Изучение истории в школе
Оглавление
Введение
. Теоретическая основа формирования интереса к изучению
истории в школе
.1 Психолого-педагогические подходы и мотивация ученика
.2 Развитие познавательного интереса к изучению истории
. Реализация формирования интереса к изучению истории у
подростков
.1 Исследования уровня заинтересованности к истории учащихся
6 «А»
.2 Реализация приемов и методов формирования у учащихся
интереса к истории
.3 Результаты использование методики формирования интереса к
истории у подростков
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А
Введение
Актуальность темы. В настоящее время, одной из самых актуальных
педагогических проблем, которая не уходит от внимания многих учителей, является
формирование познавательного интереса учащихся к истории. Задачу формирования
интереса к истории выдвигает также любая из ныне действующих учебных программ.
Среди учителей известно, какую сильную и устойчивую мотивацию изучения
предмета создаёт пробудившийся у школьников интерес к нему. Поэтому, когда
учитель вызывает интерес к своему предмету у ученика, он так же и мотивирует
его на изучение этого предмета. Тем самым повышается уровень усвоения учениками
предмета и происходит формирование новых навыков. история
интерес педагогический школа
История - очень важна и значима. При изучении её происходит формирование
патриотизма у учащихся, уважение к опыту предков. Плюс ко всему развиваются
умения устанавливать причинно-следственные связи. Изучая и анализируя
исторические события и факты, при этом добавляя свою точку зрения на них,
происходит развитие речи, памяти, мышления. Каждый человек обязан знать историю
своего края, страны, а также мира, этапов развития человеческого общества,
причин многих важнейших исторических событий, для того чтоб предвидеть их в
будущем и понимать происходящее в настоящем. История многогранная наука,
связанная с обществознанием, политологией, экономикой и другими науками.
Поэтому просто необходимо осознавать значимость предмета. Но здесь существует
значимая проблема, такая как отсутствие интереса к истории у подростков.
Проблема формирования интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном
состоянии учащихся на уроках; от ее решения зависит многое, будут ли в
дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием
учеников.
Исследовали пришли к выводу, что интерес позволяет стимулировать волю и
внимание, способствует более быстрому и прочному запоминанию, усвоению знаний.
Значение познавательного интереса выходит далеко за границы учебного процесса.
В существующей триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания
личности - интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами.
Благодаря нему, знания и процесс их приобретения, становятся движущей силой
интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой и гармоничной
личности.
Новизна темы заключается в том, что основной упор делается на
формирование интереса к истории у подростков, с учетом индивидуальных
особенностей, уровня познавательной активности учащихся.
Темой исследования является «Изучение истории в школе». Тема выбрана нами
потому, что интерес является осознанной потребностью, он проявляется в
избирательной направленности деятельности, помыслов и эмоций.
Познавательный интерес - главный двигатель познания. Подростков всё
труднее и труднее приблизить к учению, «зацепить» так, чтобы учение для них
стало желанным, важным - потребностью, без удовлетворения которой просто
немыслимо их благополучное формирование. Серьезные изменения в мотивационной
сфере, происходящие в подростковом возрасте, сопровождаются снижением желания
учиться, переориентацией общения с взрослых на ровесников, нежеланием быть
ведомым и контролируемым, стремлением к самостоятельности, к деятельности.
Таким образом, учащиеся старших классов утрачивают интерес к истории и у них
нет желания изучать ее.
Объект исследования - мотивация освоения знаний - как средство развития
познавательного интереса учащихся к истории.
Предмет исследования - методы и приемы формирования познавательного
интереса у подростков к истории.
База исследования - производственная (педагогическая) практика проходила
на базе МОАУ «Гимназии № 2» города Орска у классного руководителя 6
"А" класса Пограницкой Галины Ивановны и учителя истории и
обществознания высшей категории Прошкина Романа Владимировича.
Изученность вопроса - О важном влиянии интереса на развитие
интеллектуальной сферы учащихся говорил известный советский психолог А.Н.
Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто
сердце, не может составить тайны для разума» [2, с.10]. Интерес не только
способствует развитию интеллекта у школьников, но и является одной из движущих
сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний в не просто
«усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес
содействует формированию волевых качеств личности, а также способствует
укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.
Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают
нам, что проблема развития познавательного интереса у учащихся, особенно в
подростковом возрасте при изучении истории в школе остается актуальной и в наши
дни [5, с.56]. Как показывают нам многочисленные научные исследования и опыт
преподавания, внимание нужно обращать на поиск эффективных и оригинальных
приемов и средств формирования познавательного интереса и познавательной
самостоятельности учащихся. На первый план должна выдвигаться работа с
различными источниками знаний, разнообразными педагогическими технологиями,
позволяющая формировать самостоятельную социально-активную творческую личность.
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме интереса
(Б.Г. Ананьев, Ю.К, Бабанский, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.С, Выготский, Н.Г.
Морозова, Г.И. Щукина) рассматриваются основные вопросы теории интереса, его
влияние на воспитание и развитие личности, разработаны концептуальные положения
о формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся [3,
с.46].
Исследователи отмечают, что интерес имеет довольно сложную психологическую
структуру. Поиску новых форм,которые будут способствовать развитию активности у
учащихся посвящены многочисленные исследования Ф.П. Коровкина, П.В. Горы, Н.Г,
Дайри,, П.С. Лейбенгруба, и других. [8, с. 86]. Многие психологи, педагоги и
методисты уделяли большое значение влиянию интереса учащихся на обучение.
Например, Б.Г Ананьев [2, с.12] говорит о проблеме развития познавательного
интереса, как о важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание
способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное,
ключевое звено его разумной деятельности, а именно - познавательную
потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит
в основе развития познавательного интереса человека. Матюхина М.В [11, с.65] в
своей книге обосновывает необходимость изучения относительной подвижности,
динамичности мотивации, что определяет за собой возможность и необходимость
целенаправленного ее формирования в условиях школьного обучения. Приводит
концепции мотивации и процесса развития интереса. Маркова А.К [12, с.23] в
книге «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» отводит главную роль
идее становления мотивации, что это есть не простое возрастание положительного
или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры
мотивационной сферы входящих в нее побуждений, установление новых, более
зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.
Гипотеза - процесс формирования познавательного интереса у подростков
будет наиболее эффективным, если: использовать разнообразные оригинальные
методы, приёмы и подходы к формированию познавательного интереса к истории у
подростков.
Цель - сформировать устойчивый познавательный интерес к истории и развить
у учащихся стремление к успеху.
Задачи:
. выявить сущность познавательного интереса, структуру и механизм его
формирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся
. применить на практике основные методы и приемы развития формирования
интереса к изучению истории у подростков с учетом возрастных и психологических
особенностей учащихся.
. выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования интереса к
истории у подростков.
Методы исследования - метод теоретического анализа применяется при
изучении педагогической и методической литературы по проблеме изучения. В ходе
педагогической практике был проведен констатирующий эксперимент путем
анкетирования учащихся, с целью узнать уровень заинтересованности к изучаемому
предмету; метод наблюдения и интервьюирования позволил составить представление
о формировании уровня заинтересованности учителем учащихся на уроках истории;
формирующий эксперимент позволил на практике осуществить теоретические
разработки, представленные в первой главе нашего исследования.
Положения, выносимые на защиту:
. Формирование интереса к истории у подростков зависит от уровня
высокой мотивации к предмету, а этому способствует применение различных
оригинальных методов и приемов на уроках с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, повышающих уровень познавательной активности школьников.
. Поддержанию высокой мотивации и интереса к предмету способствует
интеллектуальная и волевая и эмоциональная сторона, познавательного интереса,
составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
1. Теоретическая основа формирования интереса к изучению истории в школе
.1 Психолого-педагогические подходы и мотивация ученика
В психолого-педагогической литературе существует много различных
трактовок познавательного интереса и их педагогические подходы. Интерес -
стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом
деятельности. [Российская педагогическая энциклопедия, С. 373].
В каждой школе, гимназии, в любом классе есть ученики, отстающие в учении
от своих одноклассников. И причин этому много: кто-то не желает учиться и
просто не видит смысла в обучении, кому-то не нравится учитель. И всему этому
есть объяснение. Здесь мы имеем дело с отсутствием важного и ценного мотива
обучения - познавательного интереса. Многочисленные исследования показывают
нам, что у подростков познавательный интерес очень избирателен и сложен. И он в
большей степени зависит от уровня мотивации, а оно у всех разное. Интерес -
один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических
закономерностей. С 60-х годов методистами предлагаются семь опорных
психологических закономерностей при обучении истории:
) учёт возрастных особенностей учащихся;
) эмоциональное воздействие на учащегося;
) тренировка памяти и воображения;
) возбуждение интереса;
) активизация внимания;
) обеспечение активности восприятия
) обогащение речи и мышления учащегося (Стражев 1964:) [С.88].
Исследователи в большинстве случаев рассматривают познавательный интерес,
как значимый мотив обучения, который взаимосвязан с другими мотивами. Г.И.
Щукина, Ф.К. Савина и другие говорят о высокой значимости познавательного
интереса у детей - как самого сильного мотива учения в школе. По данным Г.И.
Щукиной познавательный интерес фигурирует среди других мотивов как центральный
[23, с.56]. «На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь во многих
ситуациях, интерес играет роль ведущего мотива учения, другие же мотивы (долг,
ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей
деятельности, определяя ее смысл, выводят саму деятельность на интерес», - утверждает
Ф.К. Савина. [18, с.45]
Что касается проблемы активизации познавательного интереса учащихся -
подростков то она далеко не нова, но от этого актуальность ее не исчезает. Как
бы учитель не старался, как бы он не отдавал всего себя ученикам, чтобы сформировать
у них стремление к познавательному интересу, но если сам подросток не видит в
этом смысла, у него нет желания учиться, всё напрасно. Как говорил М.М. Поташик
«воспитание или возбуждение - ключ к учению, познанию» [20, с. 190]. Нежелание
учиться связано в подростковым периодом. В это время, как утверждают психологи
и педагоги, учить детей очень сложно. Если до 5 класса, они учились и
стремились к получению хороших оценок, похвалы от классного руководителя, то
уже в дальнейшем интерес сходит на нет.
Познавательный интерес- ценный и важный компонент учебной мотивации у
учащихся. Она обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных и
оригинальных форм обучения, организацию учебного процесса через системы учебных
задач и т.д. Психолог И.А.Зимняя предложила классификацию факторов
познавательного интереса, для создания условий формирования учебной мотивации у
учащихся. [10, с.22]:
. Активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у
учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность
проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее
методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство
воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий,
решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
. Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и
учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению
играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью,
которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с
трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или
применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует
постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность
учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда,
когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро
падает;
. И самое важное - эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Мотив- это то, что определяет стимулирует человека к совершению
какого-либо действия. Мотивация представляет собой сплав движущих сил поведения
в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она же и стержень
личности, к которому стягиваются такие ее свойства, как направленность,
ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции,
волевые качества и другие социально-психологические характеристики, а это очень
важные качества. [14, с.116]
Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов выделил ее 4 компонента:
удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного
ее результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее
давление на личность. В общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения
(деятельности) разграничиваются по таким основаниям:
. характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые, реально
действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву)
. время (протяженность) обуславливания деятельности (далекая - короткая
мотивация, по Б.Ф. Ломову)
. социальная значимость (социальные- узколичные, по П.М. Якобсону)
. факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (Л.И.
Божович)
. определенный вид деятельности, например учебная мотивация.
Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенной в деятельность
учения, учебную деятельность. Как и любой она определяется самой
образовательной системой, образовательными учреждениями, где осуществляется
учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными
особенностями обучающегося; субъектными особенностями педагога и прежде всего
системой отношения к ученику, к делу; спецификой школьного предмета и многим
другим. [16, с.67].
