Основные функции государственной службы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, сущность государственной службы в РФ, предмет
основных функций государственной службы
1.1 Понятие и сущность государственной службы в РФ
1.2 Понятие и предмет основных функций государственной службы.
1.3 Функции в России
Глава 2. Государственная служба как вид социальной деятельности
2.1 Виды государственной службы и их основные функции
2.2 Классификация и характеристика основных функций государственной
службы
2.3 Управление Министерства Юстиции России по Тюменской области
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Цель работы - рассмотреть и проанализировать функции
государственной службы.
В настоящее время отсутствуют четкие основания для
определения сущности и классификации функций государственной службы.
Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы,
что не совсем оправданно.
Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы
позволяет раскрыть не только её основное назначение, но и выявить нерешенные
проблемы государственной службы с целью ликвидации пробелов в правовом
регулировании или его недостатков, разработки направлений и определения средств
улучшения государственной службы и её реформирования. Функции государственной
службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В самом
общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются
функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей
и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных
обязанностей и компетенции государственных органов.
Задачи:
· Раскрыть понятие и сущность основных
функций государственной службы
· Определить классификацию основных функций
государственной службы
· Проанализировать функции государственной
службы в России
· Охарактеризовать виды государственной
службы и их функции
· Описать управление Министерства Юстиции
России по Тюменской области
Глава 1.
Понятие, сущность государственной службы в РФ, предмет основных функций
государственной службы
.1 Понятие и
сущность государственной службы в РФ
В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. "О системе
государственной службы Российской Федерации" в соответствии с Конституцией
РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной
службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила
государственной службы России, которые должны применяться при правовом
регулировании всех видов и уровней государственной службы и применении их на
практике соответствующими государственными органами и должностными лицами. При
этом следует учитывать, что в названном Законе и федеральных законах о видах
государственной службы содержится много новых административно-правовых
категорий и понятий, правильное понимание и толкование которых имеет как
теоретическое, так и большое практическое значение.
Впервые понятие государственной службы было нормативно
закреплено в п.1 ст.2 ФЗ от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной
службы Российской Федерации" (ныне утратившем силу), где под
государственной службой понималась профессиональная деятельность граждан
Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий только
государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской
Федерации и ее субъектов.
В ст.1 Закона "О системе государственной службы
Российской Федерации" дано новое определение понятия государственной
службы. Теперь государственная служба Российской Федерации определяется как
профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения
полномочий:
· Российской Федерации
· федеральных органов государственной власти
· иных федеральных государственных органов
· субъектов Федерации
· органов государственной власти субъектов
Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации
· лиц, замещающих должности, установленные
Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения
полномочий федеральных государственных органов
· лиц, замещающих должности, установленные
конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного
исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации
В число субъектов, для обеспечения исполнения полномочий
которых предназначена государственная служба, добавлены Российская Федерация и
ее субъекты. Это добавление в определении государственной службы более точно
отражает фактический круг участников государственно-служебных отношений,
включая представителей, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации
или субъекта Федерации. Возьмем для примера дипломатических работников,
являющихся государственными служащими. Так, посольство, согласно Положению о
нем, утвержденному Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., возглавляемое
Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в иностранном государстве, обеспечивает проведение
единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством
пребывания и в этих целях осуществляет координацию деятельности и контроль за
работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных
органов исполнительной власти, а также представительств субъектов Федерации,
открываемых на территории отдельных государств.
Консульские учреждения Российской Федерации, согласно
Положению, утвержденному Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г., осуществляют
на территориях пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.
Что касается лиц, замещающих государственные должности РФ, то сводный перечень
наименований таких должностей был утвержден Указом Президента РФ от 11 января
1995 г. относятся:
· Президент и Председатель Правительства РФ
· председатели палат Федерального Собрания
РФ
· руководители законодательной и
исполнительной власти субъектов Федерации
· Депутаты
· Министры
· судьи и некоторые другие
Лица, замещающие эти должности и не являющиеся государственными
служащими, осуществляют общегосударственные функции, и на них в соответствии с
их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране,
нормальное функционирование государственного аппарата. Обеспечение выполнения
ими своих конституционных полномочий осуществляется подчиненными им аппаратами,
основную часть которых составляют государственные служащие.
В действительности же, государственная служба представляет
собой вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности, которая
хотя и носит обеспечивающий характер, в конечном итоге заключается в содействии
по реализации задач и функций того государственного органа, службы или
учреждения, в котором государственный служащий проходит службу. Иначе говоря,
профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена
на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной
власти, а не власти лиц, замещающих "конституционные" должности. При
этом, разумеется, объем полномочий государственного служащего меньше, чем у
лиц, замещающих "конституционные" должности.
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. установлена новая
система государственной службы с видовой классификацией. Если ранее, согласно
Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской
Федерации", государственная служба подразделялась только по уровням - на
федеральную и субъектов Российской Федерации, то теперь, согласно Закону от 27
мая 2003 г., она подразделяется на три вида - гражданскую, военную и
правоохранительную. При этом только государственная гражданская служба
подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и
государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. А военная, и
правоохранительная служба наряду с государственной гражданской службой
считаются видами федеральной государственной службы
Установленное деление государственной службы Российской
Федерации по видам и уровням имеет основополагающее значение, так как в
соответствии с ним принимаются федеральное законодательство, касающееся видов
государственной службы, а также законодательство субъектов Федерации о
государственной гражданской службе.
Федеральным законодательством регулируются не только общие
правила государственной службы России, касающиеся всех ее видов, но и
особенности каждого из них. Ведь совершенно очевидно, что военная и
правоохранительная служба существенным образом отличаются от государственной
гражданской службы по своему функционально-целевому назначению и условиям
несения службы. Поэтому в федеральных законах и иных нормативных правовых актах
определяются различия в формировании кадрового состава, организации
гражданской, военной, правоохранительной службы, порядке поступления на службу
и ее прохождении, правовом положении (статусе) гражданских служащих, военнослужащих,
сотрудников правоохранительной службы, а также порядке оплаты их труда и видах
предоставляемых им социальных гарантий и компенсаций.
Наряду с федеральной государственной службой в России
складывается государственная гражданская служба субъектов Федерации, которая в
значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из
общин (единых) правовых и организационных основ, но с учетом местных условий.
Таким образом, современная система государственной службы с
ее видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны,
но и различия в функционально-целевой направленности профессиональной служебной
деятельности государственных гражданских служащих, военнослужащих и сотрудников
правоохранительной службы, а также их правовом положении.
.2 Понятие и
предмет основных функций государственной службы.
Слово "функция" в переводе с латыни означает
"круг деятельности" или направление деятельности по достижению
определенной цели. В принципе каждый государственный орган, его структурное
подразделение, каждый госслужащий имеет свою, характерную только для них
функцию. Поэтому государственную службу можно охарактеризовать как совокупность
конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.
Понятие сущности функций государственного управления исходит
из сущности государственного управления. Управление часто рассматривается через
деятельность, поэтому в научной литературе можно увидеть что функции
управления, как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли и
работы в среде управления, элементов управленческого процесса, стадий
управленческого цикла и т.д.
Функция является одной из основных категорий науки
социального управления. Отвечая на эту задачу, нельзя не отметить, что в
литературе по управлению отсутствует единое мнение по поводу функций. К таковым
относятся конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся
друг от друга по предмету, содержанию и способу сохранения, либо преобразования
управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов. И так функция
управления это целевое, или даже целенаправленное, организующее, регулирующее и
подкрепленное реальными делами влияние на управляемое явление, на которое
последнее адекватно реагирует. Если говорить в общем, то функция управления
определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления
оказывает управляющее воздействие на управляемый объект.
Не существует единой точки зрения по поводу функций
управления. Но все более, или менее приемлемые точки зрения укладываются в два
подхода. Представители первого подхода рассматривают функции управления как
результат исторического разделения труда в сфере управления. Основание этого
подхода по праву принадлежит Ф. Тейлору. Сторонники этого подхода под функцией
понимают особый вид управленческой деятельности, продукт разделения труда и
специализации в сфере управления. Приверженцами второго подхода функции
управления рассматриваются как составляющие стадии управленческого процесса:
выработка и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учет
и контроль. Просматривая литературу, можно заметить, что есть попытки связать и
обобщить как-то все отдельные точки зрения по вопросу определения функций
управления. Но как оказывается, что даже авторитетные книги не полностью
охватывают все грани этого вопроса.
Так в управлении производством функции управления
определяются как особый вид деятельности, выражающей направления или стадии
осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе
производства. В науке же социального управления, функция управления
рассматривается в качестве определенного вида работ по управлению, отличающуюся
обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение
соответствующих социальных задач по средством адекватной ей организационной
структуры управления. В литературе по государственному управлению под функциями
государственного управления понимаются виды властных, целеорганизующих и
регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы или
как четко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, помогающие
достичь цели и интересы управленческого воздействия.
Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты
проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию
государства. Для функций регулирования, например, это конкретные отношения
между людьми, ставшие неотъемлемой частью общества. Содержание функций
управления выражает смысл и характер управленческого воздействия; из названной
выше функции это создание или применение необходимых социальных норм.
государственная служба функция социальная
Способ реализации раскрывает средства сохранения или
преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в
функции регулирования - это способность упорядочения искомых отношений между
людьми посредством влияния на их сознание и поведение, а также деятельность.
