в работе были использованы: литературно-аналитический, сравнительно-исторический.
Особенности формирования и эволюции информационного общества
Возникновение понятия «информационное общество» датируется второй половиной 1960-х годов и связано с именем профессора Токийского технологического института Ю. Хаяши. Разрабатывая основные характеристики этого общества, различные организации подготовили ряд документов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969), «План информационного общества» (1971).
В указанных документах дано определение информационного общества. Это общество, где:
развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надёжным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства;
его продукт станет более «информационно емким», что приведёт к значительному увеличению доли инноваций, услуг в его стоимости;
производство информационного продукта, а не материального станет движущей силой существования и развития общества.
Дальнейшим толчком к разработке идей глобального информационного общества послужила книга американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» [2], вышедшая в 1973 г. В развитии человеческой цивилизации автор книги выделяет три стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.
Наиболее характерной чертой постиндустриального общества, по мнению Д. Белла, является переход от производства материального продукта к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Причём отмечу, что для принятия решений важную роль приобретает знание. Именно поэтому современное общество называют также обществом знания.
В последующем по этой проблематике, вызвавшей всеобщий интерес, появляются многочисленные работы. Их авторы пытаются осмыслить тот исторический рубеж, на перепутье которого оказалось человечество. Кратко остановлюсь на наиболее значимых из этих работ.
Обзор считаю необходимым начать с исследования информационного общества японским учёным И. Масуде [22]. В своей работе он исходит из того, что фундаментом этого общества является компьютерная технология, главная функция которой состоит в замене или усилении умственного труда человека. Благодаря этому в возникшем обществе информационно-технологическая революция быстро превращается в новую производительную силу, а потенциальным «рынком» становится «граница познанного». Таким образом, ведущую позицию занимает интеллектуальное производство, в аккумулировании и распространении которого решающую роль играют новые телекоммуникационные технологии, а наибольшей ценностью его, в отличие от индустриального общества, является время.
В связи с разработкой сущностных характеристик высокоиндустриального общества начинается дискуссия о функциях и роли информации в жизни нового общества, тенденциях формирования его как типа глобального информационного общества. Значительный вклад в это внесли М. Маклоэн [7] и Э. Тоффлер[12].
М. Маклюэн рассматривает информационные технологии как главный фактор, влияющий на формирование социально-экономической основы нового общества, как своеобразную нервную систему в образовании «глобального объятия», где все настолько тесно взаимосвязано, что в результате происходит становление «глобальной деревни».
Э. Тоффлер выделяет в истории три волны цивилизации: аграрную (к XVIII в.), индустриальную (50-ые годы XX в.), постиндустриальную. Последней присущи такие характерные черты, как декоцентрация производства населения, резкий рост информационного обмена, преобладание самоуправляющихся систем, индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между сообществами [12]. Информационное общество, или, за другим высказыванием Тоффлера, «супериндустриальное общество», - это «сложное, такое, что быстро развивается, общество, основанное на современниших технологиях и постматериалистической системе ценностей» [13].
Рубеж 80-90-х годов XX в. знаменует начало нового этапа в развитии идей глобального информационного общества и связан, прежде всего, с работами М. Кастельса [5] и П. Дракера [21].
М. Кастельс в своих размышлениях исходит из того, что глобальная экономика и международные финансовые рынки являются главными признаками формирующегося нового миропорядка, способствующими созданию основ нового общества, которое автор назвал «сетевым». При этом М. Кастельс высказывает мысль, что сетевые структуры общества, используя информацию, которая проникает сквозь все преграды и границы, являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. Он также делает акцент на том, что сбор, обработка и передача информации становятся фундаментальными источниками производительности и власти.
Суть концепции П. Дракера состоит в следующем: новое общество возвышается над традиционным капитализмом за счёт того, что происходит переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, а на процессы формирования новой системы ценностей современного человека и трансформации национального государства воздействуют глобализация экономики и социума.
Дальнейшим развитием этих идей служит книга Л. К. Туроу [23], которая, по мнению многих экспертов, способна определить интеллектуальную атмосферу ближайших лет, а поэтому заслуживает более детального рассмотрения. Л. Туроу, анализируя хозяйственную систему, основанную преимущественно на производстве и использовании знаний, акцентирует внимание на трёх наиболее важных проблемах.
