Современная банковская система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,03 Мб
  • Опубликовано:
    2014-08-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная банковская система Республики Беларусь

Аннотация

Объект исследования - современная банковская система Республики Беларусь.

Предмет исследования - структура и функционирование современной банковской системы в Республике Беларусь.

Цель работы: изучить современную банковскую систему, проанализировать ее и определить пути ее совершенствования.

Методы исследования: аналитический, формально-логический, математический, расчетно-конструктивный, статистический, графический.

Исследования и разработки: проведен анализ функционирования банковской системы, определены показатели развития банковской системы, предложены перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: банковская система - один из важнейших атрибутов рыночной экономики, она выступает своего рода генератором, аккумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами; это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Поэтому изучение банковской системы является актуальным в современных условиях развития Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Введение

Современная банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ. Это глобальное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность трудно определить. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Надежная банковская и финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Именно поэтому выбранная мной тема в современных условиях развития Республики Беларусь является весьма актуальной.

Объектом исследования является банковская система Республики Беларусь. Цель исследования - изучить и дать анализ состоянию современной банковской системы, а также определить пути ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: обобщить теоретические основы банковской системы; изучить состояние и структуру банковской системы РБ; дать анализ современной банковской системе; определить основные направления и перспективы развития банковской системы. Методической и информационной базой исследований являются труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов, современное законодательство, программы развития банковского сектора, а также статистические данные.

Методы исследований: аналитический (позволяет раскрыть причинно-следственные связи явлений и использует выбор конкретных методик (наблюдение, анализ документов)); формально-логический (позволяет выявить источники, предпосылки возникновения исследуемого явления и этапы его эволюции); математический; расчетно-конструктивный и др.

1. История развития банковской системы Республики Беларусь

До недавнего времени датой образования банковской системы в Беларуси было принято считать 3 января 1922 г. - дату начала работы в Минске Белорусской конторы Госбанка при Наркомате финансов Белорусской ССР.

Однако проведенные исследования архивных материалов, изучение коллекций финансовых документов и ценных бумаг позволили получить неопровержимые документальные свидетельства того, что первое банковское учреждение на территории современной Беларуси появилось как минимум на полвека раньше. А именно - 8 января 1870 г., когда был подписан Указ Сената Российской Империи об учреждении в Гомеле городского общественного банка. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси.

Почему же именно небольшой Гомель, а не крупный губернский центр стал первым белорусским городом, имеющим банк? Дело в том, что во второй половине XIX века в Российской Империи, в том числе и на территории современной Беларуси, было развернуто интенсивное железнодорожное строительство. Так, в 1862 г. трасса Петербург - Варшава прошла через Гродно, в 1868 г. на Рижско-Орловской линии отмечены станции Витебск и Полоцк, в 1871 г. дорога Москва - Брест соединила Оршу, Борисов, Минск, Барановичи. Каждый регион, по которому проходила железная дорога, получал мощный стимул для экономического роста, поскольку железнодорожное строительство находилось под государственным покровительством. Не случайно учрежденный в 1860 г. Императором Александром II Государственный банк Российской Империи почти сразу же после своего открытия приступил к активному кредитованию строительства железных дорог. Уже в 1861-1864 гг. им выделялись крупные суммы Главному обществу российских железных дорог. Не остался в стороне от происходящих процессов и белорусский Гомель. После отмены в России крепостного права деловая активность в Гомеле заметно увеличилась, через город началось строительство Либаво-Роменской железной дороги, соединяющей Украину с Прибалтикой, а также Полесской железной дороги, соединяющей всю южную часть современной Беларуси, Польшу, Украину. Все это привело к очень быстрому притоку населения. Для решения насущных вопросов городской жизни необходимо было полноценное финансовое учреждение. Возможно, этим и обусловлено появление соответствующего решения Сената об учреждении в Гомеле городского общественного банка. Его основной капитал при учреждении был определен в 20 тысяч рублей. В музейном фонде Национального банка хранится чек этого банка - неоспоримое "вещественное доказательство" существования банка. Как и многие другие городские банки, это первое в Беларуси частное коммерческое денежно-кредитное учреждение выдавало долгосрочные займы под заклад городских и строительных участков. Капитал этих банков образовывался из средств городского бюджета, а кредитовались в основном средние и мелкие предприниматели. Кредиты предоставлялись также городской управе, местному земству, а прибыль от операций отчислялась на нужды городского благоустройства и благотворительные цели. Впоследствии свои городские банки, кроме Гомеля, появились также в Полоцке, Витебске, Борисове, Могилеве, Игумене. В связи с развитием строительства железных дорог в губернских городах на территории Беларуси открывались отделения Государственного банка Российской Империи (Минск - 1881, Витебск - 1883, Могилев - 1883, Гродно - 1884). Кроме финансирования нужд железнодорожного строительства, губернские отделения имели право кредитовать промышленность и торговлю, заниматься обменом ветхих кредитных билетов на новые и крупных на мелкие и обратно, оплачивать купоны по процентным бумагам, принимать денежную наличность от юридических и физических лиц для перевода в Госбанк и его конторы и отделения, принимать вклады, выдавать ссуды под залог процентных бумаг, акций и облигаций.

