Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью
Тема. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изобразительного искусства и возможности приобщения детей дошкольного возраста к живописи
.1 Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
.2 Исторический аспект восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
.3 Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста в современной белорусской педагогической и психологической литературе
Глава 2. Организация педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью
.1 Задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью
.2 Методы ознакомления старших дошкольников с живописью
.3 Формы работы с детьми
Глава 3. Изучение уровня восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика восприятия живописи у дошкольников 5-6-летнего возраста
.2 Формирующий эксперимент. Проведение коррекционно-развивающей работы
.3 Контрольный эксперимент. Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы
Выводы
Список литературы
Приложение
Введение
Живопись учит смотреть и видеть.
Благодаря этому живопись сохраняет
живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети.
А.А.Блок
Воспитать благородного, нравственного, творческого человека без красоты невозможно. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Но, чтобы все это испытать, ребенок должен увидеть красоту и воспринять ее, так как невоспринятая красота сама по себе ничего не даст. Можно сколько угодно стоять, например, перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны с первых дней жизни ребенка открывать в нем чувство восприятия красоты. Но для этого мы сами должны уметь замечать красоту, быть способными ее чувствовать, эмоционально переживать. Ребенок через нас, взрослых, постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Поэтому с самых первых дней жизни мы должны окружать детей красивыми образами.
Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что живопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности ребенка. В связи с этим объектом исследования выступает восприятие как психический процесс.
Объект исследования - процесс восприятия детьми шестого года жизни произведений живописи.
Предмет исследования: методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни.
Цель исследования: выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни.
Гипотеза: использование произведений живописи в педагогическом процессе способствует развитию зрительской культуры ребенка, его словарному запасу.
Задачи исследования:
. Раскрыть особенности восприятия живописи детьми дошкольного возраста.
. Определить задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.
. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.
. Разработать критерии оценивания уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.
. Провести исследование уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как:
теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
практические (определение уровня восприятия произведений живописи );
количественный и качественный анализ полученных данных.
Методы и методики исследования: в работе были использованы:
1.Рассматривание и оценка картин «В гостях у картин».
2.Дидактическая игра «Разложи по жанрам».
Экспериментальной базой исследования является ГУО «Ясли-сад № 5 г. Могилева».
В исследовании приняли участие дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 20 человек.
Глава 1. Теоретические основы изобразительного искусства и возможности приобщения детей дошкольного возраста к живописи
.1 Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
Основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития [ 6, с. 53 ].
Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета. Живопись делится на:
. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.
. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).
Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали всё более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению в XVII веке жанров:
. Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа.
.Натюрморт - жанр изобразительного искусства. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.
.Анималистический жанр. Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому всё своё творчество. Они создают произведения анималистического жанра.
.Исторический жанр. События прошлого, библейские истории и былинные времена вдохновляют художников на создание картин исторического жанра. Это один из жанров изобразительного искусства, который посвящается значимым историческим событиям и явлениям.
.Батальный жанр. Этот жанр изобразительного искусства посвящен темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни.
.Мифологический жанр. Картины написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы, относятся к мифологическому жанру.
.Бытовой жанр. Не только значительные героические события, но и повседневные занятия людей, обычный быт можно изобразить на полотне. Такие картины являются произведениями бытового жанра, иногда их называют полотнами жанровой живописи.
.Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный - ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер [ 6, с. 80 ].
В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса гей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
.2 Исторический аспект восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса - отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно [ 20, с. 43 ].
Ожегов С.И. в своем толковом словаре определяет понятие «восприятие» как форму чувственного отражения действительности в сознании, способность <#"justify">УровеньПоказателиИспытуемые Абс.ч.Испытуемые, %ВысокийПонимают основное содержание картины. Выражают оценочные суждения о картине. Умеют определить жанр живописи110Средний Понимают основное содержание, допускают ошибки в определении жанра. Выражают общее эмоциональное впечатление (нравится - не нравится)1050НизкийПеречисляют основные детали изображенного. Не дают оценки. Отвечают односложно940
Из таблицы 1 видно, что высокий уровень восприятия и понимания произведений искусства зафиксирован только у 1 ребенка. Большинство детей проявили средний уровень. И у 40% зафиксирован низкий уровень.
