Ведение горных работ в разрезе 'Нерюнгринский'
Введение
На вторую учебно-ознакомительную практику мы ездили в Нерюнгри.
Там мы посетили предприятие «Якутуголь». В составе Якутугля находятся следующие предприятия: Обогатительная фабрика «Нерюнгринская», угольный разрез «Нерюнгринский», ремонтно-механический завод, автобаза технологического автотранспорта и некоторые другие предприятия.
Также мы побывали на шахте «Денисовская» и в пожарной части.
Целью нашей практики является:
·Ознакомление с технологией ведения горных работ при разработке угольных, рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способами;
·Ознакомление с основными технологическими процессами, работой машин и механизмов;
·Получить представление о составе добываемого (перерабатываемого) сырья и получаемых продуктов;
·Изучение действия опасных и вредных производственных факторов на предприятии, меры безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых и эксплуатации технологического оборудования;
·Ознакомление с работой служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности (санитарно-эпидемиологическая станция, пожарная служба, комитет по охране природы, военизированная горноспасательная часть).
Задачи практики:
·Подробно ознакомиться с технологической схемой предприятия, основными и вспомогательными технологическими процессами добычи и переработки различных полезных ископаемых;
·Закрепить теоретический материал, полученный на 1-2 курсах при изучении цикла геологических, общетехнических дисциплин, курсов «Основы горного дела», «Экология»;
·Ознакомиться со структурой управления горными предприятиями, работой основных отделов, службы охраны труда, отдельных подразделений, цехов, бригад и смен.
·Изучить способы и средства обеспечения безопасных условий труда (инструктаж работников - вводный на рабочем месте, обучение безопасным приемам работ, план мероприятий по охране труда, результаты аттестации рабочих мест пол условиям труда и т.д.);
·Ознакомиться с обеспечением безопасной эксплуатации оборудования, машин и механизмов, электробезопасности;
·Приобрести навыки применения средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения, оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, работы с приборами контроля уровня опасных и вредных производственных факторов;
·Ознакомиться с решением вопросов экологии, охраны недр и их рационального использования;
·Получить навыки при сборе и анализе информации о различных аспектах жизнедеятельности предприятия;
·Получить основы практических знаний для изучения специальных дисциплин на старших курсах.
Свой отчет я поделил на три раздела. В первом разделе говорится о разрезе «Нерюнгринский». Там я привел общие сведения о разрезе. Написал о геологии месторождения, о природных условиях района, о системе разработки, об инженерном обеспечении производства, об охране окружающей среды и т.д. Вторая часть посвящена шахте «Денисовская». Там я написал общие сведения о шахте. А в третьем разделе написал о пожарной части.
Глава I. ОАО ХК «Якутуголь»
.1Общие сведения о предприятии
.1.1Геология месторождения
Поле разреза «Нерюнгринский» расположено на юге Республики Саха (Якутия) в промышленной зоне г. Нерюнгри, к северо-западу от города. Жилые массивы г. Нерюнгри находятся на расстоянии до 8.0 км от границ ведения горных работ. Разрез «Нерюнгринский» является структурной единицей ОАО ХК «Якутуголь». Разрез отрабатывает угли нерюнгринского каменноугольного месторождения. Общая площадь земельного отвода разреза составляет 4174,83 га. Максимальная глубина карьерной выемки - 290 м. объем добычи за январь-декабрь 2006 год составил - 9,5 млн. тонн угля. В рейтинге российских угледобывающих предприятий по показателю «Добыча угля» у ОАО ХК «Якутуголь» 5 место.
Такие объекты разреза, как прирельсовая склад угля с работающей на нем техникой, автотранспортно-бульдозерный цех (АТБЦ), ремонтно-механический участок (РМУ), закрытая стоянка легкового автотранспорта, размещаются в промышленной зоне на земельном отводе разреза, юго-восточнее границ горных работ.
На разрезе применяется транспортная технология вскрышных и добычных работ с применением экскаваторов-мехлопат в комплексе с автотранспортом. Вскрышные породы отрабатываются с предварительным рыхлением взрывным способом. Уголь подвергается частичному рыхлению. Вскрышные породы перевозятся во внешние отвалы большегрузными автосамосвалами. Добываемый уголь вывозится автосамосвалами-углевозами:
энергетические угли - на прирельсовый угольный склад, для дальнейшей отгрузки в рядовом виде в железнодорожные вагоны и отправки его потребителям;
коксующие угли - на обогатительную фабрику «Нерюнгринская», также являющуюся структурной единицей ОАО ХК «Якутуголь» и расположенную в промышленной зоне в непосредственной близости (в 200-300 м) от границ горных работ разреза.
