Подготовка студентов вуза к брачно-семейным отношениям средствами педагогического сопровождения

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подготовка студентов вуза к брачно-семейным отношениям средствами педагогического сопровождения












ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ



В.Б. Фаизова

Статья посвящена анализу процесса педагогического сопровождения при формировании у студентов готовности к брачно-семейным отношениям. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, автор обозначает актуальность проблемы индивидуальной готовности студенческой молодёжи к брачно-семейным отношениям.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, готовность к брачно-семейным отношениям, педагогические средства.

Опытно-экспериментальная работа в направлении изучения средств педагогического сопровождения стартовала с проведения констатирующего эксперимента, направленного на определение уровня осознания студентами понятия "индивидуальная готовность к брачно-семейным отношениям". В результате которого, мы подтвердили значимость индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям при создании прочной и благополучной семьи. Далее нами определена суть понятия "индивидуальная готовность к брачно-семейным отношениям" для студенческой молодёжи.

 

Диаграмма 1


На основе полученной информации делаем вывод, что молодёжь, находящаяся в подходящем для создания семейных отношений возрасте, отдаёт себе отчёт в серьёзности и важности такого показателя, как "индивидуальная готовность к брачно-семейным отношениям".

Формирующая часть эксперимента проводилась нами для определения путей становления и развития индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям у студентов вуза в педагогических условиях, созданных определёнными педагогическими средствами.

Дополнительными методами эмпирического исследования в нашей работе выступили: наблюдение (анализ учебно-воспитательной среды и взаимодействия педагогов со студентами); беседа со студентами и преподавателями; анализ творческих работ (эссе, рефераты, мультимедийные презентации); проведение контрольного среза для проверки когнитивной готовности по спецкурсу "Семьеведение".

Для исследования значения семьи в жизненной шкале ценностей современного молодого человека мы воспользовались методикой изучения ценностных ориентиров М. Рокича. Согласно выбранной методике, М. Рокич выделил два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации [2, с. 19].

В заключение проведения исследования ценностных ориентаций у молодёжи важно отметить, что в процессе формирования ценностных ориентаций между юношами и девушками гендерные различия заведомо уступают индивидуальным. В ходе проведённого исследования выяснилось, что у юношей и девушек гораздо больше схожих ценностей, чем различных; более того, многие из уже сформировавшихся ценностных ориентаций поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Таким образом, гендерная принадлежность молодого человека в процессе формирования его ценностных ориентаций уступает индивидуальным различиям.

В качестве инструмента диагностики эмоционально-оценочного компонента самосознания обучающихся в экспериментальной группе нами использовался тест "Самооценка" [4, с.287]. С помощью него были обозначены 4 типа самооценки у респондентов: адекватная - 10%, устойчиво завышенная - 58%. устойчиво заниженная - 18% и неустойчивая - 14%.

Главным в совершенствовании способности к самораскрытию стало формирование навыков определения оптимального пространства и способность регулировать самораскрытие исходя из сложившейся ситуации.

Далее в процессе экспериментальной работы мы использовали концепцию (теорию) локуса контроля Дж. Роттера о двух типах ответственности. Наличие того или иного типа ответственности нами выявлено с помощью адаптированной шкалы локуса контроля [3]. В результате, мы получаем следующие данные: 68% респондентов - представители интернального типа, 8% - экстернального и 24% - имеют смешанный тип локуса контроля.

Основополагающим фактором в данном случае является обеспечение субъектной направленности и вариативности сотрудничества педагогов и студентов для формирования широкого спектра возможностей для самоопределения студента. Целесообразно также применение проблемного обучения, как активной формы развития субъективных свойств личности, осуществляемого в рамках ведения диалога и актуализирующего необходимость ответственного выбора обучающегося.

Целесообразность и эффективность нашей экспериментальной деятельности по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям в учебно-воспитательной траектории вуза проверена нами с помощью диагностики конечных результатов на последнем этапе эксперимента. Так же, как и на первом этапе исследования, нами изучались такие показатели индивидуального развития студентов, как: комплекс жизненных ориентиров и ценностей молодёжи; эмоционально-оценочная система самосознания индивидуальности; возможности молодёжи в межличностном взаимодействии; регулятивные способности у респондентов, а также степени проявления ими ответственности.

Основная цель заключительного этапа диагностики - определение эффективности педагогических условий гуманизации и субъектной направленности, интеграции содержания; вариативности и интенсификации средств и форм развития индивидуальной готовности студентов к брачно-семейным отношениям в учебно-воспитательном процессе вуза. С помощью диагностики была выявлена положительная динамика личных представлений респондентов об их индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям.

