Путешествие в страну рисования
Путешествие в страну Рисовандию.
( подготовительная группа)
Цель: Приобщать
детей к удивительному миру искусства, развивать в них фантазию творчества,
воображения.
Оборудование:
Костюмы водоноски, коробейника, кокошники и пояса для танца «
Гжельские узоры ».
Платочки, сарафаны для матрешек, силуэты посуды,
элементы гжельской росписи, гуашь, листы бумаги с
изображением , печатки, шапочки, разноцветные карандаши, магнитофонная
запись голоса « Ляпсуса-Тяпсуса».
Дети под музыку
входят в зал.
Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную
страну Рисовандию.
Вы знаете, что это за страна?
Ответ детей.
В этой стране
живут сказочные волшебники; по улицам разгуливают нарядные девочки и мальчики,
бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко, и
все вокруг переливается!
Жителям Рисовандии
нравится задавать вопросы и загадывать загадки гостям.
Я думаю, вы
сможете выполнить все задания волшебников из Рисовандии и это путешествие будет
для вас интересным!
Итак, в путь?!
Звучит музыка
(вальс), дети, медленно кружась, подходят к стульчикам, садятся.
Воспитатель:
Вот мы и на месте!
Смотрите, вот
прошла девочка-кисточка, а вот побежал быстрый мальчик-карандаш! Как здесь
светло, ярко!
Представьте себе,
что мы очутились в городе, в котором все серого цвета: и дома, и деревья, и
небо, и даже солнце. По серым улицам ходят серые люди, с серыми лицами, в серых
одеждах.
Что бы было?
(рассуждения
детей).
Воспитатель читает
стихотворение
А. Шлыгина
«Разноцветный шар земной».
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики красный
Цвет зеленый у листвы
Это так прекрасно!
Есть главные
и неглавные краски.
Какие цвета
являются основными и почему?
Верно:
красный, синий, желтый – основные.
С помощью этих цветов
можно получить остальные цвета.
Воспитатель
начинает читать стихи, а дети начинают смешивать краски, получая разные цвета,
затем рисуют на большом листе бумаги.
Воспитатель:
Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять?
А если нам краски по парам смешать?
Из синей и красной (вот этой)
Получим мы цвет (фиолетовый),
А синий мы с желтым смешаем
Какой мы цвет получаем (зеленый)
А красный плюс желтый
Для всех не секрет
Дадут нам конечно (оранжевый) цвет.
Воспитатель:
Порой во время дождя если прислушаться к его звукам, то кажется, что у всех
вещей есть голоса, что все вещи разговаривают, и ваши карандаши тоже.
Хотите послушать, о
чем они говорят?
Сценка, разговор
цветных карандашей.
(исполняют мальчики) звучит
музыка.
Слышите,
это говорит красный
карандаш.
« Я - мак, я - огонь, я –
пламя! »
Вслед за ним откликается
оранжевый
« Я - морковь, я –
апельсин, я - заря! »
Вслед за ним откликается желтый
« Я - пух утенка, я –
пшеница, я – солнце! »
И зеленый шелестит:
« Я - трава, я – сады, я
– леса! »
А голубой восклицает:
« Я – незабудка, я –
лед, я – небеса! »
И синий не отстает:
« Я - колокольчик, я –
чернила, я – море! »
А фиолетовый шепчет:
« Я – слива, я – сирень в
цвету, я – сумерки! »
Воспитатель: Но дождь смолкает, и вместе с ним смолкают голоса
цветных карандашей. Над горизонтом встает радуга (показ радуги на стене)
Над рекой, над городом
Вырос мост
Это стала радуга
Выше звезд.
И вместе с ней
вновь заговорили цветные карандаши.
Красный:
«Глядите! Радуга – это я!»
Оранжевый:
«И я!»
Желтый: « И
я! »
Зеленый: « И
я! »
Голубой: « И
я! »
Синий: « И
я! »
Фиолетовый:
« И я!»
Все рады! В радуге
над горизонтом и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Кто
не взглянет на радугу, всяк ею любуется!
Звучит песня «
Радуга» (на стихи Р. Голосовой).
Воспитатель: В
стране Рисовандии есть чудесная поляна. Вокруг поляны лес. И вот чудо! На
поляне весна, а в лесу уже настоящее лето (показывает на лес на стене).
Нравится вам летний лес? Давайте попробуем нарисовать такие же красивые
деревья.
Раздается голос:
Ха – ха – ха! Это я злой
волшебник великий Ляпсус-Тяпсус. Я похитил все кисточки и карандаши, какие были
в Рисовандии. Теперь чем хотите, тем и рисуйте.
Воспитатель:
Вот досада! Как быть? Может, попробуем нарисовать деревья без кисточек и
карандашей? А чем можно рисовать?
Конкурс « Нарисуем деревья».
Дети ( 4 – 6
человек ) рисуют на большом листе бумаги деревья пальчиком, мятой бумагой,
печатаньем.
Пока они рисуют, воспитатель
загадывает загадки:
Белый – белый пароход
Над деревьями плывет
Если станет синим,
Разразится ливнем. (облако)
Зеленые ребятки
Привязаны к грядкам. (огурцы)
На желтенькой тарелочке
Белый ободок
Мальчики и девочки
Что это за цветок. (ромашка)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке
Кто не пройдет
Всяк поклон ей отдает. (земляника)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой
На солнце почернела я –
И вот теперь я спелая. (смородина)
Ну–ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)
Воспитатель:
Молодцы, отгадали все загадки, а теперь подведите итоги конкурса.
Нарисуем деревья (рассматривает рисунки, делится впечатлениями) очень красивые
получились у нас деревья!
Я думаю, не
удалось злому, Ляпсусу-Тяпсусу испортить нам праздник, мы смогли выполнить
рисунки без кисточек и карандашей!
Жители волшебной
страны Рисовандии подготовили для нас небольшую выставку картин.
Показ.
А теперь
послушайте задание. Надо разделить эти репродукции по видам живописи:
портрет отложить
отдельно,
натюрморт
отдельно,
пейзажи – так же
отдельно.
После этого прочесть стихи о
своих картинах.
Задание выполняют
несколько человек, остальные дети наблюдают за их действиями, при необходимости
помогают.
Чтение стихов М.
Яснова « О картинах».
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется…(пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу
Или груши, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик. или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется … (портрет)
А сейчас еще одно
задание.
Знаете ли вы название этих картин
на стене? Подойдите ближе, рассмотрите картины..
Звучит тихая музыка, дети
рассматривают картины.
Воспитатель: Кто покажет картину художника Саврасова?
Как называется эта картина?
« Грачи прилетели »!
Покажите картину «
Золотая осень ». Кто ее написал?
Назовите авторов остальных
картин. Дети правильно отвечают.
Воспитатель:
Молодцы! И с этим заданием вы
справились! А теперь художниками будете вы.
Волшебники
Рисовандии предлагают вам:
Конкурс
Дорисуй!
На листе бумаги изображены
. К ним за три минуты надо подрисовать, что так что бы получился интересный
рисунок. Побеждает тот, у кого рисунок интереснее. Лист и краски спрятаны и фломастеры
под вашими стульчиками. Рисовать можно на полу сидя на корточках, так как
рисуют мелом на асфальте. Итак, начинаем!
Во время рисования звучит
тихая музыка. Затем производятся итоги конкурса.
Воспитатель:
На занятиях вы учились рисовать, знакомились с картинами великих
художников, многое узнали о народных промыслах. Вглядитесь в эту игрушку!
Под русскую народную
мелодию « Пошла, млада за водой» входит девочка в костюме дымковской водоноски.
На коромысле ведра; обходит зал, дает возможность полюбоваться собой.
Воспитатель:
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица –краса!
Нравится вам эта игрушка.
Откуда она? (Из Дымкова).
Приглашаем водоноску,
остаться с нами на нашем празднике.
Под мелодию «Пошла,
млада за водой» девочка идет по залу и садится вместе с детьми. Звучит музыка
«Коробейники».
Выходит мальчик в
костюме коробейника, на лотке под платком , что спрятано.
Коробейник:
А вот еще игрушка. Неслыханное чудо, не виданное диво! Что за игрушка отгадайте
загадку:
Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка
Красавица-девица
У нее сестрица
Каждая сестрица
Для маленькой темницы. (Матрешка)
Коробейник
показывает игрушку. Разбирает.
Дети определяют, сколько
сестриц у красавицы девицы.
Воспитатель:
Конечно же, это любимая всеми русская матрешка! Кто впервые изготовил матрешку?
( Токарь Звездочкин).
Кто придумал роспись для
матрешек? (Художник Малютин).