Известно, что из учреждений Государственного банка первое место по объему учетных операций занимала Московская контора, второе - Одесса, ближе к концу XIX в. - Киев; Минское отделение было пятым в этом списке, опередив, таким образом, все другие отделения Северо-Западного края. К концу XIX в. Минск стал крупнейшим банковским центром в регионе. Несмотря на то, что первоначально Государственный банк оставался крупнейшим коммерческим банком в Российской Империи, с 1870-х гг. его положение стало меняться в связи с развитием негосударственных кредитных учреждений. Формируя клиентуру, они переманивали заемщиков льготными условиями кредитования.

В экспозиции Национального банка по истории финансовых учреждений представлены билеты и акция Минского коммерческого банка достоинством 250 рублей выпуска 1896 г. Известно, что 21 апреля 1873 г. министром финансов Российской Империи был утвержден Устав этого банка, а 10 сентября он приступил к работе. Учредителями банка стали представители местного бизнеса. Основной капитал при создании был определен в полтора миллиона рублей. В соответствии с Уставом Минский коммерческий банк имел право на учет векселей, получение платежей по ценным бумагам и векселям, операции с драгоценными металлами, прием вкладов, хранение ценностей, перевод денег в города, где находились его отделения. Свои представительства банк имел не только на территории Беларуси - в Гомеле, Могилеве, Пинске, но и в других городах империи: Либаве, Ромнах, Конотопе, Житомире, Белой Церкви, Черкассах, Ворожбе, Сумах, Ровно. В результате проведенной во второй половине XIX века реформы банковского дела в Российской Империи к началу ХХ века была создана разветвленная кредитная система, организованы банки нового типа, появились и получили большое развитие качественно иные банковские операции. В состав кредитной системы вошли Государственный банк, коммерческие акционерные банки, ипотечные банки, общества взаимного кредита, городские банки, кредитная кооперация. Все это представляло собой достаточно устойчивую, слаженную систему вплоть до 1917 г. После победы Великой Октябрьской революции ВЦИК 14 (27) декабря 1917 г. принял Декрет "О национализации банков". Банковское дело объявлялось государственной монополией, создавался Народный банк РСФСР, на местах учреждались его конторы и отделения. На территории Беларуси создание учреждений Народного банка не получило широкого развития в связи с гражданской войной и военной интервенцией. Тем не менее имеются сведения, что в марте 1919 г. в системе Народного комиссариата финансов Литовско-Белорусской республики была образована Минская окружная контора Народного банка. Фактически это был орган по снабжению денежными знаками. Но уже 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР и его местные органы, в том числе и Минская окружная контора, были упразднены с передачей всего актива и пассива органам Народного комиссариата финансов РСФСР. Затем 4 октября 1921 г. Декретом СНК и ВЦИК был учрежден Государственный банк РСФСР. Совет Народных Комиссаров БССР 3 декабря 1921 г. принял постановление об организации в Минске Белорусской конторы Государственного банка (Протокол № 32 заседания Совета Народных комиссаров). Контора Госбанка начала функционировать в г. Минске 3 января 1922 г. Открываются местные отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве и агентства в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР. В 1923-1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года - Торгбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк. В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, Гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства. Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922-1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики. В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Торгбанка СССР. В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война.25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре - в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький.9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года - в Минск.

Одной из важнейших функций государственной банковской системы, в том числе и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации денежного обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году. Вскоре после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы.

Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.

Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования. Начавшаяся в 1985 г. перестройка заложила основу перехода существовавшей денежно-кредитной системы к новому качественному состоянию, началу становления двухуровневой банковской системы. В декабре 1990 года Верховным Советом Белорусской ССР приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк.

Банковская система Беларуси вступила в свою новейшую историю. [9]

2. Современная банковская система

 

.1 Сущность банковской системы


Банковская система - совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы. В кредитную систему помимо банков входят специализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые компании, лизинговые фирмы, инвестиционные компании, финансовые биржи, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды и др.). Структура кредитной системы любого государства исторически развивается и совершенствуется, и на это влияют две группы факторов: экономические и юридические. Каждое государство имеет свою структуру кредитной и банковской системы, свою организацию кредитного дела, банковской деятельности. Основой любой кредитной системы являются банки, но степень развития специализированных кредитно-финансовых организаций в государствах различна. Несмотря на особенности классификации банков, отличия в процедуре осуществления операций, правилах регулирования банков, организации работы и статусе органов банковского надзора, во всех странах учитываются международный опыт ведения банковского дела, рекомендации, стандарты международных финансово-кредитных организаций. [8]

коммерческий банк актив пассив

Рисунок 2.1.1 - Характеристика условий, являющихся базовыми признаками банковской системы

Все больше внимания уделяется вопросам обеспечения надежного функционирования банковских систем - как международных, так и национальных, что возможно, если исходить из основных принципов:

поддержки надежных банков;

повышения открытости в деятельности банков;

контроля риска посредством пруденциального регулирования и надзора.

Практикой сформировано несколько типов банковских систем:

централизованная (распределительная);

рыночная;

переходного периода (от централизованной к рыночной).

Банковская система переходного типа (например, в Республике Беларусь) содержит как рыночные компоненты, так и отдельные проявления старой централизованной системы, которые постепенно, по мере развития экономики и укрепления рыночных отношений исчезают. [11]

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая кредитная система: I уровень - центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень - коммерческие банки и другие небанковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Существование двух уровней позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Центральный банк выполняет роль "банка банков", управляет деятельностью банковских учреждений в рамках регулирования и контроля за функционированием рынка банковских услуг. Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали - отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

Рисунок 2.1.2 - Структура банковской системы Республики Беларусь

Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:

банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительно на основании лицензии;

коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательство в их работу со стороны государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

разграничивается ответственность между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство - по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение об обратном или государство не приняло на себя такую ответственность;

центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляет банковский надзор; для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы обязательно соблюдение установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов;

вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка;

вкладчикам обеспечивается возврат денежных средств;

клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам). Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;

банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая не только количественное соответствие между ресурсами и кредитными вложениями, но и в целом между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);

взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.

На общее состояние банковской системы оказывают воздействие различные факторы. Представим их на рисунке 2.1.3.

Рисунок 2.1.3 - Факторы, влияющие на состояние банковской системы

Все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Экономические отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством. Субъектами банковских правоотношений являются: Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иные юридические лица, физические лица, а так же республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы. [13]

Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними. Оно определяет правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его деятельности. Коммерческие банки (их виды, операции, порядок государственной регистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой) также регулируются нормативными правовыми актами. К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь (2000 г.), декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства. Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основании заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь и официальному опубликованию в нем, а также в официальном издании Национального банка. Со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь они считаются вступившими в силу, если в этих актах не установлен иной срок.

Банковское законодательство должно своевременно, полно и всесторонне учитывать отечественную практику совершенствования банковского законодательства, состояние экономики, опыт других государств. [11]

2.2 Национальный банк Респблики Беларусь, его функции и задачи

Национальный банк Республики Беларусь - Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.

Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:

кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь;

поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;

обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске (Главное управление Национального банка Республики Беларусь по городу Минску и Минской области). Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь. Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка Республики Беларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь. Высший орган Национального банка Республики Беларусь - Правление Национального банка Республики Беларусь, которое обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений и приказов. Правление состоит из Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, заместителей Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, включая первых заместителей. Кроме того, членами Правления Национального банка Республики Беларусь являются представители Совета Министров, председатель правления одного из коммерческих банков, официальный представитель уставных банковских объединений, избираемый совместным решением данных банковских объединений. Компетенция правления Национального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь - исполнительный орган Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка Республики Беларусь как юридического лица. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь выполняет следующие функции:

организует проведение единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;

рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка Республики Беларусь на очередной год;

устанавливает формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров. Определяет в соответствии с законодательством условия найма, увольнения, формы и размеры оплаты труда, служебные права и обязанности работников центрального аппарата и подведомственных предприятий, учреждений и организаций, систему поощрений и дисциплинарных взысканий.

Совет директоров Национального банка Республики Беларусь руководит деятельностью центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления Национального банка Республики Беларусь, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений. Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения, указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работниками центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, подведомственных учреждений и организаций, банков и других кредитных учреждений, действующих на территории Республики Беларусь.

Основными функциями - Национального банка Республики Беларусь являются:

проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

валютное регулирование;

выполнение функций центрального депозитария;

организация и осуществление валютного контроля;

совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;

государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;

выдача лицензий на осуществление банковских операций;

регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

регулирование кредитных отношений;

осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;

эмиссия денег на территории Республики Беларусь;

разработка платежного баланса Республики Беларусь;

создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;

осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;

регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;

Статус служащих Национального банка Республики Беларусь определяется законодательством Республики Беларусь об основах службы в государственном аппарате. Служащие Национального банка Республики Беларусь могут получать кредиты только в Национальном банке Республики Беларусь. [5]

2.3 Понятие коммерческого банка, его устройство и функции


Термин "Коммерческий банк возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности. [10]

Роль коммерческих банков в кредитной системе.

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества.

К основным видам деятельности коммерческих банков относятся:

−       предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;

−       кассовое обслуживание;

−       открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов,

−       осуществление расчетов по их поручению;

−       ломбардная деятельность;

−       факторинг и форфейтинг;

−       поручительство (предоставление гарантий);

−       доверительное управление активами;

−       банковское хранение;

−       предоставление сейфов в имущественный найм;

−       перевозку ценностей;

−       деятельность по обмену валюты;

−       инвестиционное посредничество;

−       финансовое посредничество;

−       дилинг с наличной и безналичной валютой;

−       деятельность депозитария;

−       инвестиционное консультирование;

−       финансовое консультирование;

−       деятельность инвестиционного банкира;

−       деятельность инвестиционного поверенного;

−       выпуск векселей;

−       скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Коммерческий банк может осуществлять свою деятельность и в иных сферах.

3. Состояние банковской системы Республики Беларусь и особенности ее развития

.1 Условия функционирования и показатели развития банковской системы

Макроэкономическая ситуация в январе-сентябре 2012 г. по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. характеризовалась более низкими темпами роста объемов производства, снижением инвестиционной активности на фоне замедления инфляционных процессов и улучшения состояния внешней торговли.

