Аппликация как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Департамент
образования города Москвы
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования города Москвы
«Московский
городской педагогический университет»
Институт
специального образования и комплексной реабилитации
Кафедра
олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики
Аппликация
как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Евдун Анжелика
Алексеевна
Научный
руководитель:
доцент Браткова
Маргарита Владимировна
Москва,
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
1. Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
при помощи аппликации
1.1
Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
1.2
Содержание работы по аппликации у детей дошкольного возраста
1.3
Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта при помощи апликации
1.3.1
Основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации
1.3.2
Особенности обучения детей с нарушением интеллекта
Глава
2. Организация работы по развитию познавательной активности детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта в процессе аппликации
2.1
Создание условий для аппликативной деятельности
2.2
Отбор форм и методов работы с детьми дошкольного возраста с нарушением
интеллекта в аппликативной деятельности
2.3 Организация
констатирующего эксперимента с детьми с нарушением интеллекта в процессе
аппликативной деятельности
.4 Использование
нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей
детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Заключение
Список
литературы
Приложения
аппликация
познавательный нарушение интеллект
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Вопрос относительно
реализации потенциальных возможностей детей с нарушением интеллекта, их
адаптации в обществе приобретает сегодня огромное социальное значение в нашей
стране в связи с тенденцией к возрастанию количества детей данной категории и
малым числом исследований, которые посвящены проблемам их обучения и
воспитания.
Долгое время в российском образовании детей этой
категории считали необучаемыми. Авторы современных научных работ по данной теме
поднимают вопрос относительно реализации потенциальных возможностей такого рода
детей в учебном процессе деятельности, а также про их возможности интеграции в
социум (Бгажнокова И.М., Маллер А.Р., Малофеев Н.Н. пр.).
Сегодня проблемы воспитания детей с нарушением
интеллекта решают посредством формирования классов для детей данной категории
на основе коррекционных образовательных учреждений. Процесс обучения детей с
нарушением интеллекта происходит согласно Концепции модернизации отечественного
образования, проектом Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья, Типовым положением о коррекционном образовательном
учреждении.
Творчество является интегральной деятельностью
человека, которая нужна любой личности в современном мире. От готовности людей
к активным творческим занятиям зависит будущее развитие современного социума.
Интеллектуальное, эмоционально-нравственное,
художественное состояние детей в ходе их практической деятельности может
проявляться в детских поступках, но оптимальное развитие детей может
совершаться лишь при целенаправленном, систематическом и соответствующем
возрастным
особенностям
обучении и воспитании.
Особенное место в данной деятельности отводят
изобразительной деятельности и изобразительному искусству, что есть формой
активного, эмоционально-нравственного познания окружающего мира, его характера
творческого.
Работ, которые связаны с анализом познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта, мало. Понятие познавательной
деятельности связывают с активизацией учебного процесса дошкольников, которые
имеют недоразвитие интеллекта, и их познавательными интересами (Еременко И.Г.,
Кудрина С.В., Петрова В.Г. и пр.).
Объект работы: познавательная деятельность детей
дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет работы: процесс педагогического стимулирования
познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
посредством аппликации.
Цель работы: рассмотреть основы процесса
обучения аппликация как средства формирования познавательной активности у детей
дошкольного возраста с нарушением интеллекта, провести констатирующий
эксперимент.
Задачи работы:
. рассмотреть особенности развития творческих
способной у детей дошкольного возраста при помощи аппликации;
. дать определение понятию «аппликация»,
рассмотреть ее виды и основные технические приемы;
. проанализировать содержание работы по
аппликации у детей дошкольного возраста;
. рассмотреть основы развития познавательной
активности в процессе выполнения аппликации;
. изучить особенности обучения детей с
нарушением интеллекта;
. проанализировать особенности организации
работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с
нарушением интеллекта в процессе аппликации;
. провести констатирующий эксперимент по
развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта в процессе аппликации.
8. рассмотреть особенности использования
нетрадиционных техник аппликации как средства развития творческих способностей
детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Структура работы: данная курсовая работа состоит
из введения, двух глав (теоретической и аналитическо-экспериментальной),
заключения и списка использованной литературы ().
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ АППЛИКАЦИИ
В возрасте дошкольном деятельность. включающая
изобразительное искусство, включает такие виды занятий, как рисование, лепка,
аппликация конструирование. У каждого из данных видов занятий есть собственные
возможности дял отображения впечатлений детей про окружающий мир.
В ходе занятий аппликацией детей знакомят с
простейшими формами разных предметов, части которых они начинают вырезать и
наклеивать.
Занятия аппликацией могут способствовать
развитию математических представлений. Детей знакомят с названиями и признаками
самых простых геометрических форм, они получают представление про
пространственное положение предметов, а также их частей и величин. Такие
нелегкие понятия легко будут усваиваться детьми в ходе формирования
декоративного узора или изображая предметы по частям.
В ходе занятий у дошкольника начинают
развиваться чувства цвета, ритма, симметрии и на данной базе образуется
художественный вкус. Детям не нужно самим составлять цвета или закрашивать
формы. При представлении дошкольникам бумагу различных цветов, у детей
воспитывается умение подбора красивых сочетаний.
Занятия аппликацией приучают малышей к плановой
организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства
большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления
частей. Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры
руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно
вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном
расстоянии друг от друга.
