Творческий облик Д.Д. Шостаковича

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1 Мб
  • Опубликовано:
    2015-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Творческий облик Д.Д. Шостаковича

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Рязанский заочный институт (филиал)

Факультет искусств

Кафедра хореографии




Контрольная работа

По дисциплине: «Музыкальное искусство»

Тема: «Творческий облик Д.Д. Шостаковича»


Выполнила: студентка 3 курса гр. 1112 «A»

Морозова.О.И.

Преподаватель: Сысоева.А.Е.






Рязань 2013 г

Содержание

Введение

Биография и творческий путь Шостаковича Д.Д

Шостакович и Маяковский

Сочинения военных лет

Седьмая симфония

Прелюдия и фуга ре мажор

Основные произведения

Кратко о творчестве

Портреты Шостаковича

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Музыка Шостаковича всегда имела очень выраженную художественную силу. Его искусство проникнуто верой в разум человека, его благородство и волю. Оно проникнуто любовью к человеку и обличает враждебные ему силы и системы, подавляющие его достоинство: такие как фашизм, тоталитаризм и прочие формы тирании.Б. В. Асафьев, академик, так отозвался о музыке Шостаковича: «Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит... как правдивое сказание о волнениях современного человечества,- именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества».

Шостакович говорил о событиях в СССР и во всем мире, пропуская их через сильные личные переживания. Он был не спокойным летописцем, а напротив - глубоким, страстным драматургом и мыслителем. В своих многочисленных сочинениях он предстает именно таким. Эти сочинения посвящены и историческим событиям (например, одиннадцатая симфония «1905 год», вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» и другие), и современным ему (седьмая - «Ленинградская» - и восьмая симфонии, созданные в годы Великой Отечественной войны).

В творчестве советского композитора по-своему обработано богатство традиций Бетховена, Баха, Малера (Густав Малер (1860-1911) - замечательный австрийский композитор, автор 10 симфоний, вокального цикла «Песни странствующего подмастерья» и прочих произведений) и русских композиторов XIX и XX веков, включая Мусоргского, Чайковского и Прокофьева. О классиках прошлого Шостакович хорошо отозвался в одной из своих статей: «...искусство классиков было всегда ищущим, беспокойным. Они всегда поднимали целину, шли наперекор рутине и мещанству, смело ставя в искусстве животрепещущие, наболевшие проблемы своего времени, смело создавая для него новые средства художественного выражения».

Эти же слова, однако, отлично характеризуют и творчество самого Шостаковича.Будучи автором ораториальных сочинений и симфоний, квартетов, концертов, вокальных циклов и опер, Шостакович сочинял музыку и к театральным спектаклям с фильмами. Его произведения требовали глубокого вслушивания и длительного «вчитывания» (подобно тончайшей психологической новелле). И у него же были сочинения, быстро ставшие популярными. Такие, как «Песня о встречном» - мелодия, относящаяся к романтике 30-х годов, - и «Ленинградская симфония», посвященная мужеству советского народа, проявленному в течение второй мировой войны.

Но во всех жанрах творчество Шостаковича - это музыка прошлых дней, которая расскажет о них современному поколению и следующим.

Биография и творческий путь Шостаковича Д.Д.

Детство. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в петербургской семье инженера-химика и пианистки 25 сентября 1906 года.

Известно, что Шостакович рос в музыкальной семье. Его мать, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой, проучившейся в консерватории несколько лет, а отец, Дмитрий Болеславович, очень любил музыку и еще неплохо пел. Любители музыки были и среди знакомых семьи композитора. Многие из них принимали участие в музицировании у них дома.

Из рассказов самого Шостаковича известно, что и из соседней квартиры часто звучала музыка. Там проживал инженер, отличный виолончелист и большой любитель камерной музыки. Со своими друзьями он часто разыгрывал квартеты и трио Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта и Чайковского. Маленький Шостакович нередко забирался в коридор, чтобы послушать их игру. Это длилось часами. Родители его тоже устраивали музыкальные вечера. Разумеется, это все ярко запечатлелось в его памяти.

Мать Шостаковича была не просто пианисткой, а педагогом фортепианной игры для начинающих. Она и обучала своих детей музыке - будущего композитора и двух его сестер, старшая из которых впоследствии стала профессиональным музыкантом.

Первая Мировая война и Октябрьская революция 1917-го года пришлись на детство Шостаковича. Поэтому он постоянно наблюдал реакцию домашних на эти события, что вполне объяснимо, ведь они занимали умы практически всех современников. Кроме того, сам он также был непосредственным свидетелем некоторых исторических событий. Так, 3-го апреля 1917-го года, будучи одиннадцатилетним мальчиком, он оказался на площади у Финляндского вокзала в толпе людей, слушавших речь В. И. Ленина.

К этому же периоду относятся и его первые опыты в сочинении музыки. Начал он в девять лет. Среди его фортепианных пьес, сочиненных в период 9-ти - 11-ти лет,- «Гимн свободе» и «Траурный марш памяти жертв революции». Таким образом, мы видим, что стремление передать музыкой впечатления и переживания, связанные с важнейшими событиями текущей жизни, обнаружилось еще в детские годы. Станет это характерным и для Шостаковича как зрелого композитора.

Консерватория. Будущий композитор некоторое время проучился в одной из частных музыкальных школ. А в 1919 году, когда ему было 13 лет, он поступил в Петроградскую консерваторию. Поступил он сразу по двум специальностям - композиция и фортепиано.

В консерватории Шостаковичу посоветовали серьезно заняться композицией. Совет дал Александр Константинович Глазунов, тогдашний директор Петроградской консерватории. Он увидел в тринадцатилетнем мальчике «одну из лучших надежд нашего искусства». В экзаменационном листе он так охарактеризовал Шостаковича:

«Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения...».

Все, кто слышал игру юного пианиста-композитора, относились к ней восторженно. Писатель Константин Федин встретил Шостаковича в одном из Петроградских домов и описал того, как худенького мальчика, который, к его изумлению превратился в дерзкого музыканта, едва сев за рояль. Он описал «неожиданные сочинения», заставлявшие «переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез».

Шостакович восхищал своими произведениями и сверстников, собиравшихся с ним в композиторском кружке консерватории. Особенно сильные эмоции у всех вызывали яркие «Фантастические танцы» для фортепиано. «Фантастические танцы» до сих пор сохраняются в репертуаре пианистов.

Шостакович сильно увлекался учебой в консерватории. Впоследствии, он отзывался о своих учителях с благодарностью. Это были Л. В. Николаев (класс фортепиано) и М. О. Штейнберг (класс композиции). Также он был очень признателен А. К. Глазунову. Ведь тот не только активно интересовался успехами ученика в творчестве, но и непосредственно заботился об условиях его жизни. В 1922-м году у Шостаковича умер отец. Положение семьи сильно ухудшилось, и Глазунов выхлопотал персональную стипендию для одаренного ученика.

