Центральный банк России и его роль в современных условиях
Курсовая
работа
На
тему:
Центральный
банк России и его роль в современных условиях
Содержание
Введение
Глава 1. Центральный банк и его функции в экономике
Глава 2. Монетарная политика центрального банка
Глава 3. Проблемы функционирования банка России в современных
условиях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тему своей курсовой работы
«Центральный банк России и его роль в современных условиях» я выбрала не
случайно: как будущий экономист я понимаю, что ключевым элементом финансовой
системы любого развитого государства сегодня является центральный банк,
выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь
денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего
государственного регулирования экономики, а экономика в свою очередь
пронизывает почти все сферы нашей жизнедеятельности. Поэтому эффективная
деятельность центрального банка является одним из условий эффективного
функционирования рыночной экономики. Современное кредитно-денежное и финансовое
хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается
кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и
операций, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и
финансово-кредитных институтов.
На современном этапе развития
российской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления
денежного рынка ключевую роль играет эффективная деятельность как Центрального
банка, так и всей банковской системы в целом, которая обеспечивает финансовыми
ресурсами предприятия, организации и малый бизнес, составляющий основу любой
развитой рыночной экономики все выше перечисленное является актуальностью
выбранной темы.
Центральный Банк РФ является
мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в
условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что
Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота.
В настоящее время деятельность
Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его
эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством
которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший
рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также
укрепление позиций на международном рынке.
Целью курсовой работы является
исследование деятельности Центрального банка РФ и его роль в современных
условиях.
Достижение поставленной цели требует
решения следующих задач:
рассмотреть основные функции
Центрального банка РФ и его роль в экономике России;
провести анализ монетарной политики
Центрального банка РФ;
выявить проблемы функционирования
Центрального банка России в современных условиях.
Объектом исследования является
Центральный банк РФ.
Предметом исследования является
деятельность Центрального банка РФ и его роль в современных условиях.
Основой для написания курсовой
работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых - экономистов, таких
как Фетисов Г.Г., Сенчаганов В.К., Лаврушин О.И., Багдасаров М.В., Макеев С.Р.
и др.
Информационную и методологическую
базу исследования составили отчеты и базы данных Центрального банка Российской
Федерации размещенных на официальном сайте. Информацией для анализа также
послужили результаты исследований эффективности функционирования Банка России
аналитических интернет порталов.
В ходе проведения исследования были
использованы следующие методы:
статистический метод;
- аналитический метод;
- структурно-логический метод и
другие.
Структура курсовой работы состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Центральный банк и его
функции в экономике
Центральный Банк РФ (Банк России)
является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России
является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе.
Деятельность Банка России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном
Банке РФ (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими ФЗ.
В соответствии с законом Банк России
является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин,
сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по
обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства,
если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Центральный банк РФ представляет
собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В
систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения,
расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения,
учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности
и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления
деятельности Банка России.
Национальные банки республик в
составе РФ являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные
главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими
часть его функций на определенной территории. Территориальные главные
управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции
территориальных учреждений Банка России определяются Положением о
территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.
Высший орган Банка России - Совет
директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления
деятельности Банка России и управляющий ею.
В Совет директоров входят:
Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают
на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению
Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета
директоров.
Структура Центрального Банка России.
Рис. 1. Структура Центрального Банка
России
Совет директоров во взаимодействии с
правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику
и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка
России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет
директоров. К его полномочиям также отнесены:
изменения ставок по централизованным
кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
определение условий допуска
иностранного капитала в банковскую систему России;
другие решения по вопросам, имеющим
большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.
Решение Совета директоров считается
принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет
директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и
регулирует деятельность коммерческих банков в стране.
Наряду с Советом директоров вне
банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются
представители президента, представители высших органов законодательной и
исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15
человек.
Члены Банковского совета
утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития
банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики,
включая регулирование денежных ресурсов.
Итак, теперь определим основные цели
деятельности Центрального Банка России. В Федеральном законе «О Центральном
банке РФ (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской
системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы. Отметим, что, согласно ст.3 данного Закона, получение
прибыли не является целью деятельности Банка России.
Определив цели деятельности Банка
России, рассмотрим функции, которые Банк выполняет для осуществления этих
целей. А для этого определим, что же является целью, а что функцией
центрального банка.
Цели и функции центрального банка
зачастую смешиваются. Между тем каждое из понятий имеет содержательную нагрузку
и не может отождествляться друг с другом. Функция - это сама деятельность,
определяемая спецификой предмета, тогда как цель - это то, ради чего она
совершается, что составляет ее результат. Функция центрального банка - это его
деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по
отношению к другим субъектам; функции определяются как разнообразные виды
деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации
поставленных перед ним задач.
Поскольку с точки зрения права
центральный банк как институт создается государством для выполнения только ему
присущих задач, перечень функций полностью определяется федеральным законом.
При этом перечень функций банка, исходя из понимания законодателями задач,
которые ставятся перед ним, может меняться (сокращаться или расширяться).
В редакции Федерального закона «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из
18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с
федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики
целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:
1) функция денежно-кредитного
регулирования (регулирующая);
2) функция нормативного
регулирования (нормативно-творческая);
) операционная функция;
) информационно-аналитическая
функция;
) надзорная и контрольная
функции.
В рамках денежно-кредитного
регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим
его деятельность, выполняет следующие функции:
во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику;
монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует наличное денежное обращение;
выступает кредитором последней
инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их
рефинансирования.
Итак, в данной функции
денежно-кредитного регулирования просматривается назначение (роль) банка,
призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая
организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности
коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных
денежных средств, Центральный банк РФ, выполняющий данную функцию, реализует
свое назначение в экономике.
Функция нормативного регулирования
(нормативно-творческая функция) предусматривает:
разработку правил ведения банковских
операций;
определение порядка и правил
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
определение правил ведения расчетов
в Российской Федерации;
разработку правил расчетов с
международными организациями, государствами, а также с юридическими и
физическими лицами.
Деятельность Банка России по
созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих
банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему
возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую
методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций,
позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание
своих клиентов.
Операционная функция позволяет Банку
России:
осуществлять самостоятельно либо по
поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и
иных сделок;
управлять своими золотовалютными
резервами;
Полномочия, определяемые данной
функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать
разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости
выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по
финансовым операциям.
В соответствии с
информационно-аналитической функцией Банк России:
проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области
денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует
соответствующие материалы и статистические данные;
участвует в разработке прогноза
платежного Балана страны, организует его составление;
устанавливает и публикует
официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной
единице.
Для Банка России данная функция
имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование
денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и
прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной
базой, которая дает возможность определить динамику и структуру
денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического
развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного
баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности,
предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу,
составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать
направления своего развития.
Надзорная и контрольная функции
возлагают на Банк России:
надзор за деятельностью банков и
банковских групп;
государственную регистрацию банков,
выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их
действий и отзыв их;
регистрацию банками эмиссий ценных
бумаг;
валютное регулирование и валютный
контроль.
Данные полномочия позволяют Банку
России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и
укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью
коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее
соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк
России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность
деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как
самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на
отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его
вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно
осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России,
а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с
законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции,
не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и
нормативными актами.
В экономической литературе можно
встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них
функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция
хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в
свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление
денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов
вкладчиков (кредиторов).
Помимо рассмотренных функций, в
литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной
эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с
органами государственной власти и управления РФ, а также с кредитными
организациями. К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения
вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не выражают специфики
деятельности центрального банка; подобного рода направления деятельности
свойственны и другим институтам.
Функция, в юридическом отношении
трактуемая как направление деятельности, предполагает осуществление ряда
операций и сделок. В рамках установленных законом функций и достижения
поставленных целей и задач Центральный банк Российской Федерации:
проводит операции по выпуску денег в
обращение;
предоставляет кредиты на срок не
более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если
иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
покупает и продает государственные
ценные бумаги на открытом рынке;
покупает и продает облигации,
эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
покупает и продает иностранную
валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в
иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными
организациями;
покупает, хранит, продает
драгоценные металлы и иные валютные ценности;
проводит расчётные, кассовые и
депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и
другие активы;
выдает поручительства и банковские
гарантии;
осуществляет операции с финансовыми
инструментами, используемые для управления финансовыми рисками;
открывает счета в российских и
иностранных кредитных организациях на территории России и территориях
иностранных государств;
выставляет чеки и векселя в любой
валюте;
осуществляет другие банковские
операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота,
принятыми в международной банковской практике.
