документооборот следственный отдел
В период практики мною:
изучена структура СО по Ленинскому району г. Кирова;
проанализированы функции и методы управления отделом;
изучены особенности делопроизводства и документооборота в СО по Ленинскому району г. Кирова;
проанализированы нормативно - правовые акты, которыми регламентирована деятельность СО по Ленинскому району г. Кирова;
изучены должностные инструкции, приказы и распоряжения СУ СК России по Кировской области;
выделены особенности организации контроля исполнения решений в СО по Ленинскому району г. Кирова.
ГЛАВА 1.СО по Ленинскому району г. Киров
.1 Нормативно-правовые и организационные основы СК России
СО по Ленинскому району г. Кирова, является одним из 19 следственных отделов, входящих в структуру следственного управления СК России по Кировской области. Работа данного следственного отдела, как в целом и вся деятельность СК России регламентируется федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
Согласно данному федеральному закону, СК России - является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. СК России непосредственно подчиняется Президенту России. Руководителем СК России является - Председатель СК России, генерал-полковник юстиции Бастрыкин А.И.
Основными задачами СК России являются:
оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно - процессуальным законодательством России;
обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
осуществление процессуального контроля за деятельностью следственных органов СК России и их должностных лиц;
организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Указом Президента России № 38 от 14.01.2011 «Вопросы деятельности СК России», в систему СК России входят:
центральный аппарат Следственного комитета;
главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного
комитета;
межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.
В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:
главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);
отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);
отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).
В аппаратах главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений Следственного комитета создаются подразделения: управления, отделы и отделения.
В систему Следственного комитета входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты для обеспечения безопасности сотрудников Следственного комитета.
Следственный комитет, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета, а также научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета учреждения и организации имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.
В Следственном комитете учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.
В структуру СУ СК России по Кировской области входят: руководитель, первый заместитель руководителя, заместитель руководителя , помощники руководителя, первый отдел по расследованию особо важных дел, второй отдел по расследованию особо важных дел, отдел процессуального контроля, отдел криминалистики, отдел по приему граждан и документационному обеспечению, отдел кадров, финансово-экономический отдел, отдел материально-технического обеспечения, а также следственные отделы и межрайонные следственные отделы.
Непосредственный контроль за деятельностью СО по Ленинскому району г. Кирова осуществляет СУ СК России по Кировской области в рамках предоставленных ему полномочий. Надзор за законностью деятельности осуществляют органы прокуратуры в порядке, установленном законодательством России.
.2 Организация управления и полномочия СО по Ленинскому району г. Кирова
СО по Ленинскому району г. Кирова возглавляет руководитель следственного отдела, назначаемый на должность Председателем СК России.
Также в СО по Ленинскому району г. Кирова установлены следующие должности: 2 заместителя руководителя, 11 следователей и помощник руководителя.
Помимо прав, предоставленных уголовно-процессуальным законодательством, руководитель следственного отдела обладает следующими полномочиями:
руководит деятельностью следственного отдела и подчиненных ему сотрудников;
взаимодействует со структурными подразделениями территориальных органов Ленинского района г. Кирова;
распределяет обязанности между своими заместителями;
делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационных полномочий своим заместителям;
вносит в СУ СК России по Кировской области предложения по изменению штатного расписания следственного отдела;
вносит в СУ СК России по Кировской области предложения о поощрении или дисциплинарном наказании подчиненных сотрудников;
обеспечивает соблюдение законности при рассмотрении обращении граждан и сообщений о преступлениях;
организует информационное обеспечение и пропаганду среди подчиненных сотрудников;
организует взаимодействие с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, региональными отделениями политических партий, местными общественными и религиозными объединениями, правозащитными организациями;
информирует в установленном порядке средства массовой информации о совершенных преступлениях в целях пресечения совершения подобных преступлений в последующем;
организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством России срок;
осуществляет оперативное управление имуществом следственного отдела;
обеспечивает рациональное и эффективное использование транспортных, технических средств и иных материальных ценностей;
представляет статистическую и иную отчетность о деятельности следственного отдела.
Руководитель СУ СК России по Кировской области в соответствии с приказом СУ «О Регламенте следственного управления Следственного комитета России по Кировской области» от 30.12.2014 г. № 82 и нормативно-правовыми актами СК России осуществляет следующие полномочия:
организует работу следственного управления;
издает организационно-распорядительные документы в форме приказов и распоряжений, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности следственного управления, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными служащими и работниками;
представляет в установленном порядке Председателю СК России отчеты о результатах деятельности следственного управления, предложения о структуре, штатном расписании и нормативах штатной численности следственного управления;
применяет в установленном порядке к подчиненным работникам поощрения и дисциплинарные взыскания;
применяет меры к материальному и социальному обеспечению работников следственного управления;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России, правовыми актами СК России, Положением о следственном управлении.
В период отсутствия руководителя следственного управления его обязанности исполняет первый заместитель следственного управления или заместитель следственного управления.
Руководителем СУ СК России по Кировской области является генерал-майор юстиции Житенев Г.Я.
ГЛАВА II.Документооборот и делопроизводство в СО по Ленинскому району г. Киров.
.1 Документационное обеспечение в СУ СК России по Кировской области
Всё делопроизводство и документационное обеспечение в СО по Ленинскому району г. Киров, как и в целом во всей системе СК России основывается на «Инструкции по делопроизводству СК России» (далее - Инструкция), утвержденной приказом Председателя Следственного комитета России от 18.07.2012 г. № 40 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству Следственного комитета России».
Так, Инструкция распространяется на организацию работы с документами независимо от вида носителя, в том числе с электронными документами (включая подготовку, обработку, хранение и использование документов), осуществляемые с помощью информационных технологий, соответствуют установленным правилам подготовки проектов нормативных правовых актов, обязательны в отношении организационно-распорядительных, информационно-справочных документов, перечисленных в Перечне основных видов организационно-распорядительных, информационно-справочных и других документов, а на процессуальные, кадровые, финансовые и другие документы, распространяются только в части, касающейся общих принципов их подготовки и исполнения, формирования и оформления для передачи на архивное хранение.
Системы электронного документооборота (системы автоматизированной обработки документов), применяемые в Следственном комитете, должны обеспечивать выполнение требований Инструкции. Работа с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, регулируется специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Следственного комитета.
Основными документами в системе СК России являются: приказы, распоряжения, протоколы, справки, акты, служебные письма, докладные записки, доверенности, телеграммы, факсограммы и телефонограммы.
Документационное обеспечение - это вид служебной деятельности, обеспечивающий документирование управленческой деятельности и организацию работы с документами. Документирование управленческой деятельности включает в себя все процессы, относящиеся к записи и оформлению необходимой информации.
Методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в СУ СК России по Кировской области осуществляет отдел по приему граждан и документационному обеспечению. В СО по Ленинскому по г. Киров данная функция в основном возложена на помощника руководителя следственного отдела.
Исходя из общих положений Инструкции на отдел по приему граждан и документационному обеспечению, а также на помощника руководителя следственного отдела возлагаются следующие обязанности:
прием, регистрация и распределение входящих документов;
передача документов на рассмотрение руководителю следственного отдела и непосредственно исполнителю;
контроль за сроками рассмотрения документов;
регистрация исходящих документов, их экспедиционная обработка и отправка адресатам;
контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству следственного отдела;
организация справочно-информационной работы по вопросам делопроизводства;
разработка и ведение номенклатуры служебной, особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел и прочие.
В системе СК России электронные документы участвуют в документообороте наравне с бумажными документами. Так регистрация документов и поручений по ним, работа с обращениями граждан и другие процедуры документооборота осуществляются в Следственном комитете с применением автоматизированного информационного комплекса «Надзор» (далее - АИК «Надзор»). Работа в АИК «Надзор» основывается на принципе однократной регистрации документа.
.2Работа с обращениями граждан в системе СК России
В соответствии с Инструкцией поступающие в следственные органы, учреждения и организации Следственного комитета обращения (направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, устное обращение в государственный орган, орган местного самоуправления, а также обращение организации) и относящиеся к ним документы регистрируются на алфавитной картотеке. Здесь же регистрируются и устные обращения, принятые работниками на личном приеме и оформленные ими справкой, в которой указываются необходимые для регистрации данные (фамилия, имя, отчество, по какому вопросу, место действия, домашний адрес и т.д.).
Если документы регистрируют несколько человек, рекомендуется на обращении проставлять фамилию или личный индекс работника, который его регистрировал.
Перед регистрацией каждого обращения по картотеке проверяется, не заводилась ли ранее алфавитная или ссылочная карточка.
Алфавитные карточки заводятся на всех указанных в документах лиц (обвиняемых, осужденных, оправданных, и др.) при регистрации первичных обращений, а также обращений, к которым приложены копии приговора, решения, определения, постановления суда, заключений (справок, постановлений) о проверке дел, постановлений о возбуждении дел или принятии к производству, о продлении срока следствия, контрольных производств и других документов по делам.