Таким образом можно сделать вывод, что восприятие и понимание развиты не достаточно: не сформированы умения анализа и эстетической оценки содержания картины, представления о жанрах неточные, отсутствует интерес к произведениям искусства.
.2 Формирующий эксперимент. Проведение коррекционно-развивающей работы
Каждому занятию предшествовала подготовительная работа. Всегда в начале занятия я старалась вызвать интерес детей, обращались к их опыту.
В ходе занятий активно использовался метод вопроса, обязательно давался образец рассказа воспитателя. Детям трудно было ждать своей очереди, внимательно слушать других детей. Поэтому в организации занятий использовались прием игровых персонажей, физкультминутки, стимулировались внимательность поощрением и похвалой. Чтобы разнообразить занятие и активизировать детей на занятиях использовались дидактические игры.
Были использованы и другие формы и методы: экскурсии, метод «вхождения в картину», загадки. Благодаря этим формам и методам учили детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы. Дети овладевали умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, и образно описывать произведение. При организации занятий придерживалась следующих методических указаний:
Структура занятия:
. Вводная часть.
Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Нади ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).
Основная часть.
Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.
После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.
. Заключительная часть.
В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.
Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с произведениями искусства обусловлен задачами речевого развития детей.
В свободное от занятий время или по желанию ребят использовала разнообразные дидактические игры по ознакомлению с живописью. Например, «Узнай по описанию», «Что было бы, если бы художник изменил…?» «Найди общее», и т.д.
.3 Контрольный эксперимент. Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы
Контрольный эксперимент был направлен на выявление особенностей развития представлений о живописи в процессе ознакомления с произведениями искусства. Критерии определения использовались те же, что и в констатирующем эксперименте. Для выявления данных проведены более сложные задания, которые помогли обнаружить изменения в развитии:
Таблица 2 Показатели развития у детей восприятия и понимания произведений искусства
Этапы экспериментаПоказатель знаний детей о жанрах(%)Эмоциональность высказываний (%)Оценочные суждения (%)Констатирующий1020--Контрольный706560
Таблица 3. Уровень развития восприятия и понимания произведений искусства в начале и в конце эксперимента
Уровни Констатирующий экспериментКонтрольный экспериментАбс.ч.%Абс.ч%Высокий110630Средний10501470Низкий94000
В таблице 3 представлена положительная динамика уровня развития восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Дети научились понимать содержание картин и иллюстраций, научились определять средства выразительности, которые использовал художник.
Как показали сравнительные данные констатирующего этапа и контрольных срезов в эстетическом развитии детей произошли изменения: на констатирующем этапе никто из детей не смог дать эстетическую оценку произведениям искусства. А на контрольном этапе в экспериментальной группе оказалось большое количество детей, способных рассказать о художественных достоинствах произведений и высказать свое мнение. Нет основания говорить о высоком уровне развития этих показателей у всех детей. Можно рассматривать как положительный факт того, что дети стали более эмоционально откликаться на новые произведения, у них проявился устойчивый интерес к занятиям.
Разработанный и проверенный опытным путем план ознакомления с изобразительным искусством соответствовала возможностям и интересам детей 5-6 лет. В результате осуществления задач плана обогатился эмоциональный опыт общения и художественно-речевая деятельность, расширились представления о художниках, жанрах живописи и графике. Дети овладели умением чувствовать, выделять эстетические качества, переживания в произведении и высказывать свое мнение. Ознакомление детей с живописью и графикой строилось на усложнении содержания воспринимаемых произведений, средств выразительности, а также методов работы. Сначала давали детям общие понятия о жанре, затем уточняли его, выделяли образы, давали им эстетическую характеристику, связывая со средствами выразительности.
изобразительный искусство живопись дети
Выводы
Ознакомление детей дошкольного возраста с живописью создает условия для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
В исследовании были изучены педагогические условия использования произведений изобразительного искусства в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Установлено, что посредством организации целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста можно повысить уровень эстетического развития: восприятия и понимания детьми произведений живописи.
Занятия по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством требуют от воспитателя тщательной подготовки, глубокого знания творчества художников, эстетического понимания содержания произведений искусства.
В ходе проведенной экспериментальной работы были отобраны эффективные методы и приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью и графикой.
