Социально-экономическое и правовое положение бездомных в России
Оценка социально-экономического положения бездомных проводилась путем его сравнения с положениями Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В Российской Федерации отсутствуют условия для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в государственной службе. Бездомные не могут официально (легально) трудоустроиться. Это обусловлено тем, что в перечне документов, которые в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ необходимы для трудоустройства, указаны документы, которые не могут быть получены бездомными. Например, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом. Военнообязанные бездомные граждане не могут предъявить необходимый в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ документ о воинском учете, так как воинский учет осуществляется военными комиссариатами только по месту жительства.
Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального оформления трудовых отношений, то есть нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Бездомные вынуждены соглашаться на оплату, которая ниже оплаты аналогичного труда «оседлых» (то есть имеющих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания) граждан. Довольно широко распространен труд бездомных за еду и возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях. Налицо нарушение подпункта «i» пункта «а» ст. 7 Пакта. Отсутствие официальных, надлежащим образом оформленных трудовых договоров позволяет работодателям не выполнять договоренностей об оплате, в том числе недоплачивать или даже полностью не выплачивать бездомным вознаграждение за выполненную работу. В большинстве случаев неофициальный заработок не обеспечивает удовлетворительного существования работающим бездомным, а при наличии у них семей - их семьям. Налицо нарушение подпункта «ii» пункта «а» ст. 7 Пакта.
Положение бездомных в Российской Федерации не соответствует правилам части III Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство, Президент России, власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления своими действиями и решениями фактически исключили бездомных из легальных социально- экономических процессов и программ, призванных обеспечивать нормальное существование населения, реализацию экономических, социальных и культурных прав людей. В том числе, лишает бездомных возможности за счет собственного легального труда обеспечивать себя. Вышеизложенное в полной мере относится также к постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам без гражданства, а также лицам, которые в силу различных причин не могут подтвердить свою принадлежность к гражданству России.
Законодатель поставил возможность реализации гражданами Российской Федерации их права выбирать в прямую зависимость даже не от места их фактического проживания на территории избирательного округа, а от наличия у них прав на недвижимое имущество (жилое помещение), находящегося на соответствующей территории, - от их имущественного положения. То есть ввел своего рода имущественный ценз. Аналогичные барьеры перед бездомными выдвигают и законодатели субъектов Российской Федерации.
Таким образом, граждане, не обладающие правами на жилые помещения, в одних случаях фактически исключены из числа обладателей активного избирательного права, а в других - существенно ограничены в возможности его реализации.
Несовершенство избирательного законодательства в комплексе с несовершенством законодательства, регламентирующего вопросы регистрации по месту жительства и по месту пребывания, при нежелании чиновников следуя духу и букве Конституции РФ напрямую применять ее нормы, приводит к существенной политической дискриминации бездомных. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международным договорам России. В частности ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 1 Протокола № 12 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной «слепотой» и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, «не видит» бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы.
бездомный социальный патронаж
Глава 2. Практическая социальная работа с бездомными в условиях центра адаптации на примере Владимирского центра социальной адаптации
.1 Общая характеристика системы социальной работы с бездомными и анализ опыта организации социальной работы с бездомными
Социальная работа с бездомными в нашей стране коренным образом отличается от социальной работы в высокоразвитых зарубежных странах.
В России не только отсутствует нормативно-правовая база в отношении бездомных и статистический учет, но и нет четких определений понятиям «бездомность», «бездомные». Также отсутствует системная социальная работа с бездомными людьми, в том числе и с женщинами.
Значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, то есть лица без определенного места жительства.
Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие из семьи дети, инвалиды, психически больные люди, наркоманы, алкоголики, беженцы. Большинство бездомных - мужчины, но за последние пять лет увеличилось количество бездомных детей, подростков, бежавших из дома, и женщин. Их доля составляет 18% от всех бездомных.
В ряде регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Омская области, Республика Дагестан и др.) администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.
Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:
а) дом ночного пребывания;
б) специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;
в) центры социальной адаптации;
г) социальные гостиницы и приюты.
В июне 1992 г. в Москве, в порядке эксперимента, был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России - в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов. Планируется создать таких учреждений по России более 80.
