государственные (федеральные, региональные, муниципальные) предприятия и прочие объекты госсобственности.
Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ.
Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.
Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации (НКО).
Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества.
Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли.
Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе.
Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей.
Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо.
Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг.
В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
Глава 2. Роль государственного управления в регулировании национального хозяйства
2.1 Финансовое обеспечение государственного регулирования
Бюджеты имеют доходные источники формирования, присущие различным уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Доходы бюджетов - это часть национального дохода, которая поступает в ходе перераспределения в централизованные фонды государственных и муниципальных органов власти. Они формируются на фискальной и фискальной базе и с пормощью безвозмездных перечислений по бюджетному и фискальному праву, а также доходов от бизнес и прочей приносящей доход деятельности. В составе доходов бюджетов отдельно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетного учреждения, которые получены от бизнес-деятельности.
В доходах бюджета отражается также финансовая помощь, которая предоставляется в границах бюджетной системы от бюджета другого уровня в виде дотаций, субвенций и субсидий либо прочей безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
В доходы бюджетов зачисляются и безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц, интернациональных организаций и правительств зарубежных стран, а также средства по взаимным расчетам.
К фискальным доходам относятся:
фискальные сборы на прибыль (доход) предприятий и организаций;
фискальные сборы на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
фискальные сборы на ВЭД;
прочие фискальные сборы налог, пошлины и сборы.
Органы исполнительной власти могут предоставлять фискальные кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате фискальных платежей и прочих обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня по фискальному праву в границах лимитов, которые установлены в законе и бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов.
К не фискальным доходам относятся:
доходы от имущества, которое находится в гос. или муниципальной собственности;
доходы от продажи земли и НМА;
поступления капитальных трансфертов из негос. источников;
хозяйственные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от ВЭД;
прочие не фискальные доходы.
К безвозмездным перечислениям относятся перечисления, которые поступают от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от гос. внебюджетных фондов, от гос. организаций, от наднациональных организаций, а также средства, которые передаются в целевые бюджетные фонды: дотации; субвенции; средства, которые получают по взаиморасчетам; трансферты и так далее.
Далее необходимо рассмотреть особенности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
К фискальным доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:
собственные фискальные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных фискальных платежей и сборов по фискальному праву и пропорциями их распределения между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами, которые устанавливаются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;
отчисления от федеральных регулирующих фискальных платежей и сборов, которые распределены к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных фискальных платежей и сборов, которые передаются в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Не фискальные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:
доходов от управления имуществом, который находится в собственности субъектов Российской Федерации;
доходов от платных услуг, которые оказываются бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
средств, которые получены в итоге использования мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, который причинен субъектам Российской Федерации;
части прибыли унитарных предприятий, которые созданы субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в границах, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации;
прочих не фискальных доходов.
Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных фискальных сборов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных фискальных платежей и сборов могут быть переданы муниципальным бюджетам по нормативам, которые утверждаются законодательными или представительными органами субъектов Российской Федерации на срок ≥ 3-х лет.
Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации вводят региональные фискальные платежи и сборы, которые фиксируют размеры ставок по ним и предоставляют фискальные льготы по фискальному праву Российской Федерации.
2.2 Общая характеристика государственного регулирования отраслевых и территориальных пропорций
Перед практическими управленцами и исследователями встала задача определения причин возникновения кризисов и возможности их предотвращения и преодоления.
Когда говорят о минимизации риска, то имеют в виду, конечно, первый сюжет - понятно, что вероятность реализации таких рисков необходимо снижать, а негативные последствия их реализации минимизировать.
Нынешний этап развития рыночной модели того или иного национального хозяйства в разных государствах описывается активным вмешательством государственными органами власти в хозяйственные и общественные процессы, так как при существовании монопольных предприятий и организаций, сильного влияния профессиональных союзов не происходит авто саморегулирования того или иного рынка. В то же самое время при ограниченной возможности использования административно-управленческих методов наиболее часто применяемым хозяйственным инструментом выступают финансы. Соответственно, ключевым субъектом финансового регулирования выступают государственные органы власти.
Гос. регулирование хозяйственных процессов в общем, и в т.ч. гос. финансовое регулирование, направлено на предупреждение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты того или иного национального хозяйства развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще один путь гос. финансового регулирования - обеспечение развития более быстрыми темпами IT-отраслей того или иного национального хозяйства или их создание. Этот путь наиболее актуально для государств, которые проводят крупные системные изменения. Серьезный фактор хозяйственного развития - это общественная стабильность, поэтому гос. финансовое регулирование связано аналогичным образом с ее достижением.
