Традиции и новаторство в храмовой архитектуре Реймса
Традиции и
новаторство в храмовой архитектуре Реймса
В церквях
Реймса, тесно связанных с французской монархией, происходило характерное
слияние старого и нового. Отличный пример этого процесса - собор в Реймсе, где
совершались коронации и помазания королей Франции. Здесь, как и в Сен-Дени, к
старому центральному нефу пристроили фасад и хор в новом стиле. К сожалению, до
наших дней они не сохранились, так как еще в 13 веке на месте этого собора было
возведено совершенно новое здание.
Церковь же
аббатства Сен-Реми в Реймсе, напротив, несмотря на серьезные повреждения во
время Первой мировой войны, до сих пор остается одним из самых впечатляющих
образцов типичной для 12 века комбинации архитектурных стилей различных эпох.
Именно в этой церкви монахи хранили священный елей, якобы доставленный на землю
ангелами, который использовался для помазания французских монархов. Кроме того,
здесь находилась гробница святого Ремигия (Реми), употребившего этот
“ангельский” елей при крещении Хлодвига 1 - короля, который благодаря
миропомазанию стал основателем французского королевства. Ремигий сыграл не
менее важную роль в развитии французской монархии, чем Дионисий.
Работы по
реконструкции монастырской церкви начались во второй половине 60-х годов 12
века с обновления западного фасада. Верхняя часть фасада до наших дней в своем
прежнем виде не сохранилась, однако нижние два этажа позволяют составить
представление о том, как выглядел этот новый фасад, возведенный между двумя
старыми боковыми башнями. Продвигаясь от этих внешних башен в глубь здания, мы
обнаруживаем, что богатство декоративных мотивов постепенно возрастает, рельефы
становятся все глубже и выразительнее, а свет, проникающий через окна, - все
ярче. Главный портал обрамлен двумя классическими колоннами, которые увенчаны
более тонкими служебными колонками. Этот мотив многократно повторяется и в
интерьере церкви. Кроме того, вплотную к старым опорам центрального нефа 11 века
установили монолитные колонны, в результате чего новый готический свод теперь
опирается на пучки тонких пилястров. Как и в ле-манском соборе, создается
впечатление, будто новая церковь построена внутри гораздо более древнего
здания. В полностью обновленном хоре снова появляются мотивы центрального нефа;
особенно это заметно в широких аркадах и в высоких пролетах галереи, каждый из
которых разделен на две арки. Как и в церкви Сен-Жермен-де-Пре, все
пространство хора окружено цепью мощных опорных столбов. На капителях этих опор
высятся пучки более тонких круглых служебных колонок, элегантно соединенных с
арками галереи. Трифорий зрительно связан с верхними окнами центрального нефа
благодаря общему мотиву - тонким, изящным средникам, превращающим верхний ярус
нефа в легкое филигранное кружево. И даже количество арок подчинено принципу
возрастания эффектности интерьера при движении снизу вверх: в каждом пролете
аркад - по одной арке, в каждом пролете галереи хора - по две арки, а в каждом
пролете трифория и верхнего яруса центрального нефа - по три.
В качестве
одного из самых оригинальных достижений архитектора этой церкви следует
отметить необычность связи между деамбулаторием и капеллами хора. В отличие от
церкви Сен-Дени, где капеллы и обход объединены под общим сводом, в реймской
церкви капеллы, расположенные по кругу, лишь слегка касаются деамбулатория, не
сливаясь с ним. Вдоль линии соприкосновения этих двух пространственных ячеек
поднимаются изящные монолитные колонны (уже знакомый нам мотив), которые поддерживают
отделенные друг от друга своды капелл и обхода. С других сторон своды капелл
опираются на еще более тонкие монолитные пилястры, выступающие из стены. В
результате создается впечатление, что эти своды независимы от других элементов
интерьера и перекрывают капеллы отдельными балдахинами.
Снаружи хор
церкви Сен-Реми затмевает изысканной красотой всех своих предшественников.
Здесь мы сразу же замечаем знакомое нам по интерьеру церкви возрастание
богатства декоративных мотивов снизу вверх. Бросается в глаза и то, что все это
монументальное сооружение состоит, в сущности, из одних окон, разделенных между
собой лишь тончайшими участками стены. Стены опираются на тонкие, но прочные
аркбутаны и контрфорсы, которые, не загораживая окон, высятся горделивым памятником
искусству зодчего, обладавшего поистине изощренным чувством равновесия.
Хор
коллегиальной церкви Нотр-Дам-ан-Во в Шалон-сюр-Марн, примерно в 40 км к
юго-востоку от Реймса, демонстрирует примечательное сходство с хором церкви
Сен-Реми - особенно в вертикальном разрезе интерьера и в расположении капелл.
Точное хронологическое соотношение между этими двумя зданиями не установлено,
однако не исключено, что церковь Сен-Реми послужила образцом для
Нотр-Дам-ан-Во. Не вызывает сомнений, что сочетание различных архитектурных
стилей, столь удачно примененное в Сен-Реми, обладало большой
привлекательностью для строителей менее масштабной коллегиальной церкви, так
как строительные работы в Шалон-сюр-Марн продолжались на протяжении всего 12
века и планы архитекторов постоянно менялись. Учитывая это, успешно завершить
строительство Нотр-Дам-ан-Во можно было, лишь заимствовав смелые принципы
зодчего реймской церкви, превратившего стилистический разнобой в новый тип
эстетической упорядоченности. Кроме того, каноникам Нотр-Дам-ан-Во только
недавно удалось выбраться из нужды, и теперь они стремились утвердить свой
престиж. Поэтому идея запечатлеть славную историю этой церкви в форме сочетания
старого стиля с новым оказалась чрезвычайно своевременной.
Таким образом,
Нотр-Дам-ан-Во можно рассматривать как образец подражания тем церквям, в
которых совмещение различных архитектурных стилей служило задаче возрождения
великого прошлого. Но помимо того, эта маленькая коллегиальная церковь
поставила точку в развитии раннеготического типа храмовой архитектуры -
стилистически разнородного направления, в котором новое возникало на основе
критической переоценки старого. Разумеется, “составные” церкви такого типа
возводились и позже, однако на протяжении всей второй половины 12 века
архитекторы все отчетливее тяготели к созданию более однородных по стилистике
храмов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru/