Оценка
надежности системы
внутреннего контроля
|
Сумма баллов
по итогам
тестирования
|
Низкая
|
0 - 8
|
Средняя
|
9 - 16
|
Высокая
|
17 - 24
|
Тесты внутреннего контроля представлены в приложении 5. По
этой таб-лице проверим, как осуществляется контроль на нашем предприятии.
Исходя из проведенного теста проверки контроля денежных
средств оце-нка надежности системы внутреннего контроля может быть определена
как вы-сокая.
В МУП "Водоканал" бухгалтерский учет на
предприятии ведется соглас-но Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ
и другим нормативно-инструктивным документам с учетом последующих дополнений и
изменений в них.
Бухгалтерский учет в МУП "Водоканал"
осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Главный
бухгалтер обеспечивает контро-ль и отражение на счетах всех хозяйственных
операций, предоставление опера-тивной и результативной информации в
установленные сроки.
Предприятием, в соответствии с Положением по бухгалтерскому
учету "Учетная политика организации", разработана учетная политика.
Она в полном объеме раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, а именно:
способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оце-нка
производственных запасов, незавершенного производства, готовой продук-ции,
признание прибыли от реализации продукции и т.д.
Централизованная бухгалтерия состоит из двух отделов –
финансово-рас-четный, планово-экономический отдел.
Финансово-расчетный отдел ведет учет по банковским счетам,
по кассе, по подотчетным лицам, заработной плате, по налогам, по реализации продук-ции,
по авансам выданным и полученным. Расчет заработной платы и формиро-вание отчетности
в фонды ведется с помощью программы "1С-Зарплата и Кад-ры".
Квалификация у всех сотрудников высокая, опыт работы большой.
Следует отметить, что система бухгалтерского учета в МУП
"Водоканал" может считаться эффективной, так как выполняются
следующие требования:
1. операции в учете правильно отражают временной период их
осуществления;
2. операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
3. операции правильно и соответствии с действующими
нормативными положе- ниями и учетной политикой отражены на счетах
бухгалтерского учета.
4. зафиксированы детали операций, имеющие существенное
значение для учета и отчетности;
5. ограничена возможность появления злоупотреблений.
Если по итогам оценки надежность системы внутреннего
контроля оцене-на как "высокая" или "средняя", то аудитор
должен учитывать это при разработ-ке программы аудита, однако не должен
доверять системе абсолютно. Если на-дежность оценена как "низкая", то
аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля
клиента. При анализе результатов тестирова-ния следует обратить особое внимание
на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы.
Оценка надежности системы внутреннего контроля может
считаться заве-ршенной, если аудитор выявил вероятность того, что существующие
политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут или не помогут
обнаружить существенные искажения информации по учету денежных средств и
расчетов. В связи с тем, что риск неэффективности системы внутреннего контроля
затру-днительно выразить количественно, аудитор должен отразить в рабочих доку-ментах
описание вероятности такого риска и использовать ее в дальнейшем как оценочный
показатель.
На этапе знакомства и оценки систем бухгалтерского учета и
внутреннего контроля в качестве основных методов получения аудиторских
доказательств аудитор применяет опрос, проверку арифметических расчетов,
соблюдения правил учета операций, прослеживание, наблюдение, проверку документов.
Важным методом получения информации должно стать непосредственное наб-людение
за сотрудниками, которые выполняют учетную и контрольную работу.
3. Нормативное регулирование
бухгалтерского учета и налогообложения при расчетах с поставщиками и
подрядчиками
Основными нормативными документами по учету денежных
средств, рас-четов являются:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-II.
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от
21.11.96 г. № 129-ФЗ.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г.
№3 4н (24.03.2000г).
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом
Мин-фина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
5.
Методические рекомендации о
порядке формирования показателей бухгалте- рской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60-н.
Учет денежных средств
регулируется следующими нормативными доку-ментами:
1. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и
обязательств, стоимос- ть которых выражена в иностранной валюте".
Утверждено приказом Минфи-на РФ от 10.01.2000 г. № 2н (ПБУ 3/2000).
2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязате -льств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
3. Положение "О безналичных расчетах в Российской
Федерации". Утверждено Центробанком РФ 12.04.2001г. № 2-п (изм. от
06.11.2001г.)
4. "Порядок ведения кассовых операций в Российской
Федерации". Инструкция Центробанка РФ от 04.10.93 г. № 18. (ред. от
26.02.96г.)
5. "Положение о правилах организации наличного денежного
обращения на тер -ритории РФ". Приказ Центробанка РФ от 05.01.98 г. №
14-П.
6. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организа-ции". ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от
06.07.99 г. № 529.
7. Положение о правилах организации наличного денежного
обращения на тер-ритории Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ № 14-П от
22.01.99 г.
Нормативными документами, регулирующими учет расчетных
операций, являются:
1. Методические указания по инвентаризации имущества и
финансовых обяза-тельств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
2. "Об установлении предельного размера расчетов
наличными деньгами в Рос-сийской Федерации между юридическими лицами".
Указание Центробанка РФ от 07.10.2001 г. № 375-У.
3. "Об изменении норм возмещения командировочных расходов
на территории РФ". Приказ Минфина РФ от 06.07.2001 г. за № 49н с
изменениями от 01.01. 2002 г.
4. "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на
добавленную стои-мость" письмо МНС РФ от 21.05.2001 г. № ВГ-6-03/404.
5. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы
организации". ПБУ 9/99. Ут-верждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №
32н.
4.1 Учет и
аудит кассовых операций
Предприятия, независимо от организационно-правовых форм при
осущес-твлении операций с денежной наличностью должны руководствоваться Поряд-ком
ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным реше-нием совета
директоров Банка России от 22.09.93 г. №40.
Денежные средства в кассу предприятия получают с расчетного
счета ст-рого на определенные цели. Денежные средства не могут быть использованы
не по назначению. Предприятия могут хранить в кассе денежные средства только в
пределах установленного лимита. Лимит определяется банком, обслуживаю-щим
предприятие, по согласованию с руководителем. Сверх установленного лимита
денежные средства могут храниться только для выдачи заработной пла-ты, пособий,
но не более 3-х рабочих дней.
Выполнение кассовых операций производится кассиром. Он
является ма-териально-ответственным лицом. При поступлении на работу с кассиром
в обя-зательном порядке должен быть заключен договор о полной материальной от-ветственности.
Прием и выдачу наличных денег кассир осуществляет на осно-вании первичных
документов типовой межведомственной формы. Прием нали-чных денег осуществляется
по приходным кассовым ордерам, которые обязате-льно должны быть подписаны
главным бухгалтером. Выдача наличных денеж-ных средств из кассы производится по
расходным кассовым ордерам, которые подписываются главным бухгалтером и
руководителем предприятия. Приход-ные и расходные кассовые ордера после
осуществления операций по ним под-писываются кассиром.
Расходные и приходные кассовые ордера являются первичными
докумен-тами. Они выписываются в бухгалтерии предприятия. До передачи в кассу
пре-дприятия приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалте-рии
в специальных журналах регистрации кассовых ордеров, отдельно по при-ходу и
отдельно по расходу. Кассир после принятия к исполнению кассовых ор-деров
производит записи в кассовую книгу. Кассовая книга – это
регистр анали-тического учета операций с наличными денежными средствами. Записи
в кас-совую книгу производятся под копирку. Второй экземпляр является отчетом ка-ссира,
отрывается и сдается в бухгалтерию. В конце дня кассир должен подсчи-тать итог
операций по приходу и расходу и вывести остаток. Отчет кассира с приложенными
приходными и расходными кассовыми ордерами передается в бухгалтерию.
