Содержание и социальные последствия процессов дезинтеграции
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Приоритетную роль в социологии играют проблемы стратификации, так как, во-первых, социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности; во-вторых, изменение социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества.
Социальная дезинтеграция есть процесс и состояние распада общественного целого на части, разъединение элементов, некогда бывших объединенными, т.е. процесс, противоположный социальной интеграции; проявляется в таких формах, как распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих интересов, снижение или утрата группой контроля над своими частями, над целостным социальным процессом или снижение влияния существующих правил социального поведения на индивидов, отступление от норм организации.Цель данной работы - исследовать сущность дезинтеграционных процессов в социальной структуре общества и рассмотреть их роль и последствия в диалектике социальной структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
. рассмотреть процессы дезинтеграции социальных групп
. проанализировать социальные последствия дезинтеграционных процессов
Объект исследования: группы и общности: маргинализация, социальная аномия, социальная мобильность, миграция.
Предмет исследования: содержание и социальные последствия процессов дезинтеграции социальных групп и общностей
1. ПРОЦЕССЫ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
1.1 Социальная мобильность
Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Социальная мобильность - это изменение индивидом, семьей, социальной группой места в стратификационной структуре общества. Все социальные перемещения личности или социальной группы включены в процесс социальной мобильности. Согласно определению П.А.Сорокина, который ввел термин «социальная мобильность» в своей работе 1927 года, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой.
Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы.
Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное.
Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, т.е. изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.
Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию
Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная, мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому.
Социальные институты - армия, церковь, школа, семья, политические и профессиональные организации, собственность используются в качестве каналов социальной циркуляции.
Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно. Понятие групповая мобильность характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты.
На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться как с согласия самих людей, так и без такового. От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов.
Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй статус.
число и размер классов и статусных групп;
объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;
степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;
вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;
распределение власти между классами и статусными группами.
В целом социальная мобильность общества - противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться в новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты. Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.
1.2 Миграция
Миграция представляет собой разновидность горизонтальной мобильности. Это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно, из города в город, из деревни в деревню). Она подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), зависящую от времени года (туризма, лечения, учебы, сельхозработы), маятниковую - регулярные передвижения из данного пункта и возвращение.
Разновидностями миграции считаются колонизация (освоение пустующих и малонаселенных территорий) и исход (бегство, изгнание) - он вызван чрезвычайными обстоятельствами, такими как стихийные бедствия, политические потрясения, религиозные гонения, войны и революции.
Миграция - это очень широкое понятие, охватывающее все виды миграционных процессов, т.е. перемещений населения как внутри одной страны, так и между странами - по всему миру (международная миграция). Среди видов миграции важное место занимают два - иммиграция (въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание) и эмиграция (выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание). Таким образом, иммигранты - вселяющиеся, а эмигранты - выселяющиеся (добровольно или вынуждено). Эмиграция снижает численность населения. Если уезжают наиболее способные и квалифицированные люди, то снижается не только численность, но и качественный состав населения.
Иммиграция повышает численность населения. Приезд в страну высококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированной вызывает обратные последствия. Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны и государства. Известно, что в городах рождаемость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все крупные города, особенно города-миллионеры, возникли благодаря иммиграции. Эмиграции тем масштабнее, чем меньше у населения возможностей удовлетворить свои потребности в своей стране, в том числе за счет внутренних переселений.
Пропорции между внутренней и внешней миграцией определяются экономической ситуацией, общим социальным фоном, степенью напряженности в обществе. Эмиграция возникает там, где ухудшаются условия жизни, сужаются возможности для вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность в таких случаях выступает средством решить проблемы, возникающие в сфере вертикальной мобильности.
В современной международной миграции произошли качественные изменения, обусловленные НТР. Суть их - в значительном увеличении среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. В рамках интеллектуальной миграции, явления в целом положительного, выделяется ее негативная составляющая - утечка мозгов. Интеллектуальная миграция представляет собой обмен учеными и специалистами из разных стран, выезжающими на короткое время конференций, стажировки или работы. В отличие от нее утечка мозгов - это разновидность безвозвратной или долговременной миграции. Многие ученые навсегда покидают страну, где они выросли, получили хорошее образование, где у них остались родные и близкие, но где они не могут найти работу, соответствующую их квалификации и запросам.
Мигрантов всегда привлекают столичные города. Здесь выше культура, выше уровень жизни, больше возможностей заняться бизнесом или найти работу. Приезжие дают крупным городам новые рабочие руки и новые таланты. Иностранные рабочие заполняют вакансии, на которые неохотно идут россияне. В целом же миграция рабочей силы в рамках постсоветского пространства во многом способствует формированию на данной территории международного регионального рынка труда.
