- это явление массовое. Вид группы малой, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также «психологической» или «группой по интересам», так как в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:
. Сотрудничество.
. Оппонирование и критика.
. Оппозиция и борьба.
Большинство молодых людей избирает традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками, вхождения в молодежную субкультуру, мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:
в семье: излишний контроль родителей или предоставление подростку сверх свободы);
в формальной группе: не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;
в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает необычный для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;
в среде безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);
при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу (к примеру, не признанные обществом музыканты, поэты, ученые, художники, философы, работающие дворниками, кочегарами, сторожами).
Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки.
Неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.
В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже впервые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участие в строительстве социалистического государства.
В 1923 году появилось добровольное общество «Друг детей», которое работало под руководством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся Ф.Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившее под лозунгом «Все на помощь детям!», прекратилось в начале 30-х годов, когда было в основном покончено с детской беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году.
Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество «Долой преступность», Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей и другие.
Впервые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.
Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: «Октябрь», «Левый фронт искусства», «Перевал», «Молодая гвардия» и другие. Появилось множество футуристических группировок («Искусство коммуны», Дальневосточное «Творчество», Украинский «Асканфут»).
Выражая свое отношение к различным литературным течения и группам, ЦК РКП (б) в 1925 году подчеркивал, что «партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казнено - бюрократическим псевдорешением. Точно также недопустимо декретом или партийным постановлением легализованное литературно - издательское дело какой-либо группы или литературной организации».
В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.
Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует, прежде всего, отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов - композиторов Московской консерватории («ПРОКОЛЛ») и ряд других. Быстрое расширение сети различных объединений впервые послереволюционные годы позволяло надеяться на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов «ЛЦК», литературные группы «Октябрь», «Перевал» и другие.
Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературных организаций» (апрель 1932 г.). В соответствии, с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято «Положение о добровольных обществах и их союзах», лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным, в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).
После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).
Затем наступил период так называемой «хрущевской оттепели». Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год. Такова вкратце история самодеятельных общественных формирований. Она позволяет сделать некоторые выводы.
Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать.
Появление современных неформалов
Главным, определяющим фактором их развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения.
И, наконец, сыграло свою роль снятие ряда неоправданных ограничений на объединения граждан. Результатом всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.
Что бы дать какую-то более или менее упорядоченную картину таких формирований, можно разделить их на политизированные и не политизированные. Одни из них действительно не имеют политической направленности. У других она едва заметна, и они лишь эпизодически, в силу каких-то определенных обстоятельств, выходят на политические вопросы, которые, тем не менее, не составляют основу их деятельности. Третьи же заняты непосредственно политическими проблемами.
Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем развития демократических институтов, формирования правового государства и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно выделить социально-прогрессивный и асоциальные, антисоциалистические формирования.
1.2 Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки
Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, - именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.
Ниже приведены признаки, которые видно «невооруженным» глазом, с точки зрения дилетанта:
) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
) Слабо выраженная внутренняя структура.
) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
) Слабые внутренние связи.
) Очень сложно выделить лидера
) Не имеют программы деятельности.
) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
) Представляют альтернативу государственным структурам.
) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.
Причины возникновения:
1) Вызов обществу, протест.
) Вызов семье, непонимание в семье.
) Нежелание быть как все.
) Желание утвердится в новой среде.
) Привлечь к себе внимание.
) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
) Копирование западных структур, течений, культуры.
) Религиозные идейные убеждения.
) Дань моде.
) Отсутствие цели в жизни.
) Влияние криминальных структур, хулиганство.
) Возрастные увлечения.
Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды:
преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо-популистского движения и партийных структур более позднего времени);
приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, «конструктивному утопизму»;
органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней анти авторитарности, «коллективному руководству»;
слабая артикулированность, «прописанность» формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и «общественную деятельность»);
отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);
отсутствие четких идеологических «рамок» при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);
стремление «мыслить глобально, а действовать локально», иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.
Существует множество классификаций неформальных групп молодежи:
По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы:
.Про социальные - демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям.
·клубы социальной помощи,
·экологические, этнические, историко-патриотические объединения.
.Асоциальные - сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях.
К ним относятся:
·панки
·мажоры
·рокоббили - это поклонники рок-н-ролла
·байкеры
·хиппи.
.Антисоциальные - авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме - правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.
К ним относят:
·пред-криминальные,
·неустойчиво криминальные
·собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т.п.).
По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:
.Группы культурно-досуговой ориентации:
·современной молодежной музыки («фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и др.);
·спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты» и т.д.). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;
·технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).
.Группы альтернативного образа жизни:
·Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);
·все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.) - ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники «Битлз».
.Группы социальной инициативы:
·экологисты (защитники природы, «зеленые»…);
·глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);
·охраны и защиты памятников истории и культуры;
·фонды социальной инициативы широкого спектра действий;
·творческие союзы.
.Социально-политические группы:
·группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;
·народные фронты и движения;
·политические клубы и объединения.
Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.
Так же неформальные молодежные объединения можно разделить по базовым субкультурам.
Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных объединений.
По базовым субкультурам неформальные молодежные объединения делятся на:
.Ролевое сообщество - все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др.
Базовый принцип объединения: эскапизм - (англ. escape - убежать, спастись) - стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.
.Хиппи:
·группы хиппи
·индеанисты - люди, занимающиеся изучением культуры индейцев Северной и Южной Америки. Реконструируя их быт и проповедуя индейские нравы, индеанисты продолжают в действительности вести привычный городскому человеку образ жизни.
·растаманы - называют последователей растафарианства. Обычно их опознают по ряду характерных атрибутов: курению марихуаны, почитанию Боба Марли и бога Джа, использованию комбинации цветов «зелёный-жёлтый-красный» и другим.
Базовый принцип объединения: социально ориентированная деятельность.
.Панки - (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат.
«Алисоман» - поклонники группы «Алиса».
Киши - поклонники группы «Король и шут».
Базовый принцип объединения: агрессивное поведение.
.Националисты-ксенофобы:
·бонхеды - неофашистское крыло неформального течения скинхедов, слушают тяжелый металл.
·неоязычники - последователи древних языческих учений и духовных практик.
·скино-хулсы - нацисты-хулиганы.
Базовый принцип объединения: агрессивное поведение.
.Некрофетишисты:
·металлисты - люди, слушающие тяжёлый и лёгкий рок. Носят одежду с изображением или надписью любимой рок-группы, также носят цепи, напульсники, пирсинг.
·сатанисты - ученые определяют сатанизм как мистически-религиозную субкультуру, чьи корни уходят в сравнительно отдаленное прошлое; все они носят длинные волосы, короткие бородки, кожаные брюки и куртки, массивную обувь, серебряные или металлические цепи, брелки (часто в форме перевернутой пентаграммы и черепа).
·готы - представитель готической субкультуры, вдохновлённый эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящий себя к готик-сцене.
Субкультура - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления, определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Базовый принцип объединения: чрезмерное увлечение оккультизмом.
Также неформальные молодежные объединения классифицируют на:
.Неэкстремистские неформальные молодежные объединения:
·Хиппи
·Готы
·Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек; во внешнем виде преобладают черно-розовый цвет, рваные челки, множество значков.
·Ролевое сообщество - моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.
·Панки
·Алисоманы
·Киноманы
·Анархисты - борются за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель - изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность само развиваться. Ещё одна черта анархизма - это анти государственность.
·Антифашисты
·Сатанисты
·WhitePower («Белая сила» - главенство белой расы)
·Национал-большевистская партия - общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и анти буржуазная партия.
·Дьяволопоклонники - стихийно возникшие и плохо организованные компании подростков и молодых людей, которые поклоняются дьяволу и совершают ритуальные убийства.
Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой, не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.
1.3Возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена
Различные увлечения, ставшие частью жизни и объединяющие группы людей по интересам (например, фанатство - фэндом) по прошествии времени и внутреннем расширении могут перерасти в субкультуры. Так, например, произошло с панк - роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако, большинство фанатов и объединенных хобби людей, не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Понятие фэндом возникло в английском языке, от английского слова fandom - фанатство и обозначает сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Четкого разделения между фанатством и субкультурами нет, однако если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), то субкультура не зависит от отдельных личностей и на смену одному идеологу приходит другой.
Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби - увлечения человека каким-либо занятием (например, геймеры, хакеры, и т.п.). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).
Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым свойственен дух противоречия, что для них «нет пророков в своем отечестве», другими словами, что они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов. Их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.
Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей». Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная культура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным, так как спектр неформальных молодежных движений весьма разнообразен и представляет собой многоплановую систему.
В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им и «сочувствующие».
Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых; и вот в каких целях она наиболее явно выражается: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию и закрепить ее в различных социокультурных установках. Система ценностей, определяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.