.1 Понятие «аппликация», ее виды и технические
приемы
Аппликация является самым простым и доступным
способом создания работ художественного направления, при котором сохранится
реальная основа данного изображения, что позволяет в широкой мере использовать
аппликацию при создании картин, орнаментов и пр.
Основные признаки аппликации - это силуэтность,
плоскостная обобщенная трактовка образов, однородность цветового пятна больших
цветовых пятен.
Аппликация может быть:
предметной, состоящей из отдельных изображений;
сюжетной, отображающей совокупность действий,
событий;
декоративной, включающей орнаменты, узоры,
которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация является одним из древнейших способов
украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих
народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с
появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Многие столетия аппликация находит широкое
применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании,
Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена
рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы
должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация
из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом
аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации
могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять
занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и
декоративная аппликация.
В предметной аппликации дети овладевают умением
вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые
в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный
образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах
народного искусства.
По мере освоения приемов вырезания средней,
старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы,
отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины
соотношения.
Сюжетно - тематическая аппликация предполагает
наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в
соответствии с темой или сюжетом. При этом перед ребёнком становятся следующие
задачи:
вырезать предметы, показать их различия по
величине при сопоставлении друг с другом;
выделить основные предметы, главных действующих
лиц, связать их с местом действия, обстановкой. Главное выделяется размером,
цветом, композиционным размещением среди других предметов;
передать характерные особенности персонажей и их
действия через жесты, позу, одежду, окраску;
расположить предметы на плоскости основ: на
одной линии в ряд по
горизонтали и вертикали, указывая высоту
предметов; создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет,
уменьшая размеры предметов с учетом их удаления;
подобрать и целесообразно использовать цвет и
его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к
изображаемому объекту и явлениям.
В каждой возрастной группе эти задачи
реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и
навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно -
тематических аппликаций.
Многообразие окружающей жизни дает богатый
материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.
Сюжеты аппликаций могут трактоваться по -
разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают
тему «Осень».
Дети старшей группы вырезают и наклеивают
«Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе
эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт»,
«Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной
деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять
различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие
цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно
преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы
новыми качествами.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется
декоративная аппликация с ленточной и центрально - лучевой композицией. В
ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по
горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра.
1.2 Содержание работы по аппликации у детей
дошкольного возраста
При обучении аппликации должны решаться такие
обобщающие задачи:
составление декоративного узора из разнообразных
геометрических форм и деталей растений, при их расположении в том или ином
ритме на картоне или на ткани;
составление изображения предметов из отдельных
частей; изображение сюжета.
овладение разной техникой получения деталей для
аппликации из различных материалов: вырезывание в разных приемах, обрывание,
плетение; а также техникой прикрепления деталей к основе;
формирование чувства цвета, изучение основных
цветов и их оттенков, овладение умением составления гармоничных цветовых
сочетаний;
формирование чувства формы, пропорций,
композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации
конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Приобщение к аппликации начинается с первой
младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в
возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на
предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность
действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей
угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный
период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи,
решаемые в этом возрасте, элементарны:
Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать,
скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается
преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая,
шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется,
разрезается, по разному шуршит.
Дать малышам представление о необходимых
инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и
др. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать
что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных
поделок.
Развивать интерес, эмоционально положительное
отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их
выполнять.
Развивать эстетическое восприятие и чувства:
узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются.
Первые совместные со взрослым ручные
результативные действия, включенные в контекст создания определенного
«продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более
содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не
требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в
замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут
быть поставлены более сложные задачи:
Учить детей составлять узоры из геометрических
форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
Учить дошкольников составлять из готовых форм
простые предметы, и элементарные сюжеты из знакомых предметов.
Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать
узкие полоски по сгибу, а затем более широкие.
Учить технике намазывания бумажных деталей
клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
Формировать у детей осознанное отношение к
порядку выполнения работы: сначала выложить узор на листе, а затем поочередно
брать и наклеивать каждую деталь.
Воспитывать у дошкольников художественный вкус.
В средней группе решаются более сложные задачи:
Учить вырезать детали для аппликации из разных
материалов простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
Приобщить детей к созданию аппликации из сухих
листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более
широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и
т.п., а также разнообразие используемых деталей.
Учить ребят располагать детали на округлых
формах: овале, круге, розетке.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее
действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети
сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников;
сре-зая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для
получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей
предметного содержания можно дать трафареты.
Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из
сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине,
цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических
форм: поло-се, квадрате и т.д.
Для передачи образа детям предоставляются другие
материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию
бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить
тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают
более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а
также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дети осваивают новые способы прикрепления деталей:
пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения:
плоскостное и полуобъемное. Во втором случае изображение более выразительное.
Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей,
например только середины снежинок, цветов, бабочек и пр.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают
более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных
форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством
деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем
контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
Дети могут выполнять многослойные сюжетные
аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее
трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда
остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания
форм: сначала общий фон. Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего
плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать
карандашом эскиз будущей работы.