Финансовое регулирование происходит, во-первых, через активизацию функционирования одних сегментов хозяйственной системы с помощью концентрации в них финансовых средств и, во-вторых, через сдерживание прочих сегментов на базе ограничения суммы поступающих в них финансовых средств. В итоге, финансовое регулирование - это воздействие на хозяйственные и общественные процессы, которое направлено на предупреждение вероятных или ликвидацию имеющихся в наличии диспропорций, обеспечение развития передовых IT и общественной стабильности, с помощью аккумуляции финансовых средств в одних сегментах той или иной национальной экономики и ограничения роста размера финансовых средств в других.
Ключевой объект гос. финансового регулирования - это отраслевая структура той или иной национальной экономики, ее территориальные пропорции, а также общественная структура социума.
Так, одной из ключевых задач, которые определенны Правительством РФ на среднесрочную перспективу - это изменение отраслевой структуры национальной экономики: рост доли перерабатывающих отраслей индустрии относительно добывающих отраслей национальной экономики. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и практической реализации инновационных технологий, решения общественных задач почти во всех государствах мира проводится гос. финансовая поддержка хозяйствующих субъектов, представителей малого бизнеса. Их развитие, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру национальной экономики.
Требуемость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня общественно-хозяйственного развития территорий) актуальна для государств, где в исторических традициях, климат-условиях, неравномерности размещения природных ресурсов и прочих факторов имеют место серьезные диспропорции в хозяйственном потенциале отдельных регионов. Допустим, индустриальный север и селькохозяйственный юг Итальянской республики и Испанской республики; территории, которая находится за Полярным кругом и южнее его, в Норвежском королевстве, Шведском королевстве и Финляндской республике; восточные и западные земли Федеративные Республики Германии и тому подобное. В РФ одна из серьезнейших проблем - это дифференциация хозяйственного потенциала разных регионов.
Серьезное условие общественной стабильности - это широкий слой т.н. среднего класса, так как излишняя поляризация социума ведет к политической и общественной нестабильности, а это негативно сказывается на том или ином национальном хозяйстве вследствие уменьшения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда по причине плохой мотивации к ведению трудового процесса.
Формы финансового воздействия на хозяйственные и общественные процессы - это прямое и косвенное финансовое регулирование. Первый тип регулирования предполагает прямое воздействие на конкретный свой объект. Допустим, предоставление фискальных льгот малым хозяйствующим субъектам экономики в ходе реализации программы по поддержанию представителей малого бизнеса или гос. и муниципальные заказы НКО и так далее.
Второй тип регулирования функционирует косвенно через прочие объекты.
Например, до середины девяностых годов отечественным фискальным законодательством для поддержания хозяйствующих субъектов национальной экономики из сферы агропромышленного комплекса были предусмотрены более низкие ставки по фискальному платежу на прибыль для коммерческих банков и страховых организаций, которые обслуживают аграриев.
В большом числе государств имеет место проблема т.н. перекрестного субсидирования - это ситуация, при которой эффект от гос. поддержки получает субъект хозяйствования, который не является объектом регулирования.
Допустим, в рамках гос. поддержки аграриев последним предоставляются бюджетные субсидии для льготной покупки техники и оборудования.
Исходя из чего, машиностроительные компании стараются включить сумму субсидии в стоимость своих товаров и, тем самым, гос. поддержка - это направленное не на аграриев, а на производителей техники и оборудования для агропромышленного комплекса страны.
2.3 Методы государственного регулирования отраслевых и территориальных пропорций
Среди финансовых методов воздействия на национальное хозяйство и общественные процессы наиболее распространены бюджетные (разные формы бюджетных расходов, гос. и муниципальные гарантии и тому подобное) и фискальные. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют строго заданные методы.
Методы гос. финансового регулирования отраслевых пропорций:
1.фискальное регулирование (изменение состава фискальных сборов, фискальных ставок, фискальнооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и так далее);
2.амортизационная политика (тесно связана с фискальным регулированием, влияет на фискальное обложение прибыли и имущества; может предполагать применение ускоренной амортизации);
.разные формы гос. поддержки хозяйствующих субъектов национальной экономики (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, гос. и муниципальный заказ, предоставление гос. и муниципального имущества в аренду на льготных принципах, гос. и муниципальные гарантии);
.с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, так как более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по банковским услугам и услугам страховых фирм обеспечивается гос. и муниципальным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
Отдельные методы гос. финансового регулирования м.б. применены комплексно. Так, часто гос. инвестиции на долевых началах в различный проект могут рассматриваться частными инвесторами как гос. гарантии.
Методы финансового регулирования территориальных пропорций.
