Центральные банки, их функции и операции
Содержание
Введение
.
Теоретические аспекты функционирования центрального банка
.1
Возникновение, сущность ЦБ и его правовой статус
.2
Формы организации ЦБ разных стран
.
Функции центрального банка
.1
Основные функции и направления деятельности ЦБ
.2
Цели и задачи ЦБ
.
Операции ЦБ их экономическое содержание и взаимосвязь
.1
Пассивные операции ЦБ
.2
Активные операции ЦБ
Заключение
Список
литературы
Введение
Центральный Банк является
главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих
банковские системы. Это объясняет актуальность темы представленной работы, а
особое место и роль центрального банка в банковской системе современного
государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений,
последний не должен рассматриваться как нечто неизменное.
Методологической базой
исследования послужили труды и специализированных изданий ведущих ученых, как,
например, Лаврушина О.И., Тарасов В.И., а также результаты различных научных
работ, посвященных дисциплина " Деньги, Кредит, Банки.
Для написания работы по теме
имеет цель -проанализировать, центральные Банки, их функции и операции. Для
достижения этой цели, был поставлен ряд задач.
Во-первых, в настоящее время
теоретические аспекты функционирования центрального банка.
Во-вторых, исследовать функции
центрального банка.
В-третьих, проанализировать
операции центрального банка, их экономическое содержание и взаимосвязь.
При записи, оставленные
курсовой работы использовались следующие методы: наблюдение, группировка,
обобщение, систематизация и сравнительный анализ, описание логический метод,
метод сочетания логического и исторического подхода, а также метод аналогии,
метод аналогичные факты.
Объектом исследования
оставленные ходе работы является центральный Банк. Предметом исследования
являются финансовые методы функционирования центрального банка. Научная новизна
данной курсовой работы определяется тем, что было проведено комплексное
исследование функции и операции центрального банка в рамках действующего
законодательства Российской Федерации. Вопросы проведено исследование посвящено
множество работ. В основном, материал, изложенный в учебной литературе, носит
общий характер, и в многочисленных монографий на эту тему обсуждали в более
узкие вопросы, проблемы «центральный Банк Российской Федерации и его функции».
Однако необходимо учитывать реальные условия, в исследовании зрения
обозначенной темы.
Высокая значимость и
недостаточная практическая разработанность проблемы «центральный Банк
Российской Федерации и его функции» определения несомненную новизну данного
исследования. Дальнейшее внимание на вопрос по этому вопросу является
необходимым для более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальные
проблемы субъектов данного исследования.
Настоящая работа основана на
том, что экономическая сущность центрального банка в рыночной экономике
заключается в том, что центральный Банк представлен в виде совокупности
функциональных и институциональных элементов, отражающих экономические
отношения в обществе, связанные с регулирующей роли центрального банка в
денежно-кредитной и банковской систем, направленных на защиту
социально-экономических интересов гражданского общества и экономических
интересов различных экономических субъектов, связанных с получением и
потребления банковских услуг, развитие экономической системы и достижение
устойчивого экономического роста.
Таким образом, курсовая работа
состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
1. Теоретические
аспекты функционирования центрального банка
.1 Возникновение,
сущность ЦБ и его правовой статус
В эпоху стихийного развития
рынка и обращения настоящее время (золота и серебра), деньги, банки, в
основном, в роли простых посредников при осуществлении торговых операций. Но
тогда любой Банк выделялся из их общего количества, будучи крупнейшей или
служить нуждам власти. На протяжении многих веков, роль, в исполнении
известных, с значимых государственных и внушавшие доверия конкретные банки
(банкирские дома). Но, в общем, в тех исторических условиях (чисто стихийного
развития, плюс тот факт, что государство на стороне экономики), банки
отличаются друг от друга размерами, а не специализация. Даже близость к власти
не сделали никаких центрального банка в современном смысле.
Идея центрального банка
возникли в относительно развитых капиталистических рыночных отношений, когда
есть исторические и экономической необходимости, когда стало ясно, что
дальнейшее развитие рынка в целом и финансового рынка, в частности, без
центрального банка как один из органов государственного (общественного
организованной) управление и надзор за чревата глубокими потрясениями и
неоправданные потери.
В большинстве западных стран
функции центрального банка были закреплены за определенными банками, с середины
XIX - начала XX века. Таким образом, Банк Франции стал единым эмиссионным
центром страны, в 1848 году, Рейхсбанк и Банк Испании - с 1874 г., Федеральная
резервная система США (ФРС) - с 1913 года. Государственного (центрального)
банка России, был основан в 1860 году. Однако, самые первые центральные банки
возникли гораздо раньше: шведский Риксбанк - в 1668 году, банка Англии в 1694
году., Банк Финляндии - в 1811 году [6, p. 201]. Недавно (по историческим
меркам) был учрежден центральный Банк Турции; это была только в 1930 году.
Народный Банк Китая был создан в 1948 г., хотя функции центрального банка он
был присвоен только в 1983 году.
Распределение общего числа
банков из них на роль Центральной означало начало формированию в стране
двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой является
центральный Банк. В свою очередь, нужно создать двухуровневую систему банков
было вызвано противоречивый характер рыночных отношений: с одной стороны, они
требуют свободы предпринимательства и распоряжения частных финансовых ресурсов,
которые предоставляют элементами нижнего уровня - коммерческими банками и
другими кредитными организациями; с другой стороны, отношения должны
регулироваться (осуществляют целенаправленное влияние и контроль), а это
требует, в частности, особого института в виде центрального банка.
