служить способом использования положительного примера в воспитании [25, с. 81].
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному соревнованию.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен [23, с. 186].
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений [23, с. 192].
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых [8, с. 167].
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании [3, с. 194].
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственного, но малосимпатичного персонажа уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям "героя" суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно [3, с. 201].
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе [11, с. 132].
Таким образом, ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя. С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Глава 2. Педагогические условия гармонизации развития личности младших школьников в образовательной модели "начальная школа XXI века" при изучении интегративного курса "окружающий мир"
.1 Цели и задачи интегративного курса "Окружающий мир" в образовательной модели "Начальная школа XXI века"
Важнейшей отличительной чертой всего учебно-методического комплекта образовательной модели "Начальная школа XXI века" под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой является его единое внутреннее построение.
В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей младшего школьного возраста (в познании, общении разнообразной продуктивной деятельности), учитывать технологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Методика обучения предметам строится на приобретённом использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей данного возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Обновление начальной школы предполагает, в том числе, и переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательский. В УМК "Начальная школа XXI" это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто зритель, слушатель, репродуктор, а исследователь. Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: учащийся может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи своё мнение")
Преобладают задания проблемного характера, имеется система специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.
В УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом уроков по окружающему миру, особенно в 1 и 2 классах.
Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, если можно так сказать, фон обучения [36, с. 79].
Данный учебно-методический комплект, в котором принцип интеграции является одним из основных дидактических принципов построения системы обучения, позволяет:
.снизить утомление
. уменьшить нагрузку учащихся
. развивать интерес детей к предметам
. сохранить здоровье школьников
. подготовить их к дальнейшему успешному обучению [36, с. 94]
Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образованная - формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается").
Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).
Комплект учебников "Начальная школа XXI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.
Изучение интегративного курса "Окружающий мир" осуществляется по программе УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Специфика интегративного курса "Окружающий мир" состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса "Окружающий мир" состоит в том, что входе его изучения школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
В основе комплекта - целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели - полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.
УМК обеспечен программой, концепцией, общей методикой, раскрывающей подходы к обучению в каждом классе, и методиками для учителя по предметам.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Интегративный курс "Окружающий мир" использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ(метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.
Таким образом, интегративный курс "Окружающий мир" В.Ф.Виноградовой, С.В.Гавриловой, Г.С. Калиновой обеспечивает развитие личности ребенка, школьник начинает осознавать связи человека со средой обитания, учится организовывать свою деятельность в природе, культуре, истории родной страны, осознавать ее особенности и индивидуальность.
.2 Возможности гармонизации развития личности младших школьников в образовательной модели "Начальная школа XXI века"
В ходе урока сочетались такие методы организации учебно-познавательной деятельности, как словесные (рассказ учителя, выступления учащихся), наглядные (демонстрация слайдов), работа с книгой (при изучении нового материала, с целью профилактики нарушения зрения обязательны подставки для книг), самостоятельная работа (на данном уроке была выбрана групповая форма работы, т.к. она обеспечивает для каждого ученика ситуацию успеха). Выбранные методы направляют учебно-познавательный процесс на связь с жизнью, опытом учащихся.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На данном уроке детям было дано представление о Солнце, Солнечной системе, звездах. На первом этапе работы - актуализации полученных знаний дети сами определяют тему урока, при помощи загадок, которые загадывает учитель. Загадки способствовали активности детей и вызвали интерес к обсуждаемым событиям.
Второй этап - введение в новую тему. Он начался с прочтения стихотворения Сергея Есенина. Данный вид работы влияет на эстетическое воспитание ребенка, а конкретнее на гармоническое умственное развитие. Гармонизация мировосприятия ребёнка рассматривается как "живой", динамичный принцип художественно-эстетического отношения ребёнка к миру.
Третий этап - работа по учебнику предполагает самостоятельную работу учеников, которая направлена на формирование умения работать самостоятельно, а также на формирование некоторых видов универсальных учебных действий.
Четвертый и шестой этапы - физкультминутка. Она имеет направленность на гармонизацию физического развития личности. Она направлена не только на расслабление младших школьников, но и на укрепление здоровья. В данном уроке были использованы две физминутки. Первая из них была направлена не только на гармонизацию физического развития, но и на формирование произвольного внимания.
На следующем, пятом, этапе учитель рассказывает о Солнце и планетах Солнечной системы. Данный рассказ дает ученикам представление о Вселенной. Следующий момент это самостоятельная работа в группах, которая помогает формированию учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами.
Для достижения положительных результатов данного этапа необходимо: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала; полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся; использование наглядности; постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации; актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.
