Л.Андреев 'В тумане'
Разбор рассказа
Л. Андреева “В тумане”
I. Пространство
рассказа:
1. Внутренний
мир героя
А) Он несколько
раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья,
и пол под непривычными босыми ногами был страшно холодный и скользкий,
и от этого необычайного холода становилось особенно ясно, что давно
уже ночь и все тихо спят, а он один ходит и мучится болью, чуждою всему
этому чистому и хорошему дому.
Б) Герой умирает еще задолго
до физической смерти:
И все время
Павлу казалось, что это писал не он, а другой какой-то человек, хороший
и умный; он умер теперь, этот человек, и оттого так многозначительно
все им написанное, и оттого так жаль читать его. И тихая жалость к
умершему человеку наполнила его сердце; и первый раз за много дней
Павел почувствовал себя дома, на своей постели, одного, а не на улице,
среди тысяч враждебных и чуждых жизней.
2. Мир, к к-рому
формально относится герой
Далеко во
все стороны расстилался мир, и был он бесконечный и темный, и всем одиноким
и скорбным сердцем чувствовал Павел его неизмеримую и чуждую громаду.
3. “Бездна”
(сквозной мотив А.)
А) Вы же поскорее,
Катенька!— попросил Павел, теряя азами ее контур в черном и мглистом
отверстии ворот. + Павел напрягся, что-то сбросил с себя и выбросил
весе-1й и громкий вопрос: — А водочки-то?
Б) С надеждою
обернулся он к окнам, но оттуда угрюмо и скучно смотрел грязный городской
туман, и все было от него желтое: потолок, стены и измятая подушка.
И вспугнутые им чистые образы прошлого заколыхались, посерели и
провалились куда-то в черную яму, толкаясь и стеная.
В) И в лесу,
где он лежал за кустами, было так темно, что он не видел своей руки, и
порой ему чудилось, что и самого его нет, а есть только молчаливая и
глухая тьма.
Герой переходит
из одного пространства в другое под воздействием судьбы, “фатума”,
ничего не делая сам.
II. Импрессионизм
- значимость цвета, светотени и звука.
1.Импрессионизм
+ цветовая ассоциация с Достоевским повтор тематики болезни, нечистоты,
А) Не трогай
меня!.. Отойди!..— и, поведя плечами, ти хо добавил:— Я грязный...
Б) Так же
грязны и мысли его, и кажется, что, если бы вскрыть его череп и достать
оттуда мозг, он был бы гряз ный, как тряпка, как те мозги животных, что
валяются н; бойнях, в грязи и навозе.
смерти, образа
живого города, ведущего к гибели своих жителей.
В тот день с самого рассвета на улицах стоял странный, неподвижный
туман. Он был легок и прозрачен, он не закрывал предметов, но все, что
проходило сквозь него, окрашивалось в тревожный темно-желтый цвет,
и свежий румянец женских щек, яркие пятна их нарядов проглядывали
сквозь него, как сквозь черный вуаль: и темно и четко.
2. цветовая оппозиция
земли и неба: небо “изжелто-черное”, земля - “исчерна-желтая”.
А) говорила Катя Реймер густым и звучным контральто
Б) Из тьмы пропищал странный и смешной голос полишинеля:
В) Среди смеха прозвучал другой голос, молодой и сдержанный
бас:
Г) Катя Реймер ответила, и голос ее был серьезный и изменившийся:
Д) И точно разбегающийся шепот шмыгнул по лесу, и все выжидающе
смолкло, когда мужской голос, как золото, мягкий, блестящий и звонкий,
запел высоко и страстно:
— Ты
мне сказала: да — я люблю тебя!.. Так ослепительно ярок, так полон живой
силы был этот голос, что зашевелился, казалось, лес, и что-то сверкающее,
как светляки в пляске, мелькнуло в глазах Павла.
Е) Отчего вы так грустны, Катерина Эдуардовна?— повторял он,
как жалобную песню, как тихую молитву отчая; ния, и вся душа его билась
и плакала в этих звуках. (итог для героя)
4.Цвет=мотив
(желтый =жизнь=болезнь=смерть)
Павел попробовал задвижку, подошел к столу и взялся за ручку
ящика; но тут ему представились все эти глубоко запрятанные инструменты,
склянки с мутною жидкостью и желтыми противными ярлыками, и то,
как он покупал их в аптеке, сгорая от стыда, а провизор отвертывался
от него, точно и ему было стыдно
III. Время
в рассказе.
1. Тема вечного
сюжета, подчеркнутость циклического времени:
“В пестроте
и грязной окраске его (потолка) было что-то скучное, надоедливое и
безвкусное, напоминавшее о десятках людей, которые жили в этой квартире
до Рыбаковых, спали, говорили, думали, делали что-то свое - и на все
наложили свою чуждую печать. И эти люди напоминали Павлу о сотнях
других людей.. .”
