. Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по территории РФ».
. Постановление Правительства РФ 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов».
. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на организации возлагается ряд обязанностей по защите от ЧС мирного времени, а именно:
Организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
В соответствии с требованиями п. 2, статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Поэтому организации обязаны планировать действия по локализации и ликвидации ЧС и обеспечивать достаточность сил и средств реагирования на своих объектах. Так, в соответствии с п.3, статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», организации могут создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа своих работников или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
Помимо государственных требований в области защиты в ЧС компании разрабатывают и собственные внутрикорпоративные нормативные документы. Например, в ОАО «Газпром» принят локальный нормативный документ СТО Газпром 034-2008 «Руководство по обоснованию номенклатуры, объема и размещения резервов и запасов материально-технических ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и для восстановления системы газоснабжения ОАО «Газпром».
Стандарт СТО Газпром 034-2008 устанавливает:
основные положения организации и правового статуса аварийного запаса материально-технических ресурсов для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах ОАО «Газпром» и восстановления системы газоснабжения;
номенклатуру и объем аварийного запаса материально-технических ресурсов для восстановления системы газоснабжения ОАО «Газпром»;
основные требования к хранению и учету аварийных запасов материально-технических ресурсов на складах ОАО «Газпром».
Положения стандарта СТО Газпром 034-2008 обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями ОАО «Газпром», дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мероприятий по восстановлению системы газоснабжения, других документов в данной сфере.
Таким образом, организации обязаны соблюдать требования по разработке и обеспечению мероприятий в области защиты в чрезвычайных ситуациях, представленные как нормативной правовой базой Российской Федерации, так и внутренними стандартами компаний.
Международный опыт по защите в чрезвычайных ситуациях
С целью обоснования актуальности проблемы следует рассмотреть и зарубежный (международный) опыт решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Для предприятий нефтегазовой отрасли целесообразно иметь представление о международном опыте в области защиты в чрезвычайных ситуациях для реализации наиболее эффективных решений (мероприятий) на собственных объектах.
Рассмотрим Отчет корпорации «ExxonMobil» о соблюдении принципа гражданской ответственности за 2008 год. В разделе охрана труда и техника безопасности можно наблюдать политику компании и в области защиты в чрезвычайных ситуациях.
«Управление рисками и готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации в корпорации «Эксон Мобил» используется упорядоченный и системный подход к планированию мер по обеспечению бесперебойного ведения работ и готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации. Чтобы обеспечить возможность быстрого и эффективного реагирования на происшествия в ходе работ, мы регулярно проводим проверки готовности обученных аварийно-спасательных бригад на каждом объекте к реагированию по различным сценариям. Среди таких сценариев - разливы нефтепродуктов, пожары, взрывы, стихийные бедствия и происшествия, угрожающие безопасности людей».
«С ростом населенности прибрежных районов, а также со строительством на побережье Мексиканского залива в США важных объектов инфраструктуры возрастает риск несчастных случаев, повреждения имущества и серьезных финансовых потерь в результате ураганов.
В случае подобных стихийных бедствий наша первоочередная задача - защита жизни и здоровья сотрудников, членов их семей, а также населения. Кроме того, обеспечение безопасности проводимых нами работ, чтобы снизить их потенциальное воздействие на окружающую среду».
Заблаговременные и скоординированные действия для быстрого и эффективного реагирования.
Наличие запасов топлива на путях эвакуации и в местах, удобных для ликвидаторов.
Наличие планов обеспечения бесперебойного ведения работ и реагирования на чрезвычайные ситуации с целью защиты сотрудников и обеспечения безопасности технологических процессов.
Проведение учений по реагированию на чрезвычайные ситуации по наиболее пессимистическим сценариям с целью повышения скоординированности действий и отработки организационно-хозяйственных операций, а также модернизации стандартных процессов и планов действий в нештатных ситуациях.
Обратимся к аналогичному отчёту о деятельности американской нефтяной компании «Shell» за 2011 год:
«Предотвращение происшествий и управление рисками являются важными аспектами нашей деятельности, а также важными факторами обеспечения безопасности сообществ, проживающих рядом с нашими объектами. «Шелл» использует двойной подход к потенциальным происшествиям, которые могут причинить вред нашим сотрудникам и подрядчикам, нашим соседям или окружающей среде. Мы выявляем и оцениваем риски, которые могут привести к происшествиям, и предпринимаем необходимые меры по их снижению или устранению. В то же время мы готовимся к возможным происшествиям и способны мгновенно отреагировать в случае их возникновения. Для этого предусмотрены различные меры по снижению последствий происшествия и минимизации воздействия на людей и окружающую среду.
