Бухгалтерский учет расчетов по налогам в розничной торговле
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Бухгалтерский учет
расчетов по налогам в организациях розничной торговли
1.1 Нормативное
регулирование бухгалтерского учета расчетов по налогам
в розничной торговле
1.2 Понятия, функции
и виды налогов, уплачиваемые организациями розничной торговли, налоговые режимы
1.3 Синтетический и
аналитический учет расчетов по налогам
2.Анализ отчетности
по налогам в организациях розничной торговли
2.1 Значение, задачи
и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота
2.2 Анализ
налогообложения, распределения и использования доходов и прибыли в торговле
Заключение
Список используемой
литературы
Введение.
Бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой
активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия
решений руководством компаний.
Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют
информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне
предприятия.
Руководители, принимающие решения используют бухгалтерскую информацию для
составления практичных бизнес планов. В течение определенного временного цикла
бухгалтерия измеряет, результаты деятельности и докладывает эти результаты
руководству.
И именно поэтому бухгалтерский учет актуален во все времена, а,
следовательно, углубляясь в бухучет, в налоги и налогообложение, в анализ
финансовой отчетности предприятия актуальна и тема моей курсовой работы: «Бухгалтерский
учет расчетов по налогам и анализ отчетности по налогам в организациях
розничной торговли».
Чтобы разобраться в вопросах организации бухгалтерского учета на
предприятиях розничной торговли, необходимо обратиться к нормативным документам
и четко представлять, что подразумевается под такими понятиями, как: розничная
торговля, налоги, налоговая система, бухгалтерская отчетность.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной
деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является
розничный товарооборот. В сфере розничной торговли заканчивается процесс
обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная
торговля- реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля подразделяется по формам собственности на государственную,
коллективную, совместную, частную, смешанную.
Налоги – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в
определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных
видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются
определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Одна из функций
налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей
и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима
налогообложения и существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время в Налоговом кодексе
Российской Федерации установлены четыре специальных налоговых режима, к ним
относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей,
упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о
разделе продукции.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном
и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной
деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам.
Анализ налогообложения обычно начинают с изучения
правильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности их
уплаты и выявления возможностей
оптимизации. Далее переходят к анализу и
оценке, выполнения плана и динамики
налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными
показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов
налогов и других обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или
снижения по сравнению с планом и прошлыми годами. Необходимо изучить темпы изменения
сумм налогов и других обязательных платежей в увязке с анализом темпов роста(снижения) основных показателей
хозяйственной, финансовой и другой деятельности предприятия (товарооборота,
производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных
активов, доходов, прибыли, рентабельности и др.). Опережающие темпы роста налогов
по сравнению с темпами развития показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия свидетельствуют о
неоптимальности налогообложения и хозяйствования, а иногда и о фискальной
политике государства.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение
особенностей бухгалтерского учета расчетов по налогам, а также анализа
отчетности по налогам в организациях розничной торговли.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.
В первой главе рассмотреть
нормативное регулирование бухгалтерского учета; налоги и налоговые режимы
организаций розничной торговли, а также синтетический и аналитический учет
налогообложения.
2.
Во второй главе значении,
задачи и методику анализа отчетности по налогам в организациях розничной
торговли.
1. Бухгалтерский учет расчетов по налогам в
организациях розничной торговли.
1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского
учета расчетов по налогам.
Общее правовое и методологическое
руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и
Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства
РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998
г. № 382-Р. С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерского учета в
период перехода к рыночной экономике России, одобренная Методологическим
советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом
Института профессиональных бухгалтеров в декабре 1997 г., в которой были
сформулированы принципы построения российской системы бухгалтерского учета в
ближайшие десять-пятнадцать лет.
В России ведется постоянная работа по
совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского
учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень — законы, указы
Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации,
устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения
бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах
и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
должны соответствовать Федеральному закону “О бухгалтерском учете”. Второй
уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты),
утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые
Правительством России.
В настоящее время издано девятнадцать
Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень — методические указания,
инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и
утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами
исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в
развитие документов первого и второго уровня. Сюда относятся Планы счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
инструкции по их применению.
Четвертый уровень — документы по
организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества,
обязательств и хозяйственных операций, которые носят обязательный характер.
Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего
пользования, утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной
политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и
взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет
руководитель организации.
В последние годы в системе ведения бухгалтерского учета в России
произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при
разработке учетной политики предприятие должно обязательно исходить из
Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций
и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов, особенно
нового Плана счетов.
Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31.07.1998 N
146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)(ред. от 17.05.2007) - устанавливает общие
правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное
применение или неприменение.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от
21.11.1996 N 129-ФЗ
(ред. от 26.03.2007) (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) определяет, что объектами
бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства,
хозяйственные операции и расчеты с бюджетом, осуществляемые организациями в
процессе их деятельности.
ПБУ 18/02 «Учет расчетов налога на прибыль»,
утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н устанавливает правила
формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской
отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций,
признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке
налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и
бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего
прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми
актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации), и налоговой базы по
налогу на прибыль за отчетный период), рассчитанной в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от
31.10.2000 № 94 (в ред. от 18.09.2006) для учета расчетов по налогам
предусматривает следующие счета:
Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
предназначен для обобщения информации об уплаченных организацией суммах налога
ни добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и
услугам.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения
информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым
организацией.
Счет 69 «Расчеты о социальному страхованию и обеспечению»- предназначен
для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному
обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от
13.06.1995 N 49
устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых
обязательств организации и оформления ее результатов. Также указано, что инвентаризация
расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом,
покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами,
другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм,
числящихся на счетах бухгалтерского учета. Для обеспечения достоверности данных
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить
инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и
документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, а также общая
сверка расчетов с бюджетом.
1.2. Понятие, функции и виды налогов,
уплачиваемые организациями розничной торговли.
Налог - это
обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом
размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении
и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют
налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Экономическая
сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у
государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения
объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение -
мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог
может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей
функциями:
- Фискальной - изъятие
части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующей - при
помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса,
капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение
вторичных.
- Регулирующей -
регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
- Распределительной и перераспределительной - при помощи налога распределяет и
перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и
формирует вторичные.
- Социальной - за счет
налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:
освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольной - при помощи
налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат
и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.
Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все
функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами
проявления категории налога являются виды налоговых платежей,
устанавливаемыми законодательными органами власти.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных
начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно
служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев
населения.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на
прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного
хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим
объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не
только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности
предприятий в повышении эффективности производства улучшении его
материально - технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога
ориентирована в основном на фискальный эффект.
Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога
не только с получаемых доходов, но и со стоимости
имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода
предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть
налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов
хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства.
При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди
которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную
стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой
на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между
стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного
налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные
налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены
товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как
правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного
бюджета получаемой производителями сверхприбыли.
Среди мер,
направленных на увеличение поступления налоговых платежей в бюджеты субъектов
Российской Федерации, особое место принадлежит введению единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата ЕНВД заменяет уплату НДС (за исключением налога на добавленную
стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ),
налога на имущество, ЕСН, налога на прибыль (для организаций) или налога на
доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в общеустановленном
порядке. Они являются вычетом по этому налогу. Однако этот вычет не может
снизить ЕНВД более чем на 50%.
Другие налоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с общим режимом
налогообложения (ст. 346.26 НК РФ). Если раньше
предприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВД только при
численности работников не более 30 чел., а предприятия общественного питания —
50 чел., то теперь численность не ограничивается, но торговый зал не должен
превышать 150 м2, автотранспортные услуги могут оказываться при
любой численности сотрудников, но не более, чем двадцатью автомобилями.
Плательщиками
единого налога с вмененного дохода согласно ст.3 Федерального закона являются
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
предпринимательскую деятельность.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида
предпринимательской деятельности используются физические показатели,
характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая
доходность в месяц согласно п.3 ст.346.29 НК РФ.
Применение
упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 «Упрощенная система
налогообложения» НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход на УСН
осуществляется добровольно. УСН, в отличие от системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а
не на какой-либо отдельный вид деятельности. Применение УСН предусматривает замену
уплаты ряда налогов уплатой единого или минимального налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Не уплачивают налоги организации:
- налог на прибыль организаций;
- единый социальный налог.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную
систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную
стоимость за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.
Перечень налогов является закрытым, а иные налоги уплачиваются ими в
соответствии с общим режимом налогообложения.
Плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные
предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие её в порядке, установленном
гл.26.2 НК РФ.
Законодатель поставил возможность применения организациями УСН в
зависимость от:
·
осуществляемых видов
деятельности;
·
наличия филиалов и
представительств;
·
доли участия других
организаций;
·
применения других
специальных налоговых режимов;
·
средней численности
работников;
·
остаточной стоимости ОС и
НМА;
·
доходов от реализации.
Организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если по
итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о
переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей
249 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную
стоимость).
Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения
осуществляется в заявительном порядке. Организации подают заявление о переходе
на УСН в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные
предприниматели - по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября
по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики
переходят на упрощенную систему налогообложения.
Организации или индивидуальные предприниматели не вправе применять УСН
либо утрачивают право применения данного специального налогового режима с начала
того квартала, в котором их доход, численность работников или стоимость основных
средств и нематериальных активов от всех видов осуществляемой деятельности
превысит установленные ограничения.
1.3.
Синтетический и
аналитический учет налогов.
Синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о
видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным
экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского
учета.
Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 «Налог на
добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и
сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам
организация- заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным
средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
и др.
По основным средствам, нематериальным активам и
материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС,
учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости: от направления использования приобретенных объектов
в дебет счетов:
68 «Расчеты по налогам и сборам» — при производственном использовании; учета источников
покрытия затрат на непроизводственные нужды (29, 91, 86) — при использовании на
непроизводственные нужды; 91 «Прочие доходы и расходы» — при продаже этого имущества.
Суммы налога по основным средствам, нематериальным
активам,
иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам),
подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении
операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство
(20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.), а по основным средствам и
нематериальным активам — учитывают вместе с затратами по их приобретению.
При продаже продукции или другого имущества
исчисленная сумма
налога отражается по дебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и
кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при
продаже «по отгрузке»), или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при продаже «по
оплате»). При использовании
счета 76 сумма НДС как задолженность перед бюджетом будет начислена после оплаты
продукции покупателем (дебет счета 76, кредит счета 68). Погашение задолженности перед
бюджетом по НДС отражается по дебету счета 68 и кредиту счетов учета денежных средств.
При начислении налога на прибыль дебетуют счет 99 «Прибыли и
убытки» и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Причитающиеся налоговые санкции
оформляют такой
же бухгалтерской записью. Перечисленные суммы налоговых платежей списывают с расчетного
счета или других подобных счетов в
дебет счета 68.
Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на
доходы физических лиц ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет
«Расчеты по налогу на доходы
физических лиц».
Начисление налога на доходы физических лиц отражают
с помощью
одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):
Дт сч. 70 — Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на
доходы физических
лиц» — удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам экономического субъекта;
Дт сч. 75-2 — Кт сч. 68, субсчет
«Расчеты по налогу на доходы физических
лиц» — удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных учредителям (участникам), если они не
являются работниками экономического субъекта;
Дт сч. 76 — Кт сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу
на доходы физических лиц» — удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам.
Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на имущество
организации ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на
имущество». Начисленная
сумма налога отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и
дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Перечисление суммы налога на имущество в
бюджет отражается в бухгалтерском
учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета
51 «Расчетный счет».
Плательщиками транспортного налога являются
организации и
физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения.
Налоговые ставки устанавливаются субъектами Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или
валовой вместимости транспортных
средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного
средства или единицу транспортного
средства на основе ставок, установленных Налоговым кодексом Российской
Федерации.
Платежи по транспортному налогу включаются
плательщиком в
состав себестоимости продукции (работ, услуг). Начисление налога отражают по дебету
счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. и кредиту
счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей
автомобильных дорог».
Аналитический учет – это учет, который ведется в лицевых, материальных и
иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную
информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри
каждого синтетического счета.
Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» имеет субсчета:
19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении
основных средств» - учитываются
уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную
стоимость, относящиеся к строительству и
приобретению объектов основных средств (включая отдельные объекты
основных средств, земельные участки и объекты природопользования).
19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным
нематериальным активам» - учитываются
уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога на добавленную
стоимость, относящиеся к приобретению нематериальных активов.
19-3 «Налог на добавленную стоимость по
приобретенным материально-производственным запасам» - учитываются уплаченные (при-, читающиеся к уплате)
организацией суммы налога на добавленную стоимость, относящиеся к приобретению
сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а
также товаров.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - аналитический учет ведется по
видам налогов.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69
"Расчеты по социальному страхованию и обеспечению могут быть открыты
субсчета:
Субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по
социальному страхованию работников организации.
Субсчет 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются
расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.
Субсчет 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию"
учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников
организации.
2. Анализ отчетности по налогам в организациях
розничной торговли.