Почему всех этих кукол зовут
матрешками?
Девочки в костюмах матрешек
поют песню «Ой, да мы матрешки!» (музыка Т.Ломовой ) и исполняют танец
матрешек.
Воспитатель:
понравилось вам, как пели и танцевали матрешки? Давайте покажем, как вы умеете
танцевать?! Дети исполняют танец Полька.
Воспитатель:
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Дает задание
детям: найдите среди предметов декоративно-прикладного искусства изделие хохломских
мастеров. Как вы догадались, что, это Хохлома. А сейчас исполним частушки о
Хохломе:
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой!
Хохлома да хохлома
Разукрашу все дома
А потом всю улицу,
Петуха да курицу!
Бабка деда до обеда
Заставила рисовать-
Ведь красивую посуду
Щи приятно наливать.
Надою я молока
И налью котенку
Разрисую Хохломой
Милую буренку!
Воспитатель:
Вот такие замечательные, веселые частушки мы услышали! А теперь послушайте
стихи и скажите, о каком промысле говорится в них? Читает стихи И. Кадухина
«Гжель».
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно в всем народе
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретите, на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Почему Гжель
называют нежно-голубым чудом? Какие элементы есть в гжельской росписи? (Ответ
детей).
Игра : «Укрась
посуду Гжельским узором».
Дети украшают
силуэты посуды элементами гжельской росписи. Играют, разделившись на небольшие
группы. Побеждают те, у кого узор получился быстрее и лучше.
Наши девочки
приготовили красивый танец, который назвали «Гжельские узоры», звучит русская
народная мелодия « Светит месяц, светит ясный».
Ну, вот наше
удивительное путешествие по стране Рисовандии заканчивается, и нам пора
возвращаться в группу.
И в шесть и десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Цветы, рисунки, лес и сказки
Все нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
Исполняют песню
«Солнечный круг». По окончании песни в зале появляются воздушные разноцветные
шары.
Конспект – занятия.
Тема: Унылая пора (рисование по мокрому слою).
Цель: продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам
композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет,
как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок новые
цветовые тона.
Материал: листы бумаги, таз с водой, кисти, гуашь, акварель,
салфетки, банки для воды, (музыка «Времена года» П. И. Чайковского).
Предварительная
работа: рассматривание неба, деревьев
на участке, чтение произведений про осень.
Ход занятия.
- звучит музыка П.
И.Чайковского «Времена года», «осень».
Дети проходят и
садятся на ковер-самолет.
Продолжают слушать музыку и
представлять, что они видят через эту музыку.
- Дети, сейчас мы с
вами еще раз под эту мелодию полетим на ковре-самолете над своим родным краем,
и каждый увидит свой уголок родного края, который он хотел бы нарисовать.
А сейчас взялись
за руки на счет 1 – 2 – 3, закрыли глаза и мы полетели (так же звучит музыка).
Вот мы пролетаем, видим деревья, все желтые листья осыпаются.
Летим дальше и
видим горы, холмы, все красные, желтые горы в тумане, летим и обращаем внимание
на небо, небо у нас серое, в кое-каких местах серо-голубое и начинает моросить
дождь.
А мы летим на ковре- самолете
и нас дождь не мочит, только чувствуется, что стало холодно, осень наступила.
Но вот мы
возвращаемся обратно, и что мы видим и слышим, крик улетающих птиц в теплые
края – там, где тепло.
И вот мы рядом с
детским садом – прилетели уже.
Сейчас осторожно я
посчитаю до десяти, и мы откроем глаза.
Я считаю до десяти медленным
спокойным голосом.
Дети на счет десять
открыли глаза.
Вот мы и совершили
путешествие на ковре-самолете.
А сейчас мне кто-то
расскажет, что он видел, когда летел.
(Опросить 2 – 3
детей).
Дети сейчас мы
сядем за столы, и каждый нарисует свой уголок, что он видел в своем краю. Но
перед тем, как мы будем рисовать, мы листы бумаги опустим в воду и будем
рисовать мокрому слою.
Дети
самостоятельно рисуют.
Если нужна кому помощь,
воспитатель помогает.
В конце занятия
дети откладывают свои работы на ковер, и каждый садится рядом со своей работой.
Мы смотрим на работы и
выбираем, у кого работа самая интересная получилась.
Дети рассказывают,
что они нарисовали.
Воспитатель хвалит
детей за хорошую работу и прощается с детьми.
НАТЮРМОРТ ИЗ СТЕКЛА.
Занятие по
изодеятельности в подготовительной группе
совместно с родителями.
Цели:
1.
Закрепить представления детей о
натюрморте и цвете.
2.
Совершенствовать умения детей
работать с различными видами изоматериалов (масло, гуашь, мелки).
Предварительная
работа:
·
знакомство с натюрмортом: рассказ
преподавателя изодеятельности, воспитателя; беседы;
·
рассматривание картин,
иллюстраций;
·
посещение художественной выставки;
·
дидактические, художественные
игры;
·
рисование натюрмортов различными,
художественными средствами.
·
гуашь четырех цветов (белая,
красная, желтая, синяя);
Оборудование:
·
«Дерево живописи» с разноцветными
«листочками»;
·
предметы для составления
натюрморта (принесенные детьми из дома);
·
гуашь, масло, мелки;
·
кисти;
·
картон;
·
небольшие куски стекла разной
формы;
·
стенд для выставки.
Ход занятия.
Данное занятие проводится совместно с
родителями в рамках Фестиваля детского сада. С одной стороны, это занятие –
итоговое по теме «Натюрморт», а с другой – на нем используются сложные
художественные приемы, для выполнения которых детям требуется помощь.
Родители выступают
в качестве помощников преподавателя изодеятельности, так как работа со стеклом
и рисование масляными красками требуют помощи каждому ребенку.
В изостудии
стоит дерево, на котором висят разноцветные «листочки», а в том числе несколько
кусочков прозрачного стекла (стеклопластика).
Дети знают, что
это – волшебное Дерево Живописи.
С помощью этого дерева
дети знакомились с различными характеристиками цвета: теплые и холодные цвета,
яркие и приглушенные, прозрачные и матовые и т.д.
Сегодня на этом
Дереве висят «листья» (листы бумаги небольшого размера) самых разных цветов и
оттенков.
Преподаватель:
Ребята, мы с вами много говорили о натюрморте, рассматривали картины, иллюстрации,
рисовали натюрморт акварелью, гуашью.
Сегодня я хочу
предложить каждому из вас самому составить свой, неповторимый натюрморт. И в
этом нам, как всегда, поможет Дерево Живописи.
Посмотрите, как
много цветных листьев на нем выросло!
Назовите, какие цвета вы
видите на Дереве?
- В какие группы их
можно объединить?
(Теплые, холодные, хроматические,
матовые и т.д.).
- Выберите 5 – 6
понравившихся разноцветных листочков, подойдите к Дереву и сорвите их (если ребенок
не дотягивается до приглянувшегося листика, ему помогает родитель).
- Теперь выберите из
этих листочков те 3 – 4, которые красиво сочетаются между собой.
Родители вместе
с ребенком рассматривают листочки, подбирают сочетания, советуются друг с
другом.
Преподаватель
изодеятельности обращает внимание юных художников на большой стол, где
расположены различные предметы для натюрморта (овощи, фрукты, посуда игрушки,
свечи, лоскуты ткани и пр.; там же лежат небольшие кусочки стекла разной
формы), и предлагает составить натюрморты в соответствии с выбранной цветовой
гаммой.
Преподаватель:
Какие красивые натюрморты получились!
Для них вы использовали почти все цвета и предметы.
Но обратите внимание
– на Дереве Живописи еще остались прозрачные листочки, а на вашем столе –
прозрачные стекла.
Почему, вы их не
выбрали? (Варианты ответов: некрасивые, без настроения, нецветные, такие не
бывают и т.д.)
Вы правы, мир
вокруг нас разноцветный, нет ничего бесцветного1 Давайте внимательно посмотрим
на прозрачные стекла, на что они похожи?
Преподаватель
изодеятельности вместе с детьми рассматривает
1 – 2 кусочка стекла,
дети высказывают свои предположения.
Например,
продолговатый кусок стекла может быть похож на свечу, на вазу, шкатулку и т. д.
В процессе
фантазирования дети могут отойти от темы натюрморта и предлагать, например,
элементы пейзажа.
Не стоит поправлять их,
дайте им возможность почувствовать себя настоящими творцами.
Преподаватель:
Действительно, каждый кусочек стекла на что-то похож.
Выберите для себя
один кусочек стекла, внимательно рассмотрите его. А я вас научу, как с помощью
обычного прозрачного стекла создать красивый натюрморт.