Все же одной стипендии было недостаточно. Поэтому, не отрываясь от занятий, Шостаковичу после смерти отца поступил на работу в кинотеатре «Паризиана» на Невском проспекте. Он работал музыкальным иллюстратором. Эта профессия была очень распространена в годы немого кино. Музыкальные иллюстраторы озвучивали кадры фильмов игрой на фортепиано. Опыт этой работы потом очень пригодился Шостаковичу.

Шостакович окончил консерваторию по фортепиано в 1923, а по композиции - двумя годами позже.

Очень много сочинений написано им в консерваторские годы. Среди них и симфонические партитуры, и фортепианные пьесы, и романсы. Из симфонических партитур наиболее крупной является дипломная работа молодого композитора - первая симфония.

Музыканты знают, что симфония всегда была самым сложным жанром инструментальной музыки. Композитор, сочинивший значительное произведение этого рода в возрасте 18-19 лет - редкий случай. Однако именно так обстоит дело с Шостаковичем. Заметным событием музыкальной жизни Ленинграда стало исполнение его симфонии 12 мая 1926 года. Мать Дмитрия Дмитриевича писала в письме: «...самый большой успех выпал на Митину долю. По окончании симфонии Митю вызывали еще и еще. Когда наш юный композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные восторги публики перешли в овацию».

Очень скоро, меньше чем несколько лет симфонию исполнили в Соединенных Штатах Америки и Германии. В США она прозвучала под управлением Ооновского и Тосканини, в Германии - под управлением Бруно Вальтера и Отто Клемперера,.

Надо отметить, что со временем восприятие симфонии сильно менялось. Сперва в ней больше отмечали озорство, этакую театральность и юношеское настроение. Затем все больше стали обращать внимание трагические образы, заключенные в музыке, на траурные ритмы. Многогранное содержание произведения юного композитора раскрывалось перед критиками и слушателями постепенно. В нем чувствовалось влияния различных композиторов: Скрябина, Стравинского, Прокофьева... Но, не смотря на это, они преломлены в собственном стиле Шостаковича; музыка первой симфонии сама по себе самобытна.После окончания консерватории. Хотя его симфония и имела большой успех, молодой композитор озадачился проблемой сразу после окончания консерватории: быть ли композитором или же пианистом?

Выбор он сделал не сразу, стремясь в первое время совмещать и то и другое. Окончив консерваторию, Шостакович часто выступал во второй половине 20-х годов как пианист, давал сольные концерты (в программе Шопен, Лист, Бах); играл первый концерт Прокофьева, первый концерт Чайковского, концерты Шопена. Игра его отличалась глубиной и поэтичностью. В 1927 году он участвовал в Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Там его отметили почетным дипломом. Однако от славы концертирующего виртуоза он отказался, так как эта деятельность мешала композиции.

Поиски своих тем, своего стиля. Очень напряженными для Шостаковича были вторая половина 20-х - начало 30-х годов. Это время поисков своих стиля и тем, время напряженного творчества. Не только для Шостаковича, он и для всего молодого советского искусства это время было временем экспериментов и поисков.

Композиторы того времени спорили по различным важным для них вопросам. Более всего их интересовало, какими художественными средствами следует отображать глобальные перемены в жизни страны. Какие нужно избрать жанры и музыкальные средства выразительности для того, чтобы создавать музыку, и доступную народу, и отражающую современность?

Одни из них считали, что основными свойствами советской музыки должны быть наиболее простой, понятный язык, массовые жанры, оратории, песни, хоры. Они полагали, что сонаты, симфонии и прочие «чистые» формы чересчур сложны для широкой публики.

Другие же уверяли, что авторы не должны обеднять советскую музыку, отказываясь от сложных инструментальных сочинений и целенаправленно упрощая средства выразительности. Напротив, по их мнению, следовало использовать последние наработки как русских, так и зарубежных композиторов. Однако одновременно ценное содержимое в творчестве авторов часто не отделяли от чисто формальных, технических опытов.

Эта была переломная эпоха, в противоречивых тенденциях которой сложно разобраться. Но Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу несвойственна ограниченность. Он интересуется всеми жанрами и сторонами музыкального быта. Его разнообразные сочинения появляются одно за другим. И опера, и фортепианные пьесы, и симфонии, и балеты, музыка для кино и театра, песни - молодой композитор попробовал всё это. В этих сочинениях сплавлены вместе разные музыкальные впечатления: от песенок и бытовых танцев, от массовой музыки песен и маршей до современных вокальных и инструментальных произведений с характерно усложненным музыкальным языком. Шостакович находится под влиянием музыки Прокофьева, а также других современных композиторов, зарубежных и русских: Кшенека, Берга, Хиндемита, Стравинского. В Ленинграде того времени их музыка широко звучала, и Шостакович был с ней замечательно ознакомлен.

Все же произведения самого Шостаковича были порой несовершенны и неровны. Он искал новые ритмы и интонации. Его жажда воплотить современность в музыке побуждала его активно экспериментировать.

Вторую, написанную им в 1927-м году, симфонию Шостакович посвятил Октябрю, а третью, написанную в 1929-м году - Первому мая. Третья симфония интереснее, ярче по музыке. Знатоки слышали в ней бурление весенних демонстраций, дыхание площадей и улиц, интонации ораторских речей, грохот уличных оркестров и ритмы маршей. Тем не менее, в «Первомайской» симфонии отсутствовали стройность и целеустремленность музыкального развития, отличающие более зрелые сочинения Шостаковича. "Первомайская симфония" была лишь цепью зарисовок с натуры, однако очень живых и ярких. Любопытно, что в хоровом финале заметны мотивы «Песни о встречном», написанной для фильма «Встречный» немного позже - в 1932 году. Она называлась «Утренняя песня». Шостакович создал одну из первых массовых советских песен.

Таким образом, мы видим, что Шостакович сумел передать в музыке новизну своего времени уже в некоторых ранних сочинениях. Эта новизна касалась строительства социализма в СССР, и мелодии композитора несли с собой тогдашний энтузиазм, ощущение жизни, света, молодости и уверенного движения в будущее.