На практических занятиях наши сотрудники учатся применять меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, таких как разлив нефти или пожар.
В целях постоянного совершенствования нашего подхода мы работаем в тесном сотрудничестве с государственными организациями и местными командами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, что позволяет регулярно тестировать наши планы и процедуры ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мы проводим расследования крупных происшествий и чрезвычайных ситуаций, чтобы на их опыте предотвратить возникновение аналогичных ситуаций в будущем».
Отечественным нефтегазовым компаниям есть чему поучиться и что перенять от иностранных коллег в области защиты в чрезвычайных ситуациях. Вопросы защиты в ЧС должны стать важными для государства, бизнеса и общества в целом.
На сегодняшний день в Российской Федерации функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Объектовый уровень РСЧС охватывает деятельность организаций в области защиты в ЧС, в том числе нефтегазового комплекса. В силу того, что аварии на нефтегазовых объектах становятся причинами чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, и причинами человеческих жертв, прямого и косвенного экономического и экологического ущерба, необходимо более глубоко подходить к проблеме разработки мероприятий по защите в ЧС для нефтегазовых компаний.
Мероприятия по защите в ЧС можно классифицировать на два класса - организационные и инженерно-технические. В следующем разделе работы мы предложим перечень мероприятий по защите в ЧС мирного времени для нефтегазовых объектов, в соответствии с данной классификацией.
Разработка перечня мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых объектов
В данном разделе работы мы предложим перечень организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых как заблаговременно, так и при возникновении и ликвидации ЧС мирного времени для нефтегазовых объектов в целях обеспечения требуемого уровня безопасности. Таблица 3.
Таблица 3. Перечень мероприятий по защите в чрезвычайных ситуациях мирного времени для нефтегазовых объектов.
№Название мероприятияСуть мероприятияДля каких н/г объектов предназначеноМеханизм внедрения и реализацииОрганизационные мероприятия1. Контроль выполнения требований правовых и нормативно-технических документов в области ЗЧСКонтроль и надзор за выполнением требований НПА и НТД по ЗЧСВсе объекты н/г отраслиВключение проверки выполнения требований в области ЗЧС в процесс производственного контроля и внутреннего аудита2.Разработка плана действий по предотвраще-нию и ликвидации ЧС для персоналаРаспределение функциональных обязанностей по защите в ЧС среди персоналаВсе объекты н/г отраслиМетодическая работа инженера по ГО и ЧС, руководства объектов3.Планирование сил и средств для ликвидации ЧСРасчёт, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧСВсе объекты н/г отраслиРабота инженера по ГО и ЧС, руководства объектов, начальников служб и подразделений по планированию и поддержанию в готовности сил и средств для ликвидации ЧС.4.Планирование СИЗ для защиты персонала в ЧССоздание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованиюВсе объекты н/г отраслиМетодическая работа инженера по ГО и ЧС, руководства объектов, начальников служб и подразделений по планированию и поддержанию в готовности установленных запасов СИЗ5.Подготовка персонала к действиям в ЧСИнсценировка ЧС и отработка взаимодействий по эвакуации с объекта и ликвидации ЧСВсе объекты н/г отрасли в зависимости от специфики объектов: - бурение скважин - добыча нефти и газа - морская добыча на платформе Нефтеперекачивающие и компрессорные станции Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводы и другие объектыСоздание плана и проведение ежеквартальных тренировок по действиям персонала и спасательных служб в условиях ЧС6.Теоретическое обучение персонала основам защиты в ЧС, в том числе обучение пожарной безопасностиПроведение теоретического обучения по специально разработанным программамВсе объекты н/г отрасли в зависимости от специфики объектов - бурение скважин - добыча нефти и газа - морская добыча на платформе -Нефтеперекачивающие и компрессорные станции Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводы и другие объекты Работа инженера по ГО и ЧС. Заключение договоров на обучение с учебными центрами МЧС России, учебно-методическими центрами. Курсы повышения квалификации.7.Разработка плана ЛРНРазработка плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Снижение ущерба от ЧС путём планирующих мероприятийОбъекты нефтяной отрасли: - Месторождения жидких углеводородов - Нефтесборные пункты Нефтеперекачивающие станции Нефтеперерабатываю-щие заводы - Магистральные нефтепроводыРазработка плана ЛРН в установленном законом порядке8.Создание систем оповещения о ЧС и управления эвакуацией людейНаличие и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информации о ЧСВсе объекты н/г отраслиРабота инженера по ГО и ЧС, взаимодействие с техническими службами, службами связи и подрядными организациями9.Физическая защита объектов Совокупность организационных мероприятий и инженерно-технических средств, обеспечивающих обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности объектаКритически важные объекты: - Месторождения углеводородов, объекты добычи. -Нефтеперекачиваю-щие и компрессорные станции - Газораспределитель-ные станции - Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводы и другие объектыОрганизационно-техническая работа служб безопасности объектов. Проведение тренировок по предотвращению диверсий и терактов 10.Ограничение численности персоналаОграничение количества людей в зданиях и на территории объектов до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации- Морские платформы - Нефтеперекачиваю-щие и компрессорные станции Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатывающие заводыРасчёт и оценка пожарных рисковИнженерно-технические мероприятия11.Проведение Государствен-ной экспертизы проектовПроектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры, в том числе критически важных и потенциально опасных, осуществляется на основе проведения Государственной экспертизы и долгосрочного прогнозирования. Основы безопасного функционирования объектов закладываются на стадиях их проектирования, размещения и строительстваОбъекты, подлежащие Государственной экспертизе: - Магистральные нефтепроводы - Магистральные газопроводы - Объекты бурения и добычи на континентальном шельфе РФ, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, внутренних морских водах, объекты, расположенные в особо охраняемых природных территориях. Прохождение процедуры государственной экспертизы проектов, ИТМ ГО ЧС12.Строительство и эксплуатация защитных сооруженийИспользование защитных сооружений (ЗС) инженерных сооружений, предназначенных для укрытия персонала, техники и имущества от опасности, возникающей в результате возникновения ЧСВсе объекты н/г отрасли Принятие решений о строительстве защитных сооружений на основе оценки рисков13.Создание санитарно-защитных зонПредотвращение или уменьшения воздействия на население и окружающую среду поражающих факторов ЧС- Магистральные нефтепроводы - Магистральные газопроводы - Газораспределитель-ные станции - Объекты бурения и добычи -Нефтеперекачивающие и компрессорные станции -Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатываю-щие заводыСоблюдение законодательства о санитарно-защитных зонах и следование проектным решениям14.Применение систем автоматического пожаротушенияПрименение систем автоматического пожаротушения как прогрессивного средства пожаротушенияОбъекты н/г отрасли, где внедрение автоматических систем тушения технически возможно и экономически целесообразно Технико-экономический расчёт, финансирование мероприятий15.Устройство дополнитель-ных эвакуационных путей и выходовСнижение величины пожарного риска посредством устройства дополнительных эвакуационных путей и выходовНефтеперекачивающие и компрессорные станции -Нефтеперерабатываю-щие и газоперерабатываю-щие заводы - Морские платформыПредусмотреть в проекте возможность создания дополнительных эвакуационных путей и выходов
Вывод
В данной работе, в соответствии с поставленными целью и задачами были проанализированы нормативные требования к объектам нефтегазового комплекса в области защиты в ЧС, изучена статистика по чрезвычайным ситуациям в отрасли и освещён международный опыт нефтегазовых компаний в области защиты в чрезвычайных ситуациях. В работе представлен перечень мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций мирного времени для нефтегазовых объектов, с учётом специфики отрасли промышленности. Данные мероприятия позволят повысить уровень безопасности на нефтегазовых объектах за счёт увеличения эффективности защиты в чрезвычайных ситуациях.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»
Приказ МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Григоренко М.М. Безопасность жизнедеятельности СПб.: СПбГУЭФ, 2008. - 112 с.
Седнев В. А. и др. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академия ГПС МЧС России, 2014. - 229 с.
Хаустов А.П. Редина М.М. Чрезвычайные ситуации и профессиональная безопасность в нефтегазовом комплексе/- М.: Изд-во ГЕОС, 2009