Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды, позволяющих развивать свои способности.
На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок учится управлять образами, изменяя и совершенствуя их, регулируя собственное воображение. На втором этапе ребенок начинает строить воображаемые ситуации, исключающие отрицательные стороны собственного «Я» (рассказы-фантазии о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами).
Наконец, на третьем этапе развития этой функции возникают замещающие действия, которые осуществляясь, помогают снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные качества и поступки приписываются другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту 6-8 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
сказка воображение школьник педагогический
1.3 Изучение сказок на уроках литературного чтения как одно из средств развития воображения у детей
Согласно программе, младшие школьники на уроках чтения лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие (зачин, повтор и концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод, при этом в последний раз после повторяющегося эпизода совершается контрастное событие и следует развязка. В книгах для чтения представлены разные сказки (авторские и народные, русские и зарубежные), их количество и тематика зависит от программы, по которой составлен учебник.
По сложившейся традиции в книги для начальной школы помещают сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям. Но при этом, не до конца учитывается качественная неоднородность сказочного жанра, не определяется оптимальный объем умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующие формированию необходимых умений и развитию психических процессов ребёнка.
Работа со сказкой помогает создать у детей нужный эмоциональный тон при восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
Смысл любой сказки может быть осознан в том случае, если учитель при руководстве чтением, будет опираться на специфику жанра и последовательно формировать умения, важные для развития учащихся.
В данном параграфе мы не ставим задачу подробно останавливаться на структуре урока чтения сказки, так как на практике она на протяжении многих лет мало чем отличается от чтения произведений других жанров. Наша цель - рассмотреть новые методические подходы в работе над сказкой, сложившиеся в последние десятилетия, и познакомиться с передовым педагогическим опытом использования их в школе.
Работа со сказками - это и лечение и глубинная диагностика скрытых причин нравственных и психологических проблем ребёнка, предоставление поля возможностей для его творчества.
В методике обучения чтению в последнее время открылись новые подходы к чтению некоторых жанров, а также в приемах работы с ними.
Работу со сказкой целесообразно начинать в раннем возрасте с пересказа. Разыгрывать с детьми можно такие сказки, как «Маша и Медведь», «Лиса и Журавль», «Лиса и Рак». Для формирования умения выделять наиболее важные моменты, а также для выявления структуры сказки, можно использовать различные наглядные модели, а именно принцип моделирования.
К наиболее простому виду наглядных моделей относится модель сериационного ряда. Она представляет собой постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Учителю можно обсудить с детьми, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем детям предлагается самим разложить заместители в порядке, заданном сказкой. Этот прием помогает ученикам понять логику сказки, четко представить происходящие события.
После усвоения детьми сериационного ряда, можно использовать двигательное моделирование. У этого вида моделирования есть особенность: учитель рассказывает сказку, а школьники выполняют все необходимые действия.
Заранее для работы с приемом моделирования готовятся круги одинакового размера, но разных цветов для обозначения конкретного персонажа сказки. Например, к сказке «Лиса и Рак» нужны такие круги: оранжевый (лиса), красный (рак). Также учащийся может использовать заместители на основе цвета или величины героев сказки, но при этом важно, чтобы он понимал принцип замещения, мог объяснить какой круг и почему замещает того или иного персонажа.
В некоторых сказках сочетается сразу два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В этой ситуации дети сначала вспоминают сказку, решая какому персонажу какой круг подходит. Затем учитель рассказывает сказку, а ребята показывают на соответствующий круг и выполняют вместе с ним простые действия.
Постепенно школьники учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, то есть в работу включаются воображение, речь и память.
Есть и другие способы работы со сказкой, например, целесообразно использовать прием преподнесения содержания по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, ум - глупости, трудолюбие - лености. Учитывая это, при чтении нужно особенно ярко выделять голосом контрастные места, что усиливает впечатление от сказки и помогает детям понять ее смысл.