В тот же период в его творчестве возникла и несколько другая тема. В годы, когда Шостакович создал «Первомайскую» симфонию и «Песню о встречном», у него появились и опера «Нос», написанная по одноименной повести Гоголя. Кроме того, он создал и карикатурные портреты прогульщика, бюрократа, хулигана и вредителя в балете «Болт», поставленном в 1931-м году. Писал он и музыку к фильмам, в которой пародировалась пошлость мещанских вкусов. Шостаковича даже называли «музыкальным фельетонистом» за способность к карикатуре и хлесткость. Кое-что общее есть в этих разных и по художественной ценности, и по сюжетам произведениях. Это общее - осмеяние того, что считалось пороками, доставшимися в наследство от прошлого, того, что Маяковский называл «обносками буржуев».Тема эта была злободневной для всего советского искусства. Стремление к новому заставляло острее чувствовать несовместимость остатков буржуазных традиций с идеалами коммунистической идеологии. И. Ильф и Е. Петров также творили на эту тему - в своих знаменитых книгах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые появились в конце 20-х - начале 30-х годов. В. Маяковский также высказывался на эту тему. В его «Разговоре с товарищем Лениным» - произведении, написанном в 1929-м году, - есть такие строки:

«Товарищ Ленин, я вам докладываю

не по службе, а по душе.

Товарищ Ленин, работа адовая

будет сделана и делается уже.

Освещаем, одеваем нищь и оголь,

ширится добыча угля и руды...

А рядом с конешно, много,

Много разной дряни и ерунды.

...целая лента типов тянется.

подхалимы, сектанты и пьяницы...»

Шостакович и Маяковский

Композитор и поэт познакомились в 1929 году. Причиной послужила постановка комедии «Клоп» в театре советского режиссера В. Э. Мейерхольда. Между прочим, молодой Шостакович руководил одно время в этом театре музыкальной частью Шостакович вспоминал, как у него состоялось несколько бесед с Маяковским по поводу музыки к «Клопу». Первая из них произвела на него несколько странное впечатление. Маяковский спросил его: «Вы любите пожарные оркестры?». Шостакович сказал, что иногда любит, иногда нет. Маяковский же ответил, что ему больше нравится музыка пожарных, и что лучше написать к «Клопу» такую музыку, которую играл бы оркестр пожарных.

Шостаковича сильно огорошило это замечание, но после он понял, что за ним скрыта более сложная мысль. В последующем разговоре он выяснил, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но и с огромным удовольствием слушает Листа, Скрябина, Шопена. Просто ему казалось, что музыка пожарного оркестра сильнее всего соответствовала бы первой части комедии.

Первая часть комедии завершается свадьбой «бывшего рабочего» Присыпкина с «нэпачкой» Эльзевирой Ренессанс. А еще пожаром. Огонь, в котором сгорает сборище мещан, приобретает таким образом символическое значение.

Музыку Шостаковича к «Клопу» Маяковский одобрил, но на этом их совместный труд и окончился, так как вскоре поэт трагически погиб. Несколькими годами раньше, а также и позже, в 1940-м году, Шостакович работал над симфонией памяти Ленина. Симфония писалась на текст поэмы Маяковского, правда, замысел осуществить не удалось. Однако если сравнить музыку к «Клопу» и творчество автора поэмы «Хорошо», а также зрелые произведения Шостаковича, появившиеся позже, можно увидеть признаки духовной близости между ними. Нетерпимость к мещанству, грубости, пошлости, утверждение красоты и чистоты человека, воодушевленного большим энтузиазмом, - всё это пропитывает искусство обоих великих художников.

Также оказало влияние на Шостаковича и контакт с новаторским театром Мейерхольда. Еще он писал музыку к спектаклям ТРАМу - Театру Рабочей Молодежи.

Опера «Катерина Измайлова». По повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович 1930-1932 годах сочинил одноименную оперу. Во второй редакции, идущей на сценах театров в не столь давнее время, опера называлась «Катерина Измайлова» - по имени главной героини.

Произведение Лескова привлекло Шостаковича «невероятно сильным изображением одной из мрачных эпох дореволюционной России». Содержание оперы заключается в нижеследующем. Купеческий быт, наполненный деспотичными жестокими люди. Катерина, жена купца Измайлова, пытается вырваться из своего окружения, так как жаждет подлинной любви. Но для достижения цели идет на преступление: Катерина неплохо усвоила обычаи окружающих ее людей. За убийство мужа и свекра ее осуждают. По пути на каторгу она накладывает на себя руки.

Шостакович изобразил Катерину как жертву ужасных условий жизни, разрушающих человека. Сила, с которой композитор обличает «мрачную эпоху», деформирующую человека, и музыкальная глубина, в которой показана трагедия совести Катерины Измайловой, раскрывают сильный гуманизм Шостаковича. В конце оперы, когда Катерина идет на каторгу по этапу и совершает самоубийство, ее трагедия сливается с народной. Хор каторжан ассоциируется с народными сценами из опер Мусоргского.

Подзаголовок этой оперы композитора - «трагедия-сатира». Это первое в творчестве Шостаковича сочинение подобной глубины и обличительной силы.

Оперу поставили в московском Музыкальном театре имени В. И. Немировича-Данченко и в Малом оперном театре в Ленинграде в январе 1934-го года. Но вскоре ее подвергли серьезной и притом несправедливой критике, так что она была снята с репертуара. Вновь опера вернулась на сцены только в конце 1962-го года. Она была поставлена в новой редакции в Москве и Ленинграде, имела огромный успех и была признана выдающимся явлением оперной литературы, как советской, так и мировой. После этого «Катерина Измайлова» шла во многих театрах разных стран.

Тогда же Шостакович сочинил несколько инструментальных композиций, включая 24 фортепианные прелюдии. Они чрезвычайно различаются по характеру. Среди них находим театрально-праздничную, предвосхищающую скерцо из другой симфонии (в"- 15, ре-бемоль мажор), и - очень траурную (в"- 14, ми-бемоль минор). Находим и задумчивую, наполненную светлыми перекличками голосов (в"- 4, ми минор, в форме фуги) и - очень хлесткую пародию на мещанский танец (в"- 6, си минор). А прелюдия в"- 3 сама по себе контрастна - в спокойную тихую песню, вроде колыбельной, врываются в конце резкие драматические сигналы. Так в лаконичной форме прелюдии сосредоточены образы, которые еще не один раз встретятся в крупных сочинениях Шостаковича.

Драматические симфонии 30-х годов. Шостакович оттачивал и совершенствовал свой талант. В середине 30-х годов волновавшие композитора драматические идеи выразились в трех замечательных симфониях: четвертой, пятой и шестой.

Пятая симфония, классически законченная, является одной из вершин творчества не только ее автора, но и всей советской музыки, которая в годы перед войной уже расцвела: появились «Александр Невский» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, инструментальные концерты Хачатуряна, шестнадцатая и двадцать первая симфонии Мясковского, песни Александрова, Дунаевского и другие сочинения советских композиторов.

Пятая симфония Шостаковича впервые зазвучала 21-го ноября 1937-го года в зале Ленинградской филармонии. Дирижировал Евгений Мравинский, который с того концерта стал первым исполнителем очень многих крупных сочинений композитора. Всеобщее впечатление от симфонии было колоссальным. Алексей Толстой написал о ней восторженную статью. А Фадеев отметил в дневнике «изумительную» силу ее эмоционального воздействия на людей.

Можно с уверенностью утверждать, что пятая симфония Шостаковича продолжает традиции таких композиторов, как Бетховен и Чайковский. Они были великими мастерами, рассматривающими симфонию в качестве инструментальной драмы. И оба они отражали в симфониях современные им драматические конфликты. Бетховен обращал внимание слушателей на героическую борьбу человека, одушевленного идеалом «братства миллионов». Чайковский - на порывы к счастью и мучительные переживания современников Достоевского и Толстого.

Шостакович был советским художником. Он сформировался во время «напряженного драматизма процессов разрушения и созидания» (цитата из Горького). Время строительства социалистического общества и становления нового общественного сознания пришлось на 30-е годы. Но это и годы возникновения и роста фашизма в некоторых из европейских стран. Острое переживание Шостаковичем подобных событий и размышления над происходящим в мире породили пятую симфонию. В этой композиции живой, мужественный, мыслящий Человек восстает против враждебных человечеству сил и утверждает себя в борьбе с ними и прочими подобными силами.

Начальная тема симфонии навевает ассоциации с глубокой, напряженной, обращенной к людям речью оратора и мыслителя:


В конце симфонии воплощено деятельное народное начало, полное грозной мощи.После создания пятой симфонии, Шостакович приковал свое внимание к жанру драматической симфонии на ближайшие десять лет.

Однако его привлекали и камерные произведения. Композитор сочинил светлый «весенний» первый квартет и возвышенный гармоничный квинтет для альта, фортепиано, виолончели и двух скрипок. За этот квинтет Шостаковичу присудили Государственную премию.Всего 33 года было композитору в 1939-м году, и к этому времени он уже стал профессором Ленинградской консерватории. У него учились Левитин, Свиридов, а позже, когда он в 1943-м году переехал в Москву,- Галынин и Караев. Организовывается «школа Шостаковича» - композитора, который оказывает огромное влияние на современников.

Сочинения военных лет

-го июня 1941-го года началась Великая Отечественная война - «историческая схватка... между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой»,- так писал Шостакович в своей статье в «Правде», где рассказывал о сочиненной им седьмой симфонии.Это мощное произведение о нравственной силе и героизме советского народа, сражающегося с фашизмом, написано в июле - декабре 1941 года. Три первые части симфонии Шостакович сочинил в осажденном Ленинграде, когда буквально рядом грохотали разрывающиеся бомбы. В Куйбышеве он завершил финал. Шостакович покинул родной город, лишь подчиняясь приказу об эвакуации.Впервые седьмая симфония исполнялась в Куйбышеве, потом в Москве и еще блокированном Ленинграде, куда партитуру доставили самолетом, а вскоре и за границей. Восхищение она вызывала всюду. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой»,- писал американский корреспондент о седьмой симфонии, которую летом 1942-го сыграли в Нью-Йорке под управлением Тосканини.Двумя годами после сочинения седьмой композитор завершил восьмую симфонию - грандиозную трагическую поэму о второй мировой войне. Он писал ее, будучи потрясен гибелью миллионов людей и их страданиями. Некоторые слушатели после первого исполнения симфонии нашли ее чересчур жесткой и мрачной. Однако на их вопросы нашлось резонное возражение: должна ли услаждать слух музыка, если она рассказывает о муках, о работе адской машины, о лагерях смерти Майданека или Освенцима, о силе Человека, ведущего борьбу со злом, и его великом гневе? Едва ли.

Восьмая симфония не позволяет забывать трагедию Великой Отечественной войны. Она высекает огонь из груди людей (Шостакович любит повторять эти слова Бетховена о назначении искусства). Она зажигает их ненавистью к фашистскому режиму - настоящему монстру XX века.Для того, чтобы сочинить музыку, подобную седьмой и восьмой симфониям, необходимо колоссальное напряжение смелости и всех душевных сил. Это действительный подвиг.

Общественный деятель. Будучи человеком, принимающим все, что происходит в мире, близко к сердцу, Шостакович не мог быть «кабинетным музыкантом». Поэтому в послевоенные годы общественная деятельность отнимала у Шостаковича немало времени.Он работал в Союзе композиторов. Вскоре его избирают депутатом Верховного Совета РСФСР, а после - и СССР.

В 1949-м году Шостакович вступил в Советский комитет защиты мира. Вместе с советскими кинорежиссерами, научными работниками, писателями его пригласили на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры, выступающих против ядерной угрозы. Когда советская делегация прибыла на Мэдисон-сквер-гарден, где проходил тридцатитысячный митинг, зазвучала «Песня о встречном» - ею приветствовали делегацию. Выступив, композитор подошел к роялю и сыграл скерцо из своей пятой симфонии.

«...Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру, и на жизнь ближнего и дальнего, на жизнь любого человека», - так сказал Шостакович в одном из своих выступлений, будучи убежден, что настоящая культура всегда служит человеку и миру.

Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу Международную премию мира в 1954, году. Тогда же ему присвоили почетное звание народного артиста СССР. В 1956-м году Шостаковича наградили вторым орденом Ленина. А в 1966 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Известность Шостаковича росла с каждым годом. Только лишь перечисление всех его наград и почетных званий, которые он получил в различных странах (от звания командора французского ордена искусства и культуры до доктора Оксфордского университета), заняло бы много места.

О том, как композитор относился к своей славе, хорошо сказал Ю. А. Завадский, известный советский режиссер:

«Мировое признание Шостакович принимает как «добавочную нагрузку» ответственности, он по-ребячьи чисто далек от взрослого обывательского честолюбия. Он едет открывать очередной фестиваль или пленум, потому что так велит ему долг, торопливо бежит кланяться после исполнения его сочинения не для того, чтобы насладиться аплодисментами, а чтобы не обидеть публику и оркестрантов, как бы поблагодарить за честь, которую оказали ему одни - исполняя его музыку, а другие - слушая».

Музыка для Шостаковича, как для Мусоргского, - средство для разговора с людьми о самых важных вещах.