Исследователи пришли к выводу, что учебная деятельность подростков
побуждается за счет иерархии мотивов, основу которой составляют внутренние
мотивы. Они связанны с содержанием этой деятельности и не выполнением, или
социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию
в системе общественных отношений. С возрастом начинают происходить изменения
развитий взаимодействующих потребностей и мотивационной сферы.
Исходя из этого анализируя мотивационную сферу учебной деятельности важно
уметь определять не только доминирующий побудитель активности, но и важно
видеть всю структуру мотивов человека. А.К. Маркова исследуя вопрос
мотивационного направления, вывела теорию об иерархичности строения. [12,
с.78]. В неё она включила: смысл в учении, мотив учения, цель, эмоции, отношение,
интерес, Остановимся на особенностях мотивации подростков. Психологи и педагоги
считают, что главным из новообразований этого сложного периода, является так
называемое чувство «взрослости», когда подросток стремиться к независимости во
всем (особенно что касается принятия решений).Подростку на данном этапе жизни
важно утверждение своего личного достоинства, личности, своего «Я». Он пытается
приобрести те качества и умения, которые как он думает, сформированы у
взрослого человека. Он хочет во всем походить на него, но он во многом не дает
себе отчета в своем неимении опыта и ограниченности возрастного критерия.
Переходный возраст богат на существенную смену изменений у подростка и в
организме и в психике. Если говорить о развитии мотивационной сферы, то она
здесь определяется изменением мотивационных деталей образования и усложнения
связей и отношений у подростка. Происходит прилив новых впечатлений, новых
ощущений. Так каково же отношение к учебной деятельности и какова учебная
мотивация в этот период.
Важно отметить, что существенную роль в этот период играет снижение
уровня мотивации учения у подростков, этому есть объяснение. Ученика больше
привлекают новые интересы к окружающему миру, социуму, интересы постепенно
меняются, так же как и увлечения, повышается роль влияния общения со
сверстниками. Подросток еще не осознает, что в этот период начинают
закладываться зрелые формы учебной мотивации, начинается переход к более
высокой форме познавательной деятельности учащихся. Подростки накапливают новые
знания и тем самым приобретают стойкий интерес к предмету. И происходит это на
фоне всеобщего снижения мотивации обучения и аморфной познавательной
потребности. Что здесь важно? Постоянное подкрепление мотива учения. Это как
посадить росток и ухаживать за ним, питать его корни, чтобы потом оно принесло
много плодов деятельности.
Необходимо не забывать, что для подростка в этот период большую роль
играет объективная оценка действительности. Она определяет и отражает его
самооценку способностей подростка, и важно, чтобы она была соответствующей.
Важным фактором будет являться и ориентация на реальные достижения. Она будет
подталкивать подростка к стремлению улучшить собственную деятельность. Это
своего рода соревнования с самим собой. И здесь важно не проиграть, а помочь
подростку преодолеть барьер. Направлять подростка на успех, вот что
действительно важно.
Переживание, длительные усилия, увлеченность - вот это ценнейшие факторы.
Именно они смогут научить оценивать и видеть перспективы подростка в будущем.
Решением проблем развития, обучения и воспитания занимался выдающийся
ученый в сфере возрастной и педагогической психологии Л.С. Выготский. Он
говорил о том, что важно анализировать ситуацию по конкретно возрастному типу.
Он является создателем культурно-исторической теории психического развития
личности. За основу Л.С. Выготский взял ведущую деятельность. Согласно ей,
каждый этап жизни человека среди других выполняемых им видов деятельности,
существует главная деятельность, а она в свою очередь и определяет возникновение
и становление важных психологических новообразований этапа. Работу
Л.С.Выготского по периодизации потребностей завершил Д.Б. Эльконин. [17, с.53].
Он говорит о том, что в подростковом возрасте, а это 10-15 лет, ведущую
деятельность составляет «общественно-полезная», интимно-личностное общение со
сверстниками. Подросток начинает ориентироваться и походить не на взрослых
людей (родители, учителя), а на своих друзей, одноклассников. Именно в этот
период формируется «личность». Подростки в этот период считают главным фактором
- самовыражение, самореализацию, успешную социализацию. И здесь очень тяжело
организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в общении,
не потеряли интереса к учебной деятельности. В среднем школьном возрасте
различные задачи обобщения, систематизации материала, ликвидации пробелов в
знаниях, дает успешно решить конкурсная методика, игровая деятельность
(викторины, олимпиады, синквейны, фишбоуны и т.д.). Игровой характер будет
придавать занятию творческую направленность, будет способствовать формированию
творческого раскованности, научить проявлять себя в обществе, каждый может
раскрыть свои индивидуальные возможности. Это очень важно в подростковый
период. .Проведение таких мероприятий активизирует и познавательную
деятельность. Состязательность тоже играет важную роль. Она способствует
формированию познавательных интересов, получению положительных эмоций и тяге к
новому. И здесь даже важен не результат, а непосредственно само мероприятие и
его ход. учащиеся сплачиваются в единое целое, распределяют роли, обязанности,
проявляют инициативу, творческие способности и многое другое. Это как репетиция
в новую жизнь. Не нужно забывать о том, что в этом возрасте им важно научиться
участвовать в дискуссиях, спорах. В истории есть много проблемных вопросов,
ответы на которое не однозначны или вовсе не существует «правильных ответов».
Можно организовать диспут и направить поток информации учащихся и их лидерские
качества на обсуждения оригинального исторического вопроса. Главное
заинтересовать, привлечь учащихся, чтобы они пытались доказать, что они
взрослые, что они умеют и могут анализировать, умеют отстаивать свою точку
зрения. Это их увлечет и не оставит в стороне от тематики диспута, дискуссии.
