О некоторых целях и средствах обеспечения эффективной деятельности сотрудников юридической клиники

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

О некоторых целях и средствах обеспечения эффективной деятельности сотрудников юридической клиники













О некоторых целях и средствах обеспечения эффективной деятельности сотрудников юридической клиники

студент юридический клиника

Институт юридических клиник относительно молод в историческом смысле, относительно нов - в социальном. По отдельным сведениям за рубежом (точнее - в Германии) первые предложения о создании подобных подразделений при юридических факультетах звучали в 1863 г. В Россию они пришли чуть позже - к началу ХХ века.

Уже немногим более века идут поиски оптимальной модели «вхождения» в сферу правоприменения рассматриваемого института. И сейчас их промежуточный результат оказался нормативно закреплен в Федеральном законе от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон). Согласно положениям статей 22, 23 создаваемые образовательным учреждением высшего профессионального образования в форме юридического лица либо структурного подразделения студенческие консультативные (юридические) бюро выступают в качестве участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Государством, таким образом, рассматриваемая нами форма организации лиц, получающих и получивших высшее юридическое образование, привлечена для исполнения обязательства по оказанию бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции РФ). Наравне с иными участниками государственной и негосударственной систем.

Традиционно помощь, оказываемая в стенах клиник, нацелена на малоимущие, социально незащищенные слои населения. И в этом плане процесс создания новых и поддержки существующих студенческих бюро подчинен задаче выработки оптимального механизма «доставки» помощи именно этому специфическому адресату, и чаще всего - на этапе до его обращения к судебному порядку защиты нарушенных прав. Поставленная государством цель и специфика потенциальных клиентов (как внешние по отношению к юридической клинике факторы) адекватно должны вести лишь к такому необходимому следствию как организация качественной и доступной бесплатной юридической помощи. Иной подход вряд ли можно оценивать с позиций права, однако вполне возможно - с позиций морали. Лицо, имеющее проблемы с защитой личного интереса в уполномоченных органах в связи с недостаточным уровнем доходов, вряд ли будет инициировать жалобу еще и на ненадлежащее качество юридической помощи. А равно - и на препятствия в доступе к ней. Однако, прежде всего, работа в клинике - это осознание важной социальной функции, осуществляемой каждым из ее сотрудников, и обеспечения престижа ВУЗа, выступившего учредителем.

С другой же стороны, основные мотивы, которые помогают студентам, получающим высшее юридическое образование, прийти к участию в деятельности клиники, подчинены тем же целям. Применение на практике теоретических знаний, приобретенных за годы обучения, возможность получения практических навыков (включая «живой» прием клиентов, интервьюирование и консультирование), стимулирование на занятие научной деятельностью, предоставление шанса оценки юридической практики с точки зрения правозащитника - все эти побуждения (одновременно внутренние по отношению к клинике факторы) при эффективной модели деятельности предопределяют формирование необходимого уровня квалификации у выпускников юридического факультета, а также их личный вклад в уровень доверия и уважения, который будет оказываться как юридической клинике, так и создавшему ее ВУЗу.

Отвечая на вопрос о том, какими средствами следует обеспечивать эффективную деятельность сотрудников студенческого бюро, некоторые исследователи указывают на необходимость ее регламентации на локальном уровне путем принятия соответствующих уставов и положений. По сути - актов, содержащих нормы, направленные на дисциплинирование студентов-консультантов и установление мер должного поведения в рабочее время. Встречаются предложения о подборе кадров в юридическую клинику с учетом их моральных и деловых качеств, способности нести ответственность за сохранение тайны сведений, доверяемых клиентом. Все данные меры, полагаем, способны создать необходимый положительный эффект. Однако считаем также, что принципы, которые будут перечислены ниже, при отражении их в локальных нормативных актах клиники и обращении к ним в текущей деятельности сотрудников также могут способствовать эффективному построению взаимоотношений:

) принцип приоритета дисциплины. Его реализация возможна посредством ознакомления всех лиц, изъявляющих желание принимать участие в деятельности клиники, со временем ее работы, порядком приема клиентов, порядком работы с материалами, передаваемыми клиентом, порядком оказания каждого из видов юридической помощи со стороны клиники. При этом не имеет значения, подтвердят ли такие лица свое желание участвовать на постоянной основе в работе или ограничатся поверхностным ознакомлением с деятельностью клиники. Данный принцип должен закладываться в сознание лица на первоначальном этапе появления в стенах бюро, от его принятия (либо непринятия) зависит внутреннее решение, принимаемое студентом относительно собственных способности и желания развиваться при помощи возможностей структурного подразделения;

) принцип взаимного уважения и терпимости. Его соблюдение требует повышенного внимания непосредственно в процессе оказания юридических услуг. Специфика клиник такова, что одновременно с отдельным лицом могут работать два и более ее сотрудников, могут потребоваться оперативные консультации между ними, оперативная оценка наиболее приемлемого варианта помощи в конкретном случае. Увы, уместно, здесь вспомнить старый анекдот: «Где два юриста - там три мнения». В этой связи каждому из сотрудников следует стремиться к тому, чтобы из получаемой информации извлекать рациональные составляющие, принимать решения на основе доступных сведений, препятствовать образованию и нарастанию конфликтов в процессе поиска оптимальных вариантов действий;