Как показали сравнительные данные констатирующего этапа и контрольных срезов в эстетическом развитии детей произошли изменения: на констатирующем этапе никто из детей не смог дать эстетическую оценку произведениям искусства. А на контрольном этапе в экспериментальной группе оказалось большое количество детей, способных рассказать о художественных достоинствах произведений и высказать свое мнение. Нет основания говорить о высоком уровне развития этих показателей у всех детей. Можно рассматривать как положительный факт того, что дети стали более эмоционально откликаться на новые произведения, у них проявился устойчивый интерес к занятиям.
Разработанный и проверенный опытным путем план ознакомления с изобразительным искусством соответствовала возможностям и интересам детей 5-6 лет. В результате осуществления задач плана обогатился эмоциональный опыт общения и художественно-речевая деятельность, расширились представления о художниках, жанрах живописи и графике. Дети овладели умением чувствовать, выделять эстетические качества, переживания в произведении и высказывать свое мнение. Ознакомление детей с живописью и графикой строилось на усложнении содержания воспринимаемых произведений, средств выразительности, а также методов работы. Сначала давали детям общие понятия о жанре, затем уточняли его, выделяли образы, давали им эстетическую характеристику, связывая со средствами выразительности.
Таким образом, проведенное исследование помогло повысить уровень восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи и графики: расширились представления о жанрах, повысился интерес к занятиям, улучшилась речь детей, их умение давать эстетическую оценку произведениям искусства. Восприятие живописи и графики стало более эмоциональным и осмысленным.
Приложение 1
Перспективный план работы
Формы работыТемаПрограммное содержаниеМетоды работыМатериалы к занятиюЭкскурсия на выставку«О чем и как говорит живопись»закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, активизировать речь детей, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.Рассматривание картин, беседаРепродукции картинзанятие«Ах, натюрморт, натюрморт»Закрепить знания о натюрморте Дать представление о средствах выразительности. Активизировать интерес к изобразительному искусствуБеседа, рассматривание картинРепродукции картинзанятиеНеобыкновенные приключения в летний деньПознакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, но и передают свое отношение к ней. Познакомить детей с творчеством И.И. Шишкина и других художников-пейзажистов. Учить сравнивать работы разных художников и находить особенности и отличия в них. Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями. Воспитывать сопереживание чувствам художника, его настроению. Рассматривание картин, художественное слово, загадки, прием «вхождение в картину», вопросыРепродукции картинзанятие«Портрет мальчика в соломенной шляпе»Расширить знания детей о жанре (портрет); Продолжать знакомство детей со средствами выразительности Развивать способность внимательно всматриваться в произведение живописи, понимать его содержание;Рассматривание картины, Разговор-диалог Рассказ Обобщение воспитателяРепродукции картинзанятие«Иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке «Три медведя» Л. Толстого»продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; знакомить с иллюстрациями Ю. А. Васнецова; обращать внимание детей на выразительные средства.Рассматривание иллюстраций, беседаиллюстрации
Приложение 2
Конспект занятия по ознакомлению с жанрами живописи на тему:
«О чем и как говорит живопись».
Программное содержание: закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, активизировать речь детей, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.
Ход:
Воспитатель, собрав детей, говорит:
Дети, мы с вами уже знаем, что живопись - это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник - живописец с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие, любовь или ненависть. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют, третьи вызывают тревожное ощущение и т.д. Художник умело подбирает цвета и их сочетание, чтобы вызвать эти чувства и у зрителей. А сейчас мы пойдем на нашу выставку и рассмотрим картины. Посмотрите на эти картины внимательно. О чем они? Да, здесь нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, книги, орудия труда художника. Мы уже знаем, как называются все эти картины. Это натюрморты. А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, вырастивших эти плоды, создавших эти предметы. Они радуются их красоте, разнообразию форм и величине, удивляются, восхищаются, предлагают нам полюбоваться ими и видеть красоту в обыкновенных вещах, внимательно и бережно относиться к ним. Художники передают и свое отношение к увиденному, свое настроение. Если мы внимательно посмотрим на картины, то можем открыть много удивительных тайн.
А вот эта группа картин, изображающих природу. Как называется этот жанр живописи? (Пейзаж). Про что художники здесь хотят нам рассказать? Да, про красоту нашей родной земли, от небольшого уголка леса, поля до величавых просторов, разнообразие ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, полдень, зиму, осень, весну и лето. И здесь художники передают настроение, состояние - то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер и дождь, когда попадает в грозу, снегопад. С помощью цвета, красок каждый художник передает свое отношение к увиденному и мы, глядя на ту или иную картину, начинаем ощущать те же чувства.