Познавательные возможности учащихся связаны с возрастными рамками,
уровнем исторических знаний и умений. Учитель обязан учитывать эти особенности
при выборе метода работы на уроке. Познание способствует развитию мышления,
воображения, волевой сферы, эмоций личности. Поэтому важно создавать для
подростков ситуацию выбора. Что касается результатов обучения, то они связаны с
тем, насколько у подростка развита познавательная и мотивационная сфера в
обучении. Есть множество способов, приемов, методов по развитию у учащихся
стремления к изучению предмета, учитель сам решает каким методов
воспользоваться исходя от характеристики класса, индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся.
Формирование интереса к истории выдвигают все учебные программы
образовательных учреждений. Но, увы не все правильно понимают его значение.
Мало кто понимает сущность категории "интерес". Для большинства
учителей интерес - это «слушай, не перебивай, отвечай, заучивай, сиди тихо». Но
это разве назовешь интересом?!
Интерес - это главный двигатель развития личности. Его основа-
потребность. Интерес является осознанной потребностью лишь тогда, когда он
проявляется в избирательной направленности различных помыслов и эмоций. Познавательный
интерес- двигатель познания. Важное значение познавательных интересов в
процессе обучения рассматривалось многими психологами, дидактами, методистами.
Г.И. Щукина считает формирование познавательных интересов учащихся -
центральной задачей обучения.[23, с.95]. Методисты пришли к выводу, что для
подросткового периода важна дифференцирование формирования интереса. Классы
делятся на виды: в обычных классах, достаточно постоянно создавать ситуативный
интерес, пытаться следить за положительной интеллектуально- волевой установкой
восприятия на изучаемый предмет. В гуманитарных классах: нужно формировать
устойчивый интерес и не допускать снижение его уровня. Поэтому здесь важную
роль выполняет стимуляция познавательного интереса у школьников [24, с.75].
Познавательный интерес имеет три основных функций, он является:
) средством \стимулом\ обучения
) мотивом учебной деятельности
) устойчивой чертой личности
Как стимул обучения он позволяет с помощью внешних воздействий сделать
обучение привлекательным, вызывать непроизвольное внимание, активизировать
мышление и эмоции учащихся, увлечь учебной задачей. В процессе обучения истории
источниками стимуляции познавательного интереса являются содержание учебного
материала, организация и характер познавательной деятельности, характер
отношений между участниками учебного процесса. [9, с.35].
Решающее же значение здесь имеет содержание учебного материала. Это
обусловлено ведущей ролью информационного мотива. Отсюда особые требования к
организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть
свойственны следующие качества:
. Занимательность, новизна, яркость, парадоксальность. В учебном процессе
занимательность является первоначальным толчком познавательного процесса,
опорой эмоциональной памяти и условием запоминания трудных разделов, средством
разрядки напряжения учебного труда, активизации и переключения внимания,
мыслей, эмоций. Как правило, непроизвольное внимание учащиеся вызывает:
сюжетный рассказ, построенный по законам детективно-приключенческого жанра,
побочный исторический сюжет или характеристика деятеля с использованием всего
арсенала устных и наглядных методов, исторический анекдот, использование в речи
учителя поэтических цитат, шуток, афоризмов, опора на наглядные образы,
особенные на произведения искусства;
. Отстранение - рассмотрение известного с новой точки зрения. Этот термин
Г.И. Щукина позаимствовала у Б.Брехта, в пьесах которого общеизвестные истины
удивительным образом приобретают эпатирующую парадоксальность. Примером
глобального отстранения является массовый интерес к истории России в
перестроечные годы;
. Нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное
сопереживание, чувство моральной солидарности или наоборот, резкое неприятие.
Это качество обычно придается рассуждениям, активизирующим нравственные чувства
и размышления, патриотизм;
. Научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая
ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и
оценки. Научность изучаемому материалу придают историографические справки по
важнейшим дискуссионным вопросам, объяснение или наглядное подтверждение
ошибочности некоторых устоявшихся выводов и оценок путем сопоставления их с
историческими документами или авторитетными научными изданиями, использование
свидетельств современников и программных цитат, специальный подбор однородных
фактов, показывающий тенденции и закономерности исторических процессов,
доказательное раскрытие их исторического значения, сравнение исходных явлений
отечественной и мировой истории, объяснение происхождения терминов, устойчивых
словосочетаний и крылатых выражений. [5, с.17].
Рассмотренные варианты содержания вызывают в большей степени ситуативный
интерес у подростков. А для того, чтобы они имели вид относительной устойчивости,
необходимо развитие учебных и познавательных умений. В помощь этому придут
различные методы организации познавательной деятельности, они то и помогут
сделать процесс формирования умений незаметным и насыщенным в частности,
задания версионного типа, на исправление текстов с историческими ошибками,
текстовая проверка знаний и т.д. Ученики с выраженной гуманитарной
направленностью будут с удовольствием выполнять задания по анализу и
систематизации учебного материала в виде текстовых таблиц. В 5 - 9 классах
эффективны игровые формы закрепления знаний и опроса.
Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения
между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:
. Высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью,
уважительное отношение к ученику, недопустимость эмоциональных срывов и
повышенного тона, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства,
основанного на осознании своего интеллектуального и духовного роста;
. Создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности. Лучшим
«наказанием» индивидуальный или групповой зачет по теме, выполнение
индивидуальной творческой работы. Необходимо стремиться, чтобы наказание, в
конечном счете, превратилось в поощрение - высокий балл и похвалу перед
классом. Формирование у каждого школьника убеждения в том, что явная
недобросовестность в учебе унижает его достоинство;
. Учет индивидуальных интересов и склонностей каждого ученика, зон его
ближайшего и актуального развития;
. Создание атмосферы коллективизма как духовного братства, взаимопомощи и
моральной ответственности каждого перед коллективом;
. Объективность учителя и выставление оценок.[7, с.16].
Познавательный интерес, являющийся стимулом обучения, позволяет с помощью
внешних воздействий сделать обучение незаметным, результативным, вызвать
непроизвольное внимание, активизировать мышление и эмоции учащихся, увлечь
учебной задачей. В процессе приобретения знаний, на уроках истории источниками
стимуляции познавательного интереса могут являться содержание учебного
материала, организация и характер познавательной деятельности, характер
отношений между участниками учебного процесса.
