Гидравлический расчет трубопровода и подбор центробежного насосного агрегата
Содержание
1. Гидравлический расчет
трубопровода и построение его характеристики
. Подбор насоса
. Пересчет характеристики
магистрального насоса НМ 360-460 с воды на перекачиваемую жидкость методом
Аитовой-Колпакова
. Построение совмещенной
характеристики трубопровода и группы насосов
. Возможные варианты регулирования
подачи насоса
.1 Дросселирование
.2 Регулирование воздействием на
привод, изменением числа оборотов вала насоса
.3 Регулирование подачи обточкой
рабочего колеса
. Проверка всасывающей способности
. Расчет щелевого уплотнения
Список использованных источников
литературы
1. Гидравлический расчет трубопровода и
построение его характеристики
Определим диаметр трубопровода на нагнетательной
линии, принимая скорость перекачиваемой жидкости V=3,5
м/с.
= =
м
Полученный диаметр нагнетательной линии не
соответствует ГОСТу. Следовательно, принимаем ближайший, соответствующий ГОСТ
20295-85
dн=219мм
б=5мм;н=219-2*5=209мм.
Т.
к. диаметр на нагнетательной линии уменьшился, следовательно изменилась и
скорость. Найдём действительную скорость жидкости в нагнетательной линии
трубопровода
=
Найдем
режим течения перекачиваемой жидкости
=
=
=
Т.
к. Rен, ReперI< Rен
< RеперII,
следовательно режим течения жидкости - турбулентный, в зоне смешанного трения.
Находим коэффициент гидравлических сопротивлений по формуле Альтшуля
Найдём
потери напора по длине используя формулу Дарси-Вейсбаха
= =379,77м,
где
lнприв = lн * Кприб = 7000*1,02=7140;
Кприб
=1,02 - коэффициент привидения, учитывающий местные потери.
Как
правило, всасывающий патрубок в отличии от нагнетательной линии делается больше
по диаметру, учитывая это найдём диаметр трубопровода во всасывающей линии,
скорость перекачиваемой жидкости примем V=2,5 м/с
= =
0,225 м.
Полученный диаметр всасывающей линии не
соответствует ГОСТу. Следовательно, принимаем ближайший, соответствующий ГОСТ
20295-85
dв=273мм
б=5мм;
dв=273-5*2=263мм.
Тогда скорость перекачиваемой жидкости во всасывающей
линии будет
=
Найдем режим течения жидкости
=
=
=
Т. к. Rев, ReперI<
Rев < RеперII,
следовательно режим движения жидкости - турбулентный, в зоне смешанного трения.
Находим коэффициент гидравлических сопротивлений по формуле Альтшуля
Потери на всасывающей линии находим по формуле
Дарси-Вейсбаха
=,
Найдём потребный напор насоса для осуществления
процесса перекачки, в заданном режиме используя уравнение Бернулли
Уравнение Бернулли для сечений 1-1 и 2-2:
Уравнение Бернулли для сечений 3-3 и 4-4:
Определяем потребный напор:
При Qпотреб=360
м3/ч, Нпотреб=400,69 м.
Аналогично рассчитываем потребный напор для
различных значений Q, результаты
заносим в таблицу 1
Таблица 1
На основе полученных данных строим
характеристику трубопровода
2. Подбор насоса
По Qпотр и Hпотр проводим
подбор магистральных насосов. Выбрали 1 секционный насос серии НМ 360-460 с диаметром
рабочего колеса 300 мм.
Насосы магистральных нефтепроводов
соответствуют, в основном, ГОСТ 12124-87 "Насосы центробежные нефтяные для
магистральных трубопроводов" (типы и основные параметры). Стандарт
распространяется на насосы основные, подпорные, а также насосы для откачки
утечек. Он определяет 11 типов основных насосов, а с учетом сменных роторов -
20 типов. Основные насосы изготовляются на подачи от 125 до 12500 м3/ч.
При подачах до 750 м изготовляют секционные насосы с последовательным соединением
колес (рисунок - 1).
Секционные магистральные насосы имеют подачу до
710 м3/ч. Согласно ГОСТ 12124-87, предусмотрены пять типов
секционных насосов: НМ 120-550, НМ 250-475, НМ З60-460, НМ 500-300 и НМ
710-280. Эти насосы многоступенчатые горизонтальные в однокорпусном секционном
исполнении с рабочими колесами одностороннего входа.
Насос НМ 360-460 - четырех ступенчатый он
состоит из ротора, крышек всасывания и напорной, секций, направляющих
аппаратов, узлов уплотнения и подшипниковых опор.
Ротор насоса состоит из вала, рабочих колес,
предвключенного колеса, разгрузочного диска и втулок.
Рабочее колесо литое, одностороннего входа.
Направляющий аппарат - литой. Для обеспечения бескавитационной работы насоса
устанавливается литое предвключенное колесо.
Осевое усилие ротора уравновешено разгрузочным
диском. Концевые уплотнения ротора - механические торцевые. Опоры ротора -
подшипники скольжения с кольцевой смазкой и водяным охлаждением.
