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество между этими властями продолжалось многие столетия. Для многих государств оно не завершено и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих регионов мира. В самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями. Разделение власти на государственном уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами между королевской властью и парламентами («Славная революция» 1688 г. в Англии, переросшая в войну короля и парламента, смену династий; Французская революция). Велась также многовековая борьба за право участия народа в правлении - избирательные права, иначе говоря, за разделение власти между государством и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено лишь в XX веке и то не повсеместно.
Принцип разделения властей закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации. В ней излагается, что государственная власть в России, осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые полностью самостоятельны.
Для власти характерно обладание определенными ресурсами. К таким ресурсам могут относиться деньги, предметы потребления, имущество, влиятельные связи, авторитет, оружие и иные средства принудительного воздействия (армия).
Политическая власть обладает уникальной системой ресурсов, к которой относится аппарат государства, армия, органы управления, полиция, тюрьмы и т.д. Также государство может издавать законы, обязательные для всего населения.
Ресурсами власти также являются национальные и религиозные чувства людей, интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, недовольство, радость).
Таким образом, к ресурсам власти государства, относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
2.2 Организация власти в первобытном обществе
Власть - древнее и повсеместное свойство любой социальной организации, для обеспечения которой необходим элемент властвования и подчинения.
В первоначальном, зачаточном виде, власть в первобытном обществе осуществлялась в интересах всех его членов. Власть первобытного общества - это способ обеспечения общественного интереса доступными и приемлемыми средствами, включая решение вопросов межплеменного мира или военных столкновений, управления хозяйством и отправления культовых обрядов, решения спорных вопросов, координации иных отношений внутри родоплеменного объединения, носила при первобытнообщинном строе сугубо общественный характер.
Важнейшие вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Этим же собранием избирался старейшина, вождь или жрец, предводитель на охоте и в других общественных делах, которые управляли повседневной жизнью родовой общины.
Жрецы (вожди) в первобытном обществе не обладали никакими преимуществами, трудились и жили на равнее со всеми. Их власть основывалась на личном авторитете и заслугах перед родом, помноженных на выраженную волю и доверие собрания членов рода, уважении членов рода к опыту старших.
При отсутствии письменности в первобытном обществе, жрец являлся своеобразным передатчиком информации и опыта от прошлого и настоящего в будущее. Точнее, все собранные опыт, умения, навыки и религиозные представления, передавались жрецами из поколения в поколение.
Для решения наиболее важных вопросов, собирался совет старейшин, вождей. На таком совете вопросы решались коллегиально.
При такой организации власти в первобытном обществе создания специального аппарата управления не требовалось, как и не было необходимости в наличии карательных органов, их функции также осуществлял старейшина (совет старейшин), учитывая мнение всего общества в целом.
Глава рода (вождь, старейшина) мог быть смещен общим собранием рода в любое момент, они не обладали неприкосновенностью и осуществляли свои функции под контролем рода.
Вооруженную силу родовой общины составляли все мужчины, способные носить оружие.
Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины. В основном достаточным являлось наказание, заключающееся в осуждении сородичами, старшими или вождями.
Пожалуй, единственным критерием правильности поступка или его осуждения было одобрение или порицание сородичей (общественное мнение), в особенности старейшин, вождей, жрецов. Принуждение, как правило, состояло в наложении дополнительных обязанностей за совершенную провинность.
Изгнание из общины почти всегда было равносильно смертному приговору. В суровых погодных условиях, в сложности одиночной охоты человек практически был обречен на голод, холод и подвергался риску быть убитым крупным животным или другим племенем.
В первобытном обществе существовали свои определенные правила поведения (обычаи), которые в свою очередь тесно связаны с уже тогда существующей религией, моралью, семейными и личностными ценностями.
От поколения к поколению в силу практической необходимости организации общественной и хозяйственной жизни рода складывались в первобытном обществе относительно устойчивые правила поведения, обеспечивавшие жизнеспособность рода, укрепление его социальных связей, хозяйственное развитие. Эти правила в своем обобщенном виде стали называться обычаем (то есть обычным, привычным и общепринятым, нормальным поведением).
