Международные стандарты бухгалтерского учета, их разработка и внедрение
ТЕМА
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ИХ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ»
ПЛАН
1.
Сущность и значение международных стандартов бухгалтерского учета
2.
Особенности создания национальных систем бухгалтерского учета
3.
Организация деятельности Комитета по международным стандартам
бухгалтерского учета
4.
Классификация моделей бухгалтерского учета
5.
Международные организации по вопросам нормативного регулирования и контроля
учета
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Проблема несоответствия моделей бухгалтерского
учета носит глобальный характер. Во всем мире в процессе работы составителей и
пользователей финансовых отчетов возникает проблема унификации бухгалтерского
учета. В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее
решению: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как по
заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации. Однако в последние
годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие
понятия.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского
учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается
в том, что в каждой стране может существовать организация учета и система
стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили
аналогичным стандартам в странах — членах сообщества, т. е. находились в
относительной «гармонии» друг с другом. Идея стандартизации учетных процедур
реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по
международным стандартам бухгалтерского учета — КМСБУ (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и
публикуя Международные стандарты бухгалтерского учета — МСБУ (International Accounting Standards, IAS). Суть этого подхода
состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых в любой
ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания
национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого
следует добиваться не законодательным, а путем добровольного соглашения
профессиональных организаций стран.
Необходимость единых международных стандартов
заключается в следующем:
- инвесторы ищут объекты для инвестирования во
всем мире;
- компании желают получить кредит с наименьшим
процентом в какой-либо стране;
- объединение предприятий, находящихся в соседних
странах;
- отличия в системах бухгалтерского учета могут
полностью запутать сравнение показателей финансовой отчетности.
Существуют определенные преимущества применения
МСБУ:
- сохранение средств на разработку и согласование
национальных стандартов;
- высокий уровень доверия к финансовым отчетам
на рынке;
- возможность привлечения инвесторов;
- обмен идеями;
- создание фундамента для национальных
стандартов.
Рассмотрим положительные и отрицательные черты
Международных стандартов бухгалтерского учета.
Их объективными преимуществами перед
национальными стандартами в отдельных странах являются:
- четкая экономическая логика;
- обобщение лучшей современной мировой практики в
области учета;
- простота восприятия для пользователей
финансовой информации во всем мире.
При этом международные стандарты позволяют не
только сократить расходы компаний но подготовке своей отчетности, особенно в
условиях консолидации финансовой отчетности предприятий работающих в разных
странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Однако следует отметить
и недостатки МСБУ. К ним, в частности, можно отнести:
- обобщенный характер стандартов,
предусматривающий Достаточно большое многообразие методов учета;
- отсутствие подробных интерпретаций и примеров
приложения стандартов к конкретным ситуациям.
2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Каждой стране присущи определенные отличия,
обусловленные национальными особенностями и факторами развития, поэтому
каждая страна имеет свою национальную систему бухгалтерского учета.
Система бухгалтерского учета — это совокупность
приемов и методов, с помощью которых обобщаются процессы производства,
снабжения и реализации продукции, определяются цели, обеспечивается управление
предприятием на основе стратегических и тактических задач.
Национальная система бухгалтерского учета
характеризуется такими показателями:
- использование системы национальных
бухгалтерских стандартов, разработанных с учетом особенностей развития
экономики;
- национальный план счетов;
- система организации бухгалтерского учета в
Масштабе фирм;
- методология определения конечного финансового
результата;
- система финансовой отчетности.
Например, МСБУ используют как национальные
стандарты бухгалтерского учета (НСБУ) такие страны как Хорватия, Кипр, Кувейт,
Латвия, Мальта, Пакистан, Грузия, Армения.
НСБУ разрабатывают отдельно, но за основу берут
МСБУ, в Чили, Иране, Словакии, Узбекистане, Китае, Сирии, Молдове.
НСБУ разрабатывают отдельно, не используя нормы
МСБУ, в Австрии, США, Канаде, Японии, России, Великобритании, Испании,
Германии.
НСБУ не существует, а МСБУ формально не приняты в
Ботсване.
