Кризисы дошкольного возраста
Реферат
Работа 28 с., 2 рисунка, 25 источников.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, САМООЦЕНКА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОЦЕССЫ, КРИЗИС.
Цель работы: экспериментальное исследование
кризисов дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические
исследования кризиса трех лет.
2. Проанализировать психологические
исследования кризиса семи лет.
. Исследовать влияние самооценки на
психологические способности дошкольников.
Для решения поставленных задач применялись
следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического исследования
(методика «Лесенка» Щур В.Г. и методика «Экспресс-диагностика познавательных
способностей»); математическая обработка результатов исследования.
Объект исследования: самооценка и уровень
реальных психологических возможностей.
Предмет исследования: особенности самооценки и
реальных психологических возможностей.
Гипотеза: самооценка дошкольника влияет на его
психологические возможности.
Теоретическая значимость данного исследования
заключается в углубленном изучении психологических кризисов дошкольного
возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении самооценки
современных дошкольников и ее влиянии на их психологические способности.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический
анализ психологических исследований, направленных
на
изучение
кризисов
дошкольного
возраста
1.1 Анализ психологических
исследований кризиса трех лет
.2 Анализ психологических
исследований кризиса семи лет
Глава 2. Исследование
особенностей самооценки и реальных психологических возможностей дошкольников
2.1 Методы, организация и процедура
исследования
.2 Результаты диагностики и их
интерпретация
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Дошкольный возраст - период
детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 7
лет. Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и старший (5 - 7
лет) дошкольный возраст. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в
развитии человека. Именно в это время закладываются интеллектуальные задатки,
моральные и поведенческие основы личности. На протяжении этого периода идет
интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма:
увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная
система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки
для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и
личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Толчком к развитию
личности ребенка и переходу его на новый этап развития является возрастной
кризис. Возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по
времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими
изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной
ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере
социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В отечественной
психологии термин "возрастные кризисы" введен Л.С. Выготским и
определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при
смене стабильных периодов. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен
возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода,
которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и
возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма
и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от
индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий [9, c.96].
Следует отметить, что в
возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в
психическом развитии. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из
исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных
периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы
признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в
развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.
Л.И. Божович понимала под
кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому.
Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение
предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное
новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный
компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное
для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным
результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий
период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится
исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает
право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического
развития личности, анализ которых позволит вскрыть психологическую сущность
этого процесса [18, c.115].
Проблемы кризисов широко разрабатывались
российскими и отечественными психологами: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Я.
Гальперин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Бенедиктов Б.А. и др.; а также
зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.
Несмотря на многочисленные исследования,
проблема возрастных кризисов дошкольного возраста является актуальной до сих
пор, т.к. сталкиваясь с ребенком, переживающим кризис, родители и воспитатели
зачастую оказываются беспомощными, не могут найти подход к данному ребенку,
считают его «ненормальным». В связи с этим темой нашей курсовой работы является
«Кризисные периоды развития в дошкольном возрасте».
Цель работы: экспериментальное исследование
кризисов дошкольного возраста.
Задачи исследования:
4. Проанализировать психологические
исследования кризиса трех лет.
5. Проанализировать психологические
исследования кризиса семи лет.
. Исследовать влияние самооценки на
психологические способности дошкольников.
Для решения поставленных задач применялись
следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического исследования
(методика «Лесенка» Щур В.Г. и методика «Экспресс-диагностика познавательных
способностей»); математическая обработка результатов исследования.
Объект исследования: самооценка и уровень
реальных психологических возможностей.
Предмет исследования: особенности самооценки и
реальных психологических возможностей.
Гипотеза: самооценка дошкольника влияет на его
психологические возможности.
Теоретическая значимость данного исследования
заключается в углубленном изучении психологических кризисов дошкольного
возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении самооценки
современных дошкольников и ее влиянии на их психологические способности.