Сочинения конца 40 - 60-х годов. После окончания войны прошла четверть века. Все это время Шостакович создавал многие сочинения в самых разнообразных жанрах, вплоть до оперетты («Москва, Черемушки»). Также он написал в 1947-м - 1948-м годах два выдающихся произведения. Это первый скрипичный концерт, посвященный первому исполнителю - Давиду Ойстраху - и вокальный цикл « Из еврейской народной поэзии » для контральто, тенора и сопрано в сопровождении фортепиано (эти вокально-драматические песни и сцены рассказывают о страданиях еврейского народа в России до революции и об их счастье в новой жизни в СССР).

В 1949 году Шостакович сочинил ораторию «Песнь о лесах» на слова Е. Долматовского. В этой работе композитор специально упростил свой стиль, использовав для этого свой опыт в области массовой песни.

К началу 50-х годов Шостакович написал замечательные и одновременно разные по характеру и жанру сочинения, такие как «Десять хоровых поэм», созданные на стихи русских революционных поэтов, и «24 прелюдии и фуги». Одно чисто вокальное произведение, для хора а капелла, другое - чисто инструментальное, фортепианное. Одно опирается на революционную песню, другое развивает традиции Баха.

Для Шостаковича довольно характерна такое разнообразная контрастность сочинений. То, что его творчество как бы «сплавлено» из многих «пород» является удивительной особенностью его творчества. Он умеет говорить открыто и просто, словно оратор, обращающийся к народным массам, и глубоко и сложно, словно поэт и философ. Один и тот же композитор сочиняет простую, и оттого легко запоминающуюся «Песню мира» (музыка к фильму «Встреча на Эльбе», на стихи Е. Долматовского), и, в 1954-м году, сложную десятую симфонию, где размышляет о судьбах народов после войны. Вот, например, музыка к фильму «Встреча на Эльбе»:


Шостакович никогда не переставал писать песни для кино. Список из фильмов, к которым он писал музыку, огромен. Здесь и «Овод», и «Человек с ружьем», «Гамлет», «Молодая гвардия», и многое другое. В музыке к нескольким фильмам 30 - 40-х годов Шостакович вновь обращался к русским революционным песням. Позже это отразилось в его симфониях. С особенной силой и широтой - в программной одиннадцатой симфонии 1957-го года. Она была посвящена Первой русской революции и называлась «1905 год». Озаглавлена и каждая из ее 4-х частей: первая - «Дворцовая площадь», вторая - «9 января», третья - «Вечная память», четвертая -«Набат».

Шостакович использовал в своей симфонии отдельные обороты и мелодии революционных русских песен («Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и прочих). Однако он не просто цитирует их. Мелодии песен здесь свободно развиваются симфонически, так, словно это собственные темы художника. Шостакович - первый из советских композиторов, который добился тесного слияния средств современной симфонической музыки с революционной песенностью.

Четкая и яркая музыка симфонии ассоциируется с драматическим фильмом, рассказывающим о событиях революции. За одиннадцатую симфонию Шостаковичу присудили Ленинскую премию.

В 1961-м году Шостакович написал двенадцатую симфонию «1917 год», к XXII съезду КПСС. Симфония посвящена памяти В. И. Ленина, и, написав ее, композитор осуществил свой давний замысел написать сочинение о главаре революции. Через 10 лет он создал цикл для мужского хора а капелла из 8-ми баллад «Верность», на стихи Е. Долматовского.

История и современность, борьба русского народа за освобождение в далеком и недавнем прошлом - все эти темы очень интересовали Шостаковича в 50-60-е годы. Он раскрыл важную страницу русской истории XVII века в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (на стихи Е. Евтушенко) с точки зрения сегодняшнего наблюдателя. Суровый способ композитора изобразить народ и историю в поэме «Казнь Степана Разина» и одиннадцатой симфонии заставляют сравнить его с Мусоргским. В 50-60-е годы Шостакович стремился к особенной конкретности и ясности осуществления своих замыслов. Поэтому-то он вводит даже в симфонию поющую речь слова.

На стихи Е. Евтушенко Шостакович написал тринадцатую симфонию. Она была создана для оркестра, мужского хора и баса. Здесь темы, вообще характерные для творчества Шостаковича, развиты по-новому. Например, в первой части, с заголовком «Бабий яр», обличается расовая дискриминация как социальное зло. А в пятой части, последней, с заголовком «Карьера», высмеиваются приспособленцы и карьеристы. Что вполне в традициях Маяковского. Кроме того, композитор воспевает люди бесстрашного подвига в труде и науке, которые ведут к будущему всё человечество. Об этом будущем рассказывают заключительные страницы тринадцатой симфонии.

Для баса, сопрано и камерного оркестра в 1969-м году написана четырнадцатая симфония. Это одно из глубочайших философских сочинений композитора. В этом сочинении утверждается огромная ценность жизни человека. Летом 1971-го года Шостакович сочинил последнюю, пятнадцатую симфонию.

Замыслы композитора часто неожиданны и разнообразны. Его когда-то прозвали «музыкальным фельетонистом», и не зря. Ведь помимо всего прочего ему принадлежат и сатирические песни на тексты из журнала «Крокодил».

Шостакович - философ и лирик - с особой тонкостью и глубиной раскрывает себя в квартетах, которые он создавал параллельно с вокальными и оркестровыми сочинениями. Всего он создал 15 квартетов.

В прекрасном вокальном цикле, написанном на стихи Блока, композитор говорит о бессмертии творчества и красоты. Говорит он об этом и в некоторых частях четырнадцатой симфонии.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович скончался 9 августа 1975 года.

Все творчество Шостаковича - это колоссальное богатство, открытое для всех, кто пожелает дотронуться до подлинного искусства наших дней. Дмитрий Дмитриевич напомнил в одном из своих выступлений слова Николая Островского о том, что жизнь дается человеку лишь однажды и её надо прожить достойно. Его музыка, проникнутая страстным гуманизмом, и призывает нас к этому.

Седьмая симфония

Шостакович является автором пятнадцати симфоний. Этот жанр имеет в его творчестве очень большое значение. Если для Прокофьева, хотя все его творческие устремления и были разнообразны, важнейшим, пожалуй, был музыкальный театр, а его инструментальная музыка очень тесно связана с его балетными и оперными образами, то для Шостаковича, наоборот, определяющим и характерным жанром является симфония. И опера «Катерина Измайлова», и многие квартеты, и его вокальные циклы - все они симфоничны, то есть проникнуты непрерывным напряженным развитием музыкальной мысли. Шостакович - это настоящий мастер оркестра, который и мыслит оркестрово. Сочетания инструментов и инструментальные тембры во многом по-новому и с поразительной точностью используются у него в качестве живых участников симфонических драм.

Одно из наиболее значительных произведений Шостаковича - седьмая симфония, «Ленинградская», написанная им в 1941-м году. Ее большую часть композитор сочинил, как уже было сказано, в блокадном Ленинграде. Вот только один из эпизодов, которые давали бы представление об условиях, в которых писалась музыка.