Не менее часто применяется исполнительный прием, при котором учитель, рассказывая сказку, выделяет характеры положительных и отрицательных героев так, чтобы дети поняли каков этот герой и как к нему относиться. Речь персонажей следует передавать с учетом их характеров и поведения.
Работая со сказкой, полезно применять прием использования схем, при котором детям предлагается выделить основных персонажей сказки и установить связи между ними, прослеживая сюжет произведения. Такая работа помогает ярче представить события сказки, выделить возможные причины происходящего.
Современные исследователи жанра сказки, выделяют особый вид работы - Сказкотерапия. Он заключается в погружении ребёнка в сказочную атмосферу, наделение его способностью изменять течение сюжета, фантазируя и сочиняя события.
Сказкотерапия основана на тщательном анализе и выяснении морали, заключенной в сказку и действиях персонажей. Работа направлена на осознании взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни. В процессе анализа ребёнок изучает структуру сказки, учится создавать альтернативный ход событий, не нарушая законов жанра. Развитие воображения и творческого мышления происходит за счёт решения сказочных задач.
Существует такой вид работы, как групповое рассказывание. Он заключается в том, что рассказчиком является не один человек, а группа детей, каждый из которых рассказывает маленький кусочек сказки, известной всей группе. При этом рассказчиков нужно погрузить в сказочную ситуацию.
Вариантом работы может служить метод рассказывания сказки и придумывания к ней продолжения. Наиболее высоким достижением детей в Сказкотерапии является сочинение собственных сказок..
В настоящее время существует ряд инновационных подходов и методик, направленных на развитие творческого и репродуктивного воображения учащихся. Основными составляющими являются различные задания и игры, активизирующие процесс фантазирования. Для примера рассмотрим одну методику «Рисунок». В данной методике ребенку предлагается лист бумаги и набор фломастеров (не менее 6 различных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь сказочную картину. На это отводится до 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного рассказа в предыдущей методике, по тем же параметрам.
Стремление к фантазированию и активность процесса воображения тесно связаны с интересом учащихся к работе. Выделяют ряд упражнений и игр, нацеленных на повышение интереса к изучаемым произведениям на уроках чтения.
ИграОписаниеИзобретательЭта игра способствует развитию воображения и мышления. Детям предлагается решить несколько сказочных задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка «Иван Царевич и Серый волк» - представь, что волк заболел и не смог везти на себе Ивана Царевича, придумай сказочное средство передвижения, на котором бы смог добраться Иван Царевич.АрхимедПри изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Сказка «Царевна-лягушка» - Как Ивану Царевичу вернуть Василису Премудрую?НаоборотУчащимся требуется поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка. Целесообразно использовать групповое рассказывание получившейся истории [10].
Итак, ознакомившись с теорией вопроса, мы пришли к выводу, что правильно организованная работа над жанром сказки, с использованием современных приёмов и методик, может помочь развитию творческого воображения младших школьников. Для доказательства этого вывода мы решили провести частичный эксперимент и проверить, как это «работает» в школе на уроках чтения сказок во втором классе.
Глава 2. Практическая работа по использованию сказки как средства развития творческого воображения на уроках чтения
.1 Подбор диагностических методик, позволяющих выявить процесс развития творческого воображения посредством работы со сказкой
Начинать работу мы предлагаем с диагностики О.М. Дьяченко. Мы выбрали именно эту диагностику уровня развития воображения, т.к. она не требует больших временных затрат в ее реализации, носит творческий, развивающий характер.
Ребенку дается задание - сочинить сказку на предложенные темы. Каждому даются три темы - «Муравей», «Яблоко», «Подарок». Количественно оценивается уровень оригинальности сочиненной ребенком каждой сказки.
баллов ставится ребенку, который отказывается или полностью пересказывает знакомую сказку.
балл ставится в том случае, если он пересказывает знакомую сказку, но вносит в нее некоторые изменения, либо объединяет несколько сказок в одну.
