Особенности деятельности фабрик мысли в России и за рубежом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности деятельности фабрик мысли в России и за рубежом

Содержание

Введение

Раздел 1. Анализ эффективности работы фабрик мысли

Раздел 2. Фабрика мысли в США: Институт Брукингса

Раздел 3. Фабрика мысли в России: Московский центр Карнеги

Заключение

Список литературы

Введение

"Мозговые центры" реализуют оригинальные исследования <#"justify">oПроанализировать эффективность деятельности фабрик мысли;

oИзучить ключевые моменты деятельности фабрик мысли

oРассмотреть особенности на примере деятельности конкретных организаций в США и Восточной Европе;

oСистематизировать имеющийся материал для получения наиболее полного представления о данном явлении.

В данной работе объектом нашего исследования будет являться эффективность деятельности "фабрик мысли", существующих по всему миру. Предметом исследования является деятельность "фабрик мысли" на примере двух крупнейших представительств в США и Восточной Европе.

Структура данной курсовой работы отражает логику исследования, состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Раздел 1. Анализ эффективности работы фабрик мысли

На сегодняшний день в мире насчитывается более 5,5 тысяч исследовательских центров, институтов и организаций, которые именуются "фабрики мысли" или же попросту "мозговые центры". Мировыми политологами было проведено исследование, которое заняло больше года. Они отслеживали и систематизировали информацию о существующих в 170 странах мира "фабриках мысли", чтобы составить их точный рейтинг. Данный проект стал в своем роде уникальным началом анализов подобного рода.

За последние несколько десятилетий значимость "фабрик мысли" возросла в несколько раз и стала неотъемлемой частью политической жизни стран. Разумеется, что далеко не каждая "фабрика мысли" может претендовать на первенство в данном рейтинге, ведь не у всех есть возможность влиять на политические, экономические и социальные процессы не только в мире, но даже в собственной стране. Провести учет всех подобных центров и проанализировать уровень их работы взялась группа американских исследователей из американского Университета Пенсильвании (штат Филадельфия). Краткие результаты доклада были опубликованы в первом номере за 2009 год ведущего американского журнала по внешней политике и международным отношениям "Foreign Policy".

На сегодняшний день в рамках программы "Фабрики мысли и гражданские общества" американские исследователи создали путеводитель по научным центрам и институтам нескольких десятков стран мира, который получил название The Global "Go-To Think Tanks.

Проведя множество опросов, ученые разработали своеобразный подробный рейтинг фабрик мысли.

Для получения более эффективных результатов и упрощения работы исследователи определили порядка 20 критериев, в соответствии с которыми и выстраивался рейтинг. Сами исследователи дают "фабрике мысли" свое определение - публичный институт, занимающийся аналитической и исследовательской работой в самых различных областях государственной и международной жизни, результаты деятельности которого позволяют политикам и обществу принимать решения на основании предоставленной этим институтом информации. Основные параметры отбора: качественный состав сотрудников, степень взаимозависимости между проводимыми исследованиями и конкретным влиянием на общество или политическую элиту, академическая репутация, доступ к тем, кто принимает решения на самом высоком уровне и т.д.

В процессе исследования ученые пришли к выводу о том, что большинство "фабрик мыслей" в мире приходится на страны Западной Европы (22,1%) и Северную Америку (34,2%). Лидером среди стран по числу исследовательских и научных центров являются США, на территории которых расположено 1777 "мозговых трестов", из них только в одном Вашингтоне - 350. На втором месте - Великобритания, за ней следуют Германия, Франция, Аргентина и Индия. Россия занимает почетное седьмое место - в нашей стране, по данным американских исследователей, 107 исследовательских центров отвечают критериям "фабрики мысли", из которых в исследовании упомянуты только 7.

В общей сложности в Глобальном рейтинге экспертно-аналитических центров мира учтено около 6 тысяч экспертно-аналитических центров, которые существуют примерно в 170 странах по всему миру. Основная их деятельность - изучение публичной политики, экономики, социальной сферы, безопасности, экологии, технологий и др.

Некоторые подобные организации работают по очень узкому профилю, например, ведут работу только в сфере безопасности или экологии, другие организации охватывают широкий спектр тем - от политики и экономики - до социальной сферы и здравоохранения. Многие из них имеют в штате сотни экспертов и бюджет, составляющий десятки и даже сотни миллионов долларов. Идеи некоторых организаций уже меняют мир, в то время как многие другие только стремятся к этому. Раскладка рейтинга по географическому признаку выглядит следующим образом: в Северной Америке базируются 1 872 исследовательских центра, в Западной Европе - 1 208, в Азии (включая пять бывших среднеазиатских республик бывшего СССР) - 653, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна - 538, в Восточной Европе (сюда включена большая часть постсоветских государств и Россия) - 514, в Африке южнее Сахары - 424, на Ближнем Востоке и в Северной Африке - 218, в Океании - 38.

В десятку государств, обладающих наибольшим количеством исследовательских центров, вошли: США - 1 777, Великобритания - 283, Германия - 186, Франция - 165, Аргентина - 122, Индия - 121, Россия - 107, Япония - 105, Канада - 94, Италия - 87.

На первое место составители рейтинга поставили Институт Брукингса (Brookings Institution) - американский исследовательский институт, основанный в 1916 году американским бизнесменом Робертом Брукинсом (Robert S. Brookings) под названием "Институт правительственных исследований" (Institute for Government Research). Крупнейшими спонсорами Института являются Pew Charitable Trusts, Фонд Макартуров (MacArthur Foundation), Корпорация Карнеги (Carnegie Corporation), а также правительства США, Японии и Великобритании. Это один из важнейших аналитических центов США, который специализируется на общественных науках, муниципальном управлении, внешней политике и мировой экономике. В США в десятку лучших исследовательских центров вошли:

. Институт Брукингса (Brookings Institution).

2. Совет по Внешней Политике (Council on Foreign Relations).

. Фонд Карнеги за Международный Мир (Carnegie Endowment for International Peace).