-го сентября 1941-го года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий:

«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией.

Для чего я сообщаю об этом? - спросил композитор,- ...для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...». Не менее замечательна и история первых исполнений этой симфонии, как в СССР, так и за рубежом. Среди них есть такой удивительный факт - премьера в Ленинграде состоялась в августе 1942 года. Люди в осажденном городе нашли силы исполнить симфонию. Для этого пришлось рещить несколько проблем. Например, в оркестре Радиокомитета оставалось только пятнадцать человек, а исполнения симфонии нужно было не менее ста! Тогда решили созвать всех музыкантов, кто был в городе, и даже тех, кто играл во флотских и армейских фронтовых оркестрах под Ленинградом. Седьмую симфонию Шостаковича сыграли 9 августа в зале Филармонии под управлением Карла Ильича Элиасберга. «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих...» - отзывались тогда в «Комсомольской правде» Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц.

На партитуре симфонии была авторская надпись, гласившая: «Посвящается городу Ленинграду».

Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов:

мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения; настоящего Человека и - цивилизованного варвара; добра и зла.

На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии, очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...».

Четыре части симфонии по-разному раскрывают идею торжества Человека и его борьбы. Рассмотрим пристально первую часть, рисующую непосредственную «военную» коллизию двух миров.

Первую часть (Allegretto) Шостакович написал в сонатной форме. В ее экспозиции заключены образы советского народа, страны, человека. «Работая над симфонией,- рассказывал композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека...». Первая тема этой экспозиции - тема главной партии - величественная и героическая. Ее озвучивают в тональности до мажор струнные инструменты:


Перечислим кое-какие особенности этой темы, придающие ей современную динамичность и остроту. Это прежде всего энергичный маршевый ритм, характерный для многих массовых советских песен и смелые широкие мелодические ходы. Кроме того, это напряженность и богатство лада: до мажор, источающийся в третьем такте в повышенную ступень (звук фа-диез), и дальше в развертывании темы используется минорная терция - ми-бемоль.

С «богатырскими» русскими темами главную партию седьмой симфонии композитора сближают тяжеловатые унисоны и раскачивающиеся, размашистые интонации.

Сразу за главной партией играет лирическая побочная (в тональности соль мажор):


Тихая и несколько застенчивая в выражении эмоций музыка весьма искренна. Чисты инструментальные краски, прозрачно изложение. Мелодию ведут скрипки, а фон представляет собой покачивающуюся фигуру у виолончелей и альтов. К концу побочной партии звучат соло засурдиненной скрипки и флейты пикколо. Мелодия как бы растворяется в тишине, струясь. Именно так завершается экспозиция, раскрывшая разумный и деятельный, лирический и мужественный, мир.

Потом следует знаменитый эпизод фашистского нападения, грандиозная картина вторжения силы разрушения.

Последний «мирный» аккорд экспозиции продолжает звучать, когда издали уже доносится дробь военного барабана. На ее фоне развивается странная тема - симметричная (ходу на квинту вверх соответствует ход на кварту вниз), отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы:


«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» аллегорически назвал эту мелодию Алексей Толстой. Конкретные ассоциации, возникающие в головах разных слушателей, могут быть различными, но несомненно, что в теме нашествия фашистов есть что-то от зловещей карикатуры. Шостакович обнажил и сатирически заострил черты автоматической дисциплины, тупой ограниченности и педантичности, воспитанные у солдат гитлеровских войск. Ведь они должны были не рассуждать, а слепо подчиняться фюреру. В теме фашистского нашествия примитивность интонаций сочетается с «квадратным» ритмом марша: сперва эта тема кажется не столько грозной, сколько тупой и пошлой. Но в ее развитии со временем раскрывается ужасная сущность. Послушные крысолову, ученые крысы вступают в битву. Марш марионеток трансформируется в поступь механического монстра, который топчет на своем пути все живое.

Эпизод нашествия выстроен в форме вариаций на одну тему (в тональности ми-бемоль мажор), неизменную мелодически. Остается постоянной и барабанная дробь, постоянно усиливающаяся. От вариации к вариации меняются оркестровые регистры, тембры, динамика, плотность фактуры, присоединяются больше полифонических голосов. Все эти средства и расхищают характер темы.

Всего вариаций одиннадцать. В первых двух мертвенность и холод звучания подчеркиваются тембром флейты в низком регистре (первая вариация), а также сочетанием этого инструмента с флейтой пикколо на расстоянии полутора октав (вторая вариация).

В третьей вариации автоматичность выделяется сильнее: фагот копирует каждую фразу у гобоя октавой ниже. Тупо отбивающая ритм новая фигура вступает в басу.

Воинственный характер музыки усиливается с четвертой вариации по седьмую. В игру вступают медные духовые инструменты (труба, тромбон с сурдиной в четвертой вариации). Тема впервые звучит forte, она излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация).

В восьмой вариации тема начинает устрашающе звучать fortissimo . Она проигрывается в нижнем регистре, в унисон восемь валторн со струнными инструментами и деревянными духовыми. Автоматическая фигура из третьей вариации теперь поднимается, отстукиваемая ксилофоном в сочетании с другими инструментами.

К железному звучанию темы в девятой вариации присоединяется мотив стона (у тромбонов и труб в верхнем регистре). И, наконец, в последних двух вариациях темой овладевает торжествующий характер. Создается впечатление, что железный монстр с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. И тут происходит то, чего никто не ожидает.

Тональность резко меняется. Вступает еще одна группа тромбонов, валторн и труб. К тройному составу духовых инструментов в оркестре седьмой симфонии добавлены еще 3 тромбона, 4 валторны и 3 трубы. Играет драматический мотив, называемый мотивом сопротивления . В прекрасной статье, которая посвящена седьмой симфонии, Евгений Петров так написал о теме нашествия: «Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас,- раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного мыслить и чувствовать... происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической литературе. Несколько нот в партитуре,- и на всем скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления»:

Начинается симфоническая битва со страшного напряжения. Вариационное развитие перетекает в разработочное. На железные мотивы нашествия набрасываются мощные волевые усилия. В душераздирающих пронзительных диссонансах слышатся стоны, боль, крики. Вместе все это сливается в огромный реквием - плач по погибшим.

Именно так начинают необычную репризу. В ней и побочная, и главная темы экспозиции становятся заметно измененными - так же, как и люди, что вошли в пламя войны, исполнились гнева, испытали страдание и ужас.