Автотранспортные перевозки угля и вскрыши обеспечивает Нерюнгринская автобаза, тоже пирнадлежащая ОАО ХК «Якутуголь».
Осушение поля разреза осуществляется с помощью 15-20 одновременно эксплуатируемых вертикальных водопонижающих скважин и насосных станций поверхностного водоотлива. Часть откачанной воды передается на нужды ОФ и используется для полива автодорог, остальная сбрасывается в реку Верхняя Нерюнгри.
месторождение горный угольный рудный
1.1.2Природные условия района
Нерюнгринское месторождение каменного угля находится в Алдано-Чульманском районе Южно-Якутского угольного бассейна.
Климат района резко континентальный. Температура воздуха летом достигает +35оС, зимой она понижается до -60оС. Среднегодовая температура отрицательная (-9,5оС).
Продолжительность периода года с положительными температурами составляет 137 дней, а с отрицательными - 228 дней (с октября по март).
Количество осадков составляет: максимальное - 649мм, минимальное - 308мм, среднее - 496мм, и
из которых 70-80% выпадает в период с положительными температурами (за 60-70 суток). В июне - августе каждый день дождливый, при продолжительности выпадения осадков 4,5-6 часов в день.
Преобладающими являются ветры северного и северно-западного направления при средней скорости 1,9м/сек и минимально - возможной 16м/сек. Большой удельный вес составляют штилевые и слабо ветровые дни со скоростью ветра до 1м/сек (67% дней в ноябре и январе, 86% - в декабре).
Характерная метеорологическая особенность района - устойчивые температурные инверсии в приземном слое, сопровождающиеся появлением туманов и скоплением вредных веществ - пыли и газа.
Число дней в году с инверсиями - 88, с грозой - 18, с метелью - 24.
Устойчивый снежный покров держится 210 дней. Повсеместно распространены многолетнемерзлые породы (на 70-80% площади и глубину от 2 до 100м). сейсмичность района - 8-9 баллов.
.1.3Вскрытие месторождения
Вскрытие месторождения осуществлялось проведением разрезной траншеи вдоль геологического нарушения между участками Северный целик и северо-западный участком. В дальнейшем были пройдены западная и юго-западная горно-накопительные траншеи и выполнен ряд заездов и съездов по рельефу местности, почве пласта и внутренним отвалам.
Непосредственное вскрытие горизонтов осуществляется с существующих заездов скользящими съездами и заездами, полутраншеями, в благоприятных инженерно-геологических условиях применяются транспортные перемычки, ликвидируемые по мере углубления горных работ.
.1.4Система разработки
Система разработки в начале строительства была продольная двубортовая, затем продольная однобортовая, затем веерная, в настоящее время комбинированная.
.1.5Производственная мощность
Строительство и ввод в эксплуатацию разреза для его отработки осуществлены в 1975-1990 годах шестью очередями. Проектная мощность разреза составляет 15 млн. т. в год, в том числе рядовых коксующихся марки К9 - 9 млн. т, энергетических марки 3СС - 6,5млн. т. (включая угли переходной зоны марки К6). К отработке открытым способом принят пласт «Мощный» на всю глубину его залегания со средней мощностью пласта 26,5м. Промышленные запасы на 01.01.2000г. по чистому углю оставляют 226,2млн.т, в том числе по К9 - 152,9 млн. т. При сохранении текущих объемов добычи (8млн.т.) обеспечивает работу разреза на 28-29 лет.
По состоянию на 01.01.2000г. с 1979 по 1999 годы, разрезом отработано 1105млн.м3 вскрышных пород остаточный объем вскрыши в границах разреза составляет 1237,9млн., за этот же период добыто 192,222млн.т., в том числе КР-93,687 млн.т. Средний промышленный коэффициент вскрыши по месторождению - 5,52м3/т.
Максимальные объемы горных работ, достигнутые разрезом:
в 1988г.-98329 тыс.м3 вскрыши;
в 1989г.-14881 тыс.т. добычи.
