Шифр
документа
|
Название
документа
|
Аннотация
|
ГОСТ
17.1.1.01-77.
|
Охрана
природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и
определения.
|
Стандарт
устанавливает нормы рационального использования водных ресурсов.
|
СанПиН
2.1.4.1074-01
|
Питьевая
вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем
питьевого водоснабжения. Контроль качества.
|
Устанавливает
гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля
качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами
питьевого водоснабжения населенных мест.
|
ГОСТ
18963-73.
|
Вода
питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа.
|
Настоящий
стандарт распространяется на питьевую воду и устанавливает методы
санитарно-бактериологического анализа, отбора, хранения и транспортирования
проб воды.
|
ГСанПиН
2.2.4-171-10
|
Гигиенические
требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком.
|
Устанавливает
показатели контроля качества питьевой воды, а также периодичность этого
контроля.
|
ГОСТ
3351-74.
|
Вода
питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности.
|
Настоящий
стандарт распространяется на питьевую воду и устанавливает органолептические
методы определения запаха, вкуса и привкуса и фотометрические методы
определения цветности и мутности.
|
ГОСТ
2761-84.
|
Источники
централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические,
технические требования и правила выбора.
|
Стандарт
устанавливает гигиенические и технические требования к источникам
водоснабжения и правила их выбора в интересах здоровья населения.
|
ГОСТ
25661-83.
|
Установки
для финишной очистки воды. Общие технические требования.
|
Настоящий
стандарт распространяется на установки финишной очистки воды, предназначенные
для деионизации воды с последующей стерилизацией и очисткой от микрочастиц и
микроорганизмов.
|
1.3 Технологии, применяемые на предприятии
водоснабжение информационный
финансовый пользователь
1. Технология предварительной очистки воды.
Включает в себя два процесса: улучшение физических и химических свойств воды
(осветление, обесцвечивание и умягчение), очистка воды от патогенных
микро-организмов (обеззараживание).
. Технология коагулирования воды.
Коагуляция - физико-химический процесс осаждения мелких взвешенных веществ и
коллоидальной взвеси в результате прибавления к воде химических веществ - коагулянтов:
сернокислый глинозем- Al2(SO4)3- 18Н20, реже калийно-алюминиевые квасцы.
Используют их в порошке или в виде 2-5%-ного водного раствора в количестве от
50 до 150 мг на 1 л воды. При добавлении к воде коагулянта, например,
сернокислого глинозема, происходит встреча отрицательно заряженных
коллоидальных частиц воды с положительно заряженными частицами сернокислого
глинозема. В результате притягивания частицы свертываются, образуются хлопья
(гидрат окиси алюминия), которые постепенно становятся более крупными и
тяжелыми. Эти хлопья, оседая на дно, увлекают за собой почти все взвешенные
вещества и большое количество микроорганизмов.
. Технология обезжелезивания воды. Под
этим термином понимают удаление ионов железа из исходной воды. В артезианской
воде, не содержащей растворенного кислорода, железо присутствует в форме
бикарбоната. Обезжелезивание производят следующими способами:
аэрация, т.е. нагнетание воздуха и интенсивный
процесс окисления в водонапорном баке. Расход воздуха для насыщения воды кислородом
составляет 30 л/м3. В исключительных случаях с целью интенсификации
процесса окисления добавляются окислители: озон, хлор, двуокись хлора, или
перманганат калия.
обезжелезивающие фильтры (песчаные, гравийные
или многослойные фильтры)
. Технология фильтрации на активных
углях. Фильтрование на активных углях является предпочтительным способом
улучшения качества питьевой воды и чаще всего применяется на последней ступени
очистки. Такое дополнительное осветление воды необходимо в тех случаях, когда
требуется устранить незначительные нарушения показателей цветности, вкуса и
запаха воды. Скорости фильтрования на фильтрах с активными углями
устанавливаются, как правило, на полупромышленных установках.
1.4 Бизнес-процессы предприятия ООО «Оренбург
Водоканал»
Бизнес-процесс - совокупность одной или более
связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно
реализуют некую бизнес-задачу или стратегическую цель предприятия, как правило,
в рамках его организационной структуры, описывающей функциональные роли и
отношения.