Помимо всего указанного следует
отметить, что Банк России может осуществлять банковские операции по
обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления,
их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк
России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в
регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России вправе осуществлять
банковские операции и сделки на комиссионной основе.
Таким образом, список операций,
осуществляемых Центральным банком очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России
не имеет права:
осуществлять банковские операции с
юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и
физическими лицами;
приобретать акции кредитных и иных
организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России)
проводить операции с недвижимостью,
за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и
его организаций;
заниматься торговой и
производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом
о Банке России;
пролонгировать предоставленные
кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
Операции, выполняемые центральным
банком, можно классифицировать в зависимости от определенных критериев.
По планированию деятельности можно
выделить операции стратегические и тактические. Стратегической операцией будет,
например, их совокупность по формированию «Стратегии развития банковского
сектора Российской Федерации на период до 2015 года». К числу тактических
операций можно отнести операции, каждодневно выполняемые центральным банком.
(Например, установление ежедневного курса рубля по отношению к различным
валютам иностранных государств.)
По периодичности совершения операции
центрального банка можно подразделить на единовременные (разовые) и многоразовые
(повторяющиеся). Единовременными в рамках определенного периода можно, к
примеру, считать операции по деноминации, выпуску в обращение новых денежных
купюр и монет; к многоразовым - операции по обмену иностранной валюты, по
приему и выдаче наличных денег и др.
По отношению к балансу банка
выделяют активные, пассивные и забалансовые операции.
Как видно из приведенных данных,
решающий удельный вес в активах Центрального банка Российской Федерации на
конец 2012 года занимали средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги,
выпущенные нерезидентами. На их долю приходилось 93,6% всех активов. В основном
это долговые обязательства Казначейства США, государственные долговые
обязательства Германии, Франции, Бельгии и других зарубежных стран.
Среди ценных бумаг Правительства
Российской Федерации преобладают облигации федеральных займов (ОФЗ).
Наибольшая доля пассивов
Центрального банка Российской Федерации на конец 2012 года приходится на
денежные средства, сосредоточенные на его счетах (60,8%), и наличные деньги в
обращении (33,4%).
По итогам 2012 года прибыль Банка
России составляла 19,1 млрд. руб. В основном она была получена за счет доходов
от размещения валютных резервов, а также доходов по его операциям с
государственными ценными бумагами. В соответствии с российским
законодательством Банк России перечисляет 50% фактически полученной им по
итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный
бюджет.
Вывод:
Таким образом, Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) - верхний уровень двухуровневой банковской
системы России. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного
регулирования экономики, главный банк страны, призванный регулировать денежное
обращение страны через проведение денежно-кредитной политики государства.
Центральный банк - государственное
кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования
денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального
золотовалютного резерва.
В банковской системе России
Центральный Банк определён как главный банк страны и кредитор последней
инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены
функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках
единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить
их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает
ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со
стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и
только в отдельных случаях административные.
Функции Банка России реализуются
через функции его департаментов, - основу его организационной структуры,
которая будет рассмотрена в следующем пункте курсовой работы.
Глава 2. Монетарная политика
центрального банка
Понятие и цели монетарной политики
Монетарная (денежно-кредитная)
политика представляет собой один из элементов единой государственной
экономической политики наряду с социальной, институциональной, структурной,
инвестиционной, бюджетно-налоговой, научно-технической, внешнеэкономической
политикой. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры
по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть -
денежно-кредитную политику, он отвечает за ее проведение. Его деятельность в
этой сфере заключается в воздействии на валютный курс, процентные ставки, общий
объем ликвидности банковской системы - с целью стабилизации экономического
роста, установления низкого уровня безработицы и инфляции. Механизм воздействия
денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Поэтому
центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной
политики рассматривают три группы показателей:
конечные цели денежно-кредитной
политики - глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для
экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся обеспечение
стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема
производства, равновесие платежного баланса;
промежуточные цели (ориентиры)
денежно-кредитной политики - более конкретные и доступные цели, которые
ставятся при проведении текущей денежно-кредитной политики. Они являются
средством достижения конечных целей. В практике центральных банков применяются
такие промежуточные цели, как денежная масса, ставка процента, валютный курс;
инструменты денежно-кредитной
политики - совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка
промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по
операциям центрального банка и др.)
Необходимость постановки
промежуточных целей объясняется следующими обстоятельствами:
Конечные цели (например, платежный
баланс или совокупный национальный продукт) измеряется периодически, с большим
отставанием от момента применения того или иного инструмента денежно-кредитной
политики).