. Корпорация RAND (RAND Corporation).

. Фонд "Наследие" (Heritage Foundation).

. Международный Центр имени Вудро Вилсона (Woodrow Wilson International Center for Scholars).

. Центр Стратегических и Международных Исследований (Center for Strategic and International Studies).

. Институт Американского Предпринимательства (American Enterprise Institute).

. Институт Катона (Cato Institute).

. Институт Гувера (Hoover Institution) и правозащитная организация Human Rights Watch (разделили 10-е место).

В число десяти лучших исследовательских центров Восточной Европы вошли:

. Московский Центр Карнеги (Россия).

. Институт мировой экономики и международных отношений РАН (Россия).

. Центр экономических и социальных исследований (Польша).

. Центр политических исследований Центрально-Европейского Университета (Венгрия).

. Фонд Хайека (Словакия).

. Международный Центр Политических Исследований (Украина).

. Литовский Институт Свободного Рынка (Литва).

. Польский институт международных дел (Польша).

. Центр либеральной стратегии (Болгария).

. Либеральный Институт (Чешская Республика).

Существует два основных рейтинга оценки лучших интеллектуальных центров мира: Топ-10 неамериканских "фабрик мыслей" и Топ-15 американских "фабрик мыслей".

Первое место в рейтинге лучших международных неамериканских интеллектуальных центров занял британский Королевский институт международных отношений (Chatham House), за ним следуют британский Международный институт стратегических исследований (IlSS), Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRY). В десятку мировых лидеров также вошли Французский институт международных отношений (FIIR), Совет по внешней политике Германии (GCFR), Брюссельский Центр европейских исследований (CEPS) и т.д.

По данным рейтинга американских Топ-15 первое место занял старейший интеллектуальный центр США - Институт Брукингса (Brookings Institution). Второе - влиятельный Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations), третье - Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace). В список 15-и лучших также вошли всемирно известный стратегически центр Корпорация РЭНД (RAND Corporation), консервативный Фонд "Наследие" (Heritage Foundation), авторитетный Центр стратегических и международных исследований (CSIS), американская правозащитная организация Human Rights Watch, либеральный Институт Като (CATO Institute) и ряд других не менее известных организаций.

Кроме этого, авторы рейтинга опубликовали названия победителей ряда номинаций, которые сами же и утвердили. Таким образом, в первую тройку "фантомов" - то есть, формально независимых исследовательских центров, которые де-факто являются государственными структурами, обслуживающими авторитарные режимы, попали - российский Институт демократии и сотрудничества и узбекский Центр политических исследований. Лучшим в номинации "инновационные идеи" стал Институт Катона. Лучшими среди тех кто "умеет делать политику" названы RAND Corporation и Urban Institute.

Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), разделивший последнее, 50-е, место в рейтинге еще с шестью центрами из Австралии, Чили, Польши, Испании и Канады, стал единственным российским исследовательским центром, попавшим в расширенный список Топ-50 неамериканских организаций.

Положительным моментом может служить то, что ИМЭМО занял второе место в рейтинге лучших исследовательских центров в странах Восточной Европы. Первое место в этом же рейтинге осталось за Московским Центром Карнеги, речь о котором пойдет дальше. Еще два российских центра - Институт США и Канады РАН и малоизвестный в России Индем Фонд - заняли 19 и 14 места соответственно, причем консалтинговый Индем (возглавляемый Г. Сатаровым) опережает на несколько позиций старейший Институт США и Канады, отметивший в феврале 2009 года свое 40-летие. Всего в алфавитном списке 407 крупнейших центров мира указаны 7 российских исследовательских центров. Помимо вышеупомянутых в списке обозначены: Центр политических исследований России (ПИР-Центр), Институт современного развития (ИНСОР), а также Институт экономического анализа (ИЭА)).

Если говорить о самых авторитетных интеллектуальных центрах мира, чье влияние уходит далеко за рамки географического местонахождения, то ими были признаны американские Институт Брукингса и Фонд "Наследие". Лучшими среди созданных за последние пять лет названы Европейский Совет по международным отношениям (European Council on Foreign Relations), Bruegel, основанный странами-членами ЕС для разработки и продвижения идей в области европейской и глобальной экономики, а также близкий к Демократической партии США Центр за прогресс Америки (Center for American Progress), чья деятельность сосредоточена в области выработки стратегии внутреннего и внешнего развития Соединенных Штатов. А лучшими по генерации новых идей в рейтинге снова лидируют американские "фабрики мысли" - либеральный Институт Като, Институт Брукингса и Центр Карнеги.

Авторами данного проекта была проделана огромная работа по обобщению столько объемного материала. Тем не менее исследование грешит определенной географической однобокостью в сторону американских центров и недостаточностью информации по отдельным регионам, в частности, по России.

Информация о наших центрах представлена довольно скупо, если не сказать, что почти не представлена. Те российские центры, которые рассмотрены в исследовании, хоть и заслуживают внимания, но никак не представляют собой полную картину всей интеллектуальной жизни России и тем более не определяют расстановку сил среди отечественных "фабрик мысли". Более того, в развернутой версии исследования, которую можно найти на сайте журнала Foreign Policy, в параграфе, посвященном России, констатируется нелегкое положение российских "фабрик мысли" в связи с тем, что "Владимир Путин и нынешний его приемник Дмитрий Медведев продолжают использовать правовые и внеправовые методы для ограничения роли и влияния интеллектуальных центров". Ключевой причиной такой ситуации в России названо уменьшение финансирования подобных программ со стороны Запада, что "негативным образом сказывается на молодых и более независимых исследовательских организациях".

Тот факт, что среди ведущих "фабрик мысли" нет ни одного российского института, заставляет в очередной раз задуматься над тем, что Россия при всех своих интеллектуальных ресурсах пока неспособна конкурировать с аналогичными западными структурами на должном уровне и решать мировые интеллектуальные вопросы своими идеями.