Под бизнес-процессом в широком смысле понимается
структурированная последовательность действий по выполнению определенного вида
деятельности на всех этапах жизненного цикла предмета деятельности - от
создания концептуальной идеи через проектирование к реализации и результата
(сдача в эксплуатацию объекта, поставку продукции, предоставление услуг,
окончание определенной фазы деятельности), то есть определенный
системно-замкнутый процесс.
Бизнес-процесс представляет собой совокупность
бизнес-операций, определенное количество внутренних видов деятельности,
начинающихся с одного или более входов и заканчиваются созданием продукции,
необходимой клиенту (клиент - необязательно внешний относительно предприятия
потребитель, это может быть подразделение организации или конкретный работник).
Бизнес-процессы предприятия «Оренбург Водоканал»
представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Бизнес-процессы предприятия
2. Отдел информационных технологий
2.1 Назначение отдела, его связь с другими
отделами
В качестве объекта практики был выбран отдел
информационных технологий (ОИТ). Цель отдела заключается в организации и
развитии надежной автоматизированной системы сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска, распространения и предоставления документированной информации
(на бумажных и небумажных носителях) в целях эффективного и качественного
информационного обеспечения решения задач для стабильной и надежной работы
предприятия.
Основные задачи отдела:
. Разработка и реализация концепции
информационной системы;
. Создание, внедрение, сопровождение и
развитие надежной автоматизированной программно-технической и коммуникационной
среды, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие структурных
подразделений предприятия между собой, а также с другими организациями города и
страны;
. Разработка требований к формированию,
созданию, использованию информационных ресурсов и систем, контроль за их
соблюдением;
. Создание единой информационной системы
администрации предприятия, обеспечивающей формирование информационных ресурсов,
которые обладают следующими признаками: актуальность, точность, достоверность;
. Сбор информации, её автоматизированная
обработка, а также проведение работ по изучению рынка информационных услуг;
. Учет, обеспечение сохранности, создание
справочного аппарата, использование документов, хранящихся в архиве;
. Разработка требований по информационной
безопасности и контроль за их исполнением;
. Обеспечение в едином информационном
поле необходимых мероприятий по комплексной защите информации.
Основные функции отдела:
. В соответствии с возложенными на него
задачами отдел разрабатывает предложения по единой политике в области
информатизации и использования информационных ресурсов;
.1. Осуществляет внедрение
специализированных программ в отделы предприятия;
.2. Формирует программы и планы работ по
информатизации отделов, осуществляет разработку концептуальных положений информационной
системы, выполняет подготовку проектной документации по ее разработке,
представляет ее на утверждение директора предприятия;
. Участвует в заключении договоров по
информатизации (приобретение технических средств, программ);
.1. Подготавливает предложения и
обоснования по нормативам, ценам и тарифам на работы по информатизации,
эксплуатации информационных систем и использованию информационных ресурсов,
организации доступа к информационным ресурсам и системам и представление их для
утверждения в установленном порядке;
.2. Представляет отчеты о выполнении
программ и планов работ по информатизации, эффективности использования
информационных ресурсов и систем;
. Контролирует и координирует деятельность
структурных подразделений предприятия по обеспечению совместимости
информационных систем между собой путем установления требований к аппаратным и
программным средствам, организационным процедурам, формам документооборота и
информационного обмена, правилам предоставления и защиты информации;
.1. Организует учет технических средств и
программ во всех структурных подразделениях предприятия;
.2. Контролирует деятельность по обеспечению
информационной безопасности. Подготавливает, вносит предложения и реализует
проекты по информационной безопасности;
.3. Разрабатывает и организует порядок
обязательного представления информации для формирования и использования
информационных ресурсов предприятия;
.4. Вырабатывает общесистемные требования к
созданию регистров, реестров и баз данных;
.5. Организует приобретение, внедрение,
программное сопровождение и обслуживание информационных систем;
программно-техническое обслуживание, модернизацию и необходимое развитие
информационных систем;
.6. Наряду с бумажными технологиями сбора и
сохранения управленческой информации, организует внедрение безбумажных
технологий сбора и сохранения информации (электронных);
. Обеспечивает функционирование системы
подготовки и переподготовки кадров по информатизации;
. Организует обучение и повышение квалификации
специалистов своего отдела;
. Готовит предложения по объемам финансирования
в сфере информатизации;
. Обеспечивает правильную эксплуатацию и
бесперебойную работу компьютерной техники предприятия;
. Осуществляет контроль над сохранностью
компьютерной техники, находящейся в ведении отдела. Организационная структура
отдела информационных технологий представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Организационная структура ОИТ
.2 Схемы потоков в отделе информационных
технологий
Процесс функционирования отдела начинается с
момента поступления информационного носителя или устного сообщения. Если сообщение
стандартное (это выясняется в процессе идентификации документа), оно сразу
поступает на регистрацию. При этом устная информация проходит процедуру
документирования.