Сейчас мы подойдем к другой группе картин. Какой же здесь представлен жанр живописи? Портрет. Это человек или группа людей, это и взрослые и дети; иногда мы даже можем увидеть, кто они по профессии: врачи, рабочие, художники, музыканты. И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду. Но и их настроение: грустное или радостное, доброе или сердитое, спокойное или взволнованное; мы видим и их характер: злость, добродушие, хитрость или равнодушие, загадочность или нежность. Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие вам больше всего понравились? Почему?
После небольшой беседы с детьми воспитатель предлагает детям еще раз полюбоваться понравившимися картинами, а затем собирает их около себя и говорит: «Итак, сегодня мы с вами поговорили о таком виде изобразительного искусства, как живопись, и мы увидели, что она может рассказывать об окружающем нас мире с помощью красок на холсте».
Конспект занятия по ознакомлению с натюрмортом на тему: «Ах, натюрморт, ах, натюрморт!».
Программное содержание: закрепить у детей представления о том, что такое натюрморт, об особенностях средств выразительности, учить детей понимать эстетическую ценность натюрморта, видеть красоту сочетания форм и цвета, активизировать речь детей, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.
Ход:
Воспитатель заранее вывешивает картины, изображающие разные виды натюрмортов такие, как «Груши на зеленой драпировке» М. Сарьяна; «Хлеб, соль и братина» В. Столжарова; «Натюрморт с ящиком красок» Ж.Б. Шардена; из перечисленных могут быть взяты 2-3 в дополнение к уже известным детям.
Воспитатель усаживает детей полукругом. Вдруг раздается стук в дверь.
Воспитатель: - Кто же это к нам стучится? Войдите!
Входит Незнайка (взрослый, одетый в костюм Незнайки).
Незнайка: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Незнайка. Я слышал, что вы сегодня пойдете на выставку натюрмортов. Я тоже люблю натюрморт, потому что это про цветы, фрукты. Ой, как я их люблю! Я вот тоже нарисовал натюрморты. (Показывает детям рисунки. На одном - клумба с цветами, на другом - яблоня с яблоками). Правда, красиво!?
Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Если дети молчат, говорит: «Да, это красиво нарисовано, но разве это натюрморты? Дети, как вы считаете? Что же такое натюрморт? (Ответы детей). Да, в натюрморте могут быть нарисованы цветы, но какие? Уже сорванные, поставленные в вазу. Это могут быть и фрукты, и овощи, но какие? Собранные и красиво разложенные на столе; одежда, продукты питания, книги, орудия труда и многое другое. Понял, Незнайка?»
Незнайка: - Значит, я ошибся. А вы мне покажете картины, где нарисованы натюрморты?
Воспитатель: - Дети, покажем Незнайке нашу выставку?
Все переходят в зал, где организована выставка. Воспитатель предлагает детям и Незнайке полюбоваться картинами, показать ему те натюрморты, которые уже известны детям, те, которые им больше всего нравятся. Через некоторое время воспитатель собирает около себя детей и спрашивает: «Дети, так о чем же рассказывают наши натюрморты? Назовите те предметы, которые изображены на них? (Дети перечисляют). Незнайка, так ты понял, что изображает натюрморт? Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, о людях, которые вырастили и создали эти предметы, о том, какие чувства они вызвали у художника, - удивления, радости, раздумье, восторг. Поставленные вместе предметы, разложенные плоды, собранные в букет цветы рассказывают о себе: одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Соответственно своим чувствам, мыслям художник подбирает и краски. Поэтому одни натюрморты звучат радостно, весело. Покажите мне такие (дети показывают). Какие краски здесь использовал художник? (теплые, светлые, звонкие). Как их еще можно назвать? Другие натюрморты - задумчивые, спокойные, передают нам ощущение свежести, даже холода. Покажите мне такие. Какие краски здесь использовал художник? Третьи натюрморты звучат нежно, лирически, мягко, тихо. Покажите мне их. А здесь какие краски использовал художник? Здесь среди уже известных вам натюрмортов есть несколько новых. Какие? Давайте внимательно рассмотрим вот этот натюрморт (И.Михайлов, «Овощи»). Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на него? (удовольствие, радость от обилия только что собранных овощей, ягод, фруктов. Какая эта картина? (Светлая, нарядная, праздничная, спокойная, мирная и т.