Роль римского частного права в истории права
ВВЕДЕНИЕ
«Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное - то, которое относится к пользе отдельных лиц» (D 1.1.1.2.).
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародившееся в VIII в. до н.э. в средней части Италии, Лациуме развивалось и действовало в течение 13 столетий - до эпохи императора Юстиниана (527-565 гг). Даже с падением Римской империи римское право, как известно, не отжило своего века. Эта правовая система изучается в университетах современного мира как специальный предмет.
В чем же состоит значение римского права? Оно лежит в основе всей современной цивилистической науки и в этом качестве составляет фундамент теории гражданского права.
Но откуда взялось само римское право и на чём оно было основано? В основе римского лежит сакральное право. Эта и есть первичное право с которого всё началось. Принято считать, что в классическом римском праве (I-III вв. н.э.), подразделявшемся на публичное и частное, сакральным нормам почти уже не было места.
И поэтому считаю нужным раскрыть тему сакрального права, так как именно оно стало тем фундаментом без которого не существовало бы римского права. А именно изучить архаический и до архаический периоды.
И показать как римское право повлияло на современную юрисдикцию.
Римское право, его значение в истории правового развития человечества и в современной юриспруденции
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародилось оно в далекой глубине времен-тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узко-национальным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории. Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себе другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близ лежащие острова, перебрасывается на все побережья Средиземного моря, - и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира. Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями. Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от, всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность. Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм-основные начала этого целого. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде-Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары-новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново. Но это «кажется» обманчиво. Ha некоторое время, действительно, ход общечеловеческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся большою массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все. Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры, античного искусства. Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, что было нужно. Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит в местное и национальное законодательство,-совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения - лишь с 1 Января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних. Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук, дошел до современных ученых всех наций. Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно-в Германии, Франции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писанный разум, за ratio scripta. Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и, когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права-с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше. Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права - римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга:-«durch das römische Recht, aber über dasselbe hinaus» - «через римское право, но вперед, дальше его». Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях-такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.
История сакрального права
Святость - это атрибут Божества <#"justify">Древние люди мыслили себя частью существующего мира - космоса, природы, а космическими или природными законами управляли боги. Поэтому религия и религиозные нормы играли большую роль в эпоху архаики. Первоначальное, естественно выработанное поколениями людей право мыслилось ими как право божественное - священное, оно было тесно связано с религиозными ритуалами, вплетенными в повседневную жизнь. Лишь образование более крупных коллективов, чем родовая или соседская община, повело к образованию светского права, устанавливавшегося народом. В римской истории считалось, что разделение на право божественное (ius divinum) и право человеческое (ius humanum) произошло после Ромула, то есть с момента основания города. Естественно, что первоначально и долгое время человеческое право не было свободно от влияния божественного. Поэтому оно носило название священного или сакрального права (ius sacrum).
В архаическом Риме всякое договорное отношение сопровождалось ритуалом умилостивительных жертвоприношений и сакральных клятв. Первоначальные договоры делились на две группы: 1) обязательства общины, представлявшего ее должностного лица или частного человека непосредственно с богом; 2) обязательства между частными лицами, сопровождавшиеся сакральными клятвами. Римляне согласовывали с волей божества всякое общественное или частное мероприятие, будь то военный поход, сражение, строительство здания или покупка земли, арендный договор или судебное разбирательство. При этом они давали обет богу в случае удачного завершения предприятия поделиться долей дохода с божеством. Обет-обязательство давали либо в устной, либо в письменной форме - на вотивных табличках. В таких условиях особую роль в обществе выполняли жрецы, как толкователи воли богов. По представлениям древних именно жрецы имели исключительное право на заключение обязательства с богом, а следовательно, право регулировать общественную жизнь общины, руководствуясь божественным правом - то есть правом, предоставленным самими богами.
В качестве хранителей права жрецы объединялись в коллегии:
. Понтифики ведали календарем, судопроизводством, частным правом. Эта коллегия считалась наиболее могущественной в силу того, что понтифики были связаны со всей совокупностью римских богов. Фактически они осуществляли контроль за частной жизнью римлян.
. Авгуры как гадатели по полету птиц (ауспиции) были тесно связаны с должностными лицами и публичным правом.
. Гаруспики, этрусского происхождения, были жрецами, гадавшими по печени жертвенных животных.
. Фециалы ведали отношениями с соседями, то есть международным правом. Они хранили формулы заключения межобщинных договоров, объявления войны и заключения мира.
Все первоначальные обязательства покоились на клятве, приносившейся богам, согласно которой поклявшийся был обязан что-либо дать или сделать. Эта клятва приносилась в специально установленной форме. Каждому случаю соответствовала определенная формула обязательства. Такая формула называлась nuncupatio. На языке формул можно было разговаривать с богами. Знание этих формул принадлежало жрецам. Без соблюдения формулы обязательство считалось недействительным, а следовательно - сделка незаключенной. Фактически в архаическую эпоху не существовало различия между молитвой богам и юридическим обязательством. Договорные отношения между частными лицами также имели чисто сакральную форму. Царь Нума Помпилий построил храм богини Верности (Fides), в котором римляне могли скреплять религиозной клятвой заключаемые между собой контракты. Клятва также носила название - fides. Жертвенное возлияние во время заключения обязательства называлось - spondeum. Нарушение клятвы или присяги, поскольку клялись богами, первоначально влекло за собой посвящение человека богам. Он объявлялся homo sacer. Такой нарушитель клятвы верности должен был приноситься в жертву тому богу, которого обманул. Позднее, с отменой человеческих жертвоприношений, homo sacer мог быть просто безнаказанно убит любым лицом. Чтобы избежать смерти, нарушитель клятвы отправлялся в изгнание (= непризнание отеческими богами) до тех пор, пока над ним не производился обряд очищения. Этот обряд был связан с освобождением от клятвы - consecratio и производился жрецами-понтификами. Название «санкция» по-видимому, произошло от имени римского бога Санк (Sancus). В классическое время он уже не входил в пантеон крупнейших римских богов, но в архаическое время он был одной из ипостасей могущественного бога Януса. Янус, в классическую эпоху бог входа и выхода, бог дверей, с течением времени отошел на второй план, уступив первенство сначала Сатурну, а затем Юпитеру. В догородскую эпоху Янус, по-видимому, был главным божеством, контролировавшим начала и завершения всех дел мира. Одним из его имен, в состав которого входило понятие верности (fides), было Dius Fidius. Образцом сакрального права было наказание патрона в случае, если он обманет клиента. Он объявлялся посвященным богам, то есть объявлялся вне закона, так как подлежал мщению богов. Весталки, если нарушали обет целомудрия, посвящались подземным богам - живыми их замуровывали в специальном подземном помещении. Обряд заключения брака - confarreatio - имел форму религиозного ритуала. Семейный очаг считался священным, поэтому женщину из чужого коллектива можно было допустить к нему только после совершения имевших магическую форму обрядов. В обряде, который был не только религиозным ритуалом, но и юридическим соглашением между двумя семейными коллективами, принимал участие верховный понтифик и весталки. Общественная земля и скот обычно сдавались в аренду - первоначально аренда заключалась на один год. Арендный договор заключался в начале марта, когда начинался римский год. Его заключение было связано с особым религиозным ритуалом. Понтифики обращались к богу с мольбой о процветании достояния римлян. В сакральной клятве они обещали за это обильные жертвоприношения. Затем фиксировался сам арендный договор, в состав которого входило назначение специальных лиц для кормления зерном священных гусей Юноны и окрашивания статуи Юпитера красной охрой. Зерно символизировало арендную плату, а красная краска - кровь жертв Юпитеру. В конце года в праздник Сатурналии (17-23 декабря) в казну-эрарий, которая находилась в храме Сатурна, вносился налог - арендная плата в размере 1∕10 части урожая и приплода скота. Эта десятина (decima) было формой жертвоприношения богам. Первоначально выплата частных долгов осуществлялась римлянами в ноябре. Несостоятельный должник, нарушивший свое обязательство, во время декабрьских Сатурналий приносился в жертву на алтаре Сатурна. Позднее его жертвоприношение было заменено продажей в рабство. Сатурн - древнейшее божество Лация, требовавшее человеческих жертвоприношений. Во время праздника человеческие жертвы символизировали посланцев каждого гентильного коллектива к Сатурну. По преданию, Геркулес заменил человеческие жертвы принесением Сатурну восковых свечей, которые символизировали души римлян. Искупительная жертва осталась одна: на время праздника избирался царь Сатурналий, который в конце праздничной недели ритуально убивался.