Первая проблема касается определения современно эпохи и типа возникающего общества Л. Туроу не склонен отождествлять современную трансформацию с информационной революцией, становлением информационного общества, ибо в реальности - это нечто гораздо больше. Он сторонник всё больше утверждающейся позиции, что формирующаяся хозяйственная система базируется на знаниях, при этом в ней воплощается третья стадия хозяйственного процесса.
Согласно концепции Л. Туроу в течение двух-трёх последних столетий в мире произошли три «промышленные» революции [1]:
1)XVIII - начало XIX в. - конец господства аграрного сектора, освоение паровой энергии и машинного производства;
2)XIX - начало XX в. - освоение электричества, сделавшее технологический процесс систематическим и управляемым;
)настоящее время - бурное развитие микроэлектроники и компьютерной техники.
При социально-философском анализе, существует несколько подходов к определения понятия «Информационное общество». Например, А. Даф выделяет три способа понимания информационного общества: относительно информационно-экономический подход, подход с позиции информационных потоков и информационно-технологический подход.
Известный теоретик Ф. Уебстер выделяет пять основных подходов, каждый из которых базируется на том или ином критерии информационного общества, которое является его основой. Прежде всего, это технологический и экономический критерии (принимая во внимание самые очевидные превращения в этих сферах человеческой жизнедеятельности, большинство исследователей грунтуют свои определения информационного общества именно на них), критерий, связанный с изменениями в сфере занятости населения (профессиональный), а также пространственный и культурный критерии [14, с. 14]. Анализируя разные подходы к определению информационного общества, Ф. Уебстер отмечает еще одно определение, кардинально отличающееся от предыдущих; оно основывается не на том, что в наше время стало больше информации, а с того, что характер этой информации изменил жизнь людей. Эта дефиниция предусматривает, что основой нашего поведения в настоящее время является теоретическое знание информации, а, следовательно, базируется не на количественных критериях, которые сложно поддаются учета, как предыдущие определения, а на качественных - убедительный аргумент на его пользу [14, с. 34].
Таким образом, рассмотрев основные подходы к определению информационного общества в современном социально-философском дискурсе, становится понятным, что ни одно из них не может быть единственно правильной методологической базой для изучения настолько сложного комплексного феномена. Решение этой методологической проблемы возможно только в случае комплексного использования при определении и анализе информационного общества элементов всех отмеченных выше подходов с обязательным учетом их плюсов и минусов.
Я признаю данный факт. Предлагаю свой авторский подход к определению информационного общества. Он основывается на таких положениях.
В первую очередь, необходимо отметить, что понять сущность информационного общества невозможно без анализа понятия - «информация». В настоящее время не существует какого-либо универсального понятия «информация». С точки зрения теории семиотики информация - это мера аннулирования неопределенности знания получателем сообщения о состоянии объекта или каком-либо событии [4]. При определении информации в философии существуют два основных подхода: атрибутивный и функциональный. Атрибутивный подход рассматривает информацию как объективное свойство всех материальных объектов, функциональный же утверждает, что информация является условием и результатом активной деятельности и возможна только на социальном уровне [11, с. 432]. Кроме того, информация - все сведения, знания, сообщения, которые помогают в решении того или иного задания. Информационное общество, по мнению большинства ученых, сделало информацию своим базовым параметром. Информация становится основой социального и информационного развития, основным ресурсом социальных и экономических отношений. Д. Робертсон, основываясь на идее взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, вывел формулу «цивилизация - это информация» [3, с. 10-11].
Другой важной составляющей моего подхода к определению информационного общества видится динамическое его развитие и глубинный характер изменений во всех сферах жизнедеятельности человека. Доминирующим фактором современного этапа развития цивилизации является феномен, который некоторые авторы определяют как «Информационная революция». Да, по мнению М. Вершинина, информационная революция является результатом двух процессов, которые параллельно развиваются в течение всей истории человечества, - процессу постоянного роста роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, и процессу развития и усовершенствования технологий накопления и распространения информации [3].
