Особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных отношений в классе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    82,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных отношений в классе















Особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных отношений в классе

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ТИПОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.1 Психологическая характеристика личности старшего школьника

.2 Самооценка в старшем школьном возрасте

.3 Особенности межличностных отношений в старшем школьном возрасте

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

2.3 Рекомендации для психологов по формированию адекватной самооценки у старших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Период ранней юности, соответствующий старшему школьному возрасту, характеризуется возрастным кризом. А значит, у старшеклассника изменяется социальная ситуация развития, ускоренными темпами формируются нравственные и этические качества, происходит изменение ведущей деятельности и самооценки. Через общение школьники усваивают жизненные цели и нравственные ценности, пробуют себя в различных ролях, усваивают ролевые формы поведения, развивают у себя деловые, организационные, исполнительские качества. Статус и самооценка старшеклассника детерминируются, с одной стороны - индивидуальными особенностями личности, с другой стороны - особенностями коллектива и его деятельности. То есть на формирование самооценки старшеклассника оказывает влияние группа факторов, среди них - межличностные взаимоотношения в классе, являющиеся центральным компонентом развития самооценки в старшем школьном возрасте.

Не всегда отношения в классе носят дружелюбный характер. Во многих школах мало внимания уделяется росту детской агрессивности, которая является следствием перегруженности домашними заданиями и переносом выяснения отношений в школьную среду.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет старшекласснику примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Присутствуя в каждом акте поведения, она является важным компонентом в управлении поведением школьника. Поэтому самооценка является важным фактором формирования личности школьника, и почему так важно развивать у него адекватную самооценку.

Таким образом, период старшего школьного возраста является наиболее уязвимым в плане формирования самосознания, так как опорой для развития адекватной самооценки являются оценка коллектива и преподавателя.

Актуальность темы заключается в том, что в старшем школьном возрасте одним из приоритетных факторов формирования самооценки становятся межличностные отношения, в частности, взаимоотношения со сверстниками. Тип межличностных отношений будет напрямую или косвенно влиять формирование самооценки школьника, так как через призму общения происходит становление «Я» старшеклассника.

В отечественной психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Серебряковой, Л.С. Славиной и др. Среди зарубежных психологов понятие «самооценка» в основном рассматривается как равновесие личности с окружающей средой. Такой подход характерен для З. Фрейда и его последователей Э. Фромма, К. Хорни и др. Также интересна точка зрения К. Роджерса, уделявшего самооценке центральную роль в формировании личности.

Проблема межличностных отношений рассматривается и в отечественной, и в зарубежной психологии. Немалый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Р.Акоффа, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Т. Лири, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Н.Н. Обозова, и Ф. Эмери, совместные работы Т. Хустона и Г Левингера и других. О влиянии типа межличностных отношений на самооценку школьника проводились исследования такими отечественными психологами, как Я.Л.Коломинским, А.И.Липкиной, И.Н.Малиновским, А.М.Прихожан и др.

Проблема курсовой работы: каким образом тип межличностных отношений влияет на самооценку старшего школьника?

Цель: изучить особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных отношений.

Объект: самооценка старшего школьника.

Предмет: особенности самооценки старшего школьника с разными типами межличностных отношений в классе.

Гипотеза: самооценка старшего школьника зависит от типа межличностных взаимоотношений, а именно: адекватная самооценка будет формироваться при конвенциальном типе взаимоотношений (сотрудничество) и при альтруистическом типе; неадекватная завышенная самооценка - при авторитарном, независимом (доминирующем), агрессивном, недоверчивом (скептическом) типах взаимоотношений; неадекватная заниженная самооценка - при покорно-застенчивом, зависимом типах взаимоотношений.

Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач:

1.       проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.      изучить психологические особенности старшего школьного возраста;

.        на основе теоретического анализа уточнить содержание понятий: «самооценка старшего школьника», «межличностные взаимоотношения старших школьников»;

.        обосновать диагностические методы исследования для выявления самооценки старших школьников и типов межличностных отношений;

5.      изучить влияние типа межличностных отношений старших школьников на их самооценку;

.        сделать анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования;

.        разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки старших школьников для психолога, учителей и родителей.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2)      эмпирический метод: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей;

)        методы качественной и количественной обработки эмпирических данных;

)        методы моделирования и содержательной интерпретации.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, применением системы методов, адекватных его цели, задачам и логике исследования, сочетанием качественных и количественных методов анализа, статистической обработкой данных, репрезентативностью выборки исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ Гимназия № 1 города Белгорода. В исследовании приняли участие 51 человек - учащиеся 9-11 классов.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ТИПОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.1 Психологическая характеристика личности старшего школьника

Старший школьный возраст, или как его называют, ранняя юность, охватывает период 15-17 лет, что соответствует 9-11 классу общеобразовательной школы. К концу этого возраста школьник уже приобретает качества, характерные для взрослого человека и степень зрелости, достаточную для начала самостоятельной жизни. Однако некоторые психологи не выделяли этот возраст вообще, а рассматривали его как завершение подросткового периода и окончание всех психических новообразований. И поэтому подростковым назывался весь период от 11-12 до 17-18 лет [4, с.232].

Ведущая деятельность этого периода (по Эльконину) - учебно-профессиональная. Школьник начинает задумываться о выборе своего дальнейшего жизненного и профессионального пути. Необходимость личностного и профессионального самоопределения характеризует социальную ситуацию развития - ученик находится на стадии моратория. В это время происходит переосмысление ценностей, изменяется характер межличностных отношений и переформирование взглядов на учебную деятельность, появляется потребность в самообразовании.

В старшем школьном возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок [22, с. 524-528].

Что касается эмоциональной сферы, то у старшеклассника она характеризуется большей устойчивостью эмоциональных переживаний, чем у подростка, появлением чувства любви, способностью к сопереживанию, развитием эстетических чувств. В юношеском возрасте возникает более совершенное владение выражением своих эмоций и чувств. Старшеклассник не только умеет их скрывать, но и маскировать [12, с.293].

В старшем школьном возрасте возникает потребность в интимной дружбе. Поиск друга начинается еще в подростковом возрасте. Часто дружба старшеклассников перетекает в любовь, которая имеет в этот период чистый, нежный вид. Благодаря появлению нового чувства старшие школьники меняются ради своих избранников в лучшую сторону, преодолевают страхи и застенчивость, стремятся развивать свои физические качества.

В этом возрасте идет совершенствование познавательных процессов. В частности, развитие абстрактно-логического мышления, усложнение понятийного мышления, большая устойчивость внимания и усовершенствование мнестических способностей. Все это приводит к повышению учебной мотивации и становлению более продуктивной учебной деятельности.

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления.
Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания [21, с.298-304].

Завершение основных направлений формирования самосознания происходит в старшем школьном возрасте. Заключительный этап формирования самооценки - появление абстрактного мышления в препубертатный период и развитие абстрактной логики вплоть до юношеского возраста. По Эриксону, это пятая стадия, которая характеризуется становлением Эго-идентичности либо непризнанием. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их [31, с. 161-163].

Содержание мотивационно-волевой сферы старшеклассника изменяется в корне. Старшие школьники обращены вовне, как и младшие, но при этом они интегрирует получаемую информацию и формируют свою собственную точку зрения на происходящие события. Принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность [12, с.296]. Также у старшеклассников развиваются такие качества, как целенаправленность, терпеливость в достижении цели и решении задач. Формируется моральный компонент воли.

Таким образом, в период старшего школьного возраста происходит завершение основных психических новообразований. Этот период характеризуется повышенной сенситивностью, противоречивостью, несогласованностью. Основная задача старшеклассника - выбор своего дальнейшего профессионального пути и установление стабильных дружеских отношений.

.2 Самооценка в старшем школьном возрасте

В современной психологии не существует четкого определения понятия «самооценка», его содержания, условий развития. Согласно определению психологического словаря, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [19]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с другими людьми, его критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам.

Впервые термин «самооценка» появился в трудах У.Джеймса, где он также выделял трехкомпонентную структуру «Я», рассматривая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, что соответствует многочисленным современным взглядам на структуру самосознания и Я-концепции. Согласно У. Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой [27, с. 93-95].

В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А.И. Липкиной, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Серебряковой, Л. С. Славиной и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

По мнению А.И.Липкиной, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [17, с.7]. Другое определение термину «самооценка» дал Е.И. Савонько: «Самооценка представляет собой особую ступень в развитии самосознания, предпосылкой, которой является осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков» мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе» [26, с.107]

В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации - ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность. В психологической науке принято различать общую и частную самооценки. В литературе по проблематике изучения самооценки, названы следующие уровни описания самооценки: завышенная; заниженная; адекватная [11, с.6].

Существует множество подходов к изучению самооценки: 1) личностный подход рассматривает самооценку как неотъемлемый компонент развития личности; 2) структурно-целостный - самооценка как целостное, но в то же время многоаспектное явление; 3) деятельностный подход рассматривает самооценку как фактор, формирующий и влиящий на результаты деятельности; 4) динамический подход рассматривает динамику формирования самооценки в различных возрастах во взаимосвязи со становлением личности; 5) психопатологический подход - самооценка рассматривается как показатель психического здоровья личности; 6) функциональный подход - самооценка как важная функция личности [ 7, с. 15].

Формирование самооценки происходит в течение всей жизни человека. Появляясь в младенческом возрасте, она видоизменяется в зависимости от факторов, оказывающих на нее влияние и степени их интенсивности.

Что касается самооценки старшего школьника, то она становится практически независимой от мнения окружающих [25]. Безусловно, факт внешнего окружения все так же имеет огромное значение для формирования самооценки, но ученики находят пути самореализации в учебной деятельности. В то же время самооценка в раннем юношеском возрасте имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания. При этом школьники при оценивании себя осторожны, больше высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки, и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде», т.е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм). Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных сил. Это проявляется по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие ученики указывают на какие-либо другие свои достижения [4, с.123-124].

В зарубежной психологии понятие «самооценка» отождествляется с понятием «Я-концепция». Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее формирование, являются: восприятие себя другими (родителями, сверстниками), самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков), внешние данные, ощущение силы, здоровья, опыт социального поведения, социальные ценности, ожидания, идеалы [16, с.139].

В юности первостепенной задачей является найти себя, приобрести идентичность. С развитием интеллекта старшие школьники развивают эго-идентичность - целостное, связное представление о себе. Представления человека о самом себе во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное «Я». Человек, воспринимающий эти два «я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «я» намного ниже «я» идеального [16, с.138-139].

Таким образом, самооценка является сложным динамичным явлением, которое зависит от целого ряда факторов, таких как семейная среда, окружение сверстников, успешность выполнения деятельности. Самооценка формируется в течение всей жизни человека. К концу ранней юности наблюдается устойчивая самооценка у школьника, практически не зависящая от оценок окружающих людей.

1.3 Особенности межличностных отношений в старшем школьном возрасте

Проблеме межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии посвящены работы многих ученых. В отечественной психологии эта проблема разрабатывалась в работах Р.Акоффа, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Н.Н. Обозова и др. Наиболее полное исследование межличностных отношений в отечественной психологии и обобщение эмпирического опыта предыдущих поколений принадлежит Н.Н. Обозову. Среди зарубежных исследователей данной проблемы наиболее полно проблема представлена в трудах Т.Лири, Ф.Эмери и др., а также можно выделить Т. Хустона и Г. Левингера и их совместную работу «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» [по 29, с. 189-193].

В современной психологии нет четкого определения межличностных отношений. Так, Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения - это всегда «субъект-субъектные» связи. Анализируя имеющиеся теоретические и эмпирические данные о проблеме межличностных отношений в зарубежной и отечественной психологической литературе, он предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения [19, с. 9].

Как нет четкого определения самого понятия «межличностные отношения», так и не существует точной классификации межличностных отношений. Р. Акофф и Ф. Эмери разделили людей на четыре типа по двум осям: пассивность-активность и чувствительность к внешним обстоятельствам или к личным переживаниям. В конфликтных ситуациях люди с разными типами будут вести себя по-разному, а качества будут акцентуироваться либо сглаживаться и приводить к гармонизации личности [по 30, с.77-80].

М.В.Петренко различает следующие виды межличностных взаимоотношений:

) по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);

) по целям (деловые, личные);

) по направленности (вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень) [21, с.12].

Т. Лири предложил собственную классификацию типов межличностных отношений. Для предстaвления основных вариантов межличностного взаимодействия Т. Лири рaзрaботaл условную схему в виде кругa, рaзделенного нa секторы. В этом круге по горизонтaльной и вертикaльной осям обознaчены четыре ориентaции: доминировaние-подчинение, дружелюбие-врaждебность. В свою очередь эти секторы рaзделены нa восемь - соответственно более чaстным отношениям.

Для старшеклассника межличностное общение и взаимодействие является неотъемлемым компонентом нормальной адаптации в классе. Поэтому проблема межличностных отношений в старшем школьном возрасте является одной из центральных в формировании личности школьника.

В старшем школьном возрасте общение можно разделить на профессионально ориентированное и ценностно-ориентированное. Так как перед школьником стоит задача выбора своего профессионального жизненного пути, то в межличностное взаимодействие подключаются значимые взрослые, разбирающиеся в основных тонкостях той или иной специальности. Но не только проблемы профессионального характера интересуют школьников при общении со взрослым, а также возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении.

Значимость мнения сверстников не исключается, в общении с ними старшеклассники в центр проблем ставят вопросы своего «Я», которое анализируется в различных аспектах.

Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Общение в классе становится ценностно-ориентированным. Возникают различные группы, союзы. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых.

Развившееся тело, стремление «я» к интегрированности с новой силой обостряет потребность в подтверждении реальности собственного «я». Появляется готовность к установлению особого отношения к другим - потребность в дружбе [3, с.221-245].

В старшем школьном возрасте дружеские отношения становятся типичными. Школьники уже различают дружбу и приятельство, их выбор друзей не так хаотичен, как в подростковом возрасте, и ограничивается двумя-тремя друзьями. Старшеклассники одновременно могут входить в несколько групп: диаду, небольшую приятельскую (5-6 человек), большую компанию (до 12-15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Прежде всего, это поиск приятельских отношений.

Со сверстниками старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в своп любимые занятия, с ними делятся своими мыслями. По некоторым данным в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже - родителей и совсем редко - учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина юношей, а мнением учителей только треть [4, с.235].

Дружба, как и все межличностные отношения, подвержена кризисам, связанным с потерей уверенности в другом человеке. Преодоление кризисов такого рода - сложный момент в развитии человека, часто для его разрешения нужен посредник [3, с. 221-245].

Таким образом, межличностные отношения старшего школьника - многоаспектный феномен, включающий в себя взаимоотношения со сверстниками, со значимыми взрослыми, с учителями. В общении с одноклассниками школьник удовлетворяет свою коммуникативную потребность, учится социальному взаимодействию, формирует приятельские или дружеские отношения. В общении со значимым взрослым и учителем удовлетворяется потребность в профессиональных знаниях.

Общение является неотъемлемым компонентом жизни человека, в частности, в старшем школьном возрасте общение играет огромную роль. В процессе общения старшеклассник учится навыкам социального взаимодействия, вырабатывает умение отстаивать свои права. Благодаря межличностному общению формируются коммуникативные навыки, старшеклассник, усваивает основы полоролевой принадлежности, признаки пола, идентифицирует себя с ним. Огромное влияние межличностные отношения оказывают на формирование самооценки школьника.

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе МОУ Гимназия № 1 города Белгорода. В исследовании приняли участие 51 человек - учащиеся 9-11 классов.

Целью исследования было выявить, каким образом тип межличностных отношений влияет на самооценку старшего школьника.

В исследовании мы провели комплексную работу, которая включает в себя следующие ступени последовательно выполненных действий:

1. обосновать диагностические методы исследования для выявления самооценки старших школьников и типов межличностных отношений;

2.      определить самооценку старшеклассников;

3.      выявить типы межличностных отношений старших школьников;

4.      определить, каким образом тип межличностных отношений влияет на самооценку;

.        сделать анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования;

.        разработать рекомендации по оптимизации самооценки старших школьников для психолога, учителей и родителей.

