:
Введение
. Зарождение молодежной субкультуры
. Изучение типов молодежных субкультур
3. Примеры основных субкультур
3.1 Хиппи (в СССР)
.2 Люберы
.3. Металлисты (в СССР и России)
3.4 Панки
3.5.Готы
.6.Скинхеды
.7.Футбольные фанаты
.8.Байкеры
.9. Эмо
Список использованной литературы
Введение
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология.
Субкультура- система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно небольшой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Атрибуты субкультуры- ритуалы как устойчивые образцы поведения, ценности чаще всего отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны, а также определенный образ жизни и поведения.
Термин «молодежная культура» - собирательный. В своем расширительном значении он включает все, что относится к культуре людей определенного возраста - от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40. Однако, как правило, этот термин употребляется для обозначения культуры, создаваемой взрослыми для молодых. А поскольку современные развитые общества - это общества массовой культуры, то молодежную культуру - правомерно рассматривать как часть массовой культуры, ориентированной на молодежь. Иначе говоря, у молодежной культуры есть предполагаемый потребитель молодежь, эта культура носит коммерческий характер и действует по законам рынка, поскольку помогает ее создателям зарабатывать деньги.
Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл. Под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать.
Под термином «неформальные молодежные объединения» понимаются группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей.
Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойствен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.
В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения молодых. Какие цели ставят себе молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.
В последние десятилетия изучение молодежных субкультур является наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения общества, показателем, отражающим существующие в социуме политические, социальные и другие проблемы. Проблемы молодежи обостряются, что ведет к росту отчуждения молодежи от общества, государства, семьи. Одно из решений этих проблем, как считает молодежь - реализация себя в системе молодежных субкультур, т.к. стилю существования молодежных субкультур свойственна опора на собственный жизненный уклад, систему ценностей, стиль. Однако данный стиль существования молодежных субкультур зачастую вступает в противоречие с действующими в обществе социальными нормами.
Перед педагогической наукой стоит задача осознания разрыва поколений, формирования и развития молодежных субкультур. Именно сейчас необходимо пристально изучать процессы, происходящие в молодежных субкультурах, идеология которых вырабатывает собственные механизмы преодоления кризисных ситуаций адаптации молодежи, как среди сверстников, так и в отношениях со старшими.
1.
. Зарождение молодежной субкультуры
Молодежные субкультуры - относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время, и явление не сходило на нет: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они стали возникать во всех индустриально развитых общественных системах, вступавших в постиндустриальную стадию. Переход к постиндустриализму сопровождался резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией.
Ранее, в традиционных обществах освоение секретов ремесла не требовало долгого времени, и дети ремесленников (ткачей, сапожников, горшечников и т.п.) росли, перенимая навыки у родителей. Возмужав, биологически став взрослыми, они могли проявить себя в деле, профессии, обрести полный социальный статус и начать автономную от родителей жизнь, материально обеспечивая собственную семью.
В современных развитых обществах по причине чрезвычайного усложнения всех производств молодому человеку проявить себя в «ремесле» практически невозможно, для овладения практически любой профессией нужен слишком длительный период. В результате самостоятельность приходит к нему значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Положение усугубляется и биологической акселерацией, в силу которой в старших классах обучаются, с физиологической точки зрения, вовсе не дети. Эта ситуация приводит к появлению нового феномена для развитых общественных систем - «социальное детство». В чем его суть?
Большинство подростков после завершения обязательного образования, которое, как правило, во многих индустриальных и постиндустриальных странах приходится на окончание средней школы, продолжают учиться: в техникумах, колледжах, вузах. Они заранее знают, что впереди у них очень долгие годы учебы. Поэтому и окончание детства значительной части сегодняшних школьников видится несколько абстрактно и представляется весьма отдаленным событием жизни.
В социальном плане это оборачивается тем, что, все выше поднимающаяся планка длительности периода обязательного образования, превращает его практически в бесцельное (11 лет обучения в школе, затем в институте 5-6 лет). Если к этому прибавить обучение между школой и институтом в колледже или профессиональном училище, обучение в аспирантуре после окончания института, а для врачей и в ординатуре, то в сумме получится не менее 20 лет. Таким образом, специалистом в современном индустриально-развитом обществе человек становится очень поздно, годам к 35.
