Показатель
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Абс. откл-е +,-
|
Отн. откл-е, %
|
Процентная
маржа, млн. руб
|
15221
|
28650
|
32211
|
16990
|
111.62
|
Коэффициент
процентной маржи,%
|
3,76
|
5,82
|
5,40
|
1,64
|
43,62
|
Прибыль после
налогообложения, млн. руб
|
-378
|
3971
|
8697
|
8319
|
2200.80
|
Рентабельность
деятельности ОАО "Промсвязьбанк", %
|
-0,6
|
6
|
13
|
12.4
|
2066.67
|
Рассматривая финансовые результаты ОАО
"Промсвязьбанк" можно сказать о том, что уровень процентной маржи
превышает принятое в международной практике нормативное значение этого
коэффициента (3,2-4,6%), что свидетельствует о высокой доходности вложений
средств банка. Положительной тенденцией является то, что уровень процентной
маржи увеличивается. Если в 2010 году маржа составляла 3,76%, то к 2012 году
этот показатель увеличился на 44% и составил 5,40%. Значительно растет и
прибыль до налогообложения, если в 2010 году наблюдался убыток, то в 2012 году
прибыль составила 8319 млн. руб. Вместе с тем повышается и уровень
рентабельности банка, это говорит о том, что банк с каждым годом получает все
больше прибыли на единицу затрат.
3.
Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке
3.1
Особенности анализа в коммерческом банке
Цель аналитической работы - обеспечение
бесперебойной деятельности банка, его безубыточности. Кроме этого - повышение
экономической эффективности деятельности банка, улучшения его
конкурентоспособности, внешнего имиджа, снижения и ограничения рисков
банковской деятельности.
Предмет анализа - финансово-экономические процессы, их
результаты и влияющие факторы.
Объекты анализа - окружающая социально-экономическая
среда, потенциальный и завоеванный рынки, состояние конкуренции, активы и
пассивы банка, его доходы, расходы и прибыль, банковские риски и операции.
Аналитическая работа ведется руководством банка, менеджерами различных
уровней, внутренними аудиторами и специальными банковскими аналитиками.
Виды анализа:
) Ретроспективный - предполагает взгляд в прошлое,
исследование данных предыдущих периодов.
) Оперативный - оперирует данными настоящего времени.
) Внешний - изучение состояния контрагента на межбанковском
рынке, финансового состояния клиентов банка.
) Внутренний - изучение состояния банка на основании данных
синтетического и аналитического учета.
) Количественный - регистрирует величину и темпы изменений в
структуре баланса банка, других объектов анализа, исследует отдельные факторы,
вызвавшие эти изменения.
) Качественный - предполагает исследование причин изменения
банковской прибыли, изучение факторов, влияющих на качество портфелей и
отдельных активов и т.д.
Принципы аналитической работы:
) Историзация (следует использовать данные за длительный
период).
) Ранжирование (котировка) - важно оценить значимость
выявленной проблемы, степень ее влияния на банк.
) Сравнение (сравнение полученных результатов с конкурентами,
планами и расчетами).
) Сопоставимость (для объективной оценки банка необходимо
сопоставить данные разных периодов, исключить влияние инфляционных процессов,
используя коэффициент инфляции, дефлятор, метод твердых валют и т.п.).
) Последовательность.
В основе организации и проведения экономического анализа в
коммерческом банке лежит общая методика практической аналитической работы,
содержание которой основано на теории экономического анализа. Однако сущность
банка и специфика его деятельности, как объекта исследования, обусловливает
некоторые особенности методики экономического анализа, проводимого в
коммерческом банке.
Выполняя свои функции (кредитно-расчетное, кассовое и другое
обслуживание), коммерческие банки взаимодействуют со своими партнерами - предприятиями,
учреждениями, организациями, гражданами и другими субъектами рыночных
отношений.
Наиболее ярким примером взаимодействий банка с партнерами
могут служить кредитные отношения, возникновение которых обусловливается такими
объективными условиями, как:
· образование свободных денежных средств в
народном хозяйстве в результате их кругооборота;
· наличие субъекта банковской деятельности,
который мог бы аккумулировать свободные средства и предоставлять объектам
предпринимательской деятельности, нуждающихся в них, в виде ссуд;
· наличие кредитоспособных юридических и
физических лиц - ссудозаемщиков;
· наличие эффективных кредитуемых
мероприятий (объектов).
Осуществление кредитных отношений требует от банка проведения
экономического анализа не только собственно своей деятельности, а и
деятельности своих партнеров (в основном ссудозаемщиков, в числе которых могут
быть и другие банки). При этом особое внимание уделяют анализу деятельности
банков-ссудозаемщиков, так как их кредитные отношения в современных кризисных
условиях обостряются, межбанковский кредит становится опасным и рискованным.
Многие банки отказываются от выполнения своих обязательств по гарантийным
письмам. Поэтому некоторые банки создают у себя аналитические службы для
проведения анализа балансов и другой отчетности таких банков.
Таким образом, коммерческие банки проводят внутренний и
внешний экономический анализ.
Внутренний анализ необходим для управления деятельностью
банка, в частности, для обоснования бизнес-плана, оценки его выполнения, раскрытия
причинно-следственных связей между совершаемыми банком операциями и конечным
результатом - сформированными пассивами и активами, а так же прибылью,
изыскания резервов возможного увеличения прибыли, оценки устойчивости
финансового положения банка, его платежеспособности. Важное значение имеет
экономический анализ для определения выгодности вложения кредитных ресурсов,
оценки риска и определения перспектив развития банка.
Оценка имеющихся возможностей банка позволяет сбалансировать
их с рыночными запросами, выработать основные программы развития и поведения
банка на рынке, создать адекватную основу для принятия правильных
управленческих решений.
Анализ этих возможностей проводится с учетом действия внешних
и внутренних факторов, влияющих на деятельность банка. Спектр внешних факторов
функционирования банка очень широк и определяется направленностью хозяйственной
политики государства, мерами по управлению и регулированию экономики, а так же
контролирующей ролью Национального банка и органов банковского надзора,
конъюнктурой рынка, конкуренцией и т.д.
Анализ внутренних факторов деятельности банка строится на
оценке его финансово-экономического положения, предлагаемого перечня услуг,
стратегического поведения банка на рынке, уровня технической оснащенности,
квалификации персонала, изучения информационного обеспечения и качества
маркетинговой деятельности, а так же на анализе организационной структуры
банка.
Внешний анализ проводится банком с момента его создания и на
протяжении всего периода его функционирования. При создании коммерческого банка
экономический анализ используется для оценки финансово-хозяйственной
деятельности его участников, определения соответствия его финансового положения
требованиям законодательных актов, предъявляемых участникам банка. В процессе
функционирования банка экономический анализ служит для оценки
кредитоспособности ссудозаемщиков, их финансовой устойчивости и
платежеспособности. Целью этого анализа является обоснование управленческого
решения при предоставлении кредитов с учетом минимизации риска.
Внешний экономический анализ деятельности коммерческих банков
осуществляется также контролирующими органами, в частности учреждениями
Национального банка.
3.2
Особенности планирования банковской деятельности
Планирование (в узком смысле) - систематическая подготовка
решений, связанных с будущим банковской организации (здесь оно не затрагивает
сферу принятия решений и организацию их выполнения).
Функции планирования:
) определение генеральных направлений и приоритетов, а также
его локальных, тактических целей и задач;
) разработка мер по развитию востребованных банковских
продуктов и планов их внедрения в практику;
) согласование конкретных оперативных планов;
) определение путей достижения оптимальных финансовых
результатов;
) уточнение и корректировка перспективных плановых
показателей с учетом изменяющихся условий;
) определение принципиальных условий, в рамках которых будут
приниматься текущие решения о проведении конкретных операций банка;
) структурирование организации и планирование персонала;
) контроль за выполнением плановых показателей.
Методологические принципы:
) гибкость и индикативность, т.е. возможность пересмотра
плана;
) альтернативность планирования (составление нескольких
вариантов плана);
) обязательный контроль за выполнением плановых показателей;
) публичность (участие всех менеджеров в составлении и
контроле и информирование всего персонала);
) оптимальность (в выборе стратегии развития банка и всех его
тактических планов);
) интегрированный подход: проведение анализа и
прогнозирования всей системы показателей банка на единой информационной и
методологической платформе.
Виды планирования:
) планирование стратегии банка (определяющей миссию, цели и
задачи);
) маркетинговое планирование (разработка востребованных банковских
продуктов);
) бизнес-планирование (конкретные пути решения стратегических
задач и т.д.);
) оперативное планирование (перечень и сроки реализации
конкретных проектов);
) финансовое планирование (оценка финансовых результатов и
построение прогнозного баланса);
) составление сметы расходов и использования прибыли банка;
) бюджетное планирование (т.е. по отдельным структурным
подразделениям банка);
) планирование текущей деятельности:
) структурирование организации и планирование персонала.
Стратегия банка - это концептуальная основа его деятельности,
определяющая приоритетные цели и задачи банка и пути их достижения и отличающая
банк от его конкурентов в глазах его клиентов и служащих.
Стратегическое планирование - процесс разработки
альтернативных стратегий управления организацией (в области маркетинга,
управления ресурсами и рисками, организации деятельности персонала),
обеспечивающих достижение ее целей, согласованных с требованиями рынка и
внутренним потенциалом кредитной организации.
Разработка стратегии проводится в процессе стратегического
планирования, а тактика определяется бизнес-планом банка, что позволяет условно
разграничить эти два процесса, хотя они очень тесно связаны между собой.
Стратегия формулируется на длительный срок (5-10 лет), горизонт бизнес-плана
более ограничен и составляет 1-5 лет. Стратегическое планирование необходимо
банку: банк, заранее не продумавший сценарии поведения в той или иной кризисной
ситуации и не определивший конкретные мероприятия и обязанности должностных лиц
в новых условиях, просто не успеет адаптироваться к ним и обречен на
существенные потери вплоть до банкротства.
Этапы стратегического планирования:
) Ситуационный анализ (внешний анализ и внутренний анализ).
Заключительный этап этого анализа - SWOT-анализ, целью которого - определение
сильных и слабых сторон в плановом периоде.
) Определение генеральной задачи - миссии банка.
) Формулировка стратегических целей банка на плановый период.
Цели конкретизируют миссию банка и должны быть: конкретными и измеримыми,
ориентированными во времени, достижимы, непротиворечивы и взаимодополняемы.
) Разработка стратегии развития (создание комплекса целевых
программ, которые обеспечат банку долгосрочное конкурентное преимущество).
) Разработке маркетинговой стратегии (пути решения задачи по
продвижению своих продуктов и услуг).
) Стратегия рисков (программа, направленная на снижение
потерь).
) Разработка стратегии управления персоналом и развития
организационной структуры (соответствие решаемым задачам).
После разработки стратегий банка следует разработка плана
согласованных действий всех подразделений банка для реализации.
Бизнес-план - подробное изложение стратегии, тактики и
бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, а
также определение количества, качества и механизма распределения ресурсов,
выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Бизнес-план
должен позволить уточнить стратегический план и обоснованно выбрать конкретный
проект его реализации.