На рисунке 4 представлена схема работы отдела
информационных технологий.
Рисунок 4 - Схема работы ОИТ
Затем осуществляются:
регистрация в базе данных (внесение записей и
кодов, характеризующих документ и информацию);
маршрутизация (установление этапов и
ответственных за порядок работы с документом согласно действующим стандартам);
координация порядка работы в соответствии с
планом отдела оперативного управления и текущей ситуацией;
контроль движения документов;
составление регулярных и разовых отчетов по
результатам управления документооборотом.
Нестандартный документ передается профильному
эксперту-аналитику, который производит с ним следующие процедуры:
отделяет содержательную часть от информационного
шума;
осуществляет семантический анализ и присваивает
документу смысловые коды;
определяет потенциальных пользователей;
составляет примерный план работы, т.е. программу
использования информации, содержащейся в документе;
согласовывает план с лицами, принимающими
решения;
передает кодированный документ для регистрации и
дальнейшего использования.
Кроме того, эксперт осуществляет
интеллектуальный поиск данных в базе знаний компании и во внешних источниках
информации, а также готовит отчеты по запросам пользователей; в том числе,
составляет предметные и систематические каталоги для поиска информации в базе
знаний компании.
После регистрации документ помещается во
временный или постоянный архив. Временный архив создается для документов, план
работы с которыми окончательно не определен. Копии документов из временного
архива перемещаются к адресату согласно плану маршрутизации и исполнения.
Копирование, размножение и доставку документов адресату выполняют экспедиторы.
Внутренние документы и их проекты, подлежащие согласованию или использованию,
регистрируются так же, как и внешние. По окончании работы документы передаются
в архив для хранения или уничтожения.
Информационные сообщения могут быть директивными
и обеспечивающими функционирование. Документированные сообщения, как правило,
имеют формат официально установленных реквизитов, недокументированные -
произвольную форму. Директивная информация предназначена для уведомления о том,
кому, что и в какие сроки нужно выполнить; обеспечивающая информация содержит
сведения нормативного характера о правилах поведения, порядке исполнения
функций и операций, а также данные, расширяющие профессиональные знания
персонала. Существует также смешанный вид сообщений, объединяющий директивные и
обеспечивающие сведения.
На рисунке 5 представлена структура
информационных потоков поступающих в отдел информационных технологий.
Рисунок 5 - Структура информационных потоков
2.3 Информационные системы ОИТ
Network Manager - система мониторинга
ИТ-инфраструктуры и управления сетями. Система разрабатывается и поддерживается
российским R&D офисом компании Tibbo Technology. AggreGate Network Manager
является единственной российской системой мониторинга сетей, составляющей
конкуренцию продуктам крупнейших мировых вендоров.
Российское представительство Tibbo Technology
занимается внедрением AggreGate Network Manager "под ключ" для
мониторинга IT и управления сетями средних и крупных компаний,
телекоммуникационных операторов и операторов ЦОД.
Система поставляется с русскоязычным интерфейсом
и документацией на русском языке (более 1500 страниц).
Система построена на базе AggreGate Device
Management Platform и наследует ее широчайшие возможности по настройке и
расширению, что дает целый ряд существенных преимуществ по сравнению с другими
системами управления сетями. В частности, серьезными плюсами являются мощные
средства анализа SNMP и WMI-данных, интегрированный редактор отчетов, SDK с
открытым исходным кодом и пр.
Система включает сотни компонентов для сетевого
управления (тревоги, отчеты, диаграммы, карты сети, инструментальные панели,
выполняемые по расписанию задачи, и т.д.). Все эти компоненты построены на базе
стандартных средств обработки и представления информации AggreGate и,
соответственно, могут модифицироваться с помощью визуальных инструментов без
программирования. Принципиально новые компоненты для извлечения, обработки и
представления данных могут быть добавлены в систему с минимальными усилиями.
Бухгалтерия ООО «Оренбург Водоканал» использует
для обработки информации ППП «1С:Бухгалтерия 8».
Программный продукт «1С:Бухгалтерия 8» включает
технологическую платформу «1С:Предприятие 8» и конфигурацию (прикладное
решение) «Бухгалтерия предприятия».
«1С:Бухгалтерия 8» предназначена для
автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку
обязательной (регламентированной) отчетности в организациях, осуществляющих
любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю,
комиссионную торговлю (включая субкомиссию), оказание услуг, производство и т.
д. Бухгалтерский и налоговый учет ведется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
«1С:Бухгалтерия 8» обеспечивает решение всех
задач бухгалтерской службы предприятия, если бухгалтерская служба полностью
отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных
документов, учет продаж и т. д. Данное прикладное решение также можно
использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета.
В состав «1С:Бухгалтерии 8» включен план счетов
бухгалтерского учета, соответствующий Приказу Минфина РФ «Об утверждении плана
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкции по его применению». Состав счетов, организация аналитического,
валютного, количественного учета на счетах соответствуют требованиям
законодательства по ведению бухгалтерского учета и отражению данных в
отчетности. При необходимости пользователи могут самостоятельно создавать
дополнительные субсчета и разрезы аналитического учета.
3. Результаты выполнения индивидуального задания
.1 Объект исследования
Объектом исследования является процесс автоматизации
системы оплаты услуг водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на базе ООО
«Оренбург Водоканал».
Предметом исследования являются методы обработки
данных, необходимых при создании базы данных абонентов ООО «Оренбург
Водоканал». На основании базы данных будет написан личный кабинет пользователя
услугами водоснабжения и водоотведения.
Данное исследование является актуальным в связи
с устаревшей системой оплаты услуг предприятия ООО «Оренбург Водоканал». На
данный момент система базируется на передаче денежных средств в казну
предприятия посредством касс оплаты коммунальных услуг, а также в офисе самого
предприятия. Уведомление абонентов о текущем состоянии счёта производится
посредством телефонной сети города и рассылки квитанций по адресам проживания.
.2 Математическая модель финансового состояния
предприятия
Прогнозирование финансового состояния
предприятия принято осуществлять на основе зависимости, которая может быть
описана следующим образом:
,
где pi(t) - функция,
отражающая изменение i-го показателя во времени;
St[pi(t)] -
функционал, отражающий изменение финансового состояния предприятия во времени в
зависимости от всех рассматриваемых показателей.
Для комплексного относительного показателя г
изменение финансового состояния предприятия уравнение можно записать в
следующем виде:
где г - показатель, оценивающий финансовое
состояние предприятия в момент времени t;
А - параметр уравнения, означающий относительное
значение показателя финансового состояния предприятия в некоторый начальный
момент наблюдения t0;
к - коэффициент динамики развития предприятия.
В соответствии с данным уравнением возможны два
случая развития предприятия:
если к < 0, то и, следовательно,
финансовое состояние предприятия улучшается;
если к > 0, то и,
следовательно, финансовое состояние предприятия ухудшается.
Расчет размера платы за холодное или горячее
водоснабжение в жилом/нежилом помещении, оборудованном индивидуальными
приборами учета холодного или горячего водоснабжения в многоквартирном доме,
производится по формуле:
где -
объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом
помещении коммунального ресурса (холодного или горячего водоснабжения),
определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора
учета.
- тариф (цена) на
коммунальный ресурс (холодное или горячее водоснабжение), установленный в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
.3 Описание системы оплаты услуг водоснабжения
Постановление правительства Российской Федерации
от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
регулирует отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг,
устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля
качества предоставления коммунальных услуг.