Синтетический учет операций по кассе ведется на счете 50
"Касса" – счет активный, основной, денежный.
Основные проводки по движению денежных средств в кассе
предприятия:
1. Получено в кассу с расчетного счета: Дт 50
"Касса" Кт 51 "Расчетный счет".
2. Получена
наличными выручка от реализации: работ, услуг, продукции, това-ров: Дт 50
"Касса" Кт 90/1 "Выручка".
3. Сдан в кассу остаток подотчетной суммы: Дт 50
"Касса" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
4. Получено в кассу в возмещение задолженности по
недостаче: Дт 50 "Касса" Кт 73 "Расчеты
с персоналом по прочим операциям".
5. Получено наличными от дебиторов: Дт 50
"Касса" Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
6. По
объявлению на взнос наличными внесено на расчетный счет: Дт 51 "Рас-четный
счет" Кт 50 "Касса".
7. Выдано под отчет: Дт 71 "Расчеты
с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса".
8. Выдана из кассы заработная плата персоналу предприятия: Дт 70
"Расчеты с персоналом по оплате труда" Кт 50
"Касса".
9. Выдано
наличными в погашение кредиторской задолженности: Дт 76
"Расче-ты с разными дебиторами и кредиторами" Кт 50
"Касса".
10. Выдано наличными за счет средств органов социального
страхования: Дт 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
Кт 50 "Касса".
Не реже одного раза в месяц должна проводиться ревизия
кассы. Резуль-таты ревизии оформляются актом. Излишки, выявленные в кассе,
зачисляются в доход предприятия: Дт 50 "Касса" Кт 91/1 "Прочие
доходы".
Недостача относится на материально-ответственное лицо
(кассира).
1. При обнаружении недостачи: Дт 94
"Недостачи, потери от порчи ценностей" Кт 50
"Касса".
2. Выявленная недостача относится на
материально-ответственное лицо: Дт73/3 "Расчеты по возмещению
материального ущерба" Кт 94 "Недостачи, потери от порчи ценностей".
3. Внесено наличными в кассу в погашение задолженности по
недостаче: Дт 50 "Касса" Кт 73/3
"Расчеты по возмещению материального ущерба".
4. Удержано из заработной платы в погашение недостачи: Дт 70
"Расчеты с пер-соналом по оплате труда" Кт 73/3
"Расчеты по возмещению материального ущерба".
Целью аудиторской проверки кассовых
операций является установление соответствия применяемой в организации методики
учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств
действующим в Российс-кой Федерации в проверяемом периоде нормативным
документам для форми-рования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности
во всех существен-ных аспектах.
Кассовые операции целесообразно
проверять сплошным методом.
Аудиторская
проверка кассовых операций в МУП «Водоканал» организу-ется в такой
последовательности:
• инвентаризация кассы и
обследование условий хранения денежных средств:
• проверка правильности
документального оформления операций;
• проверка полноты и
своевременности оприходования денежных средств;
• аудиторская проверка правильности
списания денег в расход;
• проверка соблюдения кассовой и
финансовой дисциплины;
• проверка правильности отражения
операций на счетах бухгалтерского учета;
• оформление результатов проверки.
Источниками информация аудита
кассовых операций являются:
§
Кассовая книга;
§
Отчеты кассира;
§
Приходные и расходные кассовые
ордера (ПКО, РКО);
§
Авансовые отчеты. Список
подотчетных лиц;
§
Выписки банка;
§
Справка банка об установленном
лимите остатка денег в кассе;
§
Чековые книжки;
§
Хозяйственные договоры (в том
числе с банками);
§
Договоры о материальной
ответственности;
§
Документы по ККМ;
§
Книги кассира-операциониста ;
§
Журнал (книга) регистрации ПКО
и РКО;
§
Журнал (книга) регистрации
выданных доверенностей;
§
Журнал (книга) регистрации
депонированных сумм;
§
Журнал (книга) регистрации
платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
§
Приказы руководящего органа;
§
Акты ревизии кассы, акты
инвентаризации;
§ Учетная политика
в части документооборота;
§
журнал-ордер № 1 и
ведомость № 1 по учету кассовых операций;
§
Главная книга;
§
баланс предприятия
(ф. № 1), 2-й раздел актива;
§
Отчет о движении
денежных средств (ф. № 4).
Прибыв на место проверки, аудитор
может сразу провести инвентариза-цию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее
проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. Результаты
инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер
организации. Акт яв-ляется письменным аудиторским доказательством, и его данные
необходимы аудитору для дальнейшей проверки.
Одновременно с инвентаризацией
проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой,
аудитору необходимо выяснить:
• обеспечена ли сохранность денег
при доставке из банка;
• имеется ли для хранения денег и
других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;
• застрахована ли касса
организации;
• соблюдаются ли правила хранения
ключей от сейфа;
• соблюдается ли установленный
лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.
Аудитор проверяет полноту и
своевременность оприходования денег, по-лученных по каждому чеку из банка,
путем сверки идентичных сумм, записан-ных в корешках чеков, и выписок банка.
Чековые книжки, корешки использова-нных чеков, а также неиспользованные чеки
должны храниться у главного бух-галтера. Направления использования денежных
средств и их целевое назначе-ние организация определяет по своему усмотрению.
Аудитор должен тщательно проверить
полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства,
услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно-коммунального хозяйства.
При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с
отче-тами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг).
Все случаи неполного набора
документов по кассовым операциям долж-ны быть зафиксированы аудитором. По ним
подсчитывают итог, который соиз-меряют с кредитовым оборотом по счету 50
"Касса".
Проверим
правильность формирования показателя «Денежные средства» в бухгалтерском
балансе МУП «Водоканал» на 01.01.05 г.
Остаток на начало дня 30.12.04 г. по
отчету кассира составил 2932,98 руб. К отчету кассира за день приложены
следующие первичные документы:
- приходный кассовый ордер № 1411 от
30.12.04 г. на сумму 1355,20 руб. (приложение 1), основание – реализация сырья,
отражено – Дт 50 «Касса» Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- расходный кассовый ордер № 1074 от
30.12.04 г. на сумму 238,18 руб. (приложение 2), основание - выдача сумм
подотчет, отражено - Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 50 «Касса»;
- расходный кассовый ордер № 1075 от 30.12.04 г.,
платежная ведомость от 30.12.04 г. на сумму 2050,00 руб., основание – выдана
зарплата Городиловой О.Г., отражено – Дт 70 «Расчеты с персоналам по оплате
труда» Кт 50 «Касса».
Остаток на конец дня составил 2000 руб., он также нашел
отражение в от-чете кассира (см. приложение 3), кассовой книге и регистре учета
– аналити-ческой ведомости по счету 50 «Касса» за 30.12.04 г.
Сальдо на конец периода в Главной книге по счету 50 «Касса»
равно 2000 руб.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О
предприятиях и пре-дпринимательской деятельности" каждое предприятие
вправе открывать в лю-бом учреждении банка расчетный счет и другие счета для
хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и
кассовых опера-ций. Расчетные счета открываются предприятиям, имеющим статус
юридичес-кого лица и находящимся на самостоятельном балансе.
Порядок открытия расчетного счета регламентирован
инструкцией Цент-рального банка Российской Федерации, в соответствии с которой,
каждой орга-низацией может быть открыт расчетный счет в одном или нескольких
банках по его выбору. Клиенты вправе открывать необходимое им количество
расчетных счетов. Для их открытия в банк предоставляются следующие документы:
1) заявление на открытие счета;
2) копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
3) нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации предприя-тия;
4) карточка с образцами подписей распорядителей кредитов (руководитель
предприятия и главный бухгалтер), оттиском печати предприятия, заверенной
нотариусом в двух экземплярах;
5) справки о постановке на учет (налоговой инспекции, пенсионного фон-да,
органов социального страхования и обеспечения).
После открытия расчетного
счета банк присваивает ему определенный номер, который указывается во всех
расчетно-платежных документах, переда-ваемых в банк. На расчетном счете
сосредотачиваются денежные средства, за-численные в форме выручки от реализации
продукции, банковских кредитов и прочих поступлений. С расчетного счета
производятся перечисления поставщи-кам за продукцию, финансовым органам,
различным кредиторам, погашаются банковские кредиты, а также выдаются наличные
для выдачи заработной платы и других расходов. Выдачу денег или безналичные
перечисления с расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца
расчетного счета. Однако, в оп-ределенных случаях, законодательством
предусмотрено списание денежных средств с расчетного счета в бесспорном порядке
(взыскание просроченных платежей в бюджет, по исполнительным листам, приказом
государственного арбитража), банк может списать проценты за пользование
кредитом, проценты по просроченным ссудам, плату за расчетно-кассовое
обслуживание.
Периодически банк выдает владельцу счета выписки с
расчетного счета. Выписка с расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета
организации, открытого ему банком. В ней показывается остаток на начало
периода, движе-ние за отчетный период с разбивкой по каждой операции и конечный
остаток. Выписка с расчетного счета является регистром аналитического учета
операций по расчетному счету. К ней прилагаются все документы, по которым
произво-дится зачисление и списание сумм. Полученные выписки с приложенными до-кументами
в бухгалтерии подвергаются тщательной проверке. На полях прове-ренной выписки
проставляются коды счетов, которые корреспондируют со сче-том 51. Выписки из
расчетного счета служат основанием для учетных записей по синтетическому счету
51 "Расчетный счет". Это счет
активный, основной, денежный.
В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:
1. Получены
на расчетный счет деньги из кассы предприятия: Дт 51
"Расчетный счет" Кт 50 "Касса".
2. Зачислена
на расчетный счет выручка от реализации продукции: Дт 51 "Рас-четный
счет" Кт 90/1 "Выручка".
3. Зачислена
на расчетный счет выручка от реализации прочих активов Дт 51 "Расчетный
счет" Кт 91/1 "Прочие доходы".
4. Зачислены на расчетный счет кредиты банка: Дт 51 "
Расчетный счет" Кт 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и
займам" Дт 51 "Расчетный счет" Кт 67 "Расчеты по
долгосрочным кредитам и займам".
5. Получены
на расчетный счет штрафы, пени, неустойки: Дт51 "Расчетный счет" Кт
91/1 "Прочие доходы".
6. Зачислено от дебиторов в погашение долгов: Дт 51
"Расчетный счет" Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
7. Выдано по чеку наличными в кассу предприятия: Дт 50 "Касса"
Кт 51 "Расче-тный счет".
8. Перечислено
в погашение задолженности поставщикам: Дт 60 "Расчеты с по-ставщиками и
подрядчиками" Кт 51 "Расчетный счет".
9. Перечислено
в погашение задолженности бюджету по налогам: Дт 68 "Расче-ты по налогам и
сборам" Кт 51 "Расчетный счет".
10. Перечислено в погашение задолженности органам
социального страхования и обеспечения: Дт69 "Расчеты по социальному страхованию
и обеспечению" Кт 51 "Расчетный счет".
11. Перечисление в погашение задолженности по кредиту: Дт
66, 67 "Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам" Кт 51 "Расчетный
счет".
Источники информации:
§
платежное поручение (кому
перечислено);
§
платежное требование (был
акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);
§
сводное платежное поручение и
требование-поручение;
§
корешки чековой книжки на
получение наличных денег;
§
журнал-ордер №2 (заполняется
на основании выписки и платежных поруче-ний – выписка выдается банком, если
есть движение на расчетном счете);
§
главная книга.
Целью аудиторской проверки операций
на расчетном, валютном и других счетах в банке является
формирование мнения о достоверности бухгалтерской
отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой
методики учета денежных средств на счетах в
банке действующим в Российской Федерации нормативным документам. Ведется проверка полноты и правильнос-ти
синтетического учета операций по расчетному счету. Такая проверка прово-дится
по каждому счету, открытому в банке.
Если по договору
банковского счета предусмотрена выплата банком про-центов за пользование
денежными средствами, аудитор должен проверить, на-числяет ли организация
доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет.
При аудите операций по расчетному счету аудитор
также проверяет:
• порядок ведения учетных регистров;
• ведутся ли регистры синтетического
учета по каждому расчетному счету,
отк-рытому в банке, составляется ли сводный регистр;
• своевременность
отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных
средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по
каждой выписке банка;
• тождественность записей
в учетных регистрах и в выписке банка.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупа-телями и заказчиками в
оплату поставленных материально-производственных
запасов, выполненных работ и
оказанных услуг, необходимо сверить
записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных
регист-ров по счетам 90 "Продажи" или 62 "Расчеты с покупателями и
заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ".
Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов проверяют путем встречной сверки записей
по регистрам бухгал-терского учета по счетам
66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по
долгосрочным кредитам и займам",
51 "Расчетный счет",
55"Специа- льные счета в банках",
а также сверки выписок и
приложенных к ним докуме-нтов.
Особое внимание аудитор должен уделить
проверке полноты оприходова-ния наличных
денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организа-ции). Для
этого проводят встречную проверку записей с
данными учетного регис-тра по
кредиту счета 50 "Касса ".
Перечисление денежных
средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует
анализировать в разде-ле аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчи-ками",
чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.
Детальной
проверке должны быть подвергнуты операции
по счету 51 "Ра-счетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производс-тво", 26 "Общехозяйственные расходы ", 25
"Общепроизводственные расходы"
и др.), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыпол-ненные работы,
неоказанные услуги.
Пересекающейся процедурой проверки операций по
расчетному счету является
проверка списания денежных средств
со счета и полноты оприходо-вания наличных денег
в кассу. Аудитор должен проверить:
• приложена ли к выписке
банка по операции снятия наличных денег
квитан-ция к приходному кассовому ордеру;
• тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 "Расчетные счета" и дебету счета 50
"Касса". Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в
рабочей докуме-нтации и отражает в справке (отчете)
по результатам данного раздела аудиторс-кой проверки.
Рассмотрим порядок отражения движения денежных
средств на расчет-ном счете МУП «Водоканал»». У предприятия открыт один
расчетный счет в Кувандыкскос ОСБ.
Согласно выписки из лицевого счета за 31.12.04 г.
в Кувандыкском ОСБ остаток денежных средств на начало дня 31.12.04 г. на счете МУП
«Водоканал» составлял 1555,2 руб. За день 31.12.04 г. по счету были произведены
следую-щие операции:
- списано со счета комиссия банка по платежному
поручению № 865 от 31.12. 04 г. (приложение 4) в размере 24 руб., отражено - Дт
91 «Прочие доходы и рас-ходы» Кт 51.
Остаток на конец дня составил 1531,2 руб., он также нашел
отражение в вы-писке банка и регистре учета – аналитической ведомости по счету
51.
Для обобщения информации о расчетах с
поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками
и подрядчиками".
Учет на счете 60 ведется методом
начисления, т. е. все операции, связан-ные с расчетами за приобретенные
материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо
от времени оплаты.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками
и подрядчиками" кредитуется на стои-мость принимаемых к бухгалтерскому
учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со
счетами учета этих ценностей или счетами учета соответствующих затрат.
За услуги по доставке материальных
ценностей (товаров), а также по пе-реработке материалов на стороне записи по
кредиту счета 60 "Расчеты с постав-щиками и подрядчиками"
производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов,
товаров, затрат на производство.
Аналитический
учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчика-ми" ведется по
каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по
каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно
обеспечить возможность получения необходимых данных по:
• поставщикам по акцептованным
и другим расчетным документам, срок оп-латы которых не наступил;
• поставщикам по неоплаченным в срок
расчетным документам; поставщи-кам по неотфактурованным поставкам;
• авансам выданным;
• поставщикам по полученному
коммерческому кредиту и др.
Сальдо по счету 60 без учета сальдо
по субсчету "Расчеты по авансам вы-данным" может быть только
кредитовым.
Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и
подрядчиками" корреспондирует со счетами:
1.
Оприходование
патентов, лицензий и других нематериальных активов: Дт 04 "Нематериальные
активы" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
2.
Оприходование
материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке: Дт 07
"Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41
"Товары" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
3.
Начисление
задолженности на приобретение машин и оборудования, за вы-полнение строительных
работ и оказание услуги: Дт 08 "Капитальные вложе-ния" Кт 60
"Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
4.
Начисление
к уплате стоимости выполняемых работ и услуг: Дт 20, 23, 25, 26, 28, 44, 97 Кт
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
5. Возврат излишне перечисленных
сумм: Дт51, 52 "Расчётный, валютный счёт"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и
подрядчиками".
6.
Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просрочены-ми сроками
исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санк-ций, присуждённых
судом или признанных предприятием к уплате: Дт 91/2 "Прочие расходы" Кт
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
7.
При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недос-тача (до
оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине
предприятия, его работников: Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценнос-тей"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится
по следующим направлениям:
• проверка наличия и правильности оформления договоров;
• проверка полноты и правильности оприходования полученных
материальных ценностей (работ, услуг);
• проверка
своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги).
Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продук-ции
и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также
правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего
законодательства.
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения
установлен-ной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожны-ми
(недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяе-мой организации.
Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и
подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме,
в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.
Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа,
счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает подтвержде-ние о полноте,
своевременности и правильности оприходования полученных мате-риальных ценностей (работ, услуг).
При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор устанавли-вает:
• подтверждены ли операции по погашению задолженности
соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кассовым ордерам, выпис-ками
банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, век-селями, чеками и т. п.);
• подлинность и правильность оформления платежных документов
(наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка,
заверенный перевод документов
на иностранных языках и т. п.);
• соответствие данных платежных документов данным учетных регистров
по сче-ту 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками";
• соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51,
52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор
устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с
просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также
правильность отражения в учетных регистрах.
В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поста-вщиками
и подрядчиками установлено, что учет расчетов с поставщиками и под-рядчиками
осуществляется на счете 60. Также установлено, что бухгалтерский уч-ет на
предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными доку-ментами.
Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с поставщи-ками и
подрядчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские ба-лансы
составлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприя-тия подтверждены
соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют
данным Главной книги и журналов-ордеров.
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор
обоб-щает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оцен-ку реальности
сальдо.
Для обобщения информации о расчетах с
покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62
"Расчеты с покупателями и заказчи-ками".
Счет 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками" дебетуется в корреспон-денции со счетами 90 "Продажи",
91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены
покупателям расчетные документы.
Счет 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками" кредитуется в корреспо-нденции со счетами учета денежных
средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных
авансов) и т. п. На счете 62 также отра-жаются суммы полученных авансов и
предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном
субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет
должен быть организован по каждому получен-ному авансу.
Аналитический учет по счету 62
"Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется:
• по каждому предъявленному
покупателям (заказчикам) счету;
• при расчетах плановыми платежами –
по каждому покупателю и заказчику.
Построение аналитического учета
должно обеспечивать возможность по-лучения необходимых данных по:
• покупателям и заказчикам по расчетным
документам, срок оплаты которых не наступил;
• покупателям и заказчикам по
неоплаченным в срок расчетным документам.
Счет 62
"Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со сче-тами:
1. Отражена стоимость отгруженных
товарно-материальных ценностей, выпол-ненных работ и оказанных услуг на момент
перехода права собственности: Дт 62 "Расчеты с покупателями и
заказчиками" Кт 90/1 "Выручка".
2. Отражена сумма задолженности
покупателей в связи с реализацией им осно-вных средств, излишних материальных
ценностей, и прочего имущества: Дт 62 "Расчеты с покупателями и
заказчиками" Кт 91/1 "Прочие доходы".
3. Отражен возврат покупателям
излишне полученной у них суммы: Дт62 "Рас-четы с покупателями и
заказчиками" Кт 50, 51, 52 счета денежных средств.
4.
Поступили
платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им про-дукцию, работы,
услуги: Дт 50, 51, 52 счета денежных средств Кт 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками".
5.
Зачтены
суммы полученных от покупателей авансов: Дт 62, субсчет "Авансы
полученные" Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
При аудиторской проверке операций по расчетам с покупателями и заказчика-ми
устанавливают тождество данных регистра по счету 62 "Расчеты с покупателями и
заказчиками " с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи
по дебету счета 62 сверяются с записями по кредиту счетов 90, 91, 60, 99.
В ходе аудиторской проверки МУП «Водоканал» установлено, что данные
регистра по счету 62 соответствуют данным Главной книги и взаимосвязанным
регистрам.
Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок
перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственнос-.
51, 52 счета денежных
средств________________________________________________________________________________________________ти
переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью Дт 62 "Расчеты с
покупателями и заказчиками",
Кт 90 "Продажи"
независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения - "по оплате" или "по
отгрузке". Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность
отражения операций.
При проверке документальной обоснованности операций устанавливается
соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям дого-вора, а также
правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателям. Полнота и
своевременность оплаты счетов покупателями устанавли-вается путем взаимной сверки данных корреспондирующих
счетов 50, 51, 52 и про-слеживания записей в регистрах аналитического учета.
В ходе проверки анализируются факты просроченной дебиторской
задолжен-ности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолжен-ности.
По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обосно-ванность и правильность отражения.
Суммы неистребованной кредитором задол-женности подлежат списанию по
истечении 4 месяцев со дня фактического полу-чения предприятием-должником
товаров – как безнадежная
дебиторская задолжен-ность – на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях от-сутствует умысел. При
проверке в МУП «Водоканал» не выявлены факты списания просроченной дебиторской
заложенности.
Аудитор проверяет наличие доказательств фактов истребования
дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с
мо-мента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом,
постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т. п.).
Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе
до ис-течения срока исковой
давности - 3 года (ст. 196 ГК РФ).
В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поку-пателями
и заказчиками установлено, что учет расчетов с покупателями и заказчи-ками
осуществляется на счете 62. Также установлено, что бухгалтерский учет на
предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными документа-ми.
Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с покупателями и
заказчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские балансы сос -тавлены
на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприятия подт-верждены
соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют
данным Главной книги и журналов-ордеров.
В процессе работы предприятия могут возникнуть
хозяйственные расхо-ды, которые не могут быть оплачены с расчетного счета или
из кассы. К этим расходам относятся закупка в торговле необходимых канцелярских
товаров или других материальных ценностей, оплата услуг или товаров,
реализуемых част-ными лицами или сторонними организациями, командировочные
расходы и т.д.
При возникновении необходимости в таких операциях
сотруднику предп-риятия выдаются наличные деньги под отчет с последующим
отчетом о произ-веденных расходах. Учет расчетов с подотчетными лицами ведется
на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". По отношению к балансу – это
активно-пас-сивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности
подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного перерасхода. По дебету
записывают-ся суммы, выданные под отчет, и возмещение перерасхода. По кредиту
суммы списанной задолженности подотчетных лиц согласно утвержденных авансовых
отчетов и суммы, сданные в кассу, неиспользованные подотчетными лицами.
В учете составляются
следующие проводки по счету 71 "Расчеты с подот-четными лицами":
1. Выдано
под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы: Дт 71 "Расчеты
с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса".
2. Подотчетные
суммы использованы на производственные нужды: Дт 25, 26
"Общепроизводственные, общехозяйственные расходы" Кт 71 "Расчеты
с под-отчетными лицами"
3.
Подотчетные суммы израсходованы на приобретение материалов, товаров:Дт 10, 41
"Материалы", "Товары" Кт 71 "Расчеты с подотчетными
лицами". Дт 19 "Налог на добавленную стоимость" Кт 71 "
Расчеты с подотчетными лицами".
4. Взнос неиспользованных подотчетных сумм в кассу: Дт 50
"Касса" Кт 71 "Ра-счеты с подотчетными лицами".
5.
Удержан из заработной платы долг по подотчетным суммам: Дт70 "Расчеты с
персоналом по оплате труда" Кт 71 "Расчеты с подотчетными
лицами".
Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами чаще всего проводится сплошным способом. Проверка обоснованности
выдачи авансов под отчет заключа-ется в установлении соблюдения требований Порядка
ведения кассовых операций в Российской Федерации в части выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операци-онные
нужды. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли приказу руково-дителя
круг лиц, получающих под отчет авансы, а также размеры и сроки предоста-вляемых авансов.
При проверке расходных кассовых ордеров, подтверждающих выдачу денег под отчет, обращается внимание
на полноту заполнения всех реквизитов и, в частно-сти, на отражение оснований для выдачи авансов.
Выдача денег под отчет должна производиться при условии полного отчета конкретного подотчетного
лица по ра-нее выданному авансу.
Проверка своевременности представления авансовых отчетов
осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отчетов со сро-ками,
предусмотренными в командировочном удостоверении или в приказе руково-дителя. Согласно Порядку ведения
кассовых операций (п. 11) лица, получившие на-личные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении сро-ка, на который они выданы, или со дня
возвращения их из командировки
предъяви-ть в бухгалтерию отчет об
израсходованных суммах и произвести
окончательный расчет по ним. Если
аудитор установил несоблюдение этого порядка,
то необходи-мо далее проверить выполнение
требований плана счетов об отражении подотчет-ных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 94 "Недостачи и поте-ри от
порчи ценностей" (Дт 94, Кт 71)
и последующее списание этих сумм. Провер-ка документальной обоснованности использования подотчетных сумм осуществляет-ся путем установления наличия и правильности оформления документов, подтвер-ждающих расходование подотчетных сумм, и их последующего отражения.
При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение
уста-новленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осу-ществляемых от имени организации,
т.е. юридического лица.
Суммы по первичным документам (накладная, счет-фактура, квитанция к приходному кассовому
ордеру, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом, установленным ЦБ РФ. При этом следует проверить, не производились ли выплаты в адрес одного поста-вщика в один день по данному счету, накладной, договору. Такие выплаты сумми-руются и сравниваются с лимитом.
В ходе
аудиторской проверке в МУП «Водоканал» установлено, что на пред-приятии
соблюдаются сроки предоставления авансовых отчетов, не выявлено слу-чаев
предоставления авансовых сумм под отчет лицам не отчитавшимся по ранее выданным
авансам.
Прослеживая корреспонденцию счетов, указанную в авансовых отчетах,
ауди-тор обращает внимание на характер произведенных затрат:
• расходы, связанные с производственной деятельностью (Дт 20-26, 44, Кт
71), следует отражать на счетах учета затрат;
• расходы социального и
непроизводственного назначения (Дт 84, Кт 71) списыва-ются за счет собственных
средств предприятия;
• расходы капитального характера (Дт 08, Кт 71) и расходы,
связанные с приоб-ретением МПЗ, включаются в покупную стоимость (Дт 10, 15, 16, Кт 71).
Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает
приз-нание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности Расходов,
связанных с командировкой.
Проверяя авансовые отчеты по командировкам, аудитор устанавливает нали-чие
командировочного удостоверения с указанием цели командировки с соответст-вующими
отметками о выбытии и прибытии; первичных документов, подтверждаю-щих расходы. Авансовые отчеты
должны быть утверждены руководителем предпри-ятия.
Проверка осуществляется путем сопоставления данных авансового отчета с
данными приложенных к отчету первичных документов и расчета суточных. Аудитор подтверждает
правильность определения срока командировки (по данным отметок о прибытии и убытии в
командировочном удостоверении), размера суточных в преде-лах установленных норм и сверх норм. Расходы по
проезду к месту командировки и обратно определяются по данным приложенных проездных
документов воздушно-го, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта общего пользования.
Затраты за пользование постельными принадлежностями должны быть подт-верждены соответствующей справкой или отметкой,
сделанной на билете.
Расходы
на проживание возмещаются командированному на основе подтверж-дающих документов и в полном размере относятся на
себестоимость. В целях
на-логообложения данные расходы принимаются только в пределах действующих норм не более 550 руб. в сутки. В размере 50 %
от стоимости места за сутки возмещаются расходы за бронирование мест в гостинице. При отсутствии
подтверждающих
доку-ментов оплата найма жилого помещения возмещается по норме 12 руб. Оплата су-точных
– 100 руб. за каждый
день нахождения в командировке.
Целесообразность оплаты других расходов, например, телефонных
счетов, ус-танавливается на основе подтверждающих документов. При этом определяется прои-зводственный
характер расходов и правомерность отнесения их на себестоимость. С этой целью
устанавливается наличие распечатки счетов за переговоры и соответст-вие номеру служебного телефона организации.
Расходы непроизводственного характе-ра, возмещенные подотчетному лицу, должны списываться
за счет собственных сред-ств (Дт 84, Кт 71) и включаться в совокупный доход работника
для удержания подо-ходного налога. Аудитору следует провести арифметическую проверку
командирово-чных расходов в пределах
норм и сверх норм.