д.) а как вы думаете, почему? Да, художник любуется, восхищается изобилием плодов, которые дарит нам земля. Какие краски он использует? Тепло-коричневые (стол, лукошко, кринка), много изумрудно-зеленых (огурчики, зеленый лук, веточки укропа, петрушки, свеклы), ярко-красные (спелые помидоры), белые (тарелка и чеснок), темно-бордовые (свекла, черная смородина), и все это на фоне фиолетово-розовой, синеватой стены. Спокойная гамма теплых и холодноватых тонов, где теплых больше. А как вы думаете, что о себе хотят рассказать эти овощи, ягоды? (Мы спелые, мы вкусные, мы сладкие! Попробуйте нас! Какие мы свежие, душистые и ароматные!) Дети, а почему художник так (горизонтально) расположил полотно? Да иначе бы все это богатство не уместилось! Художник расположил овощи на деревянном столе, и создается ощущение, что их очень много. Давайте рассмотрим, что лежит на переднем плане. А на заднем? Почему небольшие предметы лежат впереди? (Чтобы их было хорошо видно) А на втором, заднем плане изображены самые крупные: большое блюдо, сито, кринка. Предметов больше справа или слева? (Слева.) Вот поэтому, чтобы было равновесие в картине, художник нарисовал справа высокую кринку.
От картины веет ароматом и свежестью. Художник показал нам, что может принести труд человека. Эта картина и о труде людей. А как бы вы назвали эту картину? Что вспоминается, когда смотришь на нее?» после этого воспитатель предлагает детям и Незнайке поиграть в игру «Убери лишнюю». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет, отмечая, что в этот раз Незнайка не ошибся. Незнайка благодарит детей и обещает еще прийти.
Конспект занятия группе по ознакомлению с пейзажной живописью на тему: Необыкновенные приключения в летний день
Программное содержание: Познакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, но и передают свое отношение к ней. Познакомить детей с творчеством И.И. Шишкина и других художников-пейзажистов. Учить сравнивать работы разных художников и находить особенности и отличия в них. Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями. Воспитывать сопереживание чувствам художника, его настроению.
Зрительный ряд: И.И. Шишкин Корабельная роща, Русский лес, Перед грозой; Ф.А. Васильев Перед дождем, Мокрый луг.
Ход занятия:
Педагог встречает детей в картинной галерее дошкольного учреждения и начинает свой рассказ:
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие: с помощью нашего воображения мы побываем в разных местах и посмотрим, что ожидает нас там. Но вначале я хочу загадать вам загадки:
Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Снег, что никогда не потемнеет и не растает?
Если дети не догадываются, педагог подсказывает:
На картинах художников-пейзажистов. Изображение природы - леса, луга, реки, моря написанные художником называются пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.
Наверное, все из вас знают, что такое деревня и многие не раз бывали там. Слово деревня похоже со словом дерево. Русская зима всегда была богата лесами. Чтобы построить жилище, люди срубали деревья и строили из них дома. Из древесины резали ложки, посуду, украшали её росписью. С лип драли лыко, плели лапти. Из бересты делали кузовки, из ивовых прутьев плели корзины. Много людей ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту, за лекарственными травами, но вот однажды дождался лес своего художника.
Родился он в небольшом городе Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста было лесная - Шишкин. И звали то его по-русски Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. Царем лесов называли художника его друзья. В нашей картинной галерее находится несколько его картин-репродукций.
Затем педагог предлагает начать путешествие с картины Корабельная роща - самой крупной по размерам в творчестве Шишкина. Вначале педагог дает детям возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, затем задает следующие вопросы:
Хотели бы вы оказаться в этом лесу?
Где здесь можно спрятаться в тени?
А где погреться на солнышке?
Захотелось ли вам побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням? Какие они, холодные или теплые?
Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камня, нагретой воды?
Почему картина называется Корабельная роща?
В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет:
очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким и незначительным. Пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Затем педагог предлагает детям представить, что они оказались в самой роще:
Смотрите, какой чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья напоили воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои.