Крышки всасывания и напорная стягивается
стяжными шпильками, образуя вместе с секциями корпус насоса.
Насос и электродвигатель, соединенные зубчатой
муфтой, устанавливают на отдельных фундаментных рамах.
Направление вращения вала - по часовой стрелке,
если смотреть со стороны электродвигателя. Для расширения области применения
насосов допускается уменьшение подачи и напора в пределах рабочей зоны,
указанной на характеристике насоса.
1 - зубчатая муфта, 2 - вал, 3 - подшипник
скольжения, 4 - торцевое уплотнение, 5 - крышка всасывания, 6 - уплотнительная
втулка, 7 - предвключенное колесо, 8 - уплотнительное кольцо, 9 - секция, 10 -
рабочее колесо, 11- направляющий аппарат, 12- уплотнительное кольцо, 13 -
напорная крышка, 14 - пята насоса, 15 - разгрузочный диск, 16 - разгрузочная
втулка, 17 - корпус концевого уплотнения, 18 - устройство отжима ротора
Рисунок 1 - Нефтяной магистральный секционный
насос
Характеристика насоса НМ 360-460 (n=2970
об/мин; D2=300
мм).
Таблица 2
Q, м3/ч
|
0
|
80
|
160
|
240
|
320
|
400
|
480
|
Н,
м
|
535
|
535
|
530
|
515
|
485
|
440
|
380
|
η,
%
|
0
|
35
|
60
|
75
|
80
|
83,5
|
80
|
N, кВт
|
310
|
330
|
400
|
487,5
|
575
|
627,5
|
675
|
Схема расположения насосов
3. Пересчёт характеристики магистрального насоса
НМ360-460 с воды на перекачиваемую жидкость методом Аитовой - Колпакова
где ns - коэффициент быстроходности;
j - число ступней, j=4;
i - одно или
двухстороннего действия, i=1;
Reпер=
Так как Reυ
> Reпер наступает автомодельный режим и пересчеты характеристик
по напору и подачи не требуется, следовательно: Нν
= Нв и
Qν
= Qв.
Но с изменением вязкости жидкости меняются
дисковые потери, что ведёт к изменению КПД и мощности насоса.
Пересчет к.п.д. с воды на перекачиваемую
жидкость
где ηв
- к.п.д на воде;
ην
- к.п.д. на перекачиваемую жидкость;
A - коэффициент
связанный с дисковыми потерями, определяемый коэффициентом быстроходности ns
и рассчитываемый с учетом вязкости нефти, ns
= 97,62 => A = 1000;
α -
коэффициент связанный с гидравлическими потерями, зависящий от числа Re
и определяется по графику α = 0,04;
Reв,
Reν
- числа Рейнольдса, определяемые по воде и вязкой жидкости.
Число Reв
при
перекачке воды равно:
Пересчет мощности с воды на перекачиваемую
жидкость
Расчетные данные заносим в таблицу 3
Таблица 3
4. Построение совмещенной характеристики
трубопровода и группы насосов
5. Возможные варианты регулирования подачи
.1 Дросселирование
Метод дросселирования на практике применяется
сравнительно часто, хотя и не является экономичным. Он основан на частичном
перекрытии потока нефти на выходе из насосной станции, т.е. на введении
дополнительного гидравлического сопротивления. При этом рабочая точка смещается
в сторону уменьшения расхода.
Высота изменения характеристики трубопровода
равна
hдр=Нс-НВ=444,87-400,69=44,18
м.
Оценка эффективности
ηн=76,5%
при Q=360 м3/ч
>Δηдоп=2%,
следовательно дросселирование не приемлемо.
.2 Регулирование воздействием на привод,
изменением числа оборотов вала насоса
Изменение частоты вращения вала - прогрессивный
и экономичный метод регулирования, позволяющий полностью исключить обточку
рабочих колес.
Согласно теории подобия центробежных насосов
параметры их работы при измени частоты вращения вала связаны соотношениями:
=
Строим параболу подобия Н=СQ2
Таблица 4
Q, м3/ч
|
0
|
40
|
80
|
120
|
160
|
200
|
240
|
280
|
320
|
360
|
400
|
Н,
м
|
0
|
4,94
|
19,78
|
44,52
|
79,14
|
123,66
|
178,08
|
242,39
|
316,59
|
400,69
|
494,67
|
Парабола пересекает напорную характеристику
насоса в точке К, Q
при n, Q
при n.
Из выражений приведённых выше найдём число
оборотов вала центробежного насоса в минуту n:
n==2801,66
По формулам и
пересчитаем
напорную характеристику НМ при числе оборотов в минуту n=2970
об/мин.
Данный метод регулирования является самым
эффективным, так как при изменении числа оборотов вала насоса, КПД насоса при
этом не меняется.
)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
Таблица 5
Q, м3/ч
|
0
|
75,46
|
150,93
|
226,39
|
301,86
|
377,32
|
452,79
|
Н,
м
|
476,07
|
476,07
|
471,62
|
458,27
|
431,57
|
391,53
|
338,14
|
5.3 Регулирование подачи обточкой рабочего
колеса
Обточка рабочих колес по наружному диаметру
широко применяется в трубопроводном транспорте нефти. Этот способ может быть
эффективно использован при установившемся на длительное время режиме перекачки.