М. Вершинин в истории развития цивилизации выделяет несколько информационных революций (в итоге кардинальных изменений в сфере обработки информации): первая информационная революция состоялась около 25 тысяч лет тому назад и была связана с возникновением языка как средства общения и взаимодействия в обществе; вторая - с изобретением письменности, с помощью которой возникла возможность передавать информацию и знание между людьми от поколения к поколению; начало третьей революции относится к середине XVI в., времени изобретения книгопечатания; четвертая революция состоялась в конце XIX в. и была связана с возникновением электричества, с помощью которого стало возможным использовать технологически новые способы передачи информации, такие как: телеграф, телефон, радио; наконец, пятая информационная революция (50-70-х г.г. ХХ в.) связана с изобретением микропроцессора и компьютера. Через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру стало возможным передавать огромные объемы информации, что привело к беспрецедентному увеличению информационных потоков. Результатом информационной революции, которая началась, стало формирование нового типа общества − информационного.
Кроме того, при определении сущности информационного общества считаю необходимым использования такое понятие как «информатизация». Разделяя точку зрения определенных исследователей, отметим, что информатизация общества - это глобальный социальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, который обеспечивает интенсификацию экономики, ускорения научно-технического прогресса страны, процессов демократизации и интеллектуализации общества [15; 16; 19].
Информатизация предусматривает массовое внедрение методов и средств сбора, обработки, передачи и сохранения информации на базе средств микропроцессорной и вычислительной техники. Информатизация является интеллектуально-гуманистической перестройкой жизнедеятельности людей с целью создания нового общественного строя, а информация становится важнейшим фактором социального прогресса [17].
Информатизация, таким образом, - технический и социокультурный процесс изменения жизнедеятельности всего общества, его подсистем и структур через резкое повышение эффективности продуцирования, сохранения и распространения всех видов информации. Важно отметить, что информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса - компьютеризации. При компьютеризации общества основное внимание сосредоточивается на развитии и внедрении технической базы компьютеров, которые обеспечивают оперативное получение результатов переработки и накопления информации. При информатизации же общества основное внимание уделяется комплексу мероприятий, направленных на обеспечение полного использования своевременного знания во всех видах человеческой деятельности [3].
Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество», можно сказать, что в настоящее время в социальной философии под таким имеется в виду:
общество нового типа, который формируется в результате новой социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;
общество, в котором главным условием благосостояния каждого человека и каждого государства становится знание, добытое благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней; информация в таком обществе является важнейшим социальным и экономическим ресурсом, основным источником производительности труда и власти, условием благосостояния человека и государства;
глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических пределов; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культуры, а с другого открывает каждому содружеству новые возможности для с моидентификации [3, с. 17-18].
Подытоживая вышеупомянутое и основываясь на собственном виденье информационного общества, с позиции социально-философского анализа можно предложить такое определение: информационное общество - это качественно новый этап технологической эволюции общества, которое формируется в результате долгосрочных тенденций предыдущего социально-экономического развития, которое предусматривает увеличение роли информации и знаний, а также формирование и потребление информационных ресурсов во всех системах жизнедеятельности общества с помощью развития информационно-коммуникационных технологий, которые существуют в глобальных масштабах.
Определяющая роль информационных технологий для человека
Опыт прошлого показывает, что технологические революции всегда характеризовались всеобъемлющим влиянием, т. е. проникновением во все области человеческой деятельности. Благодаря появлению новых средств и возможностей производства они способствовали ускоренному, подчас стремительному прогрессу в развитии.
Следует отметить, что если все предыдущие технологические революции приводили к трансформациям, прежде всего, в материальных средствах производства, то нынешняя основывается на высоких технологиях обработки информации и соответствующей этому телекоммуникационной инфраструктуре. Наша планета с 90-х годов XX в. объединена в единую телекоммуникационную компьютерную сеть, которая является базисом информационной системы и коммуникационных процессов.
Становится совершенно очевидным, что для современной информационной революции высокие технологии являются тем же, чем новые источники энергии были для индустриальных революций: от паровой машины к электричеству, ископаемому топливу и даже к атомной энергии, поскольку производство и распределение энергии было ключевым элементом индустриального общества.
Интерактивные компьютерные сети растут, создавая новые формы и каналы коммуникации, формируя жизнь и формируясь жизнью одновременно. Под их мощным воздействием складывается новый поведенческий тип человека, который можно условно назвать «Homo cybernies».
Президент Института информационного общества и известный ученый Й. Масуда утверждает, что на почве биокомпьютерной технологии возникает новая культура (изменения в желаниях, ценностях, образе жизни и поведения человека и тому подобное), что обусловит появление нового генотипа человека - «Homo intelligens»: «Новый человек появится как новый вид, который будет иметь высокий уровень интеллектуальной информации и знаний (какие стали доступны благодаря компьютеру), благодаря новым средствам коммуникации сформирует свободные общественные информационные сети» [9, с. 351]. Превращение общества на экологическую систему ведет к осознанию пределов научной технологии, необходимости перехода к другому типу взаимоотношений с окружающей средой - отсюда и возникает идея синергетического общества: «Если развитие технологии и науки предоставляет человеку силы, соизмеримые с силами природы, то отсюда выплывает необходимость действовать в гармонии с природой при сотворении синергетического мира», - справедливо замечает В. Лях [18, с. 33-34]. Г. Сколимовский освещает гармоничное сочетание лица и информационно-технической среды, ведь, по его словам, философия техники должна стать философией человека, согласно которой человек должен относиться с уважением к равновесию и гармонии в природе.
Гуманистическая философия человека основана на убеждении, что человеческое понятие прогресса должно предусматривать не вымирание других творений природы или омертвения духовных измерений человека, а расширение ее духовных измерений [10, с. 242-249]. Следовательно, жизнь в измерениях экологического технического императива предусматривает согласование действий человека с возможностями природы и перспективы гуманистического измерения информационных технологий.
В ходе научного поиска, учеными Гарвардского и Стэнфордского университетов, была разработана модель «современного человека». Базовые характеристики современной человека обобщаются по четырем параметрам: «Это хорошо информирован, активен в общественной жизни гражданин; у него заметно выраженное чувство собственной значимости; он крайне независим и самостоятелен в отношении к традиционным источникам воздействия, особенно когда он принимает важные решения о том, как ему вести его собственные дела; он открыт для нового опыта и идей, что означает, что он относительно беспристрастный и достаточно гибкий» [8].
Итак, в перспективе, адекватным ответом на вызовы информационного общества и глобализации станет человек творческий, а мерилом его развития как субъекта творческой деятельности станет развитая индивидуальность.
Человек и современное информационное общество
Человек - главная проблема философии.
Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационного мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационной деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.
Философский анализ процессов развития информационного общества предполагает изучения и решения ряда проблем, связанных с необходимостью исследования человека, к новым информационным условиям. Среди проблем подобного плана, на мой взгляд, прежде всего можно выделить структурно-функциональные изменения коммуникативного пространства современной цивилизации как системы и их влияние на ценностные ориентации, мотивации поведения и образа жизни человека в контексте современных социокультурных процессов, а также поиск новых коммуникативных форм адаптации человека к современным информационным условиям жизнедеятельности.
«Кризис культуры» фиксирует также резкое увеличение скорости разрушения старых ценностей, притеснения временных границ этого процесса, который способствует появлению негативным тенденциям в современном информационно-коммуникационном и культурном пространстве.
Одним из феноменов информационного общества есть Интернет, который рассматривается как феномен культуры, который создался в конце ХХ в. на технологической основе общемировой системы компьютерных сетей. Интернет является вариантом гипермедиа, который синтетически объединяет как содержательно-артикулирующие феномены мультимедиа (вербальный текст, видео текст, звуковой текст и тому подобное), так и функционально-артикулированный феномен гипертекста, разветвленную систему связей (ссылок) между текстами и документами мультимедиа на основе универсального гипертекстового дискурса (HTML) и стандартного формата адресов (URL). В техническом отношении берет свое начало от распределенной (на отмене от локальных) компьютерной сети ARPAnet, созданной в конце 1960-х по заказу Министерства Обороны США (ARPA), которая продемонстрировала эффективный метод ведения коммуникации, так и возможность объединения в единственную сеть компьютеров разных типов, а также от NSFnet, созданной в 1985 г. Национальным научным фондом США (NSF) для объединения своих компьютерных центров [20].