Водоканал осуществляет беспрерывное
водоснабжение и водоотведение всех жилых домов и производственных предприятий
города. Также постоянно производится мониторинг расхода воды посредством
приборов учёта.
Индивидуальный прибор учета - средство
измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления
коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении
многоквартирного дома или в жилом доме.
Потребитель - гражданин, использующий
коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребитель обязан периодически сообщать
значение показателя нынешнего расхода воды. В свою очередь предприятие обязано
информировать пользователей о необходимости оплаты своих услуг и
задолженностях.
Связь между предприятием и абонентами
совершается посредством городской телефонной сети в порядке диалога с
сотрудником call-центра либо
посредством индивидуального оповещения квитанциями за коммунальные услуги.
Оплата производится абонентом в кассах оплаты
коммунальных услуг, расположенных во всех районах города, а также в кассах
предприятия ООО «Оренбург Водоканал».
.4 Приборы учёта расхода воды
Самыми известными являются тахометрические
приборы учёта, в них используется механический принцип суммирования числа
оборотов подвижного элемента, в качестве которого может выступать крыльчатка
(крыльчатые счётчики) или турбинка (турбинные счётчики), на которые
воздействует поток воды. Оба этих типа в свою очередь подразделяются на
одноструйные и многоструйные. Многоструйные водосчетчики отличаются от
одноструйных тем, что поток воды перед попаданием на лопасть крыльчатки делится
на несколько струй. Благодаря этому значительно снижается погрешность
турбулентности потока. И, как следствие, многоструйные счетчики оказываются
более точными при учете расхода воды, однако стоят они дороже одноструйных.
И те, и другие могут быть как «сухими», так и
«мокрыми». Мокрые - это самые простые, но при этом наиболее эффективные приборы
учёта. В них счётное устройство не изолировано от потока воды. Такая простота
исполнения, дешевизна и достаточно высокая надежность - делает эти счётчики
достаточно популярными.
В сухих счётный механизм отделен от воды
немагнитной перегородкой. Это защищает счётчик от отложений взвешенных частиц.
Передача показаний с турбины или крыльчатки в таком случае осуществляется с
помощью закрепленного на них магнита. Такие счётчики обычно устанавливаются
там, где необходим особо точный учёт расхода воды.
Особую нишу занимают комбинированные
тахометрические счётчики, в них сочетается турбинный и крыльчатый счётчик. При
этом при малом напоре воды, она движется через крыльчатый, при большом - через
турбинный. Такие счётчики позволяют максимально эффективно вести учёт расхода
воды в помещениях, где отмечаются значительные изменения расхода воды, в
зависимости от сезона, времени суток, изменения количества потребителей и т.д.
Например, комбинированные водосчётчики находят отличное применение в
гостиницах.
В последнее время большой интерес вызывают
тахометрические счётчики с импульсным выходом. Такие приборы учёта позволяют
передавать сигнал с приборов на регистрирующее устройство, удалённое от места
непосредственного учёта расхода воды. Некоторые специалисты прогнозируют, что
именно за такими счётчика будущее.
Различные виды тахометрических приборов
используются при следующих условиях:
одноструйные приборы учёта - диаметр труб 15-20
мм.
многоструйные приборы учёта - диаметр труб 15-50
мм.
турбинные приборы учёта - диаметр труб - 40-500
мм.
.5 Проектирование базы данных для личного
кабинета пользователя
.5.1 MS
Access
Microsoft
Office Access
или просто Microsoft
Access - реляционная СУБД
корпорации Microsoft.
Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними
таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access
можно писать приложения, работающие с базами данных.
Основные компоненты MS Access:
построитель таблиц;
построитель экранных форм;
построитель SQL-запросов (язык SQL в MS
Access не соответствует стандарту ANSI);
построитель отчётов, выводимых на
печать.
Они могут вызывать скрипты на языке VBA, поэтому
MS Access позволяет разрабатывать приложения и БД практически «с нуля» или
написать оболочку для внешней БД.
.5.2 Обоснование выбора языковых средств
Макрос - это объект, представляющий собой
последовательность макрокоманд для автоматизации наиболее часто выполняемых
действий при работе с базой. Макрокоманды выбираются из имеющего списка, а
параметры задаются разработчиком. Выполнить макрос можно по нажатию на кнопку и
программным методом в коде.