балла ребенок получает за самостоятельное сочинение, если в нем использовались стандартные персонажи и стандартные действия (стандартность и оригинальность персонажей и действий оценивается в сравнении с ответами других детей, сочинявших сказку на ту же тему).
балла получают дети, сочинившие сказку с оригинальными персонажами, которые совершали стандартные действия.
балла ребенок получает, если он придумал историю со стандартными персонажами, совершившими оригинальное действие (этот тип сочинения придавал оригинальность сюжета в целом).
баллов получают дети, которые использовали в своих сочинениях оригинальных персонажей и описали их оригинальные действия.
Далее мы предлагаем научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., также предлагается отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Все это мы можем осуществить при помощи креативного составления сказок.
Существует множество методов работы над сказкой.
· Объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Придумать похожую историю любимой сказки, только с другими животными, героями.
· В сказку попала волшебная палочка. Кому она помогла и что изменила?
· Коллаж из сказок. Составьте новую сказку, используя сюжеты других сказок: в понедельник волк наведывается к старику, во вторник к семи козлятам, в среду … ?
· Сказка на новый лад. Действие происходит в многоэтажном доме или на большом корабле в море.
· Сочиним новые начало и конец сказки, а середину оставим прежней.
· Придумайте шутливые вопросы кому хотите из героев сказки.
· Чем отличаются и чем похожи сказки «Маша и медведь» и «Три медведя»? В какой сказке девочка поступает лучше? Как бы поступили вы?
В каких сказках встречается добрый волк, в каких злой?
· Назовем сказку Лисичка-сестричка и волк по-другому: «Лисичка-сестричка, волк и ежик», а значит, и сюжет сказки будет новым.
· Вдруг осень с весной перепутались бы? Что сталось бы с людьми, животными?
· Сочиним сказку про следы невиданных зверей.
· Потерялись сапоги у кота, у Золушки туфелька и у Красной Шапочки шапочка. Они встречаются и отправляются на поиски.
Для развития творческого воображения у учащихся второго класса, мы предлагаем провести работу с элементами малого фольклора.
В разработанной методике работа с фольклором представлена как запуск к сочинительству. Материал малого фольклора позволяет подвести детей к креативному составлению сказочных историй. Неформальный характер занятий позволяет детям раскрепоститься, творчество становится свободным и радостным. Мы предлагаем загадки, считалки, дразнилки для перехода к сочинительству, создавая возможность использовать их в новых сказочных обстоятельствах, что является фундаментом для развивающего обучения. Вначале мы работаем с загадкой, дразнилкой или считалкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, а затем предлагаем так называемый мостик от загадки, потешки, дразнилки к началу сказки. Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям младшего школьного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.
Мы рекомендуем заканчивать цикл занятий выходной диагностикой, чтобы проследить эффективность проведения занятий, провести анализ работы, учесть ошибки, построить планы на будущую работу.
Для наглядного представления влияния сказки на развитие творческого воображения, мы составили сводную таблицу, в которой будут представлены результаты всех проведенных нами работ.
В качестве практической работы предлагаем разработки методики - «Сказочные приключения в стране Фантазия».
Цели: 1. Повышение уровня развития творческого воображения ребенка, т.е. овладение ребенком действий по наглядному и двигательному моделированию, креативному составлению сказок, сочинение сказочных историй по дорисованным картинкам, сочинению с использованием элементов малого фольклора.
. Формирование активной, инициативной, самостоятельной личности ребенка через занятия и упражнения, основанных на сказочном материале.
. Развитие коммуникационных навыков, внимания друг к другу, раскрепощению детей.
Обоснование выбранной методики: В настоящее время в школах возникают некоторые проблемы, связанные с развитием ребенка, а именно:
. Во многих учебных учреждениях развитие воображения детей отходит на второй план, на первом месте стоит обучение детей счету, чтению и письму.
. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, а работа с ней проводится недостаточно развернуто.
Для решения этих проблем нами был разработана методика развития творческого воображения у учащихся 2 класса средствами сказки.
Продолжительность проведения методики: приблизительно 3 месяца (работа на уроках и во внеурочное время).