В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется из приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. По данным на 1 января 2005 г. в Российской Федерации действовало 43 подобных учреждений, в которых проживало примерно 7 тысяч человек.
Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты.
Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.
Развитие сети специальных домов-интернатов будет продолжено, так как, по данным органов МВД России, примерно каждый девятый (11-12%) покидающий тюрьму - инвалид или престарелый.
Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Сейчас в России работают три таких центр - в Перми, Омске (на 60 мест каждый) и в Красноярске (на 10 мест).
Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.
Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий, ограничиваясь лишь поддержанием в нормальном состоянии учреждения и выплатой заработной платы сотрудникам.
В этих особенно тяжелых условиях нельзя не указать на заслуги благотворительных организаций - «Ночлежка», «Врачи без границ», «Армия спасения» и т.д.
Так в Москве с мая 1992 г. Международная неправительственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную помощь бомжам возле пяти московских вокзалов, где функционируют передвижные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский осмотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих госпитализации; выдают лекарства и производят перевязку гнойных ран и язв. Ассоциация сотрудничает с 4 больницами города и пригорода, которые принимают для госпитализации больных из числа бездомных. Ассоциация также заключила соглашение с дезинфекционным центром, куда направляются больные. За время деятельности ассоциации в больницы было помещено 300 человек, 200 из которых были больны туберкулезом. Помимо того, ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, правовым, бытовым и медицинским вопросам.
Представляет интерес и работа Целевого благотворительного фонда «Ночлежка» (Санкт-Петербург). На 1 января 2006 г. на регистрационном учете в Фонде состояло более 15 тысяч человек, каждый из которых получал талоны на бесплатное питание. Фонд организовал социальную столовую, где 600 человек ежедневно получают горячие обеды.
В фонде работает юрист и психолог. Нуждающиеся направляются в санитарный пропускник, получают одежду, в учреждения здравоохранения и т.п.
Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов. Не определен статус бомж; отсутствует государственная система их учета; недостаточна развита сеть социальных учреждений для помощи указанной категории населения. Практически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.д.) для работы с бомжами и бездомными людьми.
С 1993 г. организация и деятельность учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий стали общегосударственной заботой. Для обслуживания этой категории граждан существуют такие учреждения социального обслуживания, как дома ночного пребывания, социальные гостиницы и приюты, центры социальной адаптации. Каждое муниципальное образование решает проблему бродяг по своему.
.2 Организационно-технологический аспект социального патронажа бездомных
В практике социальной работы существует два основных подхода к клиентам и их проблемным ситуациям:
технический подход;
коммуникативный подход.
При техническом подходе социальный работник осуществляет корректирующие интервенции в жизненные ситуации клиента. Социальная коррекция - это вид специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление, ослабление или исправление недостатков развития индивида, вызванных социальными условиями.
При коммуникативном подходе социальный работник устанавливает коммуникативное взаимодействие и основанное на нем сотрудничество с клиентом. Социальный работник вместе с клиентом решает или облегчает проблемную ситуацию, повышает компетентность клиента, формирует среду, реагирующую на его потребности, и создает социальные связи между клиентом и его окружением.
При работе с бездомными от социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность и сопереживание к бездомным и той среде, в которой они живут (коммуникативный подход). Им необходимо дать возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую и психологическую помощь. После обретения психологической адекватности и минимального социального набора (одежды, питания, крыши над головой) проблемы бездомных начинают решаться за счет их активного желания изменить свою судьбу с помощью социальных работников.
Для лиц с большим стажем бездомности требуется длительная кропотливая работа, направленная на их социальную и психологическую реабилитацию. Получив жилье, люди, как правило, воспроизводят привычный образ жизни бездомных, зарабатывая на жизнь сбором бутылок или старых вещей. Поддерживая контакты с уличной средой, человек рискует в любой момент снова оказаться на улице. Процесс длительной реабилитации бывших бездомных предполагает восстановление социальных связей, получение профессиональных квалификаций для интеграции в рынок труда.
Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает некоторые особенности профилактики и коррекции отклонений.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием и снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она взаимодействует со средой, социальным окружением человека. К принципам профилактической работы относят основные требования, правила, нормы, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам профилактической работы. К этим принципам относят:
принцип персонификации профилактической работы (ориентация на конкретную личность с ее потребностями);
принцип субъектности (клиент социальной работы должен стать активным участником профилактического процесса);
принцип креативности содержания профилактического процесса (содержание социальной деятельности зависит от условий и трудностей в процессе ее осуществления).
Как показывает опыт ряда регионов России, для профилактики бездомности и бродяжничества необходимо;
активное взаимодействие с пенитенциарными учреждениями конкретного региона. Работники системы исполнения наказания, правительственных учреждений, а также граждане, готовящиеся к освобождению из мест лишения свободы, должны получать полную информацию обо всех видах услуг, предоставляемых социальными учреждениями в случае их обращения. Содействие в процессе адаптации гражданам из группы риска, интеграция их в общество и реализация их гражданских прав являются ведущими направлениями деятельности специализированных социальных служб, в которые могут обратиться бездомные;
создание банка данных о наличии общественных работ (уборка территорий, сельскохозяйственные, разгрузочно-погрузочные, земляные работы), выполняя которые бомжи могли бы без процедуры оформления необходимых документов заработать на жизнь. В воспитании толерантности российского общества по отношению к бездомным важную роль могут сыграть СМИ, которые в настоящее время распространяют и закрепляют негативные стереотипы отношения к бездомным;
общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации о бездомных, проведение дискуссий о путях решения их проблем. Например, целесообразно отдавать остатки пищи в столовых, кафе, ресторанах на питание бомжам (при соответствующей санитарной обработке). В каждом районе города можно организовать пункты сдачи/выдачи одежды, куда можно было бы бесплатно сдавать вышедшие из моды или слегка поношенные вещи, а впоследствии раздавать их бомжам в виде гуманитарной помощи;
создание не только достаточно комфортных домов социальной адаптации, но и менее дорогих ночлежек, где бомжи могли бы получить все необходимое;
введение на федеральном уровне регистрации по месту фактического проживания на территории муниципального образования.
Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату или живя у знакомых, как это практикуется в большинстве европейских стран.
Лица без определенного места жительства представляют собой неоднородную группу, что предполагает различные подходы к социально-трудовой (социально-экономической) адаптации, которая выступает одновременно как процесс, результат и социальная технология.
Социально-психологическая помощь бездомным осуществляется с учетом:
гендерных факторов (большинство лиц без определенного места жительства - одинокие мужчины, а женщины среди них - алкоголички и вернувшиеся из мест заключения);
возрастных факторов (две трети лиц без определенного места жительства являются трудоспособной частью населения);
миграционных факторов (одна треть городских лиц без определенного места жительства - это сельские жители, приехавшие на заработки или с целью трудоустройства);
уровня образования (лишь 10 % от этой группы - лица с высшим образованием).
Повышение уровня образованности населения является одним из направлений профилактики социального аутсайдерства. В частности, в Швеции законодательная система устроена так, что ни при каких обстоятельствах человек не может быть лишен минимальных жизненных благ и доходов, включая жилье или средства на его аренду. Если же человек оказался не в состоянии обеспечить себя сам (из-за болезни, пожара, потери всех источников существования), социальная защита обеспечит его необходимым минимумом, в том числе и жильем. Стать бездомным в благополучной Швеции можно только по собственному желанию.
Практическая социальная работа с бездомными группами населения должна быть ориентирована на профилактику трудных жизненных ситуаций, реабилитацию и адаптацию этих групп к рыночным условиям жизнедеятельности. Социальная работа строится на использовании следующих технологий:
социальной диагностики (комплексного процесса исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности);
психолого-социального консультирования (оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на бездомного с целью преодоления его жизненных проблем);
социальной терапии (целенаправленного процесса практического воздействия государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений, препятствующих адаптации бездомных);
социальной реабилитации (процесса, направленного на восстановление способностей бездомного человека к жизнедеятельности в социальной среде, предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества);
социального обеспечения (системы оказания социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания лиц, нуждающихся в социальной помощи);
социальной опеки (особой формы государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан);
социального контроля (механизма, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами);
социальной профилактики (совокупности мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).