Раздел 2. Фабрика мысли в США: Институт Брукингса

"Институт Брукингса" является одним из ведущих экспертно-аналитических центров в Соединенных Штатах, который специализируется на общественных науках, муниципальном управлении, внешней политике и мировой экономике, то есть включает в себя цикл гуманитарных знаний. Именно эта организация оказывает самое большое влияние на современную государственную политику США.

"Цель Института Брукингса и всех других "мозговых центров" состоит в том, чтобы "предоставлять политикам анализ и выводы, которые использовались бы в качестве основы формулирования той или иной новой политики, а также изменения уже существующих стратегий или отказа от них", - поясняет президент Института Брукингса Строб Тэлботт (Strobe Talbott), бывший заместитель государственного секретаря США, отвечавший за отношения с Россией в администрации президента Билла Клинтона. "Одна из наших самых трудных и стимулирующих задач, - считает он, - состоит в раннем выявлении новых и серьезных нерешенных вопросов, с которыми в будущем придется иметь дело Соединенным Штатам и всему миру", и привлечении к ним внимания политиков и общественности.

Основным материалом для работы "мозговых центров" служат идеи. "Фабрики мысли", а точнее экспертно-аналитические центры, занимающиеся социально-политическими исследованиями, оценивают их правомерность и полезность подобных идей, составляющих политическую, экономическую и социальную основу деятельности государства. Джеймс Аллен Смит, историк, написавший ряд книг о "мозговых центрах", называет их в заглавии одного из своих трудов "брокерами идей".

Институт Брукингса - это один из старейших "мозговых центров" в США на сегодняшний день. Предшественник нынешнего Института Брукингса - Институт государственных исследований (Institute for Government Research) - был создан в 1916 году в Вашингтоне бизнесменом и филантропом из Сент-Луиса по имени Роберт Брукингс. Гораздо позже он учредил еще две родственные организации - Институт экономики (Institute of Economics) и Школу экономики и управления (Robert Brookings Graduate School), которая готовила магистров и докторов наук по данным направлениям деятельности.

Роберт Брукингс собственноручно создал эти организации, поскольку он видел, что в начале XX века деловым предприятиям идут на пользу результаты таких сравнительно новых дисциплин, как экономические исследования и организация управления, и посчитал, что эти дисциплины могут принести пользу и государственной власти, и всему обществу в целом. Позже в 1927 году эти три научно-исследовательские организации были объединены в одно целое, и так появился Институт Брукингса, который на первых порах основное внимание уделял вопросам внутренней социально-экономической политики, которые актуальны и по сей день. Многие международные исследования вошли в повестку дня Института Брукингса только после Второй мировой войны, что совсем не сказалось на работе самого института.

Институт Брукингса состоит из трех основных областей научных исследований: международная политика, экономика и государственное управление. Тем не менее нужно отметить, что границы между этими дисциплинами все больше стираются в тех случаях, когда Институт занимается изучением комплексных проблем, которые характерны для современного глобализованного мира, соединенного в целое. Организационная структура института Брукингса включает в себя также несколько научно-исследовательских центров, специализирующихся на регионах, например, на Ближнем Востоке, или на изучении конкретных вопросов, таких как политика в сфере образования, социального обеспечения или медицины.

Роберт Брукингс как-то сказал, что "основу всей деятельности Института Брукингса составляет убежденность в необходимости точного и беспристрастного подхода к формулированию и изучению вопросов, а также в представлении идей без какой-либо идеологии". С самых первых дней своей работы Институт Брукингса стал предоставлять разработчикам политики и общественности своевременные прикладные научные исследования, имеющие своей целью нахождение решений наиболее сложных проблем в области политики, с которыми приходится сталкиваться Америке.

На протяжении десятилетий исходящие из Института Брукингса идеи играли одну из ключевых ролей в проведении мобилизации в период Первой и Второй мировых войн, создании бюджетного процесса федерального правительства, системы государственной гражданской службы и системы социального обеспечения, разработке Плана Маршалла, введении контроля над ценами в период Второй мировой войны, применении санкций с целью наказания государств-изгоев и воздействия на них, организации Совета национальной безопасности и других внешнеполитических и оборонных структур, приверженности политике поддержки социально-экономического развития бедных стран, эволюции политики США в отношении постсоветской России и разработке многих других стратегий, позволяющих решать наиболее важные проблемы, связанные с общественными отношениями.

Сразу после террористических нападений 11 сентября 2001 года в Институте Брукингса было пересмотрено главное направление научных исследований с тем, чтобы уделять основное внимание более интенсивному генерированию идей и более глубокому пониманию существующего положения, а именно причинам столько внезапного и необоснованного нападения. Данный аспект привел к разработке или пересмотру политики по таким вопросам, как отношения между Западом и исламским миром, установление надлежащего равновесия между проявлением бдительности в условиях террористической угрозы и сохранением гражданских свобод, конфликт между Израилем и палестинцами, необходимость приведения в соответствие с настоящими проблемами традиционной межгосударственной дипломатии, с учетом возрастающей роли негосударственных элементов, обсуждение упреждающих и превентивных военных акций с целью отражения угроз, исходящих от террористов и поддерживающих их государств, разработка долгосрочной международной стратегии в мире периода после холодной войны, будущее контроля над вооружениями и целесообразность создания системы противоракетной обороны и сохранение миротворческой деятельности не только на территории США, но и во всем мире.

"Для разработчиков политики и журналистов мозговые центры остаются одним из основных источников информации и экспертных знаний, - заключает профессор политологии Эндрю Рич, занимающийся изучением "мозговых центров", в своем докладе, опубликованном пять лет назад. - Их исследования и доклады служат подспорьем и опорой членам Конгресса в их законодательных инициативах, а журналистам - в их репортерской деятельности".

Произведя опрос у штатных сотрудников Конгресса и журналистов, освещающих работу Сената и Палаты представителей, Рич выявил, что свыше 90% из них считает, что "мозговые центры" пользуются определенным или большим влиянием в современной американской политике. Рич пишет, что Институт Брукингса оценивается как поставщик "самого достоверного знания" из 30 "мозговых центров", перечисленных в его анкетном опросе.