Кроме того, официально признанный длительный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь. Попытка различными способами сохранить, чуть ли не навсегда, право на «детскую» безответственность, поначалу озадачившее исследователей молодежи, было отмечено на Западе еще в начале 60-х годов ХХ столетия: движение хиппи, стремившихся выйти из естественного процесса социального взросления и, с одной стороны, пользоваться преимуществами взрослой жизни, когда человек сам может решать, как ему поступать, а, с другой, одновременно ни за что не отвечать (первое проявление молодежного социального «вечного детства»). Чуть позже отечественные хиппи именно так впервые и заявили о себе. В Москве 1 июня 1967 г. в День защиты детей они вышли на «демонстрацию» к памятнику Пушкина с плакатами: «Живите как дети, в мире, спокойствии! Не гонитесь за призрачными ценностями!».
Э. Фромм, говоря о студенческой революции 60-х годов в США, отмечал, что, суть идеалов «революционной» молодежи того времени сводилась к тому, чтобы «снова стать детьми».
Современные биологически и физиологически взрослые «социальные дети», нуждаются в самоутверждении и самовыражении. Как им удовлетворить эту потребность? Профессионально они это сделать еще не могут, поскольку только обучаются будущей профессии; собственной материальной самостоятельности (за редкими исключениями) у них тоже еще нет, из-за чего невозможна и независимость от родительской семьи.
Выход из данной ситуации был найден в молодежной субкультуре, отличной от культуры отцов, поскольку именно в мире последних молодой человек не мог проявить себя «должным образом». Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающие неуверенность в занимаемых социальных статусах, приводит их к спонтанному созданию неформальных молодежных объединений, цель которых - самовыражение и выработка собственного социального статуса, признаваемого окружающими.
. Изучение типов молодежных субкультур
молодежный субкультура эмо хиппи
Феномен молодежной субкультуры является одной из проблем современной педагогики. Педагоги-теоретики и педагоги-практики исследуют данное явление с целью разработки педагогических коррекционных технологий по работе с представителями молодежных субкультур. Сложность заключается в том, что феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений. Их различие влечет необходимость выявления различных типов молодежных субкультур. Для того чтобы выявить сущностные характеристики исследуемого явления, ученые прибегают к типологизации субкультур, что является одним из распространенных способов изучения молодежной субкультуры.
А.В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности. Она выделяет общественно-политические группы (своей целью они ставят пропаганду определенных общественно-политических взглядов); радикалы (во главе стоят в основном представители старшего поколения); эколого-этические группы; группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения: панки, хиппи); нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты); группы по интересам (спортивные и музыкальные фанаты). Данная типология позволяет проследить, что является связующим звеном, объединяющим молодых людей в ту или иную субкультуру, поскольку явление молодежных субкультур связано со стремлением молодежи найти себе единомышленников и преодолеть сложность своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, ощущая поддержку себе подобных. Но, с другой стороны, такая типология не охватывает всех разновидностей молодежной субкультуры.
Г.А. Нигматулина в своем исследовании предлагает типологизировать молодежные субкультуры по характеру проявления в обществе:
)толерантные (субкультуры, отстраненные от внешнего мира и не демонстрирующие своего отношения к нему: байкеры, брейкеры, реперы);
) нигилистические (субкультуры, демонстрирующие свой собственный стиль и ценности, но не в качестве протеста, а как альтернативу: мажоры, битники);
)негативно-настроенные (демонстрирующие свое отрицательное отношение к господствующей культуре, но не стремящиеся ее разрушить: хиппи, панки);
) агрессивные (представляющие активные формы протеста против существующей культуры: скинхеды).
Эта типология очень конструктивна, поскольку она позволяет выявить отношение конкретной субкультуры к обществу, а также, что представляется не менее важным, посмотреть, как осуществляется культурно-ценностный выбор людей, пред которым они оказываются в силу несформированности и неустойчивости личности человека в молодом возрасте.