) принцип достаточной самостоятельности сотрудника при определении порядка оказания бесплатной юридической помощи. Часть 5 статьи 23 Федерального закона указывает на то, что помощь оказывается под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование и ответственных за деятельность юридической клиники. Таким лицом чаще всего является ее руководитель, реализующий комплекс управленческих функций, включая оценку качества предоставляемой сотрудниками клиники помощи. Тем не менее, последние должны быть способны самостоятельно определять наиболее подходящий вид услуги из числа оказываемых клиникой для каждого конкретного клиента, порядок сбора и оценки необходимых материалов, порядок выстраивания линии общения с обратившимся. С учетом допуска к непосредственному приему студентов старших курсов, а также содержания следующего принципа, подобный уровень самостоятельности способствует формированию персональной ответственности за собственные действия и добросовестному отношению к будущей профессии;

) принцип преемственности. Стоит отметить, что выстраивание любой эффективной системы со сменяющими друг друга элементами невозможно без соблюдения данного принципа. На нем построено воспитание молодого поколения в спорте тренерами, прошедшими в свое время необходимую подготовку, на нем был основан в советские годы институт наставничества в правоохранительных органах, преобразовавшийся в наше время в институт общественных помощников. Так и в отношении юридической клиники невозможно утверждать о возможности качественной помощи со стороны лиц, не прошедших определенной подготовки под надзором более опытных коллег, ее руководителя. Невозможно допускать к работе с клиентами лиц, лишь обладающих желанием вести таковую, но не воспринявших ее приемов и способов;

) принцип нацеленности на результат. Данный принцип довольно сложен для реализации в условиях клиники. Во-первых, определение наиболее возможного и приемлемого для клиента результата требует у сотрудника (равно как и у практикующего юриста) навыков прогнозирования всех из них в условиях заданной правовой ситуации. Во-вторых, результат, ожидаемый клиентом в его собственном представлении, не всегда может быть объективно оптимальным для него (и здесь уместно вспомнить о категории так называемых «сутяжников»). Преодоление как первого, так и второго ограничения кроется в опыте (равно своем и чужом), наработка которого и есть приоритет работы в юридической клинике.

На перечисленных выше принципах строится и деятельность клиники юридического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина, оказывающей бесплатную юридическую помощь социально незащищенным слоям населения с 1997 года на постоянной основе. Они закреплены в том или ином виде в Правилах работы клиники, ее Уставе. С ними в обязательном порядке знакомятся все лица, принимающие участие в ее работе. Полагаем, что положительный опыт оказания услуг лишь подтверждает их состоятельность.

Некоторые проблемы функционирования системы оказания бесплатной юридической помощи и пути их решения

Одной из проблем доступности правосудия по гражданским делам является проблема гарантий при оказании юридической помощи. Современное российское общество расслаивается по имущественному признаку чрезвычайно быстро. Имущественное неравенство отражается на всех сторонах общественной жизни, в том числе и при разрешении гражданских дел. Материально более обеспеченная сторона имеет значительное преимущество за счет возможностей по найму более квалифицированного специалиста. Система гарантий при оказании юридической помощи должна обеспечивать права всех лиц, обратившихся за защитой.

Практически год на территории нашей страны действует Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Мы считаем, что на практике данный закон не может функционировать в интересах всех категорий лиц, действительно нуждающихся в оказании неоплачиваемой юридической помощи, кроме того, в организационном устройстве органов, осуществляющих оказание такой помощи, есть недостатки, что, по нашему мнению, на практике будет создавать препятствия для граждан при получении юридической помощи.

Для преодоления данных проблем мы предлагаем следующие пути решения.

Закон не дает точного ответа о порядке обращения граждан за бесплатной юридической помощью в зависимости от места регистрации и места нахождения. Исходя из смысла требований к предоставляемым документам, граждане могут обращаться в органы по предоставлению бесплатной юридической помощи лишь по месту регистрации, что в свою очередь нарушает принцип доступности юридической помощи. В нормативных актах, приводимых в соответствие с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» следует предусмотреть возможность граждан обращаться за юридической помощью по месту пребывания. В таком случае запрос о предоставлении документов, подтверждающих право на получение бесплатной юридической помощи, осуществляется по почте или по факсу или через организацию системы бесплатной юридической помощи, в которую обратился гражданин. В таких ситуациях следует предусмотреть оценку размера среднедушевого дохода исходя из размера среднедушевого дохода, установленного в субъекте федерации по месту обращения граждан.

