Проблема истинного и ложного понимания долга сотрудников правоохранительных органов
Реферат
Проблема истинного и ложного понимания долга сотрудников правоохранительных органов
Введение
правоохранительный мораль долг профессиональный
Актуальность темы.
МВД осуществляет расследование более семидесяти процентов всех совершенных в стране преступлений. К подследственности следователей органов внутренних дел относится более двухсот составов преступлений. Большое влияние на состояние правоохранительной деятельности работников ОВД оказывает их профессиональное правосознание, которое в настоящее время в значительной степени деформировано.
Актуальность исследования истинного и ложного понимания долга сотрудниками ОВД и как следствие деформации профессионального правосознания как системно сложного социально - правового явления, оказывающего негативное воздействие на личность сотрудника, а также на качество правоприменительной деятельности, осуществляемой в ходе расследования преступлений, обусловливается следующими причинами: социально - экономические преобразования, произошедшие в современном российском обществе, с одной стороны, открыли возможности для неконтролируемого роста духовного потенциала российских граждан, проявления ими чувства личного достоинства, усилили потребность в большей социальной защищенности, с другой стороны, издержками реформирования российского общества стали падение производства, сокращение рабочих мест и как следствие этого - качественные и количественные изменения в состоянии преступности.
В сложившейся ситуации резко возрос уровень социальных претензий, обращенных к деятельности людей, профессионально занимающихся борьбой с преступностью, расследованием преступлений, усилилось внимание к правоприменительной деятельности работников органов внутренних дел; возникшая социально - экономическая нестабильность, осложненная резкой криминализацией основных сфер общественной жизни, негативным образом отразилась на правоприменительной деятельности той части следственных работников, для которой характерны искаженные правовые взгляды и представления.
Как следствие, участились случаи пренебрежительного отношения работников органов внутренних дел к праву, закону, правам граждан, иным правовым ценностям. При этом все чаще отмечаются факты нарушения закона с использованием служебных полномочий, когда следователи необоснованно арестовывают граждан (задерживают в уголовно-процессуальном порядке), фальсифицируют материалы уголовных дел, берут взятки. В сложившейся ситуации правосознание работников ОВД нуждается в серьезной иммунизации, а применяемые ныне экстенсивные способы и формы отбора кандидатов на следственную работу должны быть кардинально изменены.
Степень разработанности проблемы
Разработкой проблемы деформации правосознания и проблемы долга юристов отечественная наука целенаправленно стала заниматься лишь с начала семидесятых годов. В последнее время интерес к данной проблеме заметно усилился. Глубокое и разностороннее изучение деформации профессионального правосознания следственных работников органов внутренних дел осуществлено в работах П.П. Баранова, Н.Л. Гранат, В.Н. Кудрявцева, В.П. Сальникова, Н.Я. Соколова, В.М. Столовского.
Целью работы является изучение теоретических и практических подходов, которые способствовали бы предупреждению, ограничению и устранению деформации профессионального правосознания работников органов внутренних дел.
Реализация поставленной цели осуществляется в ходе выполнения следующих задач:
исследование специфических особенностей правосознания работников ОВД, его понятия, содержания, функций;
изучение долга как базовый категории этики и взаимосвязанных с ним категорий;
исследование понятия, механизма образования деформации профессионального правосознания работников органов внутренних дел, выявление ее существенных признаков;
анализ содержания нормативных актов, в которых закреплены основные положения о моральных ценностях и профессиональном долге сотрудников ОВД;
определение существенных факторов, способствующих образованию деформации профессионального правосознания работников органов внутренних дел;
1. Долг как базовая категория этики
1.1 Основные категории этики. Понимание «долга» и связанные с ним понятия
В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной речи («добро» и «зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т.д.). В отечественной этической теории категории этики подразделяются в соответствии со структурой морали и нравственности следующим образом:
категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, ценности и т.д.);
категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.);
категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репутация и т.д.).
Специфика категорий этики заключается:
в том, что они выражают определенное содержание нравственности, отражая различные моральные позипии;
в них представлена мораль как таковая.
Категории этики используются для оценки самых различных поступков. В центре этических исследований находятся вечные проблемы человеческого существования. Поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «достоинство» не претерпевают существенных изменений с течением времени.
Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинство», «честь», «смысл жизни», «счастье».
Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Что же они из себя представляют?
Добро - категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.
Зло - категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.
Благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством дня достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т.д.).
При таком подходе добро - разновидность духовного блага. В этическом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра.
Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением.
«Общий принцип справедливости, - писал. Вл. Соловьев, - требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим».
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества, справедливость считают синонимом правоохранительной деятельности, правосудия. Недаром правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым.
Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг - это нравственная задача, которую человек формулирует ддя себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский.
В глазах общества сотрудник ОВД - непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справедливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы.
Сотрудник, соблюдающий «Кодекс чести…», клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему дож и его совесть.
Совесть - это категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как дож и ответственность перед самим собой.
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Роль совести особенно важна, когда сотрудник находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.
Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу.
Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть.
Ответственность - философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.
Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля.
Достоинство - выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
Понятие достоинства личности опирается также на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает.
Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).
Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людейдифференцированно.
Понятие «честь» означает чтить, почитать, в современных условиях она является синонимом «Родины», «славы», «верности». В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести - высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распространено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».
Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распутства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опрометчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не меньшей степени необходимы в системе правоохранительной деятельности.
Например, «Кодекс чести…» сотрудника ОВД, принятый в 1993 г., обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его репутации
1.2 Мораль в системе социальной регуляции
Необходимость социального регулирования - главный источник возникновения и формирования морали и права. Общее и особенное в морали и праве. Оценочный характер морали и права. Критерии моральной и правовой оценки. Нравственные основы права. Значение моральной санкции для принятия и закрепления норм права. Мораль как ценностный критерий права. Нравственное содержание принципиальных положений основных подразделений права.
Общее в морали и праве:
форма общественного сознания;
развиваются на едином фундаменте общечеловеческих ценностей;
совпадение сфер моральных и правовых отношений;
единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений;
регулятивная функция человеческого поведения в обществе - главная;
являются совокупностью норм, регулирующих общественное поведение;
обязательность соблюдения норм и принципов морали и права.
Различное в морали и праве
Законность, общественный порядок и сознательная дисциплина - неотъемлемые черты правового государства. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.
Уважение к закону - необходимое свойство нравственно развитой личности. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.
Моральные аспекты правоохранительной деятельности. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. Обеспечение прав и свобод личности как юридическая и моральная обязанность работников правоохранительных органов.
Соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др.
Мораль и политика - две автономные сферы: основные положения в защиту этой позиции. О единстве морали и политики. Аргументы в пользу единства морали и политики
2. Категория долга в жизнедеятельности ОВД
.1 Особенности профессионального долга и морали сотрудников правоохранительных органов
Нормы профессиональной морали сотрудников ОВД в сравнении с нормами обычной морали имеют ряд особенностей. Выделим главные из них:
а) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД имеют институционально-внеинституциональный характер. Это значит, что ряд норм профессиональной морали сотрудников ОВД закреплен в действующем международном и отечественном законодательстве, а другой ряд норм существует как неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников милиции;
б) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях;
в) за соблюдением норм профессиональной морали ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и СМИ.
Следует провести различие между понятиями правовой морали и деонтологией. Деонтология (в переводе с греческого «учение о долге») - это представление о правильном, достойном, должном поведении сотрудников правоохранительных органов. Такие представления и правила должного поведения закреплены в «Кодексе чести рядового и начальствующего состава Российской Федерации», который составлен в соответствии с международным «Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (принят в 1979 г.).
Свои деонтологические кодексы имеют и другие профессиональные группы, в том числе и преступные группировки. Тогда как профессиональная мораль сотрудников ОВД (шире - правовая мораль) фиксирует не сферу должного, но реально существующего профессионального общения сотрудников милиции с различными категориями граждан с его неписаными правилами, проблемами, противоречиями. Ценность понятия правовой морали - в его методологичности, в том, что это понятие является инструментом анализа нравственной составляющей профессиональной деятельности и профессионального общения сотрудников ОВД.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД. Здесь повсеместно действуют стихийно сложившиеся в рамках традиций отечественного правосознания, неинституциональные, неписаные нормы профессиональной морали. Примером нигилистической нравственно-правовой нормы является прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования без законных оснований вследствие получения сотрудником ОВД взятки или предоставление за взятку внеочередного свидания заключенного с родственниками или иными лицами (именно таких сотрудников милиции презрительно называют «ментами»). Либеральной нравственно-правовой нормой является стремление сотрудников милиции в здоровых коллективах ответственно выполнять свой профессиональный долг в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. И, наконец, примером неписаной нормы профессиональной морали, идущей от этатистской традиции, является действующее во многих коллективах ОВД правило «начальник всегда прав». Отметим также, что неинституциональные нормы правовой морали незыблемы, они регулируют профессиональную деятельность и профессиональное общение сотрудников милиции порой сильнее самих законов.
Для наших целей наибольший интерес представляет «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», так как в восьми статьях этого документа и комментариях к ним закреплены основные нравственно-правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность и профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов. Этот документ можно рассматривать как международный кодекс профессиональной морали сотрудников внутренних служб.
Важнейшими принципами профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с которыми должна строиться деятельность полиции, являются гуманизм, законность, справедливость, имеющие особую значимость наряду с другими общечеловеческими принципами.
Гуманизм означает человечность, любовь к людям, защиту достоинства людей, уважение их права на счастье.
По своему содержанию понятия «гуманность» и «антигуманность» часто выступают как синонимы понятий «добро» и «зло».
Нравственное содержание принципа гуманизма выражается в целом ряде норм и требований морали. Основными из них являются:
понимание человека как высшей ценности;
защита прав и достоинства человека;
уважение к старшим и младшим, к мужчине и женщине, к людям всех национальностей;
непримиримость ко всем формам унижения человеческой личности;
чуткость, отзывчивость на чужую беду, готовность к самопожертвованию;
честность, прямота в оценке человека, доброжелательная критика и др.
Важнейшим принципом профессиональной морали является принцип законности. Строжайшее соблюдение и правильное применение законов имеет не только правовое, но и нравственное значение. Вся деятельность полиции носит нормативный характер, т.к. ее цели, задачи, средства, методы и формы регламентированы Законом «О полиции», различными правовыми кодексами, уставами, Присягой, приказами, инструкциями и наставлениями.
Право, а значит, и законность неразрывно связаны со справедливостью. «Правое» слово, решение, дело воспринимаются как проявление справедливости, а «бесправие», «беззаконие» - как несправедливость.
Справедливость означает соответствие между практической деятельностью людей, социальных групп и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением, заслугами и их признанием, правонарушением и ответственностью.
Принцип справедливости требует, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был бы осужден. Одно из важнейших проявлений справедливости - соответствие между целями и средствами, выбранными для их достижения.
Для сотрудников органов внутренних дел этот принцип является их профессиональным требованием, правовой нормой. Человек, стоящий на страже закона, не имеет не только морального, но уже и профессионального права быть несправедливым.
Гуманизм, справедливость, законность, защита достоинства человека - это основные принципы, на которых основываются ключевые международные и отечественные документы. 19 ноября 1993 года был утвержден приказом министра внутренних дел России Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
В основе данного документа лежат две идеи. Первая заключается в ответственности сотрудника правоохранительных органов за защиту прав и свобод, жизни и здоровья личности, независимо от ее социального, экономического и любого другого положения в обществе. При этом сотрудник, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относиться к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно.
Вторая - в требовательности к себе, в формировании у себя потребности в постоянном самосовершенствовании и понимании того факта, что по одному сотруднику оценивают деятельность всей структуры ОВД.
Для более детального раскрытия сущности Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации необходимо рассмотреть его целиком.
Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения.
Право на доверие и поддержку граждан, сослуживцев и всего народа дают сотруднику органов внутренних дел его профессиональная честь, личное достоинство, порядочность, признанная окружающими его высокая репутация, заслуженное делами доброе имя.
Мы кратко раскроем содержание каждой из 8 его статей.
В ст. 1 говорится о профессиональном долге должностных лиц по поддержанию правопорядка и высокой степени их ответственности, при этом долг определяется как служение общине и защита всех лиц от противоправных актов. Ст. 2 говорит о необходимости для должностных лиц по поддержанию правопорядка при выполнении своих служебных обязанностей уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам. В ст. 3 определена норма применения силы должностными лицами по поддержанию правопорядка. Сила может применяться лишь в случае крайней необходимости и только в той мере, какая требуется для выполнения профессионального долга. Ст. 4 закрепляет норму о сохранении в тайне сведений конфиденциального характера, которые получают сотрудники правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. В ст. 5 утверждается норма, согласно которой недопустимы осуществление, терпимое отношение или подстрекательство к пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания. При этом «ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжение вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» В ст. 6 закреплена норма об обеспечении охраны здоровья задержанных лиц, в случае необходимости оказания им медицинской помощи. Норма, закрепленная в ст. 7, запрещает должностным лицам по поддержанию правопорядка совершать какие-либо акты коррупции, она также предписывает всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. И, наконец, ст. 8 «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» говорит об уважении сотрудниками правоохранительных органов закона и настоящего кодекса.
-я группа нравственно-правовых норм определяет отношения сотрудников правоохранительных органов к различным категориям граждан, прежде всего, к подвергнувшимся пыткам, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения своб1оды. Основными международными документами, в которых закреплены нравственно-правовые нормы данного вида, являются: «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.), «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» (одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН резолюциями от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г.), «Основные принципы обращения с заключенными» (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.), а также «Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.). Согласно данным нормативным актам сотрудники правоохранительных органов в обращении с указанными категориями граждан должны уважать их права, избегать всего того, что может нанести ущерб их жизни, здоровью и достоинству, а также «прививать им (заключенным.) желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения».
Выделенные три группы нравственно-правовых норм в международных документах составляют международные стандарты. Международные стандарты представляют собой «обязательный для государств - членов ООН или рекомендуемый для них нормативный минимум правового статуса личности, включая юридическую защиту и соответствующие правомочия и обязанности государственных органов и должностных лиц». Логично теперь будет кратко рассмотреть вопрос о соотношении нравственно-правовых норм в международном и отечественном законодательстве.Кодекс Чести1954 г.
Моральный кодекс можно навязать. Нравы - это те вещи, которые делают возможным существование общества. Они жестко согласованы, охраняются кодексами поведения этого общества. Если бы одитор вопиюще и постоянно нарушал Кодекс Одитора или Кодекс Саентолога, то другие одиторы имели бы полное право требовать, также и посредством воздействия МАСХ, приостановки или аннулирования сертификатов или отмены членства, или того и другого. Однако никакие подобные действия невозможны с Кодексом Чести. Человек может постоянно и явно пренебрегать Кодекс Чести и не испытывать ничего больше чем, возможно, легкое презрение или жалости со стороны его товарищей.
Кодекс Чести ясно устанавливает состояния приемлемого товарищества среди тех, кто борется на одной стороне против того, что, как они полагают, должно быть исправлено. Хотя тот, кто практикует принцип «единственного», верит, что иметь борьбу или состязание возможно только до тех пор, пока он остается «единственным» и конфронтирует, как такая единственная личность, все существующее, жизнь без друзей или соратников не очень реальна. Среди этих друзей и братьев по оружию его приемлемость и ценность довольно хорошо устанавливается его приверженностью такой вещи как Кодекс Чести. Любой, кто соблюдает Кодекс Чести, поддерживает хорошее мнение о своих товарищах, что гораздо важнее, чем заставлять своих товарищей поддерживать хорошее мнение о нем.
Благодаря вступлению Российской Федерации в Совет Европы начался процесс сближения международного и национального законодательств. Этот процесс касается и правоприменительной деятельности. Российские граждане получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека по поводу нарушения своих прав человека и гражданина. В настоящее время Европейский суд еще не рассмотрел ни одной жалобы российских граждан, однако число поданных жалоб перешло за несколько тысяч. И несмотря на сложный фильтрационный механизм, приемлемыми для рассмотрения на заседаниях суда уже признано более 50 исков от российских граждан. «Несомненно, что принятые судом решения по российским делам будут иметь огромное значение для развития системы правосудия в нашей стране. Представляется, что если российские судьи уже сегодня начнут сверять свои решения с многочисленными прецедентами, созданными в Страсбургском суде, уровень и качество правосудия в Российской Федерации возрасту
Сегодня в рамках отмеченных процессов существует два основных принципа соотношения нравственно-правовых норм в международных и внутригосударственных нормативно-правовых актах.
3. Ложное понимание долга и его отражение в поведении и деятельности сотрудников ОВД
3.1 Профессиональная деформация в следствии ложного понимания долга
Профессиональная деформация представляет собой изменения и нарушения в структуре личности сотрудника правоохранительных органов, возникающие в результате негативных особенностей выполняемой деятельности.
Основные признаки профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов:
неадекватный профессиональный стереотип правонарушителя, осужденного, т.е. схематизированный образ, который распространяется обычно подсознательно на каждого из этой категории. При этом показательна отрицательная эмоциональная окраска, преувеличение негативного у этих субъектов;
некритичное отношение к специфической «культуре» в среде преступного мира, культивирование отдельных ее элементов;
обеднение лексикона в целом, заимствование жаргона преступного мира и употребление его в общении не только с этой категорией лиц, но и с другими людьми (родными, знакомыми); употребление ненормативной лексики в общении;
перенос стиля профессионального общения с правонарушителями, осужденными в ситуации общения с другими людьми, когда это совсем не диктуется необходимостью;
значительное сужение круга интересов, потребностей, снижение их уровня, «огрубление» личности в целом.
Причины возникновения и развития профессионально-нравственной деформации:
специфика содержания и условий выполнения служебной деятельности;
личностные особенности сотрудников правоохранительных органов;
личностные особенности преступного мира, специфика их микросреды;
особенности коллектива сотрудников службы, учреждения.
Структура профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов:
деформация морального сознания (индивидуального и группового);
деформация служебных отношений;
деформация всей профессиональной деятельности.
Основные мотивы правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов:
совершая правонарушение по службе, сотрудник чаще всего руководствуется общественной целью - изобличить и наказать преступника, забывая при этом, что «для достижения цели не все средства хороши»;
сотрудником движет неверно понятое чувство долга и интересов службы;
мировоззренческие и нравственные убеждения сотрудника становятся для него определяющим фактором, а требования профессии и должности - второстепенными;
сотрудником движет стремление максимально использовать свои властные полномочия, власть над людьми.
Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации:
повышение качества подготовки сотрудников для правоохранительных органов;
совершенствование культурно-массовой работы как формы духовного воспитания личности.
реализация мер по укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах;
принципиальная оценка каждого факта нарушения законности и дисциплины со стороны сотрудников правоохранительных органов;
жесткое оценивание противоправных действий, связанных с попранием конституционных свобод граждан, особенно с проявлением насилия, жестокости, унижением человеческого достоинства;
внедрение системы проверок профессиональных качеств сотрудников всех категорий, установление практики увольнения не прошедших эти проверки работников в аттестационном порядке в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
.2 Коррупция
Существуют предметные и серьезные исследования коррупции, проведенные научно-исследовательскими институтами МВД, а также фондом ИНДЕМ, Левадой-центром и другими организациями. За исключением Левады-центра, который с июля 2004 г. проводит предметные исследования произвола в правоохранительных органах, все остальные исследователи склонны считать коррупцию универсальной объяснительной моделью и одновременно основной причиной неэффективности современных правоохранительных органов.
С одной стороны, безусловно, коррупция - системный фактор функционирования правоохранительных (и других государственных) органов. С другой стороны, не все факты из деятельности правоохранителей можно объяснить коррупцией, а некоторые и не имеют прямого отношения к ней. (Например, бездействие правоохранителей в случаях, когда необходимо предпринимать меры. Можно сказать, что бездействуя, правоохранители рассчитывают на взятку, но не всякое преступление взяткоемкое. Исчезновение человека - не тот повод, чтобы требовать взятку, при том, что не всегда понятно, от кого).
Произвол как явление намного шире коррупции, но, к сожалению, он не становится предметом такого же пристального интереса. В статьях специалистов редко указывается произвол как самостоятельная проблема, а если и используется этот термин, то часто как оборот речи и выразительное средство.
Как уже было сказано выше, исследователи концентрируют свое внимание на анализе современной коррупции в правоохранительных органах и указывают на комплекс причин, способствующих коррупционному поведению сотрудников органов правопорядка. При этом причины подразделяются как на внешние по отношению к правоохранительной сфере, так и на внутренние, связанные со спецификой деятельности конкретных учреждений. Хотя это разделение является весьма условным.
Такая причина, как отсутствие системы норм управленческой и служебной этики, что многими специалистами оценивается как существенный пробел российского антикоррупционного законодательства, относится как к внешним, связанным с законодательной работой в стране, причинам, так и к внутренним, относящимся к особенностям функционирования системы правоохранительных органов.
Что касается самой проблемы действующей кодифицированной системы норм этического поведения правоохранителей и других государственных служащих, то, действительно, ничего, кроме разрозненных документов не существует. Среди них можно отметить Кодекс чести рядового и начальствующего состава МВД и Кодекс поведения должностных лиц - правовые акты, не оказывающие влияния на деятельность правоохранительных органов.
Так или иначе, но попытки правовой кодификации, предпринятые в постсоветское время, оказались недостаточными. Взамен жестко выстроенной идеологической советской системе ничего не было предложено. Существующее антикоррупционое законодательство остается фрагментарным и неэффективным.
На данный момент основным законодательным актом остается закон «Об основах государственной службы в РФ», принятый в 1995 г. Но он, по мнению криминологов, не носит антикоррупционного характера, так как сохраняет возможности для коррупционного поведения, поскольку его действие распространяется только на государственных служащих. Но в целях технического обеспечения работы государственных органов в их штат вводятся должности, не подпадающие под государственную службу (п. 1 ст. 1). Замещающие эти должности граждане составляют потенциал для коррупции, так как на них не распространяются антикоррупционные запреты. Лица категории «А» не являются госслужащими, и на них действие закона также не распространяется, а высокая степень их неприкосновенности на практике делает невозможным уголовное преследование.
До сих пор отсутствует Положение о криминологической экспертизе, которая необходима для выявления пробелов в законодательстве, позволяющих осуществлять коррупционные преступления. Проект такого положения был разработан в институте государства и права в 1999 году. Проект не был принят советом безопасности РФ, который заказывал его разработку.
С точки зрения некоторых исследователей, противодействие коррупции неэффективно и фактически невозможно при отсутствии гражданского участия. Помимо низкой активности граждан и ряда других проблем построения гражданского общества в России, возможное сотрудничество граждан с правоохранительными органами в деле борьбы с коррупцией, в том числе, с коррупцией в самих органах правопорядка, законодательно не обеспечено. Лица, сотрудничающие с правосудием, должны быть защищены Программой защиты свидетелей, которая до сих пор не принята. Сейчас правоохранительные органы не имеют ресурсов и реальной независимости для эффективной борьбы с разнообразными проявлениями коррупции такими как:
. коррупционный лоббизм;
. коррупционный фаворитизм;
. коррупционный протекционизм;
. скрытые взносы на политические цели;
. взносы на выборы с последующей раздачей государственных должностей
. келейное проведение приватизации, акционирования, залоговых аукционов;
. представление налоговых и таможенных льгот;
. переход государственных должностных лиц (сразу после отставки) на руководящие
высокооплачиваемые должности в коммерческом секторе;
. совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью;
. международная коррупция.
Для того чтобы предупредить коррупционные проявления в поощрительной деятельности в законодательстве должны быть достаточно четко прописаны ее основания и порядок. Сейчас в действующем законодательстве преобладают оценочные понятия в основаниях для поощрения (и в целом в нормах права). Но оценочные понятия предусматривают волюнтаризм со сторон субъекта, наделенным правом поощрять. Там, где имеет место усмотрение, там всегда существуют условия для коррупции. Часто случается так, и закон это позволяет, что поощряют за безупречную, добросовестную службу. Но с точки зрения специалистов, награды за добросовестность и честность госслужащего, нелепы, так как эти качества являются безусловными их обязанностями.
Методы поощрения и наказания относятся к инструментам дисциплинарной практики. Оценочные основания для принятия того или иного решения могут приводить к злоупотреблениям и тем самым снижать дисциплину коллектива, гласность и объективность в оценке оперативно-служебной деятельности. В конечном итоге, все эти явления способствуют коррупции.
.3 Преступность среди сотрудников правоохранительных органов
Проведенный экспертный опрос сотрудников МВД показал, что основными тремя причинами преступности среди сотрудников МВД являются: 48,1% - стремление повысить материальный достаток, 29% - желание удовлетворить самые насущные потребности; 28% - стремление жить на широкую ногу и мотивы накопительства.
Связанные с правоохранительными органами исследователи не объясняют состояние и уровень преступности в правоохранительной службе только причинами экономического и финансового характера. Они отмечают, что в разных регионах «при равных экономических и среднедушевых показателях социально-экономического состояния показатель уровня преступности разниться». Ключевое значение приобретает вопрос подбора кадров, которые имели бы не только профессиональную подготовку, но и морально-психологическую. Большинство опрошенных сотрудников милиции утверждают, что уровень профессионализма остается крайне низким. 91% говорит о низком и недопустимом качестве профессиональной подготовки, 34% - морально-психологической. Проблема заключается в несоответствии личностных качеств предъявляемым требованиям. И дело не только в подборе кадров, но и в их расстановке. Иногда грамотный человек оказывается не на своем месте, что закономерно снижает уровень профессионализма и усугубляет конфликтные отношения внутри организации.
Исследователи единодушны в выводе о негативном и преобладающем влиянии недоработанных и противоречивых законов на уровень преступности среди сотрудников правоохранительных ведомств. Об этом в частности пишет в своей статье Тарасов Н.В., анализируя материалы большого прикладного исследования, проведенного внутри МВД. В статьях специалистов также открыто признается фактическая безнаказанность сотрудников МВД за их правонарушения, а в атмосфере безнаказанности за нарушения невозможно требовать и добиваться соблюдения законности.
Результаты опроса осужденных сотрудников милиции свидетельствуют, что большинство из них не считают свое осуждение справедливым. В половине случаев преступления, за которые были осуждены бывшие сотрудники правоохранительных органов, являются весьма распространенными. Получается, что их осуждение - случайность, а не действие принципа неотвратимости закона. Очевидно, что избирательное действие инструментов порицания и наказания не оказывает системного влияния, а скорее воспринимается как способ сведения счетов и негативное стечение обстоятельств. Все это, в конечном счете, не приводит к изменению ситуации с соблюдением закона в органах. Тем более что большая часть осужденных сотрудников органов внутренних дел не признают себя виновными в совершенном преступлении, считая, что они осуждены незаконно, а 70% работающих сотрудников ответили, что допускали и допускают такие же нарушения законности, за которые другие бывшие сотрудники органов отбывают наказание.
«Служебные» преступления против правосудия (превышение должностных полномочий, преступление против правосудия: принуждение к дачи показаний, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от ответственности, фальсификация доказательств):
Мотив - Доля от осужденных
«выслужиться» - 43,7%
корысть - 20,3%
карьеризм, стремление продвинуться по службе - 8,6%
показать свое превосходство над другими людьми - 8,5%
под давлением или по примеру своих коллег - 4,7%
отомстить кому-либо - 4,3%
скрыть ранее совершенное преступление - 4,2%
затруднились ответить - 9,9%
Внешние по отношению к правоохранительным органам эксперты склонны возлагать надежды на реформирование структуры. Но по данным внутреннего исследования (экспертный опрос МВД) 42% опрошенных считают, что реформы могут только усугубить состояние с преступностью среди правоохранителей. При этом никаких конкретных мер взамен реформирования не предлагается.
Заключение
Свой профессиональный долг любой сотрудник ОВД выполняет в тесном повседневном общении с людьми, как мирными гражданами, так и правонарушителями или участниками уголовного процесса. Понятно, что профессиональное общение сотрудника милиции с гражданами имеет свои особенности.
Основные выводы:
. Деформация профессионального правосознания работников органов внутренних дел явление объективно существующее.
Важной характеристикой, позволяющей рассмотреть и оценить степень искаженности профессионального правосознания работников органов внутренних дел, является категория «состояние», синтезирующая в себе специфику следственной деятельности, внутрисистемные процессы, эффекты воздействия внешней среды.
Для выявления искаженности профессионального правосознания работников первоочередной интерес представляют такие аспекты его состояния, как например, объем и качество правовых знаний, которыми обладают следователи ОВД, их отношение к действующим правовым институтам, а также содержание их правового мировоззрения.
. Важными аспектами указанной проблемы являются понятие, признаки, механизм образования деформации профессионального правосознания следователей органов внутренних дел. Деформация профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел представляет собой системно сложное социально - правовое явление, негативно воздействующее на личность следователя, а также на осуществляемую им правоприменительную деятельность - расследование преступлений.
Деформация профессионального правосознания обладает рядом конкретных признаков, в числе которых: негативная направленность, массовость, влияние на сопредельные сферы жизни, динамичность, наличие степени общественной опасности.
Механизм образования деформации профессионального правосознания работников органов внутренних дел представляет собой нарушение, негативное отклонение всех или нескольких компонентов структуры правосознания от определенной нормы. При этом деформация профессионального правосознания не приобретала бы столь существенного негативного значения, если бы она не была связана с деформацией ценностных ориентаций. Последние, как известно, предопределяют многие решения в конкретных жизненных ситуациях. Негативное воздействие искаженных ценностных ориентаций на правовое мировоззрение следственных работников, способствует его деформированнию, вследствие чего следователи перестают видеть личностный смысл осуществляемой ими правоприменительной деятельности, не верят в справедливость осуществляемых ими правоприменительных действий.
Деформированное правовое мировоззрение способствует выработке искаженных правовых чувств, установок. В результате чего деформированная установка активным образом воздействует на общую структуру правосознания работников. Она побуждает работника игнорировать требования законов и подзаконных актов, нарушать права и интересы субъектов, имеющих отношение к расследованию преступлений.
Деформированные правовые чувства и установки негативно воздействуют на правовые знания. Результатом подобного воздействия является расплывчатость, пробельность, несформированность правовых знаний.
Деформированные правовые знания в порядке обратной связи оказывают негативное воздействие на ранее указанные компоненты структуры правосознания.
При изучении механизма образования деформации важно учитывать различные психологические и психофизиологические особенности личности.
. Деформирование профессионального правосознания работников органов внутренних дел приняло самые разнообразные формы и содержание. Наряду с устоявшимися формами деформации - правовым инфантилизмом, правовым нигилизмом и перерождением, выделяются новые, ранее не исследовавшиеся формы деформации. В их числе: а) нравственно-правовой конформизм, одна из наиболее распространенных форм деформации, проявляющаяся в отсутствии адекватной оценки правовых принципов, ценностей пр&ва и морали; б) значительное распространение получила и такая форма деформации профессионального правосознания как спекулятивно-правовой популизм, характеризующийся карьеристскими устремлениями, направленными на оценку внешней стороны собственного труда путем выпячивания его значимости безотносительно к реальному содержанию; в) наиболее опасной формой деформации профессионального правосознания следственных работников органов внутренних дел является негативно-правовой радикализм в его крайнем проявлении - перерождении. Данная форма деформации характеризуется крайне пренебрежительным отношением личности следователя к праву, закону, иным правовым ценностям путем решительных противоправных действий.
. Деформация профессионального правосознания испытывает на себе влияние рядя конкретных факторов. Среди факторов, активно воздействующих на профессиональное правосознание работников ОВД и способствующих его деформации, особая роль принадлежит следующим:. Социально - экономические: апатия, разочарование работников ОВД в службе на почве низкой и несвоевременной оплаты труда; низкая обеспеченность следователей жильем и другими материальными благами, необходимыми для нормальной жизни; недостаточное стимулирование активности следователей по расследованию преступлений; реальная покупательная способность денежных единиц; занятость населения в общественном производстве; наличие социальных слоев и групп с привилегированными условиями жизни, обладающих повышенными возможностями к получению материальных благ; уровень материальной обеспеченности основной массы населения.. Социально - правовые: недооценка работников силы закона; отсутствие у следователя, членов его семьи, близких, чувства защищенности от преследований и мести со стороны правонарушителей; отсутствие у следователя чувства защищенности от клеветы, анонимок, фальсификаций, доносов, просто необъективной оценки его действий; крайне низкий уровень правосознания населения.. Социально - психологические: особенности профессиональной деятельности: а) перегрузки; б) постоянный контакт с преступной средой; негативное общественное мнение по вопросам деятельности ОВД, представленное средствами массовой информации; социально - психологические явления внутригрупповой деятельности (отрицательное влияние сослуживцев); индивидуально - психологические особенности: а) темперамент: б) характер; в) эмоционально - волевые качества.. Организационные: количество личного состава подразделения и сопряженная с этим нагрузка на одного работника; авторитарный стиль и соответствующие ему методы руководства; негативные личные качества руководителя.. Интеллектуальные: низкий уровень профессиональных знаний работников; искаженное правовое мышление.. Культурно - этические: недостаточно высокий уровень общей культуры самих работников; недостаточно высокий уровень общей культуры непосредственных руководителей; недостаточно высокий уровень культуры граждан, с которыми работников имеют контакт в ходе правоприменительной деятельности; низкий уровень нравственных установок окружающих следователей людей; недостаточно высокие требования общекультурного уровня, предъявляемые к личности следователя со стороны руководства.
Среди мероприятий, направленных на устранение деформации профессионального правосознания, должна присутствовать рациональная организационная политика, заключающаяся в адекватном распределении штатной нагрузки на каждого работника.
Список литературы
1.Законы и другие нормативные акты
2.Конституция Российской Федерации
.Закон РСФСР «О милиции» // Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР.1991 г.
.Закон РФ «О безопасности» // Вед. СНД и ВС РФ 1992. №15
.Закон РФ «Об оперативно - розыскной деятельности» // СЗА РФ 1995. №33
.Уголовный кодекс РФ. Сборник Кодексов РФ с изменениями и дополнениями на 1. 05. 1977. М., 1977 г.
.Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР. Сборник кодексов РФ с изменениями и дополнениями не 1. 05. 1997. М., 1977 г.
.Алексеев С.С. Проблемы теории права, т. 1. - Свердловск.2002 г.
.Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. - М., 2005 г.
.Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел. - М., 2011 г.
.Баранов П.П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава органов внутренних дел. - Ростов - на - Дону, 2007 г.
.Васильев В.Л. Юридическая психология.-Санкт-Петербург, 2008 г.
.Гранат Н.А. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. - М., 2008 г.
.Кон И.С. Социология личности. - М., 2007 г.
.Кулагин Н.И. Психология и этика управления в следственном аппарате органов внутренних дел. - Волгоград, 2011 г.
.Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М., 2010 г.
.Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М.: Наука.2006 г.
.Симаков А.Л. Понятие «состояние» как философская категория. - Новосибирск, 2002 г.
.Дюрягин И.Я. Формирование профессионального долга и общественно - политической активности. // Правоведение. 2011 г. №1.
.Медведев В.С. Преодоление профессиональной деформации. // Актуальные проблемы морально - психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. - М., 2012 г.
.Медведев В.С. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2006 г. №1.
.Жуков Е.А. Профессиональное правосознание сотрудников ОВД. Дис. кандидата юрид. наук. - Ростов - на - Дону, 2007 г.
.Шахриманьян И.К. Психология деятельности следователя. Автореферат дис. доктора психолог, наук. - М., 2006 г.