Заключительным этапом урока является просмотр картины. Этот вид деятельности так же развивает эстетический вкус ребенка. Рассуждения по картине формируют познавательные общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия. У учащихся должны вырабатываться умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи, использовать разнообразные формы закрепления знаний.
Рефлексия была проведена в виде работы в тетрадях по парам. Это и дальнейшая проверка выполненных заданий помогла повторить пройденный материал. Выполнялось подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
Проанализировав урок, можно сделать вывод, что поставленные цели были реализованы на данном уроке. Обучающиеся на уроке учатся высказывать свое мнение. Воспитываются личностные качества и нравственные ценности.
"Начальная школа XXI века" обеспечивает выполнение задач модернизации начального образования, позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Обучение по данному УМК предполагает полноценное индивидуальное развитие ребёнка, его социализацию и успешное обучение, что и соответствует требованиям ФГОС.
Заключение
Интегративный курс "Окружающий мир" обеспечивает развитие личности ребенка, школьник начинает осознавать связи человека со средой обитания, учится организовывать свою деятельность в природе, культуре, истории родной страны, осознать ее особенности и индивидуальность. Авторы: В.Ф.Виноградова, С.В.Гаврилова, Г.С. Калинова.
Особое внимание авторы учебно-методического комплекта "Начальная школа XXI века" уделяют созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ, как процесса, так и результатов обучения (рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).
Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений. Направленность процесса обучения, прежде всего на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода - умения учиться.
Именно этим объясняется длительный подготовительный период, обеспечивающий, в том числе, и адаптацию детей к школьному обучению.
Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.
Таким образом, отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшими школьниками окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать",
В основе образовательной модели "Начальная школа XXI века" - целостная концепция начального образования, где каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели - полноценного индивидуального развития каждого ребенка и его успешного обучения.
Список использованной литературы
школьник личность педагогический гармонизация
1.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. - Р/н/Д, 2010.- 199 с.
.Бахтин М.М. Диалог 1. Проблема диалогической речи // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. - М., 2006. - 209 с.
.Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 416 с.
.Вопросы психологических способностей: Сборник статей / Под ред. В. А. Крутецкого - М.: Педагогика, 2013. - 216 с.
.Вохнянина Л. А. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д. Б. - В.В. Давыдова). М.: Вита-Пресс, 2011. - 174 с.
.Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: Т К Велби. - Изд-во Проспект, 2009. - 76 с.
.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 393 с.
.Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2012. - 180 с.
.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
.Гусев В.А. Психолого-педагогичекие основы обучения математике. - М.: Вербум - Академия, 2008. - 432 с.
.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с.
.Деменева Т. Е. Приемы активизации учащихся // Начальная школа. - № 2. - 2009. - С. 15
.Диас - Паскуаль. Диалог учителя с учениками при решении задач в 1-м классе // Начальная школа. - 2013. - №4. - С.2 - 4.
.Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Издательский центр "Академия", 2009-302 с.
.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение: Владос, 2012. - 320 с.
.Занков Л.В. Содружество ученого и учителя. - М.: Издательский центр, "Академия", 2005. - 187 с.
.Запорожец А.В. Психология Учпедгиз, Москва, 1953. - 124 с.
.Игнатьева Т. В., Вохмянина Л. А. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях, часть 1. - Москва "Просвещение", 2010. - 230 с.
.Ильина Г.А. Педагогика, курс лекций. М.: Просвещение, 2012. - 270 с.
.Исаев, Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2012. - 187 с.
.Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - 264 с.
.Истомина Н. Б. Особенности учебно-методического комплекта "Гармония" // Начальная школа. - 2012. - №2. - с. 34-42.
.Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 164 с.
.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2011. - 464 с.
.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 2007. - 396 с.
.Митаева Л. Г. Система Л. В. Занкова в практике обучения // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 83 - 85.
.Митрохина С.В. Самостоятельная работа по геометрии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2011.- № 3. - С.37 - 40.
.Моро М. И., Волкова С. И. Начальный курс // Начальная школа плюс - минус. - 2010. - №4. - С.7 -11.
.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 656 с.
.Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В трех кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2 - е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010. - 465 с.
.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 2010 - 921 с.
.Пидкасистый П. И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 640 с.
.Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д: "Феникс", 2012. - 448 с.
.Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 400 с.: ил.
.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Левченко И. Ю., Забрамной С.Д. - М.: изд. центр "Академия", 2008. - 320 с.
.Рабочая программа на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, примерной программы по окружающему миру и программы "Начальная школа XXI века" (Н.Ф. Виноградова) М.: Вентана - Граф, 2013.
.Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 2 ч. - С. 176
.Селиверстова Н.Ю. Найди закономерности // Начальная школа. - 2008.- №5.- С. 85 - 89.
.Тараканова О.И. Формирование комбинаторного стиля мышления // Начальная школа. - 2008.- №7. - С.2 -5.
.Целищева И.Н. Эвристические задачи // Начальная школа. - 2009. - № 19.- С. 2 - 6.
.Якиманская И.С. Уровни анализа, синтеза и абстракции при чтении у учащихся // Вопросы психологии. - 2009. - №1.- С.67.
Приложение
Методическая разработка урока по теме "Твое первое знакомство со звездами" по УМК "Начальная школа XXI век" по учебнику Н.Ф.Виноградовой "Окружающий мир" 2 класс.
Цели и задачи:
Образовательная: сформировать представления учащихся о Вселенной, о звездах и планетах;
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся; воображение, умение использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать, выражать мысли.
Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение планеты, прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
Оборудование: учебник "Окружающий мир", 2 часть, автор: Виноградова Н.Ф.,
презентация "Звездный мир";
компьютер, проектор, экран, индивидуальные MakBook для учеников.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Актуализация опорных знаний.
Тему урока вы сможете назвать сами, выполнив определенные задания.
Отгадайте загадки:
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
А глянули утром - уж нет ничего.
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий!
Голубой шатёр весь мир накрыл. <#"justify">СОЛНЦЕ, НЕБО, ЗВЕЗДЫ. Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока. Правильно. Тема сегодняшнего урока "Знакомство со звездами"
Работа над новым материалом.
.1-Учитель читает стихотворение Сергея Есенина.
ЗВЕЗДЫ
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!
Ребята, а как вы думаете, почему мы так любим смотреть на звезды?
Выслушиваются мнения учеников.
Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.
.2 Работа по учебнику. Стр.6-7
Чтение статьи в учебнике и выполнение заданий к нему.
-3 фантастические истории про звездное небо, придуманные учениками, выслушиваются и обсуждаются.
Выполнение заданий в рабочей тетради №2 стр.3 задание №1- самостоятельно.
Проверка.
Физкультминутка.
Я называю цвет. Если звезда такого цвета раскаленная, вы прыгаете 2 раза. Если звезда такого цвета менее раскаленная - 1 раз.
Учитель называет цвета: голубой, желтый, красный, белый, оранжевый.
.3 Рассказ учителя о Солнце и планетах Солнечной системы.
Давным-давно люди тоже придумывали всякие фантастические истории про Землю, звезды, планеты. Сейчас людям уже многое известно. А помогли им в этом астрономы. Астрономы - это люди, которые изучают звезды, планеты и другие небесные тела. Сегодня мы познакомимся с Солнечной семьей. Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Люди разных профессий по-разному расскажут вам Солнце. Поэт расскажет о том, как прекрасно Солнце; врач - о пользе Солнца для человека; охотник поведает нам, как он путь по солнцу находит. Совсем по-другому о Солнце вам расскажет астроном.
Солнце - огромный огненный шар из газа. Нам оно кажется маленьким шариком. Это потому, что оно от нас очень далеко. Солнце во много раз больше Земли и других планет, которые входят в Солнечную систему. Солнечная система - это Солнце и звезды и планеты, вращающие вокруг него. В Солнечную систему входят 8 планет: Меркурий, Венера. Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун.
Физкультминутка. Дети под космическую музыку повторяют за учителем движения космонавтов в невесомости.
Учащиеся читают текст в учебнике, рассматривают рисунки-схемы и в парах обсуждают.
Дополнительно: просмотр фильма "Волшебная сфера"
Так ли люди представляют Солнечную систему сегодня?
Вывод: Солнце находится в центре Солнечной системы, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Картинная галерея. Репродукция картины Я.Матейко "Астроном Николай Коперник".
Учитель: - Рассмотрите картину, прочитайте о Николае Копернике в учебнике (один ученик читает текст вслух). Каким вы представляете ученого?
Сравните схемы на стр. 10 и11. Чем они похожи и чем отличаются?
Общее: названия планет, их расположение. Различия: в центре певой схемы Земля, второй-Солнце.
Почему книга Н.Коперника имела огромное значение? (выслушиваются ответы и рассуждения учащихся)
Правильно, Коперник первым понял и доказал, что в Центре Солнечной системы находится не Земля, а Солнце.
Рефлексия.
. Работа в тетради.
Стр. 3 № 2, 4- работа в парах.
Проверка.
.Работа на MacBook. Альбомы ПервоЛого.
б) Соотнесите высказывание с картинкой.
Итог урока:
Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то нарисуйте голубую звезду.
Если считаете, что все получилось, но что-то можно было сделать лучше, то нарисуйте жёлтую звезду.
Если считаете, что многое не получилось, то нарисуйте красную звезду.
Задание на дом:
Учебник стр. 6-12, р/т стр3 №3, нарисовать, каким вы представляете ночное звездное небо.