НСБУ разрабатывают отдельно, но основываются на
анализах МСБУ в большинстве случаев в Бразилии, Чехии, Франции, Индии, Литве,
Португалии, Швеции, Турции, Украине, Италии, Норвегии, Швейцарии.
Наличие разных подходов к формированию систем учета
затрудняет «общение» национальных предприятий на международном уровне.
Поскольку правила подготовки и публикации финансовой отчетности различаются по
странам, возникает необходимость в изучении этих различий.
На создание и функционирование национальных
систем бухгалтерского учета оказывают влияние такие факторы:
- влияние ведущих теоретиков и профессиональных
организаций;
- правовая система;
- общая экономическая ситуация в стране;
- налоговая политика;
- национальные особенности страны;
- пользователи финансовой информации и их цели;
- юридическая среда, страны;
- источники финансирования;
- язык страны;
- влияние других стран на систему бухгалтерского
учета;
- влияние общей атмосферы в стране.
Одним из факторов, определяющих существенные
различия в финансовой отчетности разных государств, является, несомненно,
правовая система. В зависимости от типа законодательства и степени влияния
государства на различные стороны жизни большинство стран условно можно
объединить в две группы:
1) страны, имеющие законодательство
общеправовой ориентации;
2) страны, которым присущ разветвленный кодекс
законов.
В государствах, относящихся к первой группе, законы
как бы указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица
имеют свободу действия. Такая система общего права была изначально сформирована
в Великобритании и присутствует во многих странах, имеющих с ней традиционно
тесные связи (федеральное право США, правовая система Ирландии, Индии,
Австралии и ряда других стран). Деятельность компаний детально не регулируется,
а также не указаны правила подготовки и публикации финансовой отчетности.
Учетные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются
различными профессиональными организациями бухгалтеров.
В странах второй группы законодательство
базируется на римском праве. Данная правовая система обусловливает законы жестко
детерминированного характера, физические и юридические лица должны следовать
букве закона. Большинство стран выводит в ранг закона и учетные стандарты; все
мероприятия в области бухгалтерского учета детализируются и достаточно жестко
регламентируются. Основной задачей учета в таких странах видят исчисление государственных
налогов и контроль за их уплатой. К числу таких государств относятся Германия,
Франция, Аргентина и др.
На различия в составлении и публикации
бухгалтерских отчетов огромное воздействие оказывает существующая в стране финансовая
система, а также формы компаний и виды собственности, в которых они находятся.
Например, в Германии, Японии, Швейцарии финансовая политика определяется
небольшим количеством очень крупных банков. Последние не только удовлетворяют
значительную часть финансовых потребностей бизнеса, но и нередко являются
владельцами компаний. Так, в Германии большинство акций ряда акционерных
обществ открытого типа находятся под контролем или существенным влиянием
банков, в особенности таких, как Дойче Банк, Дрезднер Банк, Коммерц Банк и др.
Во Франции, Италии, Швеции и ряде других стран,
где преобладают мелкие семейные предприятия, бухгалтерский учет имеет
несколько иную ориентацию. Основными поставщиками капитала на их рынках
являются как банки, так и правительственные органы, которые не только контролируют
финансовые возможности бизнеса, но и выступают (при необходимости) в роли
инвестора или кредитора. В вышеназванных странах фирмы должны следовать
унифицированным стандартам в области учета, что обусловлено влиянием
государственных органов на процессы подготовки и составления финансовой
отчетности. В ряде стран (Германия, Франция и Италия) законодательство
обязывает компании издавать детализированные, подтвержденные аудиторами,
финансовые отчеты. Во Франции и Италии правительством учреждены специальные
органы для регулирования и контроля рынков ценных бумаг, что может означать
существенные сдвиги в развитии финансовой отчетности, связанные с
англо-американским опытом.