Результаты данного исследования будут интересны
студентам педагогических специальностей, педагогам-психологам учреждений
дошкольного образования, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретический
анализ психологических исследований, направленных на изучение кризисов
дошкольного возраста
.1 Анализ психологических исследований кризиса
трех лет
В настоящее время для детской
психологии основополагающим является положение о
том , что личность ребенка формируется в процессе сотрудничества с окружающими
людьми. В этом контексте успешность ее формирования во многом зависит от
социальной ситуации развития ребенка, системы отношений со
взрослыми
и сверстниками в детском саду и семье - двух важнейших социальных институтах
общества.
Есть
основания считать, что социальная ситуация развития современного ребенка очень
изменилась. Это нашло отражение и в изменении возрастных границ дошкольного
возраста
[4, c. 107].
Внимание к кризису трех лет
является, с нашей точки зрения,
вполне обоснованным.
Так, являясь нижней границей дошкольного возраста именно этот период развития
во многом определяет психологическую готовность детей к обучению в школе (то
есть верхнюю границу дошкольного возраста). В то же время если кризис семи лет
являлся предметом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований,
кризис трех лет сравнительно мало изучен. Помимо этого, как показывает анализ
психолого-педагогической литературы, некоторые данные о кризисе трех лет,
полученные в разных исследованиях мало согласуются друг с другом. До сих пор
остаются неразработанными критерии, свидетельствующие о наступлении
критического возраста, а отсюда недостаточно четко определяются сроки, когда
ребенок вступает и выходит из кризиса трех лет. Называемые возрастные рамки
кризиса до сих пор являются условными и,
по выражению Л.С. Выготского, скорее
" паспортными", чем реальными. Однако можно
выделить ряд основных симптомов кризиса трех лет:
. Негативизм. Для негативизма характерно, что
все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это
реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых.
Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили.
Он вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда
социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому. Кроме того, ребенок всегда
поступает наперекор своему собственному желанию.
. Упрямство в поведении. Если негативизм следует
отличать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью.
Упрямство это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что
этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является
то, что ребенок связал себя первоначальным решением - «он так сказал». По сути,
ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
. Строптивость. Иногда этот возраст так и
называют - возраст строптивости. Строптивость направлена против норм
воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа
жизни.
. Своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно
заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в
виду, когда мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать
сам и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость -
сначала от папы с мамой, затем от сверстников и всех других. Подавить эту
тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и
возможностях.
. Протест - бунт. Все в поведении ребенка в ряде
случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Его
поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится
в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным
делом. С этим связан и следующий симптом.
. Обесценивание. Например, ребенок из хорошей,
воспитанной семьи начинает ругаться. Ребенок старается обесценить буквально
все: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают.
. Стремление к деспотизму. У ребенка появляется
желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Ребенку
должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Он
изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, он все
время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание
исполнялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен
ревностью по отношению к младшим или старшим [6, c.
54].
Если резюмировать эти симптомы, приводимые
Л.С.Выготским для характеристики кризиса трех лет, то можно утверждать, что они
выступают как бунт, как протест ребенка, требующего самостоятельности,
переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте [5, c.88].
В периодизации психического
развития, предложенной Л.С. Выготским, основным является понятие возрастных
психологических новообразований, которые, с одной стороны, определяют весь ход
психического развития ребенка, а с другой - обеспечивают специфику развития на
каждом возрастном этапе.
При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования,
не существовавшие в предшествующие периоды, перестраивается и изменяется самый
ход развития. Таким образом, развитие ребенка и есть не что иное , как
постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением
и построением личности. Изучить детское развитие, значит изучить переход ребенка
от одной возрастной ступени к другой и изменение его личности внутри каждого
возрастного периода , происходящее в конкретных социально-исторических условиях
[23, c. 211].
Становление психологических
новообразований свидетельствует о полноценном психическом развитии ребенка на
конкретном возрастном этапе, завершающимся кризисным периодом. По мысли Л.С.