Для достижения цели данной работы, поставленной в начале исследования, мы использовали следующие методики:

·        Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, предназначенная выявления типа отношения к окружающим людям, степени благополучности личности в группе (Приложение 1);

·        Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей с целью определения уровня их самооценки и притязаний (Приложение 2).

В методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей определяется уровень самооценки, уровень притязаний школьников, а также расхождение по этим двум показателям. Наиболее благоприятным является сочетание среднего, высокого уровня притязаний со средней, высокой самооценкой при незначительном их расхождении.

На бланке методики представлены семь шкал с двумя уровнями градаций: здоровый-больной, хороший характер-плохой характер, умный-глупый, способный-неспособный, авторитетен у сверстников-презирается сверстниками, красивый-некрасивый, уверенный-неуверенный. Ученику необходимо отметить черточкой (-) на каждой из семи линий свою самооценку, то есть тот уровень знаний, здоровья, ответственности и т.д., которым он владеет на данный момент. Аналогичным способом, крестиком (х) необходимо отметить на каждой линии уровень, которого школьник хотел бы добиться.

. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

v  уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;

v  высота самооценки - от «0» до знака «-»;

v  величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «-»;

v  в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

. Определяется средняя мера каждого из вышеперечисленных показателей у школьника. Ее характеризует медиана, вычисляемая по всем анализируемым шкалам.

. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «-» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.

С помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири выявляeтся преобладающий тип отнoшений к людям в самооцeнке и взаимооценке. Тест Лири содержит 128 оценочных суждений, из которых в кaждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Ученику необходимо ответить «да» при наличии у него названного оценочного суждения, «нет» - при отсутствии. При обрaботке подсчитывaется количество отношений кaждого типa.

Типы межличностных отношений, выявляемых в методике:

) авторитарный;

) эгоистичный;

) агрессивный;

) подозрительный;

) подчиняемый;

) зависимый;

) дружелюбный;

) альтруистический.

Также тест содержит основные факторы, способствующие либо препятствующие установлению взаимоотношений: доминирование и дружелюбие.

Таким образом, данная методика позволяет выявить тип отношения к окружающим людям, степень благополучности личности в группе.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Полученные данные в результате исследования были обработаны с помощью статистического пакета SPSS с использованием непараметрического критерия для K независимых выборок H-Крускалла-Уоллиса. Группирующей переменной была самооценка старшеклассником (от заниженной до завышенной).

В итоге получили следующие результаты. На уровне значимости р=0,05 наблюдается тенденция к закономерности о том, что самооценка старшеклассников зависит от типа межличностных отношений. Тенденция не наблюдается в трех случаях: при независимом типе (χ2=4,626, р=0,99), при агрессивном типе (χ2=3,35, р=0,187), при недоверчивом типе (χ2=1,918, р=0,383) межличностных отношений. Это говорит о том, что тип межличностных отношений в этих случаях не оказывает значимого влияния на формирование самооценки старших школьников (Приложение 3, таблица 2).

Анализ самооценки старшеклассников выявил следующие особенности. У 49% старших школьников наблюдается адекватная самооценка, что свидетельствует о сформированности у них своего образа «Я», независимого от оценок окружающих, о гармоничном развитии их личности. Заниженная самооценка наблюдается у 11,8% школьников, что может говорить о том, что у старшеклассников отсутствует самоуважение и любовь к себе, недостаточно развиты коммуникативные способности, отсутствуют ясные цели либо о высоком уровне самокритичности. Завышенная самооценка наблюдается у 39,2% старшеклассников, что является довольно высоким показателем. Это является свидетельством того, что старшеклассники преувеличивают свои интеллектуальные и физические способности. Это можно отнести к проблеме возраста и недостаточной сформированности целостного и адекватного восприятия своего образа «Я». Наглядно результаты можно представить в виде рисунка 1.

Рис. 1. Самооценка старшеклассников

Проанализировав данные по межличностным отношениям в пакете Excel, подсчитали медианы и выявили преобладание определенных типов межличностных отношений у старшеклассников (рисунок 2).