2. Текстуальное подтверждение
цикличности, вечности происходящего
А) И снова перед глазами развернулся в высоте потолок.
Б) Потом опять в том же порядке: хата, большой мужик, церковь и огромная
телега и так кругом комнаты. И все это было желтое на грязно-розовом
фоне, уродливое и скучное, и напоминало не деревню и чью-то печальную
и лишенную смысла жизнь.
3. Характерно
и название книги, к-рую читал Павел “История цивилизации”.
IV. Композиция
рассказа
1. Непреодолимая
граница между героем и миром - все мешает ему преодолеть ее.
'_ а черт!— ругался он и отбрасывал материю, но, тяжелая,
она тупо падала назад прямыми и равнодушными складками. Внезапно
устав и потеряв всю энергию, Павел лениво отодвинул ее и сел на холодный
подоконник.
2. Композиционно
выделяются основные мотивы и образы рассказа:
3. Город в изображении
Л. Андреева.
а) Типичное
влияние города на героя- разрушение личности, утрата моральных ценностей,
несамостоятельность сознания; город действует и направляет своих
героев:
С переездом
в город Павел стал особенно мрачен и нервен, и Сергей Андреич боялся
за себя, что не сумеет говорить достаточно спокойно и внушительно.
б) Город, герои
= их идеи. Герой становится я частью окружающего его мира. “Жители
города” “затягивают” героя в “свой” мир.
Двигался
туман и огни, и опять о грудь Павла бились плечи женщины и перед глазами
болталось большое загнутое перо, какие бывают на погребальных колесницах;
ïîòîì что-то черное, гнилое,
скверно пахнущее охватило их, и качались какие-то ступеньки,
вверх и опять вниз. В одном месте Павел чуть не упал, и женщина поддержала
его.
V. Основные
мотивы рассказа
1. 3 осн. темы
рассказа: Женщина, смерть, “чума”.
Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно
и страшно, как в вымершем доме, сквозь который прошла угрюмая
чума, убила все живое и досками заколотила окна.
2.
Бездушность всего мира героя, всего что соприкасается с ним:
А потом когда-нибудь она отдаст ему и свое тело, и с ним будут делать
то же, что делают с продажными женщинами.
VI. Автор
и герой
1. автор знает
о герое не более чем читатель:
Павел быстро
встал и, вероятно, сделал себе очень больно...
2. Отец Павла не
узнает, не знает своего сына (возможно это - перекличка с автором)
Но радость
скоро прошла, и уже через полчаса Сергей Андреич смотрел на Павла и
думал: кто этот чужой и незнакомый юноша, странно высокий,
странно похожий на мужчину?
И с тех пор
Сергей Андреич искал прежнего милого, хорошо знакомого мальчика,
натыкался на что-то новое и загадочное и мучительно недоумевал.
3. Двойственность
героя (его мир делится на “до” и “после”)
(перепев романтического
образа героя “до”)
Тут рассуждения
о жизни, такие серьезные и решитель ные, с таким множеством умных
иностранных слов, что Павлу кажется, будто не он писал их, а кто-то пожилой
1 и страшно умный; тут первый трепет скептической мысли, è первые чистые сомнения и вопросы,
обращенные к Богу: где ты, о Господи? Тут сладкая грусть неудовлетворенной
и не разделенной любви и решение быть гордым, благородным и любить
Катю Реймер всю долгую жизнь, до самой моги лы. Тут грозный и страшный
вопрос о цели и смысле бытия и чистосердечный ответ, от которого
веет весною и солнеч ным блеском: нужно жить, чтобы любить людей, которые
так несчастны. И ни слова о тех женщинах.
VII.
Квинтэссенция в образе героя понятий пространства, времени, образов,
души, смерти, болезни и города.
Б) Как в вате,
задыхается в тумане голос. Бесформенное пятно человека медленно
удаляется, сверкнула около фонаря металлическая пуговица, и все
растаяло, как будто никогда и не было его, а был только мутный и холодный
туман.
VIII.
Анафористичность рассказа конец сюжетный = началу след. действия.
... В ту
ночь, до самого рассвета, задыхался в свинцовом тумане холодный город.
Безлюдны и молчаливы были его пубокие улицы, и в саду, опустошенном
осенью, тихо уми-али на сломанных стеблях одинокие, печальные цветы.
автор: Орлов
Святослав Григорьевич, 1 курс, РГГУ, ист.-фил.,
предмет:
Анализ худ-го текста
препод.:
Есаулов
дата: 4.04.97