2.1. Значения, задачи и информационное
обеспечения анализа розничного товарооборота.
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по
которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Он включает продажу товаров населению для
личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного
потребления и текущих, хозяйственных нужд. В настоящее время население
республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через
розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления. В условиях формирования рыночных
отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для
оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни
народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен
изучаться и оцениваться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для
определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо
фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары.
Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный
товарооборот, как удовлетворяется спрос на
товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота,
обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование
разумных потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.
Исходя из изложенного, основные задачи анализа розничного товарооборота
могут быть сведены к следующим:
1) проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения
покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов, по показателям торговой
деятельности; определение тенденций экономического и социального
развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности,
напряженности, оптимальности планов;
2) изучение, количественное измерение и обобщение
влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота;
комплексная оценка торговой
деятельности предприятия;
3) выявление путей, возможностей и резервов роста
товарооборота, повышения качества
обслуживания покупателей эффективности использования материально-технической
базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
4) разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих
решений по развитию розничного товарооборота, торговой деятельности
предприятия.
В процессе анализа розничного товарооборота
используют данные планов,
бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего
учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического
и социального развития внеучетные источники информации, материалы личных
наблюдений и хронометража. При машинной
обработке экономической информации используют данные машинограмм или информация
непосредственно считывается о дисплеев и других технических средств. Фактический
объем розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Основными
формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного
товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах
товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и
запасах товаров (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной
торговле» (квартальная). В «Отчете о товарообороте
и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за
месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация
приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет
проанализировать динамику розничного товарооборота. В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» раздельно показывается розничный
товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. В нем также выделяются розничная
реализация продукции собственного производства, продажа
продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.
В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится
информация о реализации
продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях.
Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на
складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в
разрезе основных товарных групп и товаров).
«Отчет по розничной торговле» составляется
нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация
о продаже товаров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на
конец отчетного периода (в
разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственной групп товаров). Во
втором разделе «Отчета по розничной торговле» содержатся сведения в натуральных
и стоимостных измерителях о продаже
населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе -
о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой
сети и на складах на конец отчетного периода. В
четвертом разделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную
сеть) на конец отчетного года.
В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете
по розничной торговле»
розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует
учитывать при анализе.
В плодоовощной торговле составляют месячные,
квартальные и годовой «Отчеты о
движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции», где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе
плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и
годовой «Отчеты о поступлении, продаже и остатках
товаров», в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой
продаже и остатках книжных товаров. Информацию о розничном товарообороте
за месяц можно взять из регистров
бухгалтерского учета по счету «Реализация продукции (работ и услуг)»,
данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения
товаров. Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной
деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы
государственных органов управления, вышестоящей организации,
утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т. п.
2.2. Анализ налогообложения, распределения и
использования доходов и прибыли в торговле.
Важным вопросом анализа хозяйственной деятельности является изучение и оценка распределения и использования
доходов и прибыли. Распределение доходов и прибыли производится в соответствии
с Законом Российской Федерации о налогах и сборах, другими нормативными документами
и уставом предприятия. По установленным ставкам из прибыли производится
начисление налога в доход государственного бюджета. Предприятия платят также из
прибыли налог на недвижимость и осуществляет другие налоговые платежи,
установленные законодательством. За счет валового дохода производится взимание
налога на добавленную стоимость, акцизов и
некоторых других обязательных платежей. Ряд налогов (налоги на землю,
топливо, экологический, чрезвычайный и др.) отражаются на издержках обращения. Предприятия по установленным ставкам уплачивают налоги от полученных доходов (прибыли)
от казино, от эксплуатация игровых автоматов с денежным выигрышем, от биржевой
и брокерской деятельности, от продажи
товаров и другого имущества на аукционах,
от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг.
Действующая налоговая система должна давать
предприятию четкую ориентацию на те направления деятельности, которые могли бы ослабить
налоговое бремя. Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную функцию, но и
функции управления, регулирования, стимулирования. Тяжесть налогового
бремени принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых предприятием налогов и
других обязательных платежей к выручке от реализации продукции, товаров и
прочих активов. Рекомендации о
снижении налогов законными способами содержатся
в многочисленных публикациях по этому вопросу. Большинство из них достаточно
аргументированы и представляют большой практический интерес. Это использование части доходов и прибыли
на цели, льготируемые при их налогообложении. Самое главное в распределении и
использовании доходов и прибыли - это
сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Хозяйственная
практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных
критериев распределения и использования прибыли. При ее распределении субъект
хозяйствования должен руководствоваться только действующим законодательством,
своим уставом и собственными интересами.