Таким образом, систематическое обучение детей
разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для
творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может
выбрать содержание аппликации, материал и использовать разную технику,
подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
.3 Особенности формирования познавательной
активности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта при помощи
аппликации
1.3.1 Основы развития познавательной активности
в процессе выполнения аппликации
Дошкольный возраст является самым сенситивным
периодом усвоения художественного опыта, что накоплен за многие столетия
человечеством. Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста
рассматриваются психологами и педагогами как непростая аналитико-синтетическая
деятельность, которую можно характеризовать творческой реализацией замыслов.
Аппликация может выступать для детей особенной
формой художественного познания и может способствовать пошаговому усвоению и
пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, которые
стимулировали бы познавательную потребность ребенка, любопытство в определенных
условиях перерастает в любознательность, которая со временем формируется в
познавательные интересы, а после - и в потребности к систематическому активному
усвоению, а также самостоятельному использованию полученных знаний и навыков.
Аппликация есть видом изобразительного
искусства, художественной техники, которая основана на вырезании, наложении и
закреплении частей рисунка на определенной основе.
Познавательная активность у детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта в аппликации может рассматриваться в качестве
усвоения доступных художественных навыков и инициативного, самостоятельного и
творческого использования его в личной аппликативной деятельности.
Своеобразие познавательной активности детей
может определять тем, что формируется она исходя из теснейшей связи с
продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда, с формированием
познавательной деятельности и т.д.
При определении познавательной активности и
выразительности в аппликации исходные данные - это общие методологические
положения про сущность художественных образов в изобразительном искусстве и
специфике формирования его у детей дошкольного возраста. В своих работах дети
не просто отображают окружающую действительность, но также могут дать ей
эмоционально-личностную оценку.
Наиболее характерные особенности аппликации
следующие:
стилизованность, то есть упрощенное изображение,
которое основано на передаче существенных признаков, отвлечение от
второстепенных свойств, детализации;
декоративность образа, что охарактеризована при
помощи стилизованности изображений, конструктивностью композиций, декоративностью
колорита, техничностью аппликационных элементов на фон.
Основной источник познавательной деятельности -
это противоречия, которые возникают между усвоенными знаниями, умениями и
необходимостью преобразовать их в деятельность художественную. Преодоление
детьми данных противоречий при руководстве взрослых может привести к ломке
сложившихся стереотипов действий, к нетрадиционности мышления, может побудить
детей к трансформированию и реконструированию раньше устойчивых знаний, может
обусловить проявление самостоятельности и творческого отношения к выполнению
поставленных задач.
Изучение психолого-педагогических источников,
анализ детских работ по аппликации дают возможность выявления трех уровней
проявления познавательной деятельности ребенка в аппликации.
Первый уровень характеризуется:
устойчивым интересом к аппликации, высокой
степенью овладения аппликативными умениями, целостностью, завершенностью
изображений, выделением основного;
передачей значительных признаков,
самостоятельностью и проявлением творчества при выполнении работы;
использованием колорита, как одного из главных
выразительных средств.
Второй уровень характеризуется:
достаточным овладением аппликативными умениями;
копированием методов выполнения работы.
Третий уровень характеризуется еще недостаточной
сформированностью аппликативных навыков и умений. При изображении формы дети
часто ее искажают, нарушают пропорции, копируют методы формирования
изображения; работа доводится до конца лишь при помощи взрослых, постоянно
нуждаются в помощи.
Типичные недостатки при воспитании
познавательной деятельности дошкольников в аппликации, - это:
крайне редким является использование разных
видов аппликационных работ вне занятий и беседы о них;
аппликация не включается в содержание
самостоятельной творческой деятельности, не создаются поисково-творческие
ситуации, вся работа по выполнению аппликации носит
подражательно-репродуктивный характер;
крайне мало используются эффективные приемы
стимулирования и воспитания познавательной активности в аппликации.
Учитывая возрастные особенности детей среднего
возраста: достаточно развитые координированные движения руки и глаза,
способность всматриваться в предмет, эмоциональную отзывчивость на прекрасное,
образность изображений, способность к передаче несложных композиций, интерес к
новым изобразительным материалам, техникам мы пришли к выводу, что начинать
развивать творческие аппликационные способности необходимо именно в этом
возрасте.
1.3.2 Особенности обучения детей с нарушением
интеллекта
Для дошкольника с нарушением интеллекта
характерными есть инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная
пассивность, отсутствие интереса к мышлению и т.д. В ходе обучения дошкольникам
нередко преподносят уже готовый материал, который нужно запомнить, то есть, при
таком подходе будет происходить как бы механическое усвоение материала. В целях
избежания подобных ситуаций нужно проводить обучение таким образом, чтобы
усвоение знаний шло не просто на базе запоминания, а в результате сознательного
применения полученных сведений в ходе решения познавательных задач.
Наличие познавательного интереса и
познавательной активности способствует повышению активности дошкольников на
занятиях и самостоятельности при выполнении поставленных воспитателем заданием.
Опираясь на разнообразные педагогические
исследования можем выделять базовые условия, которые способствовали бы
активизации познавательной деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.
Это:
оптимальное сочетание словесных, наглядных и
практических методов обучения;
доступное, эмоциональное, опирающееся на личный
опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного
восприятия;
индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся,
оказание им различных видов помощи;
введение дидактического приема сравнения по
различным параметрам;
установление причинно-следственных зависимостей
и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от воспитателя
или из различных средств обучения;
проблемные ситуации;
осуществление межпредметных связей;
использование дидактических игр и элементов
занимательности;
включение новых знаний в систему ранее
сформированных.
Активность дошкольников на занятиях много в чем
может зависеть от того, как воспитатель преподнесет детям материал и как он
сумеет организовать учебную деятельность дошкольников. Также большое значение в
образовании отношений к познавательной активности оказывают содержание
изучаемого материала, а также уровень его новизны. Эмоциональный, яркий
материал всегда способен вызвать интерес у дошкольников.
Эффективный прием активизации познавательной
активности у дошкольников - это формирование противоречий между имеющимися у
дошкольников представлениями про изучаемые явления.
В целом, характер образовательного процесса для
детей с нарушением интеллекта - коррекционно-развивающий. Обучение и воспитание
детей с легкими формами умственной отсталости могут быть направлены на
максимальное преодоление недостатков познавательной сферы.
Основными особенностями образовательного
процесса есть:
формирование самого благоприятного;
индивидуальный и дифференцированный подход;
единство и постоянство требований детского
учреждения и семьи;
приобщение детей к организованному, посильному
для их здоровья и возраста труду;
расширение чувственного опыта детей;
развитие речи детей и их познавательных
интересов;
организация предметно-практической (рисование,
лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности;
рациональное использование словесных, наглядных,
практических методов.
Коррекционная помощь детям раннего возраста
может быть оказана в следующих учреждениях:
специальных яслях системы здравоохранения;
центрах раннего вмешательства;
центрах реабилитации и реабилитации;
психолого-медико-педагогических консультациях;
домах ребенка;
специализированных детских домах для детей с
нарушением интеллекта.
Результативность коррекционной помощи во многом
зависит:
от раннего выявления умственной отсталости;
своевременного начала специального обучения.
. Детям дошкольного возраста с нарушением
интеллекта в системе Министерства образования и науки РФ оказываются:
современная систематическая
психолого-медико-педагогическая помощь;
консультативно-методическая поддержка их
родителей;
социальная адаптация;
формирование предпосылок к учебной деятельности.
Учреждения, осуществляющие помощь:
дошкольные отделения специальных школ,
школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
дошкольные образовательные учреждения для детей
с нарушением интеллекта;
группы кратковременного пребывания для детей с
нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях
коррекционного.
Целью дошкольного коррекционного воспитания
является формирование условий в целях развития эмоционального, социального и
интеллектуального потенциала детей, формирования их позитивных личностных
качеств.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с
нарушением интеллекта может осуществляться в детских домах- интернатах, которые
находятся в ведении органов социальной защиты или в особых классах при
специальной школе 8 типа.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В
ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ
.1 Создание условий для аппликативной
деятельности
Сегодня есть масса методических рекомендаций,
при чьей помощи могут в полной мере осуществляться решение заданий относительно
развития творческих способностей, познавательной активности в ходе выполнения
аппликации. Для реализации данных заданий требуются те или иные условия.
Успех обучения дошкольников с нарушением
интеллекта во многом может зависеть от корректности выбора сущности детских
работ, методики, последовательности процесса обучения, учета возрастных
особенностей детей и т.д.. При знакомстве детей четырех - пяти лет с приемами
выполнения аппликации обращается внимание на красоту окружающей природы, на
разнообразие форм, величин и цветовой гаммы. В целях воспитания интереса у
детей с нарушением интеллекта к аппликации, следует украшать вместе с детьми
интерьер помещения букетами, сделанными из листьев и цветов. Также можно
использовать дидактические игры с засушенными листьями, инсценирование песни
«дует, дует ветер» что даст возможность получения первого опыта формирования познавательной
активности у детей с нарушением интеллекта.
Выполнение аппликации из засушенных листьев
дошкольниками среднего возраста гораздо сложнее, что может быть связано как с
тем, что листья весьма хрупкие, а также отсутствием четкой цветовой окраски.
Поэтому прежде всего перед ребенком ставятся самые простые задачи, типа найти
необходимый лист среди остальных, разложить листья в произвольном порядке на
полосе бумаги, приклеить лист и т.д.
Выполнение аппликации из засушенных листьев
дошкольниками среднего возраста гораздо сложнее, что может быть связано как с
тем, что листья весьма хрупкие, а также отсутствием четкой цветовой окраски.
Поэтому прежде всего перед ребенком ставятся самые простые задачи, типа найти
необходимый лист среди остальных, разложить листья в произвольном порядке на
полосе бумаги, приклеить лист и т.д.
Возрастные и умственные особенности детей
дошкольного возраста с нарушением интеллекта требуют обязательного
использования наглядных пособий в виде ярких образцов, схем, а также необходимо,
как уже упоминалось выше, формирование игровых ситуаций, почему мы, собственно,
и наполнили предметно-развивающую среду новейшими дидактическими и развивающими
играми и пр.
Для целенаправленного руководства аппликативной
деятельностью необходима разработка целого перспективного плана, в котором
определяются задачи всех занятий, отражается интеграция с иными типами игровой
деятельности, а также познавательной и художественной. Такой подход к
планированию дает возможность увидеть перспективу работы с детьми дошкольного
возраста с нарушением интеллекта.
Таким образом, созданные необходимые условия
будут стимулировать детей с нарушением интеллекта к аппликативной деятельности,
побуждают их к творчеству при использовании всех доступных средств выразительности,
формируя при этом у них познавательную активность.