2. Реализация формирования интереса к изучению истории у
подростков
2.1 Исследования уровня заинтересованности к истории учащихся 6 «А»
На данном этапе работы на базе МОАУ «Гимназии № 2» города Орска у учителя
6 «А» проведен констатирующий эксперимент путем анкетирования (см. приложение
А) учащихся с целью выявления уровня заинтересованности к истории. В ходе
первой пассивной недели производственной (педагогической) практики мы наблюдали
за тем, как осуществлялся учителем процесс познавательной активности учащихся
на уроках истории. В ходе наблюдения за процессом чаще всего учитель
ориентировался на сильных учеников, которые схватывают материал «на лету»,
которым интересен предмет и они с желанием выполняют разнообразные задания, но
в классе не все ученики являются таковыми. У учителя не всегда получалось
заинтересовать всех учащихся к изучению новой темы, повтору предыдущей или
другой традиционной форме подачи урока. Ученики, которым не интересен урок,
отвлекают остальных и процесс получения знаний в итоге не является полным.
Традиционные формы урока у большей половины класса вызывают скуку и они
резко теряют интерес к теме уже в начале занятия. Процитируем применительно
данной теме древнюю мудрость «Можно привести коня к водопою, но заставить его
напиться нельзя». Да, можно конечно усадить за парту учеников, добиться
идеальной дисциплины, но это совсем не означает, что вы пробудите в детях
интерес. Это все зависит от внутренней мотивации, без нее освоение знаний не
будет полноценным. Желание самому ученику «напиться из источника знаний» - вот
важная ступень в формировании интереса к изучаемому предмету, а оно в свою
очередь ведет к успешной учебной деятельности. Интерес должен вызывать не
только само содержание материала, но и сам процесс приобретения знаний: изучать
и делать выводы, анализировать, обобщать, преодолевать трудности в учебной
работе. С помощью анкетирования учащихся мы выяснили степень их
заинтересованности к истории, как предмету изучения. Результаты опроса можно
представить в таблице №1 и таблице №2.
Таблица № 1 Результаты наблюдения за школьниками на первой пассивной
недели производственной (педагогической) практики
№ п/п
|
Фамилия, Имя
|
Готовность к уроку
|
Активность на теоретической части урока
|
Интерес к выполнению практического задания
|
1
|
Агафонова А.
|
+
|
высокая
|
Работает с интересом
|
2
|
Бобров А.
|
+
|
высокая
|
Работа с интересом
|
3
|
Горецкая Ю.
|
-
|
средняя
|
Работа без интереса
|
4
|
Гумарова Р.
|
-
|
средняя
|
Работает, без интереса
|
5
|
Данилов Н.
|
+
|
высокая
|
Работает с интересом
|
6
|
Калачева К.
|
+
|
средняя
|
Работает без интереса
|
7
|
Капустина И.
|
+
|
средняя
|
Работает без интереса
|
8
|
Кравцова Д.
|
+
|
высокая
|
Работает с интересом
|
9
|
-
|
низкая
|
Нет интереса
|
10
|
Мирошниченко И.
|
-
|
средняя
|
Нет интереса
|
11
|
Москович Д.
|
-
|
средняя
|
Нет интереса
|
12
|
Осокина А.
|
+
|
средняя
|
Работает без интереса
|
13
|
Пелагеин А.
|
-
|
низкая
|
Нет интереса
|
14
|
Попова А.
|
+
|
высокая
|
Работает с интересом
|
15
|
Сибгатова Л.
|
-
|
низкая
|
Работает, без интереса
|
16
|
Червяков В.
|
+
|
высокая
|
Работает с интересом
|
17
|
Шарипов А.
|
-
|
средняя
|
Работает без интереса
|
18
|
Шеломенцев И.
|
+
|
средняя
|
Работает без интереса
|
19
|
Шинкорецкая Д.
|
-
|
низкая
|
Нет интереса
|
20
|
Шкуропатов Д.
|
-
|
низкая
|
Нет интереса
|
21
|
Юдин М.
|
+
|
высокая
|
Работает с интересом
|
22
|
Яфаров Э.
|
+
|
высокая
|
Работает с интересом
|
Если зафиксировать уровень заинтересованности учеников к истории в
соответствии с таблицей 1, то получится следующая диаграмма
Данная диаграмма показывает, что половина класса работают на уроках
истории, им нравится изучаемый предмет и они стремятся к знаниям и
положительным оценкам. Другая часть класса работает на уроках истории, но
интерес как таковой отсутствует, задания выполняются безынициативно. Есть и
группа учеников, которым не интересно на уроках истории, которые готовятся к нему
время от времени, или вовсе игнорируют подготовку.
Причину отсутствия интереса мы пытались понять и провели среди учащихся
анкетирование.
Таблица №2. Результаты анкетирования учащихся
Фамилия, Имя
|
Тебе нравятся уроки истории?
|
Что именно нравится или не нравится на уроках истории?
|
Что бы ты хотела изменить на уроках истории?
|
Агафонова А.
|
да
|
нравится предмет
|
Больше увлекательных заданий
|
Пелагейн А.
|
нет
|
Не нравится история
|
Индивидуальная работа
|
Кузьмин К.
|
нет
|
Не нравится много читать
|
Меньше читать
|
Шкуропатов Д.
|
да
|
Трудно заниматься
|
Больше интересных фактов
|
Данилов Н.
|
да
|
Нравится предмет
|
Дополнительные задания
|
Попова А.
|
да
|
Не нравится много писать
|
Ничего не хотел бы менять
|
Сибгатова Л.
|
да
|
Не интересно
|
Играть в интересные игры.
|
Бобров А.
|
да
|
Нравится предмет
|
Дополнительные задания
|
Червяков В.
|
да
|
Не нравится много писать
|
Ничего не хотела бы менять
|
Москович Д.
|
нет
|
Не интересно
|
Больше интересных фактов
|
Капустина И.
|
нет
|
Не интересно
|
Играть в интересные игры.
|
Калачева К.
