опера корсаков женщина героиня
В диалоге двух миров всегда побеждает человеческое начало, а фантастические образы, которые на какое-то время приняли человеческий облик и соприкоснулись с людьми, либо возвращаются в природу, породившую их (так происходит с Панночкой, Снегурочкой, Волховой, Кащеевной), либо превращаются в людей (как Царевна-Лебедь), что является скорее исключением, чем правилом у Римского-Корсакова. Фантастические образы - хрупкие, женственные, чарующие, являющиеся символами высшей красоты и недосягаемости, обречены на невозможность соединения с миром людей - сказочное чудо недостижимо.
Объединяющей чертой образов Снегурочки, Волховы и Кащеевны является то, что эти героини приближаются к реальному миру в развитии музыкальных характеристик, приобретая "тёплые", земные интонации. Так, новое в музыкальной характеристике Снегурочки говорит о ее духовном созревании - в сцене таяния она любима и любит сама.
Музыкальный портрет Кащеевны наделен, по словам автора, "многоцветной, чувственной, но холодной гаммой красок". Мотив меча - лаконичный, острый; параллельные большие терции (мотив светляков); опора на увеличенное трезвучие (мотив ядовитой белены) - все это передает обольстительность злой красоты.
Кащеевну тоже коснулось чувство любви - исключительно сложный музыкальный язык, рисующий колдовские заклинания, в конце оперы становится мягче, в вокальной партии появляется певучая эмоциональная мелодия ("Как сладко мне и больно стало"), мотив меча превращается в мотив страдания.
Волхова появляется из волшебного подводного мира с прихотливой мелодикой с опорой на хроматику, но в музыкальной характеристике также приобретает "теплые", человеческие интонации. Особенно это ощущается в колыбельной "Сон по бережку ходил" из последней картины оперы - народно-песенные интонации, печальные и задушевные в вокальной партии, и лишь оркестр напоминает о ее волшебном происхождении.
Музыкальная иллюстрация - Колыбельная Волховы.
Появление интонаций реального мира в музыкальных характеристиках фантастических героинь говорит о том, что изначальное желание внешнего уподобления заменяется внутренней перестройкой, что и приводит к гибели.
Музыкальный образ Волховы имеет ещё одну грань, рассматривая которую можно отметить, что данный образ является своеобразным продолжением образа Снегурочки. Обе героини приобретают "земные" интонации в процессе развития образа, обеим любовь приносит гибель, которая оказывается важной и благодетельной для людей - растаявшая Снегурочка дарит берендеям солнце, а Волхова превращается в реку, которая так нужна была Садко.
Русалка Панночка тоже предстает перед нами как представительница другого мира - ее лейттембр - переливчатое хрустальное глиссандо арф. Она является существом фантастическим и не стремится перейти к людям. Еще более данная ипостась неземной героини Римского-Корсакова проявляется в опере-балете "Млада" - иномирная, бестелесная героиня Млада не имеет вокальной характеристики, появление ее каждый раз связано с инструментальным лейтмотивом. Римский-Корсаков так говорил об этих образах: "Намеченный впервые в Панночке, Снегурочке, фантастический образ, тающий и исчезающий, вновь появляется в виде тем Млады и Волховы" (Летопись, с. 267).
В целом для фантастических героинь характерна опора на хроматику, использование увеличенных и уменьшенных ладов. Чаще всего композитор использует для этих партий тембр высокого сопрано, близкого колоратурному. В вокальной партии нередки виртуозные пассажи, движения по звукам арпеджио, а также прихотливая ритмика. Еще одним элементом, характерным для фантастических героинь, по мнению Ю.Ю. Петрушевич, является интонация ауканья.
Отражая своеобразное двоемирие, Римский-Корсаков противопоставляет фантастическим образам реальные - это Ганна, Купава, Любава, Милитриса, Царевна Ненаглядная Краса. Данные образы принадлежат миру теплому, земному, который у Римского-Корсакова основан на диатонике русского славянского мелоса, наполнен ритмической упругостью и динамическим развитием. Вокальные партии героинь певучи, основаны на поступенном движении. Среди жанровых истоков есть плачи, причеты, заклинания. В целом образы обладают живой эмоциональностью, разнообразием и гибкостью интонаций.