Институт Брукингса часто называют "университетом без студентов". Большинство из 75 ведущих научных сотрудников имеют ученые степени, и очень многие из них преподавали ранее в университетах и институтах. Их исследования и работы подвергаются серьезному научному анализу и по сегодняшний день.

Многие из научных сотрудников Института Брукингса представляют собой так называемых "ученых-практиков". Такое определение относится, в частности, к научным работникам, которые периодически занимают должности в органах государственной власти, где могут на практике проверить свои научные выводы, а также к бывшим государственным служащим, которые приходят в Институт Брукингса после определенного срока работы на государственной службе и имеющим хороший опыт. Они используют знания, накопленные в государственных учреждениях, дополняя ими академические исследования Института.

Национальный институт развития научных исследований в Токио составил список имеющихся во всем мире 3500 "мозговых центров", половина из которых находится в Соединенных Штатах, что имеет свое логическое обоснование. Далеко не в каждой из этих организаций, занимающихся научными исследованиями в области политики, поддерживается сугубо научная атмосфера или предъявляется требование о том, чтобы проводимый анализ носил "независимый и беспристрастный характер", что обязательно в Институте Брукингса и подтверждено мандатом о целях и задачах их деятельности, что говорит о высоком уровне самого "мозгового центра". Многие "мозговые центры" носят явно политический характер, исключая остальные сферы деятельности. Такие центры посвящают свою деятельность изучению какого-то одного вопроса или небольшого числа связанных друг с другом вопросов, не выходя за границы одной сферы деятельности. Существуют такие "мозговые центры", повестка дня которых имеет идеологическую направленность или исходит из ярко выраженного партийного подхода, все зависит от времени и места происхождения действия. Подобные центры выступают в качестве лобби среди политиков для воплощения их программы в жизнь.

Несмотря на подобные "мозговые центры", отождествляющие себя с левыми или правыми - или придерживаясь центристской платформы, как это делает Институт Брукингса, - все "мозговые центры" стремятся представлять результаты своих научных исследований и рекомендации тем, кто занимается формированием политики, в средства массовой информации, влиятельным лидерам в области общественного мнения, заинтересованным организациям и лидерам мнений. Основой всей этой деятельности составляет цель как Института Брукингса, так и всех других "мозговых центров" - предоставлять разработчикам политики анализ и выводы, которые использовались бы в качестве основы формулирования той или иной новой политики, а также изменения уже существующих стратегий или отказа от них в пользу иных.

Институт Брукингса распространяет результаты анализа политики и свои рекомендации разными путями, что помогает ему быть отличной площадкой для лоббирования интересов. Результаты работы многих научно-исследовательских проектов представляются в книгах и докладах, которые придаются огласке. Тем не менее, несколько лет назад, когда стало ясно, что политики и их штатные сотрудники не всегда располагают временем для чтения книг и пространных докладов, Институт Брукингса, помимо всего прочего, приступил к дополнительной публикации результатов своих исследований в форме более коротких и более доступных документов, именуемых "Краткие обзоры политики", что значительно упростило работу. Другие "мозговые центры" последовали этому примеру и на сегодняшний день совершенно не обязательно читать монографию целиком, чтобы ознакомиться с ее выводами.

Ученые Института Брукингса часто доводят свои выводы до сведения политиков более прямым путем, выступая с показаниями на слушаниях в Конгрессе, давая частные консультации, а также излагая выводы заинтересованным неправительственным аудиториям в ходе форумов, обсуждений за круглым столом и других общественных мероприятий, проводя личные беседы с представителями власти.

Фабрики мысли являются важным рычагом в отношениях с правительством, а их деятельность нередко подвергается воздействию со стороны средств массовой информации. Многие вещи, известные о политических вопросах самим политикам, их консультантам и общественности, они узнают из средств массовой информации. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что многие ученые Института Брукингса и других "мозговых центрах" прилагают много усилий к тому, чтобы представлять свои идеи и результаты проведенных исследований через средства массовой информации, которые является наиболее эффективным источником. Подобные усилия принимают форму интервью, данных по радио и телевидению или опубликованных в печати, статей в газетах, брифингов для прессы и публичных выступлений или статей, помещаемых в научных журналах, а иногда и в популярных. Более года назад Институт Брукингса построил свою собственную теле - и радиостудию для проведения интервью с различными представителями общественности.

Ежегодный бюджет, выделяемый в Институте Брукингса на все эти научные исследования, анализ, распространение полученных результатов и обеспечение охвата намеченной аудитории, а также на содержание штатных сотрудников, составляет приблизительно 40 миллионов долларов. Эти деньги поступают из фонда, первоначально созданного основателем института Робертом Брукингсом, в виде грантов и пожертвований со стороны различных фондов, корпораций и отдельных лиц, а также из таких источников доходов, как издательство "Brookings Institution Press", которое издает более 50 книг в год, и Центра просвещения в области социальной политики, проводящего семинары по обучению руководителей в государственных учреждениях и корпорациях.

На сегодняшний день есть четкие разработанные правила, обеспечивающие гарантии того, чтобы поставщики финансовых средств не имели возможности оказывать влияние на характер и результаты проводимых в Институте Брукингса научных исследований.