История доказала, что
централизация и общественно организованный контроль служат обязательными
предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное
функционирование и развитие банковского дела, через которое в свое время проходили
все страны, из-за разнородности бумажных денег, плохого регулирования и
денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносило
дополнительный беспорядок в стихийную экономику. Создание центральных банков с
функциями регулирования денежных и кредитных отношений явилось выдающимся
историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении
относительной свободы частного предпринимательства в этой специфической области
[10].
Первоначально термин
«центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившийся в центре
системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические
функции, а на определенном этапе власти национализировали их (акционерный
статус при этом может сохраняться). В большинстве случаев капитал центрального
банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт немногих
стран, у него могут быть и другие акционеры - коммерческие банки и иные
финансовые институты. Центральные банки по сравнению с коммерческими стали
скромными по масштабам капиталов и балансов, а их функции и методы воздействия
на банковскую систему постоянно модифицируются. Вместе с тем сущность названных
банков остается в принципе неизменной и заключается в посредничестве между
обществом, государством и экономикой путем регулирования через банки денежных и
кредитных потоков в стране. Какие бы конкретные функции ни возлагались на
центральный банк, он всегда является органом регулирования денежного компонента
экономики и в его деятельности сочетаются черты государственного ведомства и
банка.
В мировой банковской науке и
практике и в политических кругах проявляется большой интерес к проблеме
независимости центральных банков. Причины такого интереса в каждой стране
различны, но есть и общая - необходимость найти для центральных банков такое
место в структурах государственной власти и в самой банковской системе и
соответственно предоставить такие полномочия, которые бы позволяли им наиболее
эффективно выполнять возложенные на них функции и задачи с учетом изменений,
происходящих в каждой из стран и в мире в целом [7, с. 163].
По степени независимости
центральные банки классифицируются в литературе по различным критериям, среди
которых выделяются следующие: участие государства в капитале центрального банка
и в распределений его прибыли; степень отражения в законодательстве функций
(целей) и задач центрального банка, используемого для их решения
инструментария; процедура назначения (выбора) руководства банка; формы и методы
контроля за деятельностью центрального банка со стороны государства и общества;
наличие у государства (исполнительных органов власти) права вмешиваться в
денежную и кредитную политику; наличие у центрального банка права или
обязанности прямо или косвенно финансировать государственные расходы.
Анализ ситуации в соответствии
с этих и других критериев показывает, что состояние и степень независимости
(объявленные в законах и реальные) центральные банки в разных странах сильно
различаются, и эти различия, как правило, оправдано и понятно, несут
ответственность традиций и обстоятельств, соответствующих стран. Иными словами,
в этом вопросе мы не должны искать универсальные стандарты, которые бы
устраивали всех (многих) страны.
Таким образом, с точки зрения
собственности на капитал центральные банки могут быть полностью общественности
(например, в Великобритании, Германии, Франции, Канады, России); акционерные
общества (в США), смешанной, когда государство владеет лишь частью капитала (в
Японии и Бельгии). Все попытки разделить эти функции на «правильные» и
«неправильные», «хорошо» и «плохо», являются необоснованными. Для каждой
страны, «право» будет тот вариант, который соответствует ее, встретиться с ней
традиции и условия (в другой стране, могут воспринимать его как
«неправильные»).
В любом случае, отношения между
центральным банком и государство (правительство) являются обязательными тесные
связи уже в силу того, что они работают на единого экономического пространства
и экономической политики государства, не могут быть успешно реализованы без его
согласованности с финансовой политикой центрального банка. Кроме того, в
долгосрочной политике центрального банка, как кажется, должны следовать
приоритеты макроэкономической политики правительства.
Таким образом, с одной стороны,
центральный Банк и правительство из-за характера его деятельности обречены на
сотрудничество, согласование своей политики и практических действий. С другой
стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично
влиять на политику центрального банка, устанавливать для него никакой политики,
потому что в этом случае центральный Банк может потерять свою независимость и
будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него в конкретных функций
и задач. Поэтому, для эффективной деятельности центрального банка в любом
случае требует значительной степенью независимости от исполнительной власти.
Это особенно важно ограничить
способность правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия
дефицита бюджета; для сдерживания попыток правительства отдавать приоритет
краткосрочных экономических-политических целей в ущерб целей стратегического
долгосрочного. С профессиональной точки зрения, это является важным ясность-это
то, что вопросы, и в какой степени центральный Банк может быть по-настоящему
независимыми (не могут не быть независимыми), и на какие вопросы ее
независимость может быть желательным или просто неуместными. Можно ли
зафиксировать «порог», ниже которого независимость центрального банка
спускаться не должна? Видимо, следует согласиться с бывшим заместителем председателя
Совета управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), т.е. центрального
банка США, А.С. Блиндером, который, определяя понятие «независимость ЦБ»,
выделил следующие его минимально необходимые параметры [13, с. 16].
• свобода выбора путей и
инструментов (механизмов) достижения целей денежно-кредитной политики, которые
определяют политические и государственные структуры, прежде всего
законодательные органы власти, что предполагает, с одной стороны, постановку
перед ЦБ детально разработанных целей, а с другой - наличие у него возможностей
действовать по выработанным правилам в течение достаточно длительного
промежутка времени (влияние той или иной финансовой политики на показатели
производственной деятельности и на состояние самих финансов проявляется после
определенного временного лага);
• ограничение возможностей
других государственных структур решать проблемы, относящиеся к компетенции ЦБ;
• разумная независимость
политики ЦБ от финансовых рынков, точнее, от влияния конъюнктурных колебаний
индикаторов финансовых рынков; руководители ЦБ часто поддаются искушению
«следовать за рынком», но это практически никогда не оправдывает себя и ведет
лишь к новым проблемам.