Общее описание методики:
При создании методики, мы опирались на отдельные приемы, которые раскрепощают детей, способствуют преодолению у них стереотипов, стандартности мышления, развивают их творческое воображение и мышление, а так же способствуют развитию таких личностных качеств как активность, самостоятельность, инициативность. На занятиях применяют следующие элементы: вопросы и задания на развитие нестандартности, оригинальности, самостоятельности, ассоциативности мышления. Также используют некоторые приемы работы со сказкой, предложенные Л.Б. Фесюковой, собственные разработки заданий на воображение и диагностику уровня развития воображения О.М. Дьяченко. (см. Приложение № 1).
Организовывать проведение занятий необходимо таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей и не носили академический характер - использовать специальную Игрушку - героя занятия, которая помогает учителю. От лица Игрушки задаются некоторые проблемные вопросы, с ней проводятся диалоги по теме занятия. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с Игрушкой до следующего занятия. В конце занятий следует подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным?) Итоги подводят в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Доскажи предложение» и др.
Необходимо отметить, что очень важна роль педагога в работе со сказкой. Благодаря тому, что занятия носят неформальный характер, у детей не возникает ощущения давления. Учитель, рассказывая сказки, использует «сказочные» творческие задания, и, как показывает практика и исследования специалистов, дети успешно выполняют их, что оказывает позитивное воздействие на развитие, помимо прочих процессов, воображения.
Методика предполагает индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться 2 раза в неделю, продолжительностью 20 - 25 минут.
Блоки методики:
. Комплексный блок методики (содержание охватывает все части методики).
. Блок наглядного и двигательного моделирования;
. Блок креативного составления сказок;
. Блок, содержащий дорисовывание картинок и сочинение сказочных историй;
. Блок, содержащий задания с использованием элементов малого фольклора (загадки, дразнилки, считалки и т.д.);
Первый блок методики является вводным, так как он охватывает все содержание методики, т.е. в нем присутствуют задания и на моделирование, и приемы творческой работы над сказкой.
Цель: развитие творческого воображения младших школьников через овладение наглядным и двигательным моделированием, креативным составлением сказки, выполнение творческих заданий в работе со сказкой.
Второй блок методики содержит занятия с использованием моделирования.
Цель: развитие творческого воображения через овладение наглядным и двигательным моделированием.
Третий блок заключает в себе игры и задания, направленные на креативное составление сказок.
Цель: развитие творческого воображение через приемы креативного составления сказок.
Четвертый блок методики содержит работу со схематическими, незаконченными рисунками и сочинение сказок.
Цель: развитие творческого воображения через дорисовывание картинок и составление по ним сказочных историй.
Пятый блок методики содержит в себе задания с использованием элементов малого фольклор. Задания здесь носят легкий, шутливый характер, могут проводиться в малых группах или индивидуально.
Цель: развитие творческого воображения через сочинение сказок от элементов малого фольклора.
Итак, представленные методики, на наш взгляд, могут оказать существенную помощь в развитии воображения у младших школьников.
Заключение
Современная школа постоянно развивается. В настоящее время психология и педагогика рекомендуют строить образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок не пассивно воспринимал готовую информация, а находился в постоянном поиске и умел доказывать свои мысли.
Завершая исследование, можно прийти к выводу, что, пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка - это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик по работе над сказками, которые позволяют развивать творческое воображение детей, а также пополнить словарный запас, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь. Ребята в возрасте от 6-7-лет уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.
Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Сказка может быть успешно использована в развитии воображения у детей.
Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию воображения.
По работе со сказкой и развитию воображения был накоплен большой опыт, который собрали: Л.С. Выготский, Р.С Немов, B.C. Мухина, 3. И. Романовская, Н.Н. Светловская, и другие.
Проблема, поставленная перед нами (действительно ли существуют приемы и методы работы со сказкой, помогающие развить творческое воображение младших школьников), показала, за счет изучения литературы, что действительно сказка - это одно из средств развития воображения у детей.