Проверка отражения в учете расчетов с подотчетными лицами проводится
прослеживанием записей корреспондирующих счетов в авансовых отчетах и регист-ре по счету
71 "Расчеты с подотчетными лицами". Затраты на командировки, связан-ные с
производственной деятельностью, включаются (в соответствии с Положением
о составе затрат) в себестоимость и отражаются на счетах учета расходов с выделе-нием
сверхнормативных расходов.
Выявленные при проверке несоответствия и отклонения отражаются в
рабочих документах аудитора. При обобщении результатов проверки определяется влияние выявленных
отклонений на показатель себестоимости
и прибыль, на величину начисленных налогов (подоходный, НДС, на прибыль).
4.6
Уровень существенности и аудиторский риск
Основной целью аудита является
установление достоверности бухгалтер-ской отчетности МУП «Водоканал» и
соответствия совершенных ими финансо-вых и хозяйственных операций нормативным
актам, действующим в Российс-кой Федерации. Аудиторская организация в ходе
проведения проверок не долж-на устанавливать достоверность отчетности с
абсолютной точностью, но обяза-на установить ее достоверность во всех
существенных отношениях.
Под достоверностью бухгалтерской
отчетности во всех существенных от-ношениях понимается такая степень точности
показателей бухгалтерской отче-тности, при которой квалифицированный
пользователь этой отчетности оказы-вается в состоянии делать на ее основе
правильные выводы и принимать прави-льные экономические решения. Существенность
информации – это ее свойство, которое делает ее способной влиять на
экономические решения разумного по-льзователя такой информации.
Аудитор обязан принимать во внимание
две стороны cущественности в аудите:
качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен
использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы опреде-лить, носят
или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения
порядка совершенных МУП «Водоканал» финансовых и хозяйст-венных операций от
требований нормативных актов, действующих в Российс-кой Федерации. С
количественной точки зрения аудитор должен оценить, пре-восходят ли по
отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины
неотмеченных отклонений) количественный крите-рий – уровень существенности.
Под уровнем существенности понимается
то предельное значение ошиб-ки бухгалтерской отчетности, начиная с которой
квалифицированный пользова-тель этой отчетности с большой степенью вероятности
перестанет быть в состо-янии делать на ее основе правильные выводы и принимать
правильные эконо-мические решения.
При нахождении абсолютного значения
уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные
показатели, характеризующие достоверность отчетности МУП «Водоканал»»,
подлежащего аудиту, далее на-зываемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.
Для нахождения уровня существенности можно использовать
следующую
таблицу № 4.1.
Таблица № 4.1 - Определение
единого уровня существенности по бухгалтерской отчетности МУП «Водоканал» за
2004 год.
Наименование базового показателя
|
Значение базового показате-ля
бухгалтерской отчетности проверяемого экономическо-го субъекта, тыс. руб.
|
Доля
(%)
|
Значение, применяе-мое для нахождения
уровня существен-ности, тыс. руб.
|
Балансовая прибыль предприятия
|
54
|
5
|
2,7
|
Валовый объем реализации без НДС
|
18143
|
2
|
362,86
|
Валюта баланса
|
21882
|
2
|
437,64
|
Собственный капитал
|
17870
|
10
|
1787
|
Общие затраты предприятия
|
22681
|
453,62
|
Уровень
существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в МУП
«Водоканал», подлежащем проверке, определяются фи-нансовые показатели,
перечисленные в первом столбце таблицы. Их значение за-несено во второй столбец
в тех денежных единицах, в которых подготовлена бух-галтерская отчетность. От
этих показателей берутся процентные доли, которые оп-ределены внутренней
инструкцией аудиторской фирмы и применяются на постоя-нной основе, приведенные
в третьем столбце таблицы, и результат заносится в че-твертый столбец.
Аудитор должен проанализировать
числовые значения, записанные в четве-ртом столбце. В том случае, если
какие-либо значения сильно отклоняются в боль-шую и (или) меньшую сторону от
остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей
рассчитывается средняя величина, которую мож-но для удобства округлить, но так,
чтобы после округления ее значение изменило-сь бы не более чем на 20% в ту или
иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым
показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей
работе.
Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические
расче-ты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор
исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей
документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть
одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской
проверки.
Среднее арифметическое показателей в
столбце 4 составляет:
(2,7 + 362,86 + 437,64 + 1787 +
453,62) / 5 = 608,76 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от
среднего на:
(608,76 – 2,7) / 608,76 ∙ 100%
= 99,56%.
Наибольшее значение отличается от
среднего на:
(1787 – 608,76) / 608,76 ∙ 100%
= 193,55%.
Поскольку и в том и в другом случаях
отклонение наибольшего и наимень-шего показателей от среднего и от всех
остальных является значительным, прини-маем решение отбросить значения 2,7 тыс.
руб. и 1787 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим
новую среднюю величину:
(362,86 + 437,64 + 453,62) / 3 =
418,04 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от
среднего на:
(418,04 – 362,86) / 418,04 ∙
100% = 13,2 %.
Наибольшее значение отличается от
среднего на:
(453,62 – 418,04) / 418,04 ∙
100% = 8,51 %
Поскольку значение 362,86 и 453,62
тыс. руб. отличаются от среднего незна-чительно принимаем решение при
дальнейших расчетах их оставить. Новое сред-нее арифметическое составит:
Полученную величину допустимо
округлить до 418 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в
качестве значения уровня существенности. Различия между значением уровня
существенности до и после округления состав-ляет:
(418,04 - 418) / 418,04 ∙ 100%
= 0,01%, что находится в пределах 20%.
Аудиторский
риск получается из равенства:
Ар
= Нр * Рк * Рн,
где
Ар – аудиторский риск,
Нр – неотъемлемый риск (25 %),
Рк - риск средств контроля (60 %),
Рн - риск необнаружения.
Риск необнаружения, определяем исходя из того,
что допустимый при проверке аудиторский риск составляет 5 %.
Рн
= Ар/(Нр*Рк) = 0,05/(0,25*0,60) = 0,33 или 33%.
5.
Совершенствование аудита денежных средств и расчетов с использованием
компьютера
Внедрение и использование
компьютерных технологий обработки учет-ной информации явилось одним из наиболее
значительных достижений науки и управления. Система субъекта хозяйствования
существенно влияет на методи-ки ревизии и аудита. Аудитор на стадии подготовки
к проверке хозяйствующе-го субъекта должен изучить организационно-техническое
обеспечение контро-ля и определить необходимость привлечения для исследования
его надежности технических специалистов. В процессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установлены особенности алгоритма системати-зации информации,
влекущие ее искажение.
Компьютерная обработка данных в организации имеет место в
случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка
значитель-ных объемов ученой информации независимо от следующих факторов:
Ø
компьютер используется
организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной;
Ø
компьютер используется
организацией для обработки экономической инфор-мации во всех аспектах
хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки
информации по отдельным фактов хозяйствен-ной деятельности, отдельным участкам
учета.
При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных
сохра няются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие компьютер
ной обработки данных существенно влияет на процесс изучения аудитором сис-темы
учета организации и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.
Аудитору желательно иметь представление о техническом,
программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а
также системах обработки экономической информации. В случае отсутствия у аудито-ра
необходимых для этого знаний, следует использовать работу эксперта в об-ласти
информационных технологий. А также аудиторской организации целесо-образно иметь
библиотеку наиболее распространенных систем компьютерной обработки данных и
прилагать усилия к изучению особенностей их практичес-кого применения.
Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа
все су-щественные вопросы организации обработки учетных данных в системе ком-пьютерной
обработки данных организации, отразив в нем следующие положе-ния:
Ø
организационная форма
обработки данных, например: обработку данных осу-ществляет специальное
подразделение или компьютеры установлены на рабо чих местах бухгалтерского
персонала и обработка данных осуществляется не -посредственно бухгалтерами;
обработку данных организация осуществляет самостоятельно третья сторона по
заключенному с ней договору;
Ø
форма бухгалтерского учета;
Ø
разделы и участки учета,
функционирующие в среде компьютерной обработ-ки данных;
Ø
система компьютерной
обработки данных размещена на одном или нескольк-их компьютерах;
Ø
обработка данных ведется
локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;
Ø
обеспечение архивирования и
хранения данных;
Ø
передача данных производится:
с использованием каналов связи, через внеш-ние носители или происходит ввод
данных с клавиатуры.
В условиях компьютерной обработки данных большое значение необхо-димо придавать качеству учетных данных.
Информация в электронной системе учета должна отражаться своевременно, в полном
объеме и с достаточным уро-внем детализации. При исследовании компьютерной
обработки данных особое внимание следует
уделить установлению в ней рисковых зон. Этого можно дос-тичь при проведении
процедур тестирования электронной системы учета.
На начальном этапе аудитор производит
тестирование вводной информа-ции. Необходимость тестирования вызвана тем, что
даже самая совершенная система электронной обработки информации не даст
реальных результатов, ес-ли исходные данные не отражают по существу совершенные
хозяйственные операции.
Аудитору необходимо также проверить
полноту и правильность регист-рации исходных данных в компьютерной системе.
Полнота ввода информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в
первичных докумен-тах, включены в систему обработки. Правильно
зарегистрированными данными можно считать те, которые по форме соответствуют
принятым в системе элект-ронной обработки данных обозначениям и терминам, а по
содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции или факте
хозяйственной дея-тельности и способе ее обработки.
Также аудитор должен оценить возможности
системы компьютерной об-работки
данных в части:
Ø гибкого реагирования на изменения хозяйственного,
налогового или иного за -конодательства с точки зрения настройки программного
обеспечения;
Ø формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;
Ø осуществления аналитических процедур;
Ø расширения функций компьютерной системы.
Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского
персонала в об-ласти компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли
специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или
прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы
компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.
При проведении аудиторской проверки учета денежных средств
и расче-тов в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляю-тся
ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–факту-ры,
приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материа -льно
ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регис-трации и
т.д.
6.
Аудиторское заключение
В ходе аудита все действия аудиторов направлены на достижение
главной цели аудиторской проверки – формирование объективного мнения о достовер-ности
бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и соста-вляет
содержание аудиторского заключения.
Аудиторское заключение – это документ с юридическим статусом
для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управ-ления,
органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение ау-диторской
организации (аудитора) по результатам проверки, проведенной по решению органов
дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назна-ченной в соответствии с
процессуальным законодательством РФ.
Аудиторское заключение по результатам обязательного аудита
составляе-тся в соответствии с требованиями российского правила (стандарта)
аудиторс-кой деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о
бухгалтер-ской отчетности» и требованиями других правил (стандартов).
Аудиторское заключение должно быть составлено на русском
языке, сто-имостные показатели в нем выражены в валюте Российской Федерации
(руб.). Исправления не допускаются.
Аудиторская организация обязана предоставить аудиторское
заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве
экземпляров и в обусловленные сторонами сроки.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского
заключения определяется федеральным стандартом аудиторской деятельности
«Аудиторс-кое заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Этот
стандарт был утвержден постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №
696.
Согласно пункту 4 данного стандарта, в аудиторском заключении
должны указываться:
1.
следующие
сведения об аудиторе:
-
организационно-правовая форма и наименование;
- ее
местонахождение;
- номер и
дата о государственной регистрации;
- номер, дата предоставления
лицензии на осуществление аудиторской деяте- льности и наименование органа,
предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;
- членство в аккредитованном профессиональном
аудиторском объединении;
2. следующие сведения об аудируемом
лице:
- организационно-правовая форма и наименование;
-
местонахождение;
- номер и
дата о государственной регистрации;
- сведения
о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;
3.
вводная
часть;
4.
часть,
описывающая объем аудита;
5.
часть,
содержащая мнение аудитора.
К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная
зако -нодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отноше-нии
которой проводился аудит.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается
аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При
проведении про-верки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывает-ся
в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторс-кой
фирмы.
В ходе аудиторской проверки могут быть выявлены
существенные нару-шения в установленном порядке ведения бухгалтерского учета.
Они находят от-ражение в аудиторском заключении.
Выводы и предложения
В дипломной работе проведено исследование, целью которого
являлась изучение аудита денежных средств и расчетов.
Объектом исследования в работе является МУП «Водоканал».
Бухгалтерский учет в МУП «Водоканал» ведется в соответствии
с «Поло-жением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Внутрихозяйственный кон-троль
сохранности и использования денежных средств в хозяйстве осуществля-ет
руководитель и главный бухгалтер. Он введется в соответствии с Порядком о
ведении кассовых операций в Российской Федерации.
Главный бухгалтер подбирает на должность кассира, заключает
с ним до-говор о материальной ответственности. Руководитель предприятия
обеспечива-ет условия сохранности денег в кассе, а также при транспортировке их
из банка в банк.
На МУП «Водоканал» применяется журнально-ордерная форма
учета де-нежных средств с использованием программы 1С-Бухгалтерия 7.7,
заполняются все необходимые первичные документы и регистры по учету денежных
сред-ств и расчетов. На предприятии применяются наличные и безналичные расчеты
(расчетными чеками, платежными поручениями).
При аудите учета денежных средств необходимо в первую
очередь обра-тить внимание на правильность оформления первичных документов, их
соотве-тствие договору.
При аудите денежных средств можно порекомендовать
проведение анали-за отчета о движении денежных средств. Достоинство
аналитических данных формы №4 в том, что он позволяет оценить общие суммы
поступлений и плате-жей и обращает внимание аудитора на те статьи, которые
формируют наиболь-ший приток и отток денежных средств.
Основным приемом осуществления внутрихозяйственного
контроля дене-жных средств является инвентаризация денег в кассе. Ее проводят
внезапно один раз в месяц. Результаты инвентаризации наличия денежных средств
офор-мляют актом инвентаризации.
В результате анализа состояния учета и внутрихозяйственного
контроля сохранности и использования денежных средств в МУП «Водоканал»
выявлены следующие недостатки:
·
Нарушаются рекомендации по охране и транспортировке
денежных сред-ств из банка в организацию.
·
Дубликаты ключей от сейфа и помещения кассы
хранятся в сейфе главно-го бухгалтера.
·
Имеются случаи подписи руководителем и главным
бухгалтером незапо-лненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного
заполнения при получении денег в банке.
·
Разрешается производить прием и выдачу денег по
кассовым ордерам до конца текущего года.
·
Проверку отчета кассира проводит бухгалтер
расчетной группы.
Денежные средства являются основой благосостояния каждого
предприя-тия, поэтому контроль за их хранением и использованием должен быть
хорошо организован.