Однако упомянутая выше мера
существенной самостоятельности центрального банка по определенному кругу
вопросов не является универсальной константой. В каждой стране она
индивидуальна и непостоянна и формируется в ходе взаимоотношений с целым рядом
других государственных органов. Здесь принципиально важно, чтобы были
законодательно закреплены, с одной стороны, полномочия исполнительных органов
власти по отношению к центральному банку, а с другой - право последнего на
самостоятельное мнение по ясно обозначенному кругу вопросов и право на
отстаивание такого мнения законными способами. Например, в США ни президент, ни
Верховный суд в соответствии с законом не могут отменять решения Комитета по
операциям на открытом рынке ФРС. Подобные механизмы (там, где они имеются)
обеспечивают иммунитет центральных банков против пересмотра принятых ими
решений. Без такого защитного механизма центральные банки не могут обладать
реальной независимостью. Их деятельность не должна подвергаться пересмотру до
тех пор, пока не будут приняты соответствующие решения высших законодательных
органов. Таким образом, важным показателем уровня независимого статуса и
одновременно условием эффективной работы центрального банка вместе с
правительством в интересах общества считаются применяющиеся способы контроля за
его деятельностью. Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно
парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии.
1.2 Формы
организации ЦБ разных стран
В разных
странах в разное время центральные банки называются по-разному:
государственные, народные, резервного, центрального, справедливости и т.д.,
например: Банк Англии, Денежно-кредитной и валютно-кредитного Совета
Бруней-Даруссалам, Государственный Банк Вьетнама, Европейского центрального
банка, Royal орган денежно-кредитного бутана, Народный Банк Китая, Национальный
Банк Азербайджанской Республики, Национальный Банк Республики Казахстан,
Национальный Банк Украины, немецкий федеральный Банк, Резервный Банк Индии, США
Федеральный резерв, Эмиссионный доход института развития заморских территорий
Франции.
В России это
называется центральном банке Российской Федерации (банке России)".
Центральные банки в их
современном виде существуют сравнительно недавно. Изначально разграничение
между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. По
мере развития кредитной системы происходил процесс централизации эмиссии
денежных средств. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком
монопольного права на выпуск банкнот. Первый центральный банк - шведский
"Риксбанк" был создан в 1668г., в 1694 г. был утвержден Банк Англии
[12, с. 261].
В настоящее время практически
во всех странах имеются центральные банки, однако, между ними есть существенные
различия обусловленные особенностями политического и финансово-экономического
развития страны.
Основными формами организации
деятельности центрального банка являются:
• унитарный центральный банк со
100% участием государства в формировании уставного капитала (Франция,
Великобритания, Германия, Испания);
• акционерное общество с
участием государства (Бельгия, Япония) или без участия государства (США,
Италия);
• объединение ассоциативного
типа.
Центральные банки являются
юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого -
обособленность имущества банка от имущества государства. Правовой статус
центральных банков закреплен в правовых актах. Однако, тем не менее государство
играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.
Условно взаимодействие центрального банка с государством можно представить в
виде 2-х крайних моделей:
• центральный банк выступает
агентом министерством финансов и является проводником его денежно-кредитной
политики;
• центральный банк независим от
правительства в проведении денежно-кредитной политики.
С точки
зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:
· государственные
<#"787826.files/image001.jpg">
Схема 2.1 - Денежно-кредитная
политика центрального банка
центральный банк кредитный экономический
Денежно-кредитная политика
<http://www.grandars.ru/student/bankovskoe-delo/denezhno-kreditnaya-politika.html>
центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо
кредитной рестрикции.
. Банкир правительства - в этой
функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного
бюджета и государственного долга. 4. Банк банков. Поскольку центральный банк не
работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то
звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные
кредитно-финансовые институты.
. Хранение золотого и валютного
запаса страны.
. Денежно-кредитное регулирование
экономики [17].
Таким образом, анализируя
данные из разных источников, можно утверждать, что центральный Банк
осуществляет регулирование экономики с помощью денежно-кредитной системы.
Действуя по кредитным инструментам, это создает определенные условия для их
функционирования. От этих условий зависит от направления деятельности
коммерческих банков и других финансовых учреждений, впоследствии это оказывает
влияние на развитие экономики страны.
2.2 Цели и задачи
ЦБ
Следует отметить, что на
сегодняшний день не существует четкого различия между терминами «задачи» и
«функции» банков.
Традиционно, перед центральным
банком есть пять основных задач. Центральный банк стремится быть:
эмиссионным центром страны,
т.е., наслаждайтесь исключительным правом эмиссии банкнот; центральный Банк
является юридически выбросов монополия только в отношении нот, то есть,
национальные кредитные деньги, которые были общепринятыми, как последнее
средство погашения долговых обязательств в стране.
В некоторых странах центральный
Банк имеет право на монопольное осуществление выпуска монет, но они, как
правило, с чеканкой в Министерство финансов (Казначейство).
Банк банков. Центральный Банк
не служат непосредственно коммерческих предприятий и организаций, не работает с
населением. Основными клиентами центрального банка являются коммерческие банки,
которые оно предоставляет услуги по хранению свободный денежный поток,
организация и проведение межбанковских расчетов, кредитования
(рефинансирования), лицензирование деятельности и/или отдельных операций,
осуществляет надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и
профессионализм в национальной кредитной системы
Начиная с XX века коммерческие
банки в большинстве стран в соответствии с законом обязаны хранить часть своих
денежных резервов (обязательные резервы банков) в центральном банке.