Одним из факторов существования различий в
международной финансовой отчетности является налоговая система. В качестве
примера удобного воздействия можно привести практику «отсроченного»
налогообложения, применяемую в британской модели учета. Она заключается в том,
что доход компании, измеряемый согласно общим правилам бухгалтерского учета,
нередко отличается от дохода, с которого взимаются налоги. Наиболее распространенной
причиной подобного расхождения является то, что налоговая скидка на ускоренную
амортизацию вычитается из дохода вне зависимости от избранного метода расчета
амортизационных отчислений. Следует отметить, что и внутри британо-американской
модели существуют некоторые различия в расчетах налога. Можно считать налог на
всю сумму дохода, с которой он будет взиматься, и разницу между полученной
суммой и той, которая будет реально выплачена в данном отчетном периоде,
рассматривать как долгосрочную задолженность, или можно ограничить налоговые
отчисления суммой текущего платежа. В США и Канаде применяется первый вариант,
то есть «полное распределение налога». Такой подход контрастирует с практикой
Великобритании, где используется «частичное распределение налога», что
составляет как бы промежуточное положение между двумя альтернативами. Такие
различия существенно влияют на сопоставимость дохода после выплаты налогов
между американскими и английскими компаниями. В связи с этим в США,
Великобритании и других странах, применяющих британо-американскую модель
учета, проблема отсроченного налогообложения вызвала серьезные обсуждения и
привела к большому количеству стандартизированной документации.
В странах, где используется континентальная
модель учета, правила налогообложения в основном: совпадают с правилами учета
и поэтому проблемы отсроченного налогообложения нет. Так, в Германии налоговое
законодательство устанавливает нормы амортизационных отчислений, основанные на
ожидаемом полезном сроке службы и применяемые для строго определенных активов.
Тем не менее, в ряде случаев допускается ускоренная амортизация, например, для
отраслей промышленности, производящих энергосберегающую и предохраняющую от
загрязнения окружающую среду продукцию. Однако амортизационные отчисления,
уменьшающие прибыль до выплаты налогов, хотя и отражаются в финансовой отчетности,
но проблемы отсроченного налогообложения не вызывают.
Существенные различия в финансовой отчетности
возникают при ведении учета в условиях инфляции. В настоящее время
существуют два широко используемых метода составления финансовой отчетности:
1) учет по текущей стоимости;
2) учет по общей покупательной способности.
Наблюдаются и некоторые различия в подходах к
проблеме отражения инфляционных процессов в финансовой отчетности. В
Великобритании в конце 60-х гг. в экономике произошли значительные изменения,
связанные с ростом цен, и в период между 1971 и 1974 годами был разработан ряд
документов по данной проблематике, основанных на методе общей покупательной
способности. Однако в годовых балансах компаний, предоставляющих дополнительные
финансовые отчеты на основе изменений общей покупательной способности,
присутствовали противоречивые сведения, касающиеся смысловой нагрузки
исправленных показателей.
В континентальной Европе инфляционный учет не
получил достаточного развития. После многочисленных дискуссий между специалистами
в области бухгалтерского учета стран-членов ЕС была достигнута договоренность
осуществлять учет в условиях роста цен по ценам приобретения, хотя
странам-членам ЕС позволялось, на свое усмотрение, разрешать или запрещать
компаниям оценку активов на основе данных с внесением инфляционной поправки.
Можно отметить, что в целом европейские страны не склонны отходить от принципов
учета на основе первоначальной стоимости.
Финансовая отчетность предприятий различных стран
имеет определенные отличия, которые обусловлены социальными, экономическими и
политическими факторами. Эти отличия значительно затрудняют анализ информации и
принятие решений в условиях развития международной торговли, глобализации
финансовых рынков.
Для обеспечения гармонизации финансовой
отчетности 29.06.73 г. создан Комитет по международным стандартам
бухгалтерского учета (КМСБУ).
Раскрывая цели создания, организационную
структуру и деятельность Комитета по международным стандартам бухгалтерского
учета, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского
учета в мировом масштабе. Международная координация учета ведется уже более 90
лет.
Одним из самых важных для координации учета
событий тех лет было создание КМСБУ. Комитет был основан в 1973 г. по соглашению
между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции,
Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании. В состав
КМСБУ входят все профессиональные организации бухгалтеров, которые являются
членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Федерация не издает учетных
стандартов. Ее роль в процессе стандартизации весьма значительна, во-первых,
МФБ проводит конгрессы бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенный
вклад в доходную часть бюджета Комитета по международным стандартам бухгалтерского
учета.
В 1993 г. между КМСБУ и МОКЦБ подписано
соглашение, в соответствии с, которым компании, желающие получить котировку на
фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными
стандартами учета.
В настоящее время стандартизацией учета, помимо КМСБУ,
занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по
международным стандартам области учета и отчетности при ООН и рабочая группа по
учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Однако
общепризнано, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСБУ. Его целью
является формирование, издание и усовершенствование стандартов бухгалтерского
учета для негосударственного (частного) сектора.
КМСБУ находится в Лондоне, спонсорами выступают
153 прогрессивные бухгалтерские организации из 112 стран мира.
Структура КМСБУ представлена на рис. 1.
Рис.1. Структура КМСБУ
Работа КМСБУ финансируется за счет взносов
профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых
организаций, а также за счет прибыли от публикации стандартов. В 1999 г. бюджет
КМСБУ составил около 3 млн долл.
Структура Комитета состоит из 5 уровней:
1. Правление Комитета (IACS Board).
2. Консультативная группа (Consultative Group).
3. Консультативный Совет по стандартам (Advisory Council).
4. Постоянный Комитет по интерпретациям (Standing Interpretations Committee).
5. Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Party).
Правление КМСБУ — это главный орган управления
Комитетом и представления международных стандартов бухгалтерского учета.
Правление включает представителей бухгалтерских организаций из 13 стран, (или
одновременно из нескольких стран), которые назначаются Международной федерацией
бухгалтеров (International Federation of Accountatnts, IFAS). Сотрудничество
федерации и КМСБУ началось в 1983 г. и в настоящее время в состав Комитета
входят все организации — члены IFAS. Помимо представителей стран, Правление
назначает в свой состав до 4 организаций, занимающихся проблемами составления
финансовых отчетов. Каждый из членов Правления может быть представлен одним или
двумя представителями и одним техническим советником. Обычно делегация состоит
из представителя промышленной организации и представителя организации,
занимающейся разработкой национальных стандартов. По состоянию на апрель 2000
г. Правление состояло из 16 членов. Это бухгалтерские организации из стран:
Австралия. Канада, Франция, Германия, Индия и Шри-Ланка, Япония, Малайзия,
Мексика, Голландия, Северная федерация общественных бухгалтеров, Южная Африка и
Зимбабве, Великобритания. США; а также представители организаций: Международный
совет инвестиционных ассоциаций, Федерация промышленных холдинговых компаний
Швейцарии и Международная ассоциация институтом финансовых управляющих. Статус
наблюдателей в Правлении (т. е. без права голоса) имеют: Европейская Комиссия,
Совет по разработке финансовых учетных стандартов США, Международная
организация комиссий по ценным бумагам и Китай.
Члены Правления избираются на 2,5 года с правом
переизбрания. На практике Правление Комитета, собирается на неделю 4 — 5 рал в
год; оно выбирает председателя и его заместителя.
Консультативная группа основана в 1981 г. и
включает представителей международных организаций — разработчиков и пользователей
финансовой отчетности; фондовых бирж; органов, регулирующих рынки ценных бумаг
и межправительственных организаций. Консультативная группа регулярно
встречается с Правлением КМСБУ для обсуждения вопросов касательно новых проектов
Комитета, рабочей программы и стратегии КМСБУ. Группа играет важную роль в
подготовке и принятии международных стандартов.
Сейчас членами Консультативной группы являются:
- Международная федерация ценных бумаг
и финансов (Federation Internationale des Bourses de Valeurs, FIBV).
- Международная ассоциация развития
бухгалтерского образования и исследований (International Association for Accounting education and Research, IAAER).
- Международные банковские ассоциации (International Banking Associations).
- Международная ассоциация адвокатов (International Bar Association, IBA).
- Международная Торговая Палата (International Chamber of Commerce, ICC).
- Международная конфедерация свободных профсоюзов
(International Confederation of Free Trade Unions, ICFTU).
- Всемирная конфедерация труда ( World Confederation of Labor).