Программа
аудита
МУП «Водоканал»
|
с 01.01.2004 по 31.12.2004
|
2-16
|
Сидоров В.В.
|
Амурцева Е.И.
|
4%
|
3
|
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№
|
Перечень
аудиторских процедур по разделам аудита
|
Период
проведения
|
Исполнитель
|
Рабочие
документы
|
Примечание
(рекомендуемые приемы проверки)
|
1
|
инвентаризация кассы и обследование условий хранение
денег
|
10.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
отчет кассира, акт инвентаризации
|
Прослеживание,
подтверждение
|
2
|
Проверка правильности документального оформления операций
|
10.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
приходные, расходные кассовые ордера
|
Прослеживание,
Подтверждение
|
3
|
Проверка полноты и своевременности опри-ходования денежных
средств
|
10.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
корешки чеков, выписки банка
|
Прослеживание, сверка
|
4
|
проверка правильности списания денег в расход
|
10.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
расходные кассовые ордера и приложен-ные к ним документы
|
Прослеживание
|
5
|
проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины
|
12.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
|
Подтверждение
|
6
|
проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского
учета
|
12.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
Аналитические данные к сч. 50 «Касса», регистры
бухгалтерского учета
|
Сопоставление
Подтверждение
|
7
|
проверка порядка веде-ния учетных регистров по счету 51
|
12.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
Регистры бухгалтерс-кого учета, журнал-ордер, ведомость
по счету 51
|
Выборочная проверка, сопоставление
|
|
ведутся ли регистры синтетического учета по каждому
расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр
|
12.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
выписки банка, регистры синтетического учета
|
Прослеживание
|
8
|
проверка своевременно-сти отражения в регист-рах
синтетического уче-та операций по движе-нию денежных средств на расчетном
счете
|
12.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
регистры синтетического учета по счету 51, выписки банка
|
Прослеживание
|
|
тождественность запи-сей в учетных регистрах и в выписке
банка
|
12.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
регистры синтетичес-кого учета по счету 51, выписки банка
|
сопоставление
|
|
Наличие подтверждаю-щих документов на приобретение ТМЦ,
работ, услуг.
|
10.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
Договоры, письма, счета-фактуры, приходные документы
|
Прослеживание,
подтверждение
|
№
|
Перечень
аудиторских процедур по разделам аудита
|
Период
проведения
|
Исполнитель
|
Рабочие
документы
|
Примечание
(рекомендуемые приемы проверки)
|
|
Проверка полноты опри-ходования материальных ценностей
материально-ответственными лицами
|
12.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
Счета, приходные акты, накладные
|
Выборочная проверка, сопоставление
|
|
проверка своевременно-сти и правильности оп-латы за материальные
ценности (работы, услуги).
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
счета-фактуры, платежные поручения
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
Проверки начальных остатков по статьям учета расчетов с
поку-пателями и заказчиками
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
Бухгалтерский баланс, регистры учета
|
Сверка
|
|
заключены ли договора поставки продукции
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
договора, счета-фактуры
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
реальность задолжен-ности покупателей
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
акт инвентаризации расчетов
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
правильность ведения аналитического учета по счету 62
“Расчеты с покупателями и заказчиками”
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
регистры аналитического учета по счету 62
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
правильность составле-ния бухгалтерских проводок по счету
62
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
Регистры синтетического учета
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
соответствие записей аналитического учета по счету 62
записям в журнале-ордере №11, главной книге и балансе
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
журнал-ордер, баланс, главная книга
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
имеются ли приказы (распоряжения) о нап-равлении
работников в командировку
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
приказы (распоря-жения) о направле-нии работников в
командировку
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
правильность возме-щения командировоч-ных расходов (суточ-ные,
квартирные, стоимость проезда)
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
авансовые отчеты и приложенные к ним документы
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
имеется ли команди-ровочное удостовере-ние с отметкой в
месте пребывания в командировке
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
авансовые отчеты, командировочные удостоверения
|
сопоставление,
прослеживание
|
|
правильность и своевременность составления авансовых
отчетов
|
14.01.2005
|
Сидоров В.В.
Амурцева Е.И.
|
авансовые отчеты, командировочные удостоверения
|
сопоставление,
прослеживание
|
Руководитель аудиторской организации _______________
Перечень
тестов проверки контроля денежных средств в кассе
№ №
п/п
|
Вопросы
|
ОТВЕТЫ
|
Примечания
|
Нет ответа
|
Да
|
Нет
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Осуществление контроля
|
1.
|
Снимаются ли остатки денежных средств ежеквартально?
|
|
+
|
|
|
2.
|
Проводятся ли внезапные проверки в кассе?
|
|
+
|
|
|
3.
|
Присутствует ли главный бухгалтер при снятии остатков в
кассе?
|
|
+
|
|
|
4.
|
Проверяет ли отчеты кассира главный бухгалтер?
|
|
+
|
|
|
5.
|
Снимаются ли остатки денежных средств в кассе на конец
года?
|
|
+
|
|
|
Обеспечение сохранности
|
6.
|
Хранятся ли деньги в несгораемом сейфе?
|
|
+
|
|
|
7.
|
Имеется ли сигнализация в помещении кассы?
|
|
+
|
|
|
8.
|
Заключен ли договор с вневедомственной охраной?
|
|
+
|
|
|
9.
|
Сопровождает ли охрана кассира при получении им денег в
банке?
|
|
+
|
|
|
10.
|
Имеются ли вторые ключи от сейфа у руководителя
предприятия?
|
|
+
|
|
|
Реальность
|
11.
|
Регистрируются ли приходные документы в журналах?
|
|
+
|
|
|
12.
|
Присваивает ли кассир номера приходным и расходным
документам денежных средств?
|
|
+
|
|
|
13.
|
Составляет ли кассир приходные и расходные документы
денежных средств?
|
|
|
14.
|
Производятся ли записи в отчете кассира:
а)
ежедневно
в) по мере накопления документов?
|
|
+
|
-
|
|
15.
|
Кроме денежных средств в кассе хранятся ли: бланки
облигаций, акций, путевок в д\о и санаторий?
|
|
+
|
|
|
16.
|
По движению валютных средств в кассе составляются ли
отдельные отчеты?
|
|
|
-
|
|
ПОЛНОТА
|
17.
|
Вся ли сдается в банк выручка, поступившая в кассу?
|
|
+
|
|
|
18.
|
Практикуется ли получение денег от клиента, работников за
товары, услуги другими лицами (минуя кассира)?
|
|
+
|
|
|
РАЗРЕШЕНИЕ
|
19.
|
Нужны ли две подписи на документах отражающих выдачу
денег из кассы?
|
|
+
|
|
|
20.
|
Практикуется ли выдача денег из кассы за одной подписью
(руководителя, главного бухгалтера)?
|
|
|
-
|
|
КЛАССИФИКАЦИЯ
|
21.
|
Разработана ли (по дебету, кредиту счета 50) наиболее
характерная корреспонденция счетов хозяйственных операций, типичных для
данного предприятия?
|
|
+
|
|
|
УЧЕТ
|
22.
|
Сверяет ли бухгалтер данные ведомости по реализации
материальных ценностей, работ, услуг с данными денежных средств, поступившими
в кассу?
|
|
+
|
|
|
23.
|
Дотируется ли приходные, расходные, кассовые документы в
журнале регистрации по дате, указанных в них?
|
|
+
|
|
|
24.
|
Сдает ли кассир в бухгалтерию ежедневно кассовые отчеты?
|
|
|
-
|
|