На передачу импульсов
денежно-кредитной политики к ее конечным целям требуется время, что затрудняет
оценку эффективности денежно-кредитной политики по ее конечным результатам
(целям).
Промежуточные цели обычно
объявляются для того, чтобы информировать участников рынка о решениях
центрального банка и ориентировать рынок относительно будущего поведения
денежных величин (темпов роста денежной массы, процентных ставок, инфляции).
Виды монетарной политики
Вариант монетарной политики
определяется причиной изменения спроса на деньги. Изменение скорости обращения
денег является причиной для реализации гибкой монетарной политики. Инфляция
является причиной для проведения жесткой монетарной политики.
Жесткая (сдерживающая) монетарная
политика (политика дорогих денег) - означает такой вид деятельности
Центрального банка, при которой наблюдается нахождение на определенном уровне
количества денежной массы. Графически жесткую политику можно показать вертикальной
кривой предложения денег, соответствующей уровню заданного показателя денежной
массы (рисунок (а)). Проводя жесткую политику, Центральный Банк:
продает государственные ценные
бумаги на открытом рынке, что, в свою очередь, способствует сокращению резервов
коммерческих банков и текущих счетов населения. Как следствие, это приводит к
сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную
массу.
повышает ставку рефинансирования,
поэтому коммерческие банки понижают объемы заимствований у Центрального банка и
повышают процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной
массы.
повышает обязательную норму
банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.
Таким образом, жесткой
денежно-кредитной политике присущ ограничительный характер, который сдерживает
рост денежных знаков в обращении, что способствует противодействию инфляции.
Гибкая (стимулирующая) монетарная
политика - политика, заключающаяся в поддержании на определенном уровне ставки
процента. Стимулирующая монетарная политика имеет место в период спада и
предназначена для «взбадривания» экономики, стимулирования роста деловой
активности в целях борьбы с безработицей.
На графике гибкую политику можно
представить горизонтальной кривой предложения денег на уровне фиксированного
значения процентной ставки (рисунок (б)). Гибкая политика Центрального банка
заключается в том, что он:
покупает государственные ценные
бумаги на открытом рынке, переводя деньги на счета населения и в резервы
банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими
банками и увеличивает денежную массу.
снижает учетную ставку процента, что
позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем
кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает
денежную массу.
снижает обязательную норму
банковского резервирования, что ведет к расширению возможностей кредитования
экономики.
Инструменты монетарной политики
Набор используемых Банком России
инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния
финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, после
кризиса 2008 г. резко сократились операции на открытом рынке с государственными
ценными бумагами, с января 2012 г. до апреля 2012 г. не использовался такой
метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов.
Основными инструментами и методами
денежно-кредитной политики Банка России являются:
) процентные ставки по операциям
Банка России;
) нормативы обязательных резервов,
депонируемых в Банке России (резервные требования);
) операции на открытом рынке;
) рефинансирование кредитных
организаций;
) валютные интервенции;
) установление ориентиров роста
денежной массы;
) прямые количественные ограничения;
) эмиссия облигаций от своего имени.
Процентные ставки Банка России - это
минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции: ставки
рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки
"репо" и др. Банк России использует процентную политику для
воздействия на рыночные процентные ставки. Уменьшение учетной ставки влияет на
увеличение спроса коммерческих банков на кредиты ЦБ, что увеличивает кредит и
предложение денег. Увеличение учетной ставки, наоборот же, способствует
сокращению спроса со стороны коммерческих банков на кредиты ЦБ, вызывая
сокращение кредита и предложения денег. Банк России может устанавливать одну
или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить
процентную политику без фиксации процентной ставки.
Изменение учетной ставки
центрального банка влечет за собой изменение не только на денежном рынке, но и
на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного
механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном
рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает
уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг.
Операции на открытом рынке
представляют собой операции Банка России по купле - продаже государственных
ценных бумаг. Термин «операции на открытом рынке» был заимствован из практики
функционирования Федеральной резервной системы США. Сегодня операции с ценными
бумагами являются важнейшим инструментом денежно-кредитной политики центральных
банков экономически развитых стран. Данный инструмент - наиболее мощный и
эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других
методов используется в мировой практике. Операции на открытом рынке могут
проводиться центральными банками непостоянно, а по мере возникновения
потребности расширения или ограничения объема денежно-кредитной эмиссии. Как
правило, средство проведения политики открытого рынка: операции с
государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Это характерно для многих
стран, в частности ФРГ, Франции, Великобритании и Италии.