Если в начале существования Интернета его возможности (электронная почта, файловые серверы, службы информационного поиска) были использованы в основном в административной, военной и научной среде, то возникновение в 1993-1994 г.г. такой подсистемы информации, как WWW (от англ. - World Wide Web - «всемирная паутина», автор концепции - Т. Бернерс-Ли, 1990, Европейский центр ядерных исследований в Женеве), то есть всемирно распределенной базы гипертекстовых документов, которые обеспечивают максимальную доступность для пользователя мультимедийной информации, сделало Интернет одним из наиболее значимых социокультурных феноменов конца ХХ в. Функциональные возможности Интернета практически безграничны (мгновенный обмен сообщениями по электронной почте в мировом масштабе, распространение информации и серверы новостей, образование и электронные научные конференции, реклама и торговля, бизнес и банковские операции, доступ к культурным ценностям через своего рода «виртуальные музейные туры» и индустрия развлечений, возможности индивидуального самовыражения через создание собственных Web - страниц и общения через посредничество Интернет и тому подобное), в силу чего спектр пользователей Интернет стал достаточно широким в абсолютном выражении (сеть связывает между собой миллионы компьютеров и сотни миллионов людей во всем мире).
Возникновение в контексте культуры ХХ в. такого феномена, как Интернет, привело к трансформации современного культурного пространства.
Интернет пронизывает современное социокультурное пространство сетью Интернет (доступ к информации, включая независимые серверы новостей, с одной стороны; и свобода распространения информации, включая Web-странички, - с другой), что в социальном отношении практически означает продвинутую демократизацию общества в целом.
Информационная прозрачность социальной ситуации становится практически тотальной, так как: а) любой пользователь имеет возможность доступа к любым информационным сайтам; б) феномен Web -камер, что дает возможность непосредственного и свободного наблюдения событий, которые происходят в мире, без комментариев и интерпретаций, открывает принципиально новые (демократические по своей сути) каналы информирования субъекта. В-третьих, коммуникативные возможности, которые открываются через Интернет, не только расширяют сферу общения, но и существенно трансформируют в содержательном отношении феномен общения в целом:)возможности электронной коммуникации не только снимают пространство, языковые и формальные преграды для общения, но и изменяют качество общения как такового (в ситуации сознательно-избранной субъектом социальной анонимности);)феномен электронной коммуникации снимает неловкость при общении людей в случаи болезни, инвалидности, эстетических травм. Согласно данным психологов, при непосредственном диалоге собеседников, больше 80 % информации воспринимается через зрительный анализатор.
В-четвертых, Интернет открывает уникальные возможности не только для коммуникативной, но и для творческой самореализации личности (широкий доступ к любым источникам и данным, мгновенная и широкая презентация индивидуальной теоретической или художественной деятельности, свободное самовыражение, возможность индивидуальных Web -страничек).
Таким образом, Интернет радикально и многосторонне трансформирует современное социокультурное пространство - как в социальной, так и в личностной его проекциях.
Обратной стороной позитивных трансформаций современного социокультурного пространства, связанного с феноменом Интернет, является распространение так называемых компьютерных преступлений, то есть противоправных действий, инструментом или в качестве объекта которых выступает компьютер или компьютерная сеть. Интернет открывает техническую возможность таких противоправных действий, как: незаконная деятельность в сфере программного обеспечения (так называемое «компьютерное пиратство»); несанкционированный вход в компьютерную сеть с целью разрушения информации (в том числе и распространение программных «вирусов»); несанкционированный доступ к конфиденциальной (частной или корпоративной) информации, которая открывает возможности ее использования, - от изменения школьных оценок к незаконному доступу к банковским денежным вкладам (так называемое «хакерство»); распространение порно-рекламы и тому подобное. В то же время Интернет может рассматриваться в качестве одного из инструментов борьбы с преступностью, которая ведется через Интерпол.
Информационная революция охватывает хозяйственную деятельность, производство товаров и услуг, проникает во все сферы бытия. Интенсивность информационных потоков, многократно убыстряет глобальное распространение знаний и технических достижений, материальных и духовных благ, их следует рассматривать в качестве нового стратегического ресурса человечества. В отличие от научно-технических революций прошлого, объектом влияния информационной революции является не столько материальное производство, сколько само человеческое сознание.
