данный информация врач интеллектуальный
Основная задача автоматизированных систем функциональной диагностики заключается в обеспечении врача добротной, наглядной и достаточной информацией для правильной постановки диагноза. Целый ряд автоматизированных систем функциональной диагностики направлен на формирование результатов анализа в виде словесных синдромальных заключений. Однако, несмотря на их достаточно высокую достоверность (70-95%), окончательный диагноз формируется врачом с учетом клинических проявлений.
Многие учреждения здравоохранения используют в своей работе автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов.
Обеспечение потребностей врача в консультативной помощи при принятии решений по вопросам диагностики, прогнозирования и выбора методов обследования и лечения, то есть создание компьютерной системы поддержки врачебных решений, достигается путем включения в информационную систему на пользовательском уровне автоматизированных рабочих мест, имеющих специальное программное обеспечение, необходимое в деятельности конкретного врача-специалиста.
АРМ врача любой специальности должно выполнять ряд функций:
ведение истории болезни или медицинской карты;
поиск по прецедентам (в целях диагностики, выбора лечения);
выбор оптимального плана обследования больного с учетом критерия альтернативы, включающего риск предполагаемого исследования;
обработка и анализ данных функциональных исследований (ЭКГ, ЭЭГ и других, включая рентгенограммы) при непосредственном вводе биоэлектрических сигналов или оцифрованных изображений в ПК;
поддержка диагностических решений врача;
прогноз течения заболевания, включая развитие осложнений;
выбор лечебной тактики (с прогностической оценкой терапевтических воздействий).
Интеллектуальные системы поддержки принятия врачебных решений выполняют задачи анализа, моделирования и прогноза. Принятие решения - это акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.
При оказании медицинской помощи пациентам выделяют следующие четыре вида поддержки принятия решений:
предупреждение специалистов о возникновении угрожающей ситуации;
критический анализ ранее принятых решений;
предложения по лечебным мерам в ответ на вопросы медиков;
ретроспективные обзоры с целью обеспечения контроля за качеством лечения.
Таким образом, можно выделить две разновидности систем поддержки принятия решений: системы выработки врачебных рекомендаций и системы подготовки данных для решения.
Системы выработки врачебных рекомендаций позволяют:
сформировать множество альтернативных вариантов решения (далее - альтернатив);
сформировать множество критериев оценки альтернатив;
получить оценки альтернатив по критериям;
выбрать лучшую альтернативу, которая и выдается системой в качестве рекомендации.
Реализация этого варианта СППР требует решения некоторых нетривиальных проблем. Например:
учет важности критериев при диагностике определенного заболевания;
выбор способа «лучшей альтернативы» при лечении больного. Например, выбор консервативного либо хирургического лечения при определении стратегии лечения больных с ишемической болезнью сердца.
Системы подготовки данных для решения помогают решить следующие задачи:
подготовить базы данных (часто объемные и содержащие сложные взаимосвязи);
получить результаты запросов в форме, максимально удобной для последующего анализа;
использовать мощные генераторы отчетов.
Экспертные системы. Интеллектуализация программных средств поддержки врачебных решений предполагает использование так называемых экспертных, консультативных, систем (ЭС), построенных на основе использования знаний высококвалифицированных врачей-экспертов. Назначение экспертных систем заключается в выдаче системой искусственного интеллекта экспертных заключений, относящихся к проблемам какой-либо медицинской области. Экспертное заключение часто оказывается ответом на обращение лица, принимающего решение, за консультацией в конкретной ситуации.
Основными чертами экспертных систем являются следующие:
поддержка принятия решения возможна только в одной конкретной области;
программная система использует механизм рассуждений, которые могут быть представлены в виде пар посылок и заключений типа «если…, то…»;
система может объяснять ход решения задачи понятным пользователю способом;
база знаний системы является открытой и наращиваемой;
система способна обучаться, т.е. пополнение и (или) изменение базы знаний сопровождается увеличением эффективности ее работы.