Так, если в январе-сентябре 2011 г. способствовали росту ВВП и внутренний спрос и чистый экспорт в размере 7,4 и 1,8 процента соответственно, то в январе-сентябре 2012 г. по оценке Национального банка вклад внутреннего спроса стал отрицательным и составил 1,1 процента, в то время как чистый экспорт способствовал приросту ВВП на 3,9 процента. Внутренний спрос по оценке Национального банка за январь-сентябрь 2012 г. в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года сократился за счет сокращения валового накопления основного капитала на 12,8 процента при увеличении расходов на конечное потребление домашних хозяйств на 4,8 процента.

Объем валового внутреннего продукта в январе-сентябре 2012 г. составил 367,2 трлн рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню января-сентября 2011 г. на 2,5 процента (прогноз на год - прирост на 5 - 5,5 процента). При этом основной вклад в рост ВВП по видам экономической деятельности обеспечили предприятия промышленности.

Энергоемкость ВВП в январе-августе 2012 г. Увеличилась на 12,4 процента (прогноз на год - снижение на 3-4 процента).

Инвестиции в основной капитал в январе-сентябре 2012 г. сократились на 12,8 процента (в январе-сентябре 2011 г. увеличились на 14,9 процента). В тоже время за сентябрь 2012 г. инвестиции в основной капитал выросли почти в 1,4 раза, введено в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования в 1,7 раза больше, чем в августе 2012 г.

Сальдо бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет с фондом социальной защиты населения) в январе-августе 2012 г. Было сформировано с профицитом в размере 6 088,6 млрд рублей, или 1,9 процента к ВВП (в январе-августе 2011 г. - профицит составил 3,4 процента ВВП).

Совокупный государственный долг на 1 сентября 2012 г. составил 119,6 трлн рублей, в том числе внутренний - 17,9 трлн рублей. Внешний государственный долг на 1 сентября составил 12 088,5 млн долларов США.

После периода ускоренного роста в 2011 году в январе-августе 2012 г. наблюдалось замедление инфляции.

Инфляция. Прирост индекса потребительских цен в январе-сентябре 2012 г. составил 16,1 процента (или 1,7 процента в среднем за месяц) против 74,5 процента (или 6,4 процента в среднем за месяц) в январе-сентябре 2011 г. В сентябре 2012 г. по сравнению с августом прирост индекса потребительских цен составил 1,3 процента. При этом цены на продовольственные товары увеличились на 1,3 процента, на непродовольственные товары - на 0,6 процента, тарифы на платные услуги - на 2,7 процента.

Тенденции в денежно-кредитной сфере. В качестве основных тенденций, характеризующих состояние денежно-кредитной сферы в сентябре 2012 г., можно выделить следующие: замедление темпа роста цен по сравнению с августом 2012 г. как за счет замедления роста административно регулируемых цен, так и монетарных факторов; усиление инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов; повышение спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке; формирование дефицита ликвидности в банковской системе; нарастание кредитной активности в экономике.

При этом в августе 2012 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами при сохранении его положительного значения в целом по итогам января-августа 2012 г.

Валютный рынок. В сентябре 2012 г. ситуация на внутреннем валютном рынке характеризовалась, также как и в предыдущем месяце, превышением объема спроса на иностранную валюту над объемом ее предложения (рисунок 3.1.1).

*Без учета сделки СВОП с Народным банком Китая, завершенной в августе 2010г.

Рисунок 3.1.1 - Динамика объемов покупки и продажи валюты на внутреннем валютном рынке (без учета операций Министерства финансов и Национального банка) (млн.долларов США)

Объем покупки иностранной валюты населением в сентябре 2012 г. увеличился по сравнению с августом 2012 г. на 23,3 процента, или на 166,7 млн. долларов США. При этом предложение валюты со стороны населения уменьшилось на 16,8 процента, или на 103,8 млн. долларов США. В результате на данном сегменте валютного рынка спрос на валюту превысил ее предложение, вследствие чего чистая покупка валюты населением в сентябре 2012 г. составила 366,9 млн долларов США, что в основном связано с изменением предпочтений в выборе валюты сбережений и ростом девальвационных ожиданий.

В сентябре 2012 г. по сравнению с августом 2012 г. спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования уменьшился на 14,5 процента, или на 317,8 млн долларов США, при уменьшении предложения на 19,1 процента, или на 399,8 млн долларов США. Уменьшение спроса на валюту было связано в основном с уменьшением расходов на погашение прочих кредитов (на 150,9 млн долларов США), закупку топливно-энергетических ресурсов (на 67,1 млн долларов США), сырья и материалов (на 52,6 млн долларов США), а также других расходов. Спрос на валюту и на этом сегменте валютного рынка превысил ее предложение, вследствие чего сформировалась чистая покупка в размере 169,2 млн долларов США (таблица 3.1.1).

Таблица 3.1.1 - Сведения об операциях субъектов хозяйствования и населения на внутреннем валютном рынке (млн долларов США)


В сентябре 2012 г. банками-резидентами было продано иностранной валюты на сумму 2 164,4 млн долларов США, куплено - на сумму 2 145,4 млн долларов США. Объемы продажи и покупки валюты по отношению к предыдущему месяцу увеличились на 54,5 и 50,1 процента соответственно. Чистая продажа валюты банками-резидентами в сентябре 2012 г. составила 19,1 млн долларов США. Объем продажи иностранной валюты со стороны нерезидентов в сентябре 2012 г. составил 74,1 млн долларов США, покупки - 150,6 млн долларов США. Чистая покупка валюты нерезидентами в сентябре 2012 г. сформировалась в размере 76,6 млн долларов США.