Рефинансирование банков заключается
в кредитовании Банком России коммерческих банков. Им же и устанавливается
процентная ставка по рефинансированным кредитам. Ее увеличение приводит к
удорожанию кредитных ресурсов и уменьшению денежной массы в обращении, а
снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Установление
ставки рефинансирования происходит на уровне ставок финансового рынка. Формы,
порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Валютная интервенция представляет
собой деятельность центрального банка, заключающуюся в устойчивом воздействии
на валютный рынок и валютный курс, осуществляемом с помощью продажи или закупки
банком иностранной валюты. Проведение валютной интервенции для России прежде
всего связано с целью поддержки российского рубля, его стабильного курса по
отношению к доллару США. Валютные интервенции не являются эффективным
инструментом валютной политики в условиях валютных кризисов и нестабильной финансовой
ситуации в стране. Примером может служить Россия. Банк России в течение лета
2008 г. Осуществлял валютные интервенции с целью поддержания курса рубля в
заданном коридоре, но кризис на финансовом рынке и отток с него рублевых
средств буквально «смел» курс рубля на валютном рынке.
Банк России вправе применять прямые
количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных
организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной
денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
Особенности монетарной политики
Банка России
В последние годы денежно-кредитная
политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и
четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении
основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки
спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного
предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии
системных мер по формированию на российской территории международного
финансового центра, недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового
и сектора. В частности, при разработке основных направлений ДКП Банк России не
определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.
Основная проблема монетарной
политики России - поиск способов увеличить на порядок бюджетное и банковское
финансирование инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое
развитие без резкого усиления инфляции. Для перехода к такой политике,
стимулирующей развитие, необходимо решить ряд проблем теоретического и
практического характера, и в первую очередь выбора целей, инструментов и правил
монетарной политики в российских условиях.
В начале 1990-х гг. иерархия целей
монетарной политики выглядела так: на высшем уровне - конечные цели (темп
инфляции, внешний курс рубля, ВВП, инвестиции, занятость), далее следуют
промежуточные цели (денежный агрегат М2, процентные ставки коммерческих банков)
и операционные (кредиты Правительству РФ, кредиты коммерческим банкам, ставки
межбанковского рынка). Такая структура целей являлась следствием применения
Банком России преимущественно административных инструментов денежно-кредитного
регулирования в тот период. В современных условиях конечной целью денежно-кредитной
политики Центробанка РФ является поддержание устойчиво низкой инфляции.
Обеспечивая низкую инфляцию, он способствует созданию условий для
экономического роста, снижения безработицы, повышению условий жизни населения.
Одна из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении
взаимодействий с Правительством РФ единой государственной ДКП. В настоящее
время Центральный банк РФ применяет три основных инструмента денежно-кредитной
политики: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке
денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по
операциям Банка России.
Важную роль в ограничении роста цен
играет курсовая политика Банка России, который исходит из того, что радикальные
изменения в формах и методах проведения ДКП нецелесообразны. Он будет
стремиться к постепенному отказу от управления динамикой обменного курса рубля,
т. е. к использованию режима его свободного плавания.
Несколько лет назад большинство
центральных банков проводило свою ДКП на основе регулирования процентных
ставок, т. е. определяя цену денег в экономике. Банк России также исходил из
того, что основным ориентиром в развитии системы инструментов его
денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной
ставки. Банк начал проводить более активную процентную политику. Банк России
корректировал уровень ставки рефинансирования за счет ставки своим инструментом
на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и
инфляцию. Так, в начале 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России
несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном
банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к
процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.
Кроме того, необходимость
присутствия на валютном рынке существенно лимитирует возможности Банка России
по использованию процентной политики для достижения стоящих перед ним целей.
При свободном движении капитала решающим условием для начала полноценного
использования процентной ставки как основы процесса принятия решений в области
денежно-кредитной политики должен стать переход к режиму плавающего валютного
курса.
Эффективность того или иного метода
регулирования ликвидности, в том числе и процентной политики, зависит от
складывающегося в определенный период способа формирования денежного
предложения.
В последнее время механизм создания
денег Центральным банком характеризуется тем, что рубли поступают в банковскую
систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком России.
Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на
кредиты Центрального банка незначительным.