Общие функции - это всеобщие типичные взаимодействия между субъектами и
объектами социального управления, устойчивые относительно самостоятельные,
специализированные виды управленческой деятельности вообще. Уже стало фактом,
что каждая функция управления объективно необходима и отличается устойчивостью
и стабильностью. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием
процедурами осуществления, используемо информацией.
Каждый субъект управления осуществляет несколько или хотя бы
одну функцию. Если рассматривать каждый отдельный субъект управления, то нельзя
не сказать, что общие функции управления конкретизируются в функция отдельных
органов, их структурных подразделениях, в функциях должностей. Это
обстоятельство лежит в основе определения компетенции структурных единиц.
Деление управление на функции отражает его специализацию. Функциональное
разделение труда закрепляется структурно, т.е. создаются особые звенья, которые
занимаются планированием, учетом, контролем и т.д. организационная
обособленность это важный признак развитой и значительной по объекту функции.
Особенности объектов и субъектов, их взаимоотношений, внешней среды серьезно
влияют на управленческие функции, видоизменяют их, наполняют конкретным
содержанием, обуславливают многообразие форм осуществления.
Функции государственного управления тесно связаны с
общественными функциями государства и отражают способы осуществления последних.
Если общественные функции государства раскрывают, в чем его общественная
природа и роль, то функции государственного управления показывают как, каким
способами, в процессе каких взаимосвязей оно их осуществляет. Функции государственного
управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства и целостного
субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определенный
вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию
государственных органов и является общим типовым для них. Поэтому в структуре
государства функция государственного управления получает известную
дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих органах, их
звеньев и подсистем.
Общее в функциях государственного управления и управленческих
функциях государственных органов состоит в том, что, во-первых, и те и другие
имеют одно и тоже предназначение - оказывать влияние на сохранение и развитие
общественной системы, обеспечивать адекватные государственные предначертания.
Различие между ними проходит:
) по субъекту воздействия - функции государственного
управления осуществляются всей управленческой структурой государственного
управления, управленческие функции государственного органа
2) по объекту или по пределам влияния - функции
государственного управления оказывают воздействие как на большие сферы
общественной системы, так и на компоненты, подсистемы оной
) по средствам реализации - функции государственного
управления обеспечиваются всей силой государства, управленческие функции
государственных органов - теми полномочиями и организационными возможностями,
которые предоставлены этому органу
) по характеру функции государственного управления
отражают объективные взаимосвязи государства и управляемой общественной системы,
управленческие функции для каждого государственного органа установлены в его
правовом статусе и являются в этом смысле юридической констатацией управляющих
воздействий данного государственного органа.
В результате управленческие функции государственных органов
можно определить как юридически выраженные управляющие воздействия отдельных
органов государства, которые обязаны осуществлять в отношении определенных
управляемых объектов. Такие функции воспринимают те параметры, которые присущи
функциям государственного управления, то есть они также различаются по
предмету, содержанию, способам реализации, но к этим параметрам доставляется
еще один - объем управленческой функции государственного органа. Таким образом,
функции государственного управления с одной стороны, есть продукт разделения и
специализации труда в сфере управления; с другой стороны, они представляют
собой элементы управленческого цикла.
Содержание функций государственного управления должно
определятся на основе полномочий государственного управления устанавливаемых
законодательными актами, что обеспечивает функциям правовую обоснованность.
Рассматривая функции государственной
службы, прежде всего следует отметить, что сама она "может пониматься в
функциональном смысле, т.е. как конкретный вид государственной
деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов,
деятельность административно-управленческих структур".
Деятельность государственных служащих
проявляется в следующих функциях:
· правоприменительная
функция
· правотворческая функция
разработка и принятие нормативных правовых
актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в
системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятельность,
издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача
указаний и т.п.
· регулирующая функция
разработка и реализация государственной
политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий и
действий, т.е. применение мер государственного принуждения к физическим и
юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов
· организационная функция
обеспечение практической реализации
компетенции государственных органов, совершение организационных действий и
материально-технических операций (проведение различного рода совещаний,
оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т.д.)
· правозащитная функция -
осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина,
соблюдению ими обязанностей перед государством; государственных и иных органов
- перед гражданами
Государственные служащие, выполняют
большей объем непосредственно административно-управленческих функций, как
то: государственное управление, государственно-ориентированные мероприятия,
государственный контроль и надзор, государственное планирование и
прогнозирование, государственный учет, государственное руководство и
координация.