Данная работа не претендует на полное рассмотрение всех вопросов, поднимаемых в данной области, а представляет собой попытку понять, как развивается воображение младших школьников при работе над сказкой.
Затронутая нами проблема очень заинтересовала нас, и мы попытается продолжить её рассмотрение в выпускной квалификационной работе.
Список литературы
1.Антонова, <#"justify">Приложение
Разработка методики развития воображения у учащихся начальной школы в работе со сказкой (разработки занятий по блокам)
Первый блок:
Занятие 1.
. Игра «Какая игрушка?»
. Игра «Сочиняем сказку». Дети получают листы с кружками. Задание: придумать, кем кружки могли быть и сочинить про них сказку, рассказать Игрушке свою сказку.
. Составление рекламы для сказки, предварительно сгруппировать пары и раздать по сказке.
. Вопрос на рассуждение. Вы знаете, чем похожи муравей и грузовик? Давайте придумаем сказку, в которой муравей одержал победу над грузовиком.
. Подведение итогов. Кто может рассказать Игрушке, чем мы занимались на занятии.
Занятие 2.
. Игра «Хорошо - плохо». Мальчик полез в лужу, это хорошо или плохо?
. Посмотрите на эти картинки. Давайте придумаем по ним сказку, я начну, а вы по очереди продолжите.
. Кто-нибудь сможет рассказать, что у нас получилось?
. Давайте попробуем по этим же картинкам рассказать сказку, только добавляется еще одна картинка. У кого какой рассказ получился?
. Подведение итогов. Игра «Доскажи предложение». Учитель начинает: «Сегодня на занятии мы сначала рисовали по очереди, а потом…», «мне больше всего понравилось заниматься…», и т.д
Занятие 3.
. Игра «Какой - какая?». Называется предмет, явление, дети по очереди описывают его. Яблоко, ветер, море и т.д.
. «Сказка от дразнилки». Педагог предлагает детям придумать сказку по кругу от дразнилки - жадина-говядина, соленый огурец.
. Сказка от загадки. Вначале работаем с загадкой: выразительно читаем, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик от загадки к началу сказки:
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Тучи или облака)
Начало: Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот…
. Попробуйте продолжить сказку.
. Подведение итогов. Детям предлагается рассказать Игрушке, чем занимались на занятии, он так увлекся занятием, что совсем запутался.
Занятие 4.
. Внесение новой ситуации. Читается сказка А. Толстого. «Ёж». Игрушка принес увеличительное стекло и предлагает подарить ее теленку, как изменится сказка?
. Сказка по кругу. Детям предлагается по очереди продолжить сказку, начатую педагогом. Проснулся однажды ночью мальчик Ваня и видит в стене дверь, которой раньше не было…
. Сказка наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи?
. Сказка по рисунку. Схематическое изображение человека, предлагается дорисовать и придумать про этого персонажа сказку.
Занятие 5.
. Игра «хорошо - плохо». Игрушка или учитель задает вопрос: Идет дождь, это хорошо или плохо?
. Сказка по кругу и по рисунку. Дети получают один из листов с кружками. Задание: придумать, кем кружки могли быть и сочинить про них последовательную историю по очереди.
. Предлагается детям придумать новую одежду и обувь, чтобы она была одна на все времена года, чтобы была очень красивой и никуда не убегала, предлагается нарисовать ее.
. «Салат из сказок». Детям дается задание составить «салат из сказок»: «Волк и семеро козлят» + «Колобок».
. Подведение итогов. Игра «Интервью» Кому-нибудь из детей предлагается побыть журналистом и провести интервью с группой и педагогом относительно занятия. В первый раз журналистом может выступить педагог.
Занятие 6
. Игра «какой-какая». Какая Весна, лягушка, обруч?
. Сериал из сказки. За основу берется сказка и предлагается составить множество серий. Сказка «Золушка»:
серия - традиционная сказка;
серия - Золушка становится великаном;
серия - Золушка-невидимка;
серия - моя сказка о Золушке (каждый ребенок сочиняет свою сказку);
серия - сделаем книжку с рисунками о Золушке и т. д.