В качестве примера приведем Арию Войславы из оперы-балета "Млада" в постановке Большого театра. В роли Войславы - Мария Гаврилова.
Музыкальная иллюстрация - Песня Войславы.
В конце 1890-х годов Римский-Корсаков, по словам А.И. Кандинского, "вступил на новую для себя почву воспроизведения реальной жизненной драмы, решения музыкально-психологических задач", поэтому в творчестве происходит обновление средств оперной выразительности.
С точки зрения противопоставления двух женских образов нам интересна опера "Царская невеста". В ней, как и в других операх этого периода, отсутствует элемент фантастики, но на передний план выходит психологическое освещение ситуаций и образов. Поэтому противопоставление отражает особенности психологического склада. Марфа и Любаша также принадлежат двум мирам - миру безоблачного счастья, чистоты, и миру страдания, греховности.
Музыкальная характеристика Марфы роднит ее с героинями, принадлежащими фантастическому миру - восходящие и нисходящие хроматические ходы во вступительных разделах двух арий, виртуозные пассажи в вокальной партии. В целом, образ Марфы статичен, т.к. в основе двух ее арий - один и тот же музыкальный материал, основанный на кантилене и характеризующийся плавностью мелодических линий.
Марфе противопоставлена Любаша, облик которой обладает некоторой двойственностью - с одной стороны - пылкая, непокорная судьбе, борющаяся за свое счастье. Данная характеристика раскрывается в дуэтных сценах с Грязным и в ансамблях. С другой стороны - Любаша - русская женщина, которая "говорит" языком русской песни, что ярко отражено в песне Любаши "Снаряжай скорей, матушка", исполняемой без сопровождения. Таким образом, в партии Любаши протяжная песня сочетается с драматически-романсовыми интонациями.
Необходимо обратиться к ещё одной опере Римского-Корсакова, написанной в последний период творчества. Это опера "Пан Воевода", в которой также существует противопоставление двух главных женских образов. Интересным нам представляется то, что в этой опере реальная героиня Мария предстает и как фантастический и как реальный персонаж. Такая двойственность образа проявляется потому, что в монологе Воеводы Мария предстает русалкой, появляется из темы леса после возгласа "Ау!". В вокальной и инструментальной партии монолога Воеводы (из которого мы, собственно, и узнаем о Марии), присутствуют все составляющие так называемого холодного интонационного комплекса - движение мелодии по звукам аккордов, мелизматика, виртуозные пассажи и хроматизмы. Вся сказочность образа Марии как недосягаемой мечты показана непосредственно через восприятие Воеводы.
Противопоставлена образу Марии Ядвига, земной реальный образ которой связан с мотивом отравления и может считаться продолжением линии таких женских персонажей как Войслава и Любаша.
Таким образом, подводя итог, отметим, что почти во всех операх Римского-Корсакова перед нами предстают два различных мира - будь то реальность и фантастика, безоблачное счастье и греховность и страдание. Но именно это противопоставление миров ярче и полнее всего отражается в противопоставлении двух женских образов, через которые раскрывается сопоставление двух контрастных идейных и музыкально-интонационных пластов.
Литература
Какие книги Вы почитали???
.Очерк Кандинского А.И. о Римском-Корсакове в книге "Музыка 20 века. Очерки".
.Соловцов А.А. "Н.А. Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества".
."Сказка в опере Римского-Корсакова".
.Барсова Л.Г., Н.А. Римский-Корсаков.
.Петрушевич Ю.Ю. Диссертация кандидата искусствоведения "Архетипические мотивы в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова".
.Н.А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни (то, что касается опер).
Исполнители в музыкальных фрагментах
.Волхова - Тамара Милашкина (постановка Большого театра, 1980 г.). Войслава - Мария Гаврилова, (остановка Большого театра, 1989 г.).