Рис.2. Показатели медиан по межличностным отношениям у старшеклассников

Визуализировав данные, стало видно, что наибольшее предпочтение старшие школьники отдают авторитарному типу (среднее значение 7 баллов). Причем, не слишком высокие значения (до 8 баллов) свидетельствуют о том, что школьники - уверенные в себе люди, не обязательно лидеры, настойчивые и упорные. Одинаковые показатели по сотрудничающему и альтруистическому типах (6 баллов) свидетельствуют о том, что большинство школьников склонны к сотрудничеству и кооперации, гибкие, стремятся помогать другим, проявляют теплоту и дружелюбие в общение. Также, помимо этого, старшие школьники деликатны, сострадательны, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.

Если говорить о формировании самооценки при определенных типах межличностных отношений, то, используя данные Таблицы 1 (Приложение 3, таблица 1), можно сделать вывод о том, что заниженная самооценка будет формироваться при агрессивном, недоверчивом, зависимом, застенчивом, сотрудничающем и альтруистическом типах межличностных отношений. Завышенная самооценка - при авторитарном и независимом типах отношений. В принципе, ранговые показатели по всем типам межличностных отношений различаются несущественно. Поэтому можно сделать вывод, что при агрессивном и альтруистическом типах отношений может формироваться также завышенная самооценка.

Интересно, что при анализе данных не было выявлено, при каких типах межличностных отношений будет формироваться адекватная самооценка. По моему мнению, это может быть обусловлено тем, что для формирования нормальной самооценки необходимо интегральное соотношение множества типов отношений, обуславливающих в своей комплексности целостность личности и ее гармоническое развитие и социальную адаптированность. Для полного взаимодействия старшего школьника с окружающими необходимы все качества, которые включает в себя каждый из типов межличностных отношений. Прежде всего, это такие качества, как уверенность в себе, ответственность за себя и за события, происходящие непосредственно с самим старшеклассником, умеренная склонность к соперничеству, настойчивость, энергичность, мягкость и добросердечность в определенных ситуациях, достаточная степень самокритичности для стремления развиваться дальше и т.д. Лишь при совокупности данных качеств будет формироваться адекватная самооценка, по моему мнению.

Такой высокий показатель завышенной самооценки у старших школьников может быть объяснен следующим образом. "Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты. По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле." [14, с. 146]

Таким образом, можно сказать, что самооценка старших школьников зависит о типа межличностных отношений, и при определенном типе формируется либо завышенная, либо заниженная самооценка.

2.3 Рекомендации для психологов по формированию адекватной самооценки у старших школьников

Известно, что неадекватная самооценка неблагоприятно сказывается на личностных особенностях старшеклассника, на его учебной деятельности, полоролевых взаимоотношениях. При завышенной самооценке школьник может переоценивать собственные физические и интеллектуальные способности, будет чересчур самоуверен.

Наоборот, при заниженной самооценке старший школьник будет чувствовать неуверенность, страх, апатию, что также будет затруднять его личностное развитие и социальное взаимодействие, скрывать таланты и способности.

Часто за завышенной самооценкой может скрываться неуверенность в себе и стремление показать свои качества с лучшей стороны. В таком случае необходима коррекционная работа с использованием индивидуальной терапии для раскрытия индивидуальных личностных особенностей старшеклассника.

Нередко для повышения самооценки старшеклассника необходима работа с его родителями, так как именно семейная среда является одним из ведущих факторов, определяющих развитие адекватного самоотношения старшего школьника. Чем больше любви он получает от родителей с самого детства, тем выше становится самооценка и уверенность в собственных силах.

Также для повышения самооценки можно использовать следующие методы.

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.

Самовнушение - оно помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!»

Самокорректировка - трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.

Самоодобрение. Наиболее положительно зарекомендовала себя в практике саморегуляции состояний методика самоодобрения. Самоодобрение вовсе не сводится к тому, чтобы как можно крепче закрывать глаза на собственные недостатки. В основе методики действительно лежит операция одобрения каких-то своих действий, планов, итогов и результатов.

Самостимуляция. Ряду руководителей, в первую очередь, мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самооценка является одной из главных составляющих жизни старшеклассников. Самооценка - оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, своей деятельности. Проблемы с самооценкой приводят к проблемам во всех сферах жизни старшего школьника - в семейной жизни, на работе, во взаимоотношениях с окружающими.