Выготского, новообразования
критических периодов развития отличаются от новообразований стабильных тем, что
они носят переходный характер. Это значит, что в последующем они не сохраняются
как таковые в том виде, в каком возникают в критический период. Они отмирают,
поглощаясь новообразованиями следующего стабильного возраста, входя в их
состав, как подчиненные инстанции. Вместе с тем, как показывают данные возрастной
психологии, выход из кризиса знаменуется тем, что "аффективно-силовое
противостояние" сменяется положительными эмоциями н конструктивным
общением ребенка со взрослым [3, c.
58].
Психологические механизмы этих
изменений следует искать в особенностях общения
ребенка с окружающими. Так, в исследовании Е.Е. Кравцовой было показано,что
новообразования кризиса семи лет непосредственно связаны с новыми формами
общения ребенка со взрослым и сверстниками. При этом эти новые формы общения
становятся основой для развития компонентов новой ведущей деятельности,
формирующейся в младшем школьном возрасте. По аналогии с этим можно
предположать, что новообразование кризиса трех лет также связаны с новыми
формами общения, складывающимися и развивающимися на рубеже раннего и
дошкольного возрастов. При этом необходимо иметь в виду два важных
обстоятельства.
Первое из них касается соотношения
общения и деятельности детей. Так, согласно данным современной психологии
развития в младенчестве ведущей деятельностью ребенка является
интимно-личностное, эмоциональное общение. При этом, как настаивает, например,
М.И. Лисина, это общение выступает в качестве особой деятельности.
В раннем возрасте общение сменяется предметно-манипулятивной деятельностью,
однако при этом, эта деятельность развивается и формируется внутри общения.
Ярким примером этого служит исследование Д.Б. Эльконина, который показал, что
овладение предметными действиями подчинено особенностям общения ребенка со
взрослым. Есть основания предполагать, что кризис трех лет создает основу для
того, чтобы эта тесная и непосредственная связь общения и деятельности получила
новое воплощение. Так у ребенка-дошкольника можно обнаружить как общение, так и
предметную деятельность. При этом, как и на предыдущих этапах деятельность
тесно вплетена в ткань общения, а общение непосредственно связано с предметной
деятельностью. Вместе с тем, у ребенка, прошедшего кризис трех лет появляется
способность самостоятельных деятельности и общения, где вторая их составляющая
(соответственно общение и деятельность) могут быть представлены в идеальном
плане, отсрочены во времени и т.п.
Второе обстоятельство касается
соотношения новообразования кризиса трех лет и новообразования дошкольного
возраста. При этом необходимо иметь в виду данные Г.Б. Яскевич, которая
показала, что "застревание" детей на новообразовании кризиса семи
лет, ведет к особому искажению психического развития и требует построения
специальной коррекционной работы. В этом контексте особую ценность приобретает
задача изучения влияния новых форм общения ребенка, возникающих на рубеже
раннего и дошкольного возрастов с воображением, получающем статус
новообразования в дошкольном возрасте. Анализ наблюдений за поведением и
деятельностью детей при переходе от раннего к дошкольному возрасту позволяет
говорить, что центральным психологическим новообразованием кризиса трех лет
является осознание ребенком себя в качестве отдельного субъекта. При этом
центральное место в этом процессе связано с осознанием себя субъектом общения.
Именно это и позволяет ребенку выделять себя в качестве субъекта деятельности,
воспринимать себя как некую систему, приобретать способность к самоутверждению
и чувствовать гордость за достижения [16, c.
43].
Вывод: Таким образом, кризис трех лет является
важнейшим периодом в дошкольном детстве. Успешное переживание данного кризиса
во многом определяет дальнейшее развитие ребенка. Новообразованием данного
переходного этапа является осознание себя в качестве отдельного субъекта.
.2 Анализ психологических исследований кризиса
семи лет
Давно замечено, что ребенок при переходе от
дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более
трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это некая переходная ступень -
уже не дошкольник и еще не школьник.
В последнее время появился ряд исследований,
посвященных 7-милетнему возрасту. Результаты исследований можно выразить так:
ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности.
Ближайшая причина утраты детской непосредственности - недостаточная дифференцированность
внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение
желаний, т. е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще
недостаточно дифференцированное целое [11, c.