В частности, мероприятия по первичной профилактике бездомности должны предотвращать риски потери жилья. Внедрение образовательных и просветительских программ может способствовать повышению информированности населения по актуальным вопросам жилищного, гражданского и административного законодательства.
Растущая потребность в различных видах социальной поддержки бездомных требует усиления мер государственной политики социальной и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства. Обучение и трудоустройство бездомных людей, как правило, организуются в центрах социальной адаптации совместно с районными центрами занятости. Во многих центрах социальной адаптации создаются различные производства, где добровольно трудятся бездомные. Они активно участвуют в благоустройстве территорий, общественных работах. Важное значение имеет социально-психологическая помощь при содействии бездомным гражданам в трудоустройстве. Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальных консультаций и бесед для преодоления состояний депрессии, пассивности, отчужденности и неверия в возможность изменить свою судьбу. Информационные консультации направлены на предоставление клиентам сведений о наличии вакантных мест и возможности трудоустройства в различных регионах России. Для решения жилищных проблем при получении работы для бездомных интересен опыт социальных общежитий, которые строятся как жилые модули с использованием железнодорожных контейнеров.
В социальных общежитиях каждый бездомный проходит обязательный медицинский осмотр и санитарную обработку личных вещей. Он может бесплатно получить первую медицинскую помощь, спальное место с постельными принадлежностями, возможность бытового самообслуживания в бытовых мастерских (прачечной самообслуживания, сапожной и др.).
Для решения многоаспектных проблем бездомных граждан необходима специализированная подготовка кадров для их социального обслуживания. Важное место в их деятельности должны занимать:
программы формирования системы мотивации для возврата к нормальному образу жизни лиц, оказавшихся без определенного места жительства и занятий;
разработка и реализация программ реабилитации и социальной адаптации бомжей, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;
создание и введение централизованной базы представителей группы риска по бездомности;
осуществление различных форм самопомощи для профилактики синдрома профессионального выгорания.
В осуществлении политики социальной поддержки бездомных большую роль играет взаимодействие государства и общества, а также различных органов, уровней, структур государственного и местного самоуправления. Политика социального реагирования должна все более дополняться профилактическими мерами, которые предупреждали бы возникновение причин бездомности и бродяжничества. Политика социальной поддержки тесно связана с уровнем развития общества, с целями и задачами, которые общество ставит перед собой в своем социальном развитии.
.3 Деятельность Владимирского центра социальной адаптации с бездомными и детьми, оставшимися без попечения родителей
ГУВО «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» открыт в июне 2003 г. в соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области для решения серьёзных социальных задач по профилактике детской (подростковой) беспризорности и безнадзорности.
С ноября 2008 г. в результате реорганизации ОГУСО «Островок заботы» был присоединен к областному Центру.
января 2010 г Государственное учреждение Владимирской области «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» реорганизовано в форме присоединения к нему Областного государственного учреждения социального обслуживания «Владимирский центр социальной помощи семье и детям» в Областное государственное учреждение социального обслуживания «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
С 1 октября 2011 г. учреждение приобрело свой сегодняшний статус: государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Владимирский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних».
В соответствии с национальными стандартами Российской Федерации и уставом учреждения главная цель деятельности Центра - оказание социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий для несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних.
Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, по делам молодежи, культуры, внутренних дел, прокуратуры, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами местного самоуправления, социальной защиты населения, межрайонным отделом УФСКН России по Владимирской области, общественными и другими организациями.
Учреждение осуществляет следующие основные задачи:
выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учет;
оказание необходимых гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг, а также осуществление социального патронажа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации;
обеспечение (при необходимости) временного проживания детей с предоставлением бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода, возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать;
поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации;
участие в работе по профилактике безнадзорности детей, защите их прав и интересов;
социальная реабилитация детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, а также семей, в которых дети воспитываются;
содействие в организации обучения и профобучения несовершеннолетних;
обеспечение защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;
проведение психолого-медико-педагогического обследования детей;
содействие организации летнего отдыха и оздоровления детей;
проведение консультирования по социально-правовым вопросам;
перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных детских учреждений в пределах Владимирской области и между субъектами Российской Федерации.