Этапы бизнес-планирования:
1) Уточнение миссии.
) Уточнение стратегических целей банка.
) Уточнение стратегий:
маркетинга (оценка затрат, связанных с завоеванием и
укреплением позиций на рынке, и сроков их окупаемости);
управление рисками (определение количественных показателей
системы лимитов - ограничений для финансового плана);
управления персоналом (планирование изменений в
организационной структуре и персонале).
) Разработка финансового плана: плановый баланс и план
доходов, расходов и формирования прибыли.
Завершающие этапы нацелены на разработку тактики и получение
финансового плана. На этом этапе осуществляется подбор количественных
характеристик деятельности банка (прежде всего, объема операций, структуры
активных и пассивных операций), которые позволили бы ему заработать прибыль,
необходимую для реализации программ развития и выплаты дивидендов акционерам
банка. Результатом финансового планирования являются плановый баланс и план
доходов, расходов и прибыли банка.
Относительно каждого проекта должны быть определены два вида
затрат: затраты капитального характера, осуществляемые за счет прибыли, и
накладные расходы, которые будут относиться на себестоимость проводимых
операций.
Построение финансового плана - завершающий этап
бизнес-планирования. Финансовое планирование ориентировано на составление
альтернативных бюджетов, учитывающих необходимые затраты капитала на новые
программы или проекты, и плановых балансов банка, обеспечивающих реализацию
этих программ и одновременное соблюдение разработанных лимитов.
Роль финансового плана:
) позволяет оценить обеспеченность ресурсами и внутренними
возможностями банка;
) представляет собой ориентир для оценки результатов работы
банка (здесь разрабатывается план материального и морального поощрения);
) является неотъемлемой частью процесса управления рисками;
) позволяет оценить несколько альтернативных проектов
развития ситуации.
Основой составления финансового плана является прогноз
прибыли банка на основе оценки операционных доходов и расходов и сопоставления
ее с прибылью, достаточной для дальнейшего развития банка.
Задачей финансового планирования является нахождение
оптимальной структуры активных и пассивных операций, разработка ориентиров
процентной политики банка.
Подбор вариантов развития банка и планирование его прибыли,
итерационная схема:
) Определение размера необходимой (PN) и достаточной (PD)
прибыли банка.
) Планирование размеров собственных средств (CC), капитала
(K) и объемов активных банковских операций (VA).
) Планирование структуры активных операций банка и процентных
доходов (DPr). Расчет средневзвешенной доходности активов (SDohAk).
) Расчет допустимого объема процентных расходов банка:
RPr=DPr-PD.
) Планирование структуры пассивных операций банка и расчет
средневзвешенной стоимости ресурсов SStRes.
) Вычисление необходимых объемов пассивных операций: VP = RPr
/ SStRes.
) Сравнение рассчитанного необходимого объема собственных
средств (CC) и объемов собственных средств, имеющихся в распоряжении банка
(CCR). CCR = VA-VP, если CCR > или = СС, лимиты соблюдены. Если эти
показатели не совпадают, то происходит корректировка исходных и расчетных
параметров плана, начиная с первого этапа.
) Планирование прибыли банка. Построение планового баланса.
) административный контроль (план организации работ,
процедуры и ведение документации, связанной с предоставлением персоналу
полномочий на совершение сделок и других операций с активами);
) контроль за денежными потоками (состояние ликвидности,
концентрацию рисков);
) финансовый контроль (ведение документации, связанной с
функцией защиты активов и обеспечения достоверности финансовой отчетности);
) контроль за результатами деятельности (ведение
документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями
себестоимости банковских продуктов и их рентабельностью).
Основная цель внутреннего контроля - защита интересов
инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками
банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной
деятельности, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего
характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков
банковской деятельности.
Задачи:
1) контролирует выполнение персоналом банка требований ФЗ и
нормативных актов БР;
) обеспечивает соблюдение установленных процедур и полномочий
при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и
клиентов;
) принимает своевременные и эффективные решения с целью
устранения недостатков и нарушений;
) обеспечивает выполнение требований по эффективному
управлению рисками банковской деятельности;
) контролирует сохранность активов (имущества) банка.
Направления внутреннего колнтроля:
1) контроль планов банка (выполнение текущих и перспективных планов);
) контроль полномочий (выполнение операций, согласно
имеющимися у банка лицензиями);
) контроль документального оформления (полное, достоверное и
оперативное отражение операций);
) контроль сохранности (предупреждается неправильное
использование активов банка).
Организация внутреннего контроля в банках строится на
принципах:
) открытости всех организационных структур и подразделений
банка для контрольных процедур;
) постоянства контроля за рисками банковской деятельности и
их концентрацией;
) разделения обязанностей персонала таким образом, чтобы ни
одно должностное лицо не отвечало за выполнение операций в целом;
) обязательности проверки работы каждого должностного лица
другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;
) осуществления постоянного контроля за физическим доступом к
активам и документам банка.
Центральное место в организации внутреннего контроля занимает
контроль за рисками банковской деятельности. Под рисками банковской
деятельности понимается возможность утраты ликвидности, а также финансовые
потери (убытки).
Система внутреннего контроля за основными видами рисков
банковской деятельности организуется на трех основных уровнях: индивидуальном
(уровень сотрудника), микроуровне (уровень подразделения) и макроуровне.
Частью системы внутреннего контроля кредитной организации
является комплаенс-контроль. Комплаенс-контроль - это внутренний контроль за
соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых
рынках. Он осуществляется по следующим направлениям: управление информационными
потоками; предотвращение манипулирования ценами на рынке ценных бумаг;
взаимоотношения с клиентами; предотвращение легализации (отмывания) денежных
средств или иного имущества, полученных незаконным путем.