.1.6 Вскрышные работы
Вскрышные работы производятся по транспортной системе с погрузкой в большегрузные автосамосвалы грузоподъемностью от 120 до 218 тонн.
При производстве вскрышных работ используются одноковшовые экскаваторы типа прямой лопаты: ЭКГ-15И, 201М, ЭКГ-20, 301-М, с емкостью ковша 15,16,20,40м3 соответсвенно.
Парк опытно-промышленной партии электрогидравлических экскаваторов 204-М с емкостью ковша 19,6м3 полностью списан.
При производстве вскрышных работ в разное время в зависимости от ситуации и возможностей внедрялись:
панельная отработка;
отработка горизонтов с шириной взрываемого блока 42 м;
система отработки с высотой уступа 30 м;
спаренная работа экскаваторов на одном горизонте.
1.1.7 Добычные работы
Добычные работы ведутся экскаваторами ЭКГ-8И, ЭКГ-10И и с емкостью 8 и 10 м3 соответственно при высоте добычного уступа 10м. Экскаваторы также используются на зачистке кровли пласта с частичной отгрузкой вскрыши.
На разрезе внедрена погрузка угля и вскрыши в автотранспорт с помощью шагающих экскаваторов ЭШ-13/50 и ЭШ-11/70 с емкостью ковша 13 и 11 м3 соответственно. Данные экскаваторы в зависимости от горно-геологических условий и требований к качеству угля могут отрабатывать пласт на полную глубину черпания.
.2 Инженерное обеспечение производства
.2.1 Обеспыливание
Сбор пыли с автомобильных дорог осуществляется автогрейдерами ДЗ-98. Кроме того, производится летний полив автодорог холодной водой, взятой из системы водопонижения разреза. Для очистки от пыли рабочей зоны экскаваторов на добыче применяются установки УМП-1.
.2.2 Ремонтные работы
Ремонтные работы производятся на двух ремонтных площадках, расположенных на Северо-западном и Юго-западном крыльях разреза, а также непосредственно на горизонтах. Проведение ТО, ППР, текущих и аварийных ремонтов выполняется силами ремонтно-механического участка разреза с привлечением ЯУА. Средние и капитальные ремонты производит ремонтно-механический завод ГУП «Якутуголь».
Обслуживание горных ремонтных работ вспомогательной техникой производится силами автотракторно-бульдозерного цеха в состав, которого входят гусеничные бульдозеры D-355, Т-500, ДЭТ-250, колесные бульдозеры WD-600,К-701, К-702, автогрейдеры ДЗ-98, фронтальные погрузчики D-570 и D-600, буровой станок БТС-150, дизель-электрическая станция для перегона буровых станков ДЭС-200, трубоукладчик D-355И, виброкаток SP60DD, а также ряд специализированных автомобилей.
.2.4 Техническое перевооружение
Разрез является уникальным предприятием по внедрению новой техники, так стройка велась на компенсационной основе и требовала отдачи в сжатые сроки. Над решением проблем производства одновременно работало до 50 проектных, научно-исследовательских и опытно-промышленных институтов.
Внедрены:
·экскаваторы ЭКГ-20;
·Экскаваторы 204-М4
·Экскаваторы 201-М;
·Экскаваторы 301-М;
·Высокопрочные зубья ковшей экскаваторов 201-М;
·Передвижные подстанции 35/6кв;
·Передвижные переключательные пункты КРУПП-1-10/630, КРУП-10В-630;
·Самоходные кабельные передвижчики;
·Кабельные штепсельные разъемы на напряжение 6-10кв;
·Снегогенераторная установка;
·Изготовление запасных частей для импортного оборудования в условиях разреза;
·Схемы взрывания скважинных зарядов, повышающие безопасность взрывных работ, надежность взрыва и степень дробления вскрышных работ;
·Технология ведения вскрышных работ широкими заходками (панелями);
·Технологические схемы производства горных работ при отработке глубинной части месторождения;
·Вакуумные выключатели типа ВВТЭ-10 и вакуумные контакторы КВТ-6/10 в распредустройствах экскаваторов и переключательных пунктах;
·Передвижные комплексные трансформаторные подстанции ПСКТП с сухими трансформаторами;
·Передвижные металлические опоры на основаниях из отработанных шин большегрузных автомобилей;
·Шарошечные долота диаметром 311мм;
·Технологическая схема отработки уступа с шириной взрываемого блока-42м;
·Буровой станок СБШ-320/380НС;
·Буровой станок 2СБШ-320-32;
·Высокомолекулярное вяжущее вещество типа ВМТЛ;
·Забоечная машина 2МЗШ;
·Агрегат дробления АД-100;
·Технология заряжения скважин вслед за бурением;
·Технологические процессы восстановления и упрочнения наплавкой деталей импортного оборудования;
·Диагностика элементов гидропривода экскаватора 204-М;
·Пылесвязывающее средство универсин-С на технологических автодорогах;
·Модернизированные металлоконструкции жестких опор и поворотных платформ экскаваторов 204-М;
·Инженерные методы управления интенсивностью взрывных волн;
·Схемы монтажа взрывной сети, обеспечивающие безопасность каскадного взрывания;
·Технология переработки разубоженных углей;
·Замена импортных фильтр элементов на отечественные в системе фильтрации гидропривода экскаваторов 204-М;
·Рациональные параметры взрывных работ с использованием гранулированных ВВ;
·Пылесвязывающее средство универсин-В на технологических автодорогах;
·Футеровка ковшей экскаваторов 201-М и 204-М пластинами износа;
·Технология восстановления стабилизаторов буровых станков 60R и M-4SS;
·Рациональные схемы транспортирования горной массы;
·Простейшие ВВ местного изготовления;
·Технологические схемы работы драглайна ЭШ-13/50;
·Грузоподъемные устройства ТМ-45;
·Комплекс по замене экскаваторных канатов;
·технология ведения вскрышных работ с поочередным сдваиванием уступов;
·комплекс задач составления сводного баланса предприятия;
·погружные насосы ЭЦВ 12х63х520Х;
·методика расчета опасных зон по разлету кусков для оборудования и людей при каскадном взрывании;
·приборы обнаружения мест повреждения кабеля АШИК-3;
·технология восстановления деталей типа «шлицевого вала» импортного оборудования;
·шарошечные долота диаметром 269.9мм;
·модернизированные конструкции стрел экскаваторов 201-М;
·результаты исследования изменчивости качества пласта «Мощный» с целью снижения объемов оперативно опережающего опробования;
·устройство селективной защиты сетей электроснабжения горных работ ТНП-1Ф;
·электротехническая лаборатория;
·соединительные коробки КСР-6-400;
·буровые станки DM-H;
·колесные бульдозеры WD-600;
·фронтальные погрузчики D-570;
·технология совместного взрывания негабаритов и блоков;
.2.5 Реализация продукции
% КР зольностью 15-16% уходит на ОФ, после обогащения под маркой К9 зольностью 9% реализуется: 2/3 продукции на экспорт (Япония, Ю.Корея и т.д.), 1/3 уходит на внутренний рынок.
% ССР зольностью 14-16% идет на переработку на ОФ и под маркой СС 0-50 уходит на экспорт.
% СС 0-300 идет на продажу на внутренний рынок.
.3 Охрана окружающей среды
.3.1 Характеристика уровня загрязнения атмосферного воздуха в районе расположения разреза
Качество атмосферного воздуха в районе санитарно-защитной зоны разреза контролируется лабораторией УТК ОАО «Якутуголь» в соответствии с «Руководством по контролю загрязнения атмосферы» РД 52.04.186-89 в течение 1996-2002гг.
Анализ замеров показывает, что фоновое загрязнение атмосферы в районе незначительно меняется по годам наблюдений и не превышает ПДК ни по одному из определяемых ингредиентов.
Таблица 1
№ п/п Наименование ингредиентовКласс опасностиСреднегодовая концентрация, мг/м3ПДК м.р. для населенных мест, мг/м3Фон в долях ПДК1234561 2 3 4Взвешенные вещества Диоксид серы Диоксид азота Сажа3 3 2 30,083 0,11 0,022 00,5 0,5 0,085 0,150,166 0,22 0,259 0
В создании фонового загрязнения атмосферы рассматриваемого района участвуют все 13 предприятий ОАО «Якутуголь», основными из них являются разрез «Нерюнгринский», ОФ «Нерюнгринская», автобаза технологического автотранспорта (АТА), РМЗ, а также промышленные предприятия и отопительные котельные города Нерюнгри.
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от источников разреза «Нерюнгринский» за 2002г., принятые по отчетности форма 2-тп (воздух) приведены в таблице 2.