Центральный Банк устанавливает для коммерческих банков минимальное отношение
резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов). -
банкиром правительства, выступая его кассиром, кредитором, финансовым
консультантом. В центральном банке открыты счета правительства и
правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет
кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие
от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства
(министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы
покрываются с этого счета.
Центральный Банк кредитует
государство, сообщает Министерство финансов, по вопросам размещения и погашения
государственных займов, выбрать даты эмиссии и определения доходности
государственных ценных бумаг в зависимости от ситуации на рынке. Центральный
Банк анализирует и публикует информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере,
что позволяет обеспечить руководство и координация деятельности государственных
органов [9, с. 306].
Центральный банк управляет
государственным долгом (размещение и погашение займов, организация выплат
доходов по ним, проведение конверсии и консолидации), используя различные
методы управления: покупает или продает государственные обязательства с целью
воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, повышает
привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов [11, с.
104].
главным расчетным центром
страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении
безналичных расчетов, в т.ч. основанных на зачете взаимных требований и
обязательств (клирингов), координируя и регулируя организацию расчетных систем;
органом регулирования экономики
денежно-кредитными методами.
Сущность денежно-кредитного
регулирования заключается в регулировании экономики путем воздействия на
состояние кредита и денежного оборота, что является составным элементом
экономической политики правительства. Если цель ЦБ - удорожание
рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала,
он должен поднять учетную ставку. Если целью ЦБ является облегчение доступа
коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает
учетную ставку. Во втором случае кредитный потенциал коммерческих банков
увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к
снижению. В реализации дисконтной и залоговой политики центрального банка может
коллективно сказаться на некоторых отраслях национальной экономики путем
поощрения или ограничения на работу по переучету или залог векселей конкретного
вида изменения в требования к качеству принимаемых в залог и переучету
векселей.
В качестве инструмента
денежно-кредитной политики, минимальные резервы выполняют двойную роль в
настоящее время являются регулирование ликвидности на денежном рынке, и в то же
время играть роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческих банков.
Эффективность прибора
обязательных резервов зависит от охвата различных категорий обязательств.
Расширение ассортимента этих обязательств, центральный Банк уменьшает
возможность обход своих претензий со стороны кредитных организаций. Ставки
минимальные резервы значительно различаются в разных странах. В некоторых
странах минимальный размер резервов практически не используются в качестве
инструмента для строгого регулирования, когда центральный Банк перешел на более
гибкую политику открытого рынка.
Политика открытого рынка -
проведение операций по покупке и продаже твердо процентных ценных бумаг
центральным банком за свой счет на открытом рынке. К ценным бумагам, с которыми
обычно совершаются операции на открытом рынке, относятся: казначейские векселя,
беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа,
промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для
оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует
курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо
приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от
курса предложения.
Если цель ЦБ - чтобы уменьшить
резервы банковского сектора, она находится на открытом рынке со стороны
предложения. В этом случае, центральный Банк имеет две возможности реализации
своей либо объявить ставка, по которой центральный Банк будут приглашены на
любое количество или пригласить определенное количество ценных бумаг
дополнительно. Политика открытого рынка, приводит к увеличению доходов от
государственных ценных бумаг и убытках кредитной организации часть своих
резервов.
Депозит - регулирует движение
денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и, таким
образом, влияет на резервы кредитных организаций. Если экспансионистской
депозит, денежные средства в государственном секторе экономики, размещенные в
центральном банке, уменьшается на определенную величину. Соответственно, увеличению
резервов кредитных организаций.
Таким образом, в задачи
центрального банка является: эмиссия денег; развитие и укрепление банковской
системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной
системы.
3. Операции ЦБ их
экономическое содержание и взаимосвязь
.1 Пассивные
операции ЦБ
Свои функции
центральный банк осуществляет через банковские операции: пассивные и активные.
Пассивные
операции - это операции по формированию банковских ресурсов.
К пассивным
операциям центральных банков относятся:
эмиссия
банкнот;
прием
депозитов коммерческих банков и казначейства (минфина);
получение
кредитов от международных финансово-кредитных организаций или других
центральных банков;
выпуск
собственных долговых ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных
сертификатов;
операции
по формированию собственного капитала и резервов.
Центральные банки вопрос о
монополии основе денежных средств в обращении. Они продаже валюты коммерческим
банкам в обмен на их запасов, которые хранятся на счетах в центральных банках.
В свою очередь, коммерческие банки предоставляют денежные средства своих
клиентов в обмен на вклады, которые хранятся на клиентских счетах в банках.
Таким образом, центральные банки выдавать денежные средства в оборот через
коммерческие банки. Эмиссия наличных денег ведет к увеличению денежной базы и
денежного предложения (денежной массы). Происходит увеличение денежной массы на
полную сумму приобретенных денежных средств коммерческих банков в центральном
банке, а часть средств остается в кассы коммерческих банков и не будут
учитываться в единицах деньги. Денежные средства, находящиеся в обращении,
занимает центральное место в обязательствами центрального банка. В США в статье
«федеральный резерв банкнот, находящихся в обращении», близка к 90 % от общей
суммы задолженности в Консолидированный баланс федеральных резервных банков.
Общий баланс банка России, доля статьи «денежные средства в обращении,»
существенно ниже - 38 %.