Банк России осуществляет постоянный мониторинг за состоянием
внутреннего контроля в коммерческих банках. В составе годового отчета банки
обязаны представить по отдельной форме (Приложение №1) полную информацию о
службе внутреннего контроля и показателях оценки ее деятельности.
Деятельность службы внутреннего контроля оценивается по
набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию
регулирующих внутрибанковских документов. К ним относятся документы,
определяющие:
) процедуры принятия решений;
) распределение функций и полномочий между подразделениями и
сотрудниками банка;
) политику банка при проведении операций по привлечению и
размещению средств;
) требования по регламентации операций на финансовых рынках;
) деятельность службы внутреннего контроля.
Анализ постановки внутреннего контроля проводится аудиторами
по следующим основным направлениям:
) Объектом анализа и оценки в ходе аудиторской проверки
является последующий и текущий внутренний контроль;
) Анализ и оценка квалификационного потенциала и профессионализма
службы внутреннего контроля в банках;
) Наличие планов работы и проверок службы внутреннего
контроля, оценка их качества с позиции охвата всех выполняемых банком операций,
периодичности совершения;
) Наличие рабочих программ последующих проверок, оценка их
качества с позиции глубины и актуальности содержания основных вопросов
программы;
) Анализ актов и других документов выполненных проверок.
Оценка качества выполняемых проверок:
) Порядок рассмотрения результатов проведенных проверок
руководства банка.
) Оценка качества принятых мер руководством банка по
результатам проверок.
3.4
Управление рисками при осуществлении банковских операций
Под управлением рисками обычно понимают систему мер,
направленных на выявление, оценку и минимизацию рисков, обеспечивающих
оптимальное соотношение доходности и риска по операциям банка.
Начальным этапом является проведение текущего анализа рисков.
Он позволяет оценить имеющийся уровень рисков и величину собственного капитала
в зависимости от состояния активов/пассивов в сравнении с существующим уровнем
процентных ставок, курсов иностранных валют и их рыночной стоимости.
Вторым этапом является динамический анализ. Он состоит в
построении прогнозного баланса (и забалансовых счетов) на несколько будущих
дат, для того чтобы уже сегодня провести исследования относительно степени
риска процентных ставок для банка в будущем, его ликвидной и валютной позиции,
а также его способности выдерживать регламентационные требования регулирующих
органов в будущем.
Основными рисками при управлении активами и пассивами
являются: риск изменения процентных ставок, риск ликвидности, рыночный
(ценовой) риск, валютный риск и риск неплатежеспособности (риск банкротства).
Риск процентной ставки состоит в опасности, что неожиданные
изменения в процентных ставках окажут неблагоприятное влияние на чистый доход
банка и рыночную стоимость его капитала.
В целях управления рисками банка под ликвидностью понимают
способность банка удовлетворять предполагаемую и внезапную потребность в
денежных средствах.
Рыночный риск - вероятность появления у КБ финансовых потерь
по балансовым и забалансовым операциям в результате неблагоприятного изменения
рыночных цен или риск изменения рыночной стоимости активов.
Валютный риск возникает при формировании активов и пассивов с
использованием валют иностранных государств и представляет вероятность того,
что изменение курсов иностранных валют приведет к появлению убытков у банка
вследствие изменения рыночной стоимости его активов и пассивов.
Риск неплатежеспособности связан с опасностью того, что банк
не сможет выполнить свои обязательства, если объемы накопленных убытков и
потерь превысят его собственный капитал.
Управление кредитными операциями и кредитными
рисками.
Управление кредитным риском определяется как осознанная деятельность
по преодолению противоречий в движении кредита, как деятельность, направленную
на обеспечение эффективного функционирования кредита, на реализацию свойств
кредита. Управление кредитным риском это деятельность по созданию системы,
обеспечивающей реализацию интересов кредиторов и заемщиков.
Управление кредитным риском предусматривает ряд мероприятий в
различных областях:
) организационные мероприятия, которые предусматривают
определение обязанностей круга лиц, занятых кредитованием;
) кадровые мероприятия охватывают обучение и повышение
квалификации сотрудников и руководящих кадров, занятых кредитными операциями,
установление порядка контроля и ревизии кредитных отношений;
) специальные мероприятия управления кредитным риском - те
инструменты, которые применяются в банке в процессе ведения кредитных операций.
В системе кредитования важное место занимает
совершенствование методов диагностики и контроля кредитных рисков, в т. ч.
методов их раннего распознавания.
· Анализ кредитоспособности на основании
данных годового баланса.
Целью такого анализа является получение надежного
представления о доходах, размере имущества и ликвидности предприятия (на основе
структур баланса и счета прибылей и убытков, потока капитала).
· Анализ состояния счета для оценки заемщика.
Существует преимущество счета как информационного источника
по сравнению с огромным количеством цифр годового отчета: данные счета
находятся в непосредственном распоряжении банка, доступ к ним не ограничен и не
сопряжен с большими затратами, а информация с высокой степенью актуальности,
надежности и точности может быть получена оперативно.
· Анализ кредитоспособности на основании
иной информации о заемщике.
Анализ финансовых планов; оценка управления предприятием;
анализ сбыта продукции заемщика; информация содержащаяся в учредительных
документах, в отчетах об осмотре предприятия и т.д.
Методы регулирования кредитных рисков (по
способам минимизации):
1) Предотвращение риска (отказ в выдаче кредита;
предоставление кредита при условии контроля системы защиты от возможного его
невозвращения).
) Перевода риска (риск берет на себя третье лицо -
поручитель).
) Поглощение риска (нейтрализация возможного ущерба при
наступлении вероятного события или несрабатывания иных способов его
минимизации).
) Компенсация риска (уравнение последствий риска посредством
механизма сохранения безубыточного состояния, это может быть открытие заемщиком
депозита в кредитной организации).
) Разделение общей совокупности рисков на отдельные части
(применяется с целью ограничения воздействия ущерба этой отдельной частью, а не
всей совокупностью).
) При диверсификации (расширение диапазона кредитования,
обновляется кредитный портфель, появляются новые услуги, связанные с
кредитованием).
Управление рисками и доходностью расчетных технологий
при безналичных расчетах.
Использование платежных поручений так же сопряжено с
определенными рисками для участников расчетов, что обязывает менеджмент в
процессе организации расчетов минимизировать или полностью нейтрализовать их в
рамках данной формы расчетов или предложить клиенту другие их формы. Риски,
связанные с несвоевременностью платежа, возможно минимизировать в результате
тщательной проработки условий расчетов при заключении договоров.
Банки должны строго контролировать сферу применения инкассовых
поручений, ограничивая их предусмотренными законодательством рамками, что
связано со значительными ограничениями прав плательщиков при бесспорном и
безакцептном списании их средств.
Для правления рисками при расчетах по аккредитивам
аккредитивные операции регулируются Унифицированными правилами и обычаями для
документарных аккредитивов, которые периодически пересматриваются.
Операционные, межбанковские риски и способы
управления ими.
Операционные риски связаны с возможными нарушениями расчетных
технологий на взаимосвязанных участках цепочки структурных подразделений банка,
участвующих в расчетах. На каждом этапе деятельности операционных работников
возможно возникновение рисков в форме нарушения требований Банка России к
проведению расчетов, а также внутрибанковских инструкций и учетной политики. В
целях предотвращения подобных рисков во всех банках имеется организационная
схема, отражающая распределение ответственности и полномочий. Каждая должность
должна быть описана с указанием требуемых для нее качеств и квалификации.
Замечания и рекомендации менеджера по расчетам, оформлению
документов, организации документооборота, контролю и способам платежа должны
обязательно учитываться. Деятельность менеджера по организации расчетных
технологий может оцениваться по показателям привлечения дополнительных денежных
ресурсов в связи с открытием новых расчетных и текущих счетов клиентов.
Межбанковские расчетные технологии используются для
обслуживания клиентов и для выполнения собственных межбанковских операций, которые
связаны с предоставлением межбанковских кредитов, продажей и покупкой валют,
ценных бумаг и т.д. Риски межбанковских расчетных технологий, обусловлены
нарушением требований БР по оформлению расчетных документов и приводящие к
нарушению расчетов, связаны с несовпадением реквизитов, возвратом сводного
платежного поручения без оплаты с корреспондентского счета в Банке России;
несоответствием наименований, местонахождения, БИК кредитных организаций;
несоответствием балансовых счетов второго порядка.
Наряду с контролем за документальным оформлением безналичных
расчетов центральными задачами банковского персонала по управлению
межбанковскими расчетами являются: поддержание постоянной ликвидности в форме
свободных денежных средств на корреспондентских счетах; организация контроля за
правильностью и своевременностью проведения межбанковских расчетов; создание в
каждом банке эффективной системы управления межбанковскими платежными рисками.
Управление процентным риском.
Процентный риск - это опасность возникновения потерь из-за
неблагоприятного изменения процентных ставок на денежном рынке, которое находит
внешнее выражение в падении процентной маржи, сведении ее к нулю или
отрицательной величине.
По формам различают базовый процентный и процентный риск
временного разрыва. Базовый процентный риск возникает, когда есть
несоответствие в процентных ставках по привлечению ресурсов и их размещению.
Процентный риск временного разрыва возникает, когда базовые процентные ставки
согласованы, но имеются разрывы в датах их пересмотра, разрыв в сроках активных
и пассивных операций банка на денежном рынке, асимметрия в выборе типов
процентных ставок (фиксированные и плавающие).
Система управления процентным риском включает следующие
элементы:
) идентификация (управление) риска, т.е. выявление источников
процентного риска, способных вызвать нежелательные изменения процентных ставок,
которые, в свою очередь, могут неблагоприятно отразиться как на доходах банка,
так и на его экономической стоимости;
) оценка риска: в зависимости от размера и направлений
деятельности банк должен иметь соответствующую систему методов для определения
размеров процентного риска;
) предотвращение риска, т.е. совокупность
организационно-технических мероприятий, предпринимаемых с целью минимизации
размеров ущерба, которые включают не только целенаправленное управление
активами и пассивами банка, но также использование возможностей фондового
рынка;
) контроль, или проведение регулярных проверок всего процесса
управления процентным риском с целью обеспечения его целостности и
объективности.
Управление валютным риском.
Валютный риск - опасность валютных потерь, связанная с
изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте при
проведении внешнеторговых, кредитных, валютных операций, операций на фондовых и
валютных биржах.
Политика управления предусматривает: создание организационной
структуры для управления валютными рисками; проведение самого процесса
управления, который включает выявление валютного риска, определение его
размера, анализ валютного риска, выбор методов управления валютным риском,
контроль процессов управления.
Существует несколько видов валютного риска: риск изменения
обменного курса; риск конвертирования, коммерческие риски и т.д.
Валютный риск можно уменьшить путем применения различных
методов, среди которых защитные, валютные оговорки, хеджирование и др.
Защитные оговорки - договорные условия, включаемые по
соглашению сторон в частные и межгосударственные соглашения, предусматривающие
возможность изменения первоначальных условий договора в процессе его
исполнения.
Валютная оговорка - сумма денежных обязательств меняется в
зависимости от изменения курсового соотношения между валютой платежа и
какой-либо другой валютой, более устойчивой, определенной в качестве валюты
оговорки.