Исследователь Т.В. Латышева в своей работе типологизирует молодежные субкультуры по стадиям их внутреннего развития. Согласно данной типологии выделяются субкультуры прошлого (40 - 80-е гг. XX в., не существующие в настоящее время: моды, стиляги, тедди-бойз); реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 - 90-х гг. XX, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации: хиппи, готы); современные субкультуры (зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности).
Данная типология представляется весьма ценной, поскольку она позволяет выделить этапы становления молодежных субкультур и проследить их эволюцию.
Поскольку молодежная субкультура динамична и изменчива, создаваемые типологии являются правомочными для конкретного исторического времени и социума. Такой подход характерен и для следующей типологии молодежных субкультур, предложенной отечественным автором С.И. Левиковой. Исследователь учитывает долю участия молодого человека в той или иной субкультуре и выделяет «чистые» молодежные субкультуры (являющиеся самоцелью для молодых людей и закрытыми для представителей не только других поколений, но и для «чужих» вообще) и «смешанные» (участие в которых - не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах).
Развивая идею, положенную в основу данной типологии С.С. Карпиленя в своей диссертации дополняет ее степенью «открытости» молодежных субкультур для других молодых людей. По этому критерию автор выделяет «закрытые» молодежные субкультуры (членство в которых строго фиксируется); «полузакрытые» (допускающие приток некоторого количества молодых людей в свои ряды, не полностью разделяющих идеи и взгляды данной группы) и «открытые» (состоящие из представителей различных молодежных течений и направлений, но группирующихся вокруг одного идейного центра).
Существуют и другие виды типологий. Так, Т. Исламшина делит молодежные субкультуры по ведущим ценностным устремлениям молодежи ; С.С. Фролов предлагает типологизации по принадлежности, по взаимоотношениям и по степени общения молодых людей ; А Башлачев делит молодежные субкультуры по степени конформности ; критерий «непересекаемости молодежных миров» положен в типологию А. Тарасова и множество других.
Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамичное и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время одни представляют большую актуальность, нежели чем другие. Молодые люди в поисках своей идентичности могут принадлежать сразу нескольким молодежным субкультурам, что необходимо учитывать при осуществлении профилактической и коррекционной педагогической работе с их представителями. Большое разнообразие типологий и классификаций говорит о том, что феномен молодежной субкультуры является многогранным, и он не может быть изучен с позиции какой-то одной из типологии.
. Примеры основных субкультур
.1 Хиппи (в СССР)
Представителей субкультуры хиппи (в просторечии - хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х <#"justify">Пипл вписывается к герле. Она говорит:
Только бэд у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нём вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Герла: - Ну вот, уже подписал!
- С. Печкин «100 хипповских телег» <#"justify">3.2 Люберы
Название произошло от города Люберцы под Москвой <#"justify">Люберы предпочитали свободную одежду: широкие штаны. В зимнее время надевали обтягивающие вязаные шапочки, белые шарфы.
«Характерная униформа» люберов: широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или «аляски», белые рубашки и узкие чёрные галстуки. В качестве головного убора долго продержались клетчатые кепки.
Из-за ношения клетчатых брюк и кепок самих люберов иногда называли «Клетчатые». Впоследствии, однако, штаны в клетку (только узкие) переняли представители других субкультур, таких как рокеры, панки и другие (хотя бы потому, что в самом начале 80-х годов в Европе штаны в синюю, красную или других цветов клетку уже носили исполнители панк-рока и его поклонники, например, группа The Exploited <#"justify">Большинство из люберов слушало то же, что и большинство советской молодежи, то есть все, что было модно - в частности Modern Talking, итальянцев, Барыкина, Любэ, Арию, начиная с 1987-1988 годов - Кино и Наутилус Помпилиус. Песня группы ДДТ «Мама, я любера люблю» была исключительно популярна в Люберцах с момента своего появления. Пользовались популярностью всякие поздне-советские попсовые группы-однодневки (к примеру, «Ласковый бык»), а в конце 1980-х - «Сектор Газа». Были и такие, кто слушал «Зоопарк».
.3 Металлисты (в СССР и России)
В начале 80-х годов XX века в Москве <#"justify">·Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост)
·Преимущественно чёрный цвет в одежде
·Кожаная мотоциклетная куртка «косуха <#"justify">3.4 Панки
Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий <#"justify">.5 Готы
В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному.
Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии, ибо в данных странах для этого существовали самые глубокие исторические предпосылки. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили - darkwave («темная волна»), dark folk («темный фолк») и другие.
Понятие «готическое мировоззрение» было введено самими готами, и очень многие ставят под сомнение сам факт существования готического мировоззрения. Но лично я склоняюсь к мнению, что оно присутствует хотя бы как мироощущение. Главное, к чему привело появление этого «мироощущения», это отход от привязки к конкретным музыкальным группам; началось формирование более сложной и содержательной субкультуры, ориентированной на темную романтику. В результате молодежная субкультура стала приобретать черты альтернативной культуры, опирающейся на общемировое культурное наследие.
В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.
Характерной чертой готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
По большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен.
Корсеты - бывают двух видов: близкие по виду к корсетам прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма (создаются с использованием латекса, винила и кожи, преимущественно черный цвет). Но не стоит забывать, что готика - это прежде всего эстетика. Одежда, как и косметика, и украшения, должны гармонично сочетаться и подходить к внешности. Платья, юбки - самые разнообразные, часто созданные по мотивам "исторического" костюма - с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки.
«Черный цвет готов уже не цвет грязи и улицы панка. Готы в черном цвете умудрились открыть целую палитру смыслов - это и защита от повседневно-банальной, псевдо-разноцветной, но на деле тотально серой жизни; и своеобразный протест против бытующих общественных стереотипов и представлений, всего стандартного и простого; и граница между миром романтики и лавиной общественной усредненности; и символ пугающей обывателей смерти и всего потустороннего, связанного с ней...» То есть, чёрный цвет используется больше в качестве пассивного протеста, но не провозглашения мрака. Большая часть украшений готов несет используемую ими символику: гробики, черепа, летучие мыши, древнеегипетский анк (на сегодня - международный символ всех готов) как символ вечной жизни, восьмиконечная звезда как символ хаоса и др. Кроме того, основным металлом, применяемым для украшений готов, является серебро. Готы никогда не наденут золотые украшения - символ стандартных «зажеванных» ценностей, а также цвет бессмысленно пролитой крови.
Готы отдает свое предпочтение классической музыке, а также стилю, именуемый «неоклассик»: «Эленд», последние альбомы группы «Lacrimoza».
Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах :
. Ношение «египетского креста» - анкха.
. Ношение кулонов и подвесок с летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью.
. Длинные волосы, окрашенные в черный (иссиня) цвет. Длинные волосы могут гармонировать с выбритыми висками и/или более крупными бритыми участками на голове.
. Пирсинг на лице: язык, губы, брови
. Черный лак на ногтях.
. Выбеливание лица белым
. Крашеные в черный (редко в красный) цвет губы и обведенные черным карандашом.
. Использование в одежде поголовно черного цвета
. Прослушивание классической симфонической музыки
.6 Скинхеды
Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: поло и свитеры Fred Perry <#"justify">Российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.
.7 Футбольные фанаты
Футбольные хулиганы - лица, нарушающие общественный порядок <#"justify">В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма
3.8 Байкеры (мотоциклисты)
Стереотипный внешний вид байкера: «косуха <#"justify">Наиболее часто используемая символика:
·Флаг Конфедерации <#"justify">.9 Эмо
Субкультура эмо неагрессивна, неинтеллектуальна, с неразвитыми социальными институтами.
Специфика субкультуры эмо заключается в том, что ее характерная семантика очень точно соответствует тем особенностям психики, которые характерны для подросткового возраста. Подросток получает возможность объяснить, в том числе и самому себе, некоторые особенности своего эмоционального состояния, поведения, восприятия окружающего мира, через принадлежность к данной субкультуре. Субкультура предполагает повышенную эмоциональность, психологическую дисгармоничность, инфантильность, истерические реакции и конфликтность подростка. Характерным также является показное «детское» инфантильное поведение.