25].
Когда дошкольник вступает в данный кризисный
период, у него наблюдается утрата наивности и непосредственности, в поведении,
в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях,
каким был до этого. Известно, что у 7-летнего ребенка происходит ряд
физиологических изменений (быстрый рост, смена зубов и т.д.). Ребенок резко
изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем
изменения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Ребенок начинает
манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении
появляется нарочитость, нелепость и искусственность. Самой существенной чертой
кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и
внешней стороны личности ребенка. Что скрывается за впечатлением наивности и непосредственности
поведения ребенка до кризиса? Наивность и непосредственность означают, что
ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно
непосредственно читается нами как обнаружение второго. Утеря непосредственности
означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается
между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой
противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному
ребенку. Это не значит, что кризис семи лет приводит от непосредственного,
наивного, недифференцированного переживания к крайнему полюсу, но,
действительно, в каждом переживании, в каждом его проявлении возникает
некоторый интеллектуальный момент [25, c.
213].
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом
возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что
значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него
возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как
ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка
открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые
особенности, характеризующие кризис семи лет.
. Переживания приобретают смысл (сердящийся
ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие
новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
. К кризису семи лет впервые возникает обобщение
переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые
дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют,
ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет
по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В
каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а
через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а
общего чувства своей “малоценное” нет, он не обобщает того, что случалось уже
много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е., если
с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное
образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или
аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.
Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия.
Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению
возникает именно в связи с кризисом семи лет [2, c.
112].
К 7 годам возникает ряд сложных образований,
которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом
меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие
новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса
(манерничанье, кривляние) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что
возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает
смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Есть типические
формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться.
Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые
противоречия. По сути дела там, где возможно это внутреннее раздвоение
переживаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где возникает
внутреннее отношение, там и совершается такое изменение переживаний, без
которого школьный возраст был бы невозможен. Сказать, что в кризисе семи лет
дошкольные переживания изменяются на школьные, - значит, сказать, что возникло
новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый
этап развития - школьный возраст. Для ребенка изменилось отношение к среде,
значит, изменилась и сама среда, значит, изменился ход развития ребенка,
наступила новая эпоха в развитии [24, c.
88].
Вывод: Кризис семи лет является переходом ребенка
от статуса дошкольника к новой для него роли - школьник. Данный кризис является
последним в дошкольном детстве. В это время происходит утрата
непосредственности, причиной этого является привнесение интеллектуального
момента во внутриличностную сферу. Новообразованием данного возраста является
возникновение у дошкольника способности к самооценке.
Глава 2. Исследование особенностей самооценки и
реальных психологических возможностей дошкольников
.1 Методики, организация и процедура
исследования
Методологической основой исследования выступают
исследования Д.Б. Эльконина, В.С Выготского, Л.И. Бажович, Э.Д. Венгер, М.Г.
Елагиной, М.И. Лисиной и др.
Цель - исследование особенностей самооценки и
реальных психологических возможностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
выявить уровень самооценки данной группы
испытуемых;
выявить уровень развития познавательных
процессов испытуемых;
установить, есть ли взаимосвязь между
самооценкой и уровнем развития познавательных процессов
Объект исследования: самооценка и уровень
реальных психологических возможностей.
Предмет исследования: влияние самооценки
дошкольников на уровень реальных психологических возможностей.
База исследования: старшая группа ГУО «Ясли-сад
№ 85 г. Витебска». Всего в исследовании принимали участие 15 человек.
Этапы исследования:
1.Сравнительно-сопоставительный анализ научной
литературы по заявленной проблеме.
.Подбор диагностического инструментария.
3.Сбор информации, с использованием выбранных
нами методик: методика «Лесенка» В.Г. Щур и методика «Экспресс-диагностика
познавательных процессов».
4.Обработка результатов, их интерпретация.
. Проверка гипотезы, выводы.