Таблица 2
№ п/пКод веществаНаименования веществаВаловый выброс, т/год12341 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22301 330 337 322 123 143 156 184 203 305 328 342 344 401 602 616 621 2704 2902 2909 2930 2936Азота оксиды Серы диоксид Углерода оксид Серная кислота Железа оксид Марганец и его соединения Натриевая селитра Свинец и его соединения Хром шестивалентный Аммиачная селитра Сажа Фториды газообразные Фториды плохорастворимые Углеводороды Бензол Ксилол Толуол Бензин нефтяной Взвешенные вещества Пыль неорганическая до 20% SIO2 Пыль абразивная Пыль древесная85,222 0,115 78,046 0,0018 0,146 0,034799 0,001336 0,00001 0,001316 0,070529 0,0256 0,024596 0,014 0,032 0,004 0,004 0,007 0,058 1949,337 0,03276 0,26848 1,861422Всего: В том числе: -твердые -газообразные и жидкие2115,308 1951,793 163,515
Согласно «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий ГУП «Якутуголь», выполненного МНИИЭКО ТЭК, г. Пермь в1998г., вклад источников разреза «Нерюнгринский» в загрязнение атмосферы на границе С33 (которая на тот момент была принята равной 2000м) и жилых массивов г. Нерюнгри при объеме добычи 9 млн. т угля в год и вскрыши 30 млн.м3 в год составляет (по основным ингредиентам):
взвешенные вещества - 0,03-0,08 ПДК;
серы диоксид, азота диоксид, углерода оксид, сажа - 0.
Предприятие имеет разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, действовавшее до 01.01.03г. и выданное на основании вышеназванного «Проекта ПДВ» (приложение 12). Запрос ОАО «Якутуголь» о продлении срока действия разрешения на выбросы до 01.01.04г. находится на рассмотрении в комитете природных ресурсов.
В настоящее время ОАО «Якутуголь» заключил договор с МНИИЭКО ТЭК, г. Пермь на разработку нового проекта ПДВ для своих филиалов, в том числе и для разреза «Нерюнгринский».
.3.2 Воздействие объектов разреза на атмосферный воздух и характеристика источников выброса загрязняющих веществ
Обоснование данных о выбросах.
В процессе ведения горных работ в атмосферный воздух поступают породная и угольная пыль, вредные газы.
Основными источниками пылеобразования на разрезе являются выемочно-погрузочные, разгрузочные, транспортные, буровые и взрывные работы, а также ветровая эрозия - сдувание пыли с обнаженных площадей отвалов, с угольных и породных уступов, поверхности угольных складов.
При проведении взрывных работ в атмосферу выделяются вредные газы с содержанием оксида углерода и оксидов азота. В состав вредных газов, выделяющихся при работе машин и механизмов с дизельными двигателями, входят: оксид углерода, оксиды азота, углеводорода, сажа.
Все количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников горно-транспортной части разреза определены по согласованным методикам.
Выбор гигиенических критериев качества атмосферного воздуха, выбор расчетных методов определения выбросов, стилизация источников выбросов, учет расчетных коэффициентов и других параметров выполнен с учетом рекомендаций, разработанных НИИ Атмосфера в «Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (СПб., 2002 год).
Учет трансформации оксидов азота в выбросах от автотранспорта на оксид азота (коэффициент трансформации - 0,13) и диоксид азота (коэффициент трансформации - 0,80) произведен в соответствии методического пособия.
Углеводороды, поступающие в атмосферу от автотранспорта, работающего на дизельном топливе, классифицированы по керосину (код 2732);
Угольная пыль и породная пыль классифицированы по содержанию в них двуокиси кремния. Содержание двуокиси кремния в угольной пыли не превышает 10%, что соответствует пыли неорганической код 2909 с ПДКм.р.=0,5 мг/м3. В пыли породной содержание двуокиси кремния не превышает 70%, что соответствует пыли неорганической с кодом 2908 и ПДКм.р.=0,3 мг/м3.
.3.3 Мероприятия по охране земель
Проектом предусмотрены природоохранные мероприятия, направленные на сохранение, рациональное использование и восстановление нарушаемых земель:
Предложенный проектом порядок отработки поля разреза с формированием временно нерабочего борта на Западном участке позволяет сохранить ненарушенной территорию площадью 436,3 га (17,35%) из 2514,62 га земель, отведенных под размещение внешних отвалов;