Чем бы вы занялись, оказавшись в этом лесу? (собирали ягоды, цветы, рассматривали красивых бабочек, плели венки из цветов в тени под деревом, слушали пение птиц, жужжание шмелей, журчание воды, увидели бы белочку, ежика и многое другое).
Вот как хорошо нам с вами было в этом лесу! А потом мы пошли по тропинке, и пришли в ещё более дремучий лес, (педагог подводит детей к репродукции Русский лес И.И. Шишкина)
Кого мы здесь повстречали? / Старичка-лесовичка в стареньком зипуне и шапке, с длинным посохом в руке. Он нам рассказал, как надо беречь лес/.
В этом лесу солнечного света мало, его загораживают высокие деревья, не только сосны, но и могучие дубы. Чувствуете, здесь прохладнее и художник использует холодные зеленые оттенки и темные цвета.
Что мы можем увидеть в этом лесу? (Огромные мухоморы, берлогу медведя, избушку Бабы-Яги и т.д.)
Долго бродили мы среди великанов-деревьев, совсем забыли о времени и вдруг, неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, подул холодный ветер, верхушки деревьев тревожно зашумели. Скорее попрощались мы со стариком-лесовиком и побежали по узкой песчаной тропинке, которая вывела нас прямо к реке. (Одновременно с этими словами педагог подводит детей к репродукции с картины И.И. Шишкина Перед грозой).
Посмотрите, ребята, как вдруг потемнело. Ветер затих (звучит музыка А. Бетховена: симфония 4 часть Гроза). И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, и загремел гром.
Куда же мы побежим: вперед или назад? Почему?
Что вас больше всего пугает на картине? Почему?
Какие цвета и оттенки художник взял, чтобы показать тревожное грозовое небо, состояние в природе перед грозой? (серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый)
Как называются такие цвета? (холодные)
Педагог обращает внимание детей на оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь же они, гармонируя, с зеленым, воспринимаются как холодные.
Детям предлагается поспешить дальше к картине Перед дождем Ф.А. Васильева. Педагог обращает внимание детей, что эта картина написана другим художником.
Названия картин одинаковые, но работы отличаются друг от друга. Чем? (техникой исполнения, манерой)
Опять зашумел ветер. Как сильно он наклоняет верхушки деревьев! Через речку хозяйки гонят своих гусей домой. Они торопятся успеть до дождя. Поспешим и мы за ними. За деревьями виднеется дом и дымок под крышей. Попросим художника впустить нас в дом переждать грозу. Побежали (звучит музыка дождя). Хорошо успели. Хозяюшка добрая оказалась, напоила нас чаем с пирогами.
Но вот дождь закончился. Попрощаемся с гостеприимной хозяйкой и поспешим дальше. (Педагог подводит детей к следующей картине-репродукции Мокрый луг Ф.А. Васильева):
Ах, как свежо и чисто стало в природе! Посмотрите, далеко почти за горизонт уплыли черные тучи. Перед нами луг, умытый дождем. Сквозь легкие облака светит солнышко. Оно отражается во всем: в образовавшемся после дождя небольшом озерце и на мокрых травинках и листочках. Все краски свежи. Художнику опять понадобились теплые, ласковые, желтые оттенки. С помощью их он показал, как быстро просыхает и нагревается земля и воздух.
Как вы думаете, какое время суток здесь изобразил художник? (Ближе к вечеру).
Да долго мы сегодня путешествовали и не заметили, как вечер приблизился. Пора домой! Но мы с вами ещё много совершим увлекательных путешествий в страну живописных полотен. До скорой встречи, ребята, в нашей картинной галерее.
Конспект занятия по ознакомлению с портретом И.Ф. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе»
Программное содержание: Расширить знания детей о жанре (портрет); Продолжать знакомство детей со средствами выразительности; Развивить способность внимательно всматриваться в произведение живописи, понимать его содержание.
Оборудование: репродукция картины И.Ф. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе», альбом «Иван Хруцкий»
Методический приемы: Рассматривание картины. Разговор-диалог (по наводящим вопросам). Уточнение ответов. Рассказ. Обобщение воспитателя.
Ход занятия:
Педагог акцентирует внимание детей интересном занятии, которое сейчас будет проходить. Показывает репродукцию. Вместе вспоминают, в каком альбоме ее видели. Предлагают внимательно рассмотреть картину. Воспитатель задает вопросы:
" Кого мы видим на картине? " Как одетый мальчик?