Вступая в юношеский возраст, человек в определенной мере отворачивается от родительской семьи, ищет новую компанию, которая должна защитить его от пока еще чуждого общества. Причем различные официальные молодежные организации группируют молодых людей одного возраста, но эти гомогенные группы не для всех могут быть «социальной родиной», ибо учреждаются взрослыми. Между потерянной семьей и необретенным обществом молодой человек стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом первичные группы призваны удовлетворить потребность в социальной защите и обеспечить молодому человеку определенный социальный статус. Но нередко платой за это выступает отказ от индивидуальности, полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Акцентированное единообразие обеспечивает отдельным членам группы определенную социально-психологическую поддержку в борьбе против претензий и посягательств взрослых. Ведущей мотивацией молодежного поведения выступает одобрение или неодобрение ровесников.
Существует и другой процесс инкультурации, основанный на вдумчивом и серьезном осмыслении возможности вступления в то или иное движение, на само идентификации и трезвом взгляде на потенциальную референтную группу. Однако этот процесс характерен для весьма не многих молодых людей обладающих необходимым для этого уровнем интеллекта. Чаще всего именно эти «уникумы» являются лидерами и даже инициаторами неформальных движений молодежи.
Общение молодых людей в течение определенного времени и выработка ими собственных целей является причиной формирования самостоятельной субкультуры. Главным носителем этой полунезависимой частичной культуры, которая недвусмысленно отвергается культурой взрослых, является группа молодых людей примерно одного возраста. Важнейшей функцией этой субкультуры является признание первичного статуса ее членов, таким образом, вступающих в общество товарищей и получающих как раз тот престиж, в котором им отказывает общество взрослых.
С одной стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но с другой призваны способствовать адаптации молодежи к тому, же обществу. Молодежным субкультурам свойственно внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок, выраженный в одежде, манерах, жаргоне (сленге), специфических увлечениях и т.д.
Как специфическое явление молодежная культура возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода социализации, что вызвано необходимостью увеличения времени на образования, профессиональную подготовку и социальную адаптацию, соответствующую требованиям динамичной жизни. По своему психофизиологическому развитию юноша рано перестает быть ребенком, но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит к миру взрослых, так как его социально-экономическая самостоятельность еще не достигнута в полном объеме.
В смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо быстрее, чем ранее, но в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово, зрелость его отодвигается. То есть, молодежь, как феномен и социальная категория, характеризуется психофизиологической зрелостью при отсутствии активного участия в базовых институтах культуры.
Молодежные группы, продуцирующие свои субкультуры, складываются в основном в среде учащейся молодежи, поскольку период ученичества и студенчества - та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая функция родительской семьи, а с другой - нет еще профессиональных обязанностей и забот о своей собственной семье. Это состояние свободы от обязанностей и ответственности воплощается в различных неформальных движениях - реализующих себя чаще всего в сфере досуга. Досуг - пожалуй, единственная сфера, где молодой человек может проявить самостоятельность, умение принимать решения и руководить, организовывать и организовываться.
Молодежный досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыка такого рода игр в юности, приводит к тому, что человек в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
В неформальных молодежных группах не столько снимают напряжение после учебы, сколько тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности.
Не лишним, я думаю, в доказательство этого будет привести цитату известного социолога Д. Аусубеля: «Главная функция молодых людей одного возраста состоит в том, чтобы создать эрзац-статус. Как только члены группы утвердились в обществе взрослых, получив в нем свою роль и статус, группа сверстников распадается».
Подводя черту сих рассуждений, думаю, что не ошибусь, если сделаю следующий вывод: молодежная культура - это фаза развития, переходная стадия становления молодежи, имеющая, безусловно, важное и даже необходимое значение в юности и утрачивающая его по мере адаптации молодого человека к миру взрослых.
2. Неформальные молодежные объединения в культурной жизни общества
.1 Анализ участия неформальных молодежных объединений в культурной жизни общества на примере байкеров города Иркутска и Шелехова
Значение неформальных субкультурных движений в развитии культуры и искусства поистине неоценимо. Стремление к самовыражение и самореализации, являющееся одной из фундаментальных основ любого неформального движения, уже в самой своей сути указывает на наличие неразрывной связи с творчеством, при этом не редко много более плодотворным по сравнению с узаконенным творчеством официальных деятелей. Причем понять причины подобного явления сравнительно просто. Будучи нежелательной, враждебной для власти, либо для какого-то отдельного слоя общества, уже этим самым неформальная культура дает великолепный стимул к творческой деятельности.
И здесь играет роль несколько факторов: желание выразить свое отношение к окружающей социальной действительности; сладость «запретного плода» (хорошая «щекотка» для нервов власти); стремление через творчество показать окружающим изнанку правильной, по их мнению жизни; попытка, наконец, предложить свой вариант решения проблем.
Вот что заставляет в таких условиях художника взять кисть, музыканта - гитару, а драматурга - перо. Немаловажным является тот факт, что окружающая действительность предстает пред творцом в совершенно ином качестве. Все, что раньше было знакомо, обыкновенно, привычно в условиях запрета и нездоровой атмосферы запутавшегося в проблемах общества, в этом случае оказывается пародией на всеобщие крики о том, что «у нас все хорошо!». Искаженная действительность порой создает в глазах тонко чувствующей натуры художника эффект кривого зеркала, что отражается в реалистично-фантастических полотнах, революционной по сути своей музыке, гиперболизированных на сцене персонажей, характерных современной действительности. Каждое произведение было, как бы зашифровано, завуалировано, насмешливая и ироничная его подоплека была ясна далеко не каждому. Уместно будет привести здесь знаменитое в неформальных кругах высказывание писателя Д. Савицкого: «Мы не будем молчать в угоду вам. Как и не будем кричать в ущерб себе. Но если вы думаете, что мы не прошепчем, вы глубоко ошибаетесь. А имеющий уши да услышит».
И эта атмосфера подпольности, полувзглядов - полунамеков, при которой, допустим, передавались из рук в руки запрещенные рукописи, царила на протяжении всего периода советской власти, начиная, пожалуй, с «хрущевской оттепели» и заканчивая последним днем перестройки. Некоторые историки отмечают, что за это время появилось больше талантливых актеров, режиссеров, писателей и музыкантов, чем за многие десятилетия, и плоды их творчества действительно уникальны и представляют несомненную ценность для общероссийского культурного наследия.
На территории Иркутской области много подростков и молодых людей, по внешней атрибутике которых, можно узнать к какому неформальному объединению они относятся. Так, например, байкеры. В своей курсовой работе я буду опираться на исследование субкультуры байкеров города Иркутска и Шелехова.
BIKE.ALLMC - название мотоклуба, в который входят байкеры города Иркутска и Шелехова.
«Colours» (англ. - «цвета») - герб мотоклуба, его графические начертания названия и местонахождения, а так же буквы «МС». Coloursобычно исполнены в одном или нескольких цветах национального знамени. Например, Colours «HellsAngels MC» (США) - красный с белым, «SilverBullets MC» (Украина) - синий. Не членом мотоклуба копирование, использование и стилизация графического начертания гербы и названия запрещено.
Существуют два варианта создания мотоклуба. Оба варианта подразумевают существование группы людей, готовых пойти на все ради МС и друг друга. Первый вариант: открывается новый МС со своими Colours, развивающийся самостоятельно. Позже он может стать Chapterомдругого МС. Второй вариант: ведутся переговоры с каким-либо из МС об открытии Chapter (отделение данного мотоклуба, основанного в другой местности, состоящее не менее чем из 6 байкеров), и в том и в другом случае недопустимо использование чужих Colours.
В МС определяется инициативная группа людей - Officers (англ. «офицеры»). Высшая ступень иерархии - президент. На его жилетке есть специальная нашивка - «President» или «Pres». Следующий - вице-президент (нашивка - «VicePresident» или «VicePres.»). Секретарь - ведет всю «бумажную» работу в клубе. RoadCaptain (англ. «дорожный капитан») - наиболее компетентный человек в МС, касательно планирования поездок по определенному маршруту. То есть он должен отлично знать данную дорогу, все заправочные станции и места отдыха на ней. Для каждого нового маршрута может выбираться новый RoadCaptain. Treasury (англ. «сокровищница») - кассир, управляющий финансами МС. «Sergeantofarms» (англ. «войсковой сержант», «вооруженный сержант») - совершенно жесткая фигура. Органы власти проявляют к нему особый интерес. Всегда, даже на отдыхе, следит за порядком в МС. Определяет меру наказания для провинившихся «Member» (англ. «действительный член») - член мотоклуба, может встречаться название «FullMember» (англ. «полноправный член»). «Prospect» (англ. «кандидат», «перспективный новичок») - кандидат, готовящийся стать. Еще не имеет права голоса на собраниях и права принятия решений. В его Colours нет названия и герба МС. «Hangaround» (англ. «болтающийся около») - возможный Prospect, в данный момент выполняющий «черновую» работу в МС. На его жилетке нашито лишь название области.
Также очень важна жилетка байкеров. Жилетка может быть кожаной или джинсовой. На нее наносятся Colours и значки за особые отличия, если таковые имеются. После нанесения первого из Colours, жилетка становится собственностью клуба. Не допустимо, чтобы жилетка оказалась в руках не члена мотоклуба.
Существует специальная схема следования по дороге. Схема очень жесткая, соблюдается всегда, ибо МС всегда в движении, скорость высокая, передвижение происходит в любую погоду, и несоблюдение данной схемы может привести к аварии. Первым едет RoadCaptain, за ним параллельно друг другу движутся President и VicePresident, за ними попарно Officers, за Officers - попарно FullMembers, затем попарно Members, после - попарно Prospects и за Prospects - Hangarounds. Замыкает колонну клубный автобус.
Техническая информация:
Движением колонны управляет Ведущий (RoadCaptain). По усмотрению ведущего может быть выбран Замыкающий, имеющий одинаковые права с Ведущим. Решения Ведущего и Замыкающего не объясняются и изменению не подлежат.
Все участники колонны обязаны иметь исправные фару ближнего света, тормозную систему и задний стоп-сигнал. Проверка оборудования производится во время построения колонны. Водитель мотоцикла с неисправным оборудованием может быть отстранён проверяющим от движения в колонне.
Движение в колонне - по двое. Порядок, сформированный при первоначальном построении, сохраняется до конца движения. Если один из мотоциклов выбывает, на его место становится идущий сзади прямо за ним.
Обгон и маневрирование между рядами - ЗАПРЕЩЕНЫ! Исключение составляет самовольная остановка водителя на обочине по техническим причинам.
Водитель после остановки (по любым причинам) не занимает своё место, а продолжает движение в хвосте колонны в свободном ряду.
Употребление алкоголя до и во время поездки - запрещены!
Ведущий и замыкающий колоны имеют право отстранить любого водителя от движения в колонне без объяснения причин. Претензии не принимаются.
Прохождение светофоров.
Ведущий волевым решением определяет время прохождения светофора. Если во время движения колонны цвет светофора сменяется на красный, движение не прекращается. О продолжении движения предупреждать звуковыми сигналами и жестами рук (относится к пассажирам). - Автомашины сопровождения двигаются за мотоколонной, прикрывая её от обгона полностью! Это - основная задача авто-сопровождения! Исключение составляют машины спецслужб (скорая помощь, ГИБДД, милиция, пожарные) с включенными проблесковыми маячками синего и (или) красного цветов.
Установка коммерческих флагов (не мотоклубов или мотодвижений) оговаривается заранее с организаторами колонны. Самовольная установка реклам.
Заключение
Целью данного исследования являлось рассмотрение основных молодежных субкультур как социального феномена в условиях современной России. Среди особенностей субкультур можно выявить как позитивные, так и негативные.
Позитивные:
субкультура помогает адаптации молодых людей в обществе;
предоставляет молодому человеку право выбрать свой первичный статус;
передает специфические для определенного социального слоя ценностные представления;
работает как важнейший социальный подготовительный институт;
Среди отрицательных черт выделяется то, что молодежная субкультура способствует таким процессам среди молодых людей как заражение и подражание, завышение притязаний, эффекту стадного инстинкта, агрессивного непринятия конкурентов и потеря своего личностного «Я».
В ходе данного исследования были также решены поставленные задачи:
.Мы дали полную характеристику молодежным неформальным объединениям в условиях современной России. Изучили классификацию и основные признаки.
.Познакомились с представителями неформального объединения - байкеры. Определили их место в культурной среде. Изучили статьи, фото и видео материалы. Также лично пообщались на форуме их официального сайта.
В целом, можно сказать, что проделанная работа позволила достичь цели исследования и привела к решению всех поставленных задач.
Таким образом, в ходе анализа сущности неформальных молодежных объединений мы выяснили, что неформальные молодежные объединения разнообразны и многочисленны. Направленность их тоже различна и зависит от целей, задач, идей самого движения. Также нам стало ясно, что в большинстве случаев причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность чем-либо, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.
Избрав для курсовой работы столь сложную проблему, мы стремились показать, что наступила пора повернуться к неформалам лицом. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила, которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства.
Список литературы
неформальный молодежный байкер феномен
1.Абраменкова В.В. «Подростковая субкультура как пространство самореализации» // Мир психологии. 2008. - №1.
2.Аверьянов Л.Я. «О проблемах молодежи и не только о них» // Социол. исслед. 2008. - №10.
.ГромовА.В., О.С. Кузин «Неформалы, кто есть кто?», М., 1999
.ЗапесоцкийА.С. «Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции». - СПб.: ИГУП, 1996.
.Исламшина Т.Г. «Молодежные субкультуры. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та», 1997.
.Кофырин Н.В. «Проблемы изучения неформальных групп молодежи. Социологические исследования». 1991. №1
.ЛисовскийВ.Т. «Социология молодёжи». М.1996. С. 340.
.«Социология молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ, 1996
.Юшенков С. «Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития», М., 1998