|
нет
|
Не интересно
|
Увлекательные задания
|
Кравцова Д.
|
да
|
Не нравится много писать
|
Увлекательные задания
|
Юдин М.
|
да
|
Нравится предмет
|
Ничего не хотела бы менять
|
Осокина А.
|
нет
|
Не нравится много читать
|
Играть в интересные игры.
|
Гумарова Р.
|
нет
|
Не интересно
|
Шеламенцев И.
|
нет
|
Не интересно
|
Играть в интересные игры.
|
Шинкорецкая Д.
|
нет
|
Не нравится предмет
|
Больше интересных фактов
|
Яфаров Э.
|
нет
|
Не интересно
|
Дополнительные задания
|
Мирошниченко И.
|
да
|
Нравится предмет
|
Ничего не хотела бы менять
|
Горецкая Ю.
|
да
|
Нравится предмет
|
Играть в интересные игры.
|
Шарипов А.
|
да
|
Нравится предмет
|
Играть в интересные игры.
|
Исходя из ответов учеников мы видим, что большинству нравится предмет
история, но у многих возникают трудности в ее изучении. Это например большое
количество информации в учебнике или большое количество времени на уроке
отводится под запись. Учащиеся предложили в свою очередь сделать уроки
разнообразнее, добавив в них увлекательные занятия, игры и дополнительные
интересные факты.
Хочу отметить, что 4 недели производственной практики показала результаты
заинтересованности к истории у учащихся 6 «А» существенно выше, чем показатели
заинтересованности на 2 неделе.
Рисунок 2 - Важность изучения истории учащихся для общего развития
.2 Реализация приемов и методов формирования у учащихся интереса к
истории
Следующий этап эксперимента имел цель: способствовать формированию у
учащихся интереса к истории, то есть активизировать их познавательную
деятельность посредством использования разных методов и приемов в ходе самого
урока. Для реализации этой цели были поставлены задачи:
. попытаться реализовать на практике различные методы и приемы для
формирования познавательного интереса у учеников 6 «А»;
. проконтролировать влияние этой работы за 4 недели
производственной (педагогической) практики.
Описание и анализ формирующего этапа эксперимента:
Во время формирующего этапа в экспериментальном, 6 «А» классе проведены
уроки, на которых проводилась целенаправленная работа на развитие у учащихся
познавательного интереса, формирование мотивации к обучению, происходил процесс
наблюдения за деятельностью учащихся и повышением уровня активности на уроках
истории.
В ходе формирующего эксперимента в 6 классе были
использованы различные методы и приемы формирования интереса к истории.
Одним из эффективных видов средств привлечения
внимания и формирования заинтересованности учащихся является - яркая,
эмоциональная форма изложения материала, приемы персонификации, драматизации,
неожиданные сравнения, характеристики, оценки деятелей и т.д. Эти приемы
способствуют вовлечению учеников в процесс обучения, они начинают задавать
вопросы, пытаются самостоятельно найти ответы. 6 «А» класс - класс творческой
направленности, сильный, они готовы были к любому виду приема и форм работы,
активно в нее включались. Игровой уровень подачи материала - повышает внимание
и интерес школьников к уроку, они пытаются проявить себя в полной мере,
раскрыть свои лидерские способности, широту мышления, креативность, глубину знаний.
Происходит активизация познавательной деятельности.
Существует огромное количество систем вопросов и заданий, которые
способствуют укреплению интереса на уроке и развитию мотивации, что приводит к
крепкому освоению знаний.
. Словесная и образная стилизация исторической информации
. Картографические задачи.
. Лабораторная работа с документами.
. Словарные задания.
. Историческая зарядка
. Задание классу. «Только один ответ».
. Историческая перестрелка.
. Историческая цепочка. Работает весь класс.
. Составьте предложения, добавляя столько слов, сколько их
содержится в предложенном наборе.
. Кому принадлежат выражения, и с каким событием они связаны:
. «Угадай кто?»
. Исторический диктант
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы
проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание
ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная
ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача -
направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом,
обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
На стадии формирующего эксперимента в 6 классе нами
был использован метод проблемного урока.
Данный метод занятия требует от ученика проявления самостоятельности и
оригинальности, то есть обеспечивает высокую мотивацию школьников. У учащихся
формируется своя точка зрения на проблему, которую они самостоятельно решают,
путем выбора научных направлений видения проблемы через собственное открытие
факта или события, происходившего в истории. Тем самым они ощущают себя важным
и нужным на уроке, понимают, что их точка зрения будет ими высказана и принята,
учащиеся осознают значимость своей активности, стремятся к высотам и эффективно
работают на уроке.
Исходя из этого, можно представить результаты
активности учащихся на уроке:
Рисунок 3 - Результаты активности учащихся на уроке
В данной диаграмме мы видим, что активность учеников на высоком уровне
(90,4 %), но сохраняется и небольшой процент неактивных учащихся (9,5 %). Из
чего можно сделать вывод о том, что подобные задания вызывают интерес к
предмету, стимулирует познавательную активность учащихся, а это в свою очередь
ведет к повышению успеваемости по предмету в целом. Подобранные нами задания
направлены не только на воспроизведение информации, но и позволяют учащимся
анализировать ее, высказывать собственную точку зрения, обосновывать оценку тех
или иных событий, приводя в защиту аргументы. Происходит формирование
познавательного интереса через размышление, самопознание, творческий подход.
Таким образом, реализация приемов и методов
формирования интереса к истории у школьников, требует от учителя знания
возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. И не стоит забывать о трех
факторах, влияющих на интерес:
. Содержание исторического материала;
. методы, приемы и средства его подачи
. межличностные отношения учителя и учащихся.
Если все эти факторы будут на должном высоком уровне,
то и показатели будут на высоте.
.3 Результаты использование методики формирования
интереса к истории у подростков
В ходе экспериментальной работы мы пришли к заключению, что применение
таких методических приемов, как проблемное обучение, диалоговая форма,
объяснение нового материала учителем с использованием фрагментов источников,
документов, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительной
литературой, вопросы и задания разной степени сложности - всё это способствует
наиболее эффективному усвоению школьниками изучаемого материала. Успех процесса
применения различных видов методик, зависит от самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.
Как показывает практика, нужно осознать свою ответственность и попытаться
найти способы наиболее оптимального использования возможностей каждого
школьника (а они у каждого разные), нужно научиться проявлять адекватные
требования к учащимся в учебной сфере - это все соответственно и ведет к
повышению результативности уровня сформированности познавательного интереса у школьников.
В ходе практической деятельности на основе полученных результатов можно
создать так называемую «модель формирования познавательного интереса школьников
к истории». В её основе лежит - принцип результативности.
Основные принципы формирования интереса:
. Тщательный отбор содержания учебной информации, являющегося
необходимым для формирования знаний и умений;
. Всевозможные познавательные, творчески задания, требующие
эмоционального отношения к изучаемому материалу, вызывающие интерес новизной
своего содержания задания;
. Увеличение численности самостоятельных заданий и работ, их
постепенное усложнение и увеличение разнообразия с целью усовершенствования
способов познавательной деятельности учащихся;
. Использование как индивидуальной так и групповой работы для
закрепления, развития познавательных интересов;
. Наличие критериев познавательной деятельности ученика.
Экспериментальная деятельность показала, что ученикам лучше запоминается
то, что интересно, важно. У подростков внимание даже к интересному материалу
постепенно ослабевает. Мало какие темы их действительно привлекают. Есть
сюжеты, которые со временем не теряют своей значимости- события войны,
политические ситуации, яркие исторические личности. А общественные сферы жизни-
экономика, идеология, реформы, социальная структура, не привлекают внимания
школьников. Это им кажется скучным и трудным. Без желания- нет обучения. А
желание зависит напрямую от интереса. Он как эмоционально окрашенное проявление
познавательных потребностей личности- без него нет эффекта и результативности,
это обязательное условие познавательной деятельности школьника, от которого
зависят результаты обучения истории.
Экспериментальная деятельность дала понять, что уровень
заинтересованности учеников непостоянен. Он как волна, то поднимается, то
снижается в зависимости от различных форм организации урока, методов подачи
материала, многочисленных заданий. Невозможно раз и навсегда заложить в каждом
огонь к знаниям по истории, если урок скучен и однообразен. Учащиеся быстро
сменят свой настрой на обучение - пассивностью. Учащихся следует удивлять,
показывать новый мир, раскрывать факты из истории так, словно вы сами это
пережили и хотите поделиться своими впечатлениями, вы сами должны чувствовать и
понимать то, о чем вы говорите. Учащиеся понимают, что если вам не интересна
тема или ведущий вами предмет, то и им он будет безразличен.
Активизация стремления к получению знаний, а
соответственно повышению успеваемости по предмету способствует организация
обучения с учетом индивидуального уровня познавательной активности. Не стоит
забывать, что каждый ученик это личность со своим миром, и вход туда открыт
лишь тем, кто умеет находить подход.
У всех школьников разные виды мотивации, стоит это
учитывать. Со временем он может меняться, главное не потерять ученика и его
отношение к вам, стремиться влиять и лавировать на ситуацию, когда уже кажется
всё потеряно. Подростки непостоянны в интересах, именно поэтому необходимо
периодически проводить диагностику у учащихся уровня интереса к предмету.
Анализ уровня своей работы очень важен. Он позволяет определить у школьников
степень интереса к истории, изученность, причины отсутствия интереса, сложность
понимания тем, однообразие видов деятельности, отсутствие мотивации и т.д.
В ходе практической деятельности мы пришли к выводу
что главными факторами, подталкивающими учеников к формированию уровня
заинтересованности является: активный поиск, догадка, исследовательский поиск,
готовность к решению задачи, эмоции и удивления, чувство ожидания нового,
чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.
Таким образом, познавательный интерес, развиваясь,
занимает в структуре мотивации учения у подростков очень значимое место.
Познавательный интерес - ведущий мотив учения, именно он определяет
продуктивность и характер учения у подростков. Именно интерес наталкивает и
побуждает учащихся к решению познавательных задач творческого характера. И самое
главное, что необходимо отметить, интерес - ценнейший мотив учебной
познавательной деятельности.
Заключение
Новые государственные стандарты ориентируют
современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности
мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на
уроке мы имеем дело с детьми разного уровня подготовленности, разного вида
уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И
поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории у
подростков очень значима и актуальна. От интереса зависит всё - начиная от
эффективности заканчивая качеством обучения. Основным путем осуществления
решения данной проблемы, на наш взгляд, является использование различных методов
и приемов активизации учащихся на уроке, оно в свою очередь ведет к укреплению
познавательного интереса у учащихся. А это и есть наша цель.
Познавательный интерес учащихся - явление
многогранное, сложное, подкрепленное различными мотивами. Это основа основ
учебной деятельности. Интерес всегда осознан, бескорыстен, приоритетен. И
поддержание его необходимо для устойчивого внимания учащихся к предмету. Под
влиянием интереса, подростки без особого труда овладевают глубокими
историческими знаниями, умеют устанавливать причинно-следственные связи и т.д.
Интерес способствует эффективному протеканию интеллектуального, эмоционального,
волевого развития подростков.
В результате аналитической и практической работы мы подтвердили положения
о том, формирование интереса к истории у подростков зависит от уровня высокой
мотивации к предмету, а этому способствует применение различных оригинальных
методов и приемов на уроках с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
повышающих уровень познавательной активности школьников. Поддержанию высокой
мотивации и интереса к предмету способствует интеллектуальная и волевая и
эмоциональная сторона, познавательного интереса, составляют не его части, а
единое, взаимосвязанное целое.
Нам удалось подтвердить гипотезу о том, что процесс формирования
познавательного интереса у подростков будет наиболее эффективным, если:
использовать разнообразные оригинальные методы, приёмы и подходы к формированию
познавательного интереса к истории у подростков. Необходимо возбуждать и
постоянно поддерживать у школьников состояние активной заинтересованности
окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями.
Занимательность, новизна, яркость, парадоксальность объяснения материала по
истории способствует усилению роли активизации внимания, оно ведет к высоким
результатам усвоения материала. Творческие задания, проблемные вопросы,
использование индивидуальной и групповой работы, использование элементов
современных образовательных технологий, конкурсная методика, игровая
деятельность на уроке - всё это очень важно для формирования интереса у
подростков.
Практическое применение теоретических знаний, изложенных в первой главе,
помогло добиться цели данного исследования. Была проведена систематизация
основных точек зрения по проблеме формирования интереса истории у подростков и
были выделены наиболее оптимальные принципы работы, с целью формирования и
развития у учащихся интереса к предмету с помощью различных методов и приемов
проведения урока, направленного на активизацию внимания у учащихся. Мы
сформировали у учащихся становление на ступеньки к крепкому внутреннему мотиву
деятельности «Я хочу! Я буду! Я могу». А это очень важный фактор, для
достижения высот в его жизни.
Нами была затронута эта актуальная тема для изучения и помощи в дальнейшем
тем, кто работает с подростками. Данную тему невозможно изучить от и до. Она
очень многогранна и зависит от особенностей каждого учащегося. Ведь чаще всего
познавательный интерес является доминирующим и имеет большую личную значимость
для ученика. А раз так, то учителю важно не только его распознать, но и
управлять им.
Важность и перспективность исследования очевидна, поскольку формирование
интереса к истории у подростков - является определяющим фактором в процессе
овладения знаний, познавательный интерес влияет на создание светлой и радостной
атмосферы обучения, интенсивность и успешность протекания познавательной
деятельности учащихся. При наличии интереса к предмету, учение становится
близкой и жизненно значимой деятельностью, в которой сам заинтересован сам
школьник.
Список использованных источников и литературы
Источники
. А.Ю. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина
«Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс. /А.Я. Юдовская,
Л.М. Ванюшкина. - М.: Издательство «Просвещение», 2010. - 304 с.
Литература
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного
человекосознания / Б.Г. Ананьев.- Спб.: 2001. - 272 с.- (Серия «Мастера
психологии»). - ISBN 5-272-00289-X
. Ананьев, Б.Г. Познавательная потребность и интересы
/ Б.Г.Ананьев //Ученые записки ЛГУ: Филос.науки. - Вып. 16. - № 265. - с. 41-46
. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и
потребности к самообразованию/ В.Б. Бондаревский. - М.: 1985. - с.13-25
5. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у
подростков/ Д.И. Водзинский. - М.: Просвещение, 1963. - 125с.
. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов
деятельности / Б.И. Додонов. - М.: Просвещение, 1994. - 234 с.
7. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И.
Ковалев; отв.ред. А.А. Бодалев. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий: учеб.пособие. -
М.:ТЦ «Сфера» : «Юрайт-М», 2001. - 464 с.
9. Кулакова, Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты
на уроках истории/ Н.И Кулакова // Преподавание истории в школе. - 1999. - №8 -
с. 40-45
10. Лебедев, О.Е. Формирование потребности в знаниях у
учащихся/ О.Е. Лебедев. - М.: Просвещение, 1973. - с.171
11. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации
учения у школьников: учеб. пособие. Волгоград :Изд-во ВГПИ им. А.С.
Серафимовича, 1983.-195 с.
. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в
школьном возрасте/ А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 1983. - с. 96.
. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе/
Н.Г. Морозова.- М.:1979.-120 с.
. Озерский, И.З. Начинающему учителю истории: Из опыта
работы. - М., Просвещение, 1989.
15. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности/ Ю.М.
Орлов. - М.: Просвещение, 1991. - 52 с.
16. Пальянов, Н.П. Рациональное сочетание методов развития
деятельности школьников / Н.П. Пальянов. Томск: 1979. - 156 с.
. Платонов, К.К. Структура и развитие личности/ К.К.
Платонов/ отв. ред. А.Д. Глоточкин. - М.: Наука. 1986. - 256 с.
18. Савина. Ф.К. Формирование познавательных интересов
учащихся в условиях реформы школы /Ф.К. Савина. - Волгоград, 1989. - 67 с.
19. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред.
В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.
. Скороходова, Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять
ее развитием /Н.Ю. Скороходова // Народное образование. 2006. - №4. - с.193-203
21. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения
истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1. - с. 304.
22. Ушакова, М.А. Интересы школьников в
учебно-познавательной деятельности/ М.А. Ушакова// Ценностные ориентации и
интересы школьников: сб. науч.тр. /под ред. Т.Н. Мальковской.- М.: Изд-во АПН
СССР,1983. с. 52-62.
. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности
в учебном процессе/Г.И. Щукина. М.: 1979. - 169 с.
24. Худик, В.А. Психологическое изучение профессиональной
направленности личности в подростковом и юношеском возрасте / В.А. Худик. - М.:
Просвещение, 1992. - 151 с.
Приложение А
Анкета для учащихся
1. Считаете ли Вы, что изучение истории важно Вам для общего
развития?
А) Да, считаю
Б) Нет, не считаю
В) Мне все равно
Г) затрудняюсь ответить
. Пригодятся ли Вам знания по истории в будущей жизни?
А) Думаю да
Б) Думаю нет
В) Я не задумывался (лась) об этом
. Часто ли у Вас на уроках истории такое состояние, что «ничего не
хочется делать»?
А) часто
Б) нет, не часто
В) постоянно
. Если в начале урока Вы были активны, заинтересованы работой, то
часто ли сохраняется ваша активность до конца урока?
А) да, часто
Б) не часто
В) не всегда
5. Считаете ли Вы, что историю можно было бы в школе не изучать?
А) да, считаю
Б) нет, не считаю так
В) мне всё равно
6. Часто ли у вас бывает такое ощущение, что тема урока понравилась
и заинтересовала вас настолько, что вы бы хотели изучить ее подробнее?
А) да, часто
Б) нет, не бывает
В) редко такое бывает