Центральные банки сохраняют
резервы коммерческих банков. В частности, коммерческие банки разместили на
счетах в центральном банке обязательные резервы в соответствии с нормами
обязательных резервных требований, которые установлены центральным банком, а
также избыток (бесплатно) резервов. В большинстве стран мира обязанности и
избыточные резервы размещаются в той же учетной записи (основной, корреспондент
или резервный счет). Это своего рода текущих депозитных счетов, которые
открывает коммерческими банками субъектам хозяйствования, с целью, как правило,
специфики деятельности центрального банка. Диапазон мероприятий, которые
проводятся на основной корреспондентский счет, довольно широкое. В частности, в
эти операции отображаются экономических отношений коммерческих банков с
вкладчиками и заемщиками, акционеров, Совета центрального банка-корреспондента,
банков, налоговых органов и т.д. [16, с. 149].
В некоторых странах центральные
банки привлекли от коммерческих банков средств на депозитных счетах с целью
регулирования ликвидности коммерческих банков. Активы коммерческих банков (далее-Депозиты,
депозитные организации») в пассивах Консолидированный баланс федеральных
резервных банков в Соединенных Штатах чуть более 3 % от общей суммы
обязательств, как в пассивов сводного баланса банка России («Средства на счетах
кредитных организаций-резидентов») - около 20 %. В банке России профицит
(бесплатно), резервы коммерческих банков (кредитных организаций), размещенным
на корреспондентских счетах, обязательные резервы, депонированные в отдельных
резервных счетов. Кроме того, Банк России привлекает депозиты коммерческих
банков. Центральные банки привлекают средства из государственных структур. На
договорной основе, центральные банки в текущих депозитных счетов
государственного казначейства, Министерства финансов и других правительственных
структур. На этих счетах аккумулируются доходы от налогов, средства от
размещения государственных ценных бумаг и другие поступления в бюджет. С этих
счетов осуществляется путем финансирования государственных расходов. Средства
Государственного казначейства в обязательства Консолидированный баланс
федеральных резервных банков в США около 1 %, и за счет Правительства
Российской Федерации - на 13%, в пассивов сводного баланса банка России.
Центральные банки открывают
счета, которые были помещены иностранные вклады, то есть вклады, которые
находятся в иностранных государств, иностранных центральных банков,
международных валютно-финансовых и кредитных организаций. Большинство из этих
счетов текущих счетов. Их открытие облегчает расчеты для международных
финансовых операций.
Центральные банки могут
получать кредиты, в частности от международных валютно-финансовых и кредитных
организаций. Так, страны - члены МВФ могут получать кредиты в свободно
конвертированной валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытие
дефицита платежного баланса [14, с. 127].
Центральные банки могут
эмитировать и размещать, чаще всего среди коммерческих банков, собственные
долговые обязательства. Цель эмиссии - регулирование ликвидности коммерческих
банков и денежно-кредитное регулирование экономики. Так, согласно федеральному
закону «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России имеет право
эмитировать облигации.
Центральные банки формируют
собственный капитал. Характер операций по формированию собственного капитала
зависит от формы собственности центрального банка - государственная или
акционерная. Главной формой отчетности Центрального банка является его баланс.
Баланс отражает состояние собственных и привлеченных средств банка, их
источники и другие операции. Баланс состоит из двух частей: пассивы -
обязательства банка, т.е. источники формирования его капитала, активы - его
требования, характеризующие состав, размещение и использование находящихся в
распоряжении банка ресурсов. Данные баланса Центрального банка служат основой
для контроля за формированием и использованием его ресурсов.
Операции центральных банков
отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, отражающие их
конкретные (специальные задачи и функции центральных банков). Набор операций
центральных банков, также может варьироваться в разных странах, тем не менее,
существует некоторый набор операций, которые характерны для центральных банков
большинства государств.
В консолидированном балансе
банка России, отражение операций, связанных с выполнением своих основных
функций, а также результаты ее деятельности за год.
Счета группируются в более
крупные статей с целью представить информацию об осуществлении основных функций
банка России. Структура баланса банка России устанавливается Советом
директоров. Банк России обязан опубликовать свой ежемесячный баланс. Годовой
бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и распределение прибыли
центрального банка Российской Федерации включены в годовой отчет,
представляемый в Банк России, Государственная Дума в соответствии с законом о
центральном банке, ежегодно не позднее 15 мая.
Консолидированный бухгалтерский
баланс центрального банка для оценки общего состояния денежно-кредитной сферы
страны (такие макроэкономические показатели, как объем выпуска банкнот, объем
золотовалютных резервов государства, объем кредитования государства и кредитные
учреждения). Путем сравнения активных и пассивных операций выявить причины
изменения важнейших показателей денежной статистики - денежной массы (М2)
и денежной базы (М0). Таким образом, сводный баланс банка России
служит в качестве инструмента макроэкономического анализа.
Центральный Банк -
Банк-Эмитент. Таким образом, наиболее важный пункт баланса считает статью
«Денежные средства в обращении». Значение этого параметра зависит от трех
активных операций банка России, объем золотовалютных резервов, масштабы
рефинансирования коммерческих банков и размера дефицита бюджета. Можно сказать,
что объем выпуска зависит от перечисленных активных операций: покупка золота и
иностранной валюте, кредитование коммерческих банков и расходов государства.
Через эти каналы капитал ресурсов центрального банка находятся в обращении
денег.
В целом по обязательствам
отражается денежная масса (агрегат денежной массы). Проведение активных и
пассивных операций, центральный Банк имеет возможность влиять на спрос и
предложение денег и, таким образом, косвенно влияют на общественное
производство.