В учреждение круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет
Дети-сироты;
Оставшиеся без попечения родителей;
Беспризорные;
Безнадзорные;
Нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;
Дети из малообеспеченных семей;
Подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;
Проживающие с родителями, не должным образом выполняющими свои родительские обязанности;
Проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок;
Имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми;
Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев.
В Учреждении созданы следующие структурные подразделения:
- Приемное отделение <#"justify">Основная проблема до настоящего времени такова: значительная часть бездомных не обращается ни в какие социальные центры и находится на улице, где их и проще всего найти социальным службам.
Цель - охватить бездомных минимальной социальной помощью в местах их пребывания.
Обработка информации- - беседы с бездомными непосредственно в точках их скопления.
Процедурно-организационный этап: во время рейдов непосредственно на улице предоставляется теплая обувь и одежду, горячее питание и питье, а также оказывается медицинскую помощь, в случае необходимости люди направляются в лечебные учреждения.
В отделении срочного социального обслуживания оказывается помощь разового характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и остронуждающимся в социальной поддержке. Здесь можно получить бесплатно во временное пользование средства реабилитации и ухода за тяжелобольными (коляски, противопролежневые матрасы, трости и т.д.), средства социальной адаптации. Организована работа по предоставлению мер социальной поддержки социально неадаптированным больным туберкулезом в виде обеспечения продуктовыми наборами.
Отделение оказывает консультативную помощь по вопросам социального обслуживания и социальной защиты. Предоставляются социально-психологические, социально-правовые услуги. Организуются социальные рейсы с целью оказания мобильной социальной помощи в отдаленных и присоединенных к городу Владимиру территориях. Специалисты отделения используют в своей работе как индивидуальные, так и групповые методы работы: занятия в Клубах правовой и психологической помощи, в социально-психологической и Творческой гостиных. В отделении организована работа областной службы «Единый социальный телефон». Ежегодно консультации по единому социальному телефону получают более 3000 человек.
Специалистами отделения разработана новейшая технология социальной адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов «Равные возможности в мире добра и красоты», которая помогает им осознать собственную значимость, установить доверительные отношения с другими людьми, расширить круг общения.
Для решения проблем лиц без определенного места жительства в г. Владимире необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж общественных и благотворительных организаций. Не менее важно привлечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России.
В связи с этим основным предложением является то, что надо завершить проект по организации Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Основными целями деятельности данного центра должны стать:
предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
оказание первой доврачебной помощи и проведение санитарной обработки;
содействие в направлении нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;
содействие в обеспечении нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями;
содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе;
содействие в оформлении нуждающихся в дома-интернаты;
оказание содействия в назначении, перерасчете и выплаты пенсий;
содействие в трудовом устройстве;
содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность;
содействие в получении страхового полиса;
оказание разносторонней помощи, в том числе бытовых услуг и консультаций по юридическим вопросам, предоставление других видов социального обслуживания.
В структуру данного центра должны входить:
отделение первичного приема;
отделение срочной социальной помощи;
отделение ночного пребывания;
отделение временного проживания.
Отделение первичного приема предназначено для регистрации и учету граждан, обратившихся в Центр за помощью, определения форм социальной помощи.
В отделении срочного социального обслуживания на заявительной основе выдаются: продуктовый набор, одежда, обувь. Иногородним оказывается содействие в проезде к месту жительства родственников и близких.
Отделение временного проживания предназначено для временного проживания лиц без определенного места жительства. Временное проживание в отделении предоставляется бесплатно в течение 30 суток в году. В течение этого срока гражданину бесплатно предоставляется: отдельное койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены (мыло, зубная паста), а также еженедельно (в течение 30 дней) продуктовый набор.
Отделение ночного пребывания предназначено для ночлега лиц без определенного места жительства. Пребывание в отделении бесплатно предоставляется на срок до 10 ночей одновременно, но не более 30 ночей в календарном году. Гражданам предоставляются: койко-место для ночлега, комплект постельного белья и гигиенические принадлежности (мыло, зубная паста).
В день обращения лица БОМЖ медицинский работник Центра проводит медицинский осмотр и выдает направление в специализированное медицинское учреждение здравоохранения на флюорографическое обследование, а при наличии педикулеза - на санитарную обработку в отделение первичного приема Центра. По показаниям в день обращения лицу БОМЖ оказывается доврачебная медицинская помощь или выдается направление на консультацию профильного специалиста здравоохранения по вопросу госпитализации в стационарное учреждение.
В Центре должны быть созданы условия для самостоятельного приготовления пищи, имеется возможность ее длительного хранения. Предоставлена возможность стирки нательного белья.
На время проживания в Центре лицам БОМЖ оформляется временная регистрация, оказывается содействие в оформлении паспорта, при необходимости пенсий по старости и инвалидности, документов для направления пенсионеров и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания.
При наличии паспорта оформляется полис обязательного медицинского страхования.
В Центре должен быть банк данных о работодателях, предоставляющих работу, эта информация доводится до всех нуждающихся в трудоустройстве.
При этом необходимо наладить взаимодействие формируемого центра с органами внутренних дел по Владимирской области, департаментом здравоохранения Владимирской области, управлением Федеральной миграционной службы по Владимирской области, управлением государственной службы занятости населения Владимирской области, центром гигиены и эпидемиологии во Владимирской области.
Заключение
Отношение власти к бездомным изменяется в зависимости от характера государства. Каково же отношение власти к бездомным в современной России? В тюрьму бездомного на один-два года за отсутствие паспорта, штампа в паспорте о регистрации или проживание в любом регионе страны не посадят. Однако и жить по-человечески при наличии одного из вышеперечисленных условий не дадут.
Вроде бы власть не бездействует. Вкладываются миллиарды рублей в создание ночлежек, в содержание двухсот с лишним приемников-распределителей. На содержание одного бездомного в Доме ночного пребывания в Москве ежемесячно расходуется определенная сумма денег. Перманентная борьба с бездомностью в Москве обостряется во время проведения массовых мероприятий (выборы Президента, празднование юбилея города и другие официальные мероприятия). В эти периоды в медпунктах резко уменьшается количество обращений, а передвижной медпункт либо прекращает работу, либо принудительно перемещается в другое, непривычное для пациентов место.
Изменение отношения власти к бездомным как к равноправным согражданам, оказавшимся в беде, - непременное условие для начала формирования системы их социальной реабилитации, обеспечивающей возвращение к нормальной жизни. Общей основой позитивных изменений в социальной сфере должен стать вывод страны на путь стабильного социально-экономического роста и повышение эффективности социальной политики. Мировой опыт показывает, что без участия общества и властных структур в решении этих проблем ситуацию изменить нельзя.
Необходимо стимулировать создание государственных систем социальной помощи бездомным людям, которые будут реально действовать, и способствовать искоренению данной проблемы в нашем обществе.
Одной из стратегических целей глубокого реформирования нашего общества является создание современной, построенной на новых основах системы социальной защиты населения.
Уже сегодня идет активное развитие территориальных служб срочной социальной помощи, предназначенных для оказания разносторонней помощи большому числу малообеспеченных граждан, многодетным семьям, безработным и другим дезадаптированным слоям населения.
Бездомные - это категория лиц, не имеющих жилья. Бездомность - одна из глобальных проблем человечества, заключающаяся в отсутствии возможности обеспечения жильём большого количества жителей планеты и порождаемая различными причинами глобального, регионального и местного значения, как субъективного, так и объективного характера. Бездомность может иметь характер хронический или ситуационный; бездомность может быть добровольной либо вынужденной.
Существование в России граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления. Данная ситуация с начала 90-х годов официально считается социальной, а не правоохранительной проблемой.
Формы и методы социальной работы с бездомными в России разнообразны: открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются "телефоны доверия"; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т. д.
Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:
дома ночного пребывания;
специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;
центры социальной адаптации;
социальные гостиницы и приюты.
В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.
Литература
1. Аверин А.Н. Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 2. - С.99-113.
. Айзинова И.М. Антикризисные меры социальной защиты населения // Пробл. прогнозирования. - 2010. - N 3. - С.93-114.
. Антонова Н.А. Об антикризисных мерах правительства Российской Федерации в социальной сфере // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - N 8-9 (Тем. вып.). - С.45-50.
. Антропов В.В. Экономические механизмы социальной адаптации нуждающегося населения трудоспособного возраста в зарубежных странах // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.25-33.
. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социологические исследования. − 2003. − № 9. − С.58-60.
. Алексеева Л.С. Какой быть социальной гостинице // Социальное обеспечение. − 2005. − № 7. − С. 17-19.
. Басова Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басова. − М.: Академия, 2007. − 288с.
. Воеводина Е.В., Горина Е.Е. Особенности обработки эмпирической информации в качественных и количественных исследованиях социальной сферы // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. - 2011. - №2.
. Коваленко Е. Бездомный - не значит бродяга / Е. Коваленко, Е. Строкова // Соц. защита. - 2010. - N 2. - С.15-18.
.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012.- 92 с.
. Как организовать помощь бездомным на приходе: метод. пособие / И.В. Кусков. − М.: Лепта Книга, 2011. − 288с.
. Карлинский И.З. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. − СПб.: Дельта, 2004. − 42с.
. Корченов В.В. Азы социальной работы с маргиналами / В.В. Корченов // Общество. − 2005. − №6. − С.2.
. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / И.А. Липский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград, Перемена, 2004 − С. 280-287.
. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2011. − 272с.
. Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.М. Платонова. − М.: Академия, 2011. − С.9.
. Социальная работа: теория и организация: пособие для студ. вузов / Авт. кол.: П.П. Украинец и др.; под. ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. − Минск: ТетраСистемс, 2007. − 288с.
. Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности в России. По материалам межрегионального исследования. − СПб., 2007. − С.8.
. Степанова Е. Социальная эксклюзия заключенных и экс-заключенных в России / Е.Степанова, М.Ефлова // Власть. - 2012. - N 2. - С.85-89.
. Тихонова Н.Е. Особенности российского низшего класса // Обществ. науки и современность. - 2010. - N 5. - С.31-44.
. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. 2009. − М.: Академический проект. 2009. - 512с.
. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 800с.
Приложение 1
Укрупненная группировка граждан без определенного места жительства в Российской Федерации
№КатегорииОсновные характеристики и социально-экономический статусОсновные направления государственной политикиЛица без определенного места жительства, из них1.Лица, формально не имеющие прописки (регистрации)Как правило, не имеют постоянного места работы, живут за счет случайных приработков и сбора подаяний, не регистрируясь в качестве безработных, не имеют социально-экономических установок, асоциализированыСистема мероприятий по локализации и недопущению роста масштабов явления. Сегментация группы на основе результатов профилизации ее представителей, социализация за счет подбора адекватных возможностей и мотивации лиц, входящих в группу мест приложения труда2.Лица, формально имеющие прописку (регистрацию), но не имеющие возможности (намерений) проживать по месту последней, в т.ч.2.1.- в силу фактической невозможностиВо многом совпадает с характеристиками предыдущей группы. Для части лиц, входящих в данную подгруппу, характерны намерения вернуться к нормальному образу жизни и в связи с этим - конкретные социально-экономические мотивации и установкойСегментация подгруппы, проведение мероприятий, предусмотренных для группы 1, индивидуальная работа с гражданами подгруппы, имеющими четкие намерения к социализации. Создание специальных рабочих мест для них (возможно - в рамках самой системы социализации лиц БОМЖ)2.2.- в силу отсутствия намерений, включая:2.2.1.- граждан РоссииЧеткая ориентацияКонтроль за работодателями в области соблюдения прав Трудового кодекса РФ2.2.2.- не граждане РоссииТо жеРегулирование внешней трудовой миграции
Приложение 2
Возрастная структура лиц «бомж», проживавших в ЦСА в 2013 г. (на примере г. Владимир с 1 января по 30 сентября)
Возраст, летДоля в составе проживающих, %Справочно: доля лиц соответствующей возрастной группы в общей численности населения Российской Федерации старше 18 лет на 1 января 2003 г.*МужчинЖенщинВсего, в т.ч.100100100100От 18 до 200,51,04,34,0От 20 до 4039,223,635,933,4От 40 до 6045,242,2**21,929,3Старше 6015,133,2***37,933,3* По данным Госкомстата России
***Старше 55 лет