По предварительным данным, за сентябрь 2012 г. объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в определении ССРД МВФ практически не изменился и на 1 октября 2012 г. составил 8126 млн долларов США в эквиваленте. На объем золотовалютных резервов в сентябре 2012 г. оказало влияние погашение внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте Национальным банком и Правительством Республики Беларусь, которое было компенсировано ростом цены на золото на международном рынке драгоценных металлов.

Обменный курс. В сентябре 2012 г. курс доллара США на мировых рынках снизился к евро (с 1,26 до 1,29 доллара США за 1 евро) и к российскому рублю (с 31,8 до 31 российского рубля за 1 доллар США). На этом фоне чистый спрос на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке обусловил следующую динамику курса белорусского рубля к основным валютам: белорусский рубль ослабился к евро на 3 процента, к российскому рублю - на 3,8 процента и к доллару США - на 0,4 процента. В целом за январь-сентябрь 2012 г. обменный курс белорусского рубля снизился к евро на 0,6 процента (до 10 870 рублей за 1 евро), к российскому рублю - на 3,6 процента (до 270,5 рубля за 1 российский рубль) и к доллару США - на 1,1 процента (до 8 440 рублей за 1 доллар США) (рисунок 3.1.2).

Рисунок 3.1.2 - Динамика обменного курса белорусских рублей

Денежная эмиссия. Рублевая денежная база на 1 октября 2012 г. сложилась в объеме 26,2 трлн рублей и увеличилась за сентябрь 2012 г. на 0,8 трлн рублей. Увеличению рублевой денежной базы в сентябре 2012 г. способствовали операции Правительства Республики Беларусь в сумме 1,5 трлн рублей (прежде всего за счет расходования депозитов на 1,3 трлн рублей). Операции Национального банка привели к снижению денежной базы на 0,7 трлн рублей (рисунок 3.1.3).

Рисунок 3.1.3 - Динамика изменения факторов рублевой денежной базы в январе-сентябре 2012 г. (млрд рублей)

Денежная масса в белорусских рублях (агрегат М2*) в сентябре 2012 г. снизилась на 0,9 трлн рублей, или на 1,5 процента. На 1 октября 2012 г. она составила 60,8 трлн рублей. Сокращение рублевой денежной массы в сентябре 2012 г. произошло за счет снижения срочных и условных депозитов юридических и физических лиц, в том числе и переводных рублевых депозитов юридических лиц при росте остальных ее составляющих (рисунок 3.1.4).

Рисунок 3.1.4 - Изменение показателей денежной массы за сентябрь 2012 г. (млрд рублей)

Несмотря на снижение срочных депозитов населения и предприятий в сентябре 2012 г. в целом за 9 месяцев 2012 г. прирост этих данных показателей остается на высоком уровне. При этом наибольший прирост с начала 2012 г. наблюдается по срочным депозитам физических лиц, которые увеличились за указанный период на 45,8 процента (рисунок 3.1.5).

Рисунок 3.1.5 - Изменение показателей рублевой денежной массы в январе-сентябре 2012 г. (млрд рублей)

Широкая денежная масса в сентябре 2012 г. увеличилась на 1,1 процента против 6,6 процента в августе 2012 г. На 1 октября 2012 г. она составила 151 трлн рублей. Рост широкой денежной массы был обусловлен ростом ее валютной составляющей.

За сентябрь 2012 г. валютная составляющая широкой денежной массы увеличилась на 2,6 процента, или на 272 млн долларов США вследствие прироста депозитов в иностранной валюте на 245,8 млн долларов США, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) на 23,5 млн долларов США и депозитов в драгоценных металлах на 2,6 млн. долларов США.

Процентные ставки и ликвидность банковской системы. В сентябре 2012 г. Национальный банк осуществил последующее незначительное снижение ставки рефинансирования на 0,5 процентного пункта, до 30 процентов годовых, обеспечивая при этом сохранение процентных ставок на высоком положительном в реальном выражении уровне. Процентные ставки по операциям Национального банка, связанным с изъятием и поддержкой ликвидности банков, в сентябре 2012 г. не изменялись и сохраняются на достаточно высоком уровне. Так, ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, сделки СВОП овернайт), формирующие верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном рублевом межбанковском рынке (далее - ставка МБК), остались на уровне 50 процентов годовых, а процентные ставки, формирующие нижнюю границу (депозит овернайт) - на уровне 19 процентов годовых (рисунок 3.1.6).

Рисунок 3.1.6 - Динамика процентных ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь (процентов годовых)

Вместе с тем с сентября 2012 г. наблюдается рост ставки МБК, которая к концу месяца достигла 33,6 процента годовых. Рост ставки МБК был связан с формированием дефицита ликвидности у банков.