Прибылях и убытках (счета в
центральном банке Российской Федерации показывает источники доходов областях,
расходов и финансовых результатов банка России за год.
Операции Центрального банка
отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов. К пассивным
статьям баланса ЦБ РФ относятся: - наличные деньги в обращении;
средства на счетах в
Центральном банке, в том числе Правительства РФ, кредитных
организаций-резидентов;
средства в расчетах;
выпущенные ценные бумаги;
Обязательства перед МВФ;
капитал; - прочие пассивы.
Таким образом, пассивы ЦБ РФ по
итогам 2012 г. составляют 21 220 743 млн. руб.
3.2 Активные операции
ЦБ
Активные
операции - это операции по размещению банковских ресурсов. К основным активным
операциям центральных банков относятся:
ссудные
операции;
вложения
в ценные бумаги;
покупка
иностранной валюты и золота;
вложения
в основные средства (здания, оборудование, включая компьютеры).
Центральные банки осуществляют
операции с ценными бумагами на открытом рынке. Операции проводятся в основном в
государственные ценные бумаги на вторичном рынке. Центральные банки могут
покупать ценные бумаги от фирм, населения, коммерческих банков или продать
какие-либо ценные бумаги. И хотя, ценных бумаг в портфеле центральных банков
является их основным источником дохода, однако, непосредственной целью их
покупки и продажи, а не доход.
Центральные банки осуществляют
операции с ценными бумагами, изменение количества резервов коммерческих банков.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным инструментом, с помощью
которого центральные банки развитых стран для регулирования денежного
предложения, так что в статье «Ценные бумаги» занимает важное место в активах
баланса центрального банка. Так, в активы Консолидированный баланс федеральных
резервных банков ценные бумаги занимают более 90 %. В активы консолидированного
баланса банка России, доля в статье «Ценные бумаги» значительно ниже "
около 20 %.
Центральные банки проводят
операции рефинансирования (кредитования) коммерческих банков. Они предоставляют
кредиты в коммерческих банках, проводить инвентаризацию векселя, которые были
ранее учтены в коммерческих банках. Сумма кредитов и переучтенных векселя
увеличить резервы банков, и погашения займов и векселей приведет,
соответственно, к уменьшению банковских резервов. Таким образом,
рефинансирование коммерческих банков представляют в центральный Банк для
регулирования величины их запасов.
Сумма кредитов и переучтенных
векселя, как правило, довольно было на суммарные активы центральных банков.
Так, в активы Консолидированный баланс федеральных резервных банков в
Соединенных Штатах и в активах банка России, задолженность коммерческих банков
(депозитариев) по кредитам составляет менее 1%. Вместе с тем рефинансирования
(кредитования) коммерческие банки, как уже отмечалось, является важным
направлением деятельности центральных банков.
Центральные банки осуществляют
операции с международными Ликвидные резервы (золото-валютные резервы). В состав
заповедника входят: золотой запас; запасы иностранной свободно конвертируемой
валюте, резервная позиция в МВФ, специальные права заимствования - SDR, или СДР
(Специальные Права Заимствования - SDR).
Владелец международных
ликвидных резервов государства, но распоряжаться ими в разных странах может
быть различным финансовых учреждений: центральный Банк, Министерство финансов,
Казначейство, органы денежно-кредитного регулирования, стабилизации валютного
фонда. Так, в Российской Федерации, международные Ликвидные резервы
представлены центральным банком резервов и резервов правительства. Однако, все
запасы находятся на счетах и операционном управлении банка России.
Центральные банки проводят
операции с международными ликвидными резервами (купля-продажа иностранной
валюты, золота) с целью поддержания на нужном уровне спроса на деньги и
предложения денег, а также обменного курса национальной валюты.
Объемы, структура международных
ликвидных резервов, их доля в активах центральных банков различаются по
странам. Например, статья баланса Банка России «Драгоценные металлы» включает
аффинированное (монетарное) золото, серебро, платину и представляет в активах
баланса больше 2 %. В активах консолидированного баланса федеральных резервных
банков США с золотым запасом государства связанная статья «Золотые
сертификаты». Золотые сертификаты выпускаются Государственным казначейством
США, в собственности которого находится золотой запас страны. Казначейство передает
сертификаты федеральным резервным банкам, которые зачисляют на счет
казначейства печали, эквивалентную стоимости золотого запаса. Стоимость золота
определяется исходя из его официальной цены, установленной конгрессом США в
1973 г. - 42,22 долл. за одну тройскую унцию, которая значительно ниже от
текущих рыночных цен на золото. Если золотой запас казначейства увеличивается,
федеральные резервные банки получают новые сертификаты, а на счет казначейства
зачисляются дополнительные средства. Если же золотой запас казначейства
уменьшается, оно должно выкупить золотые сертификаты на соответствующую сумму,
при этом уменьшается размер депозитов казначейства в федеральных резервных
банках.
Центральные банки некоторых
стран, могут предоставлять прямые кредиты правительству для покрытия дефицита
государственного бюджета. Ограничение распространения такие кредиты, полученные
в развивающихся странах. Тем не менее, даже в этих странах в последнее время
наблюдается тенденция к более строгое определение порядка, условий и сроков
кредитования правительства. Кредиты центрального банка имеет premium характер.