- Международный комитет по стандартам оценки
(International Valuation Standards Committee, IVSC).
- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC).
- Всемирный Банк (The World Bank). В качестве наблюдателей в Консультативную
группу входят:
- Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board).
- Организация по экономическому сотрудничеству и
развитию (Organization for Economic Co-operation and Development, OECD).
- Европейская комиссия (European Commission).
- Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (United
Nations Division on Transnational Corporations and Investment).
Настолько влиятельный состав группы
свидетельствует о признании, которое получили международные стандарты и о
стремлении международного бизнеса обеспечить единый подход к «чтению» (финансовой
отчетности.
Еще один орган КМСБУ — Консультативный
(Попечительский) Совет по стандартам, созданный в 1995 г. В Консультативный
Совет входят самые известные специалисты, занимающие высокие позиции в
бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета является содействие
повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета КМСБУ.
Консультативный Совет выполняет следующие функции:
- рассмотрение и комментирование стратегии и
плана Правления с точки зрения их соответствия потребностям членов Комитета.;
- подготовка годового отчета по эффективности
деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей;
- способствование участию и оценке работы КМСБУ
представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями
финансовой отчетности и другими заинтересованными лицами;
- поиск источников финансирования работы Комитета
таким об разом, чтобы сохранялась независимость Комитета;
- рассмотрение бюджета и финансовой отчетности
КМСБУ. Консультативный Совет гарантирует независимость и объективность
Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в
самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сейчас в состав
этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания.
Международные стандарты носят рекомендательный
характер п страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании.
Но поскольку МСБУ это, по сути, обобщенная практики учета наиболее развитых
учетных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что
их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной
практике бухучета. Поэтому основой перехода на международные стандарты прежде
всего должно быть признание общих Принципов подготовки и составления
финансовой отчетности.
Традиционный процесс разработки международных
стандартов бухгалтерского учета включает следующие этапы:
I этап — формирование редакционной
комиссии. Ее возглавляет уполномоченный представитель Правления; она обычно
включает представителей бухгалтерской профессии не менее чем из трех различных
стран, но мол-сет включать представителей других организаций, состоящих в
Правлении или Консультативной группе, а так же экспертов в определенных
областях;
II этап — разработка проекта
Международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает возникающие
вопросы подготовки и представления финансовых отчетов, а также обсуждает план
работы КМСБУ над этими вопросами. Она изучает требования к бухгалтерскому учету
и учетную практику на национальном и региональном уровнях, включая различные
бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате
обсуждения указанных вопросов, Редакционная комиссия представляет на рассмотрение
Правления «общий план разработки проекта международного стандарта финансовой
отчетности»;
III этап — подготовка рабочего
проекта положений стандарта. Редакционная комиссия готовит «Рабочий проект
положений». Его целью является установление тех принципов, которые будут использованы
при подготовке «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Он
также содержит описание рассмотренных альтернативных решений и причины, по
которым рекомендуется их принятие или отклонение. Все заинтересованные стороны
могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта,
обычно длящейся четыре месяца;
IV этап — утверждение Правлением
рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия рассматривает
перечень замечаний по «Рабочему проекту положений» и согласовывает окончательный
вариант, после чего данный проект представляется на утверждение Правления и
используется в качестве базы для подготовки «Проекта международного стандарта
финансовой отчетности». Окончательный вариант «Рабочего проекта положений» не
публикуется, однако может быть представлен по требованию общественности;
V этап — составление плана
разработки международного стандарта. Редакционная комиссия разрабатывает план
«Проекта международного стандарта финансовой отчетности», который впоследствии
рассматривается и публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные
стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения
проекта, которая обычно длится от одного месяца до полугода.
VI этап - подготовка проекта
международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает все предложения
и замечания и готовит «Проекта международного стандарта финансовой отчетности»
на рассмотрение Правления. После утверждения проекта, для чего необходимо не
менее 2/3 голосов членов Правления, публикуется новый стандарт бухгалтерского
учета. В ходе этого процесса Правление может решить, что рассматриваемый
вопрос требует дополнительной консультации или составления перечня обсуждаемых
вопросов для получения различных комментариев. При этом может появиться
необходимость подготовить не один, а несколько вариантов «Проекта
международного стандарта финансовой отчетности».
4. КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Национальные принципы, регулирующие ведение
учета, существенно различаются. Но можно выделить группы стран, придерживающихся
однотипных подходов к построению системы учета, причем не существует двух
государств, где правила учета были бы абсолютно тождественны.
Необходимость в классификации моделей
бухгалтерского учета заключается в следующем:
- классификация оказывает содействие более
точному определению сходств и различий между странами и системами бухгалтерского
учета;
- классификация оказывает содействие выбору
системы, которая наиболее подходит стране;
- классификация предоставляет возможность выбрать
страну-пример для формирования системы бухгалтерского учета определенного типа.
Наиболее обобщенными моделями классификации
бухгалтерского учета являются:
1. Британо-американская (англосаксонская) модель ориентируется на
информационные запросы инвесторов. Для функционирования этой модели в стране
должен быть развитый фондовый рынок, а компании не имеют права завысить
инвестиционную привлекательность (прибыль). Для этой модели нехарактерна
твердая регламентация учета. Эта модель в большинстве стран предполагает
использование принципов учета по первоначальной стоимости.
Большинство промышленных предприятий стран
англосаксонской группы используют постоянную систему учета запасов, которая
базируется на беспрерывном их учете (то есть все текущие изменения запасов
сырья, незавершенного производства и готовой продукции отображаются на счетах
соответствующих запасов).
В основу выделения счетов для учета затрат
предприятия в этой системе положен функциональный признак. Для этого применяются
счета «Производство», «Производственные накладные затраты», «Затраты на сбыт» и
«Общие административные затраты». На первых двух счетах отображаются затраты,
связанные с производством. Прямые производственные затраты отображаются
непосредственно на счете «Производство», а косвенные накапливаются на счете
«Производственные накладные затраты», а в конце отчетного периода списываются
на счет «Производство» и распределяются между объектами калькулирования.
Затраты подразделений, которые осуществляют
непроизводственные функции (управление, сбыт и т. п.), не включаются в производственную
себестоимость продукции. Эти затраты списываются на счет финансовых результатов
в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Данная модель характерна для таких стран как США,
Канада, Нидерланды, Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана,
Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия,
Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави,
Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа-Новая
Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи,
Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.
2. Континентальная (франко-германская, или
европейская) модель характерна для стран Европы, в которых существуют тесные связи
компаний с банками и государством. Этим странам присуща жесткая налоговая
политика, поэтому система бухгалтерского учета характеризуется значительной
консервативностью.
В континентальной модели значительное влияние на
порядок составления отчетности оказывают государственные органы. Это молено
объяснить приоритетностью задачи государства по сбору налогов. В основном
страны с этой моделью также руководствуются принципом неизменности первоначальной
оценки. Для этой модели учета характерным является выделение двух автономных
систем счетов соответственно для целей финансового и управленческого учета.
В системе счетов финансового учета осуществляется
периодический учет запасов, затраты группируются по элементам (материалы,
зарплата, амортизация и т. п.), а моделями доходы – по видам деятельности
(основная, финансовая, чрезвычайная), отображаются расчеты с дебиторами и
кредиторами, определяется общий финансовый результат.
В системе счетов управленческого учета ведется
постоянный учет запасов, осуществляется калькулирование себестоимости продукции
и учет по центрам ответственности, определяется финансовый результат основной
деятельности предприятия.
Счета финансового и управленческого учета не корреспондируют
между собой. Взаимосвязь между ними достигается с помощью специальных
(отображающих) счетов («Отображенные запасы», «Отображенные закупки»,
«Отображенные затраты» и т. п.). На эти счета бессистемно (без бухгалтерских
записей) переносятся данные финансового учета об элементах затрат и запасах,
которые потом перегруппировываются для целей управленческого учета.
Данная модель характерна для таких стран как
Австрия, Испания, Италия, Дания, Франция, Германия, Япония, Швейцария, Швеция,
Египет, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Бельгия,
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо.