Однако у миграции есть серьезные минусы. Крупные города превратились в отстойники, особенно Москва. Именно здесь скапливаются массы вынужденных мигрантов, беженцев, нелегалов-иностранцев и лиц без гражданства, представителей частного бизнеса, теневой экономики, бомжей, преступников. Все это усиливает криминогенную ситуацию, снижает общую культуру города и т.д.
Эмиграция россиян за 6 лет дала наибольший прирост населения в Израиле - 3%, Германии - 2%, Греции - 0,1% и минимальный в США - 0,01%. Исследования говорят о том, что современная этническая эмиграция из России не только связана с нерешенностью ряда этнополитических проблем, включая воссоздание национальных территорий в прошлом депортированных народов, но во многом определяется социально-экономическими факторами. Высокий уровень этнической эмиграции поддерживается тем, что во многих странах уже сложились довольно многочисленные колонии наших бывших соотечественников, поэтому стремление и возможность воссоединиться с родственниками становятся одной из причин выезда, в результате чего эмиграционные потоки получат ярко выраженную географическую и этническую направленность.
Миграция трудовая понимается как, во-первых, текучесть кадров, т.е. индивидуальные перемещения с одного предприятия на другое в рамках одного города или региона, во-вторых, индивидуальные и групповые перемещения граждан одного государства из одного региона в другой с целью получить работу и заработок, а также граждан разных государств из одной страны в другую с той же целью. В последнем случае используется также термин экономическая миграция. Различия между этими двумя видами миграции довольно расплывчатые, однако в качестве условного критерия можно учитывать следующее обстоятельство - к экономической миграции надо относить только такие виды горизонтальной мобильности, причиной которых выступает только необходимость заработать на жизнь вообще или больше, чем у себя на родине. К трудовой миграции правильнее относить такие виды социальных перемещений, которые вызваны комплексом причин, в том числе, помимо заработка, желанием улучшить условия труда, приблизить место работы к месту жительства, изменить социально-психологическую атмосферу, сложившуюся на прежнем месте работы, повысить квалификацию, получить более интересную и перспективную работу и др.
Международная и внутренняя миграции считаются естественными и нормальными до определенных пределов. В том случае, если число мигрантов превышает некий уровень (который имеет различные значения для разных стран и регионов), говорят, что миграция становится избыточной, и рассматривают ее как негативное явление. Избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям.
1.3 Маргинализация
Концепция маргинальности была впервые разработана Робертом Парком в ходе изучения им процессов ассимиляции культур. Он полагал, что маргинальная личность - это "культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам... Это человек на грани двух культур и двух обществ...". В 1940 г. Джон Кубер предложил использовать термин "маргинальная личность" в отношении людей, "которые занимают периферийную позицию между двумя различными институтами, культурными комплексами или другими культурными сегментами". Наиболее употребимое определение разработал Т. Шибутани. В соответствии с этим определением люди считаются маргинальными тогда, когда "они находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не входят полностью ни в один из них". Таким образом, маргинальная личность - это:
) это состояние личности, оказавшейся в результате общественного развития на границе двух культур. Маргинальная личность принимает участие во взаимодействии этих культур, но не присоединяется полностью ни к одной из них.
Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, дети от смешанных браков, лица, обращенные в новую религию, а также люди, вступающие в межнациональные браки.
Маргинальная личность - обозначение пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной группе или общности, что оказывает определенное влияние на ее функционирование в обществе и психологическое состояние. Типичные маргиналы появляются в условиях жесткой урбанизации. Данный тип личности становится доминирующим в «промежуточных», переходных обществах. Это личность, оказавшаяся на «окраине», на «обочине» или за рамками характерных для данного общества социальных структур или господствующих социальных норм и политических традиций. Примером может послужить миграция сельских жителей в город, не сопровождающаяся развертыванием социальной инфраструктуры. В результате потери связи с деревенской жизнью и неполноценного включения в городскую социальную жизнь возникает типичная маргинальная, «промежуточная» субкультура.
Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов. В обществе, где существует много субкультур, практически каждый член некоторых из них будет маргиналом в других субкультурах. Маргинальные личности с наибольшей вероятностью могут чувствовать тревогу и социальный страх, так как они находятся в неопределенном положении и чувствуют себя чужими по отношению к социальным связям группы, ее нормам, ценностям и взаимоотношениям, существующим в ней или в обществе. В дальнейшем они все больше осознают различие между собственным "Я"-образом и образами других членов группы, что приводит их к недовольству и озлобленности.
