Бумага и книгопечатание в Китае
Бумага
и книгопечатание в Китае
Первоначально
материалом для письма в Китае служили кости жертвенных животных, бронза и
камень, а с середины первого тысячелетия до н.э. также шелк и бамбуковые
дощечки. Последние сшивались веревочками, составляя целые связки. В китайском
языке слово «связка» (цзюань) до сих пор означает «глава книги», а выражение
«записать на бамбуке и шелке» навсегда осталось синонимом сохранения для
потомства памяти о событии или человека. Однако использование в качестве
писчего материала бамбука и шелка, не говоря уже о бронзе или камне, не могло
удовлетворить запросов образованных верхов. Поэтому появление в эпоху Хань
бумаги имело поистине революционные последствия для судеб китайской культуры.
Традиция
приписывает изобретение бумаги служителю императорского гарема Цай Луню,
который стал со временем и божественным покровителем бумажного производства. В
ханьских хрониках под 105г. сообщается, что Цай Лунь «сделал бумагу из
древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору, за что
удостоился высочайшей похвалы». Древнейшие образцы бумаги, найденные в Китае,
относятся к значительно более раннему времени – второй половине II в до н.э.
Эта бумага изготовлена из полотна и отходов и использовалась, по-видимому, как
оберточный материал. Возможно, Цай Лунь усовершенствовал производство бумаги,
сделав основным сырьем кору деревьев.
Как
бы то ни было, в послеханьское время бумага почти полностью вытесняет в
китайских канцеляриях шелк и бамбук. Древнейший известный образец бумажной
книги – буддистская сутра «Пиюй цзин» - датируется серединой III в. Сырьем для
писчей бумаги служили главным образом кора тутового дерева, рами, водоросли.
Появились и изысканные сорта бумаги – например, ароматная бумага из сандаловой
коры. С X в писчую бумагу стали изготавливать из бамбука: срезанные весной
ветви бамбука долго вымачивали в воде, после чего кору отделяли от волокон,
смешивали древесину с известью и полученную массу высушивали. «Клочок бумаги
нелегок – прошел через 72 руки», - гласила народная поговорка. Особенно
славилась бумага из провинций Цзянси и Чжэцзян. Рисовая или пшеничная солома
использовалась для приготовления бумаги для бытовых нужд. Поскольку китайская
бумага хорошо впитывает тушь, она была, помимо прочего, идеальным материалом
для мастеров каллиграфии и живописи.
Бумажное
производство в средневековом Китае достигло гигантских масштабов. В минской
империи одно лишь Ведомство общественных работ расходовало 315 тыс. листов
бумаги ежегодно; торговые же управления империи ежегодно потребляли полтора
миллиона листов бумаги. Огромное количество бумаги шло на изготовление
жертвенных денег, макетов жертвенных предметов, лубочных картин, талисманов,
фонарей, вееров, ширм, матрасов и одеял, визитных карточек и игральных карт и
пр. Кроме того бумагой заклеивали окна в домах. С минской эпохи вошли в
употребление бумажные обои и даже бумажные доспехи для воинов. С давних пор в
Китае широко использовалась и туалетная бумага.
С
середины XIXв кустарное бумажное производство, не выдержав конкуренции с
дешевой бумагой, стало быстро сокращаться. В настоящее время традиционные сорта
китайской бумаги используется почти исключительно в художественных целях.
Наряду
с бумагой не менее важным для китайской культуры изобретением было
книгопечатание. Последнее тоже имело свою долгую предысторию. С глубокой
древности в Китае применялись клейма и печати, удостоверявшие личность
государственного лица или мастера. Еще и в наши дни личная печать заменят в
Китае подпись владельца, а вырезание печатей является не только ремеслом, но и
утонченным искусством. Известно, что уже в эпоху Хань были распространены
деревянные «печати богов» с вырезанными на них в зеркально перевернутом
изображении текстами заклинаний. Такие печати стали непосредственными
предшественницами досок, с которых начали печатать книги. Первые упоминания о
печатании текстов относятся к VIIв. Древнейшие известные образцы печатных книг
датируются первой половиной VIIIв. Повсеместно же распространение печатных книг
приходится на время правление династии Сунн (X-XIII вв.). Отсутствие
государственной цензуры на книги благоприятствовало развитию книжного рынка. К
XIIIв только в двух провинциях Чжэцзян и Фуцзянь действовали свыше ста семейных
издательств.
В
Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии, то есть печатания с
досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста. В
хрониках отмечаются попытки использования наборного шрифта, но последний в силу
особенностей иероглифической письменности не нашел в старом Китае широкого
применения. Свой окончательный вид китайская печатная книга приобрела к XVIв.
Во многих отношениях она воспроизводила образцы сунской эпохи и имела вид
прошитой тетради с двойными (согнутыми) страницами; текст заключался в черную
рамку. Книга имела обложку из толстой цветной (обычно черной или синей) бумаги.
Несколько таких тетрадок складывались в папку с застежками. К этому надо
добавить, что ксилографическая печать позволяла сохранять графические
особенности оригинальной рукописи и при необходимости производить замену
отдельных знаков. Другое важное преимущество ксилографии – легкость совмещения
печатного текста и гравюры, искусство которой достигло в позднесредневековом
Китае высокого уровня. Иллюстрированные издания всевозможных энциклопедий и
словарей, романов и других литературных произведений – одна из примечательных
особенностей китайского книгоиздательского дела. С XVIIв китайские печатники
освоили технику цветной гравюрыю
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://china.worlds.ru/