"Когда, на ваш взгляд, написана эта картина? "почему вы так считаете?
"Похожа ли одежда мальчика на вашу?
Какое у мальчика настроение?
Как вы думаете, почему отдельные части картины с правой стороны светлее, чем с левой?
Что помогло художнику так натурально изобразить кисти винограда?
К какому жанру принадлежит картина?
После ответов детей воспитатель предлагает послушать свой рассказ «На темном, почти черном фоне мы видим прекрасный портрет мальчика в соломенной шляпе. Картина так и называется «Портрет мальчика в соломенной шляпе».
Мальчик одет необычно: он в шляпке, украшенной пером павлина; в светлой рубашке, белый воротничок выпущен наверх… В руках мальчик крепко держит корзину с виноградом. Мальчик смотри прямо на нас. Взгляд ясный, теплый, но задумчивый и не радостный. О чем думает мальчик?
У мальчика красивое лицо, маленький вздернутый носик, пухлые губы.
Художник с такой любовью написал портрет, что мальчик кажется живым. Хочется дотронутся до его руки, взять кисть сладкого, сочного винограда.
Так написать портрет мог только великий художник, который очень умело, владеет красками, чтобы передать оттенки, объемы, солнечные блики… и все это с помощью красок и кисти.
Таким образом, сегодня мы познакомились с «Портретом мальчика в соломенной шляпе», написанном художником И.Ф. Хруцким.
Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой на тему «Иллюстрации Ю.А. Васнецова к сказке «Три медведя» Л. Толстого»
Программное содержание: продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики; знакомить с иллюстрациями Ю.А. Васнецова; обращать внимание детей на выразительные средства.
Материал: иллюстрации Ю.А. Васнецова к сказке «Три медведя» Л. Толстого, песенке-потешке «Сорока-белобока», потешке «Петушок».
Предварительная работа. Рассказывание детям сказки Л. Толстого «Три медведя».
Ход занятия:
Воспитатель показывает знакомые детям иллюстрации Ю. А. Васнецова к русской народной игровой песенке-потешке «Сорока-белобока» и потешке «Петушок», предлагает назвать эти произведения, фамилию, имя и отчество художника.
Дети рассказывают о том, что изображено на рисунках. При этом воспитатель использует следующий прием. Всякий раз, прежде чем открыть новую страницу, он предлагает детям вспомнить не только содержание иллюстрации, но и ее отдельные детали, например, где расположились со своими мисочками белочка и уточка и др.
Затем дети по предложению воспитателя самостоятельно рассматривают несколько иллюстраций из книги «Три медведя» Л. Толстого. (Если дошкольное учреждение располагает достаточным количеством одинаковых изданий, каждому ребенку дается отдельная книга. Можно также использовать наборы открыток.) Далее они называют сказку и кратко пересказывают ее содержание (о чем сказка, кто ее главные герои).
Воспитатель спрашивает, знаком ли малышам художник, который нарисовал рисунки к этой сказке, и почему они думают, что это Ю.А. Васнецов.
В процессе последовательного рассматривания иллюстраций педагог сосредоточивает внимание детей на средствах выразительности, которые художник использовал для передачи настроения персонажей. Так, показывая рисунок, на котором изображена девочка перед избушкой медведей, он объясняет, что с помощью цвета и чередования крупных объемов с мелкими художник передает опасность, которой подвергается девочка (темные стволы деревьев окружают маленькую девочку. На фоне высокой темной стены деревьев стоит маленькая избушка и т. д.).
По иллюстрации с изображением медвежьей семьи дошкольники могут не только описать, во что одеты персонажи, но и рассказать об их характерах, интересах. Воспитатель обращает внимание детей на мебель и детали убранства избушки. Помогает увидеть, как выразительно художник передает нарастающее раздражение медведей.
Затем педагог предлагает двум-трем детям рассказать, какая иллюстрация Васнецова к сказке «Три медведя» им понравилась больше всего и почему.
По окончании занятия книгу с иллюстрациями Ю.А. Васнецова помещают в книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать ее самостоятельно.
В заключение педагог предлагает детям среди книг с иллюстрациями нескольких художников найти работы Юрия Алексеевича Васнецова.