Тема особенностей самооценки старших школьников является особенно актуальной, так как именно в этом возрасте происходит ее окончательное формирование. В старшем школьном возрасте также заканчивается формирование всех психических новообразований личности и физических свойств индивида. Данные факторы могут оказывать влияние на самоотношение старшеклассника, а также к выбору стратегий межличностного взаимодействия.

В результате проведенного исследования была принята альтернативная гипотеза, в соответствии с которой формирование самооценки зависит от типов межличностных отношений. Гипотеза может быть принята частично, так как вторая часть ее не подтвердилась. А именно, заниженная самооценка будет формироваться при агрессивном, недоверчивом, зависимом, застенчивом, сотрудничающем и альтруистическом типах межличностных отношений. Завышенная самооценка - при авторитарном и независимом типах отношений. На формирование же адекватной самооценки не может влиять один из вышеназванных типов межличностных отношений, так как, по моему мнению, ее формирование зависит от особенностей каждого типа. То есть качества, включенные в разные типы межличностных отношений, в совокупности будут оказывать влияние на формирование адекватного самовосприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.          Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. - Великий Новгород.: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. - 158 с.

2.      Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. Монография. - М.: Проект-Ф, 2001. - 203с.

.        Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под ред. Г.С. Абрамовой. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

4.          Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с.

5.          Галкина, Т.В., Самооценка как процесс решения задач: системный подход. - М.: Изд.-во «ИП РАН», 2011.-- 401с.

6.          Гусева, Т.И. Психология личности. Конспект лекций / Т.И.Гусева, Т.В. Каратьян / М.: Эксмо, 2008. -- 160 с.

7.      Да Круш Сампайо Антеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: автореф. канд.психолог. наук. -СПб.: 1995. - 116с.

.        Жукова, Т.Н. Взаимосвязь самооценки с проявлением лидерских способностей старшеклассников. - Новосибирск: ГОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет", 2008. - 62с.

.        Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности.-- М.: МГУ, 1994. - 144с.

.        Захарова, А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. АПН СССР - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. - 135с.

.        Иванова, Т.Л. Стиль общения педагога и его взаимосвязь с самооценками учащихся (на примере младших школьников): Дис.канд.психолог. наук. - Казань: 2003. - 21с.

.        Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576с.

.        Кон, И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

14.    Конев, А.А. Психическое заражение антисоциальным поведением в сфере межличностных отношений. Монография. -- Ниж.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы <#"789161.files/image003.jpg">

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1

Таблица рангов по каждому типу межличностных отношений и самооценке старшеклассников

Ранги


самооценка

N

Средний ранг

авторитарный

1,00

6

16,08


2,00

25

24,30


3,00

20

31,10


Всего

51


независимый

1,00

6

21,58


2,00

25

22,64


3,00

20

31,53


Всего

51


агрессивный

1,00

6

32,33


2,00

25

22,30


3,00

20

28,73


Всего

51


недоверчивый

6

33,50


2,00

25

24,20


3,00

20

26,00


Всего

51


застенчивый

1,00

6

41,58


2,00

25

24,72


3,00

20

22,93


Всего

51


зависимый

1,00

6

37,42


2,00

25

22,30


3,00

20

27,20


Всего

51


сотрудничающий

1,00

6

35,00


2,00

25

21,22


3,00

20

29,28


Всего

51


альтруистич

1,00

6

35,67


2,00

25

20,48


3,00

20

30,00


Всего

51


Таблица 2

Значения χ2 для каждого типа межличностных отношений

Статистики критерияa,b


авторитарный

независимый

агрессивный

недоверчивый

застенчивый

зависимый

сотрудничающий

альтруистич

Хи-квадрат

4,626

3,350

1,918

7,969

5,413

5,856

7,525

ст.св.

2

2

2

2

2

2

2

2

Асимпт. знч.

,067

,099

,187

,383

,019

,067

,053

,023

a. Критерий Краскела-Уоллеса. Группирующая переменная: самооценка

Похожие работы на - Особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных отношений в классе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!