Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ основных подходов по проблеме физической подготовленности дошкольников в научно-педагогической литературе
1.1Общая физическая подготовка дошкольников
1.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста
1.3 Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация педагогического контроля за физической подготовленностью дошкольников
2.1 Педагогические наблюдения за проведением занятий по физкультуре
2.2 Анализ физической подготовленности дошкольников
2.3 Разработка рекомендаций по коррекции физической подготовленности дошкольников
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
физическая подготовленность дошкольник
Актуальность исследования. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качеств ребенка. Их развитие - важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического и психического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий. В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер) [15,c.12].
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств [15,c.10].
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
В разработку содержания и методов физического воспитания дошкольников внесли большой вклад ученые, педагоги, врачи: Н. М. Аксарина, Е. А. Аркин, А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, Л. И. Чулицкая, Н. М. Щелованов.
Воспитанию психофизических качеств у детей дошкольного возраста посвящены работы Т. В. Артамоновой, Е. Н. Вавиловой, В. А. Гуляйкина, Н. А. Ноткиной, А. А. Ругиной. Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения (Т. Л. Богина, Л. Г. Голубева, А. В. Кенеман, Г. П. Лескова, Н. А. Ноткина, Т. П. Осокина, Э. Я. Степаненкова, В. А. Тимофеева, Д. В. Хухлаева и др.). Психологическим основам физических качеств уделяли внимание А. В. Батаршев, Е. Н. Гогунов, Е. П. Ильин, Л. Н. Лунегова, А. Л. Попов, Г. Г. Попов, Г. В. Тугулева и др.
Актуальность проблемы способствовала выбору темы исследования: «Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников».
Цель исследования - теоретический анализ и практическое исследование физической подготовленности дошкольников посредством педагогического контроля.
Объект исследования: физическая подготовленность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогический контроль как метод развития физической подготовленности дошкольников.
Задачи:
.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
.Выявить уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
.Разработать рекомендации по коррекции и развитию физической подготовленности дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие физической подготовленности дошкольников будет эффективным при осуществлении педагогического контроля.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическая диагностика, педагогическое наблюдение.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании предполагаемой эффективности развития физической подготовленности дошкольников при осуществлении педагогического контроля.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по коррекции и развитию физической подготовленности дошкольников в практике работы ДОУ.
Глава 1. Теоретический анализ основных подходов по проблеме физической подготовленности дошкольников в научно-педагогической литературе
1.1 Общая физическая подготовка дошкольников
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [11, с.57].
Ученый В.П. Дудьев считает, что физические качества - качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных [8, с.32].
Двигательные качества - качественные особенности двигательного действия. Оба термина правомерны, так как они лишь акцентируют внимание на разные факторы, определяющие качественные особенности двигательного действия [11, с. 54].
В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В самом общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [10]. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относятся: силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общая и специфическая выносливость [11, с. 58].
Кратко рассмотрим основные физические качества. Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включённых в подвижную игру с меняющимися условиями или усложненных дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребёнка, затратившего на выполнение задания минимальное время.
Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление [6].
Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения).
В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела.
Важным физическим качеством человека является выносливость. Выносливость многими специалистами определяется, как способность человека выполнять непрерывную динамическую работу определённой мощности (чаще всего большой или умеренной) в течение длительного времени [6].
Выносливость - способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения её интенсивности [6].
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений различают такие виды выносливости как силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.
Сила - физическое качество, свойство движения, характеризующееся способностью человека в процессе двигательных действий преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений [6].
Современный подход к организации развития физических качеств предполагает учет естественно-научных, психологических, педагогических основ.
Естественно-научные основы базируются на учении И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. Это положение о трояком единстве организма: единство физического (телесного) и психического; единство всех систем организма; единство организма с окружающей средой. Это учение о рефлексах головного мозга, о важности развития коры головного мозга, центральной нервной системе. Учение о взаимосвязи двух сигнальных систем (что находит отражение в сочетании показа действий и словесных инструкций). Учение о динамическом стереотипе поведения, когда создаются условные образования устойчивых рефлексов на время и его содержание [13, с.73].
Современные физиологи (П.К. Анохин, Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, М.И. Кольцова, М.В. Антропова и др.) вводят понятие «физиологическая недозрелость», которая выражается в неготовности естественно-биологической основы организма выполнять те или иные физические нагрузки.