·
раскрасить кусок стекла в
соответствии с представленным образом (ваза, свеча и пр.) масляной краской;
·
прижать кусок стекла к картону
окрашенной стороной вниз (кусок стекла приклеится к картону);
·
гуашью, мелком или маслом
дорисовать на незанятом пространстве картона недостающие детали натюрморта,
фон.
Дети совместно с
родителями выполняют задание.
В конце занятия
проводится мини-выставка творческих работ. В дальнейшем наиболее интересные
работы украсят коридоры и рекреации детского сада.
Конспект
- занятия.
Тема:
Цветочная поляна.
Цель:
1. Учить рисовать
цветы всей ладонью, или ребром, или кулачком, приемом примакивания.
2. Побуждать
самостоятельно, рисовать травку.
3. Закреплять знания
4-х основных цветов.
4. Учить рисовать
лист на стебле.
Материал:
·
полоса обоев (0,5х3м),
·
гуашь 4-х цветов в блюдцах,
·
таз с водой,
·
салфетки,
·
игрушка любая,
·
грам.запись «Вальс цветов».
Предварительная
работа. Рассматривание цветов на участке вместе с воспитателем. Рисование
колышками, палочками на участке цветов.
Ход занятия
Звучит мелодия
«Вальс цветов». Дети заходят в группу и садятся на ковер.
Дети сегодня к
нам на занятия пришла Весна - красна, где она руками машет, там цветы
расцветают.
Сейчас она мне
тоже сделает волшебные руки, и я покажу, как она рисует цветы.
Показываю детям.
Закрепляю
основные цвета.
Дети, а сейчас закройте
глаза, вытяните руки перед собой и весна их тоже сделает волшебными. Они у вас
будут рисовать цветы.
Дети располагаются
на ковре и рисуют, кто как может цветы на бумаге.
Дети помойте руки,
и мы возле нашей полянки потанцуем и весна с нами. Все танцуют под «Вальс
цветов».
Дети, а сейчас
весне пора уходить, ей очень понравилась ваша цветочная полянка.
И за это она вас
угощает цветочным медом, который собрали пчелки с ваших цветов.
Весна прощается с
детьми и уходит.
Конспект
- занятия
Тема: Разноцветный ковер.
Цель: Познакомить с красками, учить рисовать пальцами любые
линии от кляксы, вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от
работы.
Материал: Гуашь четырех основных цветов, ткань белого цвета
(80х10 см) с бахромой по краям, клеенка такого же размера, таз с водой,
салфетки, игрушка петушок, картина с изображением карусели.
Ход занятия
Воспитатель, читая
потешку «Карусель-Карусель», подводит детей к картинке изображающей карусель и
обращает внимание на петушка (игрушку), который пришел в гости. Дети
рассматривают его.
Воспитатель
рассказывает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Через темный лесок,
Через лес, за реку
Покричи «ку-ка-ре-ку!»
Показывает
подарок, который принес петушок. Это краски.
Рассказывает, что
ими можно рисовать. Обращает внимание на руки детей, гладит их, поясняет, что
сегодня они будут рисовать пальцами.
- Давайте вместе со
мной покажем, как наши пальчики умеют рисовать в воздухе. Малыши повторяют
движение, имитирующее рисование самых разных линий вверх, вслед и т. д… Детки,
петушок просит, что бы вы разрисовали коврик для него и его цыплят.
Воспитатель
наносит кляксу красной краской на коврик и показывает, как надо рисовать линии
от пятна. Используя прием «рука в руке»; побуждает малышей к работе. Так же
показываю остальными цветами – желтые и синие. В течение занятия многократно
называю цвета, побуждая детей повторять. По окончании работы дети моют руки,
вытирают их салфетками.
Воспитатель еще
раз читает потешку «Петушок».
- Дети петушку очень
нравится ваши коврики. Только петушок хочет знать, какими цветами красок вы
рисовали. Дети закрепляют основные цвета. Петушок
благодарит детей и угощает их конфетами «Цветной горошек», называет цвет еще
раз. Воспитатель сажает петушка на карусель.
Петушок прощается с
малышами.
Развлечение.
(конспект
младшая группа)
Тема: В гостях у красок.
Цель: Закрепить знания и умения детей в области
изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие.
Поддерживать интерес изодеятельности, желание играть в игры с изосодержанием.
Материал: Солнышко с лучиками четырех основных цветов, колобок
из мячика, куклы - дедушка, бабушка, весна, соленое тесто, гуашь четырех
цветов, рисунки на ватмане – дерево, петушок. Д/и Какой цвет спрятался, грам. запись
«Маленькая страна», торт, обои (0,5 х 3 м), таз с водой, салфетки, блюдца, клей
ПВА, перышки, фантики.
Дети под музыку
входят в зал. Воспитатель читает стихотворение:
Вчера веселый дождь, смеясь
Шумел, сверкая над лугами
Играло солнце, золотясь
Его прозрачными сетями
И вот сегодня у окна,
Вся легкая и голубая
Смеется девочка – весна
Подснежники бросая.
Проявляется
солнышко с 4 лучами основных цветов.
- Дети посмотрите, к
нам пришло солнышко, его прислали к нам краски, чтоб оно нас пригласило в гости
к краскам.
Дети, какие вы
знаете цвета, посмотрите на солнышко и назовите их
красный,
желтый, синий, зеленый.
Молодцы правильно
вы назвали, теперь можно идти в гости к краскам, мы их назвали - нас солнышко
туда поведет в страну.
- Дети, послушайте,
кто-то поет, слышится песенка колобка
Я колобок, колобок
Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел
И от тебя зайчик уйду.
Прикатился
колобок в зал.
Ой, дети, кто это
к нам прикатился?
Колобок.
Правильно колобок.
Дети он же от
бабушки и дедушки ушел.
А они плачут без
колобка, что же нам придумать?
А колобок хочет идти с нами в
страну красок. Он нам вместе с солнышком покажут дорогу.
Я придумала,
давайте для бабушки и дедушки испечем новый колобок.
Поют песню
вместе с воспитателем «Я пеку - пеку», а четверо детей лепят колобок (из
соленого теста).
Дети, я думаю, ваши колобки
дедушке и бабушке понравятся. А вот и они.
Дедушка и
бабушка: Ой, спасибо детки, какие у
вас колобки красивые и румяные.
Спасибо вам за них. До
свидания, нам пора.
Дети, и нам пора в
страну красок.
Звучит песня: «Мы едем,
едем, едем в далекие края».
Дети подходят к дереву,
которое только нарисовано простым карандашом.
- Дети, кто-то там
идет, ой это краски, только у них беда, от них убежала кисточка, и они не могут
украсить дерево листвой.
Чтоб оно было сказочное.
- Дети, как им
помочь?
Солнышко пока будет
успокаивать краски. А мы, что-нибудь придумаем.
- Дети подойдите ко
мне все, давайте мы пальчиками и руками украсим дерево.
Дети приступают к
работе.
Звучит веселая мелодия.
Солнышко и колобок
посмотрите, какое красивое дерево получилось, сказочное.
Дети в этой
стране есть еще петушок – слышится:
Ку – ка – ре – ку!
Хорошо ль на улице?
Воспитатель: Дети посмотрите, какой петушок скучный он совсем
боится появляться на улицу. На него никто не обращает внимание.
Солнышко просит вас помочь
своему дружку.
Воспитатель: - Дети
давайте украсим петушку хвостик различными фантиками, бумажками, перышками.
Дети работают
вместе.
Звучит песня « есть у
солнышка дружок».
- Дети солнышко
благодарит вас за петушка, ему понравился, теперь петушок они стали похожи.
- Дети мы с вами
приехали в страну красок.
- Давайте с вами
поиграем с ними.
Д/и. Какой цвет спрятался?
Цель: закрепить основные цвета, учить выделять цвета в
предметах, овощах, фруктах.
красный
желтый синий зеленый красный и зеленый.
Вот мы и поиграли
с красками.
Но к нам пришла весна.
Давайте мы для красок нарисуем цветы нашего края.
- Дети рисуют для
страны красок подарок - цветы на лугу.
Молодцы - эти цветы мы
оставим на память краскам о нашей стране.
Но краски нам тоже
сделали подарки, здесь они нам спекли сказочный торт.
- Давайте все вместе
потанцуем вместе с тортом и пойдем в группу.
Попрощайтесь все с солнышком,
колобком и красками.
Зимний
лес сказочный.
Конспект
- занятия в старшей группе.
Цель: Продолжать лепить из пластилина деревья и рисовать на
нем. Изображать все на бумаге.