Как писал в своей истории Института Брукингса по случаю его 75-летней годовщины историк Джеймс Аллен Смит,". в то время, когда лишь немногие ученые занимались и были готовы заняться изучением того или иного назревающего вопроса политики, Институт Брукингса часто прилагал усилия к тому, чтобы переориентировать внимание ученых и создать новые системы экспертных знаний, будь-то вопрос о государственном финансировании и регулировании, о состоянии экономики стран Азии или о командовании и контроле в области ядерных вооружений. На самом деле, самым лучшим свидетельством долгосрочного успеха и влияния этого института служит не его непосредственное воздействие на принятие конкретных решений в области политики, а его способность создавать такие институты экспертов, которые по-прежнему предвосхищают проблемы страны еще до того, как начинают проступать контуры дискуссий по этим вопросам". Сотрудники государственных органов, разрабатывающие политику, понимают насколько ценна способность ученых, работающих в Институте Брукингса, сочетать анализ долгосрочных тенденций с рекомендациями по краткосрочной политике. Несмотря на то, что многие вопросы, которые нам приходится решать сегодня, едва ли могли прийти в голову Роберту Брукингсу в 1916 году, его внепартийный, ориентированный исключительно на разработку политики метод исследования остался неизменным с момента создания учреждения. На сегодняшний день Институт Брукингса является одним из самых преуспевающих "мозговых центров" в мире. Институт концентрирует усилия на том, чтобы привлечь к вопросам, которые волнуют не только США, но и весь мир, внимание политиков и общественности, предоставляя при этом высококачественные научные исследования и анализ, информируя участников дискуссии и выдвигая конструктивные идеи и рекомендации, которые поступают в массы через различные источники. Сегодня твердо можно сказать, что Институт Брукингса - это первый претендент на лучший исследовательский центр мира и уже является лучшим в США.

Раздел 3. Фабрика мысли в России: Московский центр Карнеги

Московский Центр Карнеги начал работу в 1994 году и за семнадцать лет своей деятельности завоевал репутацию ведущей научно-исследовательской организации, работа которой отличается глубиной, неангажированностью и актуальностью осмысливаемых проблем.

В начале 1990-х гг., когда принималось решение о создании в Москве представительства Фонда Карнеги за международный мир - старейшего в мире (основан в 1910 г.) независимого исследовательского центра, были сформулированы три задачи нового института. Во-первых, стать моделью для российских неправительственных организаций - элементов формирующего гражданского общества, занимающихся изучением социальных проблем. Во-вторых, содействовать углублению российско-американского научно-политического диалога, что было особенно актуально. В-третьих, стать одним из ведущих центров исследования важнейших процессов на постсоветском пространстве, которых очень не хватало.

Основными вопросами изучения в деятельности Центра Карнеги являлись проблемы международной безопасности. В рамках программ "Внешняя политика и безопасность" и "Нераспространение оружия массового уничтожения" проходят регулярные семинары и круглые столы, посвященные актуальным и перспективным проблемам в этой области. Участниками этих встреч за десять лет становились видные государственные и политические деятели, высокопоставленные военные и дипломаты, ведущие исследователи не только России и США, но и многих других стран, заинтересованных в решении выносимых на обсуждение проблем. Участниками являлись такие люди, как президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев и председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Ричард Майерс, вице-премьер и министр внутренних дел РФ генерал Анатолий Куликов и госсекретарь США Мадлен Олбрайт, председатель Комитета по обороне Государственной Думы генерал Лев Рохлин и председатель сенатского Комитета по иностранным делам Ричард Лугар, министр обороны демократ Уильям Перри и председатель влиятельного консультативного совета при Пентагоне республиканец Ричард Перл и многие другие. Важным научно-политическим событием стала собираемая раз в два года Московская конференция по проблеме распространения оружия массового уничтожения, в которой участвуют представители десятков стран, включая Иран, Северную Корею, Кубу.

Совместно с процессом организации конференций и других встреч Центр Карнеги публикует книги, брошюры, доклады, рабочие материалы, ежемесячные брифинги, а также ежеквартальный журнал российской внутренней и внешней политики "Pro et Contra", который на сегодняшний день печатается на русском языке. Одна из последних публикаций - "Россия: ближайшее десятилетие" - представляет точки зрения на развитие страны нынешних и бывших членов Научного совета Центра. На сегодняшний день в составе совета два член-корреспондента РАН, несколько докторов наук, в числе бывших членов - министры, сенаторы, бизнесмены, руководители независимых научных институтов. Среди печатных изданий, имеющих отношение к военно-политической тематике, можно упомянуть "Косово: международные аспекты кризиса" (1999 г.), "Россия и основные институты безопасности в Европе" (2000 г.), "Время Юга. Россия в Чечне, Чечня в России" (2002 г.). Широкое признание у ядерщиков получил издававшийся Центром Карнеги журнал "Ядерный контроль".

В деятельность Центра входит перевод на русский язык вызвавшие огромный интерес в США доклады сотрудников вашингтонского офиса, посвященные теме оружия массового поражения в Ираке (2002-2004 гг.), ряд книг, посвященных развитию соседей России - Украины, Белоруссии, Казахстана. Центр Карнеги (как и Фонд в целом) не практикует "закрытых докладов". Центр, имеющий свое финансовое обеспечение, работает по своей собственной исследовательской программе, а не на заказ. Десять лет - это тот "возраст" для организации, когда для того, чтобы продолжать оставаться успешной, она должна быть способной "переизобрести себя", воссоздать новую систему работы. Россия даже 2004 года - это далеко не Россия 90-х. в связи с изменениями, произошедшими в мире, меняется содержание российско-американских отношений и их качество. Московский центр развития Карнеги ставит свою "сверхзадачу" в содействии полномасштабной интеграции России в международное сообщество путем глубокой трансформации страны и ее превращения в успешного "игрока" в глобальном пространстве. Если рассматривать деятельность центра в профессиональном смысле, то главной задачей Центра остается качественная объективная аналитика, дающая как лицам, принимающим решения, так и обществу в целом открытую для всех "информацию к размышлению".

Одним из направлений деятельности Московского центра Карнеги и ПИР-Центра политических исследований является проведение международной конференции по проблемам нераспространения, которая объединит около 150 участников из более чем 35 стран мира. Среди участников члены правительств, крупнейшие специалисты в области нераспространения и безопасности, представители неправительственных организаций.

Данная конференция состоялась благодаря деятельности двух ведущих неправительственных организаций, занимающихся вопросами нераспространения, контроля над вооружениями и международной безопасности, - Московским центром Карнеги и ПИР-Центром политических исследований - при поддержке Фонда Карнеги за международный мир.