. Сказка по рисунку. Раздаются по одному рисунку каждому ребенку (приложение 5) и предлагается их дорисовать и придумать сказку.
. Подведение итогов. Расскажите опоздавшему гостю (Игрушке) чем мы занимались на занятии.
Второй блок:
Занятие 1.
. Игра «хорошо - плохо». Светит яркое солнце - это хорошо или плохо?
. Игра «Чудесные превращения» Перед игрой приготавливаются 4--5 небольших карточек, на каждой из которых рисуется по 2--3 полоски разной длины и по 2-3 кружка разного цвета. Карточки необходимо перевернуть и положить на стол. Каждый берет наугад одну из карточек, переворачивает ее, придумывает, кем или чем могут быть условные обозначения на его карточке, где живут эти герой, чем занимается в свободное время, есть ли у него братья или сестры, какая история с ними приключилось а затем, могут нарисовать картинку про придуманное. В историю необходимо включить всех, кто обозначен на карточке, необходимо, чтобы получилось полное и законченное произведение, наполненное самыми разными деталями.
. Игра «Рассуждение». Педагог предлагает представить и порассуждать детям, что все человеческие имена убежали с планеты Земля. Как стали бы люди обращаться друг к другу и т.д.?
. Подведение итогов. Педагог предлагает детям рассказать опоздавшему гостю (Игрушке) чем они занимались на занятии.
Занятие 2.
. Игра «Покажи одинаковое». Необходимо подготовить несколько различных предметов: чашка, тарелка, кусок хлеба, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная доска, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Детям предлагается найти похожие предметы по определенному признаку. Сначала все металлические, затем съедобные, потом какие живут на кухне, круглые, мягкие и т.д. После каждого выбора все предметы складываются вместе.
. Вопросы для рассуждения. В каких сказках встречается добрый волк, в каких злой? Как вы сможете помочь волку стать добрее?
. Подведение итогов. Игра «Огонек». Один ребенок рассказывает о своих впечатлениях Игрушке, что ему понравилось на занятии, что было сложным, затем передает Игрушку другому ребенку и так по кругу, пока все не выскажутся.
Занятие 3.
. Игра «Зарядка». Дети, как и взрослые, не всегда любят делать зарядку. Необходимо предложить детям придумать и показать какую зарядку делают по утрам космонавты, пожарники (или кем они хотят стать в будущем?), инопланетяне, червяки, птицы и т.д.
. Игра «Рисуем вместе сказку». Детям выдается блок-схема с 9-10 рамками и предлагается по очереди нарисовать сказку (приложение 6). Важно, чтобы сказка была последовательной, чтобы каждый ребенок отталкивался от уже нарисованного. Первую рамку может нарисовать учитель. Здесь необходимо рисовать схематическое изображение героев и их действий. Затем каждый ребенок рассказывает свою часть сюжета, здесь могут выявиться рассогласования в сюжете, дети совместно с педагогом корректируют сюжет.
. Игра «Сказка по картинке». Детям показывается лист ватмана, на нем нарисованы 3 квадрата со стрелками. В первом квадрате - один кружок, во втором - два и в третьем снова один. Педагог объясняет, что здесь нарисована сказка, но какая, они должны придумать сами, но придумать надо так, чтобы все было точно по картинке.
. Подведение итогов. Игра «Доскажи предложение». Учитель начинает: «Сегодня на занятии мы сначала рисовали по очереди, а потом…», «мне больше всего понравилось заниматься…», и т.д.
Третий блок
Занятие 1.
. Игра «Шутливые вопросы». Детям предлагается придумать шутливые вопросы кому они хотят из героев сказки. Крошечке - Хаврошечке, Кощею Бессмертному, Лисе, Иванушке, Яблоне или Реке с кисельными берегами и т.д.
