Творчество Рембрандта
Творчество
Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет
голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще.
Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей верой в торжество
справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые передовые и
жизнеутверждающие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное
искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической
глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли
тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный
колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами
реалистического искусства.
Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он явился
создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и
его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как
исторический живописец, он претворил далекие античные и библейские легенды в
согретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и
отношениях.
Середина 1630-х годов — время
наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и
шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света
и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов,
чувственности и жестокости.
В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина
иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и
Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело
Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. Легенда рассказана Рембрандтом с
потрясающей жизненной правдой. Трагическая смерть учителя и сына повергла
участников события в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь проникнуть
в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Взволнованно передает
он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь
мужчин, испуг и любопытство подростков.
В этом произведении Рембрандт
отталкивался от известной картины Рубенса того же названия, используя
отдельные композиционные мотивы великого фламандца и стремясь превзойти его в
выражении душевных движений героев.
Другим важным достижением этой
картины, наряду с индивидуализацией чувств действующих лиц, явилось
использование света для достижения цельности многофигурной композиции. Три
главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы
— освещены тремя различными источниками света, интенсивность которых убывает
сообразно с уменьшением значения сцены. Начало нового периода в жизни и
творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые
произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены,
оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной дозор»— большого
группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения
мастера.
Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта
перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого
кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее, собраннее
и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к внутренней жизни
человека, к тому, что творится в его душе.
В тесной
связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и
одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине
стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой
царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от
руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через десять
лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первоначальным
решением, существенно перерабатывает образ главной героини. Моделью для
окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс,
молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как
нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. Таким образом,
голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей
темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в
виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными
заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти
все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году,
характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.
Значительным
изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном варианте
господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив
золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление
влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом
тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве доминант.
Во втором варианте, то есть в
1646—1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику,
благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и
противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом,—наглядный
конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.
Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в
области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило,
большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно
сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к
зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные
долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум па
лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику блестящие
возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и
духовный облик человека. В собрании Эрмитажа эти работы хорошо представлены
незаказными портретами:
«Старик в
красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».
Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик
в красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная
галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой
задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту
же тему— человек наедине со своими думами. На этот раз художник применяет
строго симметричную композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас.
Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выражения лица: оно
кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом
внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то
судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде
всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее
силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или
драматическое напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения
краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки
обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, в
котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие
лессировки придают ей движение и жизнь.
Безымянный старик в красном с
подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой
этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от
официального положения человека в обществе.
К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение
— «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание
Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей
любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой Рембрандт служил всю
свою жизнь,— находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом
произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и
технических приемов, которые выработал художник за долгие десятилетия
творчества.
Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и
покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях
отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая радость этих двоих —
старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом
и раскаянием, прячущего лицо на груди отца,— составляет главное эмоциональное
содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой
сцены.
Художник
предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют золотисто-охристые,
киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших
переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и
кисть, и шпатель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется
недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана,
например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приемов
достигается повышенная вибрация красочной поверхности — краски то горят, то
сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни
один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя
безучастным.
Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий,
проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое
произведение.
В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не
произносится — все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано
давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и
светлой...
«Возвращение блудного сына» было
последним большим произведением мастера. В 1669 году Рембрандт умер.
- Ю. Кузнецов. «Голландская живопись XVII
– XVIII веков в Эрмитаже». Издательство
«Искусство», Ленинградское отделение,1988г
- «Эрмитаж. Планы выставок» составитель Ю.Шапиро. Лениздат,
1977г.
- «Энциклопедический словарь юного художника» составители Н.
Платонова и В. Синюков, Изд-во «Педагогика», Москва, 1983г.