Финансовое регулирование территориальных пропорций реализуется, прежде всего, через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам разных уровней бюджетной системы государства), финансирование целевых программ по поддержанию и развитию разных регионов и муниципалитетов. Финансовое воздействие на территориальную структуру реализуется также по причине изменения перечня фискальных платежей. Допустим, отмена фискального сбора с продаж в две тысячи третьем году серьезно уменьшила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (допустим, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Ключевые методы финансового регулирования общественной структуры социума - применение прогрессивной ставки подоходного фискального сбора, высокий уровень ставок по фискальному сбору на наследство и фискальному сбору на недвижимость, льготы по фискальным сборам, которые уплачиваются физ. лицами, а также разные общественные выплаты и льготы.
Уровни финансового регулирования. Нужно отметить, что регулирование отраслевых и общественных пропорций практически реализуется не только на общенациональном уровне, но и на региональном уровне. В странах федеративной формы правления их субъекты имеют серьезные возможности финансового воздействия на хозяйственные и общественные процессы, при этом, так как региональный уровень гос. власти в серьезной степени, чем федеральный, близок к потребностям конкретных юридических и физических лиц, эффективность такого регулирования достаточно высока. В РФ имеют место примеры, когда комплексное применение разных методов активизации инвест-деятельности администрациями субъектов Российской Федерации (фискальные льготы, льготное кредитование, гос. заказ и тому подобное) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвест-привлекательности (допустим, Новгородская область). Город федерального назначения Москва, как субъект РФ, также может служить примером региональной общественной политики, которая направлена на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.
Но следует забывать о том, что имеют место объективные границы гос. вмешательства в хозяйственные и общественные процессы, которые связанны со следующими моментами:
1.излишняя «гос. опека» отдельных экономических субъектов и общественных групп может лишить их мотивации к развитию,
2.порождать иждивенчество, в то время как ключевыми принципами рыночной модели национального хозяйства являются индивидуальный риск и ответственность.
Заключение
По итогам настоящего исследования необходимо отметить следующее.
Актуальность в написании данной научной работы заключалась в наличии больших проблем в социально-экономической сфере России.
Содержание социальной политики любого государства заключается в своей деятельности и деятельности других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения.
Обеспечение экономического роста национальной экономики является важнейшим элементом решения социальных проблем в стране. При этом ни одна экономика мира для обеспечения своего развития не способна обойтись без такого института, как государство. Социально-экономическое развитие любой страны, в том числе и России, возможно лишь при активном участии в этом процессе всех ныне существующих институтов государственной власти.
Нынешний этап развития рыночной модели того или иного национального хозяйства в разных государствах описывается активным вмешательством государственными органами власти в хозяйственные и общественные процессы, так как при существовании монопольных предприятий и организаций, сильного влияния профессиональных союзов не происходит авто саморегулирования того или иного рынка.
Гос. регулирование хозяйственных процессов в общем, и в т.ч. гос. финансовое регулирование, направлено на предупреждение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты того или иного национального хозяйства развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства.
Серьезное условие общественной стабильности - это широкий слой т.н. среднего класса, так как излишняя поляризация социума ведет к политической и общественной нестабильности, а это негативно сказывается на том или ином национальном хозяйстве вследствие уменьшения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда по причине плохой мотивации к ведению трудового процесса.
Формы финансового воздействия на хозяйственные и общественные процессы - это прямое и косвенное финансовое регулирование. Первый тип регулирования предполагает прямое воздействие на конкретный свой объект. Второй тип регулирования функционирует косвенно через прочие объекты.
Отдельные методы гос. финансового регулирования м.б. применены комплексно. Так, часто гос. инвестиции на долевых началах в различный проект могут рассматриваться частными инвесторами как гос. гарантии.
Список использованных источников и литературы
I.Нормативные документы и нормативно-правовые акты
.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. 23.07.13) // Правовая информационно-справочная система «Гарант».
2.Федеральный закон от 1.12.2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 7.06.2013) // Правовая информационно-справочная система «Гарант».
.Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 2.07.2013) // Правовая информационно-справочная система «Гарант».
.Федеральный закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в РФ» // Правовая информационно-справочная система «Гарант».
II.Учебники и учебные пособия
.Алехин Э.В. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2007. - 170 с.
6.Антикризисное управление: учебное пособие / Беляев А.А., Коротков Э.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 311 с.
.Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - Ч. 2. - 204 с.
.Михайлова Э.А., Орлова Л.Н. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. - Рыбинск: РГАТА, 2008. - 176 с.
III.Справочная литература
.Ю.Э. Слепухина. Управление финансовыми рисками страховой организации: инновационные методы оценки и анализа // Страховое дело, 2011. №2, с. 24.Электронные ресурсы
.Статья «Финансы» А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной, опубликовано 10.12.2010
11.Официальный сайт Правительства РФ
.Портал «Бюджетная система Российской Федерации». Материал «Место государства в современной экономической системе»