существует тесная взаимосвязь: субъективные юридические права (а также обязанности) возникают на основе норм объективного права.
Объективное право, следовательно, есть система норм, выраженная в законах, и потому являющаяся критерием того, правомерно или неправомерно поведение субъектов - граждан, организаций, государства.
В тех случаях, когда мы термин «право» употребляем в единственном числе (не права, а право) и не делаем никаких добавлений - моральное, корпоративное и т.д., - то подразумеваем именно объективное право, право в юридическом его значении - систему юридических норм как критерий юридических прав и обязанностей.
Норма права - это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения и регулирующее общеобязательные отношения.
Норма права - это одна из реальных разновидностей социальных норм, которые регулируют общественные отношения, то есть устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида и коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Вместе с тем, норма права - это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и свои специфические признаки.
К признакам правовой нормы относят, прежде всего, её общеобязательность. Норма права - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания. Неважно, касается ли это создания условий для того или иного способа жизнедеятельности, то есть для возможного или дозволенного поведения, или же это направлено на строго и чётко обозначенное обязательное поведение.
Юридическая структура традиционно определяется как строение нормы права, которая состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции.
Под гипотезой обозначают ту часть нормы права, где указаны условия, жизненные обстоятельства, наличие которых даёт возможность осуществлять правило поведения, то есть исполнять, соблюдать, использовать и применять это правило.
Под диспозицией понимается само правило поведения, то есть действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы.
Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права. И понимание этого строения, которое складывалось на протяжении правового развития человечества, является большим культурным завоеванием, то есть одним из свидетельств его нынешней социализации.
Объяснить, что относится к нормам права от Конституции до ведомственного и локального нормативного акта (Регламенты).
Нормы права служат средством осуществления различных задач и функций государства и поэтому разнообразны. В этой связи правовые номы классифицируются по различным основаниям:
Закон - юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (референдум) и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В широком смысле слова - все установленные государством правовые правила.
Составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам.
Законодательство:
. (Основное). Совокупность законов, регулирующих общественные отношения в целом или один из его видов (уголовное з-во).
. Один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании законов (законотворчество)
. Требования нормативных документов Федеральной противопожарной службы МЧС России к организации и проведению нормативно-технической работы
Прежде (До 2013 г.) ФЗ «О пожарной безопасности» определял, что нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают (должны определять) требования пожарной безопасности, согласовываются с МЧС России. Согласно действующей на настоящий момент редакции закона нормативные правовые акты данных органов, устанавливающие подобные требования, разрабатываются в порядке, определенном Правительством РФ.
В связи с этим утрачивает силу приказ МЧС России № 139, закреплявший порядок согласования Министерством упомянутых нормативных документов (приказ МЧС России от 15 января 2013 г. № 14 «О признании утратившим силу приказа … от 16 марта 2007 г. № 139»)
Порядок и правила разработки, утверждения, регистрации и введения в действие нормативных документов в области пожарной безопасности и деятельности ФПС МЧС России устанавливается приказами МЧС РФ № 140 от 16 марта 2007 года «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения» и № 710 от 28 ноября 2011 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности»
Порядок разработки и согласования нормативных документов местными органами власти
Приказом МЧС РФ от 16 марта 2007 г. № 140 вводится в действие Инструкция о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения
Эта Инструкция определяет порядок разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения.
Организация разработки проекта нормативного документа
Основанием для разработки нормативных документов могут быть:
федеральные конституционные законы,
федеральные законы
иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
решения (поручения, обращения) федерального органа исполнительной власти;
решения, принятые в пределах своей компетенции, органами местного самоуправления и организациями;
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
После принятия решения о разработке нормативного документа определяются сроки подготовки документа, технического задания, исполнители работ.
Разработка нормативного документа
О разработке проекта нормативного документа уведомляются все заинтересованные организации, от которых необходимо получить заключение на разрабатываемый документ. Уведомление об этом указанных организаций осуществляется письмом ответственного исполнителя в месячный срок со дня утверждения технического задания.
Уведомление должно содержать информацию о наименовании нормативного документа, целях, необходимости его разработки и области нормативного регулирования документа, сроках его разработки и введении в действие.
Разработка проекта нормативного документа завершается подготовкой пояснительной записки к проекту нормативного документа и его рассылкой на рассмотрение в заинтересованные организации.