Так, если по состоянию на 1 сентября 2012 г. избыток ликвидности банков составлял 4,2 трлн рублей, то уже на 1 октября 2012 г. избыток сменился дефицитом в размере 2,01 трлн рублей. Такое резкое изменение объема ликвидности было вызвано увеличением объема кредитования банками экономики и ростом спроса на иностранную валюту со стороны экономических агентов в условиях повышенного с 1 сентября 2012 г. размера норматива обязательных резервов для банков от привлеченных средств в иностранной валюте с 10 до 12 процентов. Между тем средняя величина избытка ликвидности в сентябре 2012 г. Составила 2,2 трлн рублей (рисунок 3.1.7).

Рисунок 3.1.7 - Динамика среднедневных остатков задолженности по применяемым операциям регулирования ликвидности (млрд рублей)

Ставки на депозитном и кредитном рынках. В январе-августе 2012 г. в условиях снижения ставки рефинансирования и ставки межбанковского рынка происходило постепенное снижение ставок денежного рынка. Однако в сентябре 2012 г. на межбанковском рынке отмечался рост процентных ставок, что было связано с формированием дефицита ликвидности у банков (рисунок 3.1.8).

Рисунок 3.1.8 - Динамика процентных ставок (процентов годовых)

В результате средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам в сентябре 2012 г. увеличилась по сравнению с августом 2012 г. на 1,8 процентного пункта, составив 23,7 процента годовых.

По новым срочным рублевым депозитам населения процентная ставка поддерживалась на уровне близком к ставке рефинансирования и в сентябре 2012 г. снизилась по сравнению с ее значением в августе 2012 г. на 0,7 процентного пункта, до 28,8 процента годовых (таблица 3.1.2).

Таблица 3.1.2 - Средние ставки на депозитном и кредитном рынках (процентов годовых)


Средняя процентная ставка по новым рублевым кредитам банков в сентябре

г. по сравнению с августом текущего года уменьшилась на 0,7 процентного пункта, до 30,7 процента годовых.

Активы (пассивы) банков. Активы банков на 1 октября 2012 г. составили 305 трлн рублей и возросли с начала 2012 г. на 17,6 процента, или на 45,5 трлн рублей (рисунок 3.1.9).

Рисунок 3.1.9 - Динамика активов банков

В составе активов банков требования к резидентам за январь-сентябрь 2012 г. увеличились на 40,5 трлн рублей, или на 17,1 процента. Требования к нерезидентам за этот период увеличились на 1 трлн рублей, или на 5,3 процента (за счет роста средств на корсчетах на 1,2 трлн рублей).

Отношение среднего объема активов к ВВП в годовом исчислении на 1 октября 2012 г. составило 58,5 процента и снизилось с начала 2012 г. на 7,9 процентного пункта. Активы в национальной валюте за январь-сентябрь 2012 г. увеличились на 21,2 процента, или на 29 трлн рублей, в иностранной валюте - на 12,3 процента, или на 1,8 млрд долларов США (рисунок 3.1.10).

Рисунок 3.1.10 - Структура активов банков (трлн рублей)

Прирост пассивов банков в сентябре 2012 г. главным образом был обеспечен за счет увеличения средств, привлеченных банками от резидентов Республики Беларусь, на 4,1 трлн рублей, или на 2,1 процента. Собственный капитал банков в сентябре 2012 г. увеличился на 0,6 трлн рублей, или на 1,2 процента, и на 1 октября 2012 составил 45,6 трлн рублей. За январь-сентябрь 2012 г. в пассивах банков снизилась доля средств Национального банка и банков, а также средств нерезидентов на фоне увеличения доли средств органов государственного управления, средств физических лиц, собственного капитала банков, средств субъектов хозяйствования - резидентов, (рисунок 3.1.11).

Рисунок 3.1.11 - Структура пассивов банков (процентов)

В сентябре 2012 г. ускорился рост кредитов в экономике (рисунок 3.1.12). Так, за рассматриваемый месяц требования банков к экономике (которые включают кредиты, лизинг, факторинг, исполненные гарантийные обязательства, операции с использованием векселей, ценные бумаги, включая акции, прочие требования.) увеличились на 4,1 процента, или на 7,8 трлн рублей, и на 1 октября 2012 г. составили 199,7 трлн рублей (в августе 2012 г. - на 10,2 трлн рублей) при среднемесячном приросте за январь-июль 2012 г. В размере 3,5 трлн рублей. Рост кредитования экономики был связан с необходимостью финансирования государственных программ, а также с увеличением в сентябре 2012 г. спроса на потребительские кредиты со стороны населения.

Рисунок 3.1.12 - Динамика требований банков (млрд рублей)

В сентябре 2012 г. требования в национальной валюте увеличились на 4,1 трлн рублей, или на 3,7 процента. По-прежнему сохранялась тенденция роста кредитования в иностранной валюте. Так, требования банков в экономике в иностранной валюте только за сентябрь 2012 г. увеличились на 402,5 млн долларов США (4,2 процента), достигнув объема 10 млрд долларов США.

На 1 октября 2012 г. доля требований к юридическим лицам в структуре активов банков составила 53,2 процента, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 г. на 5,1 процентного пункта (рисунок 3.1.13).

Рисунок 3.1.13 - Структура активных операций банков (процентов)

 

.2 Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь


Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. Для Беларуси эта тема особенно актуальна. Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. Долгие годы административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, и в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные.

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков и стремлению их просто быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране. Поэтому необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и только после этого можно переходить к оздоровлению всей экономики.

В Беларуси имеется достаточно сильная степень вмешательства государства в экономику, которая досталась нам в наследство от планового хозяйства. Однако, государство еще не вполне отдает себе отчет в том, насколько должна быть переделана модель государственного вмешательства в экономику, чтобы эффективно решать стратегические задачи. Ощущается недостаток стратегического планирования прежде всего в сфере инвестиций и финансов под инвестиции. Что касается производственной сферы, то инвестиции в нее, равно как и распределение кредитов на инвестиции не управляемо. Правительство и другие органы централизованного государственного управления не имеют рычагов воздействия на нее.

В качестве оправдания такого положения дел можно сослаться на недостаток внутренних источников инвестиций, которых нет в достаточном размере ни у предприятий, ни у населения, ни у Правительства, а также на практическое отсутствие и внешних инвестиций в страну. Можно также аргументировать слабостью нашей банковской системы. Действительно, доля активов банковской системы низка даже по меркам стран Восточной Европы, таких как, например, Польша или Чехия. У нас при всей недостаточности внутренних долгосрочных накоплений, очень сильно съедаемых инфляцией, они еще и раздроблены по отдельным депозитным счетам юридических и физических лиц по разным банкам.

Вместе с тем пути выхода из данного положения есть. Прежде всего, необходимо объединить имеющиеся в стране внутренние накопления в виде системы долгосрочных депозитов под патронажем государства в государственных банках долгосрочного кредитования. Необходимо использовать реальный интерес накопления (на нужды образования, здоровья и медицинского обслуживания, страхования, пенсий, жилищного строительства, приобретения недвижимости, ценных бумаг). Возможно подключения к этой системе долгосрочных банков. Наиболее оптимально образовать государственный сегмент банков долгосрочного кредитования. Здесь целесообразно использовать известный из мировой практики макет холдинговой структуры банков, сложившийся во франко-германской модели финансовой системы. Холдинговая структура банков включает инвестиционные компании, промышленные предприятия, компании недвижимости, торгово-коммерческие компании, трастовые компании, пенсионные и страховые фонды и компании, рекламные и консалтинговые фирмы и др., в которых банки имеют долю, входят на правах учредителей непосредственно либо через дочерние банки. [10]

Перспективным направлением в реализации инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов является развитие финансового лизинга. Его значимость возрастает, поскольку многие предприятия не в состоянии оплатить необходимые объемы закупок давно изношенной техники. На основе финансового лизинга можно отчасти разрешить обострившуюся проблему недостатка валютоокупаемых инвестиционных проектов на условиях инвестиционных кредитов, что влечет за собой неиспользование имеющейся у банков иностранной валюты. Поэтому представляется необходимым создать механизм отбора эффективных валютоокупаемых инвестиционных проектов для их финансирования не только на условиях обычного кредита, но и на условиях финансового лизинга. Таким образом, идея создания фонда поддержки инвестиций заслуживает одобрения. Национальный банк был бы заинтересован в разработке такого проекта. Однако такой проект должен опираться на параллельное системное решение по созданию инвестиционных, пенсионных, страховых и иных фондов, т.е. путем расширения емкости фондового рынка и инвестиционного использования его ресурсов. Несмотря на меры по стабилизации в банковской системы Республики Беларусь и низкую зависимость от внешних рынков капитала, для банковского сегмента страны остаются характерными высокие кредитные и валютные риски, тогда как риск ликвидности - умеренный. [13]

Все еще недостаточна роль банков Республики в повышении деловой активности хозяйствующих субъектов. Сегодня белорусские банки сделали еще далеко не все для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков.

Основными причинами невозврата банковских кредитов предприятиями-заемщиками являются снижение их платежеспособности и недостаточная обеспеченность собственными оборотными средствами, в некоторых случаях - низкая дисциплина и отсутствие личной ответственности руководителей предприятий по возврату кредитных ресурсов. Проблемные кредиты возникают также по вине банков. Как правило, это происходит в результате грубых нарушений правил кредитования (особенно при кредитовании акционеров и инсайдеров). Общеизвестны и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций: все еще большая часть кредитов идет не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций; значительная часть кредитов носит краткосрочный характер; отсутствует надежный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, не достаточное развитие получили залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования. Вследствие значительного риска, достаточно большой, хотя и сниженной, инфляции белорусские банки продолжают вкладывать свои ресурсы в валютные операции. Расчеты, совершаемые банками по-прежнему ведутся довольно медленно. [11]

Остается неотрегулированной политика процентных банковских ставок по кредитам и депозитам. Много проблем накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы - страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах. По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Деятельность этого сектора регулируется Законом РБ "О страховании в Республике Беларусь". Также, как и в банковской сфере многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в большинстве своем они не получили значительного развития в республике.

Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности. В нашей стране осуществляется ряд мер нормативно-правового и организационного характера, в частности по повышению кредитной дисциплины (включая усиление личной ответственности руководителей предприятий-заемщиков и руководителей банков), и в первую очередь по валютным кредитам. [12]

Необходимо отметить, что основной целью денежно-кредитной политики в 2012 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов Национального банка и мер экономической политики правительства Беларуси. Лишь на этой основе возможно существенное снижение процентных ставок, которые являются мерой стоимости финансовых ресурсов.