Психологические основы современного физического образования раскрывают значимость развития у детей интереса к физическому «Я»; формирование потребностно-мотивационной сферы (линии осознанности, сознательности, устойчивости мотивов, склонностей и т.п.); формирование у ребенка представлений о себе как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей; учет теории установки Д.Н. Узнадзе, как специально мотивированного «пускового» механизма [13, с.73].
Г.П. Юрко говорит о том, что под влиянием систематических занятий физическими упражнениями с достаточной двигательной активностью происходит более интенсивное развитие всех двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности.
Возрастной период от 3 до 7 лет отличается выраженным повышением уровня физического развития и физической подготовленности детей, значительным нарастанием мышечной силы, расширением индивидуального двигательного опыта, повышением уровня двигательной активности, развитием всех физических качеств, в том числе и силы. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка [9,c.16].
Термин «физическое развитие» понимается как динамический процесс роста. Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания в каждый данный момент времени. Под физическим развитием понимается не какое-либо статическое состояние ребенка, а динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент правильнее говорить о «физическом состоянии» [7, с.5].
По мнению Э.А. Степаненковой, физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер) [5, с.103].
Л.С. Дворкин считает, что развитие физических качеств - это процесс целенаправленного воздействия физическими упражнениями на комплекс естественных свойств организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность [11, с.35].
Г.Г. Попов говорит о том, что если обучение преимущественно направлено на активизацию интеллекта и - через мыслительные операции - на формирование необходимых двигательных условно-рефлекторных связей, то развитие в большей степени связано с прямым воздействием педагогическими (физкультурными) средствами и методами на биологические механизмы, ответственные за проявление развиваемого физического качества [9, с.2].
Самостоятельность процессов физического воспитания, обучения, развития и образования обусловлена индивидуальными, только этим процессам присущими физиологическими и психологическими механизмами, а также тем, что воздействие на эти механизмы возможно лишь индивидуальными педагогическими средствами и методами, путем индивидуализации их объемов и интенсивности.
Однако указанную самостоятельность данный автор не рассматривает как замкнутость или тем более изолированность. Все отмеченные процессы как системы открыты, диалектически и биологически взаимосвязаны, и их развитие подчиняется как собственным «внутри-процессуальным» закономерностям, так и общебиологическим и социальным законам [9, с.33].
Для естественного хода развития двигательной функции человека характерно наличие общих закономерностей, знание и учет которых необходимы при осуществлении целенаправленного воздействия на развитие любого из двигательных качеств. Среди них особенно важное значение имеет явление, получившее название «гетерохронность (разновременность) развития». Суть его связана с тем, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды особенно интенсивных количественных и качественных изменений его органов и структур, которые получили название «сенситивных» (наиболее благоприятных) периодов развития.
Некоторые авторы называют такие периоды «критическими». Такая разновременность характерна и для процесса развития физических качеств, «пики» приростов показателей которых не совпадают по времени. Они также существенно различаются у мальчиков и девочек. Если в эти периоды оказывать целенаправленное воздействие, то эффект развития соответствующего качества значительно превышает тот результат, который может быть достигнут в периоды относительной стабилизации их развития [10, с.55].
В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств. Это тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств [5, с.103].
Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества. Очень важно также учитывать, что наивысшие показатели в развитии одного из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных.
Поэтому развитие физических качеств всегда должно носить комплексный характер, обеспечивая их гармоничное развитие в необходимом соотношении. Вместе с тем это требование вовсе не предполагает одинаково интенсивные воздействия на все физические качества одновременно. Скорее наоборот: оно всегда должно предусматривать акцентированное воздействие на одно из них, осуществляемое в соответствии с наиболее благоприятными периодами их естественного развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень общей физической подготовленности детей дошкольного возраста определяется тем, как развиты у них основные физические качества. Физические качества представляют собой проявления двигательных возможностей ребенка, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей, но под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.
Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения» [1,c.15].
В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения [1,c.19].
Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.
До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей [3].
Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2% [3,c.31].
Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.
Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.
Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым.
Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний [3].
В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту [3,c.36].
Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.
Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.
Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление [1].
Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам.
В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально [1].
Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, то есть, могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.
Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности [3,c.28].
Таким образом, можно сделать вывод, что объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.
1.3 Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья [14]:
телосложение;
основные функциональные параметры;
развитие двигательной сферы.
Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.
Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях - основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях [14].
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазаньи, при метании предметов.
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.
Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.
Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств.
К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростносиловые качества), ловкость, а также координационные способности [7].
Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения [7].
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, то есть трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству [7].
Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардио-респираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности.
Сила - взаимодействие психикофизиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статической работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростносиловые способности [7].
Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности [14].
Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития [14].
Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.
Текущие педагогические наблюдения - это лишь часть комплексной диагностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет [14].
Выводы по первой главе
. Возрастной период от 3 до 7 лет отличается выраженным повышением уровня физического развития и физической подготовленности детей, значительным нарастанием мышечной силы, расширением индивидуального двигательного опыта, повышением уровня двигательной активности, развитием всех физических качеств, в том числе и силы. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.
. Освоение двигательных навыков дошкольниками в возрасте от 3 до 5 лет происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем, в данном возрастном периоде рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом, которые помогают не переутомлять детей.
. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности. Педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания является одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя ДОУ. Педагогический контроль осуществляется на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Глава 2. Организация педагогического контроля за физической подготовленностью дошкольников
.1 Педагогические наблюдения за проведением занятий по физкультуре
Исследование проходило на базе МДОУ № 120 Центрального района г.Красноярска. Для исследования были выбраны дошкольники старшей группы, возраст 4-5 лет в количестве 20 человек.
Физкультурный зал данного детского сада оснащен шведскими стенками, канатом, висами, кольцами, батутами, тренажерами, лавочками, подставкой для обручей разных размеров, инвентаря достаточно для занятий со всеми детьми группы одновременно, мячи разного размера, кегли, палки, мешочки, кубики имеются в достаточном количестве для всех детей.
Результаты наблюдения за проведением утренней гимнастики.
.Гимнастика проводится в физкультурном зале, после каждой группы проводится проветривание, по окончанию влажная уборка помещения и инвентаря, что соответствует гигиеническим условиям.
.Гимнастика начинается с разогревающих упражнений, ОРУ соответствуют возрастной дозировке, выполняются упражнения сначала для шеи, для конечностей, затем туловища. Используются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки длительность и интенсивность соответствует возрастным нормам. Окончание гимнастики плавное, выполнение упражнений на восстановление дыхания. Дети организованно и активно выполняют движения. Воспитатель дает четкие доступные указания и команды. Следит за правильностью выполнения, осанкой. Музыкальное сопровождение не используется. Проведение утренней гимнастики воспитателям соответствует гигиеническим условиям и возрастным нормам, учитываются индивидуальные особенности.
Результаты наблюдения за проведеним физкультурного занятия.
.Занятие проводится в специально оборудованном зале, проводится проветривание и влажная уборка помещения.
.Структура занятия: вводная, основная и заключительная части. Вводная часть: построения, сообщение целей и задач урока, ходьба, бег и перестроения.
.Длительность и интенсивность соответствует возрасту детей их физической подготовленности. Упражнения доступны детям этого возраста, инструктор следит за правильной техникой выполнения, дыханием детей. Для физически плохо подготовленных снижает интенсивность и длительность повторов, для более сильных увеличивает осуществляя, таким образом, индивидуальный подход. ОД осуществляется поточным способом, обеспечивая каждому страховку при выполнении хождения и лазания по гимнастической скамейке.
. Подвижная игра «Раздувайся пузырь» обеспечивает разнообразную двигательную активность детей. Заключительная часть: ходьба, бег, упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов занятия. Построение и организованный переход в группу.
.Длительность занятия 10 мин. Инструктор использует следующие словесные приемы: исправление, указание, поощрение.
.Подвижные игры, используемые воспитателем на прогулках, соответствует возрасту детей, сезону, обеспечивают оптимальную двигательную активность каждого. Различные игры направлены на воспитание физических качеств, оздоровление и укрепление здоровья детей.
.Гимнастика после сна направлена на постепенное пробуждение организма, расслабление и разогрев мышц и суставов.
Таким образом, результаты педагогического наблюдения показывают, что педагог на физкультурном занятии обеспечивает оптимальную двигательную плотность занятия, умело организует работу с оборудованием, делает правильный показ упражнений, использует различные формы организации, способы (поточный, фронтальный); варьирует нагрузку в зависимости от подготовленности ребенка, осуществляя индивидуализацию обучения, создавая, таким образом, оптимальный двигательный режим каждому.
.2 Анализ физической подготовленности дошкольников
Оценка физического развития на первом этапе проводилась медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак) [9]. Измерялся рост, вес. Результаты сведены в таблицу (таблица 1).