. Игра «Сериал для сказки». Читается сказка «Бременские музыканты». Затем предлагается придумать сериал для нее. Названия серий следующие: Музыканты-великаны, Музыканты-малютки, Музыканты в школе, Музыканты нашли клад, Музыканты неожиданно встречают своих хозяев, Музыканты летят в космос.
. Игра «рисуем письмо». Нарисуйте послание для любимого героя сказки, запечатайте в конверт, отдайте Игрушке, он передаст ваше послание.
. Подведение итогов. Кто расскажет нашей Игрушке, чем мы занимались сегодня?
После проведения всех занятий планируется вводить в сводную таблицу все полученные данные относительно каждого ученика, участвовавшего в занятиях по выбранной нами методике.
Занятие 2.
. Вопросы для размышления. Чем отличаются и чем похожи сказки «Маша и медведь» и «Три медведя»? В какой сказке девочка поступает лучше? Как бы поступили вы?
. «Сказка наоборот». Необходимо предложить детям порассуждать и придумать сказку, но наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи? Или, семь волчат и один козел.
. «Сказка по кругу». Детям предлагается придумать сказку про воробья, который учился летать. Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения.
. Подведение итогов. Игра «Интервью» Кому-нибудь из детей предлагается побыть журналистом и провести интервью с группой и педагогом относительно занятия. В первый раз журналистом может выступить педагог.
Занятие 3.
.Игра «Гипотеза». Педагог говорит, что Игрушка выдвинул гипотезу, а подтвердить ее просит вас, ребята: если бы круглые сутки был только день или только ночь, Что было бы с животными, морем людьми?
.Игра «Сказка по-другому». Учитель предлагает детям назвать сказку Лисичка-сестричка и волк по-другому: «Лисичка-сестричка, волк и ежик», и придумать сказку с таким названием.
. Игра «Сказка от предметов». Детям выдаются по 4-5 ни чем не связанных между собой предметов: часы, лопата, яблоко, компакт-диск, глобус и предлагается найти им применение - придумать и разыграть какой-нибудь эпизод
. Подведение итогов. Игра «Огонек». Один ребенок рассказывает о своих впечатлениях Игрушке, что ему понравилось на занятии, что было сложным, затем передает Игрушку другому ребенку и так по кругу, пока все не выскажутся.
Четвёртый блок
Занятие 1.
. Игра «Танцы». После прочтения сказки про Муху-Цокотуху предложите станцевать, как на балу у Мухи танцевали кузнечики, стрекозы, жуки и т.д.
2.Игра «Перевертыши» Для этой игры необходимо приготовить листочки бумаги, на каждом из которых нарисована какая-нибудь фигурка. Для одного раза это может быть по четыре листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута).
Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы сталось вокруг нее место для дорисовывания. Перед началом необходимо сказать ребенку, что все рисунки должны быть разными и как можно интереснее и полнее.
После дорисовывания, необходимо рассмотреть картинки, которые получились, поговорить с ребенком о них, есть ли у этих персонажей друзья, где они живут и т.д. затем можно предложить детям сочинить по этим рисункам истории.
. Подведение итогов. Что сегодня на занятии было самым интересным?
Занятие 2.
. Игра «Кто кем был». Здесь дети должны догадаться, в результате каких изменений возник тот или иной предмет. Для этого он должен ответить на вопросы, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком), крокодил (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком); дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (бревном), велосипед (железом), рубашка (тканью), дом (кирпичами), лето (зимой), день (ночью), учитель (учеником).
. Игра «Чудесный лист». Заранее надо нарисовать на большом листе бумаги несколько деревьев и в разных местах небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию. Детям нужно предложить дорисовать фломастерами и карандашами все неоконченные изображения (дорисовывает каждый свою фигурку). Потом можно вместе выбрать одного из обитателей и придумать историю про него. Варианты игры: «чудесное море», чудесная полянка», «чудесный парк» и т.д. Важно только, чтобы рассказ точно опирался на полученную картину.
. Игра «Угадай, что получится». Для этой игры нужен лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (провести можно только одну линию). Следующий играющий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Затем можно предложить детям придумать, кто или что это получилось, придумать ему имя, друзей, планету, с которой прилетел и т.д.
. Подведение итогов. Игра «Интервью». Кому-нибудь из детей предлагается побыть журналистом и провести интервью с группой и педагогом относительно занятия. В первый раз журналистом может выступить педагог.
Занятие 3.
. Игра «Буквы». Необходимо спросить у детей, на что похожи буквы. Ведь все буквы на что-то похожи. «Г» похожа на подъемный кран, «О» - на спасательный круг, «Ш» -- на грабли. Постарайтесь не останавливаться на одном сравнении, а найти хотя бы пять похожих на букву предметов.
. Игра «Следы». Детям предлагается нарисовать следы кошки, собаки, птички. А после этого пофантазируйте - какие следы оставляют Баба-Яга, или Водяной, или Кощей Бессмертный, или Леший, или Кикиморы, или Колобок и т. д.
. Игра «Дом зверей». Необходим большой лист бумаги. На нем заранее необходимо нарисовать большой дом с большими окнами разной формы и величины: большие и маленькие, прямоугольные и квадратные, круглые и треугольные. Далее необходимо сказать детям, что в этом доме живут разные звери, и настоящие, и такие, каких на свете не бывает. У каждого зверя свое окошко, кому какое подходит. Надо придумать зверя для каждого окошка и там его нарисовать. Фантазируйте вместе, как хотите.
После того как дети закончат рисовать, пусть они расскажут друг другу про своих зверей: как их зовут, чем они любят заниматься. А затем попробуют придумать историю, которая однажды случилась в доме зверей.
4.Подведение итогов. Кто запомнил, чем мы занимались на занятии сегодня?
Пятый блок:
Занятие 1.
. Игра «Хорошо-плохо». Зоопарк - это хорошо или плохо. Затем можно предложить нарисовать детям любимое или сказочное животное.
. «Сказка от загадки». Загадывается загадка - Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Тучи или облака). Затем проводится беседа, на что похожи легкие облака, на что темные и низкие тучи, ребята могут делиться своим опытом. Затем педагог предлагает сочинить сказку от загадки и предлагает начало: Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот…
. Подведение итогов. Учитель просит рассказать детей, о том, что было на занятии, ссылаясь на свою временную забывчивость.
Занятие 2
.Игра «Нарисуй слово». Педагог загадывает слово, например «Ваза», «Компьютер», «Бизнесмен» и т.д. и предлагает нарисовать все об этом слове.
. «Сказка от загадки». Загадка - Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча). Начало: Однажды туча разозлилась и закрыла солнце на целый день, и вот звери собрались и решили…
. «Сказка от считалки». Педагог читает считалку:
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Затем дети вместе с педагогом несколько раз произносят ее выявляют оставшегося. Далее педагог предлагает детям придумать историю по выученной считалки и вводит начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…
. Подведение итогов. Игра «Интервью». Кому-нибудь из детей предлагается побыть журналистом и провести интервью с группой и педагогом относительно занятия. В первый раз журналистом может выступить педагог
Занятие 3
. Игра «Покажи одинаковое». Необходимо подготовить несколько различных предметов: карандаш, яблоко, книга, цветок, зеркало, тетрадь, линейка, подушка, булочка, кружка, кукла, сумка, лупа. Детям предлагается найти похожие предметы по определенному признаку. Сначала все металлические, затем съедобные, какие нужны в школе, круглые, мягкие и т.д. После каждого выбора все предметы складываются вместе.
. «Сказка от считалки». Педагог читает считалку:
Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.
Затем дети вместе с педагогом несколько раз произносят ее выявляют оставшегося. Далее педагог предлагает детям придумать историю по выученной считалки и вводит начало: Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в… , а злых в…
. Игра «сказка от дразнилки». Педагог предлагает детям придумать сказку по кругу от дразнилки - жадина-говядина, соленый огурец.
.Подведение итогов. Кто запомнил чем мы занимались на занятии?.