Освоение техники
пластинографии. Закрепление пейзаж.
Материал: пластилин, водоэмульсионка, кисти, гуашь, салфетки,
бумага, картон с налепами, фонограмма «Лесные голоса», стеки, тканевые
салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Есть у людей зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Весной веселит, летом холодит
Осенью питает, зимою согревает.
Лес можно назвать
и другими словами, все зависит от того, какие деревья в нем растут. Если в лесу
растут ели, это ельник, лес где растут дубы – дубрава, а если сосны, значит, ты
в сосновом лесу.
Березки
собираются вместе в березовой роще, роща осин называется осинник, ореховая –
орешник. Но обычно в лесу растут вместе самые различные деревья, тогда его
называют смешанным лесом.
Его-то, мы и
нарисуем.
Давайте начнем,
звучит музыка, все закрывают глаза и представляют себе, что каждый из вас попал
на островок зимнего сказочного леса и увидел там, такие необычные деревья,
белые, большие, блестящие серебром под солнцем.
А сейчас откройте
глаза и каждый, еще раз вспомнит, какие деревья вы видели в лесу.
А сейчас сели на
свои места.
(Ребята удивляются, не находя
привычных изобразительных материалов).
Я предлагаю
попробовать рисование в технике пластинографии, показывает приемы изображения
деревьев цветным пластилином. Изображение сначала моделируется
на картоне, а затем примазывается пальцами.
Стекой удаляется
лишний пластилин, оформляется контур изображения, а затем покрыть водоэмульсией.
Звучит
аудиозапись «Лесные голоса».
Дети самостоятельно рисуют
свой уголок сказочного леса.
Воспитатель в
процессе рисования индивидуально обсуждает с детьми композицию рисунка.
Напоминаю не
только о разнообразии пород деревьев, но и об их разном возрасте.
Итог: дети
посмотрите на свои работы. У меня такое ощущение, что я попала в зимний лес.
Расспрашиваю 2 –
3 детей, какие деревья они изобразили.
Поощряю детей.
Дети, а давайте
из этих работ склеим их вместе, и сделаем ширму «сказочный лес» и украсим
работами вестибюль.
Молодцы, хорошо
поработали, в конце занятия детям дарим подарок от жителей зимнего леса
(варенье).
Конспект
– занятия
Тема: Морское царство (граттаж).
Цель: Научить передавать в рисунке не только форму, но и
пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей.
Познакомить с рисованием в технике
граттаж.
Материал: палочки для процарапывания, салфетка, бумага, покрытая
в синий цвет, грам. запись «Шум моря».
Предварительная
работа: Подготовка листов бумаги для
граттажа, беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Звучит музыка «Шум
моря». Дети заходят и садятся на берег моря.
Дети посмотрите у
нас сегодня, в гости приплыла царевна лебедь.
Она хочет нам показать свое,
царства подводное морское.
Посмотрите вот на
эти картины, которые с собой принесла царевна лебедь.
Показываю
иллюстрации подводного мира.
Дети, а сейчас
царевна лебедь нас всех заколдует, и мы будем с вами рыбами, русалками и отправимся
в путешествие по морскому царству. Может кто- нибудь
из вас там найдет себе друга и сможет с ним даже поговорить.
Приготовились,
закрыли глаза, и царевна лебедь нас превращает в русалок и дельфинов.
И вот мы
отправляемся; слышим шум моря, каждый плывет туда, где ему больше всего
нравится и где он встретит своих друзей.
Отправились в
путешествие на 3-4 минуты.
Пора возвращаться.
Сейчас чары царевны лебеди
прекратятся.
Сейчас я сосчитаю до десяти
(10) и все откроют глаза на счет десять (10). Считаю 1…10.
Дети, кто из вас
кем был?
А кого вы встретили в морском
царстве?
Дети описывают,
что они там видели (опрос 2-3 детей).
А сейчас мы для
царевны лебедь сделаем подарок, нарисуем ей, что мы видели и с кем подружились.
Садимся все за
рабочие места. У вас на столах бумага синего цвета и палочка.
Сейчас я вам
покажу, что это палочка волшебная и ей совсем не трудно рисовать, она сама почти
рисует.
Показываю детям,
как палочка процарапывает на бумаге, и появляются красочные рисунки. Но, а
сейчас вы сами будете рисовать.
Дети работают
самостоятельно.
Дети положите свои
работы на край ковра, вы очень хорошо справились. Эти работы царевна лебедь
унесет с собой в морское царство. А мы с вами представим, что мы на море и
поиграем в игру, «Море волнуется».
В конце занятия хвалю
детей и даю в подарок от царевны лебедь конфеты- «морские камешки».
Встреча
юных умельцев.
Итоговое занятие в старшей группе.
Цель: Воспитать любовь и уважение к культуре и быту народов
нашей республики РСО – Алания, к устному народному творчеству.
Развивать
художественный вкус, творческую самостоятельность.
Входит хозяйка
Города Мастеров, кланяется.
Хозяйка:
День добрый, гости дорогие! Как в погожий день, гости съехались, в веселый
день, самый сказочный, как трудились здесь все на славу – то, сколько радости
нам доставили!
Вот идет молва о
нашем городе, о великих наших мастерах – подивитесь-ка на них, люди добрые.
История ремесел,
промыслов наших народов уходит корнями в седую древность.
Предки современных
народов республики столетиями, а может и тысячелетиями жили рядом с друг
другом.
Сколько бурь
пронеслось над их головами! С достоинством прошли они через все испытания,
преподнесенные им историей.
Из поколения в
поколение передавали они лучшие качества своих народов, ставя превыше всего
дружбу с соседями.
Доброй славой
пользовались в народе мастера – ремесленники. И вот сегодня в моем городе
встретятся народные умельцы.
Входят
четыре (4) художника (дети) и воспитатель в русских национальных костюмах.
Воспитатель: Здравствуй, хозяйка чудесного Города Мастеров! Мы
пришли к тебе в гости – на людей посмотреть да себя показать.
Хозяйка: А
на что вы годитесь?
Художники:
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать,
И каждый смело рисует
Все, что его интересует
Цветы, машины, пляски, сказки –
Все нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
Воспитатель:
Как только человек научился делать, посуду, он начал ее украшать. Так родилась
роспись на посуде.
Художественное
оформление посуды было присуще всем народам во все века.
Хозяйка:
Милости просим, проходите.
Входят три
кузнеца (дети в фартуках и налобных повязках) и воспитатель.
Воспитатель: Мир дому твоему хозяйка! Горное эхо донесло до нас
твой клич о том, что собираешь всех умельцев.
Хозяйка: А
вы мастера, какого ремесла?
Воспитатель:
По кузнечному делу еще в древности люди начали обрабатывать металл, делать
оружие, чтобы защищаться от врагов.
Красиво украшенное
оружие высоко ценилось у русского и горских народов и преподносилось в знак
мира и согласия.
Не заметный или важный,
На земле любой из нас,
Умирает лишь однажды
И родится только раз.
Так давайте ж, добры люди,
Хоть по этим временам
Так беречь друг друга будем,
Чтоб завидовали нам.
(Д. Ласучев)
Хозяйка:
проходите, оружейных дел мастера.
А теперь я представляю
мастериц – золотошвеек.
(Делает три хлопка
в ладоши, под музыку входят девочки в народных костюмах, кланяются).
Девочка:
Я не привыкла напрасно хвалиться,
Но все называют меня мастерицей
За то, что сама я на куклу свою
Вяжу, вышиваю, и шью и крою.
Хозяйка: Одним из элементов женского костюма вовсе времена
были платки. Платок, не только головной убор, но и символ примирения между
враждующими.
Праздничные платки
отличались от повседневных – были яркими, украшались пестрыми цветными нитями,
завитками, листьями, цветами, золотыми и серебряными нитями.
Русь всегда
славилась своими рукодельницами.
Дети садятся на
рабочие места.
Художники: Ребята! Все вы, конечно знаете, что посуда – это не
только тарелки и чашки из которых мы едим и пьем.
Это и различные вазы, блюда,
подносы, тарелки, кувшины, чайники, миски.
Украшают их
росписью.
Под рукой мастера они могут
превратиться в произведение искусства.
Расписывают посуду
по - разному: и пейзажами, и портретами, но чаще всего орнаментами и цветами.
Посмотрите, сколько на столе расписной посуды.
Роспись бывает
внутри, а бывает снаружи. Мы тоже сейчас распишем посуду внутри и снаружи.
Вы можете выбрать
понравившийся вам узор и нарисовать его или придумать другие узоры.
Перед тем, как раскрашивать
наметьте рисунок простым карандашом.
А затем будем раскрашивать
спичками, ушными палочками.
Кузнецы:
сегодня, мы с вами закончим работу над саблей, мечом и кинжалом. Первого
нартского кузнеца звали Дебет.
Он впервые из
руды добыл железо. Делал кольчуги, ковал оружие и стрелы, научил потомков
кузнечному ремеслу.
Способы изготовления
оружия горские мастера держали в секрете, передавали по наследству.
Мастера –
оружейники обращали внимание и на качество металла, из которого сделано оружие,
и на внешний вид изделия.
Рукоятку и ножны
украшали серебром, золотом, бархатом и различными рисунками.
На предыдущих
занятиях мы обернули фольгой лезвия наших изделий, а теперь надо обернуть
фольгой ножны и рукоятки.
Но в начале мы
украсим фольгу орнаментом из завитков и геометрических фигур – ромбов,
треугольников, кругов.
Золотошвейки:
Знаете ли вы, что в давние времена русские крестьяне сами пряли нитки, потом
ткали холст, из которого шили полотенца, рубахи, платки, а затем украшали их
вышивкой.
Узоры состоят из
завитков, цветов, а так же фигур птиц, зверей, людей. Со временем русская
вышивка становилась все более разнообразной и интересной.
Появились цветы,
листья, ветки; их вышивали разными нитками. Узор может быть одноцветным –
например вышитым серебренной ил золотой нитью.
Золотошвейное
искусство всегда высоко ценилось.
Сегодня мы закончим вышивать
праздничные платки и покажем, какие мы мастерицы.
Хозяйка: Ну
что, устали работать?
Воспитатель:
Умеющий работать от работы не устает!
Доброй славой
пользовались в народе хорошие умельцы.
Про мастера, который никакой
работы не боялся, говорили: «Мастер золотые руки!»
Сейчас полюбуемся
нашими поделками.
К хозяйке
подходят по очереди маленькие мастера и показывают свои работы по очереди.
Хозяйка: Молодцы!
Какие труды, такие и плоды. Кто делает добро, тому и платят добром.
Ну что ж делу время – потехе
час!
А сейчас приглашаю на игру с
бубном.
А сейчас хочу одарить вас за
ваши труды.
Открывает шкатулку, дарит
детям сувениры, кольца.
Конспект – занятия.
Тема: Осень нашего края.
Цель: Учить
детей рисовать кистью по мокрому слою, продолжать учить рисовать деревья, ветки
толстые и тонкие, подбирать колорит осени.
Материал: Гуашь,
кисти, таз с водой, салфетки для рук, грам. запись осетинских мелодий.
Предварительная
работа: рассматривание деревьев осенью, чтение рассказов о родном крае.
Ход занятия
Звучит осетинская мелодия,
дети заходят и садятся на ковер.
Дети сейчас какое время года?
Осень. Правильно.
К нам сегодня на
занятие пришел лесной гость художник нашего края и он хочет отправиться с вами
в путешествие по родному краю.
Посмотрите, что
это у нас изображено? Деревья, река, трава, горы.
А какие деревья? (Деревья
желтые, листья опадают)
А как вы думаете,
какой край изображен на картине? Наш край.
Как вы догадались?
Там нарисованы:
горы, бурная река Терек и деревья.
Правильно.
Давайте художнику
поможем нарисовать наш край.
Я буду показывать на бумаге,
а вы будете рисовать за мной в воздухе.
показываю горы,
затем деревья и реку Терек.
Дети – молодцы! Хорошо вы
нарисовали в воздухе.
Сейчас садитесь на свои места,
и будем рисовать на бумаге для художника.
Ой, дети
посмотрите, художник нечаянно нашу бумагу намочил, она у него упала в воду.
Что же делать?
Ну ладно давайте и
на мокрой бумаге попробуем нарисовать.
Посмотрим, что у
нас получится.
Дети
самостоятельно рисуют. Помогаю отстающим детям.
Молодцы дети вы
отлично справились и нарисовали по мокрому слою.
Настоящая осень нашего края
получилась.
Какие вы цвета
брали для рисования осени. Желтые, красные.
А почему не
зеленые листья? Зеленые листья бывают только летом. Правильно, а по нашим картинам
видно, что осень.
Молодцы! Мы
сделаем выставку ваших работ. И пусть все любуются, какие у нас вы художники.
Конспект – занятия
(средняя группа)
Тема: Сегодня мы волшебники.
Цель:
Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне. Познакомить с
нетрадиционным рисованием (кляксография).
Материал:
жидкая гуашь, гуашь, палочки из под чупиков, салфетки, карандаш, листы бумаги.
(Музыкальное сопровождение
«Бременские музыканты», песня разбойников).
Ход занятия
Звучит песня
разбойников.
- Дети сидят на ковре,
появляется клякса.
Клякса: Здравствуйте
дети!
А вы знаете, я у
вас украла все краски, кисточки.
И вы больше не будете
рисовать.
Потому что, вы
меня не любите и никогда еще меня не рисовали.
Воспитатель:
Клякса не расстраивайся, ты такая красивая, из кляксы тоже можно что-то
нарисовать.
Клякса: Да
что с меня можно нарисовать я клякса. Я люблю все пачкать, чтоб были только
темные пятна.
Воспитатель: Вот и не
правда.
- Дети давайте
кляксу нарисуем и покажем ей, кто в ней прячется.
Посмотрите, как я это сделаю.
Нужно набрать тушь
в палочку, трубочку и капнуть на чистый лист бумаги. Вот у меня высохла и
теперь я узнаю, кто прячется в ней.
Ой, смотрите –
черепаха Тортилла.
Да какая она красивая получилась
веселая, добрая. Вот и не страшная совсем клякса.
Клякса: Ой
как интересно, а можно я тоже попробую, (клякса пробует, дети помогают ей). Как
интересно.
Воспитатель: дети, а
теперь вы все самостоятельно сами будете рисовать.
Самостоятельная
работа детей.
-Дети покажите
кляксе, что у вас получилось. Дети рассказывают и показывают, что у них
получилось.
Клякса:
как мне интересно на занятие, я столько много узнала.
Оказывается, я тоже могу быть
полезна.
За это, что вы
мне показали интересные работы. И многое мне показали.
Я вам тоже
принесла подарки, клякса дарит вам конфеты. Прощается и уходит.
Занятие заканчивается.
Конспект
– занятия
Тема: Иней на
деревьях.
Цель: Учить полосить рисунок на скользкую бумагу (смазанную
жиром) продолжать учить рисовать деревья, воспитывать любовь к природе и к
творчеству.
Материал:
листы бумаги протонированные в синий цвет и покрыты жирным слоем. Гуашь белого
и коричневого цвета, салфетки и кисти.
Предварительная
работа: рассматривание деревьев на участке в инее,. подготовка бумаги
тонирование.
Ход
занятия
- Дети заходят и
садятся на ковер.
- Дети давайте, с
вами поговорим, какое сейчас время года?
Что зимой
происходит с деревьями?
Засыпают.
А, что на деревьях
на ветках есть?
Снег, иней,
Сегодня к нам
пришла посылка из леса от зимушки - зимы.
Давайте
посмотрим, что она нам прислала.
Достаю ветку, покрытую инеем.
Дети посмотрите это веточка, какая она интересная, эта веточка – от большого
дерева которое растет в лесу.
Что это на веточке
такое белое?
(Это иней).
Интересно, что этим хотела
нам сказать зимушка – зима.
А вот от нее
письмо для нас.
Здравствуйте дети!
Пишет Вам Зимушка – зима.
Я надеюсь, что вы уже рассмотрели веточку в инее.
У меня к вам просьба, чтобы вы мне помогли.
Нарисуйте пожайлуста деревья в инее.
И отправьте свои рисунки детям в Африку,
а то они никогда не видели иней и снег
.
Что нам делать
дети? Надо нарисовать.
А сможете ли вы нарисовать
деревья в инее?
Что для этого надо
нам?
Бумага, краски, кисти
– правильно молодцы.
А давайте вы мне
поможете, сначала рисовать, беру краску коричневую и рисую дерево, показываю
снизу вверх по жирному слою, чтобы краска не текла – нужно брать меньше воды.
Совсем ее можно и не брать.
А теперь вызываю
1-го ребенка для показа, поможет мне на ветки нарисовать иней.
А сейчас в воздухе нарисовали
все дерево.
А сейчас все садятся
за рабочие места, рисуем нашим африканским жителям деревья в инее.
В конце занятия, дети
положите свои работы на ковер, и мы полюбуемся этими деревьями.
Они такие
интересные получились и у меня такое ощущение, что я попала в лес.