Таблица 1
Результаты измерения физических параметров дошкольников
№Ф.И.ВозрастРост (см)Вес (кг)мальчики1.Женя Б.4,597,5192.Андрей В.5103213.Витя К.510420,54.Юра М.599185.Костя П.495176.Максим У.4101177.Миша Ж.4,59818,58.Женя В.510020девочки9.Ольга Д.4,51002310.Юля М.51022111.Оксана Н.4,59519,512.Аня П.51002013.Алина К.59919,514.Алена П.49416,515.Ира Н.51022116.Настя В.510120,517.Катя У.4,5971918.Лера Г.4,5982119.Таня М.4951820.Ульяна Р.510220,5Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 4-5 лет колеблется от 95 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 16,5 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки. Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства. Также в результате наблюдения отмечено, что у Вити К. и Тани М. есть нарушение зрения.
Тестирование.
Для тестирования физических качеств дошкольников использовались контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
С началом движения ребёнка включался секундомер. Останавливался он после пересечения ребёнком линии финиша. Все дети пробегали дистанцию поочередно. Затем была вторая попытка, в которой дети пробегали в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксировалось время бега в каждой из попыток, а также записывались качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.
Нормы для дошкольников 4 лет: девочки - 8-10,7 с..; мальчики - 8-10,5 с.; для дошкольников 5 лет: девочки - 8,3-9,8с..; мальчики - 7,9-9,2с. Результаты тестирования приведены в таблице (таблица 2).
Таблица 2
Результаты по бегу (30 м) среди испытуемых 4-5 лет
№Ф.И.Время (с)Уровень физической подготовленностимальчики1.Женя Б.7,9высокий2.Андрей В.10низкий3.Витя К.9,3средний4.Юра М.8,1высокий5.Костя П.8,3высокий6.Максим У.10,5низкий7.Миша Ж.8,7средний8.Женя В.9,5среднийдевочки9.Ольга Д.8,2высокий10.Юля М.9средний11.Оксана Н.9,6низкий12.Аня П.8,6высокий13.Алина К.10,4низкий14.Алена П.9,7низкий15.Ира Н.9,2средний16.Настя В.9,8низкий17.Катя У.10,3низкий18.Лера Г.9,4средний19.Таня М.8,8средний20.Ульяна Р.8,4высокий
Таким образом, видим, что по результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне - 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников.
.Метание на дальность. Обследование дальности метания производилось на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Предварительно она была размечена (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки были поставлены порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания.
Предварительно всем детям полностью объяснялось задание, показывалось, как нужно выполнять. Дети производили три броска каждой рукой, замер осуществлялся после каждого броска. Мешочки весом 200г. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки (правая) - 2,4-3,3; девочки (левая)- 1,8-2,8; мальчики (правая)-2,5-4,1, мальчики (левая) - 2,0-3,4. Для дошкольников 5 лет: девочки (правая)-3,0-4,4, девочки (левая) -2,5-3,5; мальчики (правая)-3,9-5,7, мальчики (левая)- 2,4-4,2. Результаты тестирования представлены в таблице (таблица 3).
Таблица 3
Результаты метание мешочка с песком (200 г) вдаль (м)
№Ф.И.Расстояние (м)Уровень физической подготовленностиправаялеваямальчики1.Женя Б.2,82,1низкий2.Андрей В.3,62,5средний3.Витя К.3,43,4средний4.Юра М.3,02,7средний5.Костя П.4,03,6высокий6.Максим У.2,83,1низкий7.Миша Ж.3,93,4средний8.Женя В.3,93,7среднийдевочки9.Ольга Д.2,51,9низкий10.Юля М.2,32,0низкий11.Оксана Н.2,92,5средний12.Аня П.3,02,9средний13.Алина К.2,72,3низкий14.Алена П.2,83,0средний15.Ира Н.3,22,6высокий16.Настя В.3,12,9высокий17.Катя У.2,93,1высокий18.Лера Г.2,22,8низкий19.Таня М.2,82,5низкий20.Ульяна Р.8,4высокий
Таким образом, видим, что по метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень - 35% дошкольников.
.Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков положили мат и сделали вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместили три флажка и предложили детям прыгнуть до самого дальнего из них. Замерялись результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполнялся три раза, фиксировалась лучшая из попыток.
Прыжок выполнялся в заполненную песком яму на взрыхлённый грунт. Дети выполняли прыжок по очереди. Каждый выполнял три прыжка подряд без интервалов. Измерение длины прыжка производилось от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносили результаты всех трёх попыток, в обработку брали лучший результат.