Математическое моделирование - специальный инструмент, который позволяет оценить недоступные прямым измерениям свойства регуляторных систем и процессов. Математическая модель представляет собой систему математических соотношений - формул, функций, уравнений, систем уравнений и т.д., описывающих те или иные стороны изучаемого объекта, явления, процесса. Модель - это не только отражение наших знаний об исследуемом объекте, но и источник новых сведений, полученных с помощью модели. Модель, отображая или замещать его так, что изучение дает новую информацию об этом объекте.
Необходимость применения в медицине математических методов моделирования с использованием компьютерной техники диктуется тем, что с их помощью можно адекватно и в короткий срок обобщить сложную сущность явлений и процессов, описать и понять факты, выявить взаимосвязи, найти рациональное решение с гораздо большей полнотой и надежностью, чем это делается на базе словесных характеристик. Метод математического моделирования в медицине помогает систематизировать и объединять знания о физиологических системах, идентифицировать важные параметры и определять общую чувствительность системы к вариации каждого параметра, количественно оценивать трудноизмеряемые и вообще неизмеряемые показатели, быстро и эффективно поверять гипотезы без обращения к эксперименту, планировать эксперименты и исследования, предсказывать поведение реальной системы.
Телекоммуникационная инфраструктура в медицине строится на основе принципов, утверждающих создание единой региональной системы информационно-телекоммуникационного взаимодействия функциональных информационных систем и абонентов.
Некоторые медицинские учреждения имеют сегодня выход через некоммерческую сеть Free Net в глобальную сеть Интернет. Все центральные офисы страховых медицинских организаций пользуются службой электронной почты и ресурсами Интернет с доступом по выделенным и коммутируемым телефонным линиям. Большинством ЛПУ открыты медицинские WWW-сервера. Создаются центры телемедицины, на базе которых отрабатываются технологии дистанционного консультирования больных в режиме on-line и в режиме отложенных консультаций.
Можно выделить следующие основные направления применения телемедицинских технологий:
телемедицинская консультация, или теленаставничество (связь организуется по схеме «точка - точка», что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом, а также методическую помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту).
Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей (связь организуется по схеме «много точек - точка», когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр).
Телемедицинская лекция или семинар (связь организуется по схеме «точка - много точек», при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться друг с другом).
Телемедицинское совещание, консилиум или симпозиум (связь организуется по схеме «многоточки» (сети), в результате чего все участники могут общаться друг с другом).
Эти направления обеспечивают, соответственно, реализацию: а) консультаций в ходе лечебно-диагностического процесса или эвакуационных мероприятий или обучения; б) контроля жизненно важных функций организма; в) образовательных (в том числе популярных) лекций и семинаров, дистанционного тестирования или экзаменов; г) обмена мнениями (отчета) при дистанционном проведении коллегий (совещаний, советов), медицинских консилиумов, научных заседаний.
В зависимости от участников и используемых средств различаются следующие варианты телемедицинских консультаций:
Телемедицинское функциональное или лабораторное обследование (передача объективных данных о больном с медицинской аппаратуры).
Советы спасателям (врач-специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов).
Советы населению (предоставление жителям возможности советоваться с врачом). Развитие телемедицинских технологий основано на передовых информационных и телекоммуникационных технологиях.
Телемедицина, несомненно, может оказать значительное воздействие на систему лечебно-профилактической помощи населению, на управление системой здравоохранения и повышение эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях, на развитие науки, на внедрение новых медицинских технологий, на подготовку и усовершенствование кадров.
Итак, стратегические задачи использования информационных технологий в медицине включают:
повышение качества оказания медицинской помощи на основе повышения уровня информационной поддержки специалистов с помощью информационных технологий;
сокращение расходов на управление отраслью за счет снижения трудоемкости сбора, передачи и обработки информации на всех уровнях управления, оптимизации (интеграции) общих информационных ресурсов заинтересованными сторонами;
повышение уровня квалификации медицинских работников на основе внедрения новых информационных технологий поддержки учебного процесса, включая последипломное образование; повышение уровня информационно-справочного обслуживания населения по вопросам охраны здоровья.
Литература
Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине. Издание 2-е, исправленное, Ростов н/Д: Феникс, 2010. 576 с.