Талант Шостаковича имел такое редкое свойство: композитор умел передать в музыке великую скорбь, спаянную с огромной силой протеста против зла. Так главная партия звучит в репризе:


Теперь она плывет в миноре, маршевый ритм превратился в траурный. Это действительно траурное шествие, но музыка приобрела черты страстного речитатива. Эту речь Шостакович обращает ко всем людям.

Подобные мелодии - полные страстных, гневных, призывных ораторских интонаций, широко изложенные у всего оркестра- не раз встречаются в музыке композитора.

Прежде лирическая и светлая, побочная партия в репризе у фагота звучит скорбно и глухо, в низком регистре. Она звучит в особом минорном ладу, часто используемом Шостаковичем в трагической музыке (минор с 2-мя пониженными ступенями- II и IV; в настоящем случае, в фа-диез миноре - соль-бекар и си-бемоль ). Быстрая смена размеров (3/4, 4/4, затем 3/2) приближает мелодию к живому дыханию человеческой речи. Это довольно сильно контрастирует с автоматическим ритмом темы нашествия.



Тема главной партии снова появляется в конце первой части - коде. Она заново вернулась к своему начальному мажорному облику, но теперь звучит у скрипок певуче и тихо, словно мечта о мире, воспоминание о нем. Конец пробуждает тревогу. Издалека звучит тема нашествия и барабанная дробь. Война все еще идет.

Шостакович без прикрас, с жестокой правдивостью нарисовал в первой части симфонии подлинные картины войны и мира. Он запечатлел в музыке героизм и величие своего народа, изобразил опасную силу врага и всю напряженность схватки не на жизнь, а на смерть.

В двух последующих частях Шостакович противопоставил разрушительной и жестокой силе фашизма духовно богатого человека, силу его воли и глубину его мысли. Мощный финал - четвертая часть - полон предчувствия победы и наступательной энергии. Для того, чтобы по справедливости оценить его, следует еще раз вспомнить, что композитор сочинил финал седьмой симфонии в начале Великой Отечественной войны.

Много лет прошло со дня первого исполнения «Ленинградской» симфонии. С тех пор она звучала в мире много раз: по радио, в концертных залах, даже в кино: о седьмой симфонии сняли фильм. Ее исполнение снова и снова воскрешает перед слушателями нестираемые страницы истории, вливает в их сердца гордость и мужество. Седьмую симфонию Шостаковича вполне можно назвать «Героической симфонией» двадцатого века.

Прелюдия и фуга ре мажор

шостакович композитор симфония

В 1950-м году мир отмечал одно событие. Это было 200-летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. В Лейпциге, где великий композитор работал почти тридцать лет, организовали Баховский фестиваль и конкурс исполнителей. Дмитрий Дмитриевич Шостакович входил в состав жюри конкурса.

Он принимал участие в торжествах и как исполнитель, и как композитор. Во время большого концерта, который состоялся в конце фестиваля, играл финал его первой симфонии. Шостакович исполнил в этот вечер тройной концерт Баха вместе с другими двумя советскими пианистами.

Музыка Баха наполнила собою Лейпциг на время празднования юбилея. В известной церкви св. Фомы (Томаскирхе), где Бах когда-то руководил хором и играл на органе, исполнили «Страсти по Иоанну» и мессу си минор.

Советский композитор всегда преклонялся перед гением Баха. Величественные и возвышенные картины, близкие Баховским, и прежде попадались в его произведениях. Полифония также привлекала его с давних пор - многие страницы музыки Шостаковича отмечены сложным многоголосием. Будучи под впечатлением поездки в Лейпциг, Шостакович решил создать большой цикл полифонических пьес, взяв за образец «Хорошо темперированный клавир». И вот спустя более чем двести лет после Баха, на свет появился новый сборник фуг и прелюдий, написанных во всех минорных и мажорных тональностях. Этот сборник потрясает огромным мастерством и богатством содержания. У Баха есть 48 фуг и прелюдий в обоих томах «Хорошо темперированного клавира». Это значит, что у него каждая тональность появляется дважды. У Шостаковича же в двух томах 24 фуги и прелюдии. К тому же, в отличие от Баховских, у Шостаковича фуги и прелюдии расположены по квинтовому кругу (то есть с параллельными тональностями), а не в хроматическом порядке. Первую пару пьес Шостакович написал в до мажоре, вторую - в ля миноре, третью - в соль мажоре, четвертую- в ми миноре и т. д.

Современные, вообще характерные для творчества Шостаковича, образы заключены в его прелюдиях и фугах в полифоническую форму, выработанную еще в XVII-XVIII веках. Обращение к старинным средствам развития и формам дало многим пьесам в сборнике особенную величавость и строгость. И одновременно, фуги и прелюдии чрезвычайно контрастны, разнообразны, как и большинство других произведений Шостаковича, с которыми они тесно соединены.

В творчестве композитора много мечтательных, прозрачно-светлых страниц. И фуга ля мажор, и прелюдия принадлежат к ним. Особенно фуга, которая основана на трезвучной теме серебристого чистого звучания - словно трубы перекликаются в тишине:


Но за ними в сборнике размещено одна из трагичнейших композиций Шостаковича - прелюдия и фуга фа-диез минор . Тема фуги - прерывистая, скорбная, со стонущими острыми мотивами:


Прелюдия и фуга ре-бемоль мажор напоминает гротескные, вражеские, «злые» образы симфоний Шостаковича. Последняя, фуга ре-минор перекликается с сильной концовкой пятой симфонии. Очень многие темы прелюдий и фуг носят заметный русский характер. К примеру, тема фуги ре мажор, которую мы рассмотрим подробнее, именно такая.

Все в целом же это сочинение - прелюдия и фуга ре мажор - не лишено смысла, ясное и светлое.

Старинная форма прелюдии циклична и нередко контрастирует с темой фуги. Строгие законы построения не обязательны для прелюдии. Текучей и подвижной она бывает часто, словно ее импровизируют тут же за инструментом. Прелюдию можно назвать фоном, на котором ясно выделяется фуга, являющаяся произведением строгой формы. Контраст этот сохраняется и в прелюдии, и в ре-мажорной фуге Шостаковича. Однако помимо этого в них есть довольно интересный контраст стиля. Прелюдия с ее арпеджированными аккордами, позвякивающими как на клавесине, с мелодией, что напоминает менуэт, очень близка к старинной клавирной музыке. А тема фуги, как уже отмечалось, носит русский характер, перекликаясь с мелодией «Камаринской». Вроде бы это слишком различные темы, разве можно объединять их в одном Цикле? Но Шостакович всегда был настоящим мастером таких контрастных сопоставлений. Весь цикл объединяют юношеское светлое настроение и прозрачное камерное звучание.