Методы исследования: опрос, наблюдение, методы
диагностического исследования (методика «Лесенка» В.Г. Щур и методика
«Экспресс-диагностика познавательных процессов» М.А. Панфилова); математическая
обработка результатов исследования.
Характеристика исследуемой выборки
В старшем дошкольном возрасте происходит
интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер
личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых
качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые
ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между
предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет
его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической
позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других
детей в детском саду. Взрослый помогает дошкольникам понять это новое
положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе
вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания,
общения, деятельности. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного
решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения
одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям
рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных
самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение
детьми умений поставить цель (или принять ее от взрослого), обдумать пути к ее
достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции
цели. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников. Именно
в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема
самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное
общение со сверстниками и взрослыми. Взрослый старается разнообразить практику
общения с ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие,
любовь и уважение к дошкольнику. Важным показателем самосознания детей 5-6 лет
является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о
своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к
некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их.
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом
себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие
ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность
деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные
качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром
дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем
познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о
самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для
становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со
сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает
прийти к пониманию ценности окружающих людей [13, c.56].
В проведении исследования принимало участие 14
воспитанников старшей группы ГУО «Ясли-сад № 85 г. Витебска» (девочек,
мальчиков). Воспитатели данной группы характеризуют воспитанников как активных,
подвижных, любознательных.
Процедура проведения исследования
Рассмотрим методики, примененные для
исследования.
. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
Данная методика направлена на выявление системы
представлений ребенка о том, как он оценивает сам себя и на то, как, по его
мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между
собой.
Процедура проведения.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку
предлагается листок с нарисованной на нем лестницей. Дошкольнику объясняется
значение ступенек. Затем взрослый спрашивает: «Куда бы ты поставил себя? Куда
бы тебя поставила мама? Куда бы тебя поставила воспитатель?» [21, c.
37].
Обработка результатов проводиться в соответствии
с анализом результатов, приведенном в методике.
. Методика «Экспресс-диагностика
познавательных процессов» (М.А. Панфилова)
Экспресс-диагностика представляет собой комплект
из семи заданий для детей 3-7 лет. Она направлена на определение уровня
развития основных психических процессов ребенка (восприятие, внимание, память,
мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все
задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 минут)
определить успешность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование
познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные
обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а
также оформлять результаты количественно:
задание выполнено полностью + (3 балла)
-2 ошибки в задании + - (2 балла)
-3 3 и более ошибок - + (1 балл)
не понимает задание, не выполняет - (0 баллов)
Процедура проведения.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку в
игровой форме предлагается выполнить ряд заданий. В протоколе диагностики
фиксируются все ответы ребенка, также необходимо отмечать особенности
выполнения дошкольником методик. Затем проводится качественная и количественная
обработка каждого задания в соответствии с ключом, данным в методике [1, c.67].
.2 Результаты диагностики и их
интерпретация
В результате исследования мы получили ряд
данных.
Для того чтобы выявить особенности самооценки
дошкольников, необходимо проанализировать результаты, полученные в ходе
диагностики с использованием методики «Лесенка» В.Г. Щур. Для наглядности
результаты представлены в сводной таблице (Приложение А).
В результате исследования были получены
следующие результаты:
заниженная самооценка выявлена у 4 испытуемых
(28,5 % от общего числа испытуемых), что свидетельствует о тревожности,
неуверенности в себе, эмоциональном неблагополучии;
адекватная самооценка - 5 испытуемых (35,7 %).
Данный результат свидетельствует о психологическом благополучии ребенка, умении
правильно оценивать свои поступки.
завышенная самооценка - 5 испытуемых (35,7 %).
Для детей дошкольного возраста завышенная самооценка является нормальной,
свидетельствующей о психологическом благополучии, положительном отношении к
себе. Однако иногда дети с завышенной самооценкой могут испытывать трудности в
общении, болезненно реагировать на замечания взрослых.
Рисунок 1.1 - Графическое
представление результатов по методике «Лесенка» (В.Г. Щур)
Таким образом, мы видим, что
большинство испытуемых имеют нормальную для данного возраста самооценку.