Хеджирование (ограждение) предусматривает создание встречных
требований и обязательств в иностранной валюте.
Управление риском открытой валютной позиции КБ.
Валютная позиция - соотношение требований (заявок) и
обязательств КБ в иностранной валюте. При их равенстве валютная позиция
считается закрытой, а при несовпадении - открытой. Открытая позиция может быть
короткой, если величина обязательств по проданной валюте превышает объем
требований, и длинной, если объем требований по купленной валюте превышает объем
обязательств. Открытая позиция порождает валютный риск.
Политика управления открытой валютной позицией включает
установление внешних и внутренних ограничений на валютные позиции, а также
контроль за их установлением. Установление внешних ограничений означает
управление позициями в иностранной валюте со стороны ЦБ. Внутренние ограничения
КБ устанавливаются самостоятельно.
ЦБ, как орган валютного контроля, с целью ограничения
валютного риска уполномоченных банков, устанавливает лимиты открытой валютной позиции
- общий режим для всех уполномоченных банков и льготный режим для некоторых.
При общем режиме по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная
величина всех длинных и коротких открытых валютных позиций не должна превышать
20% капитала уполномоченного банка, а открытые валютные позиции по отдельным
валютам (в т. ч. руб.) не должны превышать 10% капитала уполномоченного банка.
Внутренние системы лимитов могут вводиться банками самостоятельно. Такие лимиты
могут определять, с одной стороны, высшую границу рисков, возникших в течение
дня (дневные лимиты), с другой стороны, высшую границу для позиции в
иностранной валюте, которая может сформироваться через день (ночные лимиты).
Управление рисками форфейтингового кредитования
КБ.
Форфейтинговые кредиты - долгосрочные, связанные с движением
капитала, поэтому требуют специального разрешения ЦБ.
Механизм форфейтинга используется в финансовых сделках для
быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств в экспортных сделках
для содействия поступлению наличных средств экспортеру, предоставившему кредит
иностранному покупателю. Поэтому появляются дополнительные риски по применяемым
в сделке расчетным документам (документарным аккредитивам) или финансовым
инструментам (векселям).
Направления управления форфейтинговыми рисками:
) Покупка активов. Этим форфейтер совершает инвестирование и
с целью минимизации рисков стремится к перепродаже инвестиции другому лицу,
также становящемуся форфейтером. На основе этой последующей перепродажи долгов
возникает вторичный форфейтинговый рынок.
) Объединение покупателей в синдикаты. Это объединение банков
как кредиторов и предоставление синдицированных кредитов. Сам процесс
объединения происходит на основе взаимной договоренности форфейтеров о том,
какую часть форфейтенговых бумаг приобретает каждый из них.
) Расширение финансирования, предполагающего расчет дисконта
на основе плавающей процентной ставки.
) Выбор способа расчета номинальной стоимости форфейтируемых
векселей. После того как между экспортером и импортером достигнута
договоренность о том, что задолженность по приобретаемым товарам будет
оформлена векселями, экспортер должен определить их номинальную стоимость, т.е.
величина процентной ставки за кредит прибавляется к цене продаваемых товаров.
Управление риском по валютным финансовым
инструментам: валютные форвардные и опционные контракты, хеджирование.
Финансовые инструменты - различного рода финансовые
контракты, которые банк заключает при проведении срочных сделок по
купле-продаже иностранной валюты. К таким контрактам можно отнести форвардные,
фьючерсные, опционные и др. Эти контракты заключаются между банками и его
клиентом и представляют собой договор на покупку или продажу определенного
количества валюты на какую-либо дату в будущем.
Форвардные контракты - соглашение о покупке или продаже
определенного количества указанной иностранной валюты по курсу обмена,
зафиксированному во время заключения контракта, доставки и ее оплаты в будущем
времени, указанном в контракте (позволяют зафиксировать будущий обменный курс).
Опцион - право выбора, получаемое за определенную плату.
Опционный валютный контракт заключается между двумя сторонами, одна из которых
продает опцион, а другая покупает его и получает право в течение оговоренного
срока либо купить по фиксированной цене определенную сумму иностранной валюты у
продавца опциона, либо продать определенную сумму валюты продавцу опциона.
Опцион на покупку валюты, котируемой с премией (комиссионные), позволяет
застраховаться от роста ее курса выше зафиксированного в опционе или
воспользоваться благоприятной ситуацией, если сложившийся курс продажи
покупаемой валюты будет ниже зафиксированного в опционе.
Хеджирование как способ управления и минимизации валютного
риска по финансовым контрактам и обязательствам является своеобразным методом
страхования. Проведение операций по хеджированию предполагает наличие, по
крайне мере, двух встречных сделок.
Рыночные риски: специальный и общий процентный
фондовый и валютные риски.
Рыночные риски - вероятность возникновения финансовых потерь
по балансовым и забалансовым операциям банка в связи с неблагоприятным
изменением уровня рыночных цен. Базельским Комитетом предложены 2 метода оценки
рыночных рисков: стандартная методология (отдельно рассчитывается специальный
риск и общий риск), или альтернативная методология (внутренние модели банков).
Для расчета величины специального процентного риска (СПР) по
каждому финансовому инструменту определяется чистая длинная или короткая
позиция. Приобретенные банком ценные бумаги (актив баланса) будут составлять
длинную позицию, ценные бумаги, учтенные по пассивной стороне баланса, -
короткую позицию. По однородным финансовым инструментам производится зачет
между длинными и короткими позициями, полученный результат - чистая позиция по
данному финансовому инструменту. Для расчета СПР остатки балансовых счетов по
учету ценных бумаг разбиваются по эмитентам, принимаются также данные по
забалансовым инструментам по этому активу и считается чистая позиция по
совокупности. Величина СПР будет равна общей сумме взвешенных с учетом риска
позиций по каждой валюте.
Расчет общего процентного риска (ОПР) включает этапы:
) Определение величины чистой позиции по каждому эмитенту.
) Распределение чистых позиций по различным временным
интервалам.
) Расчет взвешенных длинных и коротких позиций внутри каждого
временного интервала.
) Определение позиций по каждому временному интервалу.
) Группировка временных интервалов по трем зонам (до года,
1-4 лет, свыше 4 лет).
) Определение позиций по зонам.
) Определение позиций между зонами.
) Полученная сумма ОПР по ценным бумагам, выраженная в
иностранной валюте, конвертируется в рубли по курсу ЦБ на дату составления
отчета. Совокупная сумма ОПР будет равна сумме всех взвешенных позиций по
финансовым инструментам, выраженным в каждой валюте.
Под фондовым риском понимается риск возникновения финансовых
потерь у КБ в связи с неблагоприятными изменениями рыночной стоимости фондовых
ценных бумаг.
Валютный риск - риск возникновения убытков, связанных с
изменением курса иностранных валют по отношению к национальной.
. Пути совершенствования финансового менеджмента в
коммерческом банке
Банковская система любой страны является органической частью
ее экономической системы и отражает ее особенности, цели, принципы развития,
общую идеологию экономических отношений.
Банковская система РФ состоит из двух взаимосвязанных
уровней:
) ЦБ - осуществляет деятельность на макроуровне (эмиссия,
регулирует денежный оборот, контроль за КБ).
) КБ - обслуживающие сферу предпринимательства.
На каждом уровне банковской системы очевидна необходимость
банковского менеджмента. Это связано как с общими закономерностями организации
любой экономической деятельности, так и со спецификой собственно банковской
деятельности, связанной с организацией и движением финансовых потоков.
Важнейшим фактором, повышающим значение менеджмента,
выступают современные информационные и коммуникационные технологии. Усиление
конкуренции в банковском деле неизбежно приведет к поиску новых методов, новых
финансовых инструментов, новых технологий, отвечающих потребностям клиентов,
неизбежно обострится проблема банковских рисков и проблема качества банковского
продукта, а значит, и уровня управления банковской деятельностью.
Российская банковская система находится на переходной стадии
своего развития. Российские КБ работают в условиях ограниченного
информационного и методического обеспечения. Банковская система,
ориентированная на рынок, не получает о нем достаточной информации. Отсюда -
ошибки в прогнозах, конкретных расчетах доходности и ликвидности. Недостаток
методических рекомендаций, подробных инструкций также осложняет управление
рисками при совершении банковских операций и сделок. Банковская система России,
как известно, работает с ограниченным капиталом. Даже относительно небольшие потери
заметно отражаются на финансовом положении банка. Кризисная ситуация, в которой
пока продолжают находиться некоторые российские КБ, требует от них высокой
культуры совершения операций, усиления внимания к совершенствованию управления
своей деятельностью.
Перечень конкретных задач в области финансового менеджмента
определяется величиной денежного оборота предприятия, потребностью в финансовых
ресурсах и спецификой производственной деятельности. Существенное значение для
конкретизации этих задач и способов их решения имеет разграничение должностных
обязанностей работников экономических подразделений предприятия, организация
бухгалтерского учета с разделением на управленческий и финансовый. Необходимо
реализовывать ряд принципов:
· Интегрированность с общей системой
управления предприятием.
В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось
управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на
формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности.
· Комплексный характер формирования
управленческих решений.
Все управленческие решения в области формирования,
распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного
оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или
косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности.
· Высокий динамизм управления.
Финансовому менеджменту в коммерческих организациях должен
быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды,
ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой
деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования
предприятия.
· Вариативность подходов к разработке
отдельных управленческих решений.
Реализация этого принципа предполагает, что подготовка
каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых
ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные
возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих
решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев,
определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную
финансовую политику предприятия.
· Ориентированность на стратегические цели
развития предприятия.
Какими бы эффективными не казались те или иные проекты
управленческих решений в области финансовой деятельности в текущем периоде, они
должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией предприятия,
стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу
формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет
внутренних источников в предстоящем периоде.
Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетам
изложенных принципов, позволяет формировать ресурсный потенциал высоких темпов
прироста производственной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный
рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на
товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в
стратегической перспективе.
В условиях глобального экономического кризиса любым банком
должны приниматься меры, направленные на обеспечение стабильной финансовой
деятельности и реализацию поставленных задач.
В целях дальнейшего динамичного развития банка и успешного
выполнения функций, возложенных на него, руководству кредитной организации
необходимо уделяет особое внимание следующим направлениям деятельности:
повышению качества кредитной работы;
эффективности работы с проблемными активами;
росту доходности операций банка;
оптимизации расходов;
наращиванию клиентской базы и увеличению привлеченных средств
клиентов;
управлению рисками;
совершенствованию работы с персоналом;
Данные меры должны привести к полному сохранению
управляемости банка и условий для устойчивого функционирования в условиях
кризиса.
В условиях мирового финансового кризиса коммерческие банки
могут продолжать свою деятельность за счет усиления узкой специализации, поиска
ниши, индивидуального подхода к обслуживанию клиентов, диверсификации
источников получения дохода, снижения издержек и повышения эффективности своей
деятельности.
Выживаемость банка непосредственно связана с наличием у него
конкурентных преимуществ.