3. Южноамериканская модель. Ключевое воздействие на
становление бухучета в южноамериканских странах оказали инфляционные процессы.
Поэтому отличительной характеристикой этой модели является метод корректировки
показателей отчетности с учетом изменения общего уровня цен. Поправка на
инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации
(особенно в отношении долгосрочных активов). Корректировка отчетности
ориентирована на потребности государства по исполнению доходной части бюджета.
Южноамериканская модель применяется в странах:
Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Исламская модель развивается под влиянием
богословских идей, в соответствии с которыми запрещается получение финансовых
дивидендов ради собственных прибылей (Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан).
5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ УЧЕТА
Проблемами унификации стандартов учета и
отчетности занимается ряд организаций.
Комитет по международным стандартам
бухгалтерского учета (КМСБУ) — это ведущая организация в мире по разработке единых
учетных стандартов.
Межправительственная рабочая группа экспертов по
международным стандартам учета и отчетности при ООН. Рабочая группа создана
в 1982 г. и занимается изучением проблем учета в международном аспекте,
содействием организации учета на национальном и международном уровнях, помощью
развивающимся странам во внедрении стандартов. Группа тесно взаимодействует с
международными организациями (ООН, ОЭСР, КМСБУ).
Европейская Комиссия занимается гармонизацией
учета в рамках Европейского Союза. Этот процесс осложняется наличием существенных
различий в бухгалтерской практике стран — членов Союза: в Голландии,
Великобритании и Ирландии бухгалтерский учет ориентирован, прежде всего, на
кредиторов и собственников, в Германии, Бельгии и Люксембурге — на банки, во
Франции бухучет сильно зависит от макроэкономического планирования. Основой европейского
законодательства в области бухучета являются 4-я и 7-я Директивы Совета
Министров (соответственно от 25 июля 1978 г. и 13 июня 1983 г.). Первая
затрагивает проблемы составления годовой отчетности акционерными компаниями,
вторая посвящена вопросам составления консолидированной (сводной) отчетности.
8 декабря 1986 г. была принята Директива по годовой и консолидированной
отчетности банков и других финансовых институтов. В ноябре 1995 г. Европейская
Комиссия одобрила новый подход к гармонизации бухучета. Признавалось, что
«европейские Директивы не соответствуют международным стандартам, необходимым
для целей рынка капиталов. Транснациональные компании вынуждены готовить 2
комплекта финансовой отчетности, что весьма дорого, и может приводить в замешательство
инвесторов». В связи с этим, учитывая заключенное в июле 1995 г. соглашение
между КМСБУ и Международной организацией комиссий по ценным бумагам но
признанию МСБУ как обязательного условия для получения котировки на международных
фондовых рынках, Европейский Союз принял решение о постепенном переходе на
МСБУ. Данный процесс будет осуществляться путем последовательного устранения
различий между Директивами и МСБУ. Например, исследование, проведенное в 1996
г. Европейским Союзом, показало, что Директивы ЕС и международные стандарты по
консолидированной отчетности в целом совместимы, за исключением двух небольших
различий.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США — правительственная
организация, чья юрисдикция распространяется на все компании, продающие ценные
бумаги в США (включая иностранные), поэтому она может оказывать определенное
влияние на методику бухгалтерской отчетности.
Совет по разработке финансовых учетных стандартов занимается разработкой
американских учетных принципов. Как правило, стандарты этой, неправительственной
организации получают распространение в странах англоамериканской модели,
однако сейчас эта организация рассматривается как потенциальный конкурент
КМСБУ в разработке международных стандартов финансовой отчетности.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ). Основана на 1 1
Международном конгрессе бухгалтеров в Мюнхене в 1977 г. Основная цель —
развитие и совершенствование профессии бухгалтера на основе согласованных
стандартов. Страны: Аргентина, Австралия, СП!А, Бельгия и др.
Межамериканская
организация бухгалтеров создана в 1949 г. в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), ее членами
являются 27 профессиональных организаций из 21 страны. Основные усилия
направлены на стандартизацию и гармонизацию практики учета в странах Латинской
Америки. Страны: Аргентина, Бразилия, Канада, США, Мексика.