Общественная и экономическая жизнь римлян, как и других народов на стадии догосударственного развития, подчинялись естественному годовому циклу, но его оформление в календарь было сакрализовано, поскольку годовой цикл был частью природы - сферы богов. Дни делились на dies fasti et nefasti. Это деление было связано с понятием fas - право, связывавшее людей с богами. Dies fasti - это дни, в которые можно было обращаться к богам и одновременно вести публичные дела. Dies nefasti - в которые нельзя было совершать публичные акты, собирать народное собрание. Заведовали календарем жрецы - понтифики. Они же хранили записи правовых норм, занимались их толкованием и объяснением непосвященным. Рядовым римлянам весь комплекс правовых норм не был доступен, поскольку они не были опубликованы. Вследствие этого роль понтификов была очень велика - их коллегия была главной хранительницей права в архаическом Риме. Верховный понтифик, видимо, был не только главным жрецом Рима, но и высшим авторитетом в юридических вопросах. Как сообщали Цицерон и Иоанн Лид, в царскую эпоху понтифики были не только жрецами, но и исполняли управленческие функции, такие, которые впоследствии при республике стали исполнять выборные магистраты. Этимология слова pontifices =«строители моста». Античные авторы, а вслед за ними и многие современные, понимают это выражение в том смысле, что понтифики отвечали за содержание в порядке древнейшего Свайного моста через Тибр. Однако логичнее видеть в этом мосте - мост между двумя мирами, миром римской общины и миром богов, в котором обитали и предки. Понтифики - это те, кто поддерживал связь (мост) с богами, кто хранил fas.
Трактат Цицерона
Изначально книг было не меньше 5, но сохранилось всего 3 книги, в которых Цицерон дает в сокращенном виде свои законы и комментарии к ним.
В первой части этих законов он излагает право жертвоприношений и жрецов, во второй части - право магистратов. В изложении Цицерона система римского цивильного права делилась на три части и первую, самую важную часть, которую Цицерон называет legum leges, он отводит именно для leges de religione. Эта часть имеет следующий порядок изложения:
. Перечисляются требования к лицам, обращающимся к богам, говорится об их принадлежности к городу или деревне, к определенной ветви рода и определенному предку (И. 19).
. Далее речь идет о фастах, т.е. об определенных днях принесения тех или иных жертвоприношений.
. Рассматриваются обязанности жрецов, причем главное внимание
уделяется трем категориям жрецов: понтификам, квиндецемвирам священнодействий и авгурам (II. 20-21).
. В четвертой части Цицерон рассматривает sacra publica - наказания за религиозные преступления, нарушение обетов и консекрацию.
. Пятая часть посвящена sacra privata и регламентации частного погребального обряда.
Книги Варрона о божественных вещах
У Варрона, в изложении Августина (August. De civ. Dei. VI. 3), можем также наблюдать модель системы сакрального права. Варрон отталкивался «от комплексной религиозно-правовой конструкции, разработанной римскими жрецами». Всё изложение rerum divinarum состоит из пяти частей, каждая из которых соответственно касается людей, мест, времени, культов и богов. Это изложение в свою очередь соотносится с четырехчастным делением изложения rerum humanarum: люди - места - время - вещи.
Особенно важным представляется показанное Августином более дробное тематическое деление книг Варрона о божественных вещах:
-я часть De hominibus:
. Книга о понтификах.
. Книга об авгурах.
. Книга о квиндецемвирах.
Обращает на себя внимание аналогичность этого деления на три основные категории жрецов с рассмотренным выше делением в De legibus
Цицерона.
-я часть De locis:
. Книга о святилищах.
. Книга о храмах.
Это деление близко к упоминанию Цицероном городских delubra,
сельских lucos и sedes larum.
-я часть De temporibus посвящена фастам:
. Книга о днях жертвоприношений.
. Книга о цирковых играх.
. Книга о театральных представлениях.
Этой части мы также находим аналогию у Цицерона (De leg.
И. 19-20).
-я часть De sacris:
1. Книга о консекрации.
. Книга о sacra privata.
. Книга о sacra publica.
Те же самые подразделы мы находим и у Цицерона (De leg. II. 22).
Единственное различие состоит в порядке изложения отдельных частей: у Варрона sacra publica следует после sacra privata, у Цицерона -наоборот.
-я часть De diis:
. Книга об известных богах.
. Книга о неизвестных богах.
. Книга о главных богах.
Характеризуя порядок изложения сакрального права в целом у Варрона, следует подчеркнуть, что если составные его части практически совпадают с составными частями в De legibus Цицерона, то порядок изложения у него часто прямо противоположный: Варрон начинает с менее важных, с точки зрения римлян, форм и институтов и заканчивает наиболее важными.
цицерон варрон сакральный правовой
Дионисий Галикарнасский (греческий историк) обращает внимание на порядок изложения сакрального права в самом законодательстве Нумы Помпилия. Дионисий в отличие от Цицерона и Варрона, которые отражали только известное им сакральное право и законодательство 1 века до нашей эры, претендовал на описание древнейшего сакрального законодательства - 7 в. до н. э. Дионисий делит все законодательство Нумы на две части:
·«законодательство о религии»;
·многочисленные законы, касающиеся частной жизни граждан;
Вся первая часть - о религии - была разделена на восемь частей:
. В первой части излагались нормы о 30 курионах и соответственно о священнодействиях, которые римляне называли sacra pro curis .
. Во второй части располагались нормы о фламинах и соответственно sacra pro montibus.
. Третья часть была посвящена предводителям целеров и назначенным им жертвоприношениям, в которых вполне угадываются sacra pro sacellis.
. Четвертую часть законодательства Дионисий связывает с авгурами.
. Пятая часть касается весталок.
. Шестая часть описывает пляски салиев.
. Седьмая часть касается фециалов и их ритуалов объявления войны.
. Наконец, только восьмую часть законодательства Нумы Помпилия Дионисий связывает с понтификами.
ВЫВОД
Практически вся жизнь первоначальной римской общины регулировалась сакральным правом. Это сакральное право выражалось в так называемых «священных законах» (leges sacratae). Священные законы были самыми разнообразными по содержанию юридическими нормами, объединенными лишь одной общей чертой - сакральной санкцией. Это были своего рода религиозные запреты, регламентировавшие не только порядок совершения богослужения, но и самые разнообразные стороны частной и общественной жизни. Нарушение этих запретов (табу) вело либо к человеческим жертвоприношениям, либо к обильным искупительным жертвам, приносившимся разгневанным богам. За соблюдением этих религиозных запретов следили понтифики, имевшие власть судить и казнить. Священные законы представляли ту стадию в развитии права, когда оно еще не вполне отделилось от религиозных институтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Сакральные истоки национально-государственной идентичности России / О.Б.Васильева. - (Антропология и этногенез) // Политика и общество. - 2010. N 9 (75). - С.88-93. - Библиогр.: с. 93. - ISSN 1812-8696.
2.Гражданская религия: от сакральности божественной к сакральности человеческой / П. К. Гречко // Философские науки. - 2012. - № 4. - С. 11-26. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с.25-26. - ISSN 0235-1188.
.Критерий сакральности / секулярности власти и права в условиях глобализации / Е. В. Скурко. - (Теория права и государства) // Известия вузов. Правоведение. - 2007. - № 4. - С. 43-50. - Библиогр. в сносках. - ISSN 0131-8039.
.Сакральное право и эволюция так называемых "царских законов" в 8- 3 вв. до н. э. /Л. Л. Кофанов // Вестник древней истории. - 2006. - N 1. - С. 48-71. - s, 2006, - Научная библиотека Тверского государственного университета. - N 1. - С. 48-71. - ISSN 0321-0391.