Далее проанализируем результаты
методики «Экспресс диагностика познавательных процессов» (М.А. Панфилова)
(Приложение Б). Графически результаты диагностики по методике
«Экспресс-диагностика познавательных процессов» (М.А. Панфилова) представлены
на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Графическое
представление результатов по методике «Экспресс-диагностика познавательных
процессов» (М.А. Панфилова)
Как мы видим из рисунка 1.2, высокий
уровень сформированности познавательных процессов был выявлен у 9 испытуемых
(64,2 %), средний уровень - у 5 испытуемых (35,8 %), низкий уровень не показал
ни один испытуемый. Данные результаты свидетельствуют о том, что у всех
продиагностированных дошкольников развитие познавательных процессов
соответствует возрасту.
Наша работа направлена на то, чтобы
выявить влияет ли самооценка дошкольников на уровень сформированности
познавательных процессов. Для выбора критерия корреляции необходимо определить
является ли распределение нормальным с помощью критерия Колмогорова-Смирнова.
Выбираем уровень статистической значимости
р>= 0,05. Определим нормальность распределения по методике «Лесенка» В.Г.
Щур. Для того, чтобы произвести расчет, необходимо перевести показания по
методике в числовые значения. Принимаем показатель «заниженная самооценка»
равным 1, показатель «адекватная самооценка» - 2, показатель «завышенная
самооценка» - 3.
Так как все значение p=0,473
распределение по данной методике является нормальным.
Далее определим нормальность распределения
значений по методике «Экспресс-диагностика познавательных процессов» М.А.
Панфилова.
Так как значение p=0,404
распределение по данной методике является нормальным.
Далее определим, зависит ли уровень
познавательных процессов от самооценки. Для этого используем критерий
корреляции Пирсона, уровень значимости р<= 0,01. Мы видим, что р=0,01, что
свидетельствует о присутствии корреляции между заданными значениями.
Вывод: В результате нашего исследования были
реализованы следующие задачи:
во-первых, проведено исследование самооценки
старших дошкольников, которое показало, что большинство испытуемых имеют
адекватную или завышенную самооценку;
во-вторых, проведена диагностика познавательных
процессов старших дошкольников. Результаты диагностики показали, что
познавательные процессы испытуемых соответствуют возрасту;
в-третьих, было установлено, что уровень
самооценки существенно влияет на формирование познавательных процессов.
Заключение
Кризис - это закономерный этап в жизни каждого
человека, знаменующий переход на новый уровень развития. Кризисы психического
развития представляют собой интересный и вместе с тем противоречивый объект
психологического анализа. Л.С. Выготский писал, что если бы кризисы не были
обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать
теоретически. В эти периоды в относительно короткий промежуток времени
происходят кардинальные изменения в развитии ребенка, причем изменения не
скрытые, а определенно заметные окружающим, наглядные. Однако в наблюдении и
эксперименте исследователи всякий раз сталкиваются с сугубо индивидуальными, частными
проявлениями в поведении ребенка. Наиболее общее исходное определение
содержания кризиса психического развития в исследованиях может быть
сформулировано следующим образом: возрастной кризис связан с изменением системы
отношений ребенка с миром. К концу предшествующего стабильного возрастного
периода старая система отношений (старая социальная ситуация развития)
исчерпывает себя и должна быть преобразована, преодолена. К этому моменту
ребенок начинает «видеть» и новую, пока лишь потенциально возможную систему
связей с миром,- и стремиться к ней.
В период дошкольного детства ребенок переживает
два кризиса: кризис трех лет и кризис семи лет. Первый из них связан со
вступлением ребенка в период дошкольного детства, второй знаменует окончание
этого периода и вступление ребенка на новый этап развития - школьный возраст.
В нашем исследовании мы решили следующие задачи:
Во-первых, проанализировали психологические
исследования кризиса трех лет. Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным
детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает следующие
характеристики кризиса 3 лет.
. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не
на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или
просьбу взрослого.