Эстетические формы субкультуры эмо транслируются за счет нескольких основных носителей. К ним относится музыка с ее надрывно-эмоциональным и агрессивным звучанием, в сочетании с сентиментально-трагической интонацией. Очень важным проводником эстетических норм оказывается внешний вид и имидж участников субкультуры. Так, для них характерно сочетание не гармонирующих друг с другом элементов одежды, элементов детской одежды, одежды меньшего, чем необходимо, размера. В целом в имидже часто подчеркивается его неуклюжесть и нелепость, создается образ странного и беззащитного персонажа. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Идеализированной нормой эмо-субкультуры являются бисексуальные отношения всех возможных вариантов.
Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками.
Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов <#"justify">Список использованной литературы:
1)Аксютина О.А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. - М.: Наука, 2005. -564-603с.
)Башлачев А. Игра в бунт / А. Башлачев // Алфавит (Москва).-2000.-№ 045.-9 ноября.
) Верная А.В. Материалы статьи "Субкультуры" - 2006.
)Готы// Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа :http://myculture.ru/goty
)Гудков Л.Д. Структура и характер национальной идентичности//Негативная идентичность. М.:2004.-136-137с.
)Исламшина Т.Г. Цейтлин Р.С., Салагаев А.Л. и др. Молодежные субкультуры / Т.Г. Исламшина, Р.С. Цейтлин, А.Л. Сагалаев. - Казань: Изд-во КГТУ, 1997. - 116с.
)Карпиленя С.С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» / С.С. Карпиленя. - Ростов-н/Д., 2009. - 34с.
)Козлов А.А., Канаян В.А. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/. - Спб, 2008, 40с.
)Козлов В.В. Эмо/ В.В. Козлов. - М.: «Атмосфера», 2009. - 357с.
)Ланфранши П., Айзенберг К., Мейсон Т., Валь А. FIFA 100 лет. Век футбола. - Москва: Махаон, 2005. -14с.
)Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: Сущность, типы / Т.В. Латышева. // Социологические исследования.-2010.-№ 6. 93-101с.
)Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие / С.И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608с.
)Металлисты // Субкультуры (Электронный ресурс) режим доступа: http://www.blackobelisk.ru/history/bio_1.php
)Нигматулина, Г.А. Особенности процессов инкультурации российской молодежи в конце XX века - начале XXI века / Г.А. Нигматулина. - Казань: Информационно-издательский центр при Управлении делами Президента Республики Татарстан, 2008. - 126с.
) Рожанский Ф.И. Сленг хиппи: Материалы к словарю//Ф.И. Рожанский - СПб- «Париж»: Издательство Европейского Дома, 1992.-64 с.
)Саладини А., Сцимезак П. Harley Davidson. Сто лет вместе на дороге жизни./ М.: АСТ, 2003.-192-193с.
)Скинхеды// Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: http://oioioi.ru/clothing/oi.html
)Тарасов А.Н Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции - новый тип оппозиции / А. Тарасов // Век.-2000.-№ 42.-20-27 окт.
)Тарасов А. Н. Субкультура футбольных фанатов в России и правый радикализм// Русский национализм между властью и оппозицией. Сборник статей. - М.: Центр «Панорама», 2010.
)Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения / А.В. Толстых. - М.: Педагогика, 1988. - 128с.
)Трой Д., Троегубов В.,Пушкина м. Ария. Легенда о динозавре. Изд. - Нота-Р, 2005. - 367с.
)Фролов С.С. Основы социологии / С.С. Фролов. - М.: "Юрист", 1997. - 364с.
)Хазов, В. К. Символика молодёжной субкультуры готов // Гуманитарные исследования. - 2009. - № 2. - 27-31с.
) Хантер С. Томпсон. Ангелы Ада/Перевел Керви Алекс под ред. Пушкиной М./ М.: АСТ,2011.-416с.
)Хиппи // Субкультуры (Электронный ресурс) режим доступа: http://pechkin.rinet.ru/x/smp/prose/hipanecdotes.htm
)Яковлев В.Е. Контора люберов //В.Е. Яковлев «Огонёк» №5. - М., 1987.