Информационное общество проникает в наш мир, изменяя представление о природе, мире и самого себя. Больше того, информатизация влияет и на изменения самих механизмов формирования индивидуального, группового, общественного, планетарного сознания. Информационное общество тянет за собой глубокую трансформацию всей системы социальных связей индивида, она раскрепощает личность, освобождает ее от жесткой привязки к определенной среде, открывает новые возможности выбора жизненных стратегий. В то же время сформированное информационное общество объективно ставит индивид перед проблемой внутреннего самоопределения, построения своей иерархии идентичности с целью найти свое место в новом обществе, не теряя себя как личность.
Заключение
информационный общество интернет социальный
Суммируя всё сказанное выше, можно сделать вывод, что под информационным обществом следует понимать:
общество нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции, базисом которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий;
общество знания, где главным двигателем благополучия каждого человека и государства становится знание, приобретённое благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению её обработать;
общество, в котором обмен информацией не имеет границ - временных, пространственных, политических, где принимаются решения по улучшению качества жизни во всех аспектах на основе научной обработки данных и современного знания;
общество, которое, способствуя взаимопроникновению культур, одновременно открывает каждому новые возможности для самореализации.
Итак, современный человек немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний. Информационное общество - это общество, построенное на знаниях. С помощью электронных средств информация может передаваться с огромной скоростью, практические ничем и никем не ограничиваемая. Однако следствием ускорения передачи информации стало усиление эффекта воздействия информации на человека как положительного, так и негативного.
Список использованной литературы
1.Багров Н. В. География в информационном мире / Багров Н. В. - К.: Лыбидь, 2005. - 184 с.
.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Белл Д. - М.: Наука, 1999.
.Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. - СПб: изд-во Михайлова В. А., 2001. - 253 с.
.Дайзард У. Наступление информационного века. Новая технократическая волна на Западе / У. Дайзард; под ред. П. С. Гуревича. − М.: Прогресс, 1986. - С. 343-344.
.Кастельс М. Информационная эра: экономика и культура / М. Кастельс - М., 2002.
.Литвак Н. В. Информационное общество: перманентная эволюция / Литвак Н. В. - М.: Колос, 2008. - 416 с.
.Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн - М., 2003.
.Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюен. ; пер. с англ. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.
.Масуда Й. Гипотеза о генезисе Homo intelligens. Современная зарубежная социальная философия / Й. Масуда ; пер. с англ. - К.: Лыбидь, 1996. - С. 335-361.
.Новая технократическая волна на Западе : научное издание / [под. ред. П. С. Гуревича]. - М. : Прогресс, 1986. - 453 с
.Новейший философский словарь. - Мн. : Книжный Дом, 2003. - 1280 с.
.Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; пер. с англ. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 781 с.
.Тоффлер. Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер ; пер. с англ. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. - 669 с.
.Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер ; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под. ред. Е. Л. Вартановой.- М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
.Береза Т. А. Поняття інформаційного суспільства, принципи його побудови та складові компоненти / Т. А. Береза - К. : «Відродження» та ПРООН, 2004. - С. 264-273 - (Бібліотека інформаційного суспільства «Інформаційне суспільство. Шлях України»).
.Мойсеєнко А. О. Готовність населення України до діяльності в інформаційному суспільстві / А. О. Мойсеєнко - К. : «Відродження» та ПРООН, 2004. - С. 231-239 - (Бібліотека інформаційного суспільства «Інформаційне суспільство. Шлях України»).
.Лисицький В. І. Електронний уряд України − з чого починати / В. І. Лисицький - К. : «Відродження» та ПРООН, 2004. - С. 68-77 - (Бібліотека інформаційного суспільства «Інформаційне суспільство. Шлях України»).
.Лях В. В пошуках альтернативного майбутнього / В. Лях - 1993. - № 6. - С. 28-35 - (Філософська і соціологічна думка).
.Нанівська В. Соціальні та культурні аспекти створення інформаційного суспільства / В. Нанівська, В. Нікітін - К. : «Відродження» та ПРООН, 2004. - С. 225-231 - (Бібліотека інформаційного суспільства «Інформаційне суспільство. Шлях України»).
.Пожуєв В. І. Гуманитарный вестник ЗДІА / Пожуєв В. І. - выпуск 32. - К. : 2008.
21.Drucker P. Managing Cballenges for the 21st Century / Drucker P. - New York, 1999.
.Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society / Masuda Y. - Washington, 1983.
.Thurow L. Creating Wealth. The new rules for individuals, companies and countries in a knowledge - based economy / Thurow L. - New York, 1999