. Упрямство. Это реакция ребенка, который
настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он
сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
. Обесценивание. Обесценивается то, что было
привычно, интересно, дорого раньше.
. Строптивость. Она близка к негативизму и
упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в
семье норм поведения.
. Своеволие. «Я сам» - ребенок стремиться все
сделать самостоятельно.
. Протест-бунт, который проявляется в частых
ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии
войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними".
Все эти явления могут проявляться с разной
интенсивностью.
Во-вторых, проанализировали психологические
исследования кризиса семи лет. Данный кризис возникает на основе появления
личного сознания. Основные признаки:
. Потеря непосредственности. Между желанием и
действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет
иметь для ребенка.
. Манерничание. Ребенок может вести себя
неестественно, скрывать что-то.
. Симптом "горькой конфеты" - ребенку
плохо, но он старается этого не показать.
Кризис семи лет основывается на переходе с одной
ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. Меняется взгляд ребенка
на мир: он начинает критически оценивать как свои поступки, так и поступки
окружающих. Также в это время появляется самоконтроль, который в первую очередь
означает контроль над собственными эмоциями.
В-третьих, в нашей работе мы исследовали влияние
самооценки на психологические способности дошкольников. Исследование
проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 85 г. Витебска». В исследовании принимало
участие 14 воспитанников старшей группы.
Исследование самооценки проводилось с
использованием методики «Лесенка» (В.Г. Щур). Было выявлено, что заниженной
самооценкой обладают 4 испытуемых (28,5 % от общего числа испытуемых), что
свидетельствует о тревожности, неуверенности в себе, эмоциональном
неблагополучии; адекватной самооценкой - 5 испытуемых (35,7 %). Данный
результат свидетельствует о психологическом благополучии ребенка, умении
правильно оценивать свои поступки; завышенной самооценкой - 5 испытуемых (35,7
%). Для детей дошкольного возраста завышенная самооценка является нормальной,
свидетельствующей о психологическом благополучии, положительном отношении к
себе. Однако иногда дети с завышенной самооценкой могут испытывать трудности в
общении, болезненно реагировать на замечания взрослых.
Анализ результатов методики
«Экспресс-диагностика познавательных способностей» М.А. Панфиловой показал
следующие результаты: высокий уровень познавательных процессов был выявлен у 9
испытуемых (64,2 %), средний уровень - у 5 испытуемых (35,8 %), низкий уровень
не показал ни один испытуемый. Данные результаты свидетельствуют о том, что у
всех продиагностированных дошкольников развитие познавательных процессов
соответствует возрасту.
С помощью критерия корреляции Пирсона мы удостоверились,
что самооценка влияет на познавательные процессы дошкольников. Это говорит о
том, что выдвинутая нами гипотеза верна.
Материалы данного исследования будут интересны
студентам педагогического и психологического факультетов, педагогам-психологам,
воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
Список литературы
1 Анастази,
А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982. - 256 с.
Белкин,
А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
завед / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 273 с.
Божович,
Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968
- 315 с.
Вдовенко
Н., Ваш ребенок - будущий первоклассник / Н. Вдовенко // Пралеска. - 2013. - №
7. - с.74-76.
Выготский,
Л. С. Собрание сочинений: Детская психология/под ред. Эльконина. - М.:
Педагогика, 1984. - 368с.
Гуськова,
Т. В. Психологический анализ симптоматики кризиса 3 лет / Т.В. Гуськова //
Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1989. - № 1. - С.32
- 37.
Драгунова,
Т. В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопр.
психол. - 2002. - №2. - С.25 - 38.
Дубровина,
И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов сред.
пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000.
Елагина,
М. Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению / М.Г. Елагина // Новые исследования
в психологии и возрастной физиологии. - 1989. - № 1. - С.37 - 42.
Зеньковский,
В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 321с.
Козловская,
Л. Психологическое сопровождение развития личности ребенка / Л. Козловская //
Пралеска. - 2013. - № 3. - с.15 - 18.