Анализ налогообложения обычно начинают с изучения
правильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности их
уплаты и выявления возможностей
оптимизации. В частности, выявляют случаи и
причины занижения и сокрытия доходов и прибыли, других объектов
налогообложения, определяют экономические санкции, потери и убытки для
предприятия за счет этого, виновников выявленных нарушений, принимают меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины и другой экономической работы.
Расчет налоговой базы для налога на прибыль за
отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в
соответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ, исходя из данных налогового
учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать
следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая
база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в
отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг)
собственного производства, а также выручка от реализации имущества,
имущественных прав.
- выручка от реализации ценных бумаг, не
обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации ценных бумаг,
обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации покупных товаров;
- выручка от реализации основных средств;
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном
(налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
- расходы на производство и реализацию товаров
(работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при
реализации имущества, имущественных прав.
- расходы, понесенные при реализации ценных
бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- расходы, понесенные при реализации ценных
бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- расходы, понесенные при реализации покупных
товаров;
- расходы, связанные с реализацией основных
средств;
- расходы, понесенные обслуживающими
производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4.Прибыль (убыток) от реализации, в том
числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ,
услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации
имущества, имущественных прав
2) прибыль (убыток) от реализации ценных
бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных
бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных
товаров;
5) прибыль (убыток) от реализации основных
средств;
6) прибыль (убыток) от реализации
обслуживающих производств и хозяйств.
Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
5. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Прибыль (убыток) от внереализационных
операций.
7. Для определения суммы прибыли, подлежащей
налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего
переносу.
Далее переходят к анализу и оценке, выполнения плана и динамики
налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные,
так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности,
являются удельный вес (доля) отдельных видов налогов и других обязательных
платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения по сравнению с планом и
прошлыми годами.
Результаты анализа оформляются составлением специальной таблицы. В ней налоги и другие обязательные платежи
группируются по источникам формирования:
1) относимые на издержки обращения;
2) уплачиваемые за счет валового дохода;
3) взимаемые из прибыли;
4) начисляемые за счет других источников.
Особое внимание уделяется анализу оптимальности налогообложения. Как известно, налоги являются не только
источником пополнения государственного
и местных бюджетов, но и действенным регулятором экономических отношений
государства с юридическими и физическими лицами. Через систему ставок, льгот и
скидок налоги воздействуют на хозяйственную (предпринимательскую) деятельность
предприятий и других экономических подразделений. В связи с этим необходимо
изучить темпы изменения сумм налогов и других обязательных платежей в
увязке с анализом темпов роста(снижения)
основных показателей хозяйственной, финансовой и другой деятельности
предприятия (товарооборота, производительности труда, фондоотдачи,
оборачиваемости оборотных активов, доходов, прибыли, рентабельности и др.).
Опережающие темпы роста налогов по сравнению с темпами развития показателей
хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия свидетельствуют о неоптимальности налогообложения и
хозяйствования, а иногда и о фискальной политике государства.
Важным вопросом является изучение влияния факторов
на выполнение плана и динамику налогов.
Так, налог на прибыль зависит от изменения:
1) балансовой прибыли;
2) прибыли от дивидендов и приравненных к ним доходов;
3) налога на недвижимость;
4) льготируемой прибыли;
5) ставки налога на прибыль.
При анализе принято определять и изучать чистую прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Чистая прибыль рассчитывается вычитанием из балансовой прибыли платежей
из прибыли в бюджет и во внебюджетные фонды. Из чистой прибыли могут уплачиваться
штрафные санкции за нарушение действующей системы налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами, а также производятся другие
платежи, предусмотренные нормативными документами. Следовательно, прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, определяется вычитанием из чистой прибыли указанных выше
платежей.
Остающаяся в распоряжении торгового предприятия
прибыль расходуется на
формирование резервного фонда, других резервов, фондов накопления и потребления и может использоваться на
другие нужды предприятия. Средства
специальных фондов и резервов имеют целевое назначение и расходуются
согласно утвержденным сметам. Так, фонд накопления используется на развитие производства и торговли, техническое перевооружение
и реконструкцию предприятия, совершенствование торгово-производственных и
других технологических процессов. Фонд потребления расходуется на социальное развитие и социальную защищенность коллектива
предприятия (на повышение квалификации и общеобразовательного уровня работников, улучшение условий труда, охраны здоровья
работающих, социально-культурных и жилищно-бытовых условий и т. п.).
В процессе анализа изучают целесообразность и экономическую эффективность
распределения и использования чистой прибыли по отдельным направлениям. Так,
по прибыли, предназначенной для финансирования капитальных вложений, изучают,
нет ли случаев распыления средств по многим
объектам строительства, определяют эффективность и окупаемость капитальных
вложений. Эффективность капитальных вложений рассчитывают отношением годовой
суммы прибыли, полученной от ввода объектов строительства в эксплуатацию, к
затратам на капитальное строительство. Срок окупаемости капитальных
вложений определяют отношением затрат на возведение магазинов, другой торговой
сети к полученной ими годовой сумме прибыли.
При изучении использования прибыли на формирование
фонда накопления выясняют, как эффективно расходуются средства
этого фонда, как развивается и совершенствуется материально-техническая база
торгового предприятия. Оценивая эффективность использования прибыли на
создание фонда потребления, следует определить, как улучшаются условия
труда и быта работников предприятия, их материальный и культурный уровень.
Для оценки эффективности использования средств специальных фондов и
резервов исчисляют показатели стимулирования:
1) торговой деятельности (отношением
розничного товарооборота к сумме израсходованных средств резервов и
фондов);
2) трудовой деятельности (отношением производительности труда к сумме
использованных фондов специального назначения и резервов);
3) финансово-хозяйственной деятельности торгового
предприятия (отношением прибыли к израсходованным средствам специальных фондов
и резервов).
Их обычно изучают сопоставлением фактических показателей за отчетный год с
данными плана и ряда прошлых периодов. Для углубленной оценки стимулирующего
воздействия использования средств специальных фондов и резервов на
хозяйственную и другую деятельность предприятия рассчитывают обобщающий (интегральный)
показатель эффективности их использования. Он обычно определяется путем извлечения корня третьей степени из
значений показателей эффективности использования торговой, трудовой и
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. Интегральный показатель эффективности использования
средств специальных фондов и резервов оценивают по темпам его изменения по
сравнению с планом и в динамике.
Заключение.
В настоящее время, когда важнейшей задачей экономической политики
большинства государств мира является привлечение инвестиций, особую
актуальность приобретает вопрос формирования благоприятного климата для ведения
бизнеса в России.
Одно из важнейших составляющих такого климата по праву считается режим
налогообложения и налогового контроля в стране, та правовая среда, которая
сложилась в национальной экономике в сфере взаимопониманий налогоплательщиков и
контролирующих органов государства, распределения полномочий между ними.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и многое другое, несомненно, играет отрицательную роль,
особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям.
Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает
необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со
стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту
дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая
часть налоговой системы страны при рыночных отношениях.
Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению
справедливого (с точки зрения государства и предпринимателей) порядка
определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета
вмененного дохода, которая должна учитывать как правовой статус
предпринимателя, так и виды его деятельности.
Анализ практики применения единого налога на вмененный доход выявил
необходимость доработки федерального законодательства и обязанность приведения
региональных нормативно-правовых актов в соответствие с федеральными. Вместе с
тем субъекты РФ должны быть наделены правом изменить ставку этого налога и
устанавливать льготы. Субъекты розничной торговли являются стабильным
источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности
местных бюджетов. Розничная торговля является необходимым и неотъемлемым
субъектом рынка.
Формирование рыночных отношений в
стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют
дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной
продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой
предприятия.
В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только
давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и
другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать
резервы повышения эффективности использования экономического потенциала.
Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются
товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить
полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций,
связанных с их выбытием, а также своевременно уплатить налоги.
Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей,
необходимых для определения величины налоговых платежей.
Экономическая сущность налогов применяемых в розничной торговле
характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с
юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно
обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию
денежных средств в распоряжение государства.
Список используемой
литературы:
1.Налоговый кодекс
Российской Федерации - 2007г.
2. Федеральный закон
«О бухгалтерском учете» - 2007г.
3. ПБУ - 2007г.
4. План счетов -
2008г.
5. Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств -2005г.
6.Барышников Н.П.
Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение - 2003г.
7. Ефимов О.В.
Анализ финансовой отчетности – 2004г.
8. Кравченко Л. И.
Анализ хозяйственной деятельности в торговле – 2003г.
9. Козлова Е. П.
бухгалтерский учет – 2005г.
10. Перов А.В. Налоги
и налогообложение – 2005г.