Таким образом, в практико-функциональном
смысле государственная служба представляет собой основанную на законе
деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной
и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных
сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Источниками правового регулирования
построения и функционирования государственной службы являются прежде всего
Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации. Конституция РФ, федеральные законы,
конституции, уставы и законы субъектов РФ не могут регулировать буквально все
вопросы построения и функционирования государственной службы, тем более что по
ряду направлений такие законы еще не приняты. Поэтому имеющийся
"пробел" в данном правовом поле восполняется иными нормативными правовыми
актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами а
распоряжениями федеральных министерств и ведомств, аналогичными документами на
уровне субъектов РФ. Для удобства использования они издаются в соответствующих
сборниках, а не только публикуются в периодической или ведомственной печати.
Давая характеристику такого элемента общей
организации государственной службы, как должности государственной службы,
обратимся к статье 8 Федерального закона "О системе государственной службы
Российской Федерации", где сказано:
Должности государственной службы
учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской
Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации.
Соответственно видам государственной
службы должности государственной службы подразделяются на:
должности федеральной
государственной гражданской службы;
- должности государственной
гражданской службы субъекта Российской Федерации;
воинские должности;
должности правоохранительной службы.
Должности государственной службы
распределяются по категориям и группам в соответствии с федеральными законами о
видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации об их
государственной гражданской службе.
Соотношение должностей федеральной
государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей
правоохранительной службы определяется Указами Президента Российской Федерации.
Соотношение должностей федеральной
государственной гражданской службы и типовых должностей государственной
гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным
законом или указом Президента России.
Согласно статье 9 федерального закона о
системе государственной службы Российской Федерации Реестр должностей
федеральной государственной службы образуют:
перечни должностей федеральной
государственной службы;
- перечни типовых воинских
должностей;
перечни типовых должностей
правоохранительной службы. Все указанные перечни утверждаются Президентом
Российской Федерации.
Реестр должностей государственной
гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом (иным
нормативно-правовым актом) субъекта Российской Федерации. Реестр должностей
федеральной государственной службы и реестры должностей государственной
гражданской службы всех субъектов Федерации составляют "Сводный реестр
должностей государственной службы Российской Федерации".
Важно подчеркнуть и то, как решается
проблема реализации компетенции Российской Федерации и компетенции субъектов
Российской Федерации в сфере установления и правового регулирования отношений
государственной службы. При этом укажем, что статья 71 Конституции России четко
и недвусмысленно относит к ведению Российской Федерации федеральную
государственную службу.
Вопросы государственной службы субъектов
Российской Федерации по смыслу и духу конституционных новелл (статьи 72, а
также пунктов 2 статей 76 и 77 Конституции РФ, взятых в их взаимосвязи)
отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а
следовательно, регулируются федеральными законами о государственной службе и
законами (и иными нормативными правовыми актами) соответствующих субъектов
Российской Федерации.
1.3 Функции в
России
Государство выполняет множество функций, и надо заметить что
все они в той или иной степени связаны с управлением, которое реализуется в
свою очередь через аппарат управления. По сути дела функции управления это и
есть функции государства, государственного управления. Но надо сказать, что
некоторые функции государства чужды его природе, такие как: защита от внешних
угроз, принуждение и т.д. Для целого ряда функций государственного управления
основой выступает социальная сущность государства, целевые ориентиры. Они
определяют количественный состав функций их содержание и назначение. Изменяются
цели государства, система и функции управления, одни функции становятся
ненужными, потребность в других наоборот возрастает, третьи - по форме остаются
неизменными, но меняется их содержание.
Процесс управления на систему воздействует масса актов с
различными целями, принципами, программами, поэтому функции подразделяются на
множество подфункций, каждая из которых представляет собой форму воздействия на
систему; или как принято называть рычаг воздействия-управления. Фундаментом
функций управления составляют постановка целей, подцелей и т.д. Создаются
структуры соподчиненности, которые координируют, согласовывают действия всех
подразделений, оформляют принятые решения в нормативно-правовые акты, приказы и
т.д. Все это завершается контролем на основе информации, отчетности.
В специфических условиях России конца двадцатого века на
первое место выдвигается функция реформирования общества. К реформам можно
отнести все изменения происходящие в обществе, которые несут системный,
структурный и политический характер. Эти изменения осуществляются в рамках
государственной политики на основе законов, указов Президента РФ, постановлений
правительства РФ.
В результате реформ общество становится в некотором смысле
открытым, утверждается частный сектор, монополия государства ослабевает,
государственное управление медленно но верно перемещается на макро уровень.
Сложность российских реформ состоит в том, что в нашей стране с ее неповторимой
спецификой нет ни теории ни практического опыта перехода общества основанного на
государственной собственности, в общество с частной собственностью и свободой
предпринимательской деятельности. Похоже "рельсы перестройки", о
которых так много говорил первый и последний президент СССР М.С. Горбачев мы
построим еще не скоро. Наше правительство еще не осознало, что ошибочно функции
государства, присущие рыночной экономике, применять в переходный период, когда
еще только создаются предпосылки для становления рыночных отношений. В этих
переходных условиях можно было уже предсказать усиление роли государства,
"благо" этому способствует как социально-экономическая обстановка
внутри страны, так и международная и геополитическая ситуация. Но надо сказать
и о плюсах реформирования. Так вносятся коррективы в целях повышения
эффективности государственного регулирования, они предполагают:
·
Усиление
контроля за монополиями, развитие конкуренции, поддержку малого бизнеса
·
Повышение
инвестиционной активности, ускорение структурных преобразований
·
Переход
к приватизации по индивидуальным проектам, с учетом всех факторов внешней и
внутренней среды
·
Обеспечение
интересов (в хорошем смысле) государства в акционерных обществах, имеющих в
уставных капиталах долг государства
·
Повышение
эффективности государственного регулирования требует активизации всех функций
управления, особенно прогнозирования, планирования, контроля.
Прогнозирование законодательно определено в качестве функций
государственного управления. Государственное прогнозирование это система
научно-обоснованных представлений о направлениях развития, основанных на
законах рынка. Оно базируется на прогнозах общественно-значимых сфер
деятельности, таких как: экологическая - ставшая сегодня популярной,
демографической социальной, внешнеэкономической и т.д. В ходе работы
Правительства РФ, Федерального собрания, был установлен порядок разработки
прогноза программы социального, экономического развития на предстоящий год, а
так же целевых программ и федеральный бюджет. Определен и состав организаций,
участвующих в разработке документов. Что касается органов исполнительной власти
субъектов федерации, то они так же участвуют в процессе разработки прогнозов.
Они разрабатывают:
·
Предварительные
варианты прогнозов развития отраслевой экономики регионов по основным
показателям
·
Планы
развития государственного сектора на территории региона и использование
полученных доходов от распоряжения гос. Имуществом
Разработка федеральных целевых программ осуществляется
органами государственного управления РФ, региональных программ органами гос.
управления субъектов РФ.
При разработке программ предусматривается:
) рассмотрение приоритетов в решении важных задач,
определение конечной цели
) достижимость этого результата в сроки определенные
программой (обычно от 1 года до 5 лет)
) увязка финансовых и трудовых ресурсов
) системный, полный анализ региональных и отраслевых задач, а
как производная от него, затем, согласованность и комплексность решения
Глава 2.
Государственная служба как вид социальной деятельности
2.1 Виды
государственной службы и их основные функции
В соответствии с Федеральным законом от 31
июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации"
было установлено разделение государственной службы Российской Федерации с
учетом принципа федеративного устройства нашего государства на два вида:
федеральную государственную
службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
- государственную службу субъектов
Федерации, находящуюся в их ведении.
С принятием и вступлением в силу
Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ "О системе государственной
службы Российской Федерации" законодательно закреплено, что система
государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
· государственная
гражданская служба
· военная служба
· правоохранительная служба
В свою очередь государственная гражданская
служба подразделяется на:
.1 федеральную государственную гражданскую
службу;
.2 государственную гражданскую службу
субъекта Российской Федерации.
Здесь следует остановиться на новом
Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской
службе Российской Федерации" принятым ГД ФС РФ 07.07.2004.
Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О
системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон "О системе государственной службы Российской Федерации")
устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы
государственной гражданской службы Российской Федерации.
Государственная гражданская служба осуществляет следующие
функции:
. Правоприменительная - реальное претворение в жизнь
Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства
2. Правотворческая - разработка и принятие нормативных
актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе
подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ
. Правозащитная - обеспечение прав и свобод граждан
. Регулирующая - разработка и реализация
государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная
гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных
программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих
политических решений и при их реальном осуществлении
. Организационная - обеспечение практической реализации
компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного
функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе
Согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об
обороне", (см. приложение) военная служба осуществляет следующие функции:
основы и организация обороны
полномочия органов государственной власти Российской
Федерации в области обороны
функции органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности
должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны
предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и
руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба
основные положения: состояние войны, военное положение,
мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона
Функциями правоохранительной службы являются:
устойчиво сложившаяся предметная деятельность рассматриваемых
органов государства в важнейших сферах общественной жизни;
непосредственная связь между сущностной характеристикой
государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности
этих органов;
направленность их деятельности на выполнение крупных задач и
достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
соответствие определенным процессуальным формам реализации.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ федеральная
государственная служба относится к исключительному ведению Российской
Федерации, то есть правовое регулирование и организация федеральной
государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Осуществление
правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ
находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Практическая организация региональной государственной гражданской службы
находится в ведении соответствующего субъекта РФ.