2.2 Отбор форм и методов работы с детьми
дошкольного возраста с нарушением интеллекта в аппликативной деятельности
Методика организации работы дошкольников с
нарушением интеллекта в аппликативной деятельности в целях формирования у них
познавательной активности основана на принципах дидактики, таких как
систематичность, последовательность, доступность, а качество работы может
напрямую зависеть от грамотного методического руководства со стороны преподавателя
или воспитателя.
Работа с дошкольниками с нарушением интеллекта
по изготовлению аппликаций может организовываться как подгрупповая или
индивидуальная работа. Самым оправданным является обучение детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта по созданию аппликаций из засушенных растений
в следующей последовательности:
формирование декоративных композиций на полосе,
квадрате или на круге из целых листьев;
изображение предметов из одного или из
нескольких целых листов с использованием дорисовки мелких деталей красками или
карандашами;
изображение рисунков из деталей, часть которых
получаются посредством разрезания листьев по прямым линиям.
По ходу овладения приемами аппликации в целях
формирования у дошкольников с нарушением интеллекта познавательной активности,
детей переводят к формированию сюжетных композиций.
Для более практичного усвоения детьми с
нарушением интеллекта приемов аппликации, работу следует проводить блоками по
три занятия, чередуя их с дидактическими упражнениями, а также с целевыми
прогулками.
Все занятия должны объединяться общим игровым
сценарием, поскольку игровая мотивация является очень важной для детей с
нарушением интеллекта.
На первых занятиях каждого блока детей нужно
знакомить с разнообразием форм, использующихся для аппликаций. В ходе
проведения целевых прогулок можно научить детей замечать красоту природы.
Совмещая прогулки с собиранием материала для. Кроме того, во время прогулки
необходимо обращать внимание детей, на схожесть листьев, цветов. Веточек на
животных или предметы быта, можно предложить детям составить из собранных
листьев красивый узор. При воспитании желания самому делать аппликацию, можно
предложить детям рассмотреть образцы, которые были приготовлены воспитателем
заранее.
Значительное место в педагогическом процессе при
формировании познавательной активности и дошкольников с нарушением интеллекта
отводится упражнению детей в технике аппликации, в которой широко используются
поисково-творческие задания такие, как:
сбор красивых осенних листьев, их рассмотрение,
обведение листьев по контуру;
выкладывание из предложенных воспитателем деталей
определенной картинки или отдельных предметов;
приложение вырезанных деталей к бумаге,
обведение его по контуру карандашами, чтобы на бумаге остался рисунок,
дорисовка и раскраска данного рисунка.
Знакомство детей с последовательностью и
способами изображения в аппликации должна обязательно сопровождаться словесными
инструкциями про правила пользования ножницами. Клеем и т.д.
Таким образом, использование разнообразных
методов и приемов могут помочь в осуществлении аппликативной деятельности в
целях формирования познавательной деятельности у дошкольников с нарушением
интеллекта. Самое главное, что в подобного рода творческой атмосфере ребенок
может развиваться гораздо быстрее и полноценнее, поскольку ребенок чувствует,
что способности его могут востребованы, то есть, он нужен коллективу.
.3 Организация констатирующего эксперимента с
детьми с нарушением интеллекта в процессе аппликативной деятельности
Исследование проводилось в ГБОУ детский сад
комбинированного вида № 284 города Москвы с детьми среднего возраста в
количестве 10 человек.
Во-первых мы провели работу в методическом
кабинете с целью изучения опыта работы, наличия дидактических и методических
пособий по проблеме развития творчества детей в конструировании из природного
материла, имеющихся к началу нашего эксперимента.
Как было установлено, в методическом кабинете
представлены некоторые методические пособия по конструированию из природного
материала (Гульянц Э.К., Базик И .Я.; Пудова В., Лежнева JL; Парамонова Л.А.,
Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А., Лубковска К., Згрыхова И.; Колдина Д.Н.,
Лыкова И.А.). Нам удалось познакомиться со сборниками конспектов и описанием
проведения занятий с использованием природного материала в рисовании,
аппликации, конструировании, лепке. Также имеются издания журнала «Дошкольное
воспитание», статьи в некоторых из них - «Детский дизайн» Пантелеева Г.Н.,
«Фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов» Ярыгиной А.А.,
«Художественные игры и занятия с природным материалом» Лыковой И.А., и т.д.,
помогли нам в экспериментальной работе. Можем отметить, что в статьях
представлены конспекты занятий с дошкольниками с нарушением интеллекта и
рассматриваются задачи обучения детей. В кабинете есть наглядный и
демонстрационный материал, который можно использовать для организации
предварительной работы и подготовки педагогов к занятию по конструированию и
других занятий (ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д.). Это
иллюстративный материал с изображением растительного и животного мира,
различные образцы и схемы поделок, DVD - диски познавательного характера.
Побеседовав с методистом детского сада, мы
выявили, что в годовом плане данного детского сада ранее не ставились задачи
развития творчества у детей в конструировании из природного материла.
Это подтверждает актуальность проведения нашего
исследования в данном детском саду.
Следующее направление в изучении проблемы -
анкетирование педагогов разных возрастных групп, целью которого было выявление
представлений воспитателей о конструировании из природного материала на
занятиях и в свободной деятельности детей. Нам было интересно узнать, включают
ли педагоги и дефектолог занятия по конструированию из природного материала в
свой план работы, используют ли игры и дополнительный материал для придания
образам выразительности.
Анкета для воспитателей
Уважаемые коллеги! Педагог детского сада
проводит исследование на тему «Аппликация как средство познавательной
активности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Используете ли Вы природный материал с детьми
Вашей группы?