Следует отметить, что уменьшение диаметра рабочего колеса сверх допустимых
пределов приводит к нарушению нормальной гидродинамики потока в рабочих органах
насоса и значительному снижению к.п.д.
Строим параболу обточки НВ=aBQ2
Строим параболу обточки для подач
Q1
= 320 м3/ч , Q2
= 360 м3/ч, Q3
= 400 м3/ч
Н 1= 3202 * 0,003092 =
316,59 м;
H2
= 3602 * 0,003092 = 400,69 м;
H3
= 4002 * 0,003092 = 494,67 м.
Эта парабола пересекает напорную характеристику
насоса в точке К с подачей QК
= 378,57 м3/ч. Тогда диаметр обточенного колеса будет
Строим новую напорную характеристику насоса:
)
)
) ;
) ;
) ;
) ;
)
Результаты заносим в таблицу 6
Таблица 6
Q, м3/ч075,46150,93226,39301,86377,32452,79
|
|
|
|
|
|
|
|
Н,
м
|
476,07
|
476,07
|
471,62
|
458,27
|
431,57
|
391,53
|
338,14
|
При 60<ns<120
допускается обточка рабочих колес до 20%. В нашем случае ns=97,62
и δ=5,6%
- условие
выполняется, следовательно, регулирование подачи путем обточки рабочего колеса
приемлемо.
6. Проверка всасывающей способности
Определим запас энергии на входе в насос,
используя уравнение Бернулли
.
Располагаемый кавитационный запас
=.
Расчёт показал, что располагаемый кавитационный
запас больше допустимого (для насоса НМ360-460 Dhдоп =4
м) в этом случае в насосе кавитация не возникает, подпорный насос не нужен.
7. Расчет щелевого уплотнения
Наиболее широко распространенный вид
бесконтактного уплотнения в центробежных насосах - щелевое уплотнение. Оно
ставится у входа в насос, между колесом и корпусом, для уменьшения перетока
жидкости между областями высокого и низкого давления
В корпусе насоса 1 фиксируется неподвижно втулка
3 с буртиком, которая по диаметру Д1 плотно прилегает к корпусу.
Между втулкой и выточкой колеса 2 по техническим требованиям устанавливается
малый зазор δ в пределах 0,3…0,4
мм, который обеспечивает колебания вала в пределах зазоров подшипников без
заедания колеса о корпус. Отношение длины выточки к ее диаметру находится в
пределах 0,12…0,15.
Определим утечки через щелевое уплотнение насоса
на оптимальном режиме, если известно, что диаметр щели D=90
мм, δ1=0,25
мм, δ2=0,6
мм, ν=0,18.10-4м2/с
Выполним расчет в первом приближении.
Перепад напора на щели
Скорость
Число Рейнольдса
Так как 3753,2>1900, то режим турбулентный
Коэффициент Дарси вычисляется по формуле
Блазиуса (для турбулентного режима)
Коэффициент расхода
Скорость в щели
Утечки
Второе приближение
Число Рейнольдса
Коэффициент Дарси
Коэффициент расхода
Скорость в щели
Утечки
Повторяя аналогичные вычисления
для последующих приближений, соответственно получим следующий ряд расходов:
19,42 м3/ч; 19,37 м3/ч. Как видно, второе и третье
приближение отличаются друг от друга не более чем на 1%, а потому расчёты можно
закончить. Таким образом, утечки при указанных условиях на две стороны составят
38,74 м3/ч, что соответствует объёмному к.п.д.
магистральный насос
трубопровод всасывающий
При этом скорость в щели
составляет величину V =44,81 м/с.
В процессе эксплуатации насосов и щелевых
уплотнений последние изнашиваются, зазор возрастает, что увеличивает утечки.
Возрастание этих утечек со временем - одна из причин снижения к.п.д. насоса.
Список использованных источников
1 П.И. Тугунов, В.Ф. Новоселов, А.А.
Коршак, А.М. Шаммазов, Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации
нефтебаз и нефтепроводов, Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2002.
Л.Г. Колпаков, Эксплуатация
магистральных насосов, Уфа: УГНТУ, 1993.
3 А.М. Нечваль, Проектирование и
эксплуатация газонефтепроводов, Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001.
А.А. Коршак, А.М. Нечваль,
Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, Уфа:
ДизайнПолиграфСервис, 2005.
Альбом основного и вспомогательного
оборудования насосных и компрессорных станций нефтегазопроводов, Уфа: УГНТУ,
2004.
Каталог нефтяные магистральные и
подпорные насосы, Москва: ЦИНТИхимнефтемаш, 1973.
7 С.М. Вайншток,
Г.Г. Васильев, Г.Е. Коробков, А.А. Коршак, М.В. Лурье, А.Д. Прохоров, А.М.
Шаммазов, Трубопроводный транспорт нефти, Москва: Недра, 2002.