Банк России намерен в период до 2015
г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции,
предполагающему приоритет цели по ее снижению. Основным механизмом достижения
указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих
субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная
процентная ставка. Основой инфляционного таргетирования выступает устойчивость
взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической
системе в предшествующий период. Соответственно возможность их изменения не
учитывается центральными банками, объявившими о переходе к таргетированию
инфляции. Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может
значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте
ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно
плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в
определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к
другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного
иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться
дополнительное воздействие.
Поставленную Банком России задачу
завершения перехода в 2012-2015 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя
считать необходимой и обоснованной. Банком России также продекларирована задача
превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается
обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным
операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк
России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе
регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок. Мы полагаем,
что активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его
кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного
предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в
осуществлении мероприятий по их регулированию.
Таким образом, Банк РФ - центральное
звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты
обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства.
Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования
денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов.
Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной
политики.
Вывод:
Проведение монетарной политики ЦБ РФ
в условиях финансового кризиса неизбежно сталкивается с рядом проблем.
Нестабильность российской экономики
приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя
положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства.
Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости,
частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же
потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его
оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога,
сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.
Кроме того, сфера функционирования
кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников.
Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.
Следует также отметить необходимость
разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как
косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в
последнее время наиболее высокими темпами.
Выполняя расчетно-кассовые операции,
банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее
обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не
могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и
юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.
Денежный рынок наличности также
отличается повышенной рискованностью: подделка денежных знаков, вычислительные
ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски
приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и
снижению эффективности данных операций.
Кроме того, одной из основных
проблем денежного рынка в России является инфляция. Особенно негативные факторы
инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в
падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных
предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных
средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для
государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный
Банк эффективно проводить монетарную политику в стране. Проблематичность
российской практики состоит еще в том, что ЦБ РФ не выкупает ценные бумаги
кредитных организаций и корпораций, хотя приобретает казначейские облигации,
делая их базой денежной эмиссии.
Таким образом, на современном этапе
развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать монетарную
политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.
Глава 3. Проблемы функционирования
банка России в современных условиях
Тесные связи с государством не означают,
что правительство может безгранично влиять на политику центрального банка
России (далее - Банк России) Независимо от принадлежности капитала Банк России
является юридически самостоятельным М Чаще всего он подотчетен либо
законодательному органу, или специальной банковской комиссии, образованной
парламентом. Определенная степень независимости Банка России является
необходимым условием эффективности нередко вступает в противоречие с
краткосрочной целью правительства время независимость Банка России от правительства
имеет относительный характер, поскольку экономическая политика не может быть
успешной без четкого согласования и тесной взаимосвязи ее основных элементов:
денежно-кредитной и финансовой политики.
В банковской системе России ЦБ РФ
(ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции Он
находится в государственной собственности и на него возложены функции общего
регулирования действовали лояльности каждого коммерческого банка в рамках
единой денежно-кредитной системы страны Центральный банк призван согласовывать
их деятельность в соответствии с общей экономической стратегии и выступать
голов ним агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со
стороны ЦБР используются в первую очередь, экономические методы управления и
только в отдельных случаях - административный.
Принципы организации и деятельности
Банка России, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией
Российской Федерации и другими законодательными актами Так, в России, как и в
других стран существует система государственного регулирования
денежно-кредитной сферы, которая позволяет защищать интересы населения и
банковских учреждений.
Первый уровень банковской системы
занимает Банк России Он образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления
В систему Банка России входят
центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие
предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и
Российское объединение инкассации, необходимое для осуществления деятельности
банк.
В 2010-2012 годах деятельность Банка
России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы РФ,
защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения
задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие
риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков.
Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора
будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем
уровне обязательств по реализации решений «Группы 20»
В рамках развития риск-ориентированного
надзора предстоит обеспечить:
дальнейшее развитие содержательных
подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе,
направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения
банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения,
своевременное и адекватное применение корректирующих мер;
развитие подходов к надзору за
кредитным риском, включая совершенствование оценок активов;
совершенствование подходов к надзору
за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем
управления риском ликвидности в кредитных учреждениях, уровня и характера риска
ликвидности в российском банковском секторе;
совершенствование подходов к
регулированию и управлению рискам, связанными с использованием кредитными
организациями современных информационных систем, в том числе дистанционного
банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам
клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;
дальнейшее совершенствование
отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями;
уточнений полномочий Банка России по
осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных
организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями
информации о своей деятельности с учетом международно признанных подходов.