Для повышения эффективности деятельности банка необходимо
совершенствовать управление активами и пассивами, развивать внутреннюю
организационную структуру и систему клиентского обслуживания, производить
улучшение и оптимизацию работы финансово-аналитической службы.
Экономическая эффективность деятельности коммерческого банка
основывается в современных условиях на наличии удачной рыночной стратегии,
максимально полного и эффективного использования финансовых ресурсов,
минимизации комплекса рисков.
В современных условиях в системе финансового менеджмента
банка необходимо совершенствовать следующие организационно-функциональные
базовые элементов:
подразделения, формирующие аналитическую отчетность,
проводящие анализ эффективности деятельности активно-пассивных операций банка;
подготавливающие общие бюджеты и бюджеты направлений; формирующие пакеты
предложений для принятия решений по установлению основных целевых пропорций и
нормативов основными комитетами банка;
подразделения, проводящие активно-пассивные операции банка;
основные комитетов банка (бюджетного, кредитного, управления
активами и пассивами), правления банка.
Данные элементы структуры определяют принципы
позиционирования банка на финансовом рынке, вносят необходимые уточнения в
стратегии и тактику позиционирования на рынке.
Таким образом, под содержанием банковского менеджмента
понимают управление банком, направленное на выбор оптимального способа
получения наивысших экономических результатов с использованием классического
инструментария менеджмента - планирования, анализа, регулирования, контроля. В
свою очередь "сфера банковского менеджмента" подразделяется на два
блока: финансовый менеджмент и управление персоналом. Финансовый менеджмент,
или управление финансами, в значительной степени основывается на управлении
банковскими рисками.
Основная задача управления финансами состоит в том, чтобы
через комплексное управление активами и пассивами максимизировать стоимость
банка, которая характеризуется прибыльностью и степенью риска проводимых банком
операций.
Заключение
Подводя итоги можно сказать о том, что основной составляющей
банковского менеджмента является менеджмент финансовый. Он позволяет определить
рациональные требования и методические основы построения оптимальных
организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем,
которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и
поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на
приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при
условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый
менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и
использования денежных ресурсов. Он тесно связан с
организационно-технологическим менеджментом - управлением банковскими
подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской
деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке
большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение
финансового менеджмента.
Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом
банке заключается в создании продуктового ряда банка (можно отметить, что на
это же направлен и банковский маркетинг). Эта особенность не только отвечает
потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной
устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя
потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого
коммерческого банка: надежный клиент - устойчивый банк.
Стратегическая цель банка - выйти на качественно новый
уровень обслуживания клиентов, сохранив при этом позиции современного конкурентоспособного
банка. Внешторгбанк предоставляет весь комплекс банковских услуг, как
предприятиям, так и физическим лицам. Работу с физическими лицами Банк
рассматривает как одно из перспективных направлений своей деятельности.
Сегодня ОАО "Промсвязьбанк" располагает
универсальным торговым предложением. Стратегия развития банка направлена на
расширение продуктового предложения, диверсификацию бизнеса, повышения его
стабильности и эффективности.
В рамках развития розничного бизнеса, банк развивает данный
сектор путем:
. расширения своего присутствия через развитие региональной
сети;
. с помощью внедрения новых программ по вкладам, по
пластиковым картам и комиссионным операциям физических лиц;
. с помощью постоянной работы по развитию персонала;
. развития сети банкоматов с расширенными функциями: прием и
зачисление денежных средств, обмен валюты, оплата сопутсвующих услуг.
Основным составляющим успешного развития бизнеса явилась
широкая сеть отделений и филиалов, современная операционная система,
квалифицированный персонал, конкурентные продукты и каналы продаж.
Затраты банка на его функционирование, производство им
продуктов и услуг всегда представляли интерес для практиков. Это обусловлено не
только тем, что собственники банка контролируют менеджмент в целях экономии
вложенного в банк капитала, но и тем, что для менеджмента банка затраты
являются в определенном смысле одним из индикаторов их эффективной работы.
Необходимость постоянного соотнесения доходов и расходов,
ужесточение контроля за последними на фоне снижения рентабельности активных
операций, низкого уровня процентной маржи по операциям межбанковского и
коммерческого кредитования обусловливают выделение затрат банка как
самостоятельного объекта управления в банке и как объекта управленческого
учета.
Повышение эффективности деятельности банка и рентабельности,
проводимых им операций требует обновления парадигмы управления банковским
капиталом в целом и переосмысления не только сути этого процесса, но, что не
менее важно, поиска адекватной возможностям и необходимости развития
современного банка модели управления его затратами.
Список
литературы
Нормативно-правовая база:
. Федеральный закон № 395-1 "О банках и банковской
деятельности" от 2 декабря 1990 г. (с изм. от 21.07.2005)).
. Федеральный закон "О центральном банке Российской
Федерации (Банке России) от 27.06.2002
Литературные
источники:
.
Бланк И.А. Управление формированием капитала. - Киев.: Ника-Центр, 2000.
.
Белоглазова Г.Н. Кроливецкая Л.П. Банковское дело. СПб: "Питер", 2005
.
Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Банковская система; Лизинг и ипотека;
Электронные платежи; Маркетинг в банках. СПб: "Питер", 2006.
.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Финансы и
статистика, 2000.
.
Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело. М: ИКФ "Омега-Л", 2007.
.
Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Банковский и Биржевой
научно-консультационный центр, 2005.
.
Стоянова М.В. Финансовый анализ в банке. - М.: Перспектива, 2005.
.
Финансовый менеджмент банка, учебное пособие для вузов подготовленное Ю.С.
Масленченковым. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
.
Интернет-Сайт Банка России - web: htpp // www.cbr.ru