Модуль - контейнер программного кода на VBA. Для
их редактирования и просмотра используется оболочка Редактора Visual Basic.
Весь программный код приложения содержится в наборе модулей. Здесь он имеет то
же смысловое значение, как и в любом языке программирования.
.5.3 Описание методических средств проектируемой
БД
Кроме главной таблицы с данными показателей
использования воды, в базе есть форма для добавления данных за определенный
период использования.
.5.4 Проектирование базы данных
Инфологическая модель базы данных. Цель
инфологического моделирования - обеспечение наиболее естественных для человека
способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в
создаваемой базе данных.
Рисунок 6 - Инфологическая модель базы данных
Концептуальное проектирование - это отражение
предметной области, для которой разрабатывается база данных.
На рисунке 7 представлена концептуальная модель
базы данных
Рисунок 7 - Концептуальная модель базы данных
Логическая модель базы данных - это начальный
прототип будущей базы данных. Она представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Логическая модель базы данных
Заключение
В процессе прохождения практики на базе ООО
«Оренбург Водоканал» выполнена цель практики: закреплены знания, полученные при
освоении профессионально-ориентированных дисциплин, изучена организация
проектно-конструкторской деятельности подразделения предприятия, должностных
обязанностей и инструкций, планирования и финансирования разработок. Было
принято непосредственное участие в подготовке технических заданий на разработку
и модернизацию информационных систем, а так же в подготовке отчетности о ходе
аналитической работы. Проведен анализ веб-ресурса компании.
Также получены навыки:
комплексного изучения методологии, технологии
аналитической работы;
изучения организационной структуры базы практики
как объекта информатизации, особенностей функционирования объекта,
представления организационных структур в виде схем;
изучения особенностей имеющихся на предприятии
информационных систем, а также средств сбора, обработки и передачи информации;
приобретения практических навыков знаний и
умений по исследовательской, аналитической, прогностической, организаторской и
управленческой работе;
приобретения опыта работы в коллективе.
водоснабжение информационный
технология
Список использованных источников
1. Официальный
сайт ООО «Оренбург Водоканал».
2. Клячков
В.А. Очистка природных вод / В.А. Клячков, И.Э. Апельцин. - М.: Стройиздат,
1971. - 579 с.
3. Карюхина,
Т.А. Контроль качества воды: учеб. / Т.А. Карюхина, И.Н. Чуранова. - М.:
Стройиздат, 1986. - 186 с.
2. Фрог, Б.И.
Водоподготовка: учеб. пособие для вузов / Б.И. Фрог, А.П. Левченко. - М.: МГУ,
1996. - 680 с.
3. Яковлев,
С.В. Водоотведение и очистка сточных вод: учеб. / С.В. Яковлев. - М.:
Стройиздат, 1987. - 319 с.
. Николадзе,
Г.И. Коммунальное водоснабжение и канализация / Г.И. Николадзе. - М.:
Стройиздат, 1983. - 423 с.
. Кульский,
Л.А. Технология очистки природных вод / Л.А. Кульский, П. П Строкач. - К.:
Высшая школа, 1981. - 315 с.
. Описание
бизнес-процесса предприятия.
. Кульский,
Л.А. Справочник по свойствам, методам анализа и очистки воды / Л.А. Кульский. -
в 2-х ч. - К.: Наукова думка, 1980. - 1320 с.
. Никитина,
О.Г. Гидробиологический контроль работы городских очистных сооружений. Контроль
качества природных и сточных вод / О.Г. Никитина, Н.С. Жмур, Н.С. Горбань. -
М.: Стройиздат, 1982. - 44 - 51 С.
. Алексеев,
Л.С. Контроль качества воды: Водоснабжение и водоотведение: учеб. / Л.С.
Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Инфра-М, 2004. - 154 с.
. Лозановская,
И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении / И.Н. Лозановская,
Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова. - М.: Высшая школа, 1998. - 287 с.
12. Радченко,
М.Г. 1С: Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые
приемы. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2009-2013. - 874 с.: ил. ISBN
978-5-9677-1935-6