Короткевич,
Л. На пороге школы / Л. Короткевич // Пралеска. - 2013. - № 7. - с.70-73.
Лернер,
И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика,
1981. - 185 с.
Мамаев,
Л. Н. Изучение развития и поведения детей/Л. Н. Мамаев. - М.: Просвещение,1993.
- 382с.
Нежнова,
Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему
школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 1998. -
№ 1. - С.50 - 61.
Особенности
психического развития детей 6- и 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина и
А.Л. Венгера. - М., 1988 - 357 с.
Пидкасистый,
П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 347 с.
Поливанова,
К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К.Н. Поливанова //
Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - с.61-69.
Туревская,
Е.И. Возрастная психология / Е.И. Туревская. - Тула, 2005. - 35 с.
Чечет,
В., Косенюк Р. Учимся общению с детьми / В. Чечет, Р. Косенюк // Пралеска. -
2013. - № 10. с. 70-71.
Шевандрин,
Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 347 с.
Шихи,
Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи. - Издательство «Ювента» СПб, 1999 - 436 с.
Эльконин,
Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.
Эльконин // Вопр. психол. - 1971. - № 4. - С.6 - 20.
Эльконин,
Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978 - 313 с.
Эльконин,
Д.Б., Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших
подростков / Д.Б.Эльконин и Т.В.Драгунова. - М., 1967 - 249с.
Приложения
Приложение А
Таблица 1. Распределение результатов по методики
«Лесенка» (В.Г. Щур)
Код
испытуемого
|
Заниженная
самооценка
|
Адекватная
самооценка
|
Завышенная
самооценка
|
1
|
|
|
+
|
2
|
|
+
|
|
3
|
|
|
+
|
4
|
|
|
+
|
5
|
+
|
|
|
6
|
|
+
|
|
7
|
|
|
+
|
8
|
|
+
|
|
9
|
+
|
|
|
10
|
|
+
|
|
11
|
+
|
|
|
12
|
|
|
+
|
13
|
+
|
|
+
|
|
Приложение Б
Таблица 2. Распределение результатов по методики
«Экспресс-диагностика познавательных процессов» (М.А. Панфилова)
|
Код
испытуемого
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
Порядковый
номер задания
|
1
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
1
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
4
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
3
|
|
5
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
3
|
|
6
|
2
|
3
|
1
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
1
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
|
7
|
2
|
3
|
1
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
3
|
|
Итог
|
16
|
18
|
11
|
17
|
12
|
18
|
20
|
16
|
11
|
17
|
10
|
17
|
10
|
19
|
Приложение В
One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test
|
N
|
14
|
Normal
Parametersa
|
Mean
|
2,07
|
|
Std.
Deviation
|
,829
|
Most
Extreme Differences
|
Absolute
|
,226
|
|
Positive
|
,188
|
|
Negative
|
-,226
|
Kolmogorov-Smirnov
Z
|
,845
|
Asymp.
Sig. (2-tailed)
|
,473
|
a. Test distribution is Normal.
|
|
Приложение Г
One-Sample Kolmogorov-Smirnov Test
|
|
|
Уровень
познавательных процессов
|
N
|
14
|
Normal
Parametersa
|
Mean
|
15,14
|
|
Std.
Deviation
|
3,549
|
Most
Extreme Differences
|
Absolute
|
,238
|
|
Positive
|
,169
|
|
Negative
|
-,238
|
Kolmogorov-Smirnov
Z
|
,892
|
Asymp.
Sig. (2-tailed)
|
,404
|
a. Test distribution is Normal.
|
|
Приложение Д
Correlations
|
|
|
Уровень
самооценки
|
Уровень
познавательных процессов
|
Уровень
самооценки
|
Pearson
Correlation
|
1
|
,598*
|
|
Sig.
(2-tailed)
|
|
,001
|
|
N
|
14
|
14
|
Уровень
познавательных процессов
|
Pearson
Correlation
|
,598*
|
1
|
|
Sig.
(2-tailed)
|
,001
|
|
|
N
|
14
|
14
|
**. Correlation is significant at the 0.01
level (2-tailed).
|
|