Путь спасения души в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”
Путь
спасения души в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”
Марина Ремизова
гимназия №80
г. Челябинск
Ещё совсем
недавно имя Николая Семёновича Лескова в школьном курсе литературы было
представлено только одним произведением – сказом “Левша”. Безусловно, ироничный
характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость
характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы
и закрепили за ним талант создавать “национальные русские характеры”. Многих
такая формулировка смущала, однако подобный “ярлык” был весьма удобен для того,
чтобы, поговорив с восьмиклассниками о тульском умельце, прийти к выводу:
Н.Лесков самобытен, но его творчество не было связано с ростом
либерально-демократического движения, а значит, разговор о его произведениях в
старших классах можно не начинать. Однако проблема обновления литературного
образования заставила по-иному посмотреть на литературный процесс XIXвека,
определить новые подходы к изучению русской классики. Это позволило изменить
сквозные линии в преподавании литературы, поставив в центре внимания
нравственно-этический аспект произведения, эволюцию философских воззрений
писателя, его отношение к основам христианской модели жизни. Исходя из этого,
понять русский литературный процесс XIXвека без творчества “прозёванного гения”
невозможно. Поэтому и появились в программе 10-гокласса произведения Н.Лескова
“Леди Макбет Мценского уезда” и “Очарованный странник”. По своей
философско-этической сути эти произведения явно противоположны. В одном показан
“путь в грешники”, в другом – “путь спасения души”. Однако вышеуказанный
стереотип в подходе к творчеству Н.Лескова уравнивает эти произведения
формулировкой: “национальный русский характер”. Таким образом, и Катерина
Измайлова, и Иван Флягин не кто иные, как носители истинно русского в
одинаковой степени. Согласиться с этим – значит игнорировать сам замысел
произведений, авторскую точку зрения, полностью раскрывшуюся в идее создать
книгу “Праведники”.
Всё это
определяет необходимость подробно рассмотреть героев произведений Лескова с
позиций православного мироощущения автора.
Повесть
“Очарованный странник” создаётся Н.Лесковым приблизительно в 1872году.
Известно, что до того автор посещал Валаам, и впечатления от этого нашли
отражение в замысле писателя. Герой повести (а сам Лесков определял
произведение как рассказ в силу исповедального повествования) никак не
“вписывается” в систему положительных героев русской литературы. Вечная тема
“превратности судьбы” в этом произведении разрешается также не традиционно.
Очевидная странность героя усиливается авторским отношением к герою, в мирской
жизни которого “ведь много что происходило... и в плену был, и воевал, и
увечили [его] так, что, может быть, не всякий бы вынес”. Лучше всего оценку
своей жизни выразил сам Иван Флягин словами: “Всю жизнь свою я погибал и никак
не мог погибнуть”. В них два момента, на которых невозможно не остановиться.
Все реальные
события жизни Ивана Флягина действительно вели героя к гибели, но не в том
смысле, что он рисковал собой. Речь идёт о высшем смысле жизненного
предназначения. Исходя из этого, становится понятным, почему не мог погибнуть.
Иван Флягин– “обещанный Богу сын”, а значит, главное его предназначение в ином.
Если проанализировать события жизни героя с этой позиции, то вырисовывается
очевидная закономерность. Обращаешь внимание на оценку героем своих поступков.
Содержание эпизода
Похожие работы на - Путь спасения души в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”
|