Подготовка студентов вуза к брачно-семейным отношениям средствами педагогического сопровождения
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В.Б. Фаизова
Статья посвящена анализу процесса педагогического
сопровождения при формировании у студентов готовности к брачно-семейным
отношениям. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной
работы, автор обозначает актуальность проблемы индивидуальной готовности
студенческой молодёжи к брачно-семейным отношениям.
Ключевые слова: педагогическое
сопровождение, готовность к брачно-семейным отношениям, педагогические
средства.
Опытно-экспериментальная работа в направлении изучения
средств педагогического сопровождения стартовала с проведения констатирующего
эксперимента, направленного на определение уровня осознания студентами понятия
"индивидуальная готовность к брачно-семейным отношениям". В
результате которого, мы подтвердили значимость индивидуальной готовности к
брачно-семейным отношениям при создании прочной и благополучной семьи. Далее
нами определена суть понятия "индивидуальная готовность к брачно-семейным
отношениям" для студенческой молодёжи.
Диаграмма 1
На основе полученной информации делаем
вывод, что молодёжь, находящаяся в подходящем для создания семейных отношений
возрасте, отдаёт себе отчёт в серьёзности и важности такого показателя, как
"индивидуальная готовность к брачно-семейным отношениям".
Формирующая часть эксперимента проводилась нами для
определения путей становления и развития индивидуальной готовности к
брачно-семейным отношениям у студентов вуза в педагогических условиях,
созданных определёнными педагогическими средствами.
Дополнительными методами эмпирического исследования в нашей
работе выступили: наблюдение (анализ учебно-воспитательной среды и
взаимодействия педагогов со студентами); беседа со студентами и
преподавателями; анализ творческих работ (эссе, рефераты, мультимедийные
презентации); проведение контрольного среза для проверки когнитивной готовности
по спецкурсу "Семьеведение".
Для исследования значения семьи в жизненной шкале ценностей
современного молодого человека мы воспользовались методикой изучения ценностных
ориентиров М. Рокича. Согласно выбранной методике, М. Рокич выделил два класса
ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального
существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные -
убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является
предпочтительным в любой ситуации [2, с. 19].
В заключение проведения исследования ценностных ориентаций у
молодёжи важно отметить, что в процессе формирования ценностных ориентаций
между юношами и девушками гендерные различия заведомо уступают индивидуальным.
В ходе проведённого исследования выяснилось, что у юношей и девушек гораздо
больше схожих ценностей, чем различных; более того, многие из уже
сформировавшихся ценностных ориентаций поддаются изменению в ходе обучения, при
перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Таким образом, гендерная
принадлежность молодого человека в процессе формирования его ценностных
ориентаций уступает индивидуальным различиям.
В качестве инструмента диагностики эмоционально-оценочного
компонента самосознания обучающихся в экспериментальной группе нами
использовался тест "Самооценка" [4, с.287]. С помощью него были обозначены
4 типа самооценки у респондентов: адекватная - 10%, устойчиво завышенная - 58%.
устойчиво заниженная - 18% и неустойчивая - 14%.
Главным в совершенствовании способности к самораскрытию стало
формирование навыков определения оптимального пространства и способность
регулировать самораскрытие исходя из сложившейся ситуации.
Далее в процессе экспериментальной работы мы использовали
концепцию (теорию) локуса контроля Дж. Роттера о двух типах ответственности.
Наличие того или иного типа ответственности нами выявлено с помощью
адаптированной шкалы локуса контроля [3]. В результате, мы получаем следующие
данные: 68% респондентов - представители интернального типа, 8% -
экстернального и 24% - имеют смешанный тип локуса контроля.
Основополагающим фактором в данном случае является
обеспечение субъектной направленности и вариативности сотрудничества педагогов
и студентов для формирования широкого спектра возможностей для самоопределения
студента. Целесообразно также применение проблемного обучения, как активной формы
развития субъективных свойств личности, осуществляемого в рамках ведения
диалога и актуализирующего необходимость ответственного выбора обучающегося.
Целесообразность и эффективность нашей экспериментальной
деятельности по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям
в учебно-воспитательной траектории вуза проверена нами с помощью диагностики
конечных результатов на последнем этапе эксперимента. Так же, как и на первом
этапе исследования, нами изучались такие показатели индивидуального развития
студентов, как: комплекс жизненных ориентиров и ценностей молодёжи;
эмоционально-оценочная система самосознания индивидуальности; возможности
молодёжи в межличностном взаимодействии; регулятивные способности у
респондентов, а также степени проявления ими ответственности.
Основная цель заключительного этапа диагностики - определение
эффективности педагогических условий гуманизации и субъектной направленности,
интеграции содержания; вариативности и интенсификации средств и форм развития
индивидуальной готовности студентов к брачно-семейным отношениям в
учебно-воспитательном процессе вуза. С помощью диагностики была выявлена
положительная динамика личных представлений респондентов об их индивидуальной
готовности к брачно-семейным отношениям.
"В современных условиях в процессе профессиональной
подготовки изучение семьи и воспитательных процессов, происходящих в ней,
осуществляется не только в рамках семейной педагогики, но и такой дисциплины,
как семьеведение, ориентированной на повышение роли семьи в обществе, изучающей
социальные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность семьи и ее
отдельных членов в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее
организации, создающей у студентов установки на овладение теоретическими
знаниями и творческими профессиональными умениями в процессе профессиональной
подготовки специалистов в области педагогики семьи" [5].
Что касается качественного анализа проверки остаточных
знаний, то можно делать вывод, что: респондентами экспериментальной группы на
достаточно хорошем уровне усвоены знания, касающиеся брачно-семейных отношений,
жизненных и семейных ценностей в частности. У этих студентов сложилось понятие
об индивидуальной готовности к семейной жизни как о многогранном и
сложноструктурированном процессе.
С помощью методики Н.В. Амяги нами оценивались два показателя
самораскрытия:
) широта (28%) и 2) глубина (12%) [1]. В конце эксперимента
первый показатель увеличился до 58%, а второй до 20%. Как видим, разница в
увеличении значительнее у ширины самораскрытия - 30%, тогда как у глубины
раскрытия - 8%.
Если сравнить полученную информацию с первоначальными данными
диагностики, можно отметить увеличение интересующих молодёжь тем
брачно-семейных отношений, которые они хотели бы изучить и обсудить (например,
"Гигиена дома", "Достижение взаимопонимания в семье",
"Личное время супругов: возможность отдыхать врозь, последствия",
"Досуг супругов", "Модель поведения и вредные привычки").
Это касается показателя ширины самораскрытия. Что же касается глубины
самораскрытия, то можно отметить её увеличение на 8%, свидетельствующее о
готовности участников экспериментальной группы создавать крепкие, близкие
отношения, основанные на доверии.
С респондентами экспериментальной группы обсуждались
направления и возможности нашего будущего взаимодействия. С учётом пожеланий
студенческой молодёжи были обозначены следующие:
) Определить программу самопознания и развития
студента, как будущего семьянина.
2) Наметить варианты консультативной помощи педагогов,
психологов, юристов, социальных работников, медиков и т.д.
) Реализовывать в работе Клуба молодой семьи
возможности тьюторской помощи.
) Расширить образовательную траекторию вуза путём
разработки своих проектов сопровождения студентов в формировании индивидуальной
готовности к брачно-семейным отношениям (осуществить возможность подключения к
этому процессу специалистов социальных служб города).
В ходе исследования нами подтвердилась гипотеза о том, что
образовательное пространство вуза имеет широкий спектр возможностей для
сопровождения студента в формировании у него индивидуальной готовности к
брачно-семейным отношениям; признаны эффективными средства и формы обучения,
направленные на формирование готовности к брачно-семейным отношениям
студенческой молодёжи; подтвердился принцип гуманизации и личностной
направленности вузовского образования.
Подходя к завершению нашей экспериментальной деятельности
можно сделать обобщающий вывод: средствами педагогического сопровождения при
создании соответствующих педагогических условий личностно-ориентированного учебно-воспитательного
процесса, при интеграции образования, при использовании широкого спектра форм и
методов обучения при формировании готовности молодёжи к брачно-семейным
отношениям являются:
выработка у обучающегося индивидуального мышления и готовность
сотрудничать с педагогом;
опора на личностно-ориентированное мышление студента;
создание и поддержание наиболее комфортной обстановки в
учебно-воспитательном процессе, обеспечение конструктивности образовательного
процесса;
создание учебно-методического обеспечения спецкурса
"Семьеведение", реализация которого способствует формированию у
студентов потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения
правильно строить внутрисемейные отношения;
создание в вузе Клуба молодой семьи, как структуры, имеющей
целью актуализировать семейные ценности, престижность брачно-семейных отношений
и обеспечить процесс оптимизации социальной адаптации;
педагогическое сопровождение брачный семейный
в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению
подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий: проблемных, диалоговых и нетрадиционных (игровая, консультативная,
тренинговая);
организация сотрудничества, субъект-субъектного
взаимодействия студентов и преподавателей, реализующих возможность ролевой
специализации и самовыражения студентов в учебно-воспитательном процессе,
социальной адаптации в процессе обучения, взаимоусиления траекторий личностного
и профессионального становления молодых людей.
Литература
1. Амяга
Н.В. Методики для
измерения личностной представленности человека в общении /Н.В. Амяга // Журнал
практического психолога. - 1998. - № 1. - С.42-53.
3. Rotter
J. B. Generalized
expectancies for internal versus external conyrol of reinforcement.
Psychological Monographs. 1966. V.80
4. Столяренко
Л.Д. Основы
психологии. - Ростов-на-Дону, 1997. - С.474 - 484.
5. Шубович
М.М. Гносеологические
основы становления и развития педагогики семьи как самостоятельной отрасли
педагогической науки и общественной практики в России: Автореф. дис. докт. пед.
наук. Ульяновск., 2011. - 51с.