Сегодня Национальный банк и банки делают все необходимое для сохранения денежных сбережений предприятий и населения, трансформирующихся затем в финансовые ресурсы. Помимо шагов по повышению стабильности функционирования банковской системы это предполагает проведение процентной политики, ориентированной на обеспечение более высокого уровня процентных ставок по депозитам в национальной валюте по сравнению с уровнем инфляции.

На фоне замедления темпов инфляции наметилась тенденция снижения процентной ставки по депозитам и, как следствие, по вновь выдаваемым кредитам физическим лицам. Так, за январь 2012 года средняя полная процентная ставка по новым кредитам физическим лицам составила 41,6 % годовых, снизившись по сравнению с аналогичным показателем за декабрь 2011 года на 0,93 процентного пункта.

Обсуждая перспективы кредитного рынка, невозможно обойти тему инфляционно-девальвационных ожиданий. Речь идет о психологических факторах, определяющих поведение участников рынка и таким образом влияющих на экономические процессы. Очевидно, что подобными ожиданиями надо управлять. Предсказуемая макроэкономическая политика, реализуемая в течение длительного периода времени и обеспечивающая сбалансированный экономический рост, является наилучшим средством снижения уровня негативных ожиданий.

Для Беларуси также актуальна задача повышения финансовой грамотности всех потенциальных участников рынка, особенно населения. Суть данной задачи в формировании адекватного экономической ситуации поведения, которое позволит каждому гражданину эффективно управлять своими финансами (защищать сбережения от обесценения, избегать неоправданных рисков при кредитовании, рационализировать потребление и расходы). Для Национального банка и банков все это означает повышение степени доверия к банковской системе, желание и умение пользоваться всем спектром предлагаемых банковских продуктов и услуг. [6]

Согласно Постановления Правления Национального банка РБ от 03.03.2011 №73 "Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы" целями Национального банка в области регулирования деятельности банков будут являться:

повышение устойчивости функционирования банковского сектора и поддержание финансовой стабильности;

защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков,

небанковских кредитно-финансовых организаций;

обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

На достижение указанных целей направлено решение следующих основных задач:

совершенствование денежно-кредитной политики и практики монетарных операций Национального банка;

формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских инструментов и технологий;

укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, потребителей банковских услуг;

повышение эффективности банковского надзора Республики Беларусь путем создания условий для формирования в банках эффективных систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля в целях предупреждения проведения банками высокорисковых операций и неадекватного отражения их в отчетности;

совершенствование системы требований к учредителям (акционерам), конечным бенефициарным собственникам и структуре собственности, источникам формирования уставного фонда, нормативного капитала, органам управления, их членам, организационной структуре, системе управления рисками и системе внутреннего контроля, отвечающих текущему развитию экономики и банковского сектора страны;

Приоритетные направления и параметры развития банковского сектора, определенные в настоящей Стратегии, будут ежегодно учитываться при разработке проекта основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [7]

Заключение


Банковская система остается ведущим звеном институционального сектора национальной финансовой системы. Устойчиво работающие финансовые рынки и институты, надежно функционирующая платежная система и система надзора позволят обеспечить финансовую стабильность в стране как важнейшее условие поддержания положительной динамики экономического развития Республики Беларусь.

В сегодняшней непростой ситуации необходимо добиться максимальной рационализации в использовании денежных средств, в первую очередь валютных, укрепить национальную валюту. Нужно эффективно использовать денежные ресурсы, умело, селективно проводить кредитную политику. Еще одна проблема, которая до сих пор не решена в полной мере, - валютный контроль. Значительная часть валютной выручки "утекает" за рубеж, в теневой оборот. В стране должна быть создана эффективная система валютного контроля.

Национальный банк Республики Беларусь ставит своей целью обеспечить международный уровень качества работы и надежности белорусских банков. Поэтому и национальные стандарты нашей страны, процедуры банковского надзора должны соответствовать требованиям, принятым во всем мире.

Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам.

От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

Национальный банк и банковский сектор в соответствии с утвержденными главой государства основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год продолжат:

использование гибкого механизма курсообразования, как и в 2012 году, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики;

реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

работу по развитию и укреплению банковской системы (Банки нарастят нормативный капитал до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков. Ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. Требования банков к экономике возрастут на 17 - 20 процентов.)

в 2013 году Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь предпримет меры, направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка.

реализацию мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств - участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы;

взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов, создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.

Список использованных источников

1. Аналитическое обозрение "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь", январь - октябрь 2012 г.;

. Ермакова Н.А. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2012 год и задачах банковской системы на 2013 год

. Национальный банк Республики Беларусь. Банковский сектор Республики Беларусь (2012 г.): краткая характеристика устойчивости функционирования;

. Национальный банк Республики Беларусь. Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2011 год, - 18 с;

. "Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь": Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. №320, - 10 с;

. "Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год": Указ Президента Республики Беларусь от 25. 09. 2012 г. № 419, - 12 с;

. Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы, одобрена Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.03.2011 №73, - 7 с;

. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/ В.И. Тарасов - 2-е изд., стереотип. - Минск: Книжный дом; Мисанта, 2005. - 512 с;

Похожие работы на - Современная банковская система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!