Качественные показатели прыжка в длину с места фиксировались по основным элементам движения: подготовка к прыжку - туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание - энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет - в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление - мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки - 55-93см, мальчики 60-90см; для 5-летних дошкольников: девочки -95-104 см, мальчики - 100-110 см. Результаты представлены в таблице (таблица 4).
Таблица 4
Результаты по прыжку в длину с места (см)
№Ф.И.Расстояние (см)Уровень физической подготовленностимальчики1.Женя Б.62низкий2.Андрей В.74средний3.Витя К.75средний4.Юра М.72средний5.Костя П.87высокий6.Максим У.61низкий7.Миша Ж.76средний8.Женя В.76среднийдевочки9.Ольга Д.58низкий10.Юля М.63низкий11.Оксана Н.76средний12.Аня П.94высокий13.Алина К.81средний14.Алена П.97высокий15.Ира Н.75средний16.Настя В.78средний17.Катя У.69высокий18.Лера Г.65низкий19.Таня М.70низкий20.Ульяна Р.82средний
Таким образом, видим, что уровень физической подготовленности дошкольник по прыжкам следующий: высокий - 20%, средний - 50% и низкий - 30% дошкольников.
Таким образом, результаты тестирования показали, что физическая подготовленность дошкольников в целом находится на среднем уровне и требует работы с целью дальнейшего ее развития.
2.3 Разработка рекомендаций по коррекции физической подготовленности дошкольников
Уровень физической подготовленности дошкольников во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма ребенка дошкольного возраста, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь, при накоплении в организме ребенка усталости или при отрицательных эмоциях - заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.
По характеру физической подготовленности дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.
Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения [3, 40].
Детей второй группы, имеющих средние показатели физической подготовленности, характеризуют неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей этой группы даже при постоянном побуждении педагога упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.
Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. В ситуациях, требующих решительности, энергичности действий, проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.) [3, 46].
Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигатёльных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движении в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лежа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах). Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.
Этот материал может быть использован и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений дошкольникам можно предлагать специальные задания, направленные на развитие у них волевых и физических качеств. Так, развитию ловкости может способствовать выполнение знакомых движений в новых сочетаниях ( упражнения в парах, игры с постоянно изменяющимися игровыми ситуациями).
Задания по развитию силы включают динамическое напряжение при прыжковых упражнениях, лазании по щиту, канату, общеразвивающих упражнениях, выполняемых из исходного положения, лежа (на спине, животе).
Для развития быстроты необходимо использовать знакомые детям упражнения, включающие движение ног, рук, туловища, т.е. упражнения для развития частоты движений и быстроты мышечных сокращений (бег, плавание, подвижные и спортивные игры). Для формирования необходимых навыков особо эффективными могут стать игровые конкурсы-задания: догони обруч, кто больше соберет и др).
Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения , подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание следует уделять развитию всех основных видов движений. Следует чаще проводить игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение [5, 141].
При подборе методов, обеспечивающих наглядности обучения, необходимо руководствоваться сложившимися у детей умениями воспринимать пространственные, временные и количественные признаки и отношения, существующие между предметами и явлениями окружающею мира.
Чем ниже двигательные способности детей, тем конкретнее и полнее должна быть представлена наглядность. Так, если детям с высоким уровнем физической подготовленности для создания точных представлений о выполнении движения достаточно демонстрации его в нормальном темпе, то для детей со средним и низким уровнем физических возможностей необходим замедленный показ с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание.
Наиболее сложные упражнения нужно демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя их показ в процессе занятия. Замечено, что упражнение лучше усваивается детьми, если его демонстрацию осуществляет ребенок. Педагог при этом разъясняет детали движения.
Метод сенсорного ориентирования, включающий в себя применение зрительных ориентиров (предметы, игрушки, разметка и детали обстановки), также требует соблюдения определенных условий его применения: для детей с высоким уровнем физической подготовленности ориентиры должны располагаться на расстоянии их предельных двигательных возможностей, для детей, имеющих низкий уровень, на расстоянии, преодолеваемом ребенком без дополнительных усилий. Это способствует мобилизации физических возможностей первых и созданию уверенности, чувства удовлетворения и самоутверждения при достижении намеченной цели - у вторых.
Осознанному выполнению детьми движения способствуют такие приемы, как объяснение, анализ, оценка. Подробное и последовательное изложение техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого его элемента необходимо детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.
Для детей среднего и высокого уровня подготовленности в объяснении важно подчеркнуть особенности выполнения наиболее сложных элементов движения. Объяснение можно давать в сжатой форме, ссылаясь на уже известные элементы движений. Эти дети могут представить и описать упражнение, которое они только начинают разучивать, что недоступно детям, имеющим низкий уровень физической подготовленности.
Среди практических методов особое значение необходимо придавать повторению упражнений и игровым двигательным заданиям, однако в группе детей, имеющих высокий уровень физической подготовленности, наиболее эффективным является вариативное повторение, при котором характер упражнения вносятся изменения. Это вызывает повышенный интерес к упражнению, способствует более качественному его выполнению.
Применение игровых приемов также неоднозначно. С детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, следует проводить игры, во время которых все занимающиеся выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение. В группах детей высокого и среднего уровня физической подготовленности наиболее эффективны игры с элементами соревнования. Некоторые дети, а чаще всего это дети с низкими показателями физической подготовленности: снижением интереса к учебной задаче при наличии трудности, неспособностью слушать указания при обращении педагога ко всем детям, неумение выделять и запоминать особенности выполнения сложных элементов техники движений - нуждаются в дополнительных приемах стимуляции их двигательной деятельности. С учетом названных признаков воспитателем осуществляется подбор приемов индивидуального воздействия на таких детей.
Так, формированию у дошкольников интереса к учебным задачам различной степени трудности могут способствовать игровые ситуации, в которых разучиваемое упражнение включается в игру.
Формированию у ребенка дошкольного возраста способности выделять и запоминать сложные элементы движений помогает непосредственное обращение педагога к нему, заострение его внимания на способе выполнения движения; нерешительным и неуверенным детям нужны поощрение и помощь педагога [5, 152].
Выводы по второй главе
. Результаты педагогического наблюдения показывают, что педагог на физкультурном занятии обеспечивает оптимальную двигательную плотность занятия, умело организует работу с оборудованием, делает правильный показ упражнений, использует различные формы организации, способы (поточный, фронтальный); варьирует нагрузку в зависимости от подготовленности ребенка, осуществляя индивидуализацию обучения, создавая, таким образом, оптимальный двигательный режим каждому.
. По результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне - 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников. По метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень - 35% дошкольников. Уровень физической подготовленности дошкольник по прыжкам следующий: высокий - 20%, средний - 50% и низкий - 30% дошкольников.
Таким образом, результаты тестирования показали, что физическая подготовленность дошкольников в целом находится на среднем уровне и требует работы с целью дальнейшего ее развития.
. По результатам тестирования дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высоким, средним и низким уровнями физической подготовленности. Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития.
Заключение
Таким образом, целью данного исследования являлось теоретически проанализировать и практически исследовать физическую подготовленностью дошкольников посредством педагогического контроля. В соответствии с задачами исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; выявлен уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста; разработаны рекомендации по коррекции и развитию физической подготовленности дошкольников.
Теоретическое исследование позволило сделать вывод, что оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности; педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания является одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя ДОУ; педагогический контроль осуществляется на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Практическое исследование физической подготовленности дошкольников по таким параметрам как бег, метание и прыжки показало: по результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне - 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников; по метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень - 35% дошкольников; уровень физической подготовленности дошкольник по прыжкам следующий: высокий - 20%, средний - 50% и низкий - 30% дошкольников.
По результатам тестирования дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высоким, средним и низким уровнями физической подготовленности. Коррекционная работа с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Список использованных источников
Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.
Бычкова, А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. - М.:Учпедгиз, 1962.
Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2010.
Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. - 2010. - №4. - С.10-14.
Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. - 2010. - №4. - С.29-33.
Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2008.
Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие / Под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр Академия, 2006.
Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) - М: Просвещение , 2005.
Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». - М., 2009.
Лесгафт, П.Ф. Избранные труды./Сост. И.Н. Решетень - М.: Физкультура и спорт, 1987.
Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А. Гимнастика в детском саду. -М.:Просвещение, 1996.
Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А. Физические упражнения для дошкольников. - М.:Просвещение, 1996.
Похлебин, В.П. Уроки здоровья. Книга для учителей (из опыта работ).- М.; Просвещение, 1987.
Усаков, В.И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников. - Красноярск: изд-во КГПИ, 1989. - 54 с.
Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.; Просвещение, 1971.