По словам президента Фонда Карнеги Джессики Мэтьюз, "эта конференция отражает важный этап для сообщества неправительственных организаций России. Мы рады помочь этим группам продемонстрировать ту важную работу, которую они проводят для расширения дискуссии по стратегическим вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, а также для осмысления позиции России в данной области. Десять лет назад все российские специалисты, занимавшиеся проблемами нераспространения оружия массового уничтожения, могли без труда собраться в небольшом зале, - сказал член научного совета Московского центра Карнеги и сопредседатель конференции Александр Пикаев. - Сегодня же и двух дней недостаточно для того, чтобы все эксперты в этой области смогли высказаться. В настоящее время происходят позитивные перемены в процессе формирования политики в России, и эта конференция дает нам возможность обменяться информацией и обсудить наши действия в будущем".

Московский центр Карнеги был основан Фондом Карнеги за международный мир в 1993 году. Это первая и пока единственная исследовательская организация подобного рода и масштаба в России, призванная изучать коренные проблемы российской внутренней политики, экономики и международных отношений. В рамках программы центра "Проблемы нераспространения оружия массового уничтожения" проводятся исследования по вопросам контроля над вооружениями, многосторонних режимов экспортного контроля, реализации соглашений по ядерному, химическому и биологическому оружию и по проблемам противоракетной обороны. Выпускаемый программой сборник "Ядерное распространение" широко популярен как в России, так и за рубежом. Информацию о центре Карнеги и его программах можно найти на сайте #"justify">Основными задачами, которые видит перед собой центр Карнеги являются:

.Поощрение интеллектуального сотрудничества между учеными и политическими экспертами России, а также сотрудничество с иностранными экспертами;

2.Проведение независимого экспертного анализа по широкому кругу общественно значимых проблем;

.Выполнение функции свободного форума для дискуссий и дебатов по наиболее острым проблемам развития России, Евразии и международного сообщества.

Свой научный потенциал московских исследователей Центр Карнеги плодотворно сочетает с профессиональным опытом и знаниями сотрудников Российско-Евразийской программы Фонда Карнеги в Вашингтоне. Эксперты и специалисты в Москве и Вашингтоне составляют две неотъемлемые части широкой программы совместных исследований, дискуссий и публикаций.

Деятельность московского Центра Карнеги включает в себя организацию многочисленных семинаров, конференций, лекций, предоставляя дискуссионную площадку авторитетным государственным и общественным деятелям и ученым из России, других постсоветских государств, США, Европы, а также многих других стран мира.

Отталкиваясь от независимых исследований в рамках собственных программ, Московский центр Карнеги ведет широкую издательскую деятельность: публикует сборники статей, монографии, справочные и периодические издания, брошюры - в общей сложности до 20 наименований в год. Помимо этого он выпускает ежеквартальный журнал "Pro et Contra", серию "Рабочие материалы" и ежемесячные "Брифинги". Такие публикации выходят на разных языках мира, таких как: русский и английский, либо на обоих языках и широко распространяются в России и за ее пределами.

В рамках деятельности Московского Центра Карнеги реализуются следующие программы:

.Российская внутренняя политика и политические институты.

В рамках деятельности этой программы исследователи Центра внимательно анализируют как текущие политические события, так и долгосрочные политические сдвиги в России: изменения в структуре и функциях политических институтов, в отношениях между федеральным Центром и регионами России; становление в обществе демократических ценностей, определяющих политическое будущее страны. Разработчики и эксперты, работающие в рамках этой программы, недавно завершили работу над книгой об итогах 10-летнего развития России по демократическому пути. В дальнейших планах программы - сравнительное исследование становления политических институтов в ряде постсоветских государств Восточной Европы, подготовка проектов, посвященных изучению информационного пространства России и внутриполитических аспектов российской внешней политики.

.Экономическая и социальная политика в переходный период.

Ученые в рамках этой программы анализируют текущую социально-экономическую ситуацию в России и факторы, влияющие на реформирование экономики и экономический рост или обратный процесс. Эксперты программы ведут эмпирические исследования по таким проблемам, как эволюция социальной структуры, современные демографические тенденции, ситуация на рынке труда, политика занятости населения страны, уровень безработицы и т.д. В списке последних инициатив в рамках программы - масштабное исследование по проблемам формирования среднего класса в России, сравнительный анализ стабилизационных программ, а также влияние экономических кризисов на экономическое развитие.

.Проблемы нераспространения оружия массового поражения.

Ключевой целью данной программы является анализ проблемы нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и содействие внутрироссийскому и российско-американскому диалогу в этой сфере. В рамках деятельности программы регулярно проводятся встречи по вопросам нераспространения и сокращения ядерного оружия, контроля над ядерными материалами, многосторонних режимов экспортного контроля, запрета в отношении химического и биологического оружия и по проблемам противоракетной обороны, а также по вопросам общемировой безопасности. В подобных мероприятиях принимают участие представители государственных структур, экспертного сообщества и средств массовой информации и общественность. Курс программы обращает все большее внимание на политические проблемы, сложившиеся в период после холодной войны, а также событий 11 сентября.

.Внешняя политика и проблемы безопасности.

Деятельность данной программы охватывает широкий круг вопросов международных отношений и безопасности, включая отношения России с ее ближайшими соседями и другими странами в Европе, связи с Китаем, прочими государствами Азии, а также перспективы российско-американских отношений. Активное ведение борьбы с международным терроризмом и интеграция России в западные структуры связано с рядом проблем внутренней внешней политики, которые программа будет анализировать совместно с программой "Внутренняя политика и политические институты". На сегодняшний день текущие усилия исследователей программы направлены на углубленное и всестороннее изучение тенденций развития международных отношений в Восточной Азии. Стремительное развитие этого региона становится одним из ключевых факторов, влияющих на формирование мировой политики и экономики в 21 веке на территории всех государств. Программа придает большое значение поиску и привлечению к сотрудничеству талантливых молодых специалистов, которым предстоит участвовать в формировании повестки дня в вопросах безопасности России в грядущие десятилетия.