На основе изучения международной
практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию
на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из
элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность
формирования кредитными организациями динамических резервов. Динамические
резервы - общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает
фазы экономического цикла, динамические резервы увеличиваются на подъеме и
снижении на спаде экономики.
Банк России продолжит работу по
следующим направлениям.
В целях поддержания стабильности
банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается
продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:
создание механизма оценки деловой
репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение
надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о
лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства РФ и
нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;
закрепление за Банком России права
на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения
возложенных на него функций;
совершенствование процессов слияния
и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации
юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных
организационно-правовых форм;
упрощение эмиссии ценных бумаг в
части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах
выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объемов выпуска облигаций уставным
капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований
законодательства РФ и нормативных актов Банка России, в частности путем
установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей,
нарушивших требования законодательства РФ и нормативных актов Банка России.
Также будет проведена работа по
определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению
требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая
определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской
деятельности к компетенции наблюдательного совета кредитных операций,
требований к составу совета директоров в кредитных организациях и процедурам
принятия решений советом директоров.
Учитывая необходимость поддержания
стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и
кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством РФ продолжит работу,
направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009г №181
«Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для
повышения капитализации банков».
Продолжится работа по созданию
правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по
вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских
холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка Росси по регулированию
деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами
общих фондов банковского управления.
Инспекционная деятельность в
2013-2015 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности
кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций,
угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и
кредиторов кредитных организаций. При этом в ходе инспекционных проверок
повышение внимание будет уделяться:
оценке банками кредитного риска
(включая достоверное отражение в учете и отчетности просроченной задолженности,
адекватное формирование резервов на возможные потери по ссудам), его влияния на
капитал и в целом финансовую устойчивость кредитных организаций;
анализу состояния ликвидности в
кредитных организациях и используемых методов оценки и инструментов управления
риском потери ликвидности;
проверке состояния расчетной
дисциплины, своевременности проведения кредитными организациями платежей
клиентов;
выявлению сомнительных операций, в
том числе на предмет наличия многоступенчатых схем проведения расчетов,
направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных организаций
за счет ненадлежащих активов в целях «регулирования» величины капитала и
значений обязательных нормативов;
соблюдению требований
законодательства и нормативно-правовых актов в области противодействия
легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
проверке использования кредитными
организациями средств государственной поддержки и выполнения требований
нормативных актов Банка России, регламентирующих порядок предоставления
кредитов Банка России.
В 2013 году и в период 2014 и 2015
годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации
кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских
операций, в частности принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных
организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами в ходе
конкурсного производства. А именно - передачу имущественного комплекса
несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для
расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных
гражданским законодательством Российской Федерации.
Вывод:
Банк России является главным банком
страны-«Банк Банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ,
Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации,
основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости
рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.
Банк России контролирует
деятельность кредитных организаций, выдает и отзывает у них лицензии на
осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с
прочими юридическими и физическими лицами.
Основными задачами ЦБР являются
регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной
политики, защита интересов вкладчиков, банковский надзор за деятельностью
коммерческих банков и других кредитных организаций, осуществление операций по
внешнеэкономической деятельности.
Свои функции Банк России осуществляет
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Государство не
отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам
государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
Для реализации возложенных на него
функций центральный банк России участвует в разработке экономической политики
правительства Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России
является изменение норм обязательного резервирования коммерческих банков,
регулирование официальной учетной ставки и проведения операций с ценными
бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности
инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ
на том или ином этапе развития страны Обеспечением для кредитов Банка России могут
выступать ты золото и другие драгоценные металлы, иностранная валюта,
государственные ценные бумагами.
Кроме того, Банк России является
органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных
организаций Регулирование кредитных организаций - это система мер, с помощью
которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное
функционирование банков, предотвращает дестабилизирующим процессам в банковской
системы.
Заключение
центральный банк россия
Подводя итог проведенной работе необходимо
еще раз отметить, что ЦБ РФ является мощнейшим центром кредитной системы нашей
страны. В настоящее время деятельность ЦБ России приобретает огромное значение,
поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов,
посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и
дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики,
а также укрепление позиций на международном рынке.