Прелюдия же стала как будто воспоминанием о Баховских пьесах, которые композитор играл в детстве. Ведь во время обучения их играют все, и Шостакович исключением не был. Некоторое время звучание прелюдии, ее строгая мелодия (в басу), ясные, чистые гармонии почти совсем приближают композицию к старинной музыке:



И вдруг в разворачивании мелодии композитор неожиданно задевает область, далекую от классического мажорного лада. Обогащение лада привносит чувство современности, новизны, свежести. Звучит средняя часть прелюдии, написанной в трехчастной форме. Наверху теперь менуэтная мелодия, а арпеджированные аккорды - в нижнем регистре. Тема звучит задумчиво и нежно, красиво модулируя в си минор. В репризе она в несколько измененном виде снова проходит в басу. На звучании большой секунды замирают позвякивающие аккорды.

Фуга из трех голосов начинается как бы с поисков темы:


Сначала идет «проба» повторяющегося звука ля в альтовом голосе и пауза. Затем звук ля опевается, и к нему присоединяются верхняя секунда си и нижняя квинта ре. Еще один повтор и пауза. И вот музыка уже бежит, весело приплясывая. По всем правилам тональный ответ следует в верхнем голосе, а в среднем - противосложение, сохраняющее танцующий характер темы и звучащее припевом к основной мелодии:


Тема проходит несколько важнее и солиднее в басу сразу после небольшой интермедии.

Экспозиция завершилась. Звучит разработочная часть фуги, где тема подвергается различным «приключениям». После семитактовой, построенной на отдельных мотивах интермедии, тема дважды проходит в миноре - в си и фа-диез миноре, где она звучит трогательнее и мягче. Затем она возвращается к основной тональности - ре мажор - еще раз. Но «путешествие» тонов далее направляется в «чужие» края: тема идет в соль мажоре и фа мажоре - тональностях, которые далеки от классического ре мажора. И тут происходит нечто неожиданное, что не предусмотрено строгими законами контрапункта: тема резко «сбивается» со своего пути. Начинается она с ми-бемоль и должна бы звучать вот так:


Но звучит она так :


Новое событие: бас три раза повторяет начало темы от звука ля, однако совсем не двигается дальше. Далее в фуге звучит юмористическая стретта. Стретта - каноническое проведение темы в фуге, когда каждый имитирующий голос вступает до того, как тема окончится в предыдущем голосе. Едва тольео один голос произнесет тему, как другой сразу перебивает его. Из-за этого тема нигде не звучит точно. Создается впечатление, что голоса, звеня, вырвались на свободу, передразнивают друг дружку и специально путают фугу. Еще одно «путаное» проведение мы видим в си мажоре. Возникает даже некоторый драматический оборот,- что, если так и не получится завершить фугу по всем правилам? Но тут степенно приплясывающая мелодия вступает в басу на forte. Все хорошо. Тема возвратилась к своему первичному облику в тональности ре мажор (репризное проведение). Эту шутливую фугу, написанную Шостаковичем с поразительным мастерством, заканчивает «классическая» солидная каденция.

Основные произведения

симфоний

Симфония №2 «Посвящена Октябрю»

№3 «Первомайская»

№6 «Посвящена памяти Ленина»

№7 «Посвящена блокадному Ленинграду.

№8 «Великая отечественная война»

№9 «Дню Победы»

(среди этих симфоний - седьмая «Ленинградская» симфония <#"783537.files/image018.jpg">






Заключение

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на ее социальные, идейно-художественные процессы. Сила его музыки - в абсолютной правдивости.

С невиданной полнотой и глубиной эта музыка запечатлела народную жизнь на переломных этапах - революции 1905 года и первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, становления социалистического общества, борьбы с фашизмом в Великую Отечественную войну, а также проблемы послевоенного мира... Творчество Шостаковича стало и летописью и исповедью поколений, стремившихся к великому будущему, потрясенных и выстоявших в трагических испытаниях.

«Музыка была для него не профессия, а необходимость высказаться, выразить то, чем жили люди в его век, на его родине. Природа наградила его особой чуткостью слуха: он слышал, как плачут люди, он улавливал низкий гул гнева и режущий сердце стон отчаяния. Он слышал, как гудела земля: шли толпы за справедливостью, гневные песни закипали над пригородами, ветер доносил напевы окраин, взвизгивала грошовая гармошка: в строгий мир симфоний входила революционная песня. Потом лязгало и скрежетало железо на окровавленных полях, выли над Европой гудки стачек и сирены войны. Он слышал стон и хрип: на мысль надевали намордник, щелкали кнутом, искусство учили припрыгивать у сапога власти,, выпрашивать подачку и стоять на задних лапах перед квартальным... Вновь II вновь въезжали на пылающее небо всадники Апокалипсиса. Над миром завывали сирены, как трубы Страшного суда. Менялись времена.  Он трудился всю жизнь». Не только в музыке.

Список используемой литературы

)Козинцев Г. М. О Д. Д. Шостаковиче.- Цит. по кн.: Козинцев Г. М. Собр. соч. в пяти томах.-Л.: Искусство, 1983, т. 2, с. 426, 433.

)Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича.-Цит. по кн.: Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки.-М.: Сов. композитор, 1982, с. 274

)Кабалевский Д. Б. Несколько слов о Дмитрии Шостаковиче.-В кн.: Дмитрий Шостакович.-М.: Сов. композитор 1967, с. 91.

)Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича.- В кн.: Дмитрий Шостакович, с. 105.

) Шостакович Д. Д. Жизнеописание. ЦГАЛИ, ф. 2048, on. 1, ед. хр. 66.

)Д. Шостакович. о времени и о себе.-М.: Сов. композитор, 1980, с. 242.

)Серебрякова Г. И. О других и о себе.- М.: Сов. писатель, 1971, с. 312.

)Стенографический отчет заседания правления Ленинградской композиторской организации с активом, посвященного итогам работы над советской оперой.-ЛГАЛИ, ф. 9709, оп. 1, ед. хр. 22, с. 7.

)Шостакович Д. Д. Будем трубачами великой эпохи.

)Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды-Л.: Музгиз, 1956, с. 295

)Частично выписки Шостаковича сохранились.- ГЦММК, ф. 32. ЦГАЛИ, ф. 2048. оп. 1, ед. хр. 64.

)Выступление на дискуссии 1935 года о советском симфонизме // Сб.: Памяти И. И. Соллертинского.- Л.: Сов. композитор, 1978, с. 193.

) Шостакович ЛЛ. Балет и музыка.

) Келдыш Ю. В, Итоги развития советской музыки в 30-х годах.- В кн.: История музыки народов СССР, т. 2, с. 473.

Похожие работы на - Творческий облик Д.Д. Шостаковича

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!