Молодцы хорошо вы
работали и красивые работы нарисовали.
А здесь, что лежит.
Посмотрите, апельсины, их
дети Африки прислали вам в подарок.
Берите их и идите в
группу.
Развлечение
по изо. деятельности.
(средняя группа).
Потерянные
краски
Дымковского городка.
Дети занимают места
в зале под музыку «Баба - яга» А. Лядова появляется Баба-Яга.
Ведущий:
Здравствуйте, бабушка Яга. Не ожидали мы тебя сегодня здесь увидеть, какая – то
ты сердитая…
Баба – яга:
Будешь тут сердитой!
Сорока всем
приглашения на хвосте принесла, а про меня забыла.
Я вам возьму, и все краски
испорчу, и все цветы исчезнут.
(Кружится на помеле вокруг
красок, и краски тускнеют).
Ведущий уговаривает Бабу –
Ягу, не портить детям праздник.
Баба -Яга: Ну
уж нет! Я на вас обиделась.
Нет, не уговаривайте! Вы
меня на праздник не пригласили – вот праздника и не будет. И город я ваш тоже
заколдовала.
Никаких красок в
нем не оставила. (Улетает).
Ведущая: Какая
беда! Что же делать?
Кисточка, ты
волшебница.
Может, ты знаешь, как помочь
ребятам?
Кисточка:
Если мы соберемся, все и позовем художника, то он нам может помочь.
Он знает, где живут краски.
Дети: Художник!
Ведущая: только
художник нам может помочь.
Художник:
Может быть, краски
Спрятались в сказках?
В чащах лесных
В цветках полевых
В старых избушках
В рыжих веснушках.
Тех, кто на звезды
Глядя, не спит?
В теплых окошках
В нарядных матрешках
Спрятались сказки
От бабушки Ежки
Я вам помогу.
Появляется лиса
Лиса:
Я добрая лисичка –
Сама простота
Оранжевая краска
На кончике хвоста.
Лиса оставляет на палитре
оранжевую краску, убегает, помахивая хвостом.
Художник:
Смотрите – день растаял,
А небо все синей,
И кто- то, тихо бродит
У закрытых дверей.
Звучит вступление
к песне: «День растает, ночь настанет» (приложение №1).
Дети, осторожно
ступая, встают полукругом считают звезды, появляется гномик Дрема – зажигающий
звездочки на небе голубой волшебной палочкой.
Дети садятся на
места.
Дрема:
постараюсь помочь вам. Дарит художнику голубую светящуюся звездочку.
Художник:
Голубая звездочка
Помоги в пути
В темноте не просто
Нужный цвет найти.
Появляется Луна.
Танцует с желтым воздушным шариком.
Художник: девочка
луна помоги нам с ребятами собрать краски.
Луна:
Хорошо:
Только лучик мой коснется вашей рукавички –
Он цыпленком обернется и желтком яичным.
Луна дарит детям
маленького желтого цыпленка.
Художник:
Спасибо тебе Луна
Ты знаешь одна
Куда нам идти,
Где краски найти.
Луна:
Вдали огонек…
Всем? путь не далек
Поможет в пути
Вам лунный? конек?
Огонь:
Красные щечки горят на морозе
Красные маки и красные розы
Красные искорки в поле сверкают,
Путника красный костер согревает.
Искорку эту я вам подарю
Цвет ее может окрасить зарю
Красные перышки птиц снегирей
Праздник со мною всегда веселей!
Огонь дарит
художнику искорку.
Художник:
На палитре красным солнцем
Засветился огонек
Не хватает лишь зеленой, где ее найти?
Огонь:
Там, где живут обезьяны
Зреют на солнце бананы
Много зеленого цвета
Там круглый год только лето.
Художник продолжает
свой путь. Девочки – обезьянки танцуют под песню «Мартышка»( муз. Б. Савельева,
слова Л. Рубальской ) грам. запись.
1.обезьянка:
И на зеленых качелях – лианах
Кружатся маленькие обезьяны
2.обезьянка:
В джунглях зеленых
Мохнатые детки
Прыгают весело с ветки на ветку.
3.обезьянка:
Здесь не бывает мороза и снега –
Зелено все и зимою, и летом.
4.обезьянка:
Краской зеленой поделимся с вами
Пальмы листочек дл вас мы сорвали
Дарят художнику листок
пальмы. Убегают хохоча.
Ведущая: Посмотрите
ребята, как много красок на палитре, принес художник. Я думаю, что больше нам
Баба – Яга не страшна. Пора расколдовывать город.
Художник: Но
у меня беда нет кисточки. Она заблудилась по сказочному лесу.
Ведущая: Не
беда у нас есть руки палочки. Они нам и помогут расколдовать город Дымка.
Художник: Ну, что же мои маленькие художники помогите мне.
Дети берут
дымковские поделки из бутылок и раскрашивают нетрадиционным методом: пальцами,
палочками, пуговицами.
В конце вместе с
художником дети любуются на дымковский городок.
Звучит веселая музыка.
Варежки для лисят.
(Занятие
по изодеятельности в младшей группе).
Цели:
1.
Стимулировать развитие восприятия:
учить вычленять части предмета, особенности его строения, некоторые качества и
свойства.
2.
Закрепить названия основных
цветов: желтый, красный, синий, зеленый.
3.
Учить детей способу печатания
картошкой, украшению силуэта варежки, располагая узор на кайме, пальчику, в
центре.
4.
Активизировать словарь за счет
слов «варежка», «пальчик», «манжета», «ладошка у варежки», «теплая», «толстая».
Предварительная
работа:
·
Рассматривание детских варежек:
описание их узора, материала (шерсть, мех, кожа и др.) качеств (толстые,
тонкие, пушистые, теплые и др.).
·
Беседы о зимней одежде, ее
предназначении.
Оборудование
и материалы:
·
мягкая игрушка Лиса,
·
уменьшенные вязаные модели варежек,
у которых отсутствует какая – либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх),
·
гуашь,
·
силуэты варежек для каждого
ребенка из плотной бумаги,
·
штампы разных форм (звезда,
квадрат и др.), выполненные из сырого картофеля.
Ход занятия
В группу
приходит Лиса с корзинкой (игрушку держит воспитатель и говорит за нее). Дети
встают полукругом вокруг воспитателя.
Лиса:
Здравствуйте ребята. Я пришла к вам из леса за помощью: мои лисята отказываются
гулять – у них мерзнут лапки. А как вы спасаете свои ручки от мороза на
прогулке? (Надеваем варежки).
- У моих лисят
тоже есть варежки, но они, почему то не греют.
Лиса вынимает из
корзины варежки, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик,
ладошка, верх). Дети вместе с воспитателем рассматривают «неправильные» варежки
и объясняют Лисе, почему они не годятся для зимних прогулок.
Лиса:
Спасибо, я теперь поняла, в чем дело. Но что же теперь мне делать, где взять
целые варежки?
(Дети предлагают варианты:
купить в магазине, поделиться своими и т. д.)
Преподаватель: Ребята, давайте, поможем Лисе – сделаем для лисят
красивые варежки необычным способом.
Преподаватель
предлагает детям подойти к столу, на котором стоит гуашь(основные цвета –
красный, синий, желтый, зеленый) и лежат штампы разной формы, выполненные из
картофеля.
Дети
рассматривают цвета гуаши, называют их.
Преподаватель
объясняет и показывает способ печатания картошкой: взять штамп, слегка
обмакнуть в жидкую гуашь и сразу приложить к листу бумаги,, на листе остается
узор.
При этом он
обращает внимание на расположение узоров, чтобы варежки получились красивыми.
Каждый ребенок
выбирает себе по 2 -3 штампа, подходит к своему рабочему месту, где расположены
силуэты пары варежек и гуашь, и самостоятельно украшает варежки.
Дети показывают
украшенные варежки Лисе, рассматривают их и дарят лисятам.
Почему я выбрала
рисование нетрадиционными способами.
Чтобы привить
любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с
младшего школьного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения.
Такое
нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы
рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе разгорается настоящее
пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Нетрадиционные
способы рисования используются в нашем детском саду: кляксография, рисование
пальцами, солью, мыльными пузырями на воздушных шарах, пластилином и т. д.
Научившись выражать
свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится
преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не
получится.
Он уверен, что
получится, и получится красиво.
|
Тема:
|
Цель:
|
Метод. приемы
|
Оборудование
|
Мероприятия
|
сентябрь
|
Кудряшки -
завитушки
|
Совершенствовать навыки в технике круговой штриховки.
Продолжать учить рисовать животных в движении, передавая особенности их
шерсти и создавая выразительный образ.
|
Прослушивание стихотворений. Вопросы к детям. Спокойная
музыка. Индивидуальная помощь
|
Чистый лист белой бумаги А4, цветные карандаши или простой
карандаш, листочки для растирания цвета – на каждого ребенка. Иллюстрации
(фотография с изображением овец и барашков).
|
|
октябрь
|
Волшебные
спички.
(Тема: Наш
родной край).
|
Совершенствовать
навыки в технике рисования спичками. Продолжать учить рисовать деревья,
животных и людей, в движении и создавая выразительный образ.
|
Прослушивание грам. записи, чтение стихов.
Художественное слово, вопросы, индивидуальная помощь.
|
Спички окрашенные в разные цвета.
Бумага из плотного картона, клей ПВА,
простые карандаши.
|
|
ноябрь
|
Волшебные нити.
Тема:
Моя
любимая
игрушка.
|
Познакомить детей с техникой выполнения контурных
поделок.
Развивать творческие способности, вкус,
чувство цвета,
пространственное мышление.
|
Грам. запись,
рассказ о стране игрушек.
Ковер – самолет.
Художественное слово.
|
Нити цветные, шерстяные, трафарет, клей ПВА,
карандаш простой,
цветные карандаши,
бумага или простой картон.
|
|
Перспективный план по ИЗО в старшей
группе.
Перспективный план по ИЗО в старшей группе.
|
Тема:
|
Цель:
|
Метод. приемы
|
Оборудование
|
мероприятия
|
декабрь
|
Счастье
|
Вызвать у детей эмоциональный отклик, побудить к
осмыслению абстрактного понятия счастья, к передаче в рисунке настроения,
созданию выразительного образа. Закреплять навыки рисования, мыльными
пузырями, сухой кистью, школьным мелом. Продолжать учить рисовать портрет:
передавать строение человеческого лица, характерные особенности внешности
изображаемых людей их настроения, цвета.
|
Слушание стихотворений, рассказы детей о мамах.
Индивидуальная помощь
|
Лист бумаги,
аудиозапись вальсов
Ф. Шопена,
фотографии детей с их мамами
|
|
январь
|
Зимушка -зима
|
Привлечь детей к созданию выставки. Учить делиться
впечатлениями, использовать поэтические образы, анализировать свои работы.
Развивать эстетическое восприятие. Продолжать лепить из пластилина и рисовать
на нем..
|
Аудиозапись в гостях зимушка – зима и иллюстрации.
Художественное слово, индивидуальная помощь.
|
Бумага покрыта жирным слоем пластилина, различные
материалы, бумага, клей.
По мокрому слою рисование гуашью.
|
Выставка
|
февраль
|
Зима
в лесу
|
Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении
зимней природы. Использовать холодную гамму красок пластилина зимнего
колорита, рисовать зимний пейзаж в технике посыпан. манной крупы.
|
Аудиозапись.
Художественное слово, индивидуальная помощь, рассказ своей
истории в лесу.
|
Бумага замазана пластилином,
макароны,
манка,
веточки.
|
|
План по ИЗО в старшей группе.
|
Тема:
|
Цель:
|
Метод. приемы
|
Оборудование
|
Мероприятия
|
март
|
Сказочная птица
|
Продолжать учить детей с помощью обрывной аппликации
рисовать птицу сказочную, воспитывать любовь к природе. Создавать радостное
настроение от проделанной работы.
|
Аудиозапись звуки птиц,
показ иллюстраций. Индивидуальная помощь
|
Цветная бумага,
цветные карандаши или
простой карандаш,
клей ПВА, кисти для клея, салфетки,
фантики.
|
|
апрель
|
Волшебные
Воздушные шары.
Весна пришла
|
Совершенствовать
навыки в технике рисования спичками. Продолжать учить рисовать деревья,
животных и людей, в движении и
создавая выразительный образ.
|
Аудиозапись.
Художественное слово, индивидуальная помощь.
|
Воздушные шары,
краски акриловые,
кисти,
салфетки.
|
|
май
|
Морское царство
(граттаж)
|
Познакомить детей с техникой выполнения контурных
поделок.
Развивать творческие способности,
вкус, чувство цвета, пространственное мышление.
|
Аудиозапись моря, иллюстрации с подводным миром,
индивидуальная помощь.
|
Бумага,
подготовленная для граттажа, палочки для процарапывания,
салфетки.
|
|
Перспективный
план по ИЗО в средней группе.
|
Тема:
|
Цель:
|
Материал
|
Метод. приемы
|
Мероприятия
|
сентябрь
|
Собираем урожай
(лепка из соленого теста)
2 занятия.
|
Учить передавать в лепке особенности формы: огурца и
свеклы. Закреплять умение раскатывать между ладонями прямыми и округлыми
движениями, оттягивать пальцами нужные части. Учить располагать? на листе.
Дополнять отдельными деталями.
|
Соленое тесто,
гуашь, кисти,
дощечки,
салфетки,
клей ПВА.
|
Фея урожая.
Аудиозапись,
загадки.
|
Выставка.
|
октябрь
|
Осень нашего края
(песок и манка).
|
Учить детей рисовать песком и манкой (цветные?). Придумывать необычные детали к реальному
пейзажу. Учить также рисовать точечным способом.
|
Песок, манка,
гуашь, кисти,
палочки ушные, салфетки.
|
Аудиозапись осетин . мелодии. Рассматривание
иллюстраций об осени.
Индивидуальная помощь
|
|
ноябрь
|
Осенние листья с
деревьев летят
(по мокрому слою)
|
Продолжать учить детей рисовать по мокрому слою.
Продолжать учить рисовать деревья, ветки толстые и тонкие. Подбирать колорит
осени, листопада.
|
Гуашь, кисти,
таз с водой,
салфетки для рук.
|
Фея осени,
аудиозапись вальс,
загадки,.
Индивидуальная помощь.
Художественное слово.
|
|
Перспективный план по ИЗО в средней группе.
|
Тема:
|
Цель:
|
Материал
|
Метод. приемы
|
декабрь
|
Снегурочка в лесу
(граттаж)
|
Учить передавать
в рисунке человека
в длинной шубке.
|
Бумага подготовленная для граттажа,
салфетки,
кукла снегурочка.
|
Снегурочка,
загадки,
художественное слово.
Индивидуальная помощь детям.
|
|
январь
|
Иней на деревьях
|
Учить детей
наносить рисунок на
скользкую бумагу,
Рисовать деревья в инее.
|
Бумага подготовленная смазанная жиром, гуашь белая,
кисти,
баночки с водой.
|
Обыгрывание зимой.
Показ деревьев игра м/п.
Художественное слово.
Индивидуальная помощь
|
Выставка.
|
февраль
|
Царство красоты
(Зимы)
|
Продолжать учить детей передавать характер зимней (белой красоты).
используя манку,
зубную пасту.
Побуждать видеть красоту зимы.
|
Бумага протонированная, манная крупа,
зубная паста,
кисти,
клей ПВА.
|
Приход зимы.
Аудиозапись знакомых новогодних песен.
Индивидуальная помощь.
Художественное слово.
|
|
|
Тема:
|
Цель:
|
Материал
|
Метод. приемы
|
Мероприятия
|
март
|
Сегодня
мы волшебники
|
Развивать умение узнавать того. кто прячется в цветном
пятне.
Познакомить с
нетрадиционным рисованием (кляксографией).
|
Жидкая гуашь,
тушь,
палочки, салфетки,
бумага разного формата.
|
Сюрпризный момент. Музыкальное сопровождение, игра, загадки.
Индивидуальная помощь детям.
|
|
апрель
|
Воздушные шары «Моя
семья».
|
Продолжать учить детей рисовать человека на шарах.
Предложить детям нарисовать свою семью. Учить располагать
сюжет на всем шару. Самостоятельно выбрать световое решение.
|
Акриловые краски, кисти, вода,
шары,
салфетки,
скотч.
|
Рассматривание фотографий семьи.
Игры, загадки.
Художественное слово. Индивидуальная помощь
|
|
май
|
Музыка
«Вальс цветов»
|
.
Учить детей передавать
в рисунки музыку, как они это представляют.
Развивать фантазию, воображение.
Подбирать колорит весенних цветов.
|
Аудиозапись «Вальс цветов»,
ткань, кисти,
гуашь, тушь,
вода, салфетки.
|
Сюрпризный момент «Фея цветов».
Игра, загадки. Игра м/п. волшебные цветы
Индивидуальная помощь.
Художественное слово.
|
|
Перспективный план по ИЗО в младшей группе.
|
Тема:
|
Программное содержание
|
Метод. приемы
|
Оборудование
|
Итог.
|
сентябрь
|
Листопад
|
Учить рисовать пальцами приемами примакивания. Закрепить
основные цвета красный, желтый. Вызвать интерес к рисованию и чувство
удовлетворения от работы.
|
Аудиозапись,
показ изображений. Индивидуальная помощь в обвертывании
куклы.
|
Бумага или
ткань с изображением дерева,
тушь красная, желтая.
Кукла «Осень».
|
|
октябрь
|
Неваляшка
(рисование)
|
Учить детей рисовать печатками (пуговицами) различной
формы.
Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий.
|
Кукла приходит, аудиозапись, игра м/п кукла.
Помощь в индивидуальная детям
|
Гуашь красного цвета, пуговицы,
вода,
образец.
|
|
ноябрь
|
Разноцветный ковер
Осени
|
Познакомить детей с основным цветами красок: красная,
желтая.
Учить детей рисовать кляксами. Вызвать интерес к рисованию
и чувство удовлетворения от работы.
|
Сюрпризный момент. Художественное слово.
П/И.листопад.
Индивидуальная помощь, показ ребенку.
|
Гуашь с основными цветами. Ткань или бумага,
баночки с водой,
салфетки, трубочки для клякс. Кукла «Осень».
|
Выставка.
|
Перспективный план по ИЗО в младшей группе.
|
Тема:
|
Цель:
|
Материал
|
Метод. приемы
|
Меро-приятия
|
декабрь
|
Декора -
тивное рисование:
«Варежки для лисят».
|
Стимулировать развитие восприятия. Учить вычленять части
предмета, особенности его строения, некоторые качества и свойства. Закрепить
названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый. Учить детей
способу печатания картошкой, украшению силуэта варежки, располагать узор по
кайме, пальчику, в центре. Активизировать словарь: варежка, пальчик, манжета,
ладошка у варежки, теплая, толстая.
|
Мягкая игрушка «Лиса», уменьшенные вязаные модели варежек
у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх).
Гуашь, силуэт варежек для каждого ребенка из плотной бумаги. Штампы разных
форм (звезда, квадрат) выполненные из сырого картофеля
|
Обыгрывание лисы вопросов к детям
и их ответы.
Самостоятельная работа детей.
Показ лисички.
|
Выс-тавка.
|
январь
|
Волшебная зимняя
сказка
(рисование свечой)
|
.
Продолжать учить детей рисовать человека на шарах.
Предложить детям нарисовать свою семью.
Учить располагать сюжет на всем шару. Самостоятельно
выбрать световое решение.
|
Гуашь синего цвета, листы бумаги, свечи,
тампоны из губки,
салфетки.
Игрушка «Дед Мороз».
|
Сюрпризный момент игрушки «Деда Мороза» вопросы к детям.
Художественное слово.
Индивидуальная помощь каждому ребенку.
|
|
февраль
|
Огоньки зажглись в
домах (граттаж).
|
.
Учить детей передавать в рисунки музыку,
как они это представляют.
Развивать фантазию, воображение.
Подбирать колорит весенних цветов.
|
Бумага,
подготовленная для граттажа, палочки для процарапывания.
Кукла «Ночь».
|
Кукла «Ночь», обыгрывание вопросов, песенка про солнышко,
показ иллюстраций.
Индивидуальная помощь ребенку.
|
|
Перспективный план по ИЗО в младшей группе.
|
Тема:
|
Цель:
|
Материал
|
Метод. приемы
|
Мероприятия
|
март
|
Веточки вербы,
вазочки (точечным способом).
|
Учить детей рисовать ушными палочками точками.
Закрепить основные цвета.
Вызвать интерес к рисованию.
|
Бумага, гуашь, ушные палочки, салфетки, эскизы вазочки.
|
Кукла «Весна»,
вопросы,
аудиозапись,
рисование.
|
|
апрель
|
Цветы на лугу.
|
Учить детей рисовать ушными палочками и пуговицами.
Закрепить основные цвета.
|
Бумага протонированная в зеленый цвет, ушные палочки,
пуговицы, салфетки, гуашь желтого, красного, синего цвета.
|
Аудиозапись «Вальс цветов»,
появление Феи цветов.
Рассматривание весенних цветов.
Индивидуальная помощь
|
Выставка.
|
май
|
Солнышко.
|
Учить детей рисовать свечой, клеточкой и гуашью и
резиновыми сапожками
лучики.
|
Аудиозапись «Вальс цветов», ткань, кисти,
гуашь, тушь,
вода, салфетки.
|
Аудиозапись
ласковая, добрая.
Рассматривание солнышко.
Рисование п /и.
Солнышко и дождик.
|
|
Перспективный план по ИЗО подготовительная группа.
|
Тема:
|
Цель:
|
Методические приемы
|
Оборудование
|
Мероприятия
|
сентябрь
|
Наступила осень
(рисование нитью и
пуговицами).
|
Продолжать учить детей изображать рисунок нитью,
передавать точный колорит нитями осени.
|
Аудиозапись,
художественное слово, рассказы детей,
индивидуальная помощь с показом.
|
Самоклеющая пленка, цветные шерстяные нити, ножницы,
песок.
|
|
октябрь
|
Мой край
(декоративныепластины).
|
Продолжать учить детей изготовлять декоративные пластины,
передавая характерные признаки родного края: горы, холмы, леса.
|
Аудиозапись осетинских мелодий, показ иллюстраций,
индивидуальная помощь с показом.
|
Пластилин,
салфетки, стеки.
|
|
ноябрь
|
Унылая пора
(рисование по мокрому слою).
|
Продолжать учить детей рисовать пейзаж согласно знакомым
композициям далеко, близко. Деревья большие, маленькие. Использовать цвет как
средство передачи настроения. Создавая путем смешивания красок новые
цветовые тона.
|
Аудиозапись прощание с летом, наступила осень,
Рассматривание иллюстраций, рассказы детей, индивидуальная
помощь.
|
Листы бумаги,
таз с водой,
акварель, гуашь,
кисти, салфетки.
|
Выставка.
|
Перспективный план по ИЗО подготовительная группа.
|
Тема:
|
Цель:
|
Методические приемы
|
Оборудование
|
Мероприятия
|
декабрь
|
Зимушка -
Зима
(фольга).
|
Познакомить детей рисованием на фольге с помощью
выдавливания зимнего пейзажа палочкой.
|
Аудиозапись,
Снежной зимы,
рассмотрение иллюстраций, рассказы детей.
|
Фольга плотная,
палочки острые для рисования.
|
|
январь
|
Витражи
для замка
Зимушки -
Зимы
|
Закрепление техники
рисования палочками на пластилине.
|
Художественное слово, аудиозапись сказочная,
макет замка,
индивидуальная помощь.
|
Бумага подготовленная пластилином,
манная крупа,
макароны, гуашь.
|
Выставка.
|
февраль
|
Золотая Хохлома.
(Ткань)
|
..Продолжать учить детей расписывать хохломской росписью
на ткани вспомнить элементы росписи хохломы.
Элементы растительного орнамента: цвет, ягоды, травинки.
|
Аудиозапись русской народной музыки.
Показ иллюстраций,
рассказы детей,
индивидуальная помощь.
|
Акриловые краски,
кисти,
салфетки.
|
|
План по ИЗО подготовительная группа
|
Тема:
|
Цель:
|
Методические приемы
|
Оборудование
|
Мероприятия
|
март
|
Портрет мамы
|
Продолжать учить рисовать портрет: передавать строение
человеческого лица, характерные особенности внешности изображаемых людей их
настроения.
|
Аудиозапись вальсов Ф.Шопена, фотографии детей с их мамами
(или семейные портреты).
|
Лист бумаги,
цветной мел,
жесткие кисти
для растушения.
|
|
апрель
|
Букеты из вербы
(по мокрому слою)
|
Продолжать формировать умения связанные с выразительной
передачей в рисунке красоты природы. Познакомить с приемами работы с гуашью
путем вливания цвета в цвет. Упражнять в рисовании по мокрому слою.
|
Аудиозапись «Вальс цветов», рассказы детей,
индивидуальная помощь.
|
Распустившая верба, гуашь, палитры,
кисть,
таз с водой.
|
Выставка.
|
май
|
Натюрморт
из стекла
|
Закрепить представление детей о натюрморте и цвете.
Совершенствовать умения детей работать с различными видами изоматериалов
(гуашь, мелки, акриловые краски).
|
Аудиозапись,
рассказы детей,
работа с родителями.
|
Дерево живописи, предметы для составления натюрморта,
гуашь, кисти,
Небольшие куски картона, стекла разной формы, клей ПВА,
стенд для выставки.
|
|