Включаете ли Вы в план работы занятия по
конструированию из природного материала?____________
Используете ли Вы природный материал в свободной
деятельности детей?
Как часто Вы используете природный материал в
работе с детьми вашей группы? (2 раза в месяц, 1 раз в месяц, 1 раз в три
месяца, редко, вообще не используем) (Просим нужное подчеркнуть)
Какой природный материал Вы используете с детьми
вашей группы?
Какие методы и приемы используете в работе с
природным материалом?
наглядные (наблюдение, показ способа действий,
рассматривание, анализ, использование образца, показ иллюстраций, фотографий и
т. д.);
словесные (беседа, художественное слово,
проблемные вопросы, пояснения, уточнения и т.д.);
игровые (обыгрывание изделий, игровая
мотивация).
отметьте другие
Используете ли дополнительные материалы для
придания образам выразительности и какие? (пластилин, спички, бусинки, фольга,
бросовый материал,бумага,проволока,нитки, ткань)
Используете ли Вы с детьми различные игры с
природным материалом?
Включаете ли Вы природный материал в другие виды
изобразительной деятельности и в какие? (конструирование, лепку, аппликацию,
рисование)
.Доступен ли детям природный материал в
свободной
деятельности?
Спасибо за помощь!
Анализ ответов показал, что в основном все
воспитатели используют природный материал с детьми, включают в свой план не
реже 3 раз в месяц и применяют дополнительные материалы для придания образам
выразительности. Один педагог ответил, что редко использует природный материал
с детьми своей группы, 2 воспитателей отметили, что не используют данный
материал в свободной деятельности, а остальные используют.
Кроме того, все педагоги отметили, что, как
обычно, используют наглядные, словесные и игровые методы в процессе обучения
детей с нарушением интеллекта в работе с природным материалом.
Также мы выяснили, что не все воспитатели
используют с детьми различные игры с природным материалом: 2 - редко
используют, а 4 - используют очень часто, так как считают, что это важно.
Однако 6 воспитателей включают данный материал в
лепку, 4 - в аппликацию, 1 - в рисование и только 1 - в конструирование.
Ответы воспитателей дают нам основание полагать,
что воспитатели заинтересованы в разработке последовательной серии занятий,
способствующих развитию творчества у детей с нарушением интеллекта в
конструировании из природного материала.
Следующим направлением констатирующей работы
было анкетирование родителей.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Педагоги детского сада проводят исследование на
тему «Аппликация как средство познавательной активности у детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта». Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.
Пол вашего ребенка, возраст
Часто ли Вы бываете с ребенком на природе?
Собираете ли Вы природный материал с ребенком и
какой?
шишки, иголки хвойных растений, семена, камешки,
желуди, каштаны, листья, ореховая скорлупа, мох, репейник, кора, ракушки, перья
птиц (Просим Вас нужное подчеркнуть).
Пытаетесь ли Вы вместе с детьми рассматривать
природный материал, находить сходство с объектами или предметами окружающего
мира?
Мастерили ли Вы поделки из природного материала
дома?
Возникали ли у Вас творческие идеи во время
сбора природного материала или во время работы с природным материалом?_
Какая рука ведущая у вашего ребенка?_________________
Используете ли Вы сделанные поделки во время игр
с ребенком?
Любит ли Ваш ребенок экспериментировать с
природным материалом и каким? (шишки, семена подсолнечника, тыквы, камешки,
желуди, каштаны, листья, ореховая скорлупа, мох, репейник, кора,
ракушки)
(Просим Вас нужное подчеркнуть).
Считаете ли Вы конструирование из природного
материала необходимым занятием для развития вашего ребенка?_
Принимает ли Ваша семья участие в выставках
поделок из природного материала, проходящих в группе детского сада?
Считаете ли Вы, что работа с природным
материалом развивает всесторонне ребенка?
Благодарим за сотрудничество!
Для выявления уровня заинтересованности
родителей в использовании природного материала в конструировании нами было
проведено анкетирование более 30 родителей. Анализ анкет позволил
охарактеризовать основные представления близких ребёнка о деятельности с
природным материалом. Большинство родителей, а именно 21, отметили, что бывают
на природе и вместе со своими детьми собирают доступный природный материал и
дома они с детьми мастерят простейшие поделки. Из ответов мы выяснили, что в
основном называют шишки, ракушки, желуди, каштаны.
Больше половины опрошенных родителей отметили,
что собирая природный материал, пытаются рассматривать его с ребёнком и
находить сходство с объектами природы или предметами окружающего мира,
остальные либо не занимаются подобным, либо от случая к случаю. Самостоятельные
творческие идеи возникают в процессе изготовления поделок у 18 родителей, у 12
- нет идей своих.
Некоторые даже поделились своими задумками:
«Делаем торт - крепим на пластилин рис, фасоль, ракушки». К сожалению, можем
констатировать, что большинство взрослых всё-таки не обращают на это внимания и
не используют поделки в повседневной жизни и играх с детьми.
Также нам интересно было узнать мнение родителей
о том, любит ли их ребенок дома экспериментировать с природным материалом и
каким, хорошо ли у него это получается. 24 человека отметили, что их детки с
увлечением и желанием относятся к этой деятельности и только 6 родителей
ответили отрицательно.