Необходимо обеспечить независимость начальника юридического бюро в принятии решения об оказании помощи обратившимся гражданам. Возможно, такой независимости поможет добиться создание совещательной коллегии из числа юристов, входящих в состав юридического бюро, чье мнение будет служить противовесом против давления на начальника бюро со стороны органов исполнительной власти субъекта. Данное предложение вторит позиции Грудцыной Л.Ю., которая считает, что «государственные юридические бюро, которые будут контролироваться государством, при этом общественный контроль за их деятельностью не предусмотрен. Таким образом, от произвола чиновников малоимущий гражданин никак не застрахован». Гражданам должна быть обеспечена возможность самому определять специалиста, к которому он хочет обратиться, дела должен распределять не начальник государственного образования. Конечно, может возникнуть проблема загруженности одного специалиста и недостатка дел у другого, для этого представляется необходимым установить процент, отражающий возможную разницу между нагрузкой специалистов. Предлагается взять за основу 20%, если количество дел превышает данную величину, то обращения определяются в производство тех юристов, в ведении которых наименьшее количество дел.

Необходимо упростить порядок получения документов, подтверждающих право на обращение за бесплатной юридической помощью по образцу финской системы. В Финляндии государственные бюро имеют право проверять правильность сведений о материальном положении в органах государственной власти и местного самоуправления, банках и страховых компаниях, в том числе с помощью технических средств доступа могут получить из соответствующих ведомств конфиденциальные личные данные, которые касаются материального положения заявителя. Возможность получения сведений о материальном положении лица государственными юридическими бюро или адвокатскими образованиями Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» не предусмотрена. Хотя это позволило бы, с одной стороны, сократить количество инстанций, которые человек проходит до обращения в бюро, с другой - при необходимости проверить сведения о материальном положении заявителя.

Законом должно быть предусмотрено освобождение граждан от всех судебных расходов, которые они должны понести в связи с обращением в суд, так как обеспечение соблюдения прав социально неблагополучных категорий населения должно быть полностью на балансе у государства. Очевидно, что люди, чьи материальное положение и социальная категория не позволяют обратиться к платному специалисту, не в состоянии и нести бремя судебных расходов. Такое изменения потребует внесения изменений и в иные процессуальные нормативно-правовые акты, однако обеспечить данную процессуальную гарантию необходимо для полноценной защиты законных интересов граждан. Данный опыт уже используется в Финляндии, где гражданин, имеющий право на бесплатную юридическую помощь, одновременно освобождается от обязанности оплачивать услуги переводчика, которые необходимы для рассмотрения дела, судебные расходы и соответствующие платежи в других официальных инстанциях за совершение ими действий, выдачу документов, необходимых для рассмотрения дела.

Т.В. Сахнова предлагает при судебной защите нарушенных конституционных прав предусмотреть обязательное бесплатное предоставление квалифицированной юридической помощи.

Ни законом, ни иными нормативными актами не предусмотрены требования к адвокатам, которые будут привлекаться к участию в формируемой системе. Мы считаем, что необходимо разработать требования, которыми должна руководствоваться адвокатская палата при составлении списков адвокатов, участвующих в системе бесплатной юридической помощи. Данные лица должны иметь опыт работы по адвокатской деятельности не менее 7 лет, процент успешно разрешенных ими дел не должен быть менее 80%, за период своей работы данные лица не должны иметь опыт работы в органах исполнительной власти. Мы считаем, что соблюдение таких требований обеспечит квалифицированную и независимую юридическую помощь гражданам.

Следует внести изменения и в такое звено системы оказания бесплатной юридической помощи как юридические клиники. Для соблюдения принципа профессионализма лиц, оказывающих юридическую помощь, представляется необходимым повысить требования к студентам, участвующих устных консультированиях граждан. Для этого следует привлекать к участию в юридических клиниках только студентов 4-5 курсов (специалитета) и 5-6 курсов (магистратуры), так как именно на этих этапах у студентов начинается изучение специальных дисциплин; имеющих научные достижения в той или иной области права и специализирующихся на конкретных правовых вопросах. Для вступления в юридическую клинику необходимо проводить экзамен по отраслям права и принимать студентов, успешно сдавших его. В составе юридических клиник предлагаем распределить студентов на группы по отраслям права, чтобы граждане получали консультацию от образованных студентов, специализирующихся на том или ином вопросе. Создание системы стимулирования также необходимо предусмотреть в рамках функционирования юридических клиник. Не только студенты должны быть заинтересованы в повышении своего профессионального уровня, но и преподаватели должны быть заинтересованы в участии при разрешении вопросов, поступивших от граждан. Преподаватели, работающие со студентами юридических клиник, должны иметь возможность получения дополнительных дней отдыха.

В ситуации, сложившейся в нашей стране, как в политическом, так и в социально-экономическом аспекте, бесплатная юридическая помощь призвана защитить права граждан, которые нарушаются субъектами разных уровней. Через создание государственных и негосударственных организаций, оказывающих квалифицированную юридическую помощь на безвозмездных началах, мы сможем еще на шаг приблизиться к формированию истинно правового государства.

Похожие работы на - О некоторых целях и средствах обеспечения эффективной деятельности сотрудников юридической клиники

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!