В 2002 г. фонд поддержал 5 проектов в 3 регионах России на общую сумму 34 400 долларов США.

Помимо этого Московский Центр Карнеги свои задачи определяет следующим образом: "поощрять интеллектуальное сотрудничество между учеными и политическими экспертами России, других постсоветских государств и прочих регионов мира; проводить независимый экспертный анализ по широкому кругу общественно значимых проблем; служить свободным форумом для дискуссий и дебатов по наиболее острым проблемам развития России и Евразии и международной безопасности". Центр Карнеги сочетает в своей работе научный потенциал московских исследователей с профессиональным опытом и знаниями сотрудников Российско-Евразийской программы Фонда Карнеги в Вашингтоне. Специалисты в Москве и Вашингтоне составляют две неотъемлемые части широкой программы совместных исследований, дискуссий и публикаций.

В Москве Центр организует семинары, конференции и лекции, предоставляя дискуссионную площадку авторитетным государственным и общественным деятелям, ученым из России и других постсоветских государств, США, а также многих других стран мира.

Опираясь на независимые исследования в рамках собственных программ, Московский Центр Карнеги ведет широкую издательскую деятельность: публикует сборники статей, монографии, справочные и периодические издания, брошюры - в общей сложности до 20 наименований в год. Центр Карнеги также выпускает ежеквартальный журнал "Pro et Contra", серию "Рабочие материалы" и ежемесячные " Брифинги". Публикации Центра выходят на русском, английском, либо на обоих языках и широко распространяются в России и за ее пределами. Последний номер "Pro et contra", вышедший после длительного перерыва в июле 2005 г., посвящен теме ""Цветные революции" и постсоветское пространство". Одна из последних программ центра Карнеги - мониторинг "Реформы Путина в регионах", ведущийся по девяти регионам (в центре внимания - власть и гражданское общество, монетизация и социальный протест, муниципальная реформа).

Возглавляет Московский центр Карнеги Эндрю Качинс, заместитель по научной работе - Дмитрий Тренин. В прошлом научными сотрудниками центра были Сергей Марков, Михаил Э. Дмитриев (заместитель министра труда и социального развития), Сергей Васильев (председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению). В числе ведущих научных сотрудников Центра - Андрес Ослунд, Майкл Макфол, Марта Олкотт, Алексей Арбатов, Лилия Шевцова, Алексей Малашенко, в членах наблюдательного совета числятся Петр Авен, Егор Гайдар, Михаил Маргелов, Сергей Караганов, Владимир Познер, Владимир Рыжков, Григорий Явлинский, Евгений Ясин.

Специалисты Московского Центра Карнеги занимаются изучением важнейших проблем российской внутренней и внешней политики, экономики, международных отношений, международной безопасности. Своей миссией организация считает:

üспособствовать улучшению российско-американских отношений, разъясняя интересы России, ее цели и действия, а также содействовать в России пониманию политики западных стран;

üявляться примером организации, занимающейся проведением независимых политических исследований и дискуссий в России и других постсоветских странах;

üслужить свободным и открытым форумом для дебатов по наиболее острым общественно-политическим проблемам России и Евразии.

Занимаясь работой в сложной политической обстановке, Московский Центр Карнеги стал признанным лидером в сфере независимых социально-политических исследований в России, что признают и американские исследователи. В пределах организации успешно сотрудничают ведущие российские эксперты и исследователи из различных стран мирового сообщества. Сегодня Московский Центр Карнеги опирается в своей деятельности на научный потенциал московских исследователей в сочетании с профессиональным опытом и знаниями сотрудников Российско-Евразийской программы Фонда Карнеги в Вашингтоне.

В рамках своей деятельности организация исходит из принципиальной позиции нейтральности и сбалансированности: ни Фонд, ни Московский Центр Карнеги не имеют собственной идеологической или политической направленности, не формулируют общего корпоративного мнения по общественно-политическим вопросам, не выступают за или против какой-либо позиции, но предоставляют возможность различным сторонам высказать свою точку зрения, создают условия для конструктивного диалога, поддерживают высокий уровень научных исследований и экспертных дискуссий, что говорит о чистоте проводимых исследований.

Исключительные возможности привлекать для участия в дискуссиях людей, придерживающихся различных взглядов, позволяют организации приглашать на свои конференции и семинары представителей всего российского политического спектра - от либералов до консерваторов - сотрудников государственных и негосударственных институтов, деятелей науки, бизнеса и СМИ.

"Я с трудом представляю себе интеллектуальную жизнь Москвы без Московского Центра Карнеги. Это одна из очень немногих организаций, собирающих вместе высочайшие политические и интеллектуальные элиты Америки, Европы и России для обсуждения проблем современного мира и места России в нем. В переходе России к свободному гражданскому обществу роль Московского Центра Карнеги неоценима". Елена Немировская, директор Московской школы политических исследований.

Делая вывод, можно сказать, что Московский Центр Карнеги - подразделение Фонда Карнеги за Международный Мир, первой в мире глобальной научно-исследовательской организации. Помимо офиса в Вашингтоне и Московского Центра, отделения Фонда работают в Пекине, Бейруте и в Брюсселе. На сегодняшний день Московский Центр Карнеги является независимой негосударственной неправительственной организацией, приверженной принципам многостороннего научного подхода и объективного анализа.

Все печатные издания и публикации Московского Центра Карнеги стали важным вкладом в интеллектуальную жизнь моей страны. Их существование оказывает позитивное влияние на процесс принятия политических решений и на государственное управление. Помимо этого издания также служат широкому международному сообществу экспертов, которые занимаются изучением современной России и других стран бывшего СССР.

фабрика мысль карнеги россия

Заключение

На сегодняшний день в мире существует более 5,5 тысяч научных исследовательских центров, институтов и организаций, обычно известных как "фабриками мысли" (think tanks) или "мозговыми трестами", которые ведут свою деятельность в различных направлениях.

Данная курсовая работа показывает не имеющее прецедентов активное распространение фабрик мысли и их неимоверную значимость в современной жизни. Безусловно, что фабрики мысли оказали влияние на нашу демократию, государственное устройство и политику и значении всего этого для общества.

Факт, что среди ведущих "фабрик мысли" сегодня нет ни одного российского института, заставляет в очередной раз задуматься над тем, что Россия при всех своих интеллектуальных ресурсах пока неспособна конкурировать с аналогичными западными структурами на должном уровне и оказывать существенное влияние на принятие тех или иных решений.

Говоря о степени эффективности фабрик мысли в России и за рубежом, следует отметить, что на сегодняшний день Институт Брукингса является одним из самых преуспевающих в мире. Институт концентрирует усилия на том, чтобы привлечь к вопросам, которые волнуют не только США, но и весь мир, внимание политиков и общественности, предоставляя при этом высококачественные научные исследования и анализ, информируя участников дискуссии и выдвигая конструктивные идеи и рекомендации, которые поступают в массы через различные источники. Сегодня твердо можно сказать, что Институт Брукингса - это первый претендент на лучший исследовательский центр мира и уже является лучшим в США.

Тем не менее, Московский Центр Карнеги - подразделение Фонда Карнеги за Международный Мир, первой в мире глобальной научно-исследовательской организации, занимает высокое положение среди всемирно известных фабрик мысли. Помимо офиса в Вашингтоне и Московского Центра, отделения Фонда работают в Пекине, Бейруте и в Брюсселе. На сегодняшний день Московский Центр Карнеги является независимой (негосударственной неправительственной) организацией, приверженной принципам многостороннего научного подхода и объективного анализа.

Таким образом, в ходе данной работы мы изучили эффективность деятельности "фабрик мысли" в разных частях света. В процессе написания работы нам удалось проанализировать имеющийся материал по данной тематике, изучить статистические данные, рассмотреть деятельность двух крупнейших "мозговых" центров в России и в США, что позволило нам сделать вывод о специфике их деятельности в разных странах.

Крупные фабрики мысли сегодня в состоянии влиять не только на политическую линию страны, но и на другие государства. Одной из сфер активного вмешательства фабрик мысли является внешняя политика. И хотя эта сфера, как и сфера обороны, считается наиболее закрытой частью государственной политики, тем не менее, она не осталась за пределами досягаемости фабрик мысли, поскольку нуждается в серьезных наработках фабрик мысли, прежде всего, из-за ее специфичности. Таким образом, фабрики мысли будут принимать более активное участие в деятельности, связанной с внешней политикой государств.

Список литературы

1.Шейдина И.Л. "США: "фабрика мысли" на службе стратегии", М.: 1973, изд. "Наука", 190 с.

2.П. Диксон "Фабрики мысли", М.: 1976, "Прогресс", 430 с.

.Robert Johnson. World Bank Conference (fwd), послание Роберта Джонсона в электронную сеть от 9 июня 1996 года

4.Виноградова Т.И. Фабрики мысли (Think Tanks) в США: особенности развития и роль в публичной политике. - http://www.strategy-spb.ru/Koi-8/Proekt/Programma/fabriki_misli/stati/fabr_misl_usa_vinogr. htm <http://www.strategy-spb.ru/Koi-8/Proekt/Programma/fabriki_misli/stati/fabr_misl_usa_vinogr.htm>

.Гаврилова Н.В. Корпорация "Рэнд" на службе милитаризма США // Правовые аспекты осуществления внешнеэкономических связей. - М., 1985. - с.140-147.

.Дацюк С. Анализ программы "фабрика новостей". См. в "Современное новостное производство. Аналитический доклад 2000. Часть V. Агентство гуманитарных технологий. - <http://aht.org/politics/news.html>.

.Ковалишин Е. Think Tanks: что это такое? http://www.finansy.ru/publ/pmix001. htm <http://www.finansy.ru/publ/pmix001.htm>

.П. Диксон "Фабрики мысли", М.: 1976, "Прогресс", 430

.Косарева Н. Городам в помощь // Со-Общение, 2002, №9, с.39-41

.Кузьминов Я. Центры мозговых атак? Атакуйте! // Со-Общение, 2002, №10.

.Переслегин С. Не надо иллюзий // Со-Общение, 2002, № 9, с.15-16

.Римский В., Сунгуров А. "Фабрики мысли, Центры демократии и Центры публичной политики.

.Сунгуров А. Фабрики мысли: первое приближение к анализу зарубежного опыта. - http://www.strategy-spb.ru/head. htm <http://www.strategy-spb.ru/head.htm>

.Сунгуров А. Российские фабрики мысли и Центры публичной политики. - http://www.strategy-spb.ru/head. htm <http://www.strategy-spb.ru/head.htm>

.Шейдин И.Л. США: "Фабрики мысли" на службе стратегии. - М.: Наука, 1973. - 190 с.

.Юдаева К. Российская фикция // Со-Общение, 2002, №9, с.42-43.

.Якобсон Л. Деньги для идей // Со-Общение, 2002, №9, с.29-30.

.Интернет - источники:

.William N. Dunn "A Look Inside Think Tanks" <http://www.cipe.org/e21/dunE21.html>

21.<http://www.cipe.org/e21/dunE21.html>

22.<http://www.cipe.org/e21/priE21.html>

23.<http://www.cipe.org/e21/truE21.html>

.Michael Dolny. "The Think Tank Spectrum", "Extra" May/June 1996

25.http://www.cascadepolicy.org/websites. htm

.Toward a More Civil Society: An Overview of the Urban Institute by Makiko Ueno - http://www.nira. go. jp/publ/review/96autumn/ueno-ma.html <http://www.nira.go.jp/publ/review/96autumn/ueno-ma.html>

.Beyond the Myth: New Challenges for Think Tanks by Evert A. Lindquist - http://www.nira. go. jp/publ/review/97autumn/alind.html <http://www.nira.go.jp/publ/review/97autumn/alind.html>

28.http://www.nira. go. jp/publ/review/98summer/abelson.html

Похожие работы на - Особенности деятельности фабрик мысли в России и за рубежом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!