По результатам работы были сделаны
следующие выводы по главам:
Вывод по глава 1.
Таким образом, ЦБ РФ (Банк России) -
верхний уровень двухуровневой банковской системы России. Центральный банк -
основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, главный банк
страны, призванный регулировать денежное обращение страны через проведение
денежно-кредитной политики государства. ЦБ - государственное кредитное
учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного
обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва.
В банковской системе России ЦБ определён как главный банк страны и кредитор
последней инстанции. ЦБ призван приводить их деятельность в соответствие с
общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной
денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую
очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях
административные.
Вывод по глава 2.
Монетарная политика - очень
действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета
большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика
призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост -
таковы ее высшие и конечные цели. Основными целями монетарной политики должно
быть достижение высших целей общества: максимальной реализации конституционных
прав граждан в сфере экономики, обеспечения нормальных уровней занятости и
реальных доходов граждан (среднего и по группам), обороноспособности страны и
макроэкономической стабильности. Современные теоретические модели
денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и
монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В
долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает
монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном
периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого
экономического маневрирования.
Вывод по глава 3.
Важная роль ЦБ в решении таких
проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и
дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора
государства Основная форма государственных заимствований, используемых для
финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные
кредиты Они обеспечивают покрытия бюджетных дефицитов государства посредством
аккумуляции временно свободных декабря средств физических и юридических лиц,
предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются
долговым обязательствами. Следовательно, выполняя соответствующие функции, Банк
России отвечает за эффективное функционирование не только банковской системы,
но и экономики в целом
В заключение хочется отметить, что
роль ЦБ в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день
ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на
повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора РФ. Кроме
того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86 - ФЗ «О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 07.02.2011).
. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и
банковской деятельности» (ред. от 15.02.2012 г).
. Федеральный закон РФ от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании
вкладов физических лиц в банках РФ» (ред. От 25.11.2012 г).
. Инструкцию Банка России от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке
принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных
организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Учебное
пособие. - М.: ИД Юриспруденция, 2011. - 448 с.
. Багдасаров М.В., Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балобанова,
- Спб: Питер, 2012. - 304 с.
. Баренбойм П. Д., Лафитский В. И., Голубев С. А. Банк России в 21
веке: Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2011. - 154 с.
. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.:
Спарк, 2011. - 376 с.
. Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и
денежно-кредитная политика. М., 2011. - 448 с.
10. Косаренко Н.Н. Финансовое право России. 2011. - 320 с.
. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие /
Е.Ф. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КНОРУС, 2010. - 302 с.
12. Лаврушин О.И., Маневич В.Е. Об «Основных направлениях единой
государственной денежно-кредитной политики на 2013». 2012. - 90 с.
. Макеев С.Р. Марамыгин М.С., Балашов А.В. Деньги и денежные
суррогаты в Российской экономике. СПб 2011. - 340 с.
14. Меринова А.С. Валютная политика хозяйствующих субъектов.
-Новосибирск. 2012. - 123 с.
. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований
«Центральный банк в условиях рыночной экономики». М.: 2011. - 110 с.
. Островская О.М. Банковское дело. 2009. - 400 с.
. Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов. Центральный Банк Российской
федерации. М. - 2012
. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных
банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 192 с.
. Поморина М. А. Планирование как основа управления деятельностью
банка. Изд.: Финансы и статистика. М., 2012. - 106 с.
. Сенчаганов В.К., Смольянинова Е.Н. Организация деятельности центрального
банка РФ. М., 2009. - 98 с.
. Соловьёва СВ. Денежно-кредитная политика России на современном
этапе. 2011. - 98 с.
. Тарасова Г.М. Банковские операции в России: Учебное пособие.
-Новосибирск: 2011. - 133 с.
. Фетисов Г.Г., Организация деятельности центрального банка:
учебник /Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д.; под общ. ред.
Г.Г.Фетисова. - М.: КНОРУС, 2012. - 432 с.
. Фетисов Г.Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация
деятельности центрального банка. Изд.: КноРус. М., 2011. - 424 с.
. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог:
ТТИ ЮФУ, 2009. - С. 173.
. Центральные банки и банковские системы. Сборник статей. - Вып.
1, ч. 3/ ЦЦП Банка России. - М., 2012. - 290 с.
. Официальный сайт Банка России.- www.cbr.ru
. Электронная энциклопедия «Википедия» - www.wikipedia.org.