Часто маргинальность считают результатом сверхконформности (судорожных попыток приспособиться к новой культуре), свидетельством чего является сверхпатриотизм новоявленных граждан государства, религиозная нетерпимость обращенных в новую религию или мелочное следование аристократическому этикету со стороны новоявленных богачей. С другой стороны, можно наблюдать, как маргинальные личности принимают оппозиционные идеи и присоединяются к непопулярным движениям, как бы желая сказать: "Здесь по крайней мере хоть кто-то будет ценить меня по-настоящему!"
Некоторые специалисты полагают, что маргинальность - это однопоколенное явление, временный фантом. Приехавшие из сельской местности в города маргинальны, но их дети лишь отчасти наследуют по инерции некие элементы маргинальной субкультуры. А уже во втором-третьем поколениях эта проблема исчезает, и, таким образом, маргинальность преодолевается.
Если в государстве проводится взвешенная социальная политика и в процессах расслоения продолжает сохраняться определенный баланс между традиционными и новыми слоями, то масштабы маргинализации не способны серьезно дестабилизировать общество. В этом случае новый стратификационный порядок закрепляется быстрее, нежели распадается прежний.
1.4 Социальная аномия
Социальная аномия - (от французского anomie - беззаконие, безнормность) это:
) состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно;
) отсутствие четкой системы социальных норм, разрушающее единство культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам;
) отсутствие норм в поведении, их недостаточность.
Термин «аномия» был выдвинут Эмилем Дюркгеймом и означал безудержность желаний и страстей как следствие утраты значимости для людей социальных регламентаций. Сама ценностно-нормативная утрата вызывается кризисным состоянием общества.
Наиболее целостный взгляд на проблему отклонений дается в работах Роберта Кинга Мертона - американского социолога, внесшего большой вклад в становление структурно-функциональной теории. В своей работе 1949 года «Социальная теория и социальная структура» он изложил ряд положений теории среднего уровня, в их числе и концепцию социальной аномии.
Социальная аномия по Мертону - это особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложение системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Мертон считает причиной социальной аномии противоречие между «нормами, целями» культуры (стремление к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве установок и мотивов личности) и существующими инструментами, санкционированными средствами достижения этих целей. Следовательно, аномия не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социальным нормам негативно или равнодушно.
То, что основным структурным элементом концепции аномии является конфликт норм и понимания индивида, позволяет подчеркнуть характер разрешения данного противоречия в социальном взаимодействии.
Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выражение в понятии "социальных обручей", введенном Трэвисом Хирши. Хирши утверждает, что, чем больше люди верят в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности (например, во внешкольных занятиях) и чем глубже их привязанность к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки.
миграция аномия мобильность маргинализация
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Рассмотренные выше процессы тесно взаимосвязаны. Отмечена закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, т.е. тем выше в обществе уровень социальной мобильности. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться в новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты.
Процесс миграции также тесно связан с мобильностью и не проходит без нее. Экономическая ситуация в стране, общий социальный фон, степень напряженности в обществе определяют пропорции между внутренней и внешней миграцией. Такое негативное явление как избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и "старение" населения, преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), к недостаче или, наоборот, к избытку рабочей силы, к неконтролируемому росту городов, негативным изменениям в культуре региона и многим другим последствиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время были отмечены серьезные количественные и качественные сдвиги в социальной структуре российского общества. Общество в целом существенно изменилось и продолжает меняться. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, их направления и темпы. По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность большинства населения, которая пагубно сказывается на общем состоянии общества. Объективно данная тенденция не может не приводить к противостоянию классов и социальных групп.
В данной контрольной работе достигнута поставленная цель - исследовано содержание процессов дезинтеграции - маргинализации, социальной аномии, социальной мобильности и миграции - и рассмотрена их роль, взаимосвязь и последствия в диалектике социальной структуры общества.
В результате исследования я пришла к выводу, что в России, впрочем, как и в любом другом государстве, необходимо проведение взвешенной социальной политики государства с целью сохранения определенного баланса в процессах расслоения между традиционными и новыми слоями общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Добреньков, В. И. Социология: Учебник / Под ред. В. И. Добренькова, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 624 с.
. Кравченко, С. А. Социология: парадигмы и темы / Под ред. С. А. Кравченко, М. О. Мнацаканяна, Н. Е. Покровского. - М.: Анкил, 2008. - 377 с.
. Социология: краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю. Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 320 с.
. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Ю. Мягкова. - М.: Флинта, 2010. - 256 с.
. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Норма - ИНФРА, 2008. - 912 с.
6. Сорокин, П. А. Социальная стратификация и мобильность// Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 2008. - 425 с.
7. Фролов, С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: «Логос», 2009. - 360 с.