Анализ-сравнение рассказов Л. Андреева “Бездна” и М. Горького “Страсти-мордасти”
Анализ-сравнение
рассказов Л. Андреева “Бездна” и М. Горького “Страсти-мордасти”
Вопросы к
анализу
1. Чем
отличаются концепции двух рассказов?
2. Что увидел
Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры?
3. Как читающая
Россия отнеслась к рассказу?
4. Почему
Горький, взявший вначале сторону Андреева (потом от него отошедший), в
“Несвоевременных мыслях” говорит, что “жизнь” подтверждает самые мрачные
фантазии” автора этого рассказа?
5. Наум
Коржавин писал о тех, “в ком страх увидеть бездну сильней, чем страх в нее
шагнуть”. Можете ли вы, исходя из своего жизненного опыта, подтвердить правоту
того и другого писателя?
6. Почему в
заглавии Андреева используется тютчевское понятие “бездны”?
7. Как вы
соотносите с этими рассказами открытия Достоевского?
Сочинение
Декадентство Л.
Андреева и романтизм М. Горького сделали взгляды писателей на взаимоотношения
мужчины и женщины, на возникновение животных инстинктов в человеке полярными.
Сюжеты обоих
рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В начале
“Бездны” Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны
надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят
друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало,
как мы видим, вполне романтическое. Но совершенно вдруг сюжет делает резкий
поворот — и позолота, лак сентиментальности слетают, обнажая бездны
человеческой души. “Бездна!” Выходят на поверхность все низменные животные
инстинкты подсознания — и образованный молодой человек падает ниже бродяг,
уподобляется зверю, сохраняя лишь одно человеческое качество — “способность
лгать”. Да... Глубины подсознания пугают, даже сам человек порой не знает, на
что он способен.,.
М. Горький идет
совершенно от другого постулата. Атмосфера начала рассказа “Страсти-мордасти”
настраивает на разврат, грязь, падение, но неожиданная коллизия — и
романтические чувства возникают там, где их, казалось бы, быть не может. На дне
жизни человек не опускается до состояния животного, а даже возвышается до
сострадания, до помощи слабому, до великодушия.
Мы видим
зеркальное отражение фабул — М. Горький находит романтизм на “окраинах жизни”,
а Л. Андреев показывает страшные бездны души обычного человека. Надуманные
этические нормы человечества лишь прикрывают его порочные желания, его
развращенную сущность. Люди не умеют любить и понимать друг друга... Печорин
говорил, что женщина подобна цветку — подышать “ароматом досыта, бросить на
дороге: авось кто-нибудь поднимет...”. В каждом мужчине подсознательно дремлет
уверенность, что это правда, что именно так и нужно поступать: и невинная,
наивная Зиночка втоптана в грязь...
Я не думаю, что
людям нравится, когда о них говорят правду, показывают самые замусоренные,
засаленные уголки их души.,. Думается, что читающей Россией не был ни понят, ни
принят этот рассказ. Психологи никогда не были в почете у народной массы. Но
интеллектуалы поняли, что “жизнь подтверждает самые мрачные фантазии автора”
(Горький). И я, исходя даже из моего семнадцатилетнего опыта, могу подтвердить
это. Кто-то из “современных великих” сказал, что человеческая душа — помойная
яма жизни... Это — так?! Так! Так...
Мы же, люди,
часто не желаем этого сознавать, всячески отрицаем свою низость, тем не менее
(увы — часто!) с упоением бросаемся в нее, ища упоения в пороке...
Глубины
человеческой души волновали русскую литературу еще в XIX веке, литературу —
психологию. Вспоминаются сразу Тютчев и Достоевский с их проникновением в
“бездны”. Достоевский изучал глубины души человеческой, отыскивая в них самое
страшное, на что хотелось бы закрыть глаза, но что существует независимо от
нашего сознания и желаний. В страшных образах Свидригайлова, Рогожина, даже
Раскольникова, по сути, не должно быть ничего страшного — это обыкновенные
люди... У них есть голова, руки, ноги, но их психика вскрыта
писателем-психологом и — “хаос шевелится”...
В понимании Ф.
Тютчева бездна — весь мир, вся вселенная, включая человека с его стремлениями,
желаниями, потребностями,.. “Нет преград меж ей и нами — Вот почему нам ночь
(хаос!) страшна”* Страшно заглянуть в мир, в себя — страшно!!!
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/