Нам интересно было узнать из ответов родителей,
что некоторые семьи участвовали в выставках поделок, проходящих в группе
детского сада, а остальные время от времени и 21 - ещё не принимали участия.
Абсолютное большинство родителей считают конструирование из природного
материала необходимым занятием для развития творчества ребенка с нарушением
интеллекта
На основании данных, полученных в процессе
анкетирования родителей, мы можем сделать вывод, что не все взрослые знают как
именно заниматься с ребёнком, чтобы поспособствовать развитию конструктивного
творчества.
Таким образом, анализ ответов родителей так же
убедил нас в актуальности и необходимости проведения экспериментальной работы
по развитию познавательной активности дошкольников.
Ещё одним направлением в изучении состояния
проблемы в практике работы дошкольного учреждения стала диагностическая работа
с дошкольниками.
Сначала мы провели беседу с детьми с целью
выявить первоначальные знания о природном материале, предпочтениях, отношении
детей к поделкам из него.
Вопросы для беседы с детьми
.Назови, что относится к природному материалу.
Собираешь ли ты природный материал?
Тебе нравится фантазировать и играть с природным
материалом?
Из чего ты любишь мастерить?
Из какого природного материала тебе больше
понравилось мастерить?
Ты делаешь дома поделки с родителями или один?
.Что больше всего тебе нравится делать из
природного материала? (животных, человечков, птиц или что-то еще?)
.Тебе нравится придумывать различные игрушки из
природного материала?
Из бесед было выявлено, что большинство детей
перечислили ограниченное количество природного материала. Как показали ответы:
трое детей уверенно называют шишки и жёлуди, трое - отметили ракушки. Пятеро
детей - отнесли к природному материалу доски, кустики, ветки, 1 ребенок назвал
нектар, ягоды, цветы, яблоки. Также в процессе беседы 4 ребенка рассказали, что
вместе с родителями собирают природный материал и любят мастерить из него дома
поделки, 4 - не собирают вообще, 2 - иногда. Один ребенок ответил, что если
военную технику, то нравится мастерить из природного материала и одному - не
очень нравится придумывать различные игрушки.
Нам интересно было узнать из каких природных
материалов детям нравится мастерить.
Таблица 1.
Выбор детьми материалов для создания поделок
Природный. материал
|
ракушки
|
камешки
|
шишки
|
одуванчики
|
юппнэти
|
песок
|
снег
|
ветки
|
дерево
|
Кол-во Ответов детей
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2
|
Дети затруднялись назвать, какие поделки умеют и
могут создавать. Лишь 3 ребёнка назвали домики из камешков, песочные замки,
роботов, человечков, животных.
Анализ полученных данных позволяет нам
заключить, что детям с нарушением интеллекта незнакомо разнообразие природного
материала, пригодного для создания поделок, и нет особого опыта в этой
деятельности. Отсутствие фантазии и творчества в беседе о конструировании из
природного материала наглядно показали нам, что для их успешного
развития
недостаточно двух занятий в месяц.
После проведенной беседы с детьми мы приступили
к диагностике их знаний, умений и навыков в конструировании из природного
материала, чтобы выявить начальный уровень их подготовки.
На данном этапе проводилось два занятия.
Первое занятие на тему: «Выложи, что хочешь из
природного материала» было направлено на выявление заинтересованности детей
конструированием из природного материала, представлений о названиях,
разнообразии, пригодности к созданию поделок из природного материала.
Для данного занятия мы предоставили детям на
выбор различный природный материал - шишки, скорлупу орехов, крылатки клена,
камешки, ракушки, каштаны, семена арбуза, дыни. Несколько детей перед занятием,
увидев природный материал, обрадовались и сказали, что это их любимое занятие:
Илья Н. «Мне нравится из камешков машины
складывать!».
Саша М. «А я больше люблю складывать из арбузных
семечек домики.!».
Мы отметили, что 8 детей заинтересовались
предстоящей работой. Им хотелось потрогать, подержать в руках, взять на свой
стол все представленные материалы. Причём в этот момент дети и не представляли,
какое задание им будет предложено.
Мы предложили детям выложить из любого
природного материала то, что они придумают, а после выполнения задания,
отгадать у кого, какой образ получился.
В ходе наблюдения во время занятия, мы отметили,
что некоторые дети на начальном этапе занятия были очень не уверены. Не могли
придумать что-то конкретное, выбрать материал, они несколько раз выкладывали,
но потом разбирали изображение (Вероника С., Лера Б, Артем Т., Коля 3.). Несколько
детей использовали один вид природного материала и выложили что-то не понятное,
но задание выполнили (Максим Б., Вероника К., Илюша Г.). 34
Несмотря на затруднения с выбором образа, с
задумыванием изображения, можем отметить, что все дети были заинтересованы и с
удовольствием пробовали выполнить задание. Рассматривая выполненные поделки,
дети охотно делились впечатлениями:
Саша М. «Какой симпатичный кролик ~ как
настоящий!».
Артем Л. «Это из мультфильма, -
человечек-песочник».
Илья Н. «Посмотрите, какой у меня совёнок
поучился. Он еще маленький, но шустрый, любит проказничать».
Лера Б. «А вот маленький домик для зайчика,
которого выложила. Настя. Он будет там жить и радоваться».
Артем. Т. «А это подводное царство-государство,
там живет осьминог».
Ребята очень старались и смогли создать
следующие образы: человечек, трамвай, машина, совенок, корабль, грибок, зайчик,
кролик, эльф, домик, черепашка, джип.
Анализ поделок позволил сделать вывод, что
большинство детей создали простые, примитивные образы (грибок, зайчик), часто
заимствовали образ у других детей (человечек, машина) или, затрудняясь создать
самостоятельно, просили нас о помощи (черепашка, мишка).
Второе занятие на тему «Создай, что задумал»
было направлено на выявление уровня знаний и умений в работе с природным
материалом (соединение деталей, сочетание материалов, использование
дополнительных материалов для декорирования).
Перед началом занятия, увидев, как мы готовим
природный материал, несколько детей обрадовались и высказали свое мнение:
Илья Г. «Как я люблю выкладывать что-нибудь из
природного материала!».
Полина Ч. «Ура! Сегодня опять будем работать с
природным материалом».
Исходя из услышанного, нам стал понятен
положительный настрой на выполнение задания и интерес к природному материалу.
35
Детям был предложен природный материал, а также
материал для декорирования (бусинки, ленточки, блестки, фольга и т.д.),
пластилин. Мы дали задание детям создать по собственному замыслу поделку,
используя при этом любой природный и дополнительный материалы. Дошкольникам мы
сообщили, что поделки будут размещены на выставке, чтобы любовались родители.
В ходе наблюдения выполнения задания, мы
увидели, что многие дети испытывают трудности придумать что-то свое (Катя П.,
Николь Г., Коля Д.). Дети испытывают трудности в последовательности действий
при выполнении поделки. 2 девочки, увидев много бусинок, ленточек, фольгу,
отвлеклись от природного материала и выразили свой восторг:
Катя П. «Вот это да, как много бусинок
блестящих!».
Николь Г. «Как мне нравятся эти ленточки!».
Некоторые дети не поняли задание с первого раза
и начали выкладывать на столе фигурки (видимо по аналогии с первым
констатирующим занятием). Пришлось объяснить снова и направить замысел детей и
способ выполнения задания в нужное нам русло. Один мальчик долго думал, что ему
создать, подсмотрел у соседа и создал птичку из пластилина, установив ее на
камешек. Мы предполагаем, что это говорит о том, что у ребенка не развито
воображение, отсутствует опыт в самостоятельном выборе образа и создании поделок
из природного материала. Другой - быстро придумал образ, который будет
создавать, и принялся за работу (Илья Н.). Несколько детей использовали только
один вид природного материала (скорлупа ореха, каштаны, веточки) и создали
простую поделку (цветок, птичка). Тимофей П. и Настя К. придумали, на наш
взгляд, оригинальные поделки (пугало, ананас), но непонятные для окружающих.
Это может говорить о том, что дети не смогли воплотить свою задумку. 3 девочки
(Катя П., Николь Г., Вероника К.) никак не могли придумать, что будут делать,
перебирали природные материалы, ленточки, бусинки. В результате Николь Г.,
увлёкшись дополнительными Николь Г. «Уменя ничего не получилось».
Катя П. и Вероника К. сделали примитивную
поделку под конец занятия, но смогли назвать свою работу (кубик, юла). Причем,
мы задавали вспомогательные вопросы для уточнения замысла ребенка: «Что ты
хочешь сконструировать?», для выбора конструктивного материала: «Из чего ты
будешь конструировать?».
В конце занятия мы все поделки составили на один
стол, и ребята называли хорошо узнаваемые образы и понравившиеся работы (птичка
сидит, летучая мышь, дама с заколкой, пугало). Дети были активны, с
удовольствием разглядывали готовые работы, выполненные их сверстниками.
На основании анализа поделок, мы можем сделать
вывод, что многие поделки выполнены детьми из одного вида материала и
одинаковыми способами (птичка, летучая мышь). Дети подсматривают идеи у своих
товарищей, а это может говорить о том, что у них пока нет знаний о способах
создания поделок, не владеют техникой крепления природного материала, не
развито воображение.
На основе анализа детских поделок из природных
материалов по разработанным ранее критериям были определены три уровня развития
конструктивного творчества детей старшего дошкольного возраста в
конструировании из природного материала.
Оценка каждого критерия осуществлялась по 3-х
балльной шкале:
балл. - низкий,
балла - средний,
балла - высокий уровень развития.
Низкий уровень развития, (от 1 до 6 баллов) -
ребёнок самостоятельно не может построить замысел и выполнить практические
действия; нереалистично и неузнаваемо создает поделку; нет новизны в способах
конструирования; нет оригинальности выполненной работы; не избирателен в
подборе конструктивного материала; не проявляет интереса к деятельности.
Средний уровень развития (от- 7 до 12 баллов) -
с помощью уточняющих вопросов развертывает деятельность; создает образ
неузнаваемый; использует уже известные способы конструирования; есть
разнообразие природного материала в работе, но нет сочетания по размеру и
форме; неуверенное выполняет практических действий; удовлетворительный интерес
к деятельности.
Высокий уровень развития (от 13 до 18 баллов) -
представляет точно образ будущей поделки, осознанно создает новые по теме
конструкции; намечает последовательность практических действий; уверенно и
аккуратно выполняет их; подбирает цвет, величину, фактуру конструктивного
материала и использует дополнительный материал для передачи характерных
особенностей поделки; сопровождает свою деятельность яркой эмоциональной речью,
выражающей отношение к ней.
<#"783714.files/image001.gif">
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4