2.2
Классификация и характеристика основных функций государственной службы
Существует несколько вариантов классификации функции
государственной службы.
Первая классификация дается с точки зрения содержательной
деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней
государственная служба выполняет следующие основные функции:
· Управленческую (административную)
устойчивая группа однородных по характеру
и связанных между собой мероприятий, выполнение которых позволяет достичь
частной (промежуточной) цели на пути к общей (конечной) цели. В функциях, их
взаимосвязи и совокупности проявляются вся технология, последовательность и
динамика процесса управления.
· Организационно-распорядительную
Она состоит в установлении постоянных и временных
взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и
условий ее функционирования. Это - процесс объединения людей для достижения
поставленных целей.
· Социальную
практическая реализация функций государства, компетенции
государственных органов
· Правовую
юридическое установление государственно-служебных отношений,
при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных
обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов.
· И т.д.
Вторая классификация, автором которой является В.Д. Граждан,
отраслевая. Автор выделяет три группы функций:
. Информационная
· познавательно-аналитическая
· оценочно-экспертная
· прогнозно-целевая
· морально-правовая
· документационно-архивная
2. Организационная
· корпоративно-технологического обеспечение
· коммуникативно-компьютерного обеспечение
3. Технологическая
· подготовка государственных решений и их
выполнение
· принятие и реализация административных
решений
· Принятие государственных решений - это
прерогатива политической власти, а административных решений - государственной
службы
Третья классификация объединяет функции государственной
службы по принятию нормативных актов, по контролю и надзору -
правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг
и по управлению государственным имуществом.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
· осуществление действий по контролю и
надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами
установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами,
федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил
поведения
· выдача органами государственной власти,
органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий)
на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий
юридическим лицам и гражданам
· регистрация актов, документов, прав,
объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
· Под функциями по принятию нормативных
актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для
исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления,
их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения,
распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Под правоприменительными функциями понимается издание
индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.
Под функциями по управлению государственным имуществом
понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального
имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным
предприятиям, федеральным казенным - предприятиям и государственным
учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление
находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.
Под функциями по оказанию государственных услуг понимается
осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих
исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных
федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц
Четвертая классификация функций государственной службы дается
с точки зрения ее граней (сущностных сторон). В этой связи выделяют функции
государственной службы как профессиональной деятельности, как правового
института, как социального института.
Под функциями государственной службы следует понимать
основные направления практической реализации правовых норм института
государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей
правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению
государственной службой своей социальной роли и государственно-правового
назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия
на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе
создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных
служащих. Ответственной функцией государственной службы как профессиональной
деятельности является организация работы аппарат государственного органа, т.е.
практическое осуществление государственного управления в своей сфере
ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы
прогнозирования и планирования, организации, распоряжение" координации,
информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных
решений и их выполнение. Большое - место также занимают вопросы
профессиональной подготовки и переподготовки чиновников, их ответственности и
соблюдения служебной дисциплины.
2.3
Управление Министерства Юстиции России по Тюменской области
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Тюменской области осуществляет свою деятельность в соответствии с приказом
Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года № 147 "Об
утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации
по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства
юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации".
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по
субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Управление) является
территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта
(субъектов) Российской Федерации.
Основными функциями управления являются:
· обеспечение в пределах своих полномочий
реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере
деятельности
· обеспечение единства правового
пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской
Федерации
· обеспечение в пределах своих полномочий
защиты прав и свобод человека и гражданина
· осуществление деятельности в сфере
государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе
общественных объединений, политических партий, религиозных организаций
· осуществление контроля и надзора в сфере
адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов
гражданского состояния
· координация деятельности территориальных
органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных
государственных учреждений Минюста России (далее - учреждения)
Управление осуществляет следующие полномочия:
обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение на
территории субъекта (субъектов) Российской Федерации Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также
международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере
деятельности Минюста России
обеспечивает в установленном порядке реализацию Минюстом
России функции по координации выполнения территориальными органами
подведомственных Минюсту России федеральных служб и учреждений актов
законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста
России, поручений Министра юстиции Российской Федерации
в установленном порядке разрабатывает и представляет в Минюст
России предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы,
федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции
Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также о подготовке
проектов таких законов, актов и документов
в установленном порядке представляет в Минюст России
предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минюста России, а
также о принятии таких нормативных правовых актов;
проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов
субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия
Конституции Российской Федерации и федеральным законам
участвует в пределах компетенции в нормотворческой
деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской
Федерации
подготавливает обзоры нормотворчества субъекта (субъектов)
Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений
информирует в установленном порядке Минюст России обо всех
направлениях деятельности в пределах своей компетенции, включая законодательные
инициативы органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской
Федерации
ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта
(субъектов) Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке
представление сведений, содержащихся в федеральном регистре
направляет в орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, принявший нормативный правовой акт, запрос о представлении акта на
государственную регистрацию и последующего внесения в федеральный регистр
нормативных правовых актов Российской Федерации
направляет в орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, принявший нормативный акт, в случае выявления несоответствия данного
акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству,
мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного
акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и
(или) федеральным законодательством
проводит повторные экспертизы нормативных правовых актов
субъекта (субъектов) Российской Федерации по поручению Минюста России, Главного
управления, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской
Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта
(субъектов) Российской Федерации или по собственной инициативе
вносит в Минюст России предложения о подготовке представления
о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов
гражданского состояния, переданным органам государственной власти субъекта
Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления
осуществляет в установленном порядке государственную
регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории
субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о
внесении изменений в эти уставы
ведет государственный реестр уставов муниципальных
образований Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке
представление сведений из указанного реестра
ведет государственный реестр муниципальных образований
Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке предоставление
сведений из указанного реестра
оказывает органам государственной власти субъекта (субъектов)
Российской Федерации и местного самоуправления методическую помощь по вопросам
совершенствования законодательства субъекта (субъектов) Российской Федерации,
обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации
законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также
организации учета их нормативных правовых актов
осуществляет в установленном порядке реализацию прав и
исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской
Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным,
уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий
наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов
гражданского состояния
ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации
выдает адвокатам субъекта Российской Федерации
соответствующие удостоверения, а также документы, подтверждающие статус
адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате)
принимает участие в работе квалификационной комиссии при
адвокатской палате субъекта Российской Федерации, в том числе по приему
квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката
вносит представление о прекращении статуса адвоката в
адвокатскую палату субъекта Российской Федерации
обращается в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката
в случае, если совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в
трехмесячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его
требует проведения внеочередного собрания (конференции)
адвокатов в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта Российской
Федерации требований федерального закона в целях досрочного прекращения
полномочий совета; осуществляет в пределах своей компетенции на территории
субъекта (субъектов) Российской Федерации иные функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими
образованиями и адвокатскими палатами
рассматривает жалобы на действия (бездействие) работников
государственного юридического бюро, действующего в субъекте Российской
Федерации (далее - государственное юридическое бюро), в том числе на отказ в
оказании бесплатной юридической помощи;
рассматривает отчеты начальника государственного юридического
бюро о состоянии работы по оказанию бесплатной юридической помощи
анализирует деятельность государственного юридического бюро и
в установленном порядке ежеквартально представляет в Минюст России доклад о
результатах его работы
принимает решение о государственной регистрации региональных
отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных,
региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений,
местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций,
имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта
Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных
указанными централизованными религиозными организациями, а также иных
некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций,
иностранных некоммерческих неправительственных организаций)
выдает зарегистрированной некоммерческой организации
свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических
лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство
о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации
региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий,
межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их
структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих
организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных
некоммерческих неправительственных организаций)
осуществляет контроль за соблюдением религиозными
организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности
организует при государственной регистрации местных
религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций,
имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта
Российской Федерации, проведение государственной религиоведческой экспертизы,
образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем
ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в
том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий,
межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их
структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных
религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории
одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций,
образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также
иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных
организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в
соответствующем субъекте Российской Федерации
представляет судебным, правоохранительным органам, иным
уполномоченным органам по их запросам сведения о зарегистрированных
региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий,
межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их
структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих
организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр
зарегистрированных некоммерческих организаций
в установленном порядке открывает и упраздняет
государственные нотариальные конторы в субъекте (субъектах) Российской
Федерации
осуществляет в установленном порядке контроль исполнения
нотариусами профессиональных обязанностей
выдает лицензии на право нотариальной деятельности
ведет реестр выданных лицензий на право нотариальной
деятельности
объявляет конкурс и совместно с нотариальной палатой субъекта
Российской Федерации образует конкурсную комиссию на замещение вакантной
должности нотариуса
совместно с нотариальной палатой субъекта Российской
Федерации принимает решение о наделении нотариусов, занимающихся частной
практикой, полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче
свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного
имущества при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной
конторы
совместно с нотариальной палатой субъекта Российской
Федерации наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего
нотариуса, занимающегося частной практикой
совместно с нотариальной палатой субъекта Российской
Федерации образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих
получить лицензию на право нотариальной деятельности
совместно с нотариальной палатой субъекта Российской
Федерации принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса,
полномочия которого прекращаются, другому нотариусу
совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации
в установленном порядке представляет предложения об изменении территории
деятельности нотариуса
совместно с нотариальной палатой субъекта Российской
Федерации в установленном порядке представляет предложения о количестве
должностей нотариусов в нотариальном округе
совместно с нотариальной палатой субъекта Российской
Федерации учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте Российской
Федерации;
проставляет в установленном порядке апостиль на официальных
документах, подлежащих вывозу за границу
осуществляет контроль и надзор в сфере государственной
регистрации актов гражданского состояния, в том числе:
контроль деятельности органов, осуществляющих государственную
регистрацию актов гражданского состояния на территории субъекта (субъектов)
Российской Федерации
обеспечивает доведение субвенций, предусмотренных на
реализацию федеральных полномочий по государственной регистрации актов
гражданского состояния, до финансовых органов субъекта (субъектов) Российской
Федерации
организует работу по информированию населения о деятельности
Минюста России, Управления в установленном Минюстом России порядке; во
взаимодействии с органами государственной власти субъекта (субъектов)
Российской Федерации участвует в правовом просвещении граждан, взаимодействует
со средствами массовой информации по вопросам реализации Минюстом России
государственной политики в установленной сфере деятельности, ведет собственный
Интернет-сайт
по результатам контроля за деятельностью региональных
отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных
объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных
некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об
устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о
приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных
подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности
региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий
составляет протоколы об административных правонарушениях в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации
обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных
отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных
объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных
некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими
свою деятельность в качестве юридического лица
заключает с территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, органами государственной власти субъекта (субъектов)
Российской Федерации, общественными объединениями, органами местного
самоуправления соглашения о взаимодействии
привлекает руководителей (представителей) органов
государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации
и иных организаций к работе совещаний, рабочих комиссий, групп по вопросам,
находящимся в сфере их ведения
направляет запрос в орган местного самоуправления о
представлении уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о
внесении изменений в эти уставы на государственную регистрацию, а также
необходимых документов для внесения муниципального образования в
государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации и
осуществляет их внесение в государственный реестр уставов муниципальных
образований
направляет в органы прокуратуры информацию о случаях
непредставления главой муниципального образования либо лицом, его замещающим,
уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию, а
также необходимых документов для внесения муниципального образования в
государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации
Заключение
Под термином функция государственного и муниципального
управления понимается комплекс однородных работ по осуществлению управления
соответствующим территориальным образованием или отдельной отраслью хозяйства,
либо по обеспечению деятельности органа управления. Функции государственного и
муниципального управления, с одной стороны, есть продукт разделения и
специализации труда в сфере управления; с другой стороны, они представляют
собой элементы управленческого цикла.
Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты,
проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию
государства. Содержание функций управления выражает смысл и характер
управляющего воздействия. содержание функций государственного и муниципального
управления должно определяться на основе полномочий органов государственного и
муниципального управления, устанавливаемых законодательными актами, что
обеспечивает функциям правовую базу.
Что касается классификации функций единого мнения нет. Но все
же большинство авторов склоняется к классификации которую основал А. Файоль.
Позднее функции начали дробиться и некоторые авторы выделяли даже до 50
основных функций. Существует классификация функций государственного и муниципального
управления, которая делит их на общие и частные.
В сегодняшней России на первый план выходит функция
реформирования общества. Сложность российских реформ, как мне кажется,
заключается в том что мы не смогли тот более или менее положительный опыт советской
России трансформировать под сложившуюся ситуацию. Казалось бы мощной по
потенциалу стране необходимо только резкий толчок, прыжок и тогда мы вдруг
окажемся сразу в цивилизованном обществе с рыночными отношениями, частной
собственностью и т.д. Но поставленная цель оказалась "слишком"
недостижимой для нашего правительства и велика оказалась роль субъективного
фактора.
Одним из источников повышения эффективности государственного
и муниципального управления является создание законодательных нормативно -
правовых актов по вопросам организации, функционирования и совершенствования
государственного и муниципального управления, подкрепленной адекватными и
конкретными действиями органов государственного и муниципального
самоуправления.
Список
использованных источников и литературы
1.
Нормативно-правовые акты
.1
Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит. - 1993. - 64 с.
.2
"О государственных должностях Российской Федерации" Указ Президента
РФ от 11 января 1995 г. № 32
.3
"Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации" Указ
Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497
.4
"Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской
Федерации" Указ Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330
1.5 "Об
основах государственной службы Российской Федерации"
<#"794333.files/image001.gif">
Рис. 1 Прохождение военной службы солдатами и сержантами по
призыву.
Приложение 2
Рис. 2 Классификация государственных служащих
Приложение 3
Рис. 3 Виды государственной службы