При регистрации дел, документов (спецдонесений и др.) или обращений, к которым приложены приговоры, определения и т.п., допускается заводить алфавитную карточку только на основное лицо (от которого поступило или в отношении которого подано обращение), а на всех остальных (обвиняемых) - ссылочные карточки.
Последующие обращения и документы в отношении одного и того же лица или вопроса регистрируются на оборотной стороне имеющейся алфавитной карточки с указанием, когда и от кого поступил документ, куда и за каким номером направлен, передан. На обращении проставляется номер контрольного производства, а также единица административно-территориального деления (республика, край, область и т.п.).
Если в последующем обращении ставится другой вопрос, оно также регистрируется на имеющейся алфавитной карточке с обязательным указанием его содержания.
Если на кого-либо из лиц, проходящих по одному делу, уже имеется контрольное производство на остальных лиц выписываются алфавитные карточки (если они отсутствуют).
Помимо Инструкции, принятой на уровне СК России, в СУ СК России по Кировской области имеется своя внутренняя инструкция, утвержденная приказом СУ № 49 от 15.07.2014 г. «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Следственном управлении Следственного комитета России по Кировской области». В данной инструкции строго прописаны сроки рассмотрения обращения граждан. Так, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в следственных органах. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рекомендуется разрешать в срок не позднее 15 дней со дня их регистрации следственных органах. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
.3 Контроль исполнения документов
В соответствии Инструкцией контроль исполнения документов (далее - контроль) состоит из осуществляемых Главным организационно-инспекторским управлением, другими подразделениями центрального аппарата Следственного комитета, соответствующими подразделениями следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета процедур по учету, анализу сроков и качества исполнения документов с целью укрепления исполнительской дисциплины и повышения эффективности деятельности Следственного комитета.
К указанным процедурам относятся: постановка документа на контроль, проверка своевременности получения исполнителем контрольного документа, предварительный контроль, предупредительный контроль, аналитический контроль, снятие документа с контроля.
В целом контроль исполнения поручений включает в себя:
систематизацию и подготовку сведений о содержании и сроках выполнения поручений, подготовку и направление исполнителям контрольных и учетных карточек;
периодический сбор, обобщение и анализ информации о ходе и состоянии выполнения поручений;
осуществление по указанию соответствующих руководителей проверки фактического выполнения поручений, а также подготовку по ее результатам материалов (рапорт, справка, докладная записка) для доклада руководителям;
подготовку предложений по обеспечению своевременного выполнения поручений, повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации и осуществления контроля.
В СУ СК России по Кировской области контроль осуществляет организационно-контрольный отдел. Так, данный отдел осуществляет контроль за выполнением поручений, поступивших из организационно-контрольного управления СК России, решений и протокольных поручений межведомственных комиссий и совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции органов СК России, распоряжений руководителя следственного управления по конкретным вопросам и прочее.
Заключение
Прохождение практики в СО по Ленинскому району г. Киров СУ СК России по Кировской области стало неотъемлемой частью учебного процесса. Уже приобретённые знания и навыки были реализованы в ходе выполнения различного рода заданий, предусмотренных программой практики. При выполнении этих заданий также вёлся дневник практики, в котором нашли отражение основные направления деятельности.
В ходе практики мною изучены основные организационно-распорядительные и нормативно-правовые акты СК России, без которых качественное и оперативное выполнение основных функций органов СК России стало бы невозможным. Отлаженная иерархия построения структуры СК России и высокий контроль за исполнением документов, позволяют в современной действительности выполнять Следственному комитету России самые сложные задачи, поставленные перед ним обществом и государством.
Многие знания, приобретённые на практике, пригодятся в последующей учебной и практической деятельности.
Список использованной литературы
«О Следственном комитете Российской Федерации». ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ;
«Вопросы деятельности СК России». Указ Президента России № 38 от 14.01.2011 г.;
«О Регламенте следственного управления Следственного комитета России по Кировской области» от 30.12.2014 г. № 82. Приказ СУ СК России по Кировской области;
«Инструкция по делопроизводству СК России». Приказ Председателя Следственного комитета России от 18.07.2012 г. № 40 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству Следственного комитета России»;
«Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Следственном Управлении Следственного комитета России по Кировской области». Приказ СУ СК России по Кировской области № 49 от 15.07.2014 г. «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Следственном Управлении Следственного комитета России по Кировской области».
Приложение 1
Структурное построение СО по Ленинскому району г. Киров
Приложение 2
Структурное построение СУ СК России по Кировской области