От позиции правительства покрытия дефицита государственного бюджета за счет
дополнительной эмиссии денег-это очень простой и удобный способ сбалансировать
бюджет государства (монетизация дефицита бюджета). С позиции центрального
банка, это довольно опасный путь, как он угрожал постоянство деньги. Учитывая
эти обстоятельства, в экономически развитых странах, как уже отмечалось, как
правило, на законодательном уровне центрального банка запрещается предоставлять
кредиты правительства с целью сбалансирования государственного бюджета. В
некоторых странах законодательные равных в установленных пределах для
центральных банков на кредитование правительства, например, как это было в
Германии до 1994 года. В соответствии с законом о немецком федеральном банке
было разрешено предоставлять кредиты правительству Российской Федерации на
сумму до 6 млрд. марок. Начиная с 1994 года, соответственно Маастрихтского
договора на центральных банков стран Европейского Союза запрещается
предоставлять кредиты правительства сбалансировать бюджет государства.
В целом в активе баланса
Центрального Банка России отражается спрос на денежную массу (со стороны банков
и государства).
К активным статьям баланса ЦБ
РФ относятся:
драгоценные металлы;
средства, размещенные у
нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов;
кредиты и депозиты;
ценные бумаги, включая долговые
обязательства Правительства Российской Федерации государственные бумаги;
прочие активы, включая основные
средства и авансовые платежи по налогу на прибыль.
Таким образом, обобщая
содержание активных операций центральных банков, следует отметить, что они
имеют эмиссионный характер. Все эти операции ведут к увеличению объема
банковских резервов, т. е. базовых денег (денежной базы), к расширению
предложения денег, и наоборот. Активы ЦБ РФ по итогам 2012 г. составляют 21 220
743 млн. руб. Как и в любом балансе, основная взаимосвязь активных и пассивных
операций выражается равенством активов Центрального банка его пассивам.
Заключение
На основе проведенного
исследования, можно сделать вывод, что поставленная во введении данной работы
цель - проанализировать Центральные Банки, их функции и операции - достигнута
посредством выполнения следующих задач:
изложены теоретические аспекты
функционирования центрального банка;
проанализированы операции
центрального банка, их экономическое содержание и взаимосвязь.
Таким образом, по мнению
написания данной работы, можно сделать следующие выводы.
Суть центральный Банк два
раза-с точки зрения тех интересов, которые он обеспечивает и защищает. С одной
стороны, центральный Банк осуществляет и валютное регулирование
денежно-кредитной системы. В этом качестве он является представителем всей
банковской системы. С другой стороны, он является представителем государства,
во многих банковских отношений. Его статус позволяет влиять на организацию и
деятельность кредитных учреждений, и, в конечном счете, на состояние всей экономики
страны, он всегда имеет возможность сделать эмиссию денег и, таким образом,
увеличение денежной массы в обращении, или, скажем, повысить резервные
требования для банков, и, таким образом, влияют на процентные ставки и объем
кредитов, выдаваемых банками. В последнем случае, происходит сокращение
безналичных циркуляции и, следовательно, уменьшается рост денежной массы.
Центральный Банк использует различные финансовые инструменты с целью повлиять
на рост денежного предложения и, следовательно, и на шкале цен, которая
объективно существует на рынке товаров и услуг. Этот эффект, так или иначе,
распространяется на все объекты собственности, от заработной платы и заканчивая
недвижимостью. В тех случаях, когда, благодаря усилиям центрального банка на
сокращение денежной массы, покупательная сила денег увеличивается. И наоборот,
расширение денежного предложения, ведущие к инфляции и снижение покупательной
способности денег. Под такое влияние центрального банка, на самом деле,
остается незаметным. В этой способности центрального банка и является наиболее
важной вещи, которые очень ценны для государства.
Для современного этапа развития
центральных банков государств характерны:
интеграция национальных
центральных банков в рамках развития региональных валютных систем (наиболее
ярко этот процесс проявляется в Европейской системе центральных банков);
увеличение внимания центральных
банков к вопросам защиты вкладов и сбережений всех потребителей банковских
услуг, проблемам развития реального сектора экономики;
публичность, открытость
центральных банков перед законодательными органами, их ежегодные отчеты о своей
деятельности, публикация сведений в открытой печати, в Интернете - для широкого
круга пользователей.
Таким образом, центральный
Банк-это прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через
банки. Свойства центрального банка-в определенном сочетании. Законодательство
можете добавить его рынка недвижимости и сокращения свойства этой
государственной структуры, или делать все наоборот. После этого остается только
наблюдать, результат такого эксперимента на практике.
Список литературы
1) Конституция Российской Федерации (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - Консультант-Плюс.
) О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от
05.04.2013). - Консультант-Плюс.
) О валютном регулировании и валютном
контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013) -
Консультант-Плюс.
) О банках и банковской деятельности:
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 14.03.2013). -
Консультант-Плюс.
) Об утверждении плана действий по
реализации документа «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального
банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в
стране»: Постановление Правительства РФ от 20.12.1998 N 1529 (ред. от
24.08.2004) - Консультант-Плюс.
) Бандурин В.В., Рацич Б.Г., Чатич М.
Глобализация мировой экономики. - М.: Инфра-М, 2008. - 377 с.
) Голубев С.А. Роль Центрального банка
Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. - М.:
Юстицинформ, 2009. - 210 с.
8) --Деньги,
кредит, банки : учебное пособие. 2-е изд. / сост. Горина Т. И. Хабаровск : РИЦ
ХГАЭП, 2010. 152 с.
<http://lego.biuss.ru/phpscript/redir.php?hredir=http://cde.ael.ru>
) Журавлев
Г.П. Экономика: учебное пособие. - М.: Альфа, 2008. - 560 с.
) История
возникновения института центрального банка [Электронный ресурс] - Режим
доступа: <http://vdollarah.ru/2010/05/16/istoriya-vozniknoveniya-instituta-centralnogo-banka-2/>.
) Кравцова
И.Г., Кузьменко Г.С., Кравцов Е.И.
<http://www.booksgid.com/inforamtion/%20%D0%93.%D0%98.%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%93.%D0%A1.%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,%20%D0%95.%D0%98.%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%86%D0%BE%D0%B2%20/>
Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Инфра-М, 2009. - 527 с.
) Лаврушина
О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 464 с.
) Медведев
П. Стабильность финансовой системы и независимость центрального банка //
Банковское дело в Москве. 2008. № 10. С. 16-17.
) Сейткасимов
Г.С. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Экономика, 2009. - 432 с.
) Селищев
А.С. Деньги, кредит, банки: Учебник для Вузов. - Спб.: Питер, 2010. - 300 с.
) Тарасов
В.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. - М.: Мисанта, 2010. - 512с.
) Центральный
Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа:
<http://cbr.ru/>.
) Центральный
Банк, его функции и операции [Электронный ресурс] - Режим доступа:
<http://www.finkredit.com/banks53.html>.
) Шенаев
В.И., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования.
Зарубежный опыт и возможности его использования в России // Сер.: Международный
банковский бизнес. - М.: Консалтбанкир, 2008. - С. 6-33.
Приложение
Баланс Банка России в 2012 году
(млн. руб.)
|
1.01
|
1.02
|
1.03
|
1.04
|
1.05
|
1.06
|
1.07
|
1.08
|
1.09
|
1.10
|
|
1.
Драгоценные металлы
|
1
527 545
|
1
582 647
|
1
557 563
|
1
498 520
|
1
501 332
|
1
566 871
|
1
614 793
|
1
652 520
|
1
712 093
|
1
750 925
|
|
2.
Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов
|
14
245 276
|
13
508 940
|
13
115 133
|
13
301 752
|
13
644 947
|
14
702 339
|
14
964 490
|
14
524 676
|
14
816 010
|
14
650 242
|
|
3.
Кредиты и депозиты
|
1
663 280
|
1
816 845
|
1
707 359
|
1
923 823
|
2
285 877
|
2
144 114
|
2
697 293
|
3
021 444
|
2
855 398
|
|
4.
Ценные бумаги
|
426
150
|
414
271
|
424
306
|
427
353
|
429
536
|
446
325
|
445
884
|
443
352
|
446
717
|
432
286
|
|
из
них:
|
-
долговые обязательства Правительства Российской Федерации
|
332
738
|
320
932
|
327
177
|
330
209
|
332
399
|
349
059
|
348
596
|
346
097
|
349
439
|
345
489
|
|
5.
Требования к МВФ
|
602
627
|
574
564
|
549
861
|
557
391
|
570
361
|
616
275
|
624
497
|
608
828
|
618
605
|
604
886
|
|
6.
Прочие активы
|
97
857
|
669
918
|
1
042 950
|
1
028 532
|
1
005 737
|
200
569
|
126
731
|
337
568
|
206
814
|
445
072
|
|
из
них:
|
-
основные средства
|
75
429
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
|
-
авансовые платежи по налогу на прибыль
|
167
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Итого
по активу
|
18
567 185
|
18
397 172
|
18
737 371
|
19
437 790
|
19
676 493
|
20
473 688
|
20
588 388
|
20
648 124
|
20
738 809
|
|
1.
Наличные деньги в обращении
|
6
896 064
|
6
407 968
|
6
464 652
|
6
451 006
|
6
639 992
|
6
632 108
|
6
809 902
|
6
803 611
|
6
811 074
|
6
827 073
|
|
2.
Средства на счетах в Банке России
|
7
742 221
|
8
245 307
|
8
056 827
|
8
436 577
|
8
922 840
|
9
162 409
|
9
635 604
|
9
812 549
|
9
813 304
|
9
659 707
|
|
из
них:
|
|
-
Правительства Российской Федерации
|
4
443 546
|
4
911 003
|
4
798 485
|
5
051 036
|
5
619 384
|
5
877 035
|
6
131 430
|
5
978 428
|
6
013 483
|
5
960 178
|
|
-
кредитных организаций - резидентов
|
1
748 402
|
1
491 285
|
1
297 071
|
1
337 771
|
1
093 931
|
1
098 141
|
1
320 234
|
1
411 816
|
1
300 623
|
1
256 846
|
|
3.
Средства в расчетах
|
36
217
|
30
659
|
34
268
|
36
216
|
56
069
|
31
251
|
28
229
|
38
078
|
23
776
|
37
566
|
|
4.
Выпущенные ценные бумаги
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
5.
Обязательства перед МВФ
|
472
335
|
459
321
|
438
436
|
433
185
|
435
610
|
456
764
|
476
819
|
470
064
|
468
087
|
465
773
|
|
6.
Прочие пассивы
|
158
612
|
188
556
|
167
632
|
145
053
|
142
552
|
153
339
|
282
593
|
223
664
|
291
560
|
508
434
|
|
7.
Капитал
|
3
235 383
|
3
235 374
|
3
235 357
|
3
235 334
|
3
240 727
|
3
240 622
|
3
240 541
|
3
240 422
|
3
240 323
|
3
240 256
|
|
8.
Прибыль отчетного года
|
21
903
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Итого
по пассиву
|
18
562 735
|
18
567 185
|
18
397 172
|
18
737 371
|
19
437 790
|
19
676 493
|
20
473 688
|
20
588 388
|
20
648 124
|
20
738 809
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|