"В современных условиях в процессе профессиональной подготовки изучение семьи и воспитательных процессов, происходящих в ней, осуществляется не только в рамках семейной педагогики, но и такой дисциплины, как семьеведение, ориентированной на повышение роли семьи в обществе, изучающей социальные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность семьи и ее отдельных членов в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации, создающей у студентов установки на овладение теоретическими знаниями и творческими профессиональными умениями в процессе профессиональной подготовки специалистов в области педагогики семьи" [5].

Что касается качественного анализа проверки остаточных знаний, то можно делать вывод, что: респондентами экспериментальной группы на достаточно хорошем уровне усвоены знания, касающиеся брачно-семейных отношений, жизненных и семейных ценностей в частности. У этих студентов сложилось понятие об индивидуальной готовности к семейной жизни как о многогранном и сложноструктурированном процессе.

С помощью методики Н.В. Амяги нами оценивались два показателя самораскрытия:

) широта (28%) и 2) глубина (12%) [1]. В конце эксперимента первый показатель увеличился до 58%, а второй до 20%. Как видим, разница в увеличении значительнее у ширины самораскрытия - 30%, тогда как у глубины раскрытия - 8%.

Если сравнить полученную информацию с первоначальными данными диагностики, можно отметить увеличение интересующих молодёжь тем брачно-семейных отношений, которые они хотели бы изучить и обсудить (например, "Гигиена дома", "Достижение взаимопонимания в семье", "Личное время супругов: возможность отдыхать врозь, последствия", "Досуг супругов", "Модель поведения и вредные привычки"). Это касается показателя ширины самораскрытия. Что же касается глубины самораскрытия, то можно отметить её увеличение на 8%, свидетельствующее о готовности участников экспериментальной группы создавать крепкие, близкие отношения, основанные на доверии.

С респондентами экспериментальной группы обсуждались направления и возможности нашего будущего взаимодействия. С учётом пожеланий студенческой молодёжи были обозначены следующие:

)        Определить программу самопознания и развития студента, как будущего семьянина.

2)      Наметить варианты консультативной помощи педагогов, психологов, юристов, социальных работников, медиков и т.д.

)        Реализовывать в работе Клуба молодой семьи возможности тьюторской помощи.

)        Расширить образовательную траекторию вуза путём разработки своих проектов сопровождения студентов в формировании индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям (осуществить возможность подключения к этому процессу специалистов социальных служб города).

В ходе исследования нами подтвердилась гипотеза о том, что образовательное пространство вуза имеет широкий спектр возможностей для сопровождения студента в формировании у него индивидуальной готовности к брачно-семейным отношениям; признаны эффективными средства и формы обучения, направленные на формирование готовности к брачно-семейным отношениям студенческой молодёжи; подтвердился принцип гуманизации и личностной направленности вузовского образования.

Подходя к завершению нашей экспериментальной деятельности можно сделать обобщающий вывод: средствами педагогического сопровождения при создании соответствующих педагогических условий личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, при интеграции образования, при использовании широкого спектра форм и методов обучения при формировании готовности молодёжи к брачно-семейным отношениям являются:

выработка у обучающегося индивидуального мышления и готовность сотрудничать с педагогом;

опора на личностно-ориентированное мышление студента;

создание и поддержание наиболее комфортной обстановки в учебно-воспитательном процессе, обеспечение конструктивности образовательного процесса;

создание учебно-методического обеспечения спецкурса "Семьеведение", реализация которого способствует формированию у студентов потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения;

создание в вузе Клуба молодой семьи, как структуры, имеющей целью актуализировать семейные ценности, престижность брачно-семейных отношений и обеспечить процесс оптимизации социальной адаптации;

педагогическое сопровождение брачный семейный

в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: проблемных, диалоговых и нетрадиционных (игровая, консультативная, тренинговая);

организация сотрудничества, субъект-субъектного взаимодействия студентов и преподавателей, реализующих возможность ролевой специализации и самовыражения студентов в учебно-воспитательном процессе, социальной адаптации в процессе обучения, взаимоусиления траекторий личностного и профессионального становления молодых людей.

Литература


1.      Амяга Н.В. Методики для измерения личностной представленности человека в общении /Н.В. Амяга // Журнал практического психолога. - 1998. - № 1. - С.42-53.

3.      Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external conyrol of reinforcement. Psychological Monographs. 1966. V.80

4.      Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997. - С.474 - 484.

5.      Шубович М.М. Гносеологические основы становления и развития педагогики семьи как самостоятельной отрасли педагогической науки и общественной практики в России: Автореф. дис. докт. пед. наук. Ульяновск., 2011. - 51с.

Похожие работы на - Подготовка студентов вуза к брачно-семейным отношениям средствами педагогического сопровождения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!