"Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?"
"Что же
такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?"
(По повести
О. Бальзака "Гобсек")
Образ скупца и
накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме -
"Венецианский купец" В. Шекспира и в комедии "Скупой" Ж. Б.
Мольера.
К созданию
образа Гобсека автора привели наблюдения над жизнью буржуазного общества,
отдельные моменты повести автобиографичны. Герой Бальзака учится на факультете
права в Сорбонне и работает клерком в конторе стряпчего, где узнает многое из
практики денежных отношений. В своей повести Бальзак сталкивает две философские
точки зрения, два взгляда на жизнь: Гобсека и Дервиля. Вот точка зрения
Гобсека: "Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы
стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. Чтобы осуществлять наши прихоти,
нужно время, нужны материальные возможности и усилия. В золоте все содержится в
зародыше, и все оно дает в действительности".
По-иному мыслит
Дервиль: "Да неужели все сводится к деньгам?" И в его словах:
"Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас" мы чувствуем, что
Дервиль не принимает философию Гобсека. В переводе "Гобсек" означает
"живоглот". И все произведение - яркое тому подтверждение. И главное
правило, от которого никогда не отступает бальзаковский герой, можно
сформулировать так: "Никого не жалей, никому не помогай, но сам пользуйся
всем, что можно взять безвозмездно". То, что путь к богатству непременно
предполагает жестокость, не смущает его. Он не знает пощады к тем, с кем ведет
дела.
"Иногда
его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая
тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку", - говорит Бальзак. Гобсек
с безукоризненной щепетильностью относится к оформлению всех документов,
учетных квитанций, расписок и их выполнению. Это ценится в коммерческом мире.
Для него существует сделка, выгода, но не человек.
Гобсек хорошо
изучил психологию людей, поэтому он не может отказать тому, у кого в руках
"мешок с золотом". Сам он грязными способами сколотил себе миллионы.
Он скупал краденое, как сделал с семейными бриллиантами графини де Ресто. Он
занимался спекуляцией картинами старых мастеров и всем, что ему несли должники.
Он брал взятки от бывших плантаторов Гаити при ликвидации их имущества. А эти
загадочные 20 лет в Ост-Индии, где Гобсек богател и разорялся, и последующие
годы, когда он, по предположению Дервиля, "торговал бриллиантами или
людьми, женщинами или государственными тайнами".
Большое
впечатление производит последняя картина, нарисованная Бальзаком в
"Гобсеке": "Утаенную картину увидели бы мы, если б могли
заглянуть в души наследников, обступающих смертное ложе. Сколько тут козней,
расчетов, злостных ухищрений - и все из-за денег". В небольшой повести
изображена гротескная уродливая фигура истинного хозяина жизни, образец
огромной обобщающей силы: ростовщик, делатель денег из денег.
Весь
незаурядный запас чувств подчинен одной-единственной цели: накопить как можно
больше материальных средств, и безраздельно, как можно дольше владеть ими.
Однако, прочитав произведение Бальзака, убеждаешься, что в мире существуют и
другие ценности. Здоровье, любовь, дружбу не купишь ни за какие деньги.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/