В интересах всех членов рода обычаи закрепляли наиболее рациональные и отвергали ошибочные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Иначе говоря, обычай - это общепринятое в определенных условиях и социальной сфере исторически сложившееся традиционное правило (норма) поведения, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики.
Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали они в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном. Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся практикой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше.
Таким образом, пониманию обычая в рассматриваемом качестве придается собирательное значение социальных норм первобытного общества, обеспечивавших существование присваивающей экономики и продолжение рода.
Формой человеческого общежития в период первобытно-общинного строя был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов.
Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?»¹. Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов.
. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.
. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).
. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать очевидный вывод, что власть в первобытном обществе была общественной и обладала демократическими признаками.
Заключение
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих основных потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделением общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и появление класса купцов занятых торговлей.
Как следствие разделения труда, появился избыточный продукт, и повышается его производительность. Прибавочный продукт послужил развитию экономики, так как он давал возможность для товарообмена, способствовал возникновению частной собственности, социальному делению и как следствие - зарождению государства.
Первобытное общество еще не оторвалось от природы и инстинктов, не выстроило аппаратов управления и принуждения. Оно базируется преимущественно на природно-естественных основаниях, на природном хозяйственно-социальном единстве, общины, рода; племени.
Власть - древнее и повсеместное универсальное свойство любого общества, в котором элемент властвования и подчинения сказываются во всем. В первоначальном виде власть в первобытном обществе осуществлялась непосредственно всеми членами рода (общины). Ее воплощением были общие собрания членов рода, советы старейшин, глава рода, вождь, волхв, которые избирались членами рода.
В первоначальном виде при первобытно-общинном строе власть не давала никаких преимуществ. Вожди (волхвы, старейшины) трудились наравне со всеми, получали равное количество продуктов потребления. Единственным преимуществом старейшины перед остальными членами рода было уважение и авторитет.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что власть в первобытном обществе осуществлялась на основе согласования воли и интересов всего общества, на базе общности потребностей.
Таким образом, изучение вопроса становления первобытно-общинного строя и появление власти в нем, имеет особое значение, без изучения которого нельзя понять сущность общественно-правовых явлений, их роль в жизни общества и механизм функционирования. Практическим значением данной темы является, во-первых, определение исторических рамок существования общества и зарождение государства, а также новые знания о сути происхождения власти и ее прогрессирования.
Список использованных источников информации
. Нормативные правовые акты
.1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета 1993. 25 декабря (с учетом поправок опубликована в «Собрании законодательства РФ, 14.04.2014 г., №15, ст. 1691).
. Специальная литература
2.1Проблемы теории государства и права / Абдуллаев М.И, Комаров С.А. / Учебник. - СПб.: Питер, 2003. - 576 с.
2.2Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». - М.: Высш. шк., 1990. - 351 с: ил.
.3Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.
.4Политология: Учебник для высших учебных заведений. /Гаджиев К.С., - М.-Логос, 2001.-488 с.
.5Ефименко П.П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953.
.6Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2005. 768 с.
.7Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2009. 400 с.
.8Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2008. 528 с.
.9Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, перераб. и дополненное. М.: Юристъ, 2006. с 768.
.10Теория государства и права: Учебник / Матузов Н.И., Малько А.В., Юрист, 2004 г. - 245С.
.11Теория государства и права / Учебник / Мелехин А.В./М.: 2009.
.12Теория государства и права. Учебник / Пиголкин А.С., Городец, 2003 г.
.13Поляков В.А./ Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004. 864 с.
.14Политология: Учебное пособие / Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е.. - Спб: Питер, 2005.-560е.
.15Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: ИКФ «Омега-Л»; «Интерстиль», 2003. 382 с.
.16Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана // МарксК. Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.2.
.17Где как и почему это произошло «ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест» Глав. ред. Нателло Ярошенко. Франция, 1998. С. 448.
.18Периодическое издание Полис. - 1993. - №5. - С. 39.
.19#"justify">2.20http://www.pravgos.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=161:2011-08-15-10-45-40&catid=65:2011-08-12-10-04-28&Itemid=69.