Рассмотрение проекта нормативного документа в заинтересованных организациях осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня его поступления на рассмотрение.
Заключение на проект нормативного документа в окончательной редакции должно быть направлено ответственному исполнителю или организации, которая будет утверждать документ.
Поступившее после указанного срока заключение с замечаниями и предложениями на проект нормативного документа учитывается ответственным исполнителем по его усмотрению.
Решение о доработке проекта нормативного документа, в случае отрицательного заключения, принимает руководитель организации, утверждающей нормативный документ.
Подготовка окончательной редакции проекта нормативного документа с учетом результатов его рассмотрения в заинтересованных организациях осуществляется ответственным исполнителем.
Нормативные документы утверждаются руководителями
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
органов местного самоуправления
организаций
в пределах их компетенции.
В случае необходимости отмены нормативных документов в связи с утверждением нового нормативного документа, они перечисляются непосредственно в документе и признаются утратившими силу с момента вступления в силу утвержденного нормативного документа.
Изменения к нормативным документам разрабатываются и вводятся в действие в аналогичном порядке.
Введение в действие и применение нормативных документов
Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации в органах государственного пожарного надзора (орган ГПН).
. В Управление государственного пожарного надзора МЧС России направляются нормативные документы, разработанные организациями, осуществляющими свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации или закрытых административно-территориальных образованиях.
Их согласование осуществляется главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.
. В управления государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации направляются на согласование нормативные документы, разработанные:
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
организациями, осуществляющими свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
Их согласование осуществляется главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.
. В отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, направляются на согласование нормативные документы, разработанные:
органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований;
организациями, осуществляющими свою деятельность на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования.
Их согласование осуществляется главным государственным инспектором закрытого административно-территориального образования по пожарному надзору или одним из его заместителей.
Основаниями для отказа в согласовании нормативных документов являются:
несоответствие представленных нормативных документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности;
наличие в представленных нормативных документах недостоверной или искаженной информации, а также положений, снижающих требования нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
В случае отказа в согласовании и регистрации, нормативный документ возвращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления, организацию), утвердивший его, с указанием причины принятия решения об отказе в его согласовании и регистрации.
Несогласованный и незарегистрированный нормативный документ, как не введенный в действие, применяться не может.
Согласованные нормативные документы регистрируются в МЧС России.
При регистрации нормативных документов указываются:
сведения о заявителях нормативных документов (полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов, регистрационный номер);
сведения о согласованных нормативных документах (номер, дата принятия решения о согласовании и введении в действие нормативных документов).
При регистрации нормативного документа ему присваивается обозначение (шифр).
В шифре норм по пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение "ТНПБ" - территориального значения, "ВНПБ" - ведомственного значения; в шифре правил пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение "ТППБ" - территориального значения, "ВППБ" - ведомственного (отраслевого) значения. Далее указывается порядковый номер в реестре с добавлением к нему через тире последних двух цифр года утверждения.
Например: ВНПБ 01-07, ВППБ 01-07.
Для документов, согласованных в управлениях государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, после сокращенного обозначения указываются код субъекта Российской Федерации с добавлением к нему через тире порядкового номера в реестре и последних двух цифр года утверждения.
Перечень кодов нормативных документов субъектов Российской Федерации представлен в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
1. Республика Адыгея
2. Республика Алтай
Для нормативного документа, утверждаемого взамен действующего с тем же названием, сохраняется его прежний шифр с соответствующим изменением цифр года утверждения.
Первый экземпляр нормативного документа после согласования и регистрации возвращается в соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления или организации, утвердившие его. Вторые экземпляры хранятся в архиве регистрирующего органа.
Нормативные документы применяются в соответствии с установленной в них областью применения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Нормативные документы публикуются в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией.
Порядок изложения положений в нормативном документе и его оформления изложены в Приложение N 1 Инструкции (Приказ 140)
Список использованной литературы
1. Пожарная безопасность. Сборник нормативных документов. - М.: ГроссМедиа, 2006. - 336 с.
. Федеральный закон № 69 от 21.12.94г "О пожарной безопасности". Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649.
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
4. Закон Республики Башкортостан № 243 30 ноября 2005 года «О пожарной безопасности».
5. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 «О федеральной противопожарной службе»
. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»
. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию»
. Приказ МЧС России от № 375 от 28.06.2012